Рабочая программа по дополнительному образованию.
Оценка 5

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
18.12.2017
Рабочая программа по дополнительному образованию.
Рабочая программа дополнительного образования "Юная швея" предназначена для обучения девочек 9-11 классов. Предполагает обучение рукоделию , что может быть востребовано в будущем , во взрослой жизни. В нынешней экономической ситуации , умение шить может стать неплохим подспорьем в ведении домашнего хозяйства. Итоговый контроль проводится в виде зачёта и защиты проекта.Программа дополнительного образования "Юная швея" предполагает обучение девочек 9-11 классов.
Юная швея.doc
Д Е П А Р Т А М Е Н Т   О Б Р А З О В А Н И Я   АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 им ЯРОСЛАВА ВСИЛЕНКО» п. ПУРПЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                  «СОГЛАСОВАНО»                                                «РАССМОТРЕНО»                                               «УТВЕРЖДАЮ»                              Руководитель МО                                                    на заседании МС                                                   Директор МБОУ «СОШ №1им.                             __________________                                               ____________________                                         Ярослава Василенко» п. Пурпе                                 Протокол №__ от «__»                                            Протокол №__ от «____»                                     «____» ______________ __________________                                              _____________________                                        ____________________ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНАЯ ШВЕЯ» Для 9­11 классов                                                                                                                                                                                                Составитель: учитель технологии                                                                                                                                                                                  Яншина Татьяна  Викторовна 2017 год Пояснительная записка   Программа дополнительного образования « Юная швея»,  составлена на основании   характеристики действующего Единого  тарифно­квалификационного справочника работ. Рабочая программа  разработана  в соответствии с обязательным минимумом   подготовки   обучающихся, с перечнем   специальностей, по которым осуществляется общеразвивающая подготовка в   учреждениях дополнительного  образования.   В   процессе   обучения   особое   внимание   должно   быть   обращено   на   необходимость   прочного   усвоения   и   выполнения   требований безопасности труда. К самостоятельному выполнению работ.  обучающиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.  Практическое обучение и самостоятельная работа по изготовлению швейных изделий выполняется  обучающимися на базе учебного заведения из собственных материалов. К   концу  обучения   каждый   учащийся   должен   уметь   самостоятельно   выполнять     работы,   предусмотренные       характеристикой   по специальности  «портной». В конце обучения проводится   выставка работ обучающихся.   Программы   дополнительного образования  «Юная швея» имеет художественную направленность и рассчитана на три года обучения ­  735  часов: первый год обучения ­ 245 часов, второй год обучения ­ 245 часов , третий год обучения ­245 часов  (7 час в неделю в течение учебного года).     Общая характеристика  программы Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися обучающимися при обучении  в  общеобразовательной школе. Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с  приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в  предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах. При осуществлении программы  реализуются   потребности общества  в занятости детей во внеурочное время, обучение девочек  рукоделию, может быть востребована,  в дальнейшем,   как профессиональное ориентирование. Программа ориентирована на формирование  традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в  сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве. Обучение школьников   по программе «Юная швея», строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной «социальной среды», предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям: ­ культура и эстетика труда; ­ получение, обработка, хранение и использование информации; ­ основы черчения, графики, дизайна;  ­ знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; ­ влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;  ­ проектная деятельность. Все разделы   программы содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде).   При   этом   предполагается,   что   изучение   материала,   связанного   с   практическими   работами,   должно   предваряться   необходимым минимумом теоретических сведений.   Цель  программы     Обучить   детей   швейному   ремеслу,   а   также,   познакомить   и   обучить   различным   способам   использования   текстильных   материалов   в оформлении одежды и аксессуаров. Помочь обучающимся самовыразиться, а так же     ­ освоение  технологических  знаний,  технологической  культуры на основе включения  учащихся в разнообразные виды  технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; ­   овладение   обще   трудовыми   и   специальными   умениями,   необходимыми   для   поиска   и   использования   технологической   информации, проектирования и создания продуктов труда , самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; ­   развитие   познавательных   интересов,   технического   мышления,   пространственного   воображения,   интеллектуальных,   творческих, коммуникативных и организаторских способностей; ­воспитание   трудолюбия,   бережливости,   аккуратности,   целеустремленности,   предприимчивости,   ответственности   за   результаты   своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; ­получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений   являются: ­   определение   адекватных   способов   решения   учебной   задачи   на   основе   заданных   алгоритмов.   Комбинирование   известных   алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;  ­ творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;  самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности; ­   приведение   примеров,   подбор   аргументов,   формулирование   выводов.   Отражение   в   устной   или   письменной   форме   результатов   своей деятельности; ­умение перефразировать мысль (объяснять иными словами), выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; ­ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет­ресурсы и другие базы данных; ­овладение   умениями   совместной   деятельности:   согласование   и   координация   деятельности   с   другими   ее   участниками;   объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; ­оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Основные задачи:      _ формирование знаний, умений и навыков использования средств и            путей  преобразования текстильных материалов и информации в конечный          потребительский продукт.        ­ развитие художественного вкуса, фантазии, творческой инициативы,          гармонии индивидуальных интересов с требованиями социальной среды. ­ освоение технологических знаний, технологической культуры на основе     включения учащихся в разнообразные виды технологической     деятельности.     ­ воспитания трудолюбия, бережливости, целеустремленности,            предприимчивости, аккуратности, ответственности за результаты  своей            деятельности Решая эти задачи, необходимо опираться на основополагающие принципы педагогической деятельности: ­  деятельностного характера обучения; ­  от простого к сложному; ­  сочетание индивидуальных и коллективных способов обучения; ­  наглядности; ­ научности и доступности  восприятия материала; ­  успешности каждого ребенка.   В реализации программы используются методы коллективной творческой деятельности, проектов, игровой, частично­  исследовательский и проблемный.  Основными формами проведения занятий являются: ­ беседы ­ занятия­ исследования ­ комбинированные занятия  ­ практические занятия ­ презентация проектов ­ ситуационно­ролевые игры  ­ выставки изделий учащихся ­ подготовка и показ моделей одежды ­ коллективно­творческие занятия   Система оценки результатов: Оценка знаний и умений в результате деятельности детей проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс­ опросы, тесты по  технологическим узлам, технике безопасности, по мере изготовления сувениров и изделий в объединении проводятся выставки, где сами   обучающиеся дают оценку  тому или иному изделию . Итогом работы  обучающихся  является также участие их в   выставках, конкурсах. Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования (входная диагностика), оценку умений и  навыков допрофессиональной подготовки, творческого потенциала обучающихся (мониторинг) , оценку коллективно­ индивидуальную  ( качество индивидуальной работы, общая итоговая работа). Ожидаемые результаты:      На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов: 1) в направлении личностного развития: ­развитие мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно­познавательные внешние мотивы; ­формирование учебно­познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи, способности к самооценке на  основе критериев успешной учебной деятельности; ­ воспитание качеств личности, обеспечивающих развитие готовности принимать самостоятельные решения, преодолевать трудные  ситуации, продуктивно общаться и брать на себя ответственность за свои действия. Обучающиеся: ­научаться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,  энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве; ­ использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  Вырабатываются умения: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ­ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. 2 )в метапредметном направлени: ­развитие представлений о швейном производстве и декоративном творчестве, создание условий для приобретения первоначального опыта технологий швейного производства; ­ формирование устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на декоративно прикладное творчество как значимую сферу  человеческой деятельности.   3) в предметном направлении:   В результате обучения в объединении «Юная швея» обучающиеся должны знать: ­ правила техники безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжных работ; ­ основы материаловедения: классификацию и свойства волокон; ­ виды и свойства ткани и ниток; ­ внешний вид, обозначения и технику выполнения основных ручных швов; ­ технологию выполнения аппликации;  ­ внешний вид, обозначения и технику выполнения основных машинных швов; ­ правила работы и способы устранения неполадок универсальной швейной машины; ­ технологию изготовления лоскутной мозаики; ­ правила конструирования и моделирования простейших видов одежды; ­ технологию изготовления кожаной мозаики; ­ этапы работы над проектом; ­ компьютерные программы по «Технологии».   Учащиеся должны уметь: ­ выполнять правила т/ безопасности и правильно выбирать инструменты для     выполнения работы; ­ определять волокнистый состав тканей и использовать знания при технологической обработке данного материала; ­ правильно выбирать ткань в соответствии с моделью мягкой игрушки,  одежды; ­ определять направление нити основы лицевую сторону ткани, дефекты; ­ выполнить регулировку и наладку швейной машины, устранение простейших   неисправностей; ­ составлять композицию; ­ читать схемы, чертежи; ­ уменьшать, увеличивать рисунок, переводить рисунок на ткань; ­ шить мягкую игрушку;  ­ выполнять аппликацию из ткани;  ­ изготавливать изделие в лоскутной технике; ­ конструировать и моделировать простейшие изделия; ­ изготавливать легкое женское платье; ­ осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия разложить и выкраивать детали кроя на ткани в соответствии с нормативами; ­ последовательно выполнять творческий проект; ­ применять компьютерные программы в разных  разделах программы кружка «Юная швея»  Результатом обучения детей по программе «Юная швея» является определенный объем знаний, умений и навыков. Механизм контроля за  качеством программы включает в себя следующие компоненты. Механизмы контроля за качеством программы Входной контроль Позволяет   выявить   наиболее   способных,   одаренных   детей;   выяснить   мотивацию   обучения,   провести   социально   –   психологическое анкетирование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения,   проводится   в   начале   учебного   года   для   определения   усвоения   учащимися   важнейших   моментов   курса   предыдущего   года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках. Используются методы анкетирования, тестирования (тесты­опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.). Текущий контроль Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также   обучающимся   дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления   уровня   усвоения   учебного   материала,   положительных   и   отрицательных   моментов   применяемых технологий.Используются методы наблюдения, рефлексия, организуются мини­выставки.    недочетов, Проводится   в   конце   учебного   года,   помогает   выявить   рост   мастерства,   изобретательности,   самостоятельности,   развитие   творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования. Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита проекта, участие в выставках.В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс. Итоговый контроль Первый год обучения   Учебно ­ тематическое планирование №п/п 1 2 3 Тема программы Вводное занятие « Юная швея»  Цветосочетание  Виды и свойства ткани и ниток   Количество часов 3 4 7 4 5 6 7 8 9 10 11 Практические работы. Аппликация из ткани Технология и изготовление ручных и машинных швов  Материаловедение      Сувениры из ткани     Технология обработки деталей легкой одежды  Практическое обучение  Конструирование и моделирование поясного изделия Работа над проектом. Всего: 10 14 4 10 53 98 28 14 245                          Календарно-тематическое планирование №  п/п 1 2            Дата,  сроки           проведения план факт Раздел, тема урока Ко­во  часов  Тип урока Элементы содержания Требования к  уровню подготовки  обучающихся Практические  работы Вводное  занятие(3ч.)   Первичный  инструктаж на рабочем месте. Санитарно­ гигиенические  требования.   Цветосочетание (4ч.)       3 УИН Комбинированное  занятие    4 Содержание и задачи   программы дополнительного  образования  «  Юная швея». Правила  внутреннего распорядка и  правила техники  безопасности, санитарно­ гигиенические  требованиями.  Цвет и его роль в  композиции.  Ахроматические и  хроматические цвета.  Понятия хроматического  цвета: цветовой фон,  насыщенность, яркость.  Цветовой контраст..  Правила техники  безопасности.  Правила  внутреннего  распорядка,  санитарно­ гигиенические  требования  Цветовой  контраст.  Применение  цветового  контраста в  интерьере. Роль  цветового  контраста. 3 4  5  6 Виды и свойства  ткани и ниток  (7ч)   Общие сведения о  видах тканей и ниток      Применение тканей  в изготовление  одежды и в быту  Составление  коллекции «Виды  ткани» Практические  работы(10ч.)   Аппликация из ткани 3 4 3 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие  Аппликация из ткани 4 Комбинированное  занятие    Общие сведения о видах  тканей и ниток,   назначение и свойства  (толщина, прочность,  гигиенические и  теплозащитные свойства  материала). Натуральные  ткани (хлопок, лен,  шерсть, шелк) и  химические ткани  (искусственные и  синтетические).  Применение тканей в  изготовление одежды и в  быту   Применение тканей в  изготовление одежды и в  быту. Составление  коллекции «Виды ткани».  Аппликация из ткани ­ как вид декоративно­ прикладного искусства.  Основные виды и формы  аппликации. Материалы и  инструменты необходимые для аппликации    Предварительная  подготовка материалов.  Способы перевода рисунка на ткань Цветовой нюанс   Виды ниток и  тканей, из свойства и применение Виды ниток и  тканей, из свойства и применение . Правила техники  безопасности. Знать  виды аппликации и  её применение   Способы перевода  рисунка на ткань . Практическая  работа 7  8 9    Аппликация из ткани 3 Комбинированное  занятие Технология и  изготовление  машинных  швов(14ч.) 4;3;4;3 Комбинированное  занятие Материаловедение    (4ч.)  Текстильные волокна,  их строение и  свойства. Натуральные и химические     волокна и их свойства 4 Комбинированное  занятие Практическая  работа Практическая  работа   Способы соединения  деталей аппликации:  клеевой и нитяной.  Применение аппликации в  быту. Техника  безопасности при  выполнении аппликации Закрепление концов строчек. Стачивание двух срезов  деталей из тканей различных  по толщине с посадкой и без  посадки. Соединение срезов  деталей стачным швом ,  накладным швом с открытым и закрытым срезами .  Выполнение шва  запошивочного, двойного ,  различного вида краевых и  отделочных швов. Классификация современной одежды. Группировка  материалов для изготовления одежды, требования к  одежде. Виды натуральных  волокон. Определение  свойства натуральных  волокон органолептическим  и лабораторными способами. Виды химических волокон.  