Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
обществознание
10 кл—11 кл
11.06.2019
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. 162 часа.
РП Обществознание 2018-19уч.год, I курс, все.doc
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
(ГПОУ «ЧТОТиБ»)
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«ЧИТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И БИЗНЕСА»
Утверждаю:
Заместитель директора по учебной работе
_______________А.С. Варфоломеева
«___» ____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
для специальностей: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений; 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмнотранспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования; 21.02.05
Земельно
имущественные отношения; 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта; 07.02.01 Архитектура, 08.02.05 Строительство
и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, 08.02.07 Монтаж и
эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования
воздуха и вентиляции,
Теплоснабжение и теплотехническое
оборудование, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 08.02.11
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
13.02.02
1 Уровень подготовки: базовый
Форма обучения: очная
Курс (семестр): I (1,2)
2018 г.
2 Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобразования
6.10.09 г. № 413, в ред. от 29.12.2014 №
1645
ОДОБРЕНА
ПЦК №___________________
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Председатель предметной (цикловой)
комиссии
_____________/___________
Подпись Ф.И.О.
Разработана на основе примерной
программы по учебной дисциплине
Обществознание
для СПО, разработанной федеральным
институтом развития образования
(ФИРО)
Протокол № 3 от 21.07.2015
ДОПУЩЕНА
к использованию
Ст.методист
_______ /Т.С. Турчина/
«_______» _______________ 20____
Автор программы:
А.Г.Важенин, доцент
кафедры философии, социологии, политологии
и истории Российского университета
кооперации, кандидат исторических наук.
Адаптировал программу Т.С. Турчина, преподаватель ГПОУ «Читинский техникум
отраслевых технологий и бизнеса»
Эксперты: Е.В. Мананникова, заместитель директора по НМР, ГПОУ «Читинский
техникум отраслевых технологий и бизнеса»
3 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
стр.
4
8
23
26
29
4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1.Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предназначена для изучения обществознания в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмнотранспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования; 21.02.05
Земельноимущественные
отношения; 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта; 07.02.01 Архитектура, 08.02.05 Строительство и эксплуатация
автомобильных дорог и аэродромов, 08.02.07 Монтаж и эксплуатация
внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и
вентиляции, 13.02.02
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование,
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 08.02.11 Управление,
эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: в учебных планах ППССЗ место учебной
дисциплины «Обществознание» в составе общеобразовательных учебных
дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей
СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Содержание
программы «Обществознание» направлено на
достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам
Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня политической,
правовой и духовнонравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социальноэкономических и политико
правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать,
5 систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественнополезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования – программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
ЛР.1сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге
6 культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
ЛР.2российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
уважение
чувства ответственности перед Родиной,
народу,
государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛР.3гражданская позиция как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
ЛР.4толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие
цели; сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать
конфликты;
ЛР.5готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР.6осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
ЛР.7ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
МПР.1умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МПР.2владение навыками познавательной, учебноисследовательской и
проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
МПР.3готовность и способность к самостоятельной информационно
познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках социально правовой и экономической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
7 различных источников;
МПР.4умение
использовать
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
информационных
средства
МПР.5умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
МПР.6умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
МПР.7владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
понятийный аппарат обществознания;
предметных:
ПР.1сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
ПР.2владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
ПР.3владение
причинноследственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
умениями
выявлять
ПР.4сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире;
ПР.5сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
ПР.6владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
ПР.7сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
8 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия:
1. Опережающие семинары, выступления студентов с
индивидуальными докладами
2. Работа с учебником, составление схем, сравнительных таблиц
3. Решение логических задач
4. Работа с документальными материалами
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
1.Подготовка докладов и сообщений
2.Подготовка презентаций
3.Заполнение таблиц и схем
4. Составление словаря терминов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
часов
162
108
41
54
9 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Человек и
общество
Тема 1.1.
Философские
представления о
социальных
качествах
человека.
Тема 1.2
Социализация
личности
индивида.
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
2
Содержание учебного материала
1
Введение. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования.
Значимость социального знания. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление.
Виды деятельности. Творчество.
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Формирование характера индивида. Потребности, способности и интересы индивида.
Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой
жизни.
