Рабочая программа по экологии 10 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по экологии 10 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
экология
10 кл
21.02.2017
Рабочая программа по экологии 10 класс
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год) В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
экология 10 класс.doc
Пояснительная записка      Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по   учебнику «Основы экологии» 10(11) класс.     Содержание   и   структура   этого   курса   построена   в   соответствии   с   логикой экологической   триады:   общая   экология   (34   часа),   социальная   экология   (18   часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)         В   курсе   рассматривается   сущность   экологических   процессов,   поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие   биосферы   и   человеческого   общества,   обеспечивающих   сохранение   жизни   на Земле.         В   10   классе   изучается   раздел   «Общая   экология»   в   течение   34   часов.   В   нем рассматривается   закономерности   взаимоотношений   живых   организмов   с   окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении   вопросов,   касающихся   организмов,   популяций   (сообществ)   и,   наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.                В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны   природы».   В   разделе   «Социальная   экология»   рассматривается   взаимодействие между   обществом   и   природой,   принципы   и   перспективы   их   сосуществования   и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. Учащиеся должны знать: Обязательный минимум содержания ­  определения   основных   экологических   понятий   (факторы   среды,   лимитирующие факторы,   экологический   оптимум,   благоприятные,   неблагоприятные   и   экстремальные условия, адаптация организмов и др.); ­   о   типах   взаимодействий   организмов;   разнообразии   биотических   связей;   ко­ личественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; ­ законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; ­ об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе); ­ о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа   природной   экосистемы,   круговороты   веществ   и   потоки   энергии   в   экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем); ­   законы   биологической   продуктивности   (цепи   питания,   первичная   и   вторичная биологическая   продукция;   факторы,   ее   лимитирующие;   экологические   пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах); ­   о   саморазвитии   экосистем   (этапы   формирования   экосистем,   зарастание   водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ); ­   о   биологическом   разнообразии   как   важнейшем   условии   устойчивости   популяций, биоценозов, экосистем; ­   о   биосфере   как   глобальной   экосистеме   (круговорот   веществ   и   потоки   энергии   в биосфере); ­ о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций   человека,   экологические   связи   человечества,   их   развитие,   современные взаимоотношения    человечества    и     природы,     социально­экологические связи); ­ о динамике отношений системы «природа­общество» (различия темпов и характера формирования   биосферы   и   техносферы,   совместимость   человеческой   цивилизации   с законами биосферы); ­   социально­экологические   закономерности   роста   численности   населения   Земли, возможности   влияния   и   перспективы   управления   демографическими   процессами, планирование семьи; ­   современные   проблемы   охраны   природы   (аспекты,   принципы   и   правила   охраны природы, правовые основы охраны природы); ­   о   современном   состоянии   и   охране   атмосферы   (баланс   газов   в   атмосфере,   ее загрязнение   и   источники   загрязнения,   борьба   с   загрязнением,   очистные   сооружения, безотходная технология); ­ о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); ­   об   использовании   и   охране   недр   (проблема   исчерпаемости   минерального   сырья   и энергетических   ресурсов,   бережное   использование   полезных   ископаемых,   поиск заменителей); ­   о   рациональном   использовании   и   охране   почв   (причины   потери   плодородия   и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); ­   о   современном   состоянии,   использовании   и   охране   растительности   (причины   и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Удмуртии и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений); ­ о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека  на  животных  и  их  последствия,   причины  вымирания   видов  животных,  охрана охотничье­ промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Удмуртии и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).  