Рабочая программа по адыгейской литературе
для 9класса
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная
национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская
литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с
русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в
соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и
писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и
психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной
культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду,
языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных
национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных
ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов
литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа отражает основные направления
работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа
состоит из следующих разделов:
I. Историко-героические произведения адыгейского
фольклора.
II. Адыгейские писатели - просветители XIX века.
III.
Адыгейская литература .
Основные
линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества адыгских писателей - просветителей XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы адыгейской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Девятый класс
(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)
№ урока |
Тема урока |
Д/З |
Дата |
|
I четверть I. Историко-героические произведения адыгейского Фольклора.
|
|
|
1. |
Героические песни — яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народа. |
|
|
2. |
Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле. |
|
|
|
II. Адыгейские писатели - просветители XIX века |
|
|
3. |
Жизненный и творческий путь Ш.Ногмова. «Хох» — о науке и просвещении. |
|
|
4. |
Жизненный и творческий путь У.Берсея. Букварь черкесского языка. |
|
|
5. |
Хан Гирей — основоположник адыгской исторической науки и художественной литературы. |
|
|
|
III. Адыгейская литература (59 ч.)
|
|
|
6. |
Жизненный и творческий путь Т. М. Керашева |
|
|
7. |
«Дорога к счастью» — первый в адыгейской литературе роман. |
|
|
8. |
Роман как один из ведущих эпических жанров. |
|
|
9. |
Воспроизведение в романе широкой картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов |
|
|
10. |
формирования новых взглядов, жизни и быта адыгов. |
|
|
11. |
Образы «новых» людей в романе —- Биболет, Доготлуко. |
|
|
|
|
|
|
12. |
Женские образы в романе — Нафисет, Амдехан |
|
|
13. |
Особенности языка Керашева. |
|
|
14. |
Рецензия — отзыв на отрывки из романа «Дорога к счастью».
|
|
|
15. |
Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов». |
|
|
16. |
Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева. |
|
|
17. |
Образы: Анчок — народный заступник и герой |
|
|
18. |
Сочинение-рассуждение. Честь как нравственное понятие.
|
|
|
|
2 четверть |
|
|
19. |
Жизненный путь поэта Ахмед Джанхотович Хатков
|
|
|
20. |
Творчество А.Д.Хаткова.
|
|
|
21. |
А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть. |
|
|
22. |
А.Д.Хатков. Поэма.В сакле свет.-1 часть. |
|
|
23. |
Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого. |
|
|
24. |
Лирические и эпические поэмы. |
|
|
25. |
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
|
|
|
26. |
Особенности литературного языка А.Д.Хаткова |
|
|
27.
|
Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого. Патриотические мотивы в поэзии А.Д.Хаткова |
|
|
28 |
Творческий практикум. Поэтический семинар.
|
|
|
29 |
Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова
|
|
|
30 |
Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова
|
|
|
31 |
Контрольное тестирование за 2 четверть « Писатели и поэты Адыгеи»
|
|
|
32 |
Обобщающий урок по творчеству А.Д.Хаткова |
|
|
3 четверть |
|||
33. |
Жизненный и творческий путь писателя и драматурга И.С.Цея.
|
|
|
34. |
Драма как род литературы, ее особенности. |
|
|
35. |
Слово в драме. |
|
|
36. |
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие первое.
|
|
|
37. |
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие второе. И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие третье.
|
|
|
38. |
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие четвертое. |
|
|
39. |
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие пятое. |
|
|
40. |
Классовая борьба шапсугского охотника с хатукайским князем Дауаем. |
|
|
41. |
Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.
|
|
|
42- 43. |
Проблема взаимоотношения героя и времени в драме. |
|
|
44-45. |
Сочинение- рассуждение. Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.
|
|
|
46 |
Жизненный и творческий путь поэта М.С.Паранука. |
|
|
47. |
М.С.Паранук .Стихотворение .Ранней осенью. |
|
|
48-49. |
Образ родной природы в пейзажной лирике М. С. Паранука. |
|
|
50. |
Особенности поэтической речи. |
|
|
51. |
Поэтический семинар.
|
|
|
52. |
Обобщающий урок по творчеству М.С.Паранука. |
|
|
|
4 четверть |
|
|
53. |
М.С.Паранук . Стихотворение «Говорят, любовь ко всем приходит...».
|
|
|
54. |
Тема любви в лирике поэта. |
|
|
55. |
Мир чувств и лирики.
|
|
|
56. |
М.С.Паранук . Поэма .Ураза.
|
|
|
57. |
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады. |
|
|
58. |
Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе. |
|
|
59. |
Способы создания характера в поэме. |
|
|
60. |
Историческая реальность в поэме. |
|
|
61-62. |
Сочинение-сопоставление главных героев поэмы «Ураза».
|
|
|
63. |
Историко-героические произведения адыгейского Фольклора. Повторение.
|
|
|
64. |
Адыгейские писатели - просветители XIX века. Повторение. |
|
|
65. |
Поэты Адыгеи. Повторение. |
|
|
66. |
Писатели Адыгеи. Повторение. |
|
|
67. |
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. |
|
|
68. |
Контрольное тестирование. |
|
|
Список литературы
для учителя:
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
11. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
12. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.