Практическое занятие
1
Практическая работа №1. Составление таблицы «Ценности и нормы современного
подростка»
Тема 1.3
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
Количество
часов
Коды
результатов
освоения
содержания
УД
3
27
2
1
1
1
1
ЛР1
МПР3
ПР2
ОК 0107
ЛР1
МПР1
ПР3
ОК0107
ЛР2
10 Проблема
познаваемости
мира
Тема 1.4
Свобода как
условие
самореализации
личности.
Тема 1.5
Межличностное
общение и
взаимодействие.
Тема 1.6
Человек в
учебной и
трудовой
деятельности.
1
Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные особенности научного мышления.
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Свобода человека и ее ограничители. Выбор и ответственность за его последствия.
Гражданские качества личности.
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Человек в группе. Умение общаться. Толерантность. Многообразие мира общения.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты.
Истоки конфликтов в среде молодежи.
Практическое занятие
1
Практическая работа №2. Составление схемы
поведения».
«Причины и истоки агрессивного
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное
самоопределение.
Практическое занятие
1
Практическая работа №3. Составить аналитическую работу «Виды деятельности: субъ
ект, объект деятельности, цель, средства достижения, мотив, результат».
Тема 1.7
Самостоятельная работа
Составление резюме
Содержание учебного материала
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
МПР5
ПР1
ОК 0107
ЛР1
МПР7
ПР2
ОК 0107
ЛР4
МПР4
ПР3
ОК 0107
ЛР6
МПР7
ПР3
ОК 0107
ЛР1
11 Общество как
сложная
система
1
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их
функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной. Значение информационной революции. Противоречивость воздействия
людей на природную среду
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного
прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное,
постиндустриальное (информационное).
Самостоятельная работа
Повторить §21 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов. Подготовка докладов по теме:
«Особенности современного мира».
Практическое занятие
1
Практическая работа №4 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Процессы
глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их
опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Самостоятельная работа
Составление словаря философских терминов. Подготовка докладов по теме: «Духовная культура
личности и общества».
Тема 1.8
Многовариантно
сть
общественного
развития.
Тема 1.9
Особенности
современного
мира.
Раздел 2.
Духовная
культура
личности и
общества
2
1
2
1
2
1
9
МПР3
ПР5
ОК 0107
ЛР3
МПР6
ПР3
ОК 0107
ЛР4
МПР2
ПР4
ОК 0107
12 Тема 2.1.
Духовная
культура
личности
и общества
Тема 2.2
Наука и
образование
в современном
мире
Тема 2.3
Мораль,
искусство и
религия как
элементы
духовной
культуры
Раздел 3.
Экономика
Тема 3.1
Экономика
как наука
и хозяйство.
Практическое занятие
1
Практическая работа №5 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Значение
культуры в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная
культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Образование как способ передачи знаний и опыта. Естественные и социальногуманитарные
науки. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в
Российской Федерации.
Самостоятельная работа студентов:
Повторить конспект лекции.
Практическое занятие
1
Практическая работа №6 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Мораль.
Основные принципы и нормы морали. Религия как феномен культуры. Мировые религии.
Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей.
Виды искусств.
Самостоятельная работа
Составление словаря философских терминов
Содержание учебного материала
1
Структура общей экономической теории: микроэкономика, макроэкономика. Выбор и
альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Самостоятельная работа
2
1
2
1
2
1
42
2
1
ЛР4
МПР3
ПР6
ОК 0107
ЛР5
МПР7
ПР6
ОК 0107
ЛР5
МПР7
ПР6
ОК 0107
ЛР3
МПР4
ПР7
13 Повторить§33 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Традиционная экономическая система. Централизованная экономическая система.
Рыночная экономика, ее плюсы и минусы. Смешанная модель экономики.
Практическое занятие
1
Практическая работа №7.
экономические связи семьи».
Составить аналитическую работу «Практические
Самостоятельная работа
Подготовка докладов к семинарскому занятию по теме: «Поведение потребителя на рынке».
Практическое занятие
1
Практическая работа №8 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Рациональность
потребителя и свобода выбора. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы
семьи. Реальный и номинальный доход. Работа в парах, планирование семейного бюджета
на месяц.
Понятие рынка. Основные виды рынков. Спрос, предложение, рыночная цена
Самостоятельная работа
Составление словаря экономических терминов.
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Самостоятельная работа
Повторить §34 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов. Подготовка докладов к
семинарскому занятию по теме: «Конкуренция и ее виды».
Практическая работа №9. Работа с учебником. Составление схемы «Функции рынка».