Определение свойств  химических волокон  органолептическим и  лабораторным способами.  Виды нетканых материалов    их применение и назначение Изготовление  коллажа в технике  «Аппликация из  ткани» клеевым  способом и с  использованием  гладьевых,  петельных,  тамбурных швов.     Знать Т.Б. при  работе на  электрической  швейной машине,  технологию  выполнения  машинных швов. Значение  текстильной  промышленности и  перспективы ее  развития. Виды  текстильных  волокон. Иметь  понятие  о сырье,  строении  волокна ,о химическом составе  и физико­ химических   свойствах  натуральных  волокон. 10­ 11    12  13  14  15  17 18  Сувениры из ткани   (10ч)       Технология  обработки деталей  легкой одежды (53ч) Обработка  оборок,  воланов  и рюш 3; 4; 3 4; 3; 4 Комбинированное  занятие  Русские народные  сувениры из разных  материалов. Сувениры из  ткани. Сувенир. Его  назначение. Ткани и  сопутствующие  материалы.   Правила обработки  воланов, оборок и рюш,  раскрой и применение..   Комбинированное  занятие   Виды сувениров из  ткани  Правила  оборок,  воланов и рюш. Практическая  работа  Обработка  выточек.    14 Комбинированное  занятие     Правила обработки  различных вытачек с учетом  расположения их на деталях  изделия, вида свойств и  рисунка тканей. Разрезные и  неразрезные вытачки Правила обработки   выточек. Правила  ТБ Практическая  работа  Обработка сборок и буф.  Правила ТБ  Обработка сборок и  буф.  Виды складок ,  защипов ,  их  применение и  изготовление  7  21 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Обработка  шлицы и  разреза 7 Комбинированное  занятие Правила обработки   различных складок и  защипов их изготовление .  Правила ТБ.  Шлицы и разрезы. Способы  их выполнения.       Практическая  работа Практическая  работа Правила обработки   складок и защипов.  Правила ТБ Правила обработки  петель. Практическая  работа Практическое  Сведения об организации  рабочего места,  Правила ТБ. Практическая  работа обучение (98ч.) Основные сведения об  организации рабочего  места, безопасности  труда и пожарной  безопасности на  рабочем месте   Инструменты и  приспособления  при  работе с тканью.  Правила ТБ. Обработка  рельефов  различных видов и  форм. Обработка кокеток  глухим и отлетным  краем различной  формы. 3 4 10 10   19   20  22  23  24  25 Комбинированное  занятие безопасности труда и  пожарной безопасности на  рабочем месте  Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Правила пользования  технологическим  инструментом, оснасткой,  оборудованием. Причины  производственного  травматизма и их  предупреждение. Обработка различных   рельефов с учетом  расположения их на деталях  изделия, вида свойств и  рисунка тканей. Разрезные и  неразрезные  рельефы. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями.   Виды  строчек для отделки  кокеток. Правила  расположения отделочных  строчек  Правила обработки кокетки  с кантом. Виды строчек для  отделки кокеток. Правила  расположения отделочных  строчек  Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Обработка кокетки с  кантом. 7 Комбинированное  занятие Обработка накладных  карманов  Обработка прорезных  карманов в рамку. 7 10 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие   Правила обработки  накладных карманов с  оборкой, рюшем и кантом.   Правила обработки  прорезных карманов  в  Правила ТБ. Практическая  работа Практическая  работа 7 10 10 7 3 4  Обработка карманов с листочкой.  Обработка карманов с клапаном. Обработка карманов в  швах соединения  основных деталей  изделия Обработка карманов с  различной отделкой. Конструирование и  моделирование  поясного  изделия(28ч) Снятие мерок для  построения чертежа.  Построение чертежа  юбки в  масштабе 1:4 Выбор фасона и  моделирование юбки.  Построение чертежа  юбки в натуральную  величину.    26  27  28  29 30    31  32 Раскладка выкройки на ткани.  Раскрой.  3 Комбинированное  занятие Экономичная раскладка  выкройки на ткани. Правила  рамку.   Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие   Правила обработки  прорезных карманов  с  листочкой.    Правила обработки  прорезных карманов   с  клапаном.   Правила обработки    карманов в швах соединения  основных деталей изделия  Комбинированное  занятие   Правила обработки    карманов  с различной  отделкой.  Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. Комбинированное  занятие Условные графические  изображения деталей и  изделий на рисунках,  эскизах, чертежах, схемах. Последовательности  построения чертежа основы  юбки. Комбинированное  занятие Формы, силуэт, стиль,  особенностям фигуры и  выбора фасона. Способы  моделирования юбок.  Познакомить с правила  подготовки выкройки к  раскрою. Правила снятия  мерк и прибавки на  свободу облегания.  Знать об условных  графических  изображениях  деталей и изделий. О последовательности  и построения  чертежа основы  юбки. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки  выкройки к раскрою. Ими пользоваться. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и  полоску. Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Обработка деталей кроя.  Скалывания и сметывания  деталей кроя. Правила  проведения примерки.   Проведение примерки.  Дефекты посадки юбки. И  способы их устранения. Комбинированное  занятие Правила обработки вытачек. Обработка боковых швов.  Правила обработки застежки ­ молния. Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Способы   и виды обработки  верхнего среза юбки. Виды  обработки нижнего среза  юбки Выполнение  практических работ. Особенности  влажно  ­тепловой обработки  изделий. Познакомить с  правилами контроля и  проверки качества. Тема творческих проектов и  этапы их выполнения.  Организационно  ­подготовительный  этап:  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки  выкройки к раскрою. Ими пользоваться Применять на  практике правила  проведения  примерки   Применять на  практике способы  исправления  дефектов. Технологию обработки вытачек. Правильно выполняли практическую работу. Стачивать  боковые швы.  Обрабатывать  боковые срезы.  Приметывать и  притачивать молнию. Применять способы  обработки верхнего  и нижнего срезов  юбки. Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Особенности ВТО.   Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Выбирать посильную и необходимую  работу. Аргументировано  Практическая  работа Подготовка изделия к  примерке. Проведение  примерки. Инструктаж по ТБ на  рабочем месте.  .  Примерка юбки,  выявление дефектов и  их устранение. Обработка вытачек,  боковых швов.  Обработка застежки  «молния». Обработка верхнего и  нижнего срезов юбки. Особенности влажно  ­тепловой обработки  изделия. Контроль и  оценка качества  изделия. Работа над проектом. (14ч) Тематика творческих  проектов и этапы их  4 3 4 3 4 3  33  34  35  36  37 38 39  40  41 выполнения.  Технологическая  последовательность  выполнения проекта. Технологический этап  выполнения  творческого проекта   Заключительный этап  (оценка проделанной  работы). 4 3 4 выбор темы проекта и его  обсуждение, обоснование  выбора . Комбинированное  занятие Составление  последовательности  выполнение. Поиск сведений  в литературе. защищать свой  выбор. Делать  эскизы и подбирать  материалы для  выполнения изделия. Пользоваться  необходимой  литературой.  Подбирать все  необходимое для  выполнения идеи Выполнять  намеченные работы. Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Критерии оценки работ и  выполнение рекламного  проспекта изделия. Оценивать  выполненную работу и защищать ее. Содержание программы Вводное  занятие(3ч.) Содержание и задачи курса.    Правила внутреннего распорядка и правила техники безопасности, санитарно­гигиенические требованиями.   Цветосочетание.(4ч.)  Теоретическая часть. Познакомить с основными понятиями науки о цвете. Из истории о колористике.  Характеристика хроматических цветов. Теория цветоделения В.Оствальда. Гармоничные сочетания цветов. Воздействие и восприятие цветов.   Практическая часть. Самостоятельный подбор гармоничных  сочетаний цветов. Составление коллажа из каталогов , журналов  и т.д. Тест­ опросник (закрепление материала)..   Виды и свойства ткани и ниток(7ч)  Теоретическая часть. Общие сведения о видах тканей и ниток,  назначение и свойства (толщина,  прочность, гигиенические и теплозащитные свойства материала). Натуральные ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк) и химические ткани  (искусственные и синтетические). Применение тканей в изготовление одежды и в быту. Практическая часть. Общие сведения о видах тканей и ниток,  назначение и свойства (толщина, прочность, гигиенические и теплозащитные  свойства материала). Натуральные ткани (хлопок, лен, шерсть, шелк) и химические ткани (искусственные и синтетические). Применение  тканей в изготовление одежды и в быту. Составление коллекции «Виды ткани».   