рабочая программа ПМ 01 Разработка программных модулей

  • Образовательные программы
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» утвержденного приказом Министерства образования и науки Организация-разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум им. А. К. Лысенко»Организация-разработчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум им. А. К. Лысенко»
Иконка файла материала рабочая программа ПМ 01 Разработка программных модулей_2014.doc
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального «Лискинский промышленно­транспортный техникум им. А.К. Лысенко» образования Воронежской области  (ГОБУ СПО ВО «ЛПТТ им. А.К. Лысенко») РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем название профессионального модуля по специальности СПО 09.02.03       Программирование в компьютерных системах   код                                           названиеЛиски  2014 г.   Разработка программных             Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. модулей   программного   обеспечения   для   компьютерных   систем  разработана   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и программы подготовки   специалистов   среднего   звена   (ППССЗ)   по   специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ№ 804 от 28 июля  2014 года.   Организация­разработчик:  Государственное   образовательное   бюджетное   учреждение среднего   профессионального   образования   Воронежской   области   «Лискинский промышленно­транспортный техникум им. А. К. Лысенко»   Разработчики: Петрова Ольга Николаевна, преподаватель Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Плотникова Светлана Сергеевна, преподаватель Ф.И.О., ученая степень, звание, должность Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии   «Промышленность » протокол №1, от 28.08.2014г. Программа   одобрена на заседании УМС протокол  №1 , от 28.08.2014г. 2СОДЕРЖАНИЕ  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр. 4 7 8 22 23 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля – является частью  программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 «Программирование   в   компьютерных   системах»   в   части   освоения   основного   вида профессиональной деятельности (ВПД): совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С   целью   овладения   указанным   видом   профессиональной   деятельности   и соответствующими   профессиональными   компетенциями   обучающийся   в   ходе   освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:  разработки   алгоритма   поставленной   задачи   и  реализаций   его   средствами автоматизированного проектирования;  разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;  использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;  проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;  в умении работать с регистром;  в умении учитывать систему прерываний при работе с вычислительной системой;  в осуществлении потокового ввода­вывода данных;  в   разработке   программных   модулей   с   использованием   динамических   структур данных;  в создании файла, чтении из файла, умении производить изменения в файле. уметь: программирования;  осуществлять   разработку   кода   программного  модуля   на   современных   языках  создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;  выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;  оформлять документацию на программные средства;  использовать   инструментальные   средства   для  автоматизации   оформления документации;    работать с регистром;   учитывать систему прерываний при работе с вычислительной системой;  осуществлять потоковый ввод ­ вывод данных;  разрабатывать библиотеки подпрограмм;  разрабатывать программные модули с использованием динамических структур данных;  создавать файл, читать из файла, производить изменения в файле. 4знать:  основные этапы разработки программного обеспечения;  основные   принципы   технологии   структурного   и  объектно­ориентированного программирования;  основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;  методы и средства разработки технической документации;  структуру и основные компоненты вычислительной системы  основные компоненты системы программирования;  структуру и способы описания языков программирования высокого уровня;  правила использования библиотеки подпрограмм для проектирования программного модуля;  устройство  и принцип работы динамических структур данных;  принцип организации файла и специфику работы с файлом. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального  модуля: всего –690 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 438 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 292 часа; самостоятельной работы обучающегося –146часов; производственной практики – 252 часа. 1.4. Использование часов вариативной части профессионального модуля. \ п п №     т ы п о й и к с е ч и т к а р п й ы н ь л е т и н л о п о Д   Уметь работать с регистром. Уметь учитывать 1 систему прерываний при работе с вычислительной системой. е ы н ь л е т и н л о п о Д я и н е м у е ы н ь л е т и н л о п о Д я и н а н з е и н а в о н е м и а н   , № ы м е т о в т с е ч и л о К в о с а ч Уметь работать с регистром. Уметь учитывать систему прерываний при работе с вычислительной системой. Знать  структуру и  основные  компоненты  вычислительно й системы Тема 1.1.  