Учащиеся должны уметь: ­ решать простейшие экологические задачи; ­   использовать   количественные   показатели   при   обсуждении   экологических   и демографических вопросов; ­   объяснять   принципы   обратных   связей   в   природе,   механизмы   регуляции   и   ус­ тойчивости в популяциях и биоценозах; ­ строить графики простейших экологических зависимостей; ­ применять   знания   экологических    правил    при   анализе    различных   видов  хо­ зяйственной деятельности; ­   использовать   элементы   системного   подхода   в   объяснении   сложных   природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; ­ определять уровень загрязнения воздуха и воды; ­ устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии; ­ объяснять значение устойчивого развития природы и человечества; ­ прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества; ­   проявлять   устойчивый   интерес   к   пониманию   и   разрешению   региональных   и глобальных экологических проблем; ­ проявлять активность в организации и проведении экологических акций; ­ уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.   к   проблемам Цель   курса:   обобщение   и   углубление   экологических   знаний,   полученных   на   этапах обучения   биологии;   обеспечение   понимания   основных   закономерностей,   теорий   и концепций   экологии;   развитие   способности   оценки   экологических   ситуаций   и прогнозирования   в   своей   практической   деятельности   последствий   вмешательства   в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по среды.  отношению  Задачи:     обеспечения   понимания   основных  ­   формирование   понятийного   аппарата, закономерностей, экологии;  и ­   развитие   способности   оценки   экологических   ситуаций   и   прогнозирования   в   своей практической   деятельности   последствий   вмешательства   в   природную   среду;  ­ формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по среды;  ­закрепление  знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения  к ней;  ­научить   выделять   самое   главное     в   каждой   теме,   делать   правильные   выводы, анализировать, вступать  в дискуссию, выполнять проектные работы. отношению   окружающей   окружающей проблемам охраны     охраны   концепции к     теорий             Список литературы для учителя и учащихся 1. Алексеев С.В. Экология 10­11 класс. Санкт­Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997 2. Алексеев С.В. Экология  9 класс. Санкт­Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997 3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 – 11 классы.  – М.: «НЦ ЭНАС», 2002 4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10­11 классы.­ М.: «ОНИКС 21 век», 2004 5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. – М.: Просвещение, 1998 6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: «Творческий  центр», 2005 7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана­Граф»,  2004 8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс ­  М.:  «Дрофа», 2012  9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана­Граф»,  2004           Для информационно­компьютерной поддержки  учебного процесса  предполагается использование следующих программно­педагогических средств,  реализуемых с помощью компьютера: 1. СD «1С: Образование. Экология. 10­11 кл. 2. Учебно ­ электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт  электроники и математике. 10­11кл. 3. Энциклопедия  Кирилла и Мефодия. Учебно­тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. Тема  Введение  Организм и среда Сообщества и популяции Экосистемы Проектная деятельность Итого: Кол­во часов (всего) 1 9 10 10 4 34 Контроль Изучение нового и закрепление 1 8 9 9 4 31 1 1 1 3 №  п\п 1 №  ур ока в  те ме 1 Учебная программа Тема ЗУН ОУУН Введение Экология, уровни организации жизни, общая и социальная экология. Умение  объяснять актуальность и значение  экологии сегодня.  Синтез, умение делать  выводы, давать  определения ключевым  понятиям Организм и среда (9ч.) Цель:  ­ научить объяснять и приводить примеры путей приспособления организмов к среде и  наоборот, путей воздействия организмов на среду; ­ уметь характеризовать основные среды жизни и приспособительные формы и ритмы  жизни; ­ на основе познания взаимодействий организмов со средой обеспечить усвоение законов:  минимума (Либиха), оптимума Шелфорда, ограничивающего фактора (толерантности  Шелфорда): правила 6лена, Бергмана; ­ воспитывать бережное отношение к природе на основе знаний принципа: «все со всем  связано». 2 1 3 2 Потенциальные  возможности  размножения  организмов Общие законы  зависимости  организма от  факторов среды. 4 3 Основные пути  приспособления  организмов к  Геометрическая прогрессия  размножения, экспоненциальная и  логистическая кривая. Умение  сопоставлять способности организмов к  размножению и ограничивающих сил.  Экологические факторы:  абиотические, биотические, з­н  Оптимума, пессимум, критические  точки, экстремальные условия,  ограничивающий фактор. Умение  применять знание законов в жизни и  хозяйственной деятельности.  Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство  внутренней среды. Умение выявлять  преимущества и недостатки каждого  Сравнение, причинно­ следственные связи Причинно­следственные  связи, сворачивание  информации Сравнение, причинно­ следственные связи,  объяснять понятия 5 4 6 5 7 8 9 10 6 7 8 9 среде Основные среды  жизни Пути  воздействия  организмов на  среду обитания Приспособитель ные формы  организмов Приспособитель ные ритмы жизни Обобщение Зачет №1  Организм и  среда приспособления.  Среда жизни, планктон, заморы,  паразитизм, з­н большого числа яиц.  Умение выявлять наличие определенных экологических приспособлений у  организмов.  Средообразующая деятельность  организмов, фильтрационное  питание, самоочищение водоемов.  Умение выявлять воздействие  организмов на среду обитания.  Конвергенция, жизненная форма.  Умение выявлять морфологические  адаптации. Анализ, сравнение, выводы. Суточные ритмы, годовые ритмы,  фотпериод, фотопериодизм.  Применение знаний о фотопериодизме в  с\х.  Обобщение знаний по теме. Контроль знаний по теме Сравнение, причинно­ следственные связи, уметь  раскрывать содержание  новых понятий Сравнение, причинно­ следственные связи, уметь  конспектировать,  формулировать выводы Анализ, сравнение, выводы Сравнение, причинно­ следственные связи,  выводы Сообщества и популяции (10ч.) Цель: ­ обеспечить усвоение закона и следствия пищевых отношений, закона конкурентных  отношений; ­ научить оперировать понятиями – численность, плотность, структура популяции,  рождаемость, смертность и др.; ­ познакомить с динамическими процессами в популяциях, условиями устойчивости  биоценозов; ­ воспитывать философское отношение к жизненным процессам, учить находить в плохом  хорошее и наоборот. 11 1 Типы  взаимодействия  организмов 12 2 Законы и  следствия  пищевых  отношений 13 3 Законы  Биотические связи – прямые и  косвенные, трофические отношения,  конкуренция, мутуализм, симбиоз,  нейтрализм. Умение различать типы  взаимодействий организмов и  приводить примеры.  Хищники, паразиты, собиратели,  пасущиеся животные, циклические  колебания численности,  экологический бумеранг. Умение  объяснять, что именно пищевые связи  стоят в основе системы сообщества.  З­н Гаузе, правило конкурентного  Анализ, сравнение, выводы Синтез, анализ, причинно­ следственные связи, уметь  конспектировать,  формулировать выводы Синтез, анализ, причинно­ 14 4 15 5 16 6 17 7 18 8 19 20 9 10 конкурентных  отношений в  природе Популяции исключения, правило Тинеманна,  экологическая инженерия. Объяснять  роль конкуренции в природе.  Популяция, внутривидовое  взаимодействие, численность,  плотность, структура                               популяции, рождаемость, смертность. Умение характеризовать популяцию.  Демография, возрастная структура  популяции, пирамида возрастов.  Умение прогнозировать изменения  численности популяции.  Экологическая емкость среды,  саморегуляция численности,  самоизреживание, территориальное  поведение животных, отрицательная  обратная связь. Умение объяснять  причины изменения численности  популяции.  Динамика численности популяции,  одностороннее действие,  двустороннее взаимодействие,  взрывы численности. Умение отличать внутривидовые отношения и  абиотические факторы.  Биоценоз, доминирующие виды,  малочисленные виды, видовая  структура биоценоза, Ярусность,  экологические ниши. Умение  доказывать, что биоценоз – сложная  надорганизменная система.  Обобщение темы Обобщение знаний по теме Зачет №2  Сообщества и  популяции Численность  популяций и ее  регуляция в  природе Контроль знаний по теме Демографическа я структура  популяций Рост численности и плотность  популяций Биоценоз и его  устойчивость следственные связи, уметь  конспектировать,  формулировать выводы Синтез, анализ, причинно­ следственные связи, уметь  проводить описание  биологических объектов Синтез, моделирование,  причинно­следственные  связи Синтез, моделирование,  причинно­следственные  связи, находить  информацию в разных  источниках Синтез, моделирование,  причинно­следственные  связи, работать с текстом,  дополнительной  литературой Синтез, сравнение, выводы Экосистемы (10ч.) Цель: ­ обеспечить усвоение закона организации экосистем, закона биологической  продуктивности; ­ научить отличать агроценоз и агроэкосистему от биоценозов; ­ научить объяснять закономерность смены экосистем, условий их устойчивости; ­ закрепить знания о структуре, свойствах и значении биосферы; ­ научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о  необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов. 21 1 Законы  организации  экосистем 22 2 Законы  биологической  продуктивности 23 3 Агроценозы и  агроэкосистемы Экосистема, потоки вещества и  энергии, биологический круговорот  веществ, биогенные элементы,  продуценты, консументы, редуценты.  