Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)
Оценка 4.6

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
экология
11 кл
26.01.2017
Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)
Данная рабочая программа по экологии разработана для обучения обучающихся 11-х классов. Программа рассчитана на изучение экологии в 11 классе в течение 34 часов учебного времени. Уровень освоения учебного предмета - базовый. Основная цель курса:- формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.документ с текстом
экология 11 (2).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1_от 27.08.2015г                                                                                               образовательным стандартом  Рук. ШМО______________    Составлено в соответствии с     государственным    общего образования 2004 г.   Принято на заседании  Педагогического совета Протокол №1_ от 31.08.2015г. Утверждено  ПРИКАЗ № 160 от 31.08.2015г. Директор МБОУ «Каракулинская СОШ» Мухачёва Г.В.  _________                                                                                 Рабочая программа                                                      по ______экологии_________________________________   «А», «Б»  классов                _______________                                                      для _____XI  (базовый уровень) Составитель: _Шаклеина Л.В., учитель биологии_______                                   первой квалификационной категории Рецензент:___Князев В.В., учитель химии______________                            высшей квалификационной категории____ 2015­2016 I. Пояснительная записка Данная рабочая программа по экологии разработана для обучения обучающихся 11­х классов  МБОУ «Каракулинская СОШ» на основе:   Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312;   «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «Каракулинская  общеобразовательная средняя школа», утверждённого 8  августа 2015 г. За основу взята Программа по экологии: Н. М. Чернова, В. М. Галушин.,  М, «Дрофа», 2005 г.  Учебно­методический комплект состоит: 1.Учебник: Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., ­учебник для общеобразовательных учреждений  М., «Дрофа», 2010г. Программа рассчитана на изучение экологии в 11 классе в течение 34 часов учебного времени. Уровень освоения учебного предмета     цель курса:­ формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и  ­ базовый.    Основная   способах деятельности;  обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и  самопознания;  подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Задачи курса: ­ создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными  закономерностями социальной экологии; ­ овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками; ­   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в   процессе   проведения   наблюдений   за   живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ­ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; ­ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Обучение   школьников   экологии   опирается   на   полученные   ими   ранее   знания   по   биологии,   химии,   географии,   физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших зако­ номерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого­природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Формы   организации учебного процесса: уроки, экскурсия, лабораторные и практические работы, семинар. Используются методы: сравнение   объектов,     анализ,   оценка,   поиск   информации   в   различных   источниках;   технологии:   развития   критического   мышления, проблемно­диалогического обучения, ИКТ. В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: а) в виде контрольных работ – их 2, б) проверочных работ, в) самостоятельных работ.  Лабораторные работы оцениваются выборочно. II. Календарно­тематическое планирование (учебно­тематический план) № Название раздела  раздела п/п  I разд II разд III разд Экологические основы охраны  Введение.  Социальная экология природы Итого: Общее количес  тво часов  1 17 16 34 проверочные  самостоятельные контрольные  Контроль  Практические (лабораторные) 2 2 2 2 2 2 2 2 I раздел. Введение (1 ч) Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. II раздел. Социальная экология (17ч) III. Содержание программы учебного предмета.  Человек в экосистеме Земли. Человек — биосоциальный вид. Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные  особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.  Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.  Современные   отношения   человечества   и   природы.Масштабы   экологических   связей   человечества:   использование   природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильно­ сти. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, рисунков орудий охоты, рыболовства, обработки земли.  Экологическая   демография.  Социально­экологические   особенности   роста   численности   человечества.  Лимитирующие   факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи.  Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания.  Фактический рост численности человечества.  Особенности демографии населения  в зависимости от природных и социально­экономических условий.  Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последст­ вия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.  Демография России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.  Неравномерность роста населения  Земли  и его возможные последствия.  Эколого­демографические  взаимосвязи:  демография и благосостояние, образование, культура. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероят­ ности   достижения   относительно   стабильного   уровня   численности   населения   Земли,   основные   формы   и   возможные   сроки   его достижения. Демонстрация  карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по экологии и охране природы, карты административного деления России и сопредельных стран. III раздел. Экологические основы охраны природы (16ч)  Современные   проблемы   охраны   природы.  Природа   Земли   —   источник   материальных   ресурсов   человечества.   Исчерпаемые   и неисчерпаемые   природные   ресурсы.   Современное   состояние   окружающей   человека   природной   среды   и   природных   ресурсов. Необходимость   охраны   природы.   Основные   аспекты   охраны   природы:   хозяйственно­экономический,   социально­политический, здравоохранительный,   эстетический,   воспитательный,   научно­познавательный.   Правила   и   принципы   охраны   природы.   Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.  Современное состояние и охрана атмосферы.Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники   загрязнения   атмосферы.   Тепличный   эффект.   Проблемы   озонового   экрана.   Состояние   воздушной   среды   в   крупных городах   и   промышленных   центрах.   Смог.   Влияние   загрязнений   и   изменения   состава   атмосферы   на   состояние   и   жизнь   живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безот­ ходная технология.  Рациональное использование и охрана вод. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Исполь­ зование оборотных вод в промышленности.  Использование и охрана недр. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр.  Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.  Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.  Современное   состояние   и   охрана   растительности.  Роль   леса   в   народном   хозяйстве.   Современное   состояние   лесных   ресурсов. Причины   и   последствия   сокращения   лесов.   Рациональное   использование,   охрана   и   воспроизводство   лугов,лесов.     Охрана   хо­ зяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.  Рациональное использование и охрана животных.  Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих.   Редкие   и   вымирающие   виды   животных,   занесенные   в   Красную   книгу   МСОП   и   Красную   книгу   России,   их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных. Лабораторные работы. Определение загрязнения воздуха в городе. Определение загрязнения воды. Демонстрация  схемы   классификации   природных   ресурсов,   таблиц   по   экологии   и   охране   природы,   фрагмента   кинофильма   «Охрана природы»,  карты растительного и животного мира, Красной книги России. Экскурсия  Наблюдение за различными видами эрозии почв. Название раздела, темы урока, № урока по Контроль  Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь IV. Учебная программа порядку, № урока в разделе. 1.1.Социальная экология, цели, задачи Человек в экосистеме Земли (10 ч) 2.1.Человек – биосоциальный вид 3.2.Особенности пищевых и информационных  связей человека. 4.3.Использование орудий и энергии. № уч. нед. 1 2 3 4 5 5.4.История развития экологических связей  человечества. Древние гоминиды. Провер.р.№1 Введение (1 час) цели и задачи социальной  экологии. Социальная экология (17ч) характеризовать связь природных  и антропогенных процессов на  Земле. общие экологические и  социальные особенности  популяций человека.  особенности пищевых и  информационных связей  человека. социальные особенности  экологических связей  человечества историю развития экологи­ ческих связей человечества.  характеризовать человека как  биосоциального вида. характеризовать особенности  пищевых и информационных  связей человека. характеризовать экологические  связи человечества в  доисторическое время характеризовать социальные  особенности экологических связей 6 7 8 9 10 11 12 13 14 6.5.История развития экологических связей  человечества. Человек разумный. 7.6.История развития экологических связей  человечества. Современность. 8.7.­.9.8.История развития экологических  связей человечества.Будущее. Самост.р.№1 10.9.Обобщение по теме «Человек в экосистеме  Земли» 11.10.Контрольная работа №1 по теме  «Человек в экосистеме Земли» Экологическая демография (7 ч) 12.1.Социально­экологические особенности  демографии человечества. 13.2.Рост численности человечества. 14.3.Социально­ географические особенности  демографии человечества 15 15.4.Демографические перспективы. Провер.р.№2 Древние гоминиды. экологические связи  человечества в историческое  время. масштабы экологических  связей человечества,  такое  экологические кризисы. различия длительности фор­ мирования биосферы и  техносферы масштабы экологических  связей человечества человечества. характеризовать экологические  связи человечества в историческое время. характеризовать масштабы эко­ логических связей человечества,   экологические кризисы. характеризовать  истощение  запасов сырья и загрязнения среды отходами производства характеризовать масштабы  экологических связей  человечества социально­экологические  особенности демографии  человечества. рост численности  человечества. социально­ географические  особенности демографии  человечества демографические  перспективы. проблема демографии  Каракулинского района,  Удмуртии, демография  России характеризовать лимитирующие  факторы. характеризовать рост численности человечества. характеризовать политику  планирования семьи, ее  особенности в разных странах. характеризовать возможности и  перспективы управления  демографическими процессами. характеризовать региональные  особенности демографических  процессов, их различия и  возможные последствия 16 17 18 16.5.Проблема демографии Каракулинского  района, Удмуртии, демография России 17.6.Обобщение по теме «Экологическая демография».  Самост.р.№2 18.7. Контрольная работа №2 по теме  «Экологическая демография» 19.1.