Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Экология предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
РП Экология 72 часов.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФЗУРМК08
Рабочая программа учебной дисциплины
ЭКОЛОГИЯ
Профессия:
19.01.17 Повар, кондитер; 54.01.12 Художник миниатюрной живописи. 2018
2 РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией
Гуманитарных, социально
экономических, математических и
общих естественнонаучных дисциплин
по подготовке квалификационных
рабочих и служащих
Председатель ЦК
______________ Т.Б. Ожеховская
”_____”________________ 2018 г.
Разработана на основе Примерной
программы учебной дисциплины
«Экология» для профессий среднего
профессионального образования, ФГУ
«ФИРО» Минобрнауки России, 2015.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР
ППКРС
_________________ Л.Б. Заводчикова
”____”______________________2018г.
Разработчик: Н.С.Гужавина. преподаватель ГБПОУ «Лысьвенский
политехнический колледж»
Внутренняя экспертиза:
содержательная экспертиза:
техническая экспертиза:
3 СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
4
7
24
25 1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
«Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в
профессиональных
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на
базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих.
образовательных
организациях,
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего
общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
специальности (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06
259).
1.2
Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономики » входит в блок общеобразовательных
дисциплин и изучается на V семестре. В профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
Содержание рабочей программы «Экология» направлено на достижение
следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и
особенностях их функционирования в условиях нарастающей
антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины
мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии
современных технологий; определять состояние экологических систем в
природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения
за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и
выявленияестественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей
развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными
источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального
природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и
окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в
природе.
В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед
экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование,
на охрану окружающей среды и создание здоровье сберегающей среды обитания
человека.
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования – программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих (ППКРС).
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации
используя полученные
в избранной профессиональной деятельности,
экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологи и
для человека и общества, умение;
умения проанализировать техногенные последствия для
окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения
экологической направленности, используя для этого доступные источники
информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения различных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описание, наблюдение,
эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия,
с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений
экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и
природы, об экологических связях в системе «человекобществоприрода»;
сформированность экологического мышления и способности
учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах
деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих
действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов
экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины Максимальная учебная нагрузка обучающегося
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации
113
72
36
5
количество часов 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Домашние задания: изучение материала учебника, подготовка пересказа
информации, подготовка выступлений и т.п.
Домашняя работа: написание реферативных работ, подготовка докладов и
выступлений, выполнение творческих заданий, т.п.
Консультации
2.2 Содержание учебной дисциплины
Объем
часов
113
72
36
6
36
5
Введение
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История
развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль
экологии в формировании современной картины мира и в практической
деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и
специальностей среднего профессионального образования.
1. Экология как научная дисциплина
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие
закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема.
Биосфера.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии.
Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и
проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком.
Понятие
«загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и
глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем.
Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Здесь и далее курсивом выделен дополнительный учебный материал,
изучаемый при освоении профессий СПО естественнонаучного и социально
экономического профилей профессионального образования.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты.
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей
человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к её экологической
безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума
и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические
требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в
строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая
безопасность. Контроль качества строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к
дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном
строительстве в городе. Их экологическая безопасность.
Контроль качества строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Твёрдые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы
переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях
сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
3. Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные
экологические проблемы и способы их решения. Возникновение
экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция
взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в
рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, социальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимодействие и
взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации:
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практические занятия:
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
4. Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России.
Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные
территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и
экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природнотерриториальные аспекты
экологических проблем. Социальноэкономические аспекты экологических
проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в
России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.
Возможности управления экологическими системами (на примере лесных
биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации:
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия:
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэко
системы. 2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЯ
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
1
2
V семестр
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
ВВЕДЕНИЕ
ТЕМА 1.1
Общая
экология.
Среда
обитания и
факторы
среды
Содержание учебного материала:
1 Объект изучения экологии. История развития экологии
Лабораторная работа
Практические занятия
Практическая работа № 1. Методы экологических исследований. Значение экологии.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
– учить конспект.
