Рабочая программа по экологии 11 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по экологии 11 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
экология
11 кл
21.02.2017
Рабочая программа по экологии 11 класс
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год) В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы».
экология 11 класс.docx
Пояснительная записка       Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется   программа   Черновой   Н.М.   по     учебнику   «Основы   экологии»   10(11)   класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)      В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие   на  планете   и  определяющих  устойчивое  сосуществование   и  развитие  биосферы  и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.        В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов,   обеспечивающих   устойчивость   экологических   систем   на   популяционном   и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.                В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению   и   эволюции   и   подчиняется   как   социальным,   так   и   фундаментальным   законам экологии. Учащиеся должны знать: Обязательный минимум содержания ­  определения   основных   экологических   понятий   (факторы   среды,   лимитирующие   факторы, экологический   оптимум,   благоприятные,   неблагоприятные   и   экстремальные   условия,   адаптация организмов и др.); ­   о   типах   взаимодействий   организмов;   разнообразии   биотических   связей;   количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; ­ законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; ­   об   отношениях   организмов   в   популяциях   (понятие   популяции,   типы   популяций,   их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе); ­ о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной   экосистемы,   круговороты   веществ   и   потоки   энергии   в   экосистемах,   экологические основы формирования и поддерживания экосистем); ­ законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция;   факторы,   ее   лимитирующие;   экологические   пирамиды;   биологическая   продукция   в естественных природных и агроэкосистемах); ­   о   саморазвитии   экосистем   (этапы   формирования   экосистем,   зарастание   водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ); ­ о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; ­ о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); ­   о   месте   человека   в   экосистеме   Земли   (общеэкологические   и   социальные   особенности   современные популяций   человека,   их   развитие, взаимоотношения    человечества    и     природы,     социально­экологические связи);   экологические   связи   человечества, ­   о   динамике   отношений   системы   «природа­общество»   (различия   темпов   и   характера формирования   биосферы   и   техносферы,   совместимость   человеческой   цивилизации   с   законами биосферы); ­ социально­экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи; ­   современные   проблемы   охраны   природы   (аспекты,   принципы   и   правила   охраны   природы, правовые основы охраны природы); ­ о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология); ­   о   рациональном   использовании   и   охране   водных   ресурсов   (бережное   расходование   воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); ­   об   использовании   и   охране   недр   (проблема   исчерпаемости   минерального   сырья   и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, поиск заменителей); ­ о рациональном использовании  и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией); ­ о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения   лесов,   меры   по   сохранению   и   восстановлению   лесных   ресурсов,   охрана   редких   и исчезающих видов растений; Красная книга Удмуртии и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений); ­ о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на   животных   и   их   последствия,   причины   вымирания   видов   животных,   охрана   охотничье­ промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Удмуртии и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).  Учащиеся должны уметь: ­ решать простейшие экологические задачи; ­ использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; ­  объяснять  принципы   обратных  связей  в  природе,   механизмы   регуляции  и  устойчивости  в популяциях и биоценозах; ­ строить графики простейших экологических зависимостей; ­ применять   знания   экологических   правил   при   анализе   различных   видов хозяйственной деятельности; ­   использовать   элементы   системного   подхода   в   объяснении   сложных   природных   явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества; ­ определять уровень загрязнения воздуха и воды; ­ устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии; ­ объяснять значение устойчивого развития природы и человечества; ­ прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества; ­   проявлять   устойчивый   интерес   к   пониманию   и   разрешению   региональных   и   глобальных экологических проблем; ­ проявлять активность в организации и проведении экологических акций; ­ уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих   сторон,   а   с   позиции   возможности   устойчивого   развития   биосферы   и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях. Цель   курса:   обобщение   и   углубление   экологических   знаний,   полученных   на   этапах   обучения биологии;   обеспечение   понимания   основных   закономерностей,   теорий   и   концепций   экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности   последствий   вмешательства   в   природу;   формирование   экологического мировоззрения,   активной   жизненной   позиции   по   отношению   к   проблемам   охраны   окружающей среды.   