Структура и  основные  компоненты  вычислительной  системы 12   е и н а в о н с о б О в я и н е ч ю л к в ю у ч о б а р у м м а р г о р п Одним из основных понятий системного программирован ия является вычислительная система 5Знать основные компоненты системы программирова ния. Тема 1.2. Системы программирован ия. 2 3 4 5 6 Осуществлятьпо токовый ввод­  вывод данных. Осуществление  потокового ввода­ вывода данных. Уметь  разрабатывать  библиотеки  подпрограмм. Умение  разрабатывать  библиотеки  подпрограмм. Уметь  разрабатывать  программные  модули с  использованием  динамических  структур данных. Умение  разрабатывать  программные  модули с  использованием  динамических  структур данных. Тема 1.4. Языки программирован ия  высокого  уровня. Тема 2.1.  Подпрограммы. Знать структуру и способы описания языков программирова ния высокого уровня. Знать правила использования библиотеки подпрограмм для проектирования программного модуля. Знать устройство  и принцип работы динамических структур данных Тема 2.3.  Динамические  структуры   данных. Уметь создавать  файл, читать из  файла,  производить  изменения в  файле  Умение создавать  файл, читать из  файла,  производить  изменения в файле Знать принцип организации файла и специфику работы с файлом. Тема 2.4.  Файлы. Одним из  основных  понятий системного программиро­ вания  является  понятие  системы программирова­ ния Одним из  основных  понятий системного программиро­ вания  является язык программ­ мирования высокого  уровня. Набор подпрограмм является обязательной частью программного модуля. Динамические структуры  данных  являются   одними из основных  понятий системного программирова­ ния  Файл является одной из  основных  единиц системного программи­ рования. 6 16 34 32 32 ИТОГО1132 62. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом   освоения   профессионального   модуля   является   овладение  следующим видом профессиональной деятельности – разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем,  в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 Наименование результата обучения Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент Осуществлять разработку кода программного продукта на основе  готовых спецификаций на уровне модуля Выполнять отладку программных модулей с использованием  специализированных программных средств Выполнять тестирование программных модулей Осуществлять оптимизацию программного кода модуля Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, определять методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их  эффективность и качество. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в  нестандартных ситуациях. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой  для постановки и решения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития. Использовать информационно­коммуникационные технологии для  совершенствования профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,  эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,  организовывать и контролировать их работу с принятием на себя  ответственности за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение квалификации. Быть готовым к смене технологий в профессиональной  деятельности 73. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Коды профессио нальных компетенц ий 1 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 Наименования разделов профессионального модуля* в о с а ч о г е с В   Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего, часов в т.ч. практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов 2 МДК.01.01.Системное  программирование. Раздел 1.  Выполнение разработки  спецификаций отдельных компонент МДК.01.01. Раздел 2.  Осуществление разработки  кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне  модуля МДК.01.02.Прикладное  программирование Раздел 3.  Выполнение отладки  программных модулей с  использованием специализированных  3 5 64 44 176 116 22 17 6 12 48 7 7 ­ ­ ­ Самостоятельна я работа обучающегося в т.ч., курсовая работа (проект), часов 9 ­ Всего , часов 8 20 60 5 Практика  Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) Учебная , часов 10 ­ ­ ­ 11 42 42 42 * Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6 ПК 1.1­1.6 программных средств МДК.01.02.  Раздел 4.  Выполнение тестирования  программных модулей МДК.01.02.  Раздел 5. Осуществление оптимизации программного кода модуля МДК.01.02.  Раздел 6. Разработка компонент  проектной и технической  документации с использованием  графических языков спецификаций Производственная практика (по  профилю специальности), часов Всего: 52 47 26 16 98 52 252 690 292 23 4 26 ­ ­ 20 5 10 46 120 20 146 ­ 42 42 42 252 252 93.2. Содержание профессионального модуля (ПМ) 10Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 1 МДК 01.01. Системное программирование. 