Практические работы(10ч.) Теоретическая часть. Аппликация из ткани ­ как вид декоративно­прикладного искусства. Основные виды и  формы аппликации. Материалы и инструменты необходимые для аппликации. Предварительная подготовка материалов. Способы перевода  рисунка на ткань. Способы соединения деталей аппликации: клеевой и нитяной. Применение аппликации в быту. Техника безопасности при  выполнении аппликации. Практическая часть. Изготовление коллажа в технике «Аппликация из ткани» клеевым способом и с использованием гладьевых, петельных,  тамбурных швов. Мини­выставка готовых работ  Технология и изготовление машинных швов(14ч.)  Изучение устройства и работы механизма иглы. Изучение устройства и работы  механизма нитепритягивателя. Изучение устройства и работы механизма челнока швейной машины. Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки;  обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы. Причины их возникновения и способы  устранения.   Выявление и устранение неполадок, возникающих при работе стачивающих машин. Закрепление концов строчек. Стачивание двух срезов деталей из тканей различных по толщине с посадкой и без посадки. Соединение срезов  деталей стачным швом , накладным швом с открытым и закрытым срезами . Выполнение шва запошивочного, двойного , различного вида  краевых и отделочных швов. Материаловедение швейного производства (4ч.) Текстильные волокна, их строение и свойства. Значение текстильной промышленности и перспективы ее развития. Основные задачи текстильной промышленности в свете решений  Государственной Думы. Классификация современной одежды. Группировка материалов для изготовления одежды, требования к одежде. Хлопок. Понятие о хлопке­сырье и хлопке­волокне. Строение хлопкового волокна. Химический состав и физико­химические свойства  волокна (действие щелочей, кислот, света, температуры и т.д.) Лен. Строение, химический состав и физико­химические свойства льноволокна. Его классификация. Качественные показатели льноволокна. Шерсть. Понятие о шерсти. Виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и грубая; их различие. Строение и химический состав шерстяного  волокна, его физико­химические свойства. Технологические свойства шерсти и их влияние на качественные показатели и пошивочные  свойства тканей. Натуральный шелк. Общие сведения о получении шелка­сырца. Строение и химический состав шелкового волокна. Физико­химические свойства натурального шелка, его реакция на химические реактивы. Виды натурального шелка, его применение. Химические волокна. Деление химических волокон на искусственные и синтетические. Искусственные волокна. Виды. Сырье для получения искусственных волокон. Строение, физические и химические свойства вискозного, ацетатного и медно­аммиачного волокна. Синтетические волокна. Виды синтетических волокон. Сырье для получения синтетических волокон. Строение. Физико­химические  свойства синтетических волокон. Их преимущества и недостатки. Лабораторно­практические работы. Определение свойства натуральных волокон органолептическим и лабораторными способами. Определение свойств химических волокон органолептическим и лабораторным способами.  Сувениры из ткани(10ч) Теоретическая часть. Русские народные сувениры из разных материалов. Сувениры из ткани. Сувенир. Его  назначение. Ткани и сопутствующие материалы. Практическая часть. Матрешки из фетра, драпа и ткани. Кукла счастья.  Изготовление выкроек­лекал. Раскрой. Пошив. Оформление. Мини­ проект Текстильная открытка. Шкатулки из шнура. Выставка готовых работ Технология получения тканей  (4ч) Прядение. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Классификация пряжи по основным признакам: способу прядения, роду волокна, способу отделки, виду, крутки, конструкции и назначению. Показатели качества пряжи: прочность, тонина,  крутка и т.п. Общие сведения о прядильных машинах. Ткачество. Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке. Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани их различия. Заключительная отделка тканей, ее назначение. Аппретирование тканей, ее назначение. Отделка шерстяных тканей. Отделка шелковых тканей. Отделка льняных тканей. Особенности крашения и отделка льняных тканей.  Технология обработки деталей легкой одежды  (56ч) Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, значение вытачек с большими и малыми  растворами, а также переходящих в складки и защипы. Правила обработки различных вытачек с учетом расположения их на деталях изделия,  вида свойств и рисунка тканей. Разрезные и неразрезные вытачки. Обработка сборок и буф. Обработка кокеток. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки  кокетки с кантом. Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек  Обработка карманов. Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их разновидности. Правила обработки накладных карманов с оборкой, рюшем и кантом. Правила обработки прорезных карманов с прямой овальной и фигурной прорезью, с клапаном, и листочкой. Особенности обработки каждого  вида карманов. Обработка петель. Разновидности петель. Форма и размер петель в зависимости от размера пуговиц. Правила расположения петель. Петли в  рамку двумя обтачками. Способы их выполнения. Прорезание и подшивание петель со стороны подборта. Петля в рамку с одной обтачкой. Ее назначение и способ обработки. Петля из вытачного и плетеного шнуров. Петли из прямой полоски ткани. Изготовление петель на  специальной машине. Обработка петель в шве. Причина дефектов при обработке петель, меры их предупреждения и устранения. Практическое обучение (98ч.) Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем  месте. Правила внутреннего распорядка. Правила пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины  производственного травматизма и их предупреждение. Упражнения по обработке отдельных деталей легкой одежды . Последовательность выполнения обработки самоконтроля качества. Критерии трудовой технологической дисциплины. Виды дефектов, меры  их предупреждения и устранения. Обработка вытачек различных видов и формы. Обработка сборок и буф. Обработка кокеток глухим и отлетным краем различной формы.  Обработка кокетки с кантом. Обработка карманов (накладных, прорезных, в рамку, с листочкой, с клапаном, в швах соединения основных  деталей изделия и с различной отделкой). Обработка петель (обтачных, в рамку, из вытачного и плетеного шнуров, из прямой полоски ткани). Изготовление петель на специальной  машине. Конструирование и моделирование поясного изделия(28ч) Виды женского легкого платья. Силуэт, стиль в одежде. Снятие мерок для  построения чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок для юбки. Последовательность построения основы юбки в масштабе 1:4 и 1:1.  Моделирование и конструирование поясного изделия. Пошив изделия . Работа над проектом.(14ч) Тема творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно –подготовительный этап: выбор темы  проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов. Выполнение проекта и его защита. Второй   год обучения Учебно ­ тематическое планирование №п/п 1 2 Тема программы Вводное занятие « Юная швея» Колористика   Количество часов 3 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Оборудование  швейного производства   Практические работы  Материаловедение     Технология получения тканей     Сувениры из ткани  Имиджелогия Практическое обучение Конструирование и моделирование плечевого  изделия Творческий проект Всего: 3 11 3 4 21 10 98  63 25 245                                  Дата,  сроки           проведения план факт №  п/п 1 Календарно-тематическое планирование Раздел, тема урока Ко­во  часов  Тип урока Элементы содержания Требования к  уровню подготовки  обучающихся Практические  работы     3 УИН Вводное  занятие(3ч.)   Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно­ гигиенические  требования. Содержание и задачи курса  второго года обучения  «  Юная швея ». Правила  внутреннего распорядка и  правила техники  безопасности, санитарно­ гигиенические  требованиями. Правила техники  безопасности.  Правила  внутреннего  распорядка,  санитарно­ гигиенические  требования 2 3 4  Колористика .(4ч.)       4 Комбинированное  занятие  Практические  работы  Воздействие и восприятие цветов.   Значение   цветов. Эмоционально­ психологические характеристики   цвета. Рекомендуемые   оттенки в основного   цвета соответствии   с цветотипом.        