Задачи:    ­ формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и экологии;  ­  развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности среду;  ­  формирование   экологического   мировоззрения   и   поведения,   активной   жизненной   позиции   по отношению среды;  ­закрепление   знаний   о   природе   родного   края,   воспитание   бережного   отношения   к   ней; вмешательства окружающей последствий проблемам природную   концепции к     охраны   в ­научить   выделять   самое   главное     в   каждой   теме,   делать   правильные   выводы,   анализировать, вступать  в дискуссию, выполнять проектные работы. Список литературы для учителя и учащихся 1. Алексеев С.В. Экология 10­11 класс. Санкт­Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997 2. Алексеев С.В. Экология  9 класс. Санкт­Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997 3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 – 11 классы.  – М.: «НЦ ЭНАС», 2002 4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10­11 классы.­ М.: «ОНИКС 21 век», 2004 5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. – М.: Просвещение, 1998 6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. – М.: «Творческий  центр», 2005 7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана­Граф»,  2004 8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс ­  М.:  «Дрофа», 2012  9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана­Граф»,  2004           Для информационно­компьютерной поддержки  учебного процесса  предполагается использование следующих программно­педагогических средств,  реализуемых с помощью компьютера: 1. СD «1С: Образование. Экология. 10­11 кл. 2. Учебно ­ электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт  электроники и математике. 10­11кл. 3. Энциклопедия  Кирилла и Мефодия.  Учебно – тематический план Раздел Тема Кол­во часов (всего) На изучение нового Лаб.раб. экскурсии Контроль 1. 2. 3. 4. 5. 6. Человек в экосистеме  Земли Диалектика отношений  «природа­общество» Экологическая демография Экологическая  перспектива Современные проблемы  охраны природы Современное состояние,  охрана растительности   и  животных      Итого: 8 1 7 2 10 6 34 7 1 6 2 9 5 30 Лаб. раб. № 1,2  (по 0,5ч.) 1 1 1 1 4 Учебная программа Человек в экосистеме Земли Цель:  ­ научить объяснять и приводить доказательства того, что человек – биосоциальный вид;  ­ уметь характеризовать социальные особенности экологических связей человечества. № п\п 1 2 3 4 № урока в теме 1 2 3 4 Тема ЗУН ОУУН Человек как  биосоциальный вид Экологическое сходство и  экологические отличия,  биосоциальный вид.  Особенности пищевых и  информационных связей  человека Использование орудий и  энергии Информационные связи,  экологическая ёмкость среды,  экосоциальные связи.  Орудийная деятельность,  адаптации.  История развития  экологических связей  человечества. Древние  гоминиды. Гоминиды или пралюди:  австралопитеки. Древнейшие  люди: человек умелый, человек  прямоходящий, питекантропы,  синантропы. Древние люди:  неандертальцы. Современные  люди: кроманьонец.  Эмансипация, социальные связи. Находить информацию в различных источниках и  критически оценивать  ее. Сравнение, причинно­ следственные связи Причинно­следственные  связи, сворачивание  информации в таблицу Находить информацию в различных источниках и  критически оценивать  ее. 5 5 История развития  экологических связей  человечества. Человек  разумный. 6 7 8 9 6 7 8 1 История развития  экологических связей  человечества. Человек  разумный. Современность. Социально – экологические взаимосвязи. Обобщение Диалектика отношений  «природа­общество» Членораздельная речь,  абстрактное мышление,  альтруизм, фиксирование  информации, оседлость,  производство продовольствия,  социальная наследственность,  культура.  Информационная революция,  экологический кризис,  природоохранное движение,  экологическое образование.  Всеобщая связь природных и  антропогенных процессов на  Земле.  Обобщение знаний по теме. Коренные отличия  длительности формирования  биосферы и техносферы.  Противоречия основ  функционирования биосферы  (бесконечные циклы) и  техносферы (прямоточные  процессы) Сравнение, причинно­ следственные связи Сравнение, причинно­ следственные связи Анализ, сравнение,  выводы. Уметь сравнивать,  обобщать, формулировать выводы Находить информацию в различных источниках и  критически оценивать  ее. Экологическая демография Цель: ­ познакомить с социально­экологическими особенностями роста численности человечества; ­ научить оперировать понятиями – демография, численность, плотность, структура популяции,  рождаемость, смертность и др.; ­ познакомить с особенностями демографии населения в зависимости от природных и социально­ экономических условий; 10 11 1 2 12 3 Социально­экологические  особенности демографии  человечества Рост численности  человечества Социально­географические  особенности демографии  человека 13 4 Демографические  перспективы. 