Тема 3.2
Экономические
системы
Тема 3.3
Поведение
потребителя на
рынке
Тема 3.4
Рынок
Тема 3.5
Практическое занятие
1
1
1
2
1
1
1
1
ОК 0107
ОК11
ЛР5
МПР3
ПР1
ОК02
ЛР5
МПР3
ПР5
ОК 0107
ОК11
ЛР5
МПР4
ПР2
ОК 0107
ЛР7
14 Конкуренция и
ее виды
1
Практическая работа №10 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Понятие
конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Значение конкуренции. Основы
менеджмента и маркетинга.
Самостоятельная работа
Повторить §34 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.
Основной и оборотный капитал предприятия.
Практическое занятие
1
Практическая работа №11. Работа с гражданским кодексом – создание предприятия,
описание процедуры его создания, прав и ответственность учредителей и уставного
капитала.
Самостоятельная работа
Составление словаря экономических терминов.
Содержание учебного материала
1
Сущность и цели государственного регулирования рыночной экономики.
государства в экономике. Фискальная политика государства. ВВП и его структура.
Функции
Самостоятельная работа
Подготовка докладов по теме: «Бюджетноналоговая политика государства».
Практическое занятие
1
Практическая работа №12 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц,
логических и текстовых схем.
Государственный бюджет. Виды налогов. Основы налоговой политики государства.
Государственный долг.
Самостоятельная работа
Составление кроссворда по теме «Бюджетноналоговая политика государства».
Содержание учебного материала
Тема 3.6
Теория
поведения
фирмы
Тема 3.7
Государство и
экономика.
Тема 3.8
Бюджетно
налоговая
политика
государства
Тема 3.9
2
1
1
1
1
2
1
2
1
МПР5
ПР2
ОК 0107
ОК11
ЛР5
МПР6
ПР7
ОК 0107
ОК11
ЛР3
МПР7
ПР1
ОК 0107
ОК11
ЛР5
МПР7
ПР3
ОК 0107
ОК11
ЛР2
15 Спрос на труд и
его факторы.
1
Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на
рынках труда.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов по теме: «Товар и деньги в экономике».
Тема 3.10
Товар и деньги в
экономике.
Тема 3.11
Банки и их роль
в экономике.
Тема 3.12
Макроэкономич
еская
нестабильность:
инфляция и
безработица
Тема 3.13
Становление
современной
Практическое занятие
1
Практическая работа №13 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Формирование
товарноденежных отношений: натуральное и товарное хозяйства. Теории стоимости
товара: трудовая теория и теория полезности. Сущность денег. Функции денег.
Полноценные и неполноценные деньги. Золотой стандарт. Закон денежного обращения.
Самостоятельная работа
Повторить §35 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Самостоятельная работа
Повторить §3435 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
1
Понятие, виды и темпы инфляции. Причины инфляции и антиинфляционные меры.
Практическая работа №14. Работа с учебником. Составление схемы «Безработица:
понятие, уровень, причины и типы».
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные
проблемы экономики России и ее регионов. Россия в мировой экономике.
2
1
2
1
2
1
1
1
1
2
МПР4
ПР5
ОК 0107
ОК11
ЛР5
МПР3
ПР5
ОК 0107
ОК11
ЛР3
МПР5
ПР4
ОК 0107
ОК11
ЛР3
МПР5
ПР4
ОК 0107
ОК11
ЛР6
МПР7
16 рыночной
экономики
Тема 3.14
Глобальная
экономика.
Раздел 4.
Социальные
отношения.
Тема 4.1
Социальная
стратификация.
Тема 4.2
Социальная роль
индивида в
обществе
Тема 4.3
Самостоятельная работа
Повторить §3336 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Организация международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические
проблемы.
Самостоятельная работа
Составление словаря экономических терминов.
Содержание учебного материала
1
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
мобильность. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы в
России. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в
Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Повторить §37 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в
юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Практическая работа №15. Составление аналитической работы «Мои социальные роли».
Практическое занятие
1
Самостоятельная работа
Подготовка докладов к семинарскому занятию по теме: «Социальный статус личности».
Практическое занятие
1
2
1
24
2
1
1
1
1
2
ПР4
ОК 0107
ОК11
ЛР6
МПР1
ПР5
ОК 0107
ЛР2
МПР2
ПР6
ОК 0107
ЛР5
МПР5
ПР4
ОК 0107
ЛР4
17 Социальный
статус личности.