Самостоятельный  выбор своего  цветотипа   (осень,  зима, весна,  лето).Подбор  цветовой гаммы  гардероба по     своему цветотипу по таблице.   Оборудование   швейного  производства(3ч)   Машины цепного  стежка.     Приспособления малой  механизации.     Практические  работы(11ч.)   Оборудование для  влажно­тепловой  обработки и клеевого  соединения деталей 3 4 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Современное  состояние швейного  производства. Виды  и классификация  швейных машин.  Устройство и  принцип действия  механизмов швейных машин. Знать принцип  работы  утюга и  пресса.  Назначение и область  применения машин.  Однониточный цепной  стежок, его строение,  свойства. Характеристика и  конструктивные особенности машин цепного стежка.  Назначение и техническая  характеристика  обметочных  и стачиваюшие ­ обмёточных  машин . Устройство, работа  и регулировка механизмов.  Заправка ниток, смазка  машин. Виды влажно­тепловой  обработки (ВТО), их  сущность, характеристика.  Оборудование, применяемое  для ВТО. Устройство  электрических утюгов,  регулировка нагрева,  способы увлажнения. Прессы для ВТО. Устройство и 5 6 7 Изучение устройства и  работы механизма  челнока швейной  машины. Выявление и устранение  неполадок, возникающих при работе стачивающих машин. Материаловедение    (3ч.)   Волокнистые  материалы и их  свойства. Ассортимент  тканей. 3 4 3 Знать устройство и  принцип работы  механизма челнока  швейной машины. Знать причины  возникновения  неполадок и способы их устранения. Практическая  работа Практическая  работа Значение  текстильной  промышленности и  перспективы ее  развития. Виды  текстильных  волокон. Комбинированное  занятие работа.  Устройство и работа  механизмов   швейных  машин. Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие  Виды неполадок: петление  сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы  нижней или верхней нитей,  пропуск стежков, плохое  продвижение ткани, поломка иглы. Причины их  возникновения и способы  устранения.  Волокна, получаемые для  изготовления тканей.  Классификация волокон по  происхождению. Основные  свойства волокон: длина,  прочность, удлинение,  гигроскопичность, стойкость к нагреванию. Их влияние на  свойства тканей. Натуральные волокна  растительного  происхождения. Волокна  животного происхождения.  Штапельные волокна.  Химические волокна.  Нетканые материалы,  принцип изготовления.  Классификация нетканых  материалов по способу по­ лучения и волокнистому  составу. Ассортимент.  Физико­механические  свойства. Швейные нитки, их производство, ассортимент.  Требования к качеству. 8 9 10 15 16 Технология получения  тканей  (4ч)  Общие сведения о  прядильных машинах. Ткачество.  4 Комбинированное  занятие  Сувениры из ткани  (21ч)     3;4,3 4;3;4  Имиджелогия.(10ч.) 3;4;3 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Практическое  обучение (98ч.) Основные сведения об  организации рабочего  места,  Т.Б. на рабочем  месте   Инструменты и  приспособления  при  работе с тканью.  4 3 Комбинированное  занятие Область применения  различных видов ниток. Краткая характеристика  процесса образования ткани  на ткацком станке. Отделка хлопчатобумажных  тканей. Виды рисунков на  ткани их различия.  Заключительная отделка  тканей, ее назначение.  Традиции изготовления  сувениров из ткани.  Материалы и инструменты.  Техника безопасности при  изготовление сувениров.  Применение в оформлении  интерьера, одежды,  акссесуаров.    Знакомство  со стилем,  имиджем делового человека.  Десять основных правил  элегантности. Понятие  делового стиля. Знакомство  с компьютерной программой  «Космополитен». Косметика как составляющая имидж  делового человека.  Формирование гардероба  делового человека     Сведения об организации  рабочего места,  безопасности труда и  пожарной безопасности на  рабочем месте   Классификация  пряжи по основным  признакам Практическая  работа Изготовление  выкроек­лекал.  Раскрой. Пошив.  Оформление  сувениров.   .  Формирование  гардероба делового  человека в технике  коллаж из каталогов  и журналов мод. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Комбинированное  занятие Правила пользования  технологическим  инструментом, оснасткой,  Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. 17   Вторая жизнь вещам 4;3;4 3;4;3 4;3;4 Комбинированное  занятие 21 22 23 Виды воротников.  Способы соединения   воротника  с изделием 3;4;3;4 ;3 Комбинированное  занятие   Виды манжет и  способы их обработки 4;;3 4;3 Комбинированное  занятие оборудованием. Причины  производственного  травматизма и их  предупреждение.  Тенденции современной  моды. Характеристика  устаревшей модели (цвет,  фактура ткани, количество  ткани). . Разновидность воротников.  Соединение воротника с  притачной или  цельнокроёной стойкой с  изделием. Соединение  отложного воротника в  изделиях с застёжкой до  верха. Соединение воротника с изделием с одновременным  обтачиванием бортов.  Обработка  горловины в  изделиях с цельнокроёным  воротником.     Правила обработки     манжет Правила ТБ.  Зарисовка эскиза с  учетом  характеристики  ткани и тенденциями современной моды.  Распарывание  устаревшей модели  и раскрой новой по  выбранным эскизам,  используя готовые  выкройки журналов  моды. Технология  пошива изделия.  Оформление  готового изделия Практическая  работа Практическая  работа Правила ТБ. Правила ТБ. Практическая  работа Практическая  работа   Отделка в одежде  4;3;4 Комбинированное  занятие  Способы и технологическая  последовательность и  приёмы обработки деталей 24 27 28 29 Виды застёжек в  одежде .   3;4;3;4 ;3 Комбинированное  занятие Конструирование и  моделирование   плечевого   изделия(63ч)  Задачи  конструирования;  системы и методы.  Размерные признаки  фигуры. Величины  размерных признаков типовых фигур.   Методы измерения  фигур. Конструктивные  прибавки. Чертеж  основы изделия. Принципы  конструирования  деталей изделий,  изделий одежды на  базовой основе;  построение чертежей  конструкций изделий .   4  3 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие 4;3 Комбинированное  занятие одежды (клапаны, шлёвки,  паты, погоны, хлястики,  пояса, манжеты, планки,  кокетки).    Правила обработки   двубортной и однобортной  застежки, потайной  застежки, застёжки на  воздушныж петлях,  застёжки­молния. Условные графические  изображения деталей и  изделий на рисунках,  эскизах, чертежах, схемах. Последовательности  построения чертежа основы  юбки. Формы, силуэт, стиль,  особенностям фигуры и  выбора фасона. Способы  моделирования  плечевого  изделия.  Познакомить с  правила подготовки  выкройки к раскрою. Экономичная раскладка  выкройки на ткани. Правила  раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и  полоску. Правила ТБ. Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Правила снятия  мерк и прибавки на  свободу облегания.  Знать об условных  графических  изображениях  деталей и изделий. О последовательности  и построения  чертежа основы  юбки. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки  выкройки к раскрою. Ими пользоваться. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки 30 31 32 33 34 35 36 37  Принципы  конструирования разных силуэтных форм  изделия; построение  чертежей конструкций  изделий разных покроев.  Снятие мерок и  построение чертежа  плечевого изделия   Раскрой деталей  изделия. Сметывание и   проведение первой  примерки. 4;3 4;3 4;3 Комбинированное  занятие  Конструирование изделия. Комбинированное  занятие Снятие мерок для  построения чертежа  плечевого изделия.    Комбинированное  занятие Раскрой изделия, перенос  контрольных линий,  подготовка у первой  примерке, устранение  недочётов. выкройки к раскрою. Ими пользоваться Применять на  практике правила  проведения  примерки   Применять на  практике способы  исправления  дефектов. Технологию обработки вытачек. Правильно выполняли практическую работу. Стачивать  боковые швы.  Обрабатывать  боковые срезы.  Приметывать и  притачивать молнию. Применять способы  обработки верхнего  и нижнего срезов  юбки. Особенности ВТО.   Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа  Исправление дефектов  посадки. Обработка,  выточек, рельефов,  боковых швов  Соединение плечевых  срезов. Обработка  горловины. Проведение  второй примерки.   Обработка срезов  проймы обтачкой.,  косой бейкой Обработка низа изделия. Окончательная отделка  изделия. ВТО. Контроль  качества.   Творческий проект  (25ч)   4;3 Комбинированное  занятие 4;3;4 Комбинированное  занятие  Устранение дефектов,  стачивание выточек,  рельефов, боковых швов и их В.Т.О.  Стачивание плечевых швов,  обработка горловины.   