2 Раздел 1.   Выполнение разработки спецификаций отдельных компонент. Тема 1.1.  Структура и основные компоненты вычислительной  системы Содержание: Вычислительная система. Программы и программное обеспечение.  Системное программирование. Регистры. Система прерываний. Регистры буферной  памяти (Cache, КЭШ). Оперативная память. Виртуальная память. Внешние  устройства. Мультипрограммный режим. Практические занятия:   1. Регистры. 2. Система прерываний.  3. Виртуальная память. Самостоятельная работа:  по овладению знаниями;   по формированию умений. Тема 1.2. Системы  программирования. Тема 1.3. Технология  программирования. Тема 1.4. Языки  программирования  высокого  уровня. Содержание: Системная программа. Прикладная программа. Системное ПО.  Формализация задачи и  разработка алгоритма. ЭВМ  ­ исполнитель алгоритмов. Самостоятельная работа:  по овладению знаниями. Содержание: Жизненный цикл ПО. Основные этапы разработки ПО. Модели  жизненного цикла программного средства. Постановка задачи на разработку  программного средства. Практические занятия: 1. Жизненный цикл ПО.  Самостоятельная работа:  по овладению знаниями;   по формированию умений. Содержание: Составление программы на языке программирования. Структура и  способы описания языков программирования высокого уровня. Потоковый ввод­  вывод данных. Форматы вывода. Управление символьным выводом на экран.  Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания. Практические занятия:  1. Потоковый ввод­вывод данных. 2. Управление символьным выводом на экран. 3. Вычисление логических операций. 4. Вычислительная система. Система программирования. Лабораторная работа: 1. Потоковый ввод данных. Вычисление логических операций. Символьный вывод  данных.  Самостоятельная работа:  по овладению знаниями;   по закреплению и систематизации знаний;   по формированию умений. Контрольная работа № 1 «Выполнение разработки спецификаций отдельных компонент». Раздел 2.  Осуществление разработки кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне  модуля. Тема 2.1.  Подпрограммы. Содержание: Подпрограмма – процедура. Формальные и фактические параметры. Локальные   и   глобальные   переменные.   Подпрограмма   ­   функция.   Вызов подпрограммы в основной программе. Рекурсия. Практические занятия:  1. Подпрограмма – процедура. 114. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация   дисциплины   требует   наличия   аудитории:   «Лаборатория  системного   и прикладного программирования. Оборудование лаборатории:  - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - персональные   компьютеры   по   количеству   обучающихся,   объединённые локальной вычислительной сетью. - интерактивная доска. Технические средства обучения:   рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, имеющими доступ в интернет, по количеству обучающихся;  необходимое программное обеспечение;  интерактивная доска;  принтер;  сканер. Комплект учебно­методической документации: - презентационный материал; - учебно­методическая документация.   4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов,   дополнительной литературы Основные источники: 1. А. П. Побегайло. Системное программирование в Windows. БХВ­Петербург , 2009. 2. И.Г. Семакин, А. П. Шестаков Основы алгоритмизации и программирования, 3­е издание, стереотипное, М.: Издательский центр «Академия», 2012.­393с. Дополнительные источники: 1. Харт Дж.М. ­ Системное программирование в среде Windows. 2009. 2. Рогачев А.Ф. Технология программирования. – Воронеж: Научная книга, 2010.­207с. 3. Аникеев   С.   В.,   Маркин   А.В.,   «Разработка   приложений   баз   данных   в Delphi»:Самоучитель. – М.: Диалог­МИФИ. 2013. – 160 с. 4. Антамошкин   О.   А.   Программная   инженерия.   Теория   и   практика:   учебник.   ­ Красноярск: Сиб. федер. ун­т, 2012.  5. Биллиг, В.A. Основы объектного программирования на С# (C# 3.0, Visual Studio   Интернет­Университет   Лаборатория   знаний,   ­   М.: 2008). Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2010.    БИНОМ. 6. Павловская,   Т.   C/C++.   Структурное   и   объектно­ориентированное программирование: практикум /Т.Павловская, Ю.Щупак.­ СПб.: Питер, 2011.  127. 8. 9.   Смирнов,   А.А.   Прикладное   программное   обеспечение:   учебное   пособие.   ­   М.: Евразийский открытый институт, 2011.   Снетков, В.М. Практикум прикладного программирования на C# в среде VS.NET 2008. ­ М.: Интернет­Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2010.   Федотова, С.В. Создание Windows­приложений в среде Delphi: учебное пособие. ­ М.: СОЛОН­ПРЕСС, 2010.  Интернет­ресурсы  http://aco.ifmo.ru/el_books/applied_programming/. 1. 2. CIT­Forum: Центр информационных технологий: материалы сайта [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://citforum.ru/, свободный.  3. CodeNet   ­   все   для   программиста   [Электронный   ресурс].   ­   Режим   доступа: http://www.codenet.ru/, свободный.  