Тема 4.4
Социальный
контроль.
Тема 4.5
Девиантное
поведение
Тема 4.6
Социальный
конфликт.
Тема 4.7
1
Практическая работа №16 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Социальный
статус в обществе. Виды статусов. Престиж профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа
Составление словаря социологических терминов.
Содержание учебного материала
1
Назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля.
Самоконтроль.
Самостоятельная работа
Составление словаря социологических терминов.
Содержание учебного материала
1
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм
девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная
и личностная значимость здорового образа жизни.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов к семинарскому занятию по теме: «Социальный конфликт».
Практическое занятие
1
Практическая работа №17 Работа с документом составление текстовых, сравнительно
обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем. Социальный
конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения
социальных конфликтов
Самостоятельная работа
Составление словаря социологических терминов.
Практическое занятие
1
2
1
2
1
2
1
2
МПР3
ПР4
ОК 0107
МПР4
ПР5
ОК 0107
ЛР5
МПР3
ПР7
ОК 0107
ЛР5
МПР5
ПР1
ОК 0107
ЛР2
18 Этнические
общности и
межнациональны
е
отношения
Тема 4.8
Семья как малая
социальная
группа.
Раздел 5.
Политика
Тема 5.1
Политическая
система, ее
внутренняя
структура.
Тема 5.2
Типы
политических
режимов.
Тема 5.3
1
Практическая работа №18 (работа с публицистическими источниками, подготовка
сообщений, выступления студентов с индивидуальными докладами):
Этнические
общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Самостоятельная работа
Составление словаря социологических терминов.
Содержание учебного материала
1
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Самостоятельная работа
Составление словаря социологических терминов.
Содержание учебного материала
1
Понятие власти. Типы общественной власти. Государство как политический институт.
Признаки государства. Государственный суверенитет. Функции государства
Самостоятельная работа
Повторить §40 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Формы правления, территориальногосударственное устройство. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Тоталитарный режим. Авторитарный режим.
Самостоятельная работа студентов:
Составление словаря политических терминов.
Практическое занятие
1
Практическая работа №19 Просмотр мультфильма «Звероферма», описание
политических режимов представленных в мультфильме.
1
2
1
24
2
1
2
1
2
МПР1
ПР3
ОК 0107
ЛР5
МПР5
ПР1
ОК 0107
ЛР5
МПР5
ПР1
ОК 0107
ЛР5
МПР5
ПР1
ОК 0107
ЛР5
МПР2
19 Функционирован
ие политических
Тема 5.4
Правовое
государство
Тема 5.5
Личность и
государство.
Тема 5.6
Роль выборов в
демократическо
м обществе
Самостоятельная работа
Составление словаря политических терминов.
Содержание учебного материала
1
Правовое государство и его признаки. Гражданское общество, его основные черты. Три
ветви власти, их функции.
Самостоятельная работа
Повторить §41 учебника «Человек и общество», Л.Н. Боголюбов.
Содержание учебного материала
1
Политический статус личности. Политическое лидерство. Политическая элита,
особенности ее формирования в современной России. Понятие гражданское общество.
Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их
деятельность в Российской Федерации.
Практическое занятие
1
Практическая работа №20.
политических лидеров».
Работа с учебником. Составление таблицы «Типы
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
1
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и
опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Практическое занятие
1
Практическая работа №21. Работа с учебником. Составление схемы «Выборы в
демократическом обществе».
Тема 5.7
Самостоятельная работа
Составление словаря политических терминов.
Содержание учебного материала
1
2
1
1
1
1
1
1
1
ПР3
ОК 0107
ЛР1
МПР2
ПР4
ОК 0107
ЛР4
МПР2
ПР3
ОК 0107
ЛР5
МПР2
ПР3
ОК 0107
ЛР4
20 Политические
партии и
движения
1
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейнополитические
системы: консерватизм, либерализм, социалдемократия, коммунизм. Политические
партии и движения в России. Законодательное регулирование деятельности партий в
Российской Федерации.
Практическое занятие
1
Практическая работа №22. Работа в малых группах: создание партии, программы и ее
защита.
Самостоятельная работа
Составление словаря политических терминов.
Содержание учебного материала
1
Виды СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний.
Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Практическое занятие
1
Практическая работа №23. Работа с периодическими изданиями. Анализ общественно
политической статьи.