2) Домашняя работа:
2
2
1
1
РАЗДЕЛ 1 Экология как научная дисциплина
Итого по ВВЕДЕНИЮ 4/1
8/3
Либиха. Закон ограничивающих факторов , или закон Ф. Блехмана.
Содержание учебного материала:
1 Среда обитания. Экологические факторы. Абиотические факторы. Адаптация. Закон минимума Ю.
Лабораторная работа
Практические занятия
Практическая работа №2. Экосистема. Биосфера.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Заполнить таблицу: «Факторы влияющие на среду обитания»
2) Домашняя работа:
2
2
1
1
Итого по ТЕМЕ 1.1.
4/1
Содержание учебного материала:
1,2
1,2 1. ТЕМА 1.2.
Социальна
я
экология
ТЕМА 1.3.
Экологические
проблемы:
региональные и
глобальные
ТЕМА 2.1
РАЗДЕЛ 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Содержание учебного материала:
1 Окружающая, природная среда. Естественная экологическая система. Качество окружающей
среды и факторы влияющие на него. Нормативы в области охраны окружающей среды.
Итого по ТЕМЕ 1.3
экологическое взаимодействие.
Социологические аспекты в экологии.
1 Социально
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
– учить конспект.
2) Домашняя работа:
Социально
экологическое воспитание.
1
1
1
Итого по ТЕМЕ 1.2
1/1
Содержание учебного материала:
1 Экологические проблемы современности.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 3. Причины возникновения и способы решения глобальных
экологических проблем
Практическая работа№ 4. Описание антропогенных изменений в естественных
природных ландшафтах
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
учить определения из конспекта по теме: «Экологические проблемы современности»
2) Домашняя работа:
1,2,3
1,2
1,2
1
1
1
1
1
3/1
18/9
2 Экологические
требования к
компонентам
окружающей
человека среды
ТЕМА 2.2
Экологические
требования к
организации
строительства
и к дорожному
строительству
в городе
ТЕМА 2.3
Экологические
проблемы
промышленных
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 5. Окружающая человека среда и ее компоненты
Практическая работа № 6. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
учить и знать «Нормативы в области охраны окружающей среды»
2) Домашняя работа:
2
1
2
2
Итого по ТЕМЕ 2.1
5/2
Содержание учебного материала:
1
Уличнодорожная сеть городов. Критерия линейного развития уличнодорожной сети. Технические
решения проектов новых и реконструируемых улиц и дорог. Проектное решение. Факторы оценки
воздействия на окружающую среду и оценку экологических последствий реализации проекта улиц и
дорог. Экологическая оценка.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
2) Домашняя работа:
Подготовить сообщение на тему: «Экологические последствия реализации проекта улиц и дорог города
Лысьва»
2
2
2
Итого по ТЕМЕ 2.2
2/2
1,2,3
Содержание учебного материала:
1
Промышленный и бытовой мусор, отходы. Виды отходов. Решения проблемы отходов.
Экологические проблемы отходов. Сроки разложения мусора и отходов. Вторичное использование
материалов.
2
1,2
Лабораторные работы и бытовых
отходов в
городе
Практические занятия
Практическая работа № 7. Современные способы переработки промышленных и бытовых
отходов
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
учить термины в конспекте
2) Домашняя работа:
Итого по ТЕМЕ 2.3
ТЕМА 2.4
Особенности
среды обитания
человека в
условиях
сельской
местности и
города
Содержание учебного материала:
1 Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности и города..
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 8. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека
Практическая работа№ 9. Городская квартира и требования к ее экологической
безопасности
Практическая работа № 10. Описание жилища человека как искусственной экосистемы
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
2) Домашняя работа:
На основе изученного материала описать свое жилище как искусственную экосистему.
2
1
1
4/1
1
1
2
2
3
3
1,2,3
ТЕМА 2.5
Сельское
хозяйство и его
Содержание учебного материала:
1 Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Итого по ТЕМЕ 2.4
6/3
1
1,2 экологические
проблемы
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
учить конспект
2) Домашняя работа:
Итого по ТЕМЕ 2.5
ТЕМА 3.1
Возникновение
экологических
понятий
«устойчивость» и
«устойчивое
развитие».
