Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
экология
Взрослым
06.11.2017
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
РП Экология спец. Электрификация и автоматизация с.х..doc
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Колледж Ейский»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДб.11 Экология
для специальности
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 2017 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины «Экология»
Место учебной дисциплины в учебном плане
Результаты освоения учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Экология»
3
4
6
6
8
12
15
2 ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»
предназначена для изучения основных вопросов экологии в
профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке
специалистов среднего звена по специальности 35.02.08 Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Экология», на основе примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для
профессиональных образовательных организаций (авторы П.М. Скворцов,
Е.В. Титов, Е.В. Колесова, Я.В. Скворцова), рекомендованной ФГАУ
«ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (Протокол
№ 3 от 21.07.2015, регистрационный номер рецензии 387 от 23.07.2015
ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259), в
соответствии с Методическими рекомендациями по формированию
программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (Министерство образования и
науки Краснодарского края ГБУКК «Научнометодический центр
профессионального образования», 2015г.), с учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).
Содержание программы «Экология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и
особенностях их функционирования в условиях нарастающей
антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии
как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в
формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
экологических знаний в практической деятельности людей, развитии
3 современных технологий; определять состояние экологических
систем в природе и в условиях городских и сельских поселений;
проводить наблюдения за природными и искусственными
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей
развития природоохранной деятельности; в ходе работы с
различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального
природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и
окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению
правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией,
решение которых направлено на рациональное природопользование, на
охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды
обитания человека.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования – программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ): ОК 19.
Содержание программы структурировано, выделены темы в
соответствии с тематическим планом. В программе дано распределение
часов учебной нагрузки обучающихся по темам курса и последовательность
их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, указаны
темы индивидуальных проектов.
В каждой теме указаны виды
самостоятельной работы обучающегося.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями,
реализующими образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования – программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
Экология научная дисциплина,
изучающая все аспекты
взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а
также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа»,
условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами
изучения экологии являются живые организмы и, в частности, человек, а
также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки
4 естественнонаучной дисциплины и превращает её в комплексную
социальную дисциплину.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого
общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного
природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из
основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и
общества, а владение экологическими знаниями является одним из
необходимых условий реализации в любой будущей профессиональной
деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет
концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены
содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические
закономерности; взаимодействие системы «природа» и «общество»,
прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции
устойчивого развития; методы научного познания в экологии:
естественнонаучные и гуманитарные аспекты.
сельского хозяйства
При освоении специальности СПО 35.02.08 Электрификация и
автоматизация
(технический профиль
профессионального образования) экология изучается на базовом уровне
ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся,
полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной
школе.
При отборе содержания учебной дисциплины «Экология»
использован культуросообразный подход, в соответствии с которым
обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для
формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение
человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической
деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой
ведущим компонентом являются научные знания и научные методы
познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную
картину мира, но и пробуждает у них эмоциональноценностное отношение
к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной
направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и
поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в
рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППССЗ).
5 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общеобразовательная учебная дисциплина (ОУДб.11) «Экология»
является учебным предметом по выбору из обязательной предметной
области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования и относится к
общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и технического
профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
•
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности, используя полученные
экологические знания;
• объективное осознание значимости компетенций в области экологии
для человека и общества;
• умения проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения
экологической направленности, используя для этого доступные
источники информации;
•
• умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
• умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения,
эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного
воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений
экологической направленности и оценивать её достоверность для
достижения поставленных целей и задач;
6 предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития
общества и природы, экологических связях в системе «человек
обществоприрода»;
• сформированность экологического мышления и способности
учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах
деятельности;
• владение умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
• владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
• сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия
своих действий в окружающей среде;
• сформированность способности к выполнению проектов
экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем.
Роль экологии в формировании современной картины мира и в
практической деятельности людей. Значение экологии при освоении
специальностей среднего профессионального образования.
Виды самостоятельной работы
Подготовка сообщения на тему:
Основные экологические приоритеты современного мира.
Тема 1. Экология как научная дисциплина
Общая экология.
Среда обитания и факторы среды. Общие
закономерности действия факторов среды на организм.
Популяция. Экосистема. Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
Среда, окружающая человека, её специфика и состояние.
Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и
глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах местности, окружающей обучающегося.
Виды самостоятельной работы
Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента:
Популяция как экологическая единица.
Среда обитания и среды жизни: сходства и различия.
Структура экологической системы.
Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека.
Окружающая человека среда и её
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная
компоненты.
среда.
Городская среда.
Городская квартира и требования к её
экологической безопасности.
Шум и вибрация в городских условиях.
8 Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе.
Экологические требования к организации строительства в городе.
Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых
помещений. Их экологическая безопасность.
Контроль за качеством строительства.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях
сельской местности.
Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
Виды самостоятельной работы
Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента:
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
Окружающая человека среда и её компоненты: различные взгляды на одну
проблему.
Причины возникновения экологических проблем в городе.
Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
Система контроля экологической безопасности в России.
Современные требования к экологической безопасности продуктов
питания.
Твёрдые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
Тема 3. Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные
экологические проблемы и способы их решения.
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое
развитие».
«Устойчивость и развитие».
Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели
«Устойчивость и развитие».
Способы решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Экономический, социальный, культурный и экологический способы
устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
Виды самостоятельной работы
Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента:
9 Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции
устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции
устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции
устойчивого развития.
История и развитие концепции устойчивого развития
Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
Тема 4. Охрана природы
Природоохранная
способствующих охране природы.
деятельность.