Самостоятельная работа
Составление словаря политических терминов.
Содержание учебного материала
1
Юриспруденция как общественная наука. Правовые и моральные нормы. Система права:
основные институты, отрасли права.
Самостоятельная работа
Повторить конспект лекции.
Содержание учебного материала
Тема 5.8
Роль СМИ в
политической
жизни общества
Раздел 6.
Право
Тема 6.1
Право в системе
социальных
норм.
Тема 6.2
1
1
1
1
1
1
36
2
1
МПР2
ПР4
ОК 0107
ЛР4
МПР2
ПР4
ОК 0107
ЛР4
МПР2
ПР4
ОК 0107
21 Основные
формы права.
Тема 6.3
Правовые
отношения
Тема 6.4
Конституционно
е право
Тема 6.5
Конституция
Российской
Федерации
Тема 6.6
1
Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу
законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации «Виды нормативноправовых норм»
Содержание учебного материала
1
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды
противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Самостоятельная работа
Составление словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала
1
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных
органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть.
Институт президентства. Местное самоуправление.
Практическое занятие
1
Практическая работа №24. Работа с Конституцией РФ. Составление схемы «Три ветви
власти в Российской Федерации».
Самостоятельная работа
Составление словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала
1
Полномочия законодательных органов власти. Полномочия исполнительных органов
власти. Порядок принятия федеральных законов
Практическое занятие
1
Практическая работа №25 Работа с текстом Конституции РФ – выполнение письменных
заданий по основам конституционного строя России.
Самостоятельная работа
Составление словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
ЛР4
МПР2
ПР3
ОК 0107
ЛР4
МПР5
ПР7
ОК 0107
ЛР1
МПР2
ПР6
ОК 0107
ЛР5
МПР3
ПР6
ОК02
ЛР4
22 Правоохранител
ьные органы
Российской
Федерации.
Тема 6.7
Госуслуги и
электронное
правительство.
Тема 6.8
Гражданское
право и
гражданские
правоотношения
Тема 6.9
Семейное право
и семейные
правоотношения
1
Органы охраны правопорядка. Органы защиты государственного строя Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Самостоятельная работа
подготовка презентации «Органы защиты конституционного строя России».
Содержание учебного материала
1
«Электронное правительство», «государственные услуги в электронном виде»,
«многофункциональный центр», «универсальная электронная карта». Перечень госуслуг в
электронном виде, доступных несовершеннолетним гражданам, достигшим 14 лет.
Перечень госуслуг в электронном виде, доступных совершеннолетним гражданам РФ.
Практическая работа №26. Регистрация на портале Госуслуг.
Практическое занятие
1
Самостоятельная работа
Составление словаря юридических терминов.
Содержание учебного материала
1
Гражданское право. Физические лица. Юридические лица. Гражданскоправовые
договоры. Имущественные права.
Практическое занятие
1
Практическая работа №27. Работа с Гражданским Кодексом РФ. Решение практических
задач.
Самостоятельная работа
Работа с Гражданским Кодексом – Составление схемы «Основные права и обязанности
физических лиц».
Содержание учебного материала
1
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.
Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей.
Практическое занятие
1
Практическая работа №28.
расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества.
Работа в парах, Составление исковых заявлений о
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
МПР2
ПР6
ОК 0107
ЛР3
МПР6
ПР2
ОК 0107
ЛР5
МПР4
ПР6
ОК 0107
ЛР7
МПР5
ПР1
ОК 0107
23 Самостоятельная работа
Подготовка презентации «Основные права ребенка»
Содержание учебного материала
1
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный
договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Правовые основы социальной защиты
и социального обеспечения.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации «Основные права и обязанности работника»
Содержание учебного материала
1
Административная ответственность.
Уголовное право.
Административное право и административные правоотношения. Административные
проступки.
Уголовная
ответственность.
Практическое занятие
1
Практическая работа №29. Работа с Кодексом об административных правонарушениях
РФ. Решение практических задач.
Самостоятельная работа
Работа с Уголовным кодексом РФ – описать в виде схемы виды уголовной ответственности.
Содержание учебного материала
1
История возникновения международного права. Международное гуманитарное право.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Самостоятельная работа
Подготовка презентаций «Современное международное право»
Всего:
Тема 6.10
Трудовое право
и трудовые
правоотношения
.
Тема 6.11
Административн
ое и уголовное
право.
Тема 6.12
Международное
право
4.