3;4 3 4;3;4;3 4;3;4 Комбинированное  занятие  Обработка срезов пройм,  В.Т.О. Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Комбинированное  занятие Способы обработки низа  изделия, окончательная  обработка изделия. Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Комбинированное  занятие    Работа над проектом,  защита проекта Содержание программы(второй год обучения) Вводное  занятие (3ч.) Содержание и задачи курса второго года обучения «  Юная швея ». Правила внутреннего распорядка и правила  техники безопасности, санитарно­гигиенические требованиями.  Колористика .(4ч.)  Воздействие и восприятие цветов. Значение цветов. Эмоционально­психологические характеристики цвета.  Рекомендуемые оттенки основного цвета в соответствии с цветотипом.       Практическая часть. Самостоятельный выбор своего цветотипа   (осень, зима, весна, лето).Подбор цветовой гаммы гардероба по    своему  цветотипу по таблице. Тест­опросник (закрепление материала). Оборудование  швейного производства (3ч) Назначение и область примене¬ния машин. Однониточный цепной стежок, его строение,  свойст¬ва. Характеристика и конструктивные особенности машин цепно¬го стежка. Назна¬чение зигзагообразной строчки, техническая  характеристика и конструктивные особенности машин. Назначение и конструкции различных приспособлений к швейным машинам.  Приспособления для окантовки деталей. При¬способления для машинных работ, их роль в улучшении качества обработки изделий и  повышения производительности труда. Практические работы(11ч.) Виды влажно­тепловой обработки (ВТО), их сущность, характеристика. Оборудование, применяемое для ВТО.  Устройство электрических утюгов, регулировка нагрева, способы увлажнения. Прессы для ВТО. Устройство и работа. Виды неполадок:  петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани,  поломка иглы. Причины их возникновения и способы устранения. Материаловедение швейного производства (3ч.) Волокна, полу¬чаемые для изготовления тканей. Классификация волокон по  происхождению. Основные свойства волокон: длина, прочность, удлинение, гигроскопичность, стойкость к нагреванию. Их влия¬ние на  свойства тканей. Натуральные волокна растительного происхождения. Во¬локна животного происхождения. Штапельные волокна. Химиче¬ские волокна.  Нетканые материалы, принцип из¬готовления. Классификация нетканых материалов по способу по¬лучения и волокнистому составу.  Ассортимент. Физико­механические свойства. Швейные нитки, их производство, ассортимент. Требования к качеству. Область применения  различных видов ниток. Технология получения тканей  (4ч) Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке. Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани их различия. Заключительная отделка тканей, ее назначение.  Сувениры из ткани ( 21ч) Теоретическая часть. Традиции изготовления сувениров из ткани. Материалы и инструменты. Техника безопасности при изготовление  сувениров. Применение в оформлении интерьера, одежды, акссесуаров. Практическая часть. Зарисовка. Изготовление выкроек­лекал. Раскрой. Пошив. Оформление сувениров. Выставка готовых работ. Имиджелогия(10ч.) Теоретическая часть. Познакомить со стилем, имиджем делового человека. Десять основных правил элегантности.  Понятие делового стиля. Знакомство с компьютерной программой «Космополитен». Косметика как составляющая имидж делового человека.  Формирование гардероба делового человека. Практическая часть. Формирование гардероба делового человека в технике коллаж из каталогов и журналов мод.   Практическое обучение (98ч.) Сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте .  Правила пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины производственного травматизма и их  предупреждение. Обработка срезов, вытачек, складок Обмётывание срезов, их обработка полоской ткани или специальной тесьмой.  Обработка вытачек. Влажно­тепловая обработка, технические требования к швам вытачек .Обработка складок различных видов. Обработка  воротников. Соединение воротника с притачной или цельнокроёной стойкой с изделием. Соединение отложного воротника в изделиях с  застёжкой до верха. Соединение воротника с изделием с одновременным обтачиванием бортов. Обработка  горловины в изделиях с  цельнокроёным воротником. Обработка манжет различной формы, виды застежек и их изготовление.   Конструирование и моделирование  плечевого  изделия(63ч) Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах,  чертежах, схемах. Последовательности построения чертежа основы платья с цельнокроенным рукавом. . Формы, силуэт, стиль, особенностям  фигуры и выбора фасона. Способы моделирования  плечевого изделия.  Познакомить с правила подготовки выкройки к раскрою.  Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и полоску. Раскрой изделия,  подготовка к первой примерке, устранение недочетов, проведение второй примерки, изготовление изделия. Соблюдение правил ТБ во время    пошива изделия.  Творческий проект .(28ч)  Работа над творческим проектом, защита проекта.     Третий  год обучения Учебно ­ тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема программы Вводное занятие « Юная швея»  Основы рыночной  экономики    Оборудование  швейного производства   Практические работы   Материаловедение      Технология получения тканей      Технология изготовления  швейных изделий. Технология обработки деталей легкой  одежды.  Практическое обучение  Конструирование и моделирование плечевого  изделия   Творческий проект Всего: Количество часов 3 4 3 11 3 4 42 98  60 17 245                       Календарно-тематическое планирование №  п/п            Дата,  сроки           проведения план факт Раздел, тема урока Ко­во  часов  Тип урока Элементы содержания Требования к  уровню подготовки  обучающихся Практические  работы 1 2 3     3 УИН Вводное  занятие(3ч.)   Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно­ гигиенические  требования. Основы рыночной  экономики .(4ч.)    Организация и  защита малого  предпринимательства.   4 Комбинированное  занятие  Правила техники  безопасности.  Правила  внутреннего  распорядка,  санитарно­ гигиенические  требования  Рыночная  экономика..   Основные Содержание и задачи курса  второго года обучения  «  Юная швея ». Правила  внутреннего распорядка и  правила техники  безопасности, санитарно­ гигиенические  требованиями. законы     экономики. рыночной сведения   о Общие   Виды собственности. предприятий в зависимости   от   формы собственности.   Понятия: себестоимость,   прибыль, инфляция.   Роль предпри­ нимательства   в   условиях рыночной экономики.         Оборудование   швейного  производства(3ч)   Машины цепного  стежка.  Машины  обметочные и  стачиваюшие­ обмёточные.  Приспособления малой  механизации. 3 Комбинированное  занятие  Назначение и область  применения машин.  Однониточный цепной  стежок, его строение,  свойства. Характеристика и  конструктивные особенности машин цепного стежка.  Назначение и техническая  характеристика  обметочных  и стачиваюшие ­ обмёточных  Современное  состояние швейного  производства. Виды  и классификация  швейных машин.  Устройство и  принцип действия  механизмов швейных машин. 4 5 6 7     Практические  работы(11ч.)   Оборудование для  влажно­тепловой  обработки и клеевого  соединения деталей Изучение устройства и  работы механизма  челнока швейной  машины. Выявление и устранение  неполадок, возникающих при работе стачивающих машин. Материаловедение    (3ч.)   Волокнистые  материалы и их  свойства. Ассортимент  тканей. 4 3 4 3 машин . Устройство, работа  и регулировка механизмов.  Заправка ниток, смазка  машин. Виды влажно­тепловой  обработки (ВТО), их  сущность, характеристика.  Оборудование, применяемое  для ВТО. Устройство  электрических утюгов,  регулировка нагрева,  способы увлажнения. Прессы для ВТО. Устройство и  работа.  Устройство и работа  механизмов   швейных  машин.  Виды неполадок: петление  сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы  нижней или верхней нитей,  пропуск стежков, плохое  продвижение ткани, поломка иглы. Причины их  возникновения и способы  устранения.  Волокна, получаемые для  изготовления тканей.  Классификация волокон по  происхождению. Основные  свойства волокон: длина,  прочность, удлинение,  гигроскопичность, стойкость к нагреванию. Их влияние на  свойства тканей. Натуральные волокна  Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие Знать принцип  работы  утюга и  пресса. Знать устройство и  принцип работы  механизма челнока  швейной машины. Знать причины  возникновения  неполадок и способы их устранения. Практическая  работа Практическая  работа Значение  текстильной  промышленности и  перспективы ее  развития. Виды  текстильных  волокон. растительного  происхождения. Волокна  животного происхождения.  