Рабочая программа по адыгейской литературе ( 9 класс)

  • Документация
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом. Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Учебно-методический комплекс: учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Иконка файла материала Рабочая программа по адыгейской литературе 9 класс.docx

 

Рабочая программа по адыгейской литературе

для 9класса

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева,  Н.А.Киярова.

  Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
    

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

 

 

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств  школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:  

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
 
I.  Историко-героические произведения адыгейского

фольклора.

II.      Адыгейские писатели - просветители XIX века.

III. Адыгейская литература .
  Основные линии программы:

1.         Развитие творческой деятельности.

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

 

 

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества адыгских писателей - просветителей XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы адыгейской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

 

                                                                             

 

 

 

 

                                                                                   Девятый класс

 

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

Д/З

Дата

 

I четверть

I.  Историко-героические произведения адыгейского

Фольклора.

 

 

 

1.

Героические песни — яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народа.

 

 

2.

Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле.

 

 

 

II.      Адыгейские писатели - просветители XIX века

 

 

3.

Жизненный и творческий путь Ш.Ногмова. «Хох» — о науке и просвещении.

 

 

4.

Жизненный и творческий путь У.Берсея. Букварь черкесского языка.

 

 

5.

Хан Гирей — основоположник адыгской исторической науки и художественной литературы.

 

 

 

III.   Адыгейская литература (59 ч.)

 

 

 

6.

Жизненный и творческий путь

Т. М. Керашева

 

 

7.

«Дорога к счастью» — первый в адыгейской литературе роман.

 

 

8.

Роман  как  один  из  ведущих  эпических  жанров. 

 

 

9.

Воспроизведение в романе широкой картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов

 

 

10.

формирования новых взглядов, жизни и быта адыгов.

 

 

11.

Образы «новых» людей в романе —- Биболет, Доготлуко.

 

 

 

 

 

 

12.

Женские образы в романе — Нафисет, Амдехан

 

 

13.

Особенности языка Керашева.

 

 

14.

Рецензия — отзыв на отрывки из романа «Дорога к счастью».

 

 

 

15.

Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».

 

 

16.

Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.

 

 

17.

Образы: Анчок — народный заступник и герой

 

 

18.

Сочинение-рассуждение. Честь как нравственное понятие.

 

 

 

 

2 четверть

 

 

19.

Жизненный путь поэта Ахмед Джанхотович Хатков

 

 

 

 

20.

Творчество А.Д.Хаткова.

 

 

 

21.

А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть.

 

 

22.

А.Д.Хатков. Поэма.В сакле свет.-1 часть.

 

 

23.

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

 

 

24.

Лирические и эпические поэмы.

 

 

25.

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

 

 

 

26.

Особенности литературного языка А.Д.Хаткова

 

 

27.

 

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

Патриотические мотивы в поэзии А.Д.Хаткова

 

 

28

Творческий практикум. Поэтический семинар.

 

 

 

 

29

Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова

 

 

 

30

Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова

 

 

 

31

Контрольное тестирование за 2 четверть « Писатели и поэты Адыгеи»

 

 

 

 

32

Обобщающий урок по творчеству А.Д.Хаткова

 

 

3 четверть

33.

Жизненный и творческий путь писателя и драматурга И.С.Цея.

 

 

 

34.

Драма как род литературы, ее особенности.

 

 

35.

Слово в драме.

 

 

36.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие первое.

 

 

 

37.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие второе.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие третье.

 

 

 

38.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие четвертое.

 

 

39.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие пятое.

 

 

40.

Классовая борьба шапсугского охотника с хатукайским князем Дауаем.

 

 

41.

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

 

 

 

42- 43.

Проблема взаимоотношения героя и времени в драме.

 

 

44-45.

Сочинение- рассуждение. Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

 

 

 

46

Жизненный и творческий путь поэта М.С.Паранука.

 

 

47.

М.С.Паранук .Стихотворение .Ранней осенью.

 

 

48-49.

Образ родной природы в пейзажной лирике М. С. Паранука.

 

 

50.

Особенности поэтической речи.

 

 

51.

Поэтический семинар.

 

 

 

52.

Обобщающий урок по творчеству М.С.Паранука.

 

 

 

4 четверть

 

 

53.

М.С.Паранук . Стихотворение «Говорят, любовь ко всем приходит...».

 

 

 

54.

Тема любви в лирике поэта.

 

 

55.

Мир чувств и лирики.

 

 

 

56.

М.С.Паранук . Поэма .Ураза.

 

 

 

57.

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

 

 

58.

Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.

 

 

59.

Способы создания характера в поэме.

 

 

60.

Историческая реальность в поэме.

 

 

61-62.

Сочинение-сопоставление главных героев поэмы «Ураза».

 

 

 

63.

Историко-героические произведения адыгейского

Фольклора. Повторение.

 

 

 

64.

Адыгейские писатели - просветители XIX века. Повторение.

 

 

65.

Поэты Адыгеи. Повторение.

 

 

66.

Писатели Адыгеи. Повторение.

 

 

67.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

 

 

68.

Контрольное тестирование.

 

 

 

 

Список литературы

для учителя:

1.     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2.     Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.

3.     Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.

4.     Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

5.     М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6.     Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7.     А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8.     Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

9.     Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

10.                       Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

11.                       Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

12.                       Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

1.      Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература  7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2.     Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3.     Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4.     Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.


 

Посмотрите также