УСЛОВИЯ
1
2
1
1
1
1
2
1
162
ЛР6
МПР4
ПР6
ОК 0107
ЛР3
МПР4
ПР3
ОК 0107
ЛР6
МПР2
ПР6
ОК 0107
24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материальнотехническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
комплекты дидактических раздаточных материалов (карточки для получения
конструктивных ответов, карточкитесты, программированные материалы);
Технические средства обучения: телевизор, ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники
Учебники:
1. Баранов Т.А. Обществознание [Текст]: Учебник /Т.А. Баранов. М:
Просвещение, 2016. 340с.
2. Безбородов В.А Обществознание [Текст]: Учебник / В.А. Безбородов.
Просвещение, 2015. 378с.
3. Кравченко А.И. Обществознание [Текст]: Учебник /А.И. Кравченко. М:
Просвещение, 2014. 350с.
Учебные пособия
1. Морозова Л.А. Теория государтва и права: Учебное пособие / Л. А.
Морозова. — 6 е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРАМ, 2017. — 464
с. Режим доступа: http://znanium.com
2. Матузов Н.И. еория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.
Матузова,А.А. Воротникова; Кулапов В. Л., Матузов Н. И., Малько А. В. 3е
изд., перераб. и доп. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРАМ, 2017. 640 с. Режим
доступа: http://znanium.com
3. Слагода В.Г. Экономика : учеб. пособие / В.Г. Слагода. — 4е изд.,
перераб. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРАМ, 2017. — 239 с. Режим доступа:
http://znanium.com
Дополнительные источники
4. Сычев, А.А. Обществознание [Текст]: Учеб. для ССУЗов / А.А. Сычев –
М.: ИнфраМ, 2013. – 384 с.
5. Мушинский, В.О. Обществознание [Текст]: Учеб. для ССУЗов / В.О.
Мушинский – М.: ИнфраМ, 2013. – 320 с.
6. Мушинский, В.О. Обществознание: Учебник / В.О. Мушинский – М.:
ИнфраМ, 2018. – 320 с. Режим доступа: http://znanium.com
25 7. Ковригин В.В. Обществознание : учебник / В.В. Ковригин. — М. : ИНФРА
М, 2017. — 303 с. Режим доступа: http://znanium.com
Интернетресурсы
1. Администрация Президента РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:// www. kremlin.ru
2. Тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию:
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. kremlin.ru/appears
3. Правительство Москвы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.mos.ru
4. Правительство РФ: [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://
www.governmcnt.gov.ru
5. Государственная Дума Федерального Собрания: [Электронный ресурс].
Режим доступа: http:// www.duma.gov.ru
6. Совет Федерации Федерального Собрания: [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http:// www.council.gov.ru
7. Центр стратегических разработок: [Электронный ресурс].
Режим
доступа: http:// www.csr.ru
8. Фонд эффективной политики: [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:// www.fep.ru
9. Российская ассоциация международных исследований: [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http:// www.rami.ru
10.Система «Гарант»: Законодательство с комментариями (основные
международноправовые документы) : [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http:// www.garant.ru
11.Министерство иностранных дел РФ: [Электронный ресурс].
Режим
доступа: http:// www. mid.ru
12.Официальный сайт ООН: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www. un.org/ru
13.Библиотека «Гумер» : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www. gumer.info
14.Энциклопедия «Википедия» : [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:// www. wikipedia.org
15.Новости России, мира: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www. news.ru
16.Энциклопедия «Кругосвет» : [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:// www. krugosvet.ru
17.«Российская газета» : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.