Различение трех составляющих  экосистем и их взаимосвязь, отличие  экосистемы от биоценоза.  Цепи питания, трофические уровни,  правило 10٪, биологическая  продукция, биомасса, пирамида  биологической продукции.  Устанавливать связь между  экологической пирамидой и с\х.  Агроценозы, агроэкосистема,  биологический метод борьбы. Умение  выявлять связь развития агроценозов с  законами развития биоценозов.  Анализ, синтез, причинно­ следственные связи,  работать с новыми  терминами раскрывать их  содержание Анализ, синтез, причинно­ следственные связи,   моделирование Анализ, синтез, причинно­ следственные связи,  применять знания на  практике 24 25 4 5 26 6 27 7 28 8 Обобщение и  промежуточный  контроль Саморазвитие  экосистем –  сукцессии Биологическое  разнообразие как основное  условие  устойчивости  популяции,  биоценозов и  экосистем Биосфера Экология как  научная основа  природопользова ния 9 10 29 30 31­ Обобщение Зачет №3  Экосистемы Проектная  Обобщение знаний Сукцессии, незрелые сообщества,  зрелые сообщества, первичная и  вторичная сукцессия. Умение  показывать закономерность развития  устойчивых экосистем.  Биологическое разнообразие,  устойчивость жизни на Земле. Умение  доказывать необходимость  биологического разнообразия для  устойчивости жизни на планете.  Анализ, синтез, причинно­ следственные связи,   моделирование,  раскрывать содержание  новых понятий Анализ, синтез, причинно­ следственные связи,   моделирование, работать с текстом, дополнительной  литературой Биосфера. озоновый экран, живое  вещество, органогенные породы,  биокосные тела, круговорот С, N, O.  Обобщение знаний по теме о биосфере.  Умение доказать практическую  значимость знания общих экологических законов в различных областях  человеческой деятельности.  Обобщение знаний по теме Контроль знаний по теме Синтез, сравнение, выводы Синтез, причинно­ следственные связи,   моделирование, работать с текстом, дополнительной  литературой Мониторинг, исследование, продукт,  Формирование навыков 34 деятельность этапы проекта участия в различных  формах организации  учебно­исследовательской и проектной деятельности Зачет № 1 Организм и среда. Приложение 1 1. Если каждый вид обладает способностью к безграничному размножению, как  объяснить наличие в природе большого числа редких видов? 2. Почему в природе взрывы численности отдельных видов, демонстрирующих их  способность к размножению, называют экологическими катастрофами? 3. Многие быстро размножающиеся насекомые: тараканы, мухи, комары, и др. –  вредят человеку. Каково ваше мнение, можно ли использовать потенциал их  размножения в хозяйственных целях? Ответ обоснуйте. 4. В каких проявлениях с\х деятельности часто нарушается закон Оптимума? 5. Применим ли закон Оптимума к сильнодействующим ядам на человека? 6. Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека? 7. Известно, что у многих рыб температура тела постоянна. Значит ли это. Что их  можно отнести к теплокровным животным? Почему? 8. Как вы думаете, отразится ли на почвенном плодородии регулярное внесение  ядохимикатов или высоких доз удобрений? 9. В воздухе постоянно находятся поднятые ветром мелкие насекомые, пауки, семена,  споры. Почему же на суше нет сидячих животных, которые питались бы, фильтруя  воздух через себя? 10. Как правильнее называть: «воздушная среда» или «наземно­воздушная среда»?  Ответ обоснуйте. 11. В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для  человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких  городов? 12. Растения можно выращивать без почвы, на гидропонике и получать большие урожаи. Значит ли это, что не нужно беспокоиться по поводу нарушения почвообразующей  деятельности живых организмов? 13. Если в природе так много фильтрующих организмов и так велики возможности  самоочищения водоемов, то почему же возникла проблема загрязнения вод? 14. Применимо ли правило Алена к человеку? 15. Какие изменения в составе видов или в составе жизненных форм – отражают более  серьезные перестройки в природных сообществах? Почему? 16. Экологическая инженерия разрабатывает принципы создания искусственных  сообществ и восстановления нарушенных. Вам надо создать парк для отдыха. С чего следует начинать – с подбора жизненных форм или видов растений? Ответ  обоснуйте. 17. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к  экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Ответ обоснуйте. 18. Приведите примеры видов, у которых, по вашему мнению, не должно быть суточных ритмов, и объясните, почему вы так думаете? 19. На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего  пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему? 20. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали? А) постоянную работу в ночное время; Б) чередование дневной и ночной работы. Почему вы выбрали такой режим работы? Зачет № 2 Сообщества и популяции      1.    Всегда ли  присутствие сорняков оказывается вредным для культурных         растений? 