Переход к модели
«устойчивость и
развитие»
РАЗДЕЛ 3. Концепция устойчивого развития
Содержание учебного материала:
1
Биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие. Экологические след и индекс человеческого
развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Способы
решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 11. Способы решения экологических проблем в рамках
концепции «Устойчивость и развитие»
Практическая работа № 12. Индекс «живой планеты».
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Решение экологических задач
2) Домашняя работа:
1
1
1/1
7/6
1
1
1
2
2
ТЕМА 3.2
Экономическая
, социальная,
культурная и
экологическая
способы
устойчивости
процессы. « Наноосферная» гармония.
Содержание учебного материала:
1 Экологическая устойчивость, «индекс экологической устойчивости» (ИЭУ),технологические
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 13. Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1
1
3
Итого по ТЕМЕ 3.1
3/2
1,2,3
1,2 ТЕМА 3.3
Экологический
след
ТЕМА 4.1
История
охраны
природы в
России
1)Домашнее задание:
Учить конспект, решение экологических задач
2) Домашняя работа:
Содержание учебного материала:
3
Итого по ТЕМЕ 3.2
2/3
1
Измерение экологического следа. Среда человека и взаимодействия внутри неё. Глобальная сеть
экологического следа (Global Footprint Network, GFN)
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 14. Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Контрольная работа по темам 14
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Учить конспект.
2) Домашняя работа:
Содержание учебного материала:
РАЗДЕЛ 4 Охрана природы
Итого по ТЕМЕ 3.3
1
Исторические аспекты охраны природы. Заповедники (эталоны дикой природы). Охрана лесов (в
первую очередь особо ценных и государевых). Охрана диких животных и птиц, контроль их
истребления. Исторические аспекты охраны природы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
2) Домашняя работа:
Реферат «Заповедники России»
1,2,3
1,2
1
1
2
1
1
2/1
7/6
1
3
3
Итого по ТЕМЕ 4.1
1/3 Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1)Домашнее задание:
Анализ законов в сводной таблице
2) Домашняя работа:
Содержание учебного материала:
ТЕМА 4.2
Особо
охраняемые
природные
территории и
их
законодательн
ый статус
ТЕМА 4.3
Природно
территориальн
ые и
социально
экономические
аспекты
экологических
проблем
1
1
1
1,2,3
1,2,3
Содержание учебного материала:
1
Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации».
Особо охраняемые природные территории. Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный
закон «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон «О природных
лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах»
Итого по ТЕМЕ 4.2
1/2
1
Природные ресурсы и способы их охраны. Возможности управления экологическими системами.
Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
«Зеленая экономика», «зеленая энергетика».
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 15. Охрана воздушных ресурсов в России
Практическая работа № 16. Охрана водных ресурсов в России.
Практическая работа № 17. Охрана почвенных и лесных ресурсов в России
Практическая работа № 18. Сравнительное описание естественных природных систем и
агроэкосистемы.
Контрольная работа за V семестр
Самостоятельная работа обучающихся:
1
1
1
1
1
2
1 1)Домашнее задание:
Учить конспект, сообщения
2) Домашняя работа:
VI
семестр
РАЗДЕЛ 5. Социальная экология
1
Итого по ТЕМЕ 4.3
5/1
22/12
Содержание учебного материала:
1
Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение сре
ды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической
нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные
экологические кризисы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 19. Динамика отношений системы «природаобщество».
Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы.
Практическая работа № 20. Проблема совместимости человеческой цивилизации с
законами биосферы. Важнейшие пути ее решения.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Составление терминологического словаря
2) Домашняя работа:
2
2
2
2
2
Итого по ТЕМЕ 5.1
6/2
1,2
Содержание учебного материала:
1 Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природ
ных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные
круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин
глобальной экологической
разумного регулирования
потребностей людей.