14 5 Демография России Демография, эпидемии,  социально­экологическая  ёмкость среды.  Фаза замедленного роста, фаза  ускоренного роста, всемирная  организация здравоохранения  (ВОЗ).  Южный и северный регионы,  прирост населения,  Организация Объединённых  Наций (ООН), по проблемам  продовольствия и сельского  хозяйства (ФАО).  Популяция, численность,  плотность, структура                   популяции, рождаемость,  смертность, миграция,  депопуляция.  Демография, возрастная  Анализ, сравнение,  выводы. Синтез, анализ,  причинно­следственные связи. Синтез, анализ,  причинно­следственные связи. Находить информацию  в различных источниках и критически оценивать ее. Умение прогнозировать 15 6 16 17 7 1 18 2 Социально­экономические  предпосылки стабилизации  мирового населения Обобщение Экологическая  перспектива. Устойчивое развитие  человечества и природы  Земли. Формирование  экологического  мировоззрения населения. структура популяции, пирамида возрастов.  Неравномерность роста  населения Земли и его  возможные последствия,  демография и благосостояние,  образование, культура.  Обобщение знаний по теме Концепция устойчивого  социально­экологического  развития. Ноосфера: ожидание  и реальность.  Экологическая этика,  экологическое образование и  воспитание в разных странах,  международное сотрудничество в формировании  экологического мировоззрения.  изменения численности  популяции.  Синтез, моделирование, причинно­следственные связи. Уметь сравнивать,  обобщать, формулировать выводы Давать определения  ключевым понятиям.  Уметь сравнивать, конспектировать,  формулировать выводы. Анализ, синтез,  причинно­следственные связи. Современные проблемы охраны природы Цель: ­ обеспечить усвоение знаний по необходимости охраны природы; ­ научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о  необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов. 19 1 Современные проблемы  охраны природы 20 21 2 3 Современное состояние  атмосферы. Охрана атмосферы. Лабораторная работа № 1  «Определение загрязнения  воздуха в населённом  пункте» Охрана природы, природные  ресурсы, рациональное  природопользование, правило  региональности,  природоохранное  законодательство.  Парниковый эффект, баланс  азота, кислорода, углекислого  газа.  Естественное и искусственное  загрязнение атмосферы:  радиоактивное, химическое.  Безотходная технология.  Анализ, синтез,  причинно­следственные  связи. Анализ, синтез,  причинно­следственные  связи,  моделирование. Анализ, синтез,  причинно­следственные  связи,  моделирование. 22 4 Рациональное  использование водных  Дефицит пресной воды. Умение работать с  информацией в 23 24 25 26 5 6 7 8 ресурсов. Охрана водных ресурсов.  Лабораторная работа № 2  «Определение загрязнения  воды» Использование и охрана  недр. Поверхностно­активные  вещества (ПАВ), синтетические  моющие средства, химическая и биологическая очистка воды.  Недра, полезные ископаемые,  минеральные и энергетические  ресурсы.  Почвенные ресурсы, их  использование. Почва.  Охрана почвенных  ресурсов.  Эрозия: естественная,  искусственная, ускоренная.  Меры борьбы с эрозией,  лесомелиорация.   27 9 28 10 Экскурсия «Наблюдение за различными видами эрозии почв» Обобщение Контроль знаний по теме должном темпе. Анализ, синтез,  причинно­следственные  связи,  моделирование. Давать определения  ключевым понятиям.  Уметь сравнивать, конспектировать,  формулировать выводы. Умение работать с  информацией в  должном темпе. Уметь  конспектировать,  формулировать  выводы. Сравнивать, приводить  примеры. Умение наблюдать,  анализировать,  делать выводы. Уметь сравнивать,  обобщать, формулировать выводы Современное состояние, охрана растительности и животных Цель: ­ систематизировать и обобщить знания по биоразнообразию ; ­ проследить пути прямого и косвенного воздействия человека на животных и растения; ­ рассмотреть способы рационального использования, охраны и воспроизводства растительности и  животных. 29 30 31 32 1 2 3 4 Современное состояние  растительности. Охрана растительности. Рациональное  использование животных. Охрана животных. Вырубка лесов,  лесовозобновление.  Правильное ведение лесного  хозяйства, Биологические  методы борьбы с вредителями  лесов. Красная книга.  Прямое и косвенное  воздействие человека на  животных.   Редкие и исчезающие виды,  акклиматизация, заповедники.  заказники, экологическая  экспертиза и прогноз.  Синтез, умение делать  выводы. Сравнение, причинно­ следственные связи Причинно­следственные связи, сворачивание  информации в таблицу Давать определения  ключевым понятиям.  Уметь сравнивать, конспектировать, 33 34 5 6 Экология и здоровье. Обобщение Экология человека, здоровье  среды, устойчивое развитие  общества и природы.  Контроль знаний по теме формулировать выводы. Сравнение, причинно­ следственные связи Уметь сравнивать,  обобщать, формулировать выводы

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс

Рабочая программа по экологии 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017