Типы
организаций,
Особо охраняемые природные территории и их законодательный
статус.
Экологические кризисы и экологические ситуации.
Природные ресурсы и их охрана. Природнотерриториальные
аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в
России.
Возможности управления экологическими системами (на примере
лесных биогеоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное описание естественных природных систем и
агроэкосистемы.
Виды самостоятельной работы
Подготовка реферата/презентации на тему по выбору студента:
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения
проблемы исчерпаемости.
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России:
возможные способы решения проблем.
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране
природы.
Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
Проблемы почвенной эрозии и способы её решения в России.
Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
10 Примерные темы индивидуальных проектов
1. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения
проблемы исчерпаемости.
2. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории
России: возможные способы решения проблем.
3. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране
природы.
4. Причины возникновения экологических проблем в городе.
5. Причины возникновения экологических проблем в сельской
местности.
6. Современные требования к экологической безопасности продуктов
питания.
7. Энергетические ресурс и проблемы их исчерпаемости.
8. Экология жилища. Факторы риска.
9. Одноразовые ценности.
10.Как выжить в квартире.
11.Шум как экологический фактор.
12.Визуальная среда современного города.
13.Экологические болезни.
14.Дезодоранты и озоновый щит планеты.
15.Экологические проблемы в художественной литературе.
16.Курение как фактор загрязнения атмосферного воздуха.
17.Городская свалка. Экскурсия на помойку.
18.Бытовые отходы человечества. Как спастись от мусора.
11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
При реализации содержания общеобразовательной учебной
дисциплины (ОУДб.11) «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся по
специальностям СПО технического профиля профессионального
образования составляет 54 часа. Из них – аудиторная (обязательная)
нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 36 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 18 часов.
Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины
(ОУДб.11) «Экология»
Количество часов
аудиторной нагрузки
при очной форме
обучения
Всего
3
2
6
12
8
7
1
36
в том числе
ЛЗ
4
ПЗ
5
1
1
2
1
5
Самостоя
тельная
работа
6
1
3
6
4
4
18
Наименование разделов и тем
Максималь
ная учебная
нагрузка
обучающегос
я
1
Введение
Тема 1. Экология как научная дисциплина
Тема 2. Среда обитания человека и экологическая
безопасность
Тема 3. Концепция устойчивого развития
Тема 4. Охрана природы
Дифференцированный зачет
ИТОГО
2
3
9
18
12
11
1
54
12 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание
обучения
Введение
Характеристика основных видов деятельности
обучающегося (на уровне учебных действий)
Знакомство с объектом изучения экологии.
Определение роли экологии в формировании
современной картины мира и в практической
деятельности людей.
Демонстрация значения экологии при освоении
профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Общая экология
Социальная
экология
Прикладная
экология
Умение выявлять общие закономерности действия
факторов среды на организм.
Получение
представлений о популяции, экосистеме, биосфере
Знакомство с предметом изучения социальной
экологии. Умение выделять основные черты среды,
окружающей человека.
Умение выявлять региональные экологические
проблемы и указывать причины их возникновения, а
также возможные пути снижения последствий на
окружающую среду
2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
Среда обитания
человека
Городская среда
Сельская среда
БЕЗОПАСНОСТЬ
Овладение знаниями об особенностях среды
обитания человека и её основных компонентов.
Умение формировать собственную позицию по
отношению к сведениям, касающимся понятия
«комфорт среды обитания человека», получаемым из
разных источников, включая рекламу
Знание основных экологических требований к
компонентам окружающей человека среды.
Знакомство с характеристиками городской квартиры
как основного экотопа современного человека.
Умение определять экологические параметры
современного человеческого жилища
Знание экологических требований к уровню шума,
вибрации, организации строительства жилых и
нежилых помещений, автомобильных дорог в
условиях города.
Знание основных экологических характеристик
среды обитания человека в условиях сельской
13 местности.
3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Возникновение
концепции
устойчивого
развития
Устойчивость и
развитие
Природоохранная
деятельность
Природные
ресурсы и их
охрана
Знание основных положений концепции устойчивого
развития и причин её возникновения.
Умение формировать собственную позицию по
отношению к сведениям, касающимся понятия
«устойчивое развитие».
Знание основных способов решения экологических
проблем в рамках концепции «Устойчивость и
развитие».
Умение различать экономическую, социальную,
культурную и экологическую устойчивость. Умение
вычислять индекс человеческого развития по
отношению к окружающей среде
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ
типов организаций,
Знание истории охраны природы в России и
основных
способствующих
охране природы.
Умение определять состояние экологической
ситуации окружающей местности и предлагать
возможные пути снижения антропогенного
воздействия на природу.
Умение пользоваться основными методами научного
познания: описанием, измерением, наблюдением
для оценки состояния окружающей среды и
потребности её в охране.
14 УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
Для освоения программы учебной дисциплины «Экология» имеется
в наличии кабинет экологии.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 282110), и
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих
экологическую систему и др.);
• информационнокоммуникационные средства;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Основная:
1. Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
Дополнительная:
1. Константинов В.М.,
Челидзе Ю.Б.
Экологические основы
природопользования: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций,
осваивающих профессии и
специальности СПО. М., 2017
2. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М.:
2013
3. Основы экологического мониторинга. – Краснодар, 2012
4. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов
н/Д, 2010
Для преподавателей
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 №
273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от
15 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от 23.07.2013 № 203ФЗ,
от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15
ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135ФЗ, от 04.06.2014 №
148ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145
ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.
N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. N413"
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от
17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образовании».
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования,
одобренная решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. №2/16з)
6. Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках
концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернетресурсы
1. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
2. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
3. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России).
16
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Экология, специальность 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.