4. Coding Lessons.ru [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://codinglessons.ru/, свободный.  Видео­курс   «Уроки   Visual   Studio   С++»   [Электронный   ресурс].   ­   Режим доступа:http://www.youtube.com/user/visvivatutorials, свободный.  5. 7. 6. Духанов, А.В. Системное и прикладное программное обеспечение [Электронный ресурс]:   конспект   лекций   /   С.И.   Абрахин,   А.В.   Духанов;   Владим.   гос.   ун­т.   ­ Владимир:   ­   Режим   доступа: http://window.edu.ru/resource/359/77359, свободный.    Информация   для   студентов   и   преподавателей   [Электронный   ресурс].­   Режим доступа: www.4stud.info, свободный.    Изд­во   Владим.   гос.   ун­та,   2010. 135. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  Контроль и оценка  результатов освоения ПМ осуществляется преподавателем в процессе   текущего   (рубежного)   контроля,   промежуточной   аттестации   в   форме   зачета, экзамена и зачета по производственной практике (по профилю специальности). Результаты  (освоенные профессиональные компетенции) Выполнять разработку  спецификаций отдельных  компонент Основные показатели оценки результата  Умение осуществлять  разработку кода программного  модуля на современных языках  программирования. Осуществлять разработку кода  программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне  модуля.  Умение создавать программу по  разработанному алгоритму как  отдельный модуль. Формы и методы контроля и оценки  Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Рубежный  контроль:  контрольная  работа. Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Промежуточная  аттестация:  экзамен 14Выполнять отладку программных  модулей с использованием  специализированных  программных средств.  Умение выполнять отладку  программы на уровне модуля. Выполнять тестирование  программных модулей.  Умение выполнять  тестирование программы на  уровне модуля. Осуществлять оптимизацию  программного кода модуля.  Умение вносить изменения в  программный код согласно  требованиям  производственной  необходимости. Разрабатывать компоненты  проектной и технической  документации с использованием  графических языков  спецификаций.  Умение оформлять  документацию на  программные средства;  Умение использовать  инструментальные средства  для автоматизации  оформления документации. Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Рубежный  контроль:  Контрольная  работа. Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Промежуточная  аттестация: зачет. Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Текущий  контроль: тесты,  практические  занятия,   самостоятельная  работа,  практическая   работа. Промежуточная аттестация:  Курсовой проект экзамен 15Результаты  (освоенные общие компетенции) Понимать сущность и социальную  значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней  устойчивый интерес. Организовывать собственную  деятельность, исходя из цели и  способов ее достижения,  определенных руководителем. Основные показатели оценки результата  Способность проявлять  интерес к выбранной  профессии.  Умение выбирать и  применять методы и способы  решения профессиональных  задач в области разработки  программных средств;  Способность оценки  эффективности и качества  выполнения работ. Принимать решения в  стандартных и нестандартных  ситуациях и нести за них  ответственность. Осуществлять поиск и  использование информации,  необходимой для эффективного  выполнения профессиональных  задач, профессионального и  личностного развития. Использовать информационно­ коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. Работать в коллективе и в  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,  потребителями.  Способность ориентироваться в той или иной ситуации,  оценивать её и принимать  решение по дальнейшим  действиям.  Эффективность поиска  необходимой информации;  Умение использовать  различные источники  информации, включая  электронные.  Умение пользоваться  средствами информационно­ коммуникационных  технологий для достижения  профессиональных целей.  Способность взаимодействия  с обучающимися,  преподавателями и  руководителями в ходе  прохождения практики. Брать на себя ответственность за  работу членов команды  (подчиненных), за результат  выполнения заданий.  Способность к  управленческой  деятельности. Формы и методы контроля и оценки  Интерпретация  результатов  наблюдений за  деятельностью  обучающегося в  процессе  прохождения  практики. Для проверки  сформирован­ ности ОК  используется  портфолио. 16Самостоятельно определять  задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься самообразованием,  осознанно планировать  повышение квалификации. Ориентироваться в условиях  частой смены технологий в  профессиональной деятельности.  Умение выбирать и  применять методы и способы  решения профессиональных  задач в области разработки  программного обеспечения;  Способность оценки  эффективности и качества  выполнения работ;  Стремление к повышению  уровня знаний и опыта.  Способность  приспосабливаться к новым  условиям труда. 17