rg.ru
26 27 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль предметных результатов
Коды формируемых
компетенций и
Умения
Знания
результатов обучения
ПР.1сформированность
знаний об обществе как
целостной
развивающейся системе
в
и
взаимодействии
его
основных сфер и
институтов;
единстве
ПР.2владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук;
выявлять
ПР.3владение
умениями
причинно
следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи
социальных
объектов и процессов;
ПР.4сформированность
представлений
об
основных тенденциях и
возможных
перспективах развития
мирового сообщества в
глобальном мире;
ПР.5сформированность
представлений
о
методах
познания
социальных явлений и
процессов;
Формы и
методы
контроля
Обобщение
систематизация
темы в схеме,
подготовка сооб
щений, докладов
и
Составление
словаря
справочника
Обобщение и
систематизация
темы в схеме
Умение характеризовать
социальные
основные
объекты,
выделяя их
существенные признаки,
закономерности развития;
Знание биосоциальной
сущности человека,
основные этапы и
факторы социализации
личности, место и роль
человека в системе
общественных отношений
Знание терминов по
следующим разделам
курса: «Человек и
общество», «Экономика»,
«Социальные
отношения», «Политика»,
«Право»
Умение
объяснять
причинноследственные и
функциональные связи
изученных социальных
объектов
(включая
взаимодействия человека
и общества, важнейших
социальных институтов,
общества и природной
среды,
и
культуры,
взаимосвязи
подсистем и элементов
общества);
общества
Знание процессов
глобализации
Текущий контроль
в форме защиты
практической
работы
Знание особенностей
социальногуманитарного
познания
Текущий контроль
в форме защиты
практической
работы, отчёт по
самообразованию
28 и
Краткий (устный)
ответ,
проверка
конспекта,
протокола лекции
или опорной схемы
коллажа
по
материалам лекции
Развёрнутый
(устный) ответ
Обобщение
систематизация
темы в схеме,
подготовка сооб
щений,
докладов,
тестирование
Отчёт
о
проделанной работе
по самообразова
нию Составление
словаря
справочника,
схемы,
конспектов,
реферат.
Текущий контроль
в форме защиты
практической
работы
планов
Умение
оценивать
действия
субъектов
социальной
жизни,
включая
личность,
группы, организации, с
точки зрения социальных
норм,
экономической
рациональности
Составление схемы,
плановконспектов
текстов
научно
Умение извлекать из
неадаптированных
оригинальных
(правовых,
популярных,
публицистических и др.)
знания по
заданным
темам;
систематизировать,
анализировать и обобщать
неупорядоченную
социальную информацию,
различать в ней факты и
мнения,
аргументы и
выводы;
ПР.6владение
умениями применять
полученные знания в
повседневной жизни,
прогнозировать
последствия
принимаемых решений;
ПР.7сформированность
навыков оценивания
социальной
информации,
умений
поиска информации в
источниках различного
типа
для
реконструкции
недостающих звеньев с
целью объяснения и
оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного
развития.
Контроль и оценка личностных и метапредметных результатов, общих компетенций
29 Коды формируемых
компетенций и
Умения
Знания
Формы и
методы
контроля
результатов обучения
ОК
01Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным контекстам.
МПР 1
анализ
ОК 02Осуществлять
поиск,
и
интерпретацию
информации,
необходимой
выполнения
профессиональной
деятельности.
для
задач
МПР 3
ОК 03Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие
ЛР 5
ОК 04 Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ЛР 3
МПР 2
ОК 05 Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста.
МПР.7
ОК 06
гражданско
Проявлять
Знание порядка оценки
результатов решения
задач профессиональной
деятельности
Выполнение и
защита
практических работ
Знание способов поиска
информации, формат
оформления результатов
поиска информации
Выполнение и
защита
практических работ
Умение анализировать
задачу и выделять её
составные части,
составить план действия,
реализовать составленный
план;
оценивать результат и
последствия своих
действий
Умение определять
необходимые источники
информации,
структурировать
получаемую информацию,
выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Умение
применять
социальноэкономические
и гуманитарные знания в
процессе
решения
познавательных задач по
актуальным социальным
проблемам;
Составление плана
саморазвития
Умение организовывать
работу коллектива и
команды
Знание основ проектной
деятельности
Работа в микро
группах
Защита проектов
Излагать свои мысли на
государственном языке
правила оформления
документов; особенности
социального и культурного
контекста
Развёрнутый ответ
Краткий ответ
Общение в группе
Знание о необходимости
регулирования
Проявление качеств
социализированной
30 патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
общечеловеческих
ценностей.
ЛР.2
ОК 07Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать
чрезвычайных
ситуациях
МПР 3
в
Умение соблюдать нормы
экологической
безопасности, определять
направления
ресурсосбережения в
рамках профессиональной
деятельности по
специальности.
ОК 09Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности.