Современные проблемы охраны природы. Экологические основы охраны природы (16ч) современные проблемы  охраны природы.   №1   «Определение   загрязнения 20.2.­ 21.3.Современное состояние и охрана  атмосферы. Лаб.р. воздуха в селе.» 22.4. ­23.5.Рациональное использование и  охрана вод. Лаб.р. №2 «Определение загрязнения воды». 24.6.Использование и охрана недр. 25.7.Почвенные ресурсы, их использование и  охрана. 26.8.Экскурсия  Наблюдение за различными видами эрозии почв. 27.9.­28.10.Современное состояние и охрана  растительности.  29.11.­30.12.Рациональное использование и  охрана животных 31.13.От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.  32.14.Экология и здоровье. состав и баланс газов в  атмосфере; меры по охране  атмосферного воздуха. основные меры по рацио­ нальному использованию и  охране вод. о использовании и охране  недр. почвенные ресурсы, их  использование и охрана. о современном состоянии и  охране растительности.  о рациональном исполь­ зовании и охране животных что такое экологический  кризис, чем он отличается от  экологической катастрофы. что экология и здоровье  между собой взаимосвязаны 33.15.Урок – семинар «Экологическая грамотность – условие сохранения жизни на Земле» 34.16.Обобщение по курсу. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 характеризовать современное  состояние окружающей человека  природной среды и природных  ресурсов характеризовать состояние  воздушной среды в крупных  городах и промышленных центрах. характеризовать круговорот воды  на планете. характеризовать проблему исчер­ паемости полезных ископаемых характеризовать причины  истощения и разрушения почв. характеризовать значение  Красных книг для охраны редких  видов характеризовать понятие  концепция устойчивого развития  человечества характеризовать  население Земли  и отдельных регионов. V. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Учащиеся должны знать: ­ о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере); ­ о месте человека в экосистеме Земли( общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи  человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально­экологические связи); ­ о динамике отношений системы «природа­общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы,  совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы); ­ социально­экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления  демографическими процессами, планирование семьи; ­ современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); ­ о современном состоянии и охране атмосферы; ­ о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); ­ об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование  полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей); ­ о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и  межзональные меры борьбы с эрозией); ­ о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и  восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их  значение в охране редких и исчезающих видов растений); ­ о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины  вымирания видов животных, охрана охотничье­промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение  Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов). Учащиеся должны уметь: ­ решать простейшие экологические задачи; ­использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; ­объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; ­строить графики простейших экологических зависимостей; ­ применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; ­ использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений  природы и общества; определять уровень загрязнения воздуха и воды; ­ устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;  бороться с ускоренной эрозией почв; ­ охранять пресноводных рыб в период нереста;  охранять полезных насекомых; ­ подкармливать и охранять насекомоядных и, хищных птиц;  охранять и подкармливать охотничье­ промысловых животных. VI. Контрольно­измерительные материалы. Вид и № контроля  Тема  Ссылка на источник  Проверочная работа №1 Самостоятельная работа №1 Контрольная работа №1 Проверочная работа №2 Самостоятельная работа №2 «Человек в экосистеме Земли» «Человек в экосистеме Земли» «Человек в экосистеме Земли» «Экологическая демография» «Экологическая демография» И.А. Жигарев,  О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Основы экологии. Сборник  задач, упражнений и практических работ 10­11 класс. М 2002. Контрольная работа №2 «Экологическая демография» VII. Учебно­методическое обеспечение. Список для обучающихся:  Рекомендуемая литература (основная). 1. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., ­учебник для общеобразовательных учреждений М.,  «Дрофа», 2010г. Список для учителя: Рекомендуемая литература (основная). 1. Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., ­учебник для общеобразовательных учреждений М.,  2. Л.Н. Ердаков, О.Н. Чернышева. Задачи и вопросы по экологии. Ч 1. Новосибирск 1996. 3. И.А. Жигарев,  О.Н. Понаморева, Н.М. Чернова. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ 10­11 класс.  «Дрофа», 2010г. М 2002. Рекомендуемая литература (дополнительная). 1. В.В.Снакин. Экология и охрана природы: Словарь­справочник. – М.: Академия, 2000. 2. Н. М. Чернова.   Экология животных. Учебное пособие. ­М.: «Вентано­Граф». 2007. 3. Л.Ю. Ямпольский. Экология. Учебное пособие. М., Диалог – МГУ, 1998г Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные пособия,  видеофильмы и др.) 1.Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия 2.http://ecolog­school15.my1.ru/index/ehkologicheskie_problemy_rossii/

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)

Рабочая программа по экологии (11 класс, экология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017