Штапельные волокна.  Химические волокна.  Нетканые материалы,  принцип изготовления.  Классификация нетканых  материалов по способу по­ лучения и волокнистому  составу. Ассортимент.  Физико­механические  свойства. Швейные нитки, их производство, ассортимент.  Требования к качеству.  Область применения  различных видов ниток. Краткая характеристика  процесса образования ткани  на ткацком станке. Отделка хлопчатобумажных  тканей. Виды рисунков на  ткани их различия.  Заключительная отделка  тканей, ее назначение.  Швейные изделия и их  детали. Швы, применяемые  для их соединения. Правила  соединения деталей  швейного изделия. Виды  складок, рельефов, вытачек  и способы их обработки.  Обработка разрезов.  Шлица как конструктивный  элемент одежды.  Технологическая  последовательность  обработки шлицы.   Классификация  пряжи по основным  признакам  Правила обработки  различных вытачек. Практическая  работа Правила обработки  кокеток. Практическая  работа 8 9 10 Технология получения  тканей  (4ч)  Общие сведения о  прядильных машинах. Ткачество.  Технология  изготовления легкой  одежды. Технология  обработки деталей  легкой одежды (42ч)  Обработка деталей и  узлов швейных изделий. Конструктивно­ декоративные элементы  в швейных изделиях.   Разрезы плоских  деталей, их назначение  Обработка различных  срезов плоских деталей. 4 Комбинированное  занятие 3;4,3 Комбинированное  занятие 4,3;4 Комбинированное  занятие 11  Застёжки 3;4 Комбинированное  занятие 12 13  Обработка отдельных  мелких деталей. 3 Комбинированное  занятие  Обработка воротников 4;3 Комбинированное  занятие Использование клеевых,  нетканых и других  прокладочных материалов.  Способы обработки срезов в  зависимости от типа ткани и  имеющегося оборудования.  Окантовка, способы  выполнения. Способы  обработки срезов проймы и  горловины (подкройная  обтачка на лицевую и  изнаночную стороны, косая  бейка, окантовочный шов).    Виды застежек.  Технологическая  последовательность из­ готовления различного вида  петель (обмётанных,  руликовых, нитяных,  бельевых). Обработка  застёжки тесьмой "молния"  (4 способа). Обработка  застёжки подбортом  (цельновыкроенным и при­ тачным), планками  (цельновыкроенной,  притачной, настрочной,  втачной).    Клапаны, хлястики, шлёвки,  погоны. Их виды, составные  части, способы обработки.  Стойка , отложной,  на  отрезной стойке,  цельновыкроенный,  пиджачного типа.  Последовательность  обработки, способы  соединения с горловиной,  требования к качеству,  возможные дефекты,  Правила обработки  карманов. Практическая  работа Правила обработки  карманов. Практическая  работа Правила обработки  петель. Практическая  работа 14 15 16 17 18  Обработка рукава 4 Комбинированное  занятие Практическое  обучение (98ч.) Основные сведения об  организации рабочего  места,  Т.Б. на рабочем  месте   Инструменты и  приспособления  при  работе с тканью.  Правила ТБ. 4 3 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие  Обработка срезов,  вытачек, складок 4;3;4 Комбинированное  занятие  Обработка мелких  деталей 3;4 Комбинированное  занятие способы их устранения.    Обработка низа рукава:  краевыми швами, обтачками, манжетами (отложные,  притачные, замкнутые).  Способы обработки,  требования к качеству,  дефекты и их устранение.       Сведения об организации  рабочего места,  безопасности труда и  пожарной безопасности на  рабочем месте  Правила пользования  технологическим  инструментом, оснасткой,  оборудованием. Причины  производственного  травматизма и их  предупреждение.  Обработка срезов, вытачек,  складок Обмётывание  срезов, их обработка  полоской ткани или  специальной тесьмой.  Обработка вытачек. Влажно­ тепловая обработка,  технические требования  к швам вытачек . Обработка складок  различных видов.  Обработка рельефов и  подрезов. Обработка клапанов (2),  поясов (2), хлястиков (1),  погон (1), шлёвок./1/  Правила обработки  петель. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа Правила ТБ. Практическая  работа 18 20 21 22 23 24 25 26  Обработка шлиц и  разрезов  3;4 Комбинированное  занятие  Обработка шлицы в заднем  шве юбки , разреза в боковом шве. Правила ТБ.  Обработка воротников   3; 4;3 Комбинированное  занятие  Способы соединения   воротника  с изделием 4;3;4 Комбинированное  занятие  Обработка прорезных  карманов в рамку. 3;4;3 Комбинированное  занятие  Обработка карманов с  листочкой. 4;3;4 Комбинированное  занятие   Обработка воротников:  "стойка"   отложного  на от­ резной "стойке"    цельновыкроенного    пиджачного типа  .  Соединение воротника с  притачной или  цельнокроёной стойкой с  изделием. Соединение  отложного воротника в  изделиях с застёжкой до  верха. Соединение воротника с изделием с одновременным  обтачиванием бортов.  Обработка  горловины в  изделиях с цельнокроёным  воротником.     Правила обработки  прорезных карманов  в  рамку.     Правила обработки  прорезных карманов  с  листочкой.    Правила обработки  прорезных карманов   с  клапаном.   Правила обработки    карманов в швах соединения  основных деталей изделия  Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. Правила ТБ. 3;4  3;4 Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие  Обработка карманов с  клапаном. Обработка карманов в  швах соединения  основных деталей  изделия Обработка карманов с  различной отделкой.  3;4;3 Комбинированное  занятие   Правила обработки    карманов  с различной  отделкой.  Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа 27 28 29 30 31 4  3 Конструирование и  моделирование   плечевого   изделия(60ч)  Задачи  конструирования;  системы и методы.  Размерные признаки  фигуры. Величины  размерных признаков типовых фигур.   Методы измерения  фигур. Конструктивные  прибавки. Чертеж  основы изделия. Принципы  конструирования  деталей изделий,  изделий одежды на  базовой основе;  построение чертежей  конструкций изделий .    Принципы  конструирования разных силуэтных форм  изделия; построение  чертежей конструкций  изделий разных покроев.  Снятие мерок и  построение чертежа  4;3 4;3 Комбинированное  занятие  Конструирование изделия. Комбинированное  занятие Снятие мерок для  построения чертежа  Применять на  практике способы  Практическая  работа Комбинированное  занятие Условные графические  изображения деталей и  изделий на рисунках,  эскизах, чертежах, схемах. Последовательности  построения чертежа основы  юбки. Комбинированное  занятие 4;3 Комбинированное  занятие Формы, силуэт, стиль,  особенностям фигуры и  выбора фасона. Способы  моделирования  плечевого  изделия.  Познакомить с  правила подготовки  выкройки к раскрою. Экономичная раскладка  выкройки на ткани. Правила  раскладки деталей на ткани с рисунком в клетку и  полоску. Правила снятия  мерк и прибавки на  свободу облегания.  Знать об условных  графических  изображениях  деталей и изделий. О последовательности  и построения  чертежа основы  юбки. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки  выкройки к раскрою. Ими пользоваться. О форме, силуэте,  стиле, зависимости  выбора фасона от  особенностей  фигуры. Способы  моделирования и  правила подготовки  выкройки к раскрою. Ими пользоваться Применять на  практике правила  проведения  примерки   Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа 32 33 34 35 36 37 плечевого изделия   Раскрой деталей  изделия. Сметывание и   проведение первой  примерки. 4;3 Комбинированное  занятие плечевого изделия.    Раскрой изделия, перенос  контрольных линий,  подготовка у первой  примерке, устранение  недочётов. исправления  дефектов. Технологию обработки вытачек. Правильно выполняли практическую работу. Стачивать  боковые швы.  Обрабатывать  боковые срезы.  Приметывать и  притачивать молнию. Применять способы  обработки верхнего  и нижнего срезов  юбки. Особенности ВТО.   Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Комбинированное  занятие Комбинированное  занятие  Устранение дефектов,  стачивание выточек,  рельефов, боковых швов и их В.Т.О.  Стачивание плечевых швов,  обработка горловины,  вметывание рукавов. 4;3 4;3  4;3   4  Исправление дефектов  посадки. Обработка,  выточек, рельефов,  боковых швов  Соединение плечевых  срезов. Обработка  горловины,  вметывание  рукавов. Проведение  второй примерки. Втачивание рукавов в  пройму или обработка  срезов проймы  обтачкой. Обработка низа изделия. Окончательная отделка  изделия. ВТО. Контроль  качества.   Творческий проект  (17ч)   Комбинированное  занятие Втачивание рукавов, В.Т.О. Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа Комбинированное  занятие Способы обработки низа  изделия, окончательная  обработка изделия. Правила ТБ при  ВТО. Практическая  работа 3;4;3;4 ;3 Комбинированное  занятие    Работа над творческим  проектом, защита проекта     Содержание программы. Вводное  занятие(3ч.) Содержание и задачи курса второго года обучения « Основы конструирования и изготовления легкой одежды ». Правила  внутреннего распорядка и правила техники безопасности, санитарно­гигиенические требованиями. Основы   рыночной   экономики   .(4ч.)  Основные   законы   рыночной   экономики.   Общие   сведения   о   собственности.   Виды   предприятий   в зависимости от формы собственности. Оборудование  швейного производства(3ч) Назначение и область применения машин. Однониточный цепной стежок, его строение, свойства.  Характеристика и конструктивные особенности машин цепного стежка. Назначение зигзагообразной строчки, техническая характеристика и  конструктивные особенности машин. Назначение и конструкции различных приспособлений к швейным машинам. Приспособления для окантовки деталей.  Приспособления для машинных работ, их роль в улучшении качества обработки изделий и повышения производительности труда. Практические работы(11ч.) Виды влажно­тепловой обработки (ВТО), их сущность, характеристика. Оборудование, применяемое для ВТО. Устройство  электрических утюгов, регулировка нагрева, способы увлажнения. Прессы для ВТО. Устройство и работа. Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы. Причины их возникновения и  способы устранения. Материаловедение швейного производства (3ч.) Волокна, получаемые для изготовления тканей. Классификация волокон по происхождению. Основные  свойства волокон: длина, прочность, удлинение, гигроскопичность, стойкость к нагреванию. Их влияние на свойства тканей. Натуральные волокна растительного происхождения. Волокна животного происхождения. Штапельные волокна. Химические волокна. Нетканые  материалы, принцип изготовления. Классификация нетканых материалов по способу получения и волокнистому составу. Ассортимент. Физико­ механические свойства. Швейные нитки, их производство, ассортимент. Требования к качеству. Область применения различных видов ниток. Технология получения тканей  (4ч) Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке. Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани их различия. Заключительная отделка тканей, ее назначение. Технология изготовления легкой одежды. Технология обработки деталей легкой одежды (42ч) Швейные изделия и их детали. Швы, применяемые для их соединения. Правила соединения деталей швейного изделия. Виды складок, рельефов, вытачек и  способы их обработки. Обработка разрезов. Шлица как конструктивный элемент одежды. Технологическая последовательность обработки шлицы.  Использование клеевых, нетканых и других прокладочных материалов. Способы обработки срезов в зависимости от типа ткани и имеющегося обо­ рудования. Окантовка, способы выполнения. Способы обработки срезов проймы и горловины (подкройная обтачка на лицевую и изнаночную стороны,  косая бейка, окантовочный шов).  Виды застежек. Технологическая последовательность изготовления различного вида петель (обмётанных, руликовых, ни­ тяных, бельевых). Обработка застёжки тесьмой "молния" (4 способа). Обработка застёжки подбортом (цельновыкроенным и притачным), планками  (цельновыкроенной, притачной, настрочной, втачной).  Обработка низа рукава: краевыми швами, обтачками, манжетами (отложные, притачные,  замкнутые). Способы обработки, требования к качеству, дефекты и их устранение.     Практическое обучение (98ч.) Сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте . Правила  пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины производственного травматизма и их предупреждение. Обработка  срезов, вытачек, складок Обмётывание срезов, их обработка полоской ткани или специальной тесьмой. Обработка вытачек. Влажно­тепловая обработка,  технические требования к швам вытачек .Обработка складок различных видов. Обработка воротников. Соединение воротника с притачной или  цельнокроёной стойкой с изделием. Соединение отложного воротника в изделиях с застёжкой до верха. Соединение воротника с изделием с  одновременным обтачиванием бортов. Обработка  горловины в изделиях с цельнокроёным воротником. Конструирование и моделирование  плечевого  изделия(63ч) Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах,  схемах.Последовательности построения чертежа основы юбки. Формы, силуэт, стиль, особенностям фигуры и выбора фасона. Способы моделирования   плечевого изделия.  Познакомить с правила подготовки выкройки к раскрою. Экономичная раскладка выкройки на ткани. Правила раскладки деталей на  ткани с рисунком в клетку и полоску. Раскрой изделия, подготовка к первой примерке, устранение недочетов, проведение второй примерки, изготовление  изделия.  Творческий проект.(28ч)  Работа над творческим проектом, защита проекта.   Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях.­ 2­е изд.­ Мн.: Полымя; Урал Би Си, 1991.­ 320 с. Журнал Валентина. Роспись по шелку.­ М.: ОВА­ПРЕСС, № 1, 1995.­  42 с. Загревская М.Г. Шьем детям сами. Конструирование, моделирование и технология детской одежды.­ Новосибирск: СО «ДЛ», 1991.­   Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно­методическое пособие для руководителей ОУДОД,  Божко Л.А. Бисер.­ М.: Мартин, 2008.­ 124 с. Воронова О. Лучшая книга для домашнего декоратора.­ М.: Эксмо, 2008.­ 64 с. Горяинова О.В. Аппликация на ткани.­ Ростов н/Д: Феникс, 2006.­ 187с. Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. Работе – М.: Просвещение, 1984.­ 192 с. Деон Сандрин, Блондель Анник. Игрушки­ помпоны своими руками.­ М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.­ 64 с. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка.­ СПб.: Лениздат, 1992.­ 448   Список литературы для педагога: 1. 2. 3. 4. 5. 6. с. 7. 8. 9. 128 с. 10. методистов, педагогов­организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей. Ростов н/Д: Изд­во «Учитель», 2007.­ 288 с. 11. 12. Махмутова Х.И. Домашний дизайн. Используем кожу, стекло, металл, дерево.­ М.: Эксмо, 2007.­ 64 с. 13. 2000.­208 с. 14. 15. 16. 17. 18. учреждений.­ 7­е изд., испр. И доп.­ М.: АРКТИ, 2010.­ 80 с. 19. 20. 21. 22. Шахова Н.В. Кожаная пластика.­ М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.­ 78 с. Наниашвили И. Вышивка бисером. Шаг за шагом.­ Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», 2007.­ 64 с. Наниашвили И.Н. Лоскутное шитье. Шаг за шагом.­ Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного досуга», 2008.­ 64 с. Республиканская станция юных техников. Методическая разработка «в помощь руководителю кружка». Ижевск, 1997. Свирина Г.А. Фриволите. Руководство по плетению кружев.­ М.: Прометей, Е.: Старт, 1992.­ 48 с. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных  Лущик Л.И., Несмиян Т.Б. Декоративные цветы из ткани , бумаги, кожи, бисера.­ М.: Изд­во Эксмо, 2005.­ 64 с. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,  Страдиотти И. Делаем куклы.­ М.: Издательство «Ниола­Пресс», 2008.­ 128 с. Сычева Л.В. Мережки.­ М.: СП Интербук, С.: Старт. 1990.­ 48 с.  Чибрикова О.В. Поделки из кожи своими руками.­ М.: Эксмо, 2008.­ 64 с. Шершевская А.И. Программа «Технология»: Проектирование и технология художественной материалов: Шитье из лоскутов. 5­11   Интернет Компьютерная программа «Adobe Photoshop CS2» . 23. классы. Ижевск: Издательство ИУУ, 2000.­ 28 с. 24. Шершнева Л.П. Конструирование женских платьев.­ 2­е изд., перераб. и доп.­ М.: Легпромбытиздат, 1991.­ 256 с. 25. 26. Список литературы для учащихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Белякова О.В. Подарки и открытки своими руками.­ М.: РИПОЛ классик: ДОМ. 21 век, 2009.­ 189 с. Бубнова Е.В. Безделушки для подружки. Мастерим себе в удовольствие.­ С­Петербург.: «Издательство «Тригон», 2007.­ 24 с. Джун Гадвин, Мари Йоланд. Модная одежда с вышивкой.­ М.: ООО ТД «Мир книги», 2008.­ 80 с. Кэти Ганн, Барбара Даулинг. Вышитые покрывала для уютного дома.­ М.: ООО ТД «Мир книги», 2008.­ 80 с. Журнал Валя­Валентина. Декоративное вязание крючком, вышивка., №24/ 2009.  Журнал Валентина Хардангер., №3/ 1994. Журналы Burda. Номера 2000­2010.  Журнал Diana Креатив. Вышивание крестом, №9 сентябрь 2001. Журнал ЛЕНА. Пэчворк. Специальный выпуск, №4 2002. Филиппова С.Н. Изделия из кожи.­ М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.­ 78 с. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику.­ М.: Эксмо, 2008.­ 64 с. Чурзина Н.О. Пальчиковые куклы для домашнего театра.­ М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.­ 31 с.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Рабочая программа по дополнительному образованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2017