в
Умение применять
средства информационных
технологий для решения
профессиональных задач
ОК 11Планировать
предпринимательскую
деятельность
профессиональной
сфере
в
Умение находить и
оценивать новые рыночные
возможности и
формулировать бизнес–
идею
общественных
сущность
отношений,
норм,
социальных
механизмы правового
регулирования;
личности
Выдвижение и
участие в реализации
гражданско
патриотических
инициатив
Знание правил
экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Современные средства и
устройства
информатизации
Отношение к
окружающей среде
Ведение ЗОЖ
Выдвижение и
участие в реализации
экологических
инициатив
Выполнение
учебной работы на
ПК,
с
использованием
Интернет
Анализ
информации
современной
рыночной ситуации
Выдвижение
бизнесидей
31 32 Содержание
обучения
Введение
1.1.Природа
человека,
врожденные
приобретенные
качества
1.2. Общество
сложная система
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Характеристика
обучающегося (на уровне учебных действий)
основных видов деятельности
объекта их изучения
Знать особенности социальных наук, специфику
1. Человек и общество
личность, деятельность, мышление.
Давать характеристику понятий: человек, индивид,
Знать, что такое характер, социализация личности,
и
самосознание и социальное поведение;
общение и взаимодействие, конфликты.
Знать, что такое понятие истины, ее критерии;
как
Иметь представление об обществе как сложной
динамичной системе, взаимодействии общества и природы.
общественный прогресс.
Давать определения понятий эволюция и революция,
2. Духовная культура человека и общества
Духовная
2.1.
культура личности и
общества
жизни.
Разъяснять
понятия: культура, духовная культура
личности и общества, показать ее значение в общественной
Различать: культура народная, массовая, элитарная.
Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать
проблемы духовного кризиса и духовного поиска в
молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь
различных культур.
поведения в обществе, этикет.
ценностям.
Характеризовать: культура общения, труда, учебы,
Называть учреждения культуры, рассказывать о.
государственных гарантиях свободы доступа к культурным
Наука
2.2.
образование
современном мире
и
в науки.
Различать естественные и социальногуманитарные
ученого перед обществом.
Знать особенности труда ученого, ответственность
Мораль,
2.3.
искусство и религия
как
духовной культуры
элементы
Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их
роль в жизни людей.
33 3.1. Экономика и
экономическая
наука.
Экономические
системы
3.2. Рынок. Фирма.
Роль
экономике
3.3. Рынок труда и
безработица.
государства в издержки,
3. Экономика
Давать характеристику понятия экономика; типы
экономических систем:
(командная) и рыночная экономика.
традиционная, централизованная
Давать определение понятий: спрос и предложение;
процент,
прибыль,
выручка,
деньги,
экономический рост и развитие, налоги, государственный
бюджет.
Знать понятия спрос на труд и предложение труда ;
понятие безработицы, ее причины и экономические
последствия.
Основные
Охарактеризовать
становление
современной
рыночной экономики России, ее особенности; организацию
России. международной торговли.
3.4.
проблемы
экономики
Элементы
международной
экономики.
4. Социальные отношения
Знать понятия: социальные отношения и социальная
§
4.1. Социальная стратификация;
роль
стратификация.
и
определять социальные роли человека в обществе.
4.2. Социальные
Охарактеризовать виды социальных норм и санкций,
нормы и конфликты девиантное поведение, его формы, проявления, социальные
4.3. Важнейшие
социальные
общности и группы
конфликты, причины и истоки их возникновения.
Объяснять особенности социальной стратификации в
современной России, виды социальных групп (молодежь,
этнические общности, семья).
5. Политика
5.1. Политика и
власть. Государство
в
политической
системе
Давать определение понятий: власть, политическая
система, ее внутренняя структура.
Характеризовать внутренние и внешние функции
государства, формы государства: формы правления,
территориальногосударственное устройство, политический
режим.
Знать
Характеризовать типологию политических режимов.
понятие правовое государство и называть его
34 признаки.
Охарактеризовать
государства;
государство.
Охарактеризовать
Российской Федерации.
взаимоотношения
личности
Знать понятия гражданское общество и правовое
избирательную
кампанию
и
в
6. Право
Выделить роль права в системе социальных норм.
Дать характеристику системы права.
Участники
5.2.
политического
процесса
Правовое
6.1.
регулирование
общественных
отношений
6.2.
конституционного
права
Федерации
6.3. Отрасли
российского права
Основы
Дать характеристику основ конституционного строя
Российской Федерации, системы государственной власти
Российской РФ, прав и свобод граждан.
Давать характеристику и знать содержание основных
отраслей российского права.
35 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата
Содержание изменения и
дополнения
№ страницы,
пункт
Автор
36
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Рабочая программа по дисциплине Обществознание" для студентов 1 курса СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.