2. Встреча хищника и жертвы часто оказывается роковой для жертвы. Однако  известно много случаев, когда уничтожение видов­хищников приводит в конце  концов к резкому снижению численности видов­жертв. Почему? 3. В начале ХХ века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и  животных для обогащения отечественной флоры и фауны. Было сделано много  практических попыток такого переселения. Постепенно это увлечение прошло. Как  вы думаете, почему? От этого нужно отказаться или, наоборот, усилить эту  практику? 4. В Дальневосточных лесах ведут интенсивный промысел ценного лекарственного  растения – женьшеня. Вид находится на грани исчезновения. Какие меры вы  приняли бы для его сохранения? Какое отношение к этим мероприятиям имеет  понимание связей хищник – жертва? 5. При удалении какого либо вида из биоценоза остальные занимают его место,  повышают численность и выполняют его роль. Зачем тогда заботиться о сохранении  видового разнообразия сообществ? 6. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту на волка запретили. В настоящее время в ряде  районов этот запрет вновь сняли и часть волков разрешают отстреливать. Как вы  думаете, чем можно объяснить такую непоследовательность природоохранных  органов? 7. Должен ли человек стремиться уничтожить дикие виды, являющиеся конкурентами  домашних животных и культурных растений? Ответ обоснуйте. 8. Считают, что одновидовые посевы культурных растений менее эффективны с  экологической точки зрения по сравнению с многовидовыми. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Какую связь это имеет с проблемой межвидовой конкуренции  растений? 9. Существует мнение, что в жизни любого вида преобладает жестокая конкуренция и  борьба особей друг с другом. Опровергните или подтвердите его. 10. Могут ли существовать виды, состоящие всего из одной популяции? 11. Применимо ли к человеку представление о том, что вид состоит из популяций? 12. Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о тм, что  вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие  половозрелые особи дают много икры? 13. Какие изменения в возрастной и половой структуре популяции серой крысы  желательны с точки зрения человека, старающегося сократить ее численность? 14. У какой популяции растений больше шансов на выживание: у той, которая состоит  из одних проростков; у той, которая состоит из проростков, молодых и взрослых  особей? 15. У слонов снижение рождаемости начинается при повышении плотности популяции в 2­3 раза. А у многих насекомых – только тогда, когда плотность возрастает в  десятки и сотни раз. По каким причинам столь разная «чувствительность» видов к  изменению плотности популяции? 16. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением  рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и  в садах? 17. Буквальное исполнение лозунга «Превратим всю Землю в цветущий сад!» опасно  сточки зрения. Почему? 18. Если взрывы численности – нормальное явление в жизни некоторых видов, то  почему это так беспокоит человека? 19. Конструируя лесополосы, парки, сады и т.п., человек подбирает только небольшое  число основных видов. В природных биоценозах видов во много раз больше. Значит  ли это, что мы не можем создавать устойчивые сообщества? Зачет № 3 Экосистемы 1. В окрестностях дымящихся промышленных предприятий в лесах стала  накапливаться подстилка. Почему это происходит и какие прогнозы можно  высказать о будущем этого леса? 2. В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва бедна биогенными  элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в  прежнем виде, если их свести? 3. Какая должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы? 4. Предложите разные принципиальные пути повышения урожайности с\х растений,  возможные с экологической точки зрения. 5. Какие места в цепях питания занимает человек? Приведите примеры 6. Можно ли полностью отказаться от химических методов борьбы с вредителями и  перейти на биометод? 7. Почему культурные растения не могут расти в природных сообществах или,  «одичав», теряют свои сортовые качества? 8. Можно ли на восстанавливаемых землях создать сразу зрелое, стабильное  сообщество, не проходящее длительных предварительных стадий развития? 9. Неустойчивые сообщества в природе развиваются  в устойчивые. Стоит ли  волноваться о восстановлении нарушенных человеком биоценозов и экосистем? 10. Как изменяться условия на Земле, если все захороненное в недрах органическое  вещество будет сожжено или подвергнется разложению? 11. минеральное удобрение часто сравнивают с кислородной подушкой для растений.  Почему? Может ли современное с\х обходиться без минеральных удобрений? 12. Какие разрешения и запреты должны содержать экологически грамотные правила  любительской рыбной ловли?

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс

Рабочая программа по экологии 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017