нестабильности.
Необходимость
2
1,2,3
ТЕМА 5.1
Современные
отношения
человечества и
природы
ТЕМА 5.2
Социально
экологические
взаимосвязи. ТЕМА 5.3
Социально
экологические
особенности
роста
численности
человечества.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
2) Домашняя работа:
Составление хронологической таблицы «Эволюция человека и изменения экологических связей»
3
3
Итого по ТЕМЕ 5.2
2/3
Содержание учебного материала:
1
Социальноэкологические закономерности роста численности населения Земли.
Приложение
фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие
факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой
деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды
своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост
численности человечества.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 21. Неравномерность роста населения Земли и его возможные
последствия.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Решить экологические задачи
2) Домашняя работа:
Итого по ТЕМЕ 5.3
2
2
2
2
4/2
1,2
ТЕМА 5.4
Содержание учебного материала: Особенности
демографии
населения в
зависимости от
природных и
социально
экономических
условий.
Демография
России.
1,2,3
1
Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности
демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая
политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах. Особенности демографических
процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России.
Формы его предотвращения и их эффективность.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 22. Экологодемографические взаимосвязи: демография и
благосостояние, образование, культура.
Практическая работа№ 23. Возможности влияния и перспективы управления
демографическими процессами.
Практическая работа № 24. Оценка вероятности достижения относительно стабильного
уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его
достижения.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
2) Домашняя работа:
Составить кроссворд по темам «История развития средств передачи информации на расстояние в
человеческом обществе», «Социальная экология».
2
2
2
2
2
2
Итого по ТЕМЕ 5.4
8/2
ТЕМА 5.5
Социально
экологические
предпосылки
стабилизации
мирового
населения.
Содержание учебного материала:
1
Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Экологодемографические
взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Возможности влияния и
перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения
относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные
сроки его достижения.
Лабораторные работы
Практические занятия
Дифференцированный зачет по курсу «Экология»
1,2
2
2 Самостоятельная работа обучающихся:
1) Домашнее задание:
Подготовить сообщения по темам: «Причины возникновения экологических проблем в городе»,
«Причины возникновения экологических проблем в сельской местности».
2) Домашняя работа:
2
2
Итого по ТЕМЕ 5.5
2/2
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Консультации
Всего:
72
36
5
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экономики.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся, рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным
программным обеспечением и мультимедиа проектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для студентов
1. Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.
природопользования. — М., 2014.
Экологические основы
3. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устоичивого развития. — М.,
2013.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовыи
уровень). 10—11 клас сы. — М., 2014.
5. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена
человека: учебник для студ. учреждении сред. проф. образования. — М., 2014.
7. Тупикин Е.И.
Общая биология с основами экологии и
природоохраннои деятельности: учебник для студ. учреждении сред. проф.
образования. — М., 2014.
8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.
Экология
(базовыи уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
Для преподавателеи
1. Федеральныи закон от 29.12.2012 No 273ФЗ «Об образовании в
Россиискои Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 No 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 No
1645 «О внесении изменении в Приказ Министерства образования и науки
Россиискои Федерации от 17.05.2012 No 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
4. Письмо Департамента государственнои политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от
17.03.2015 No 06259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требовании федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемои профессии или специальности среднего профессионального
образовании».
5. Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса
«Экология Москвы и устоичивое развитие». — М., 2011.
6. Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология
Москвы и устоичивое раз витие». — М., 2011.
7. Марфенин Н. Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках
концепции устоичивого развития. — М., 2012.
8. Интернетресурсы
9. www.ecologysite.ru
(Каталог
саитов).
www.ecoculture.ru (Саит экологического просвещения). www.ecocommunity.ru
(Информационныи саит, освещающии проблемы экологии России).
экологических 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устные и письменные ответы,
подготовка рефератов и докладов,
решение задач, тестирование.
теорий
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
роль экологии в
Объяснять
научного
формировании
вклад
мировоззрения;
в
биологических
современной
формирование
естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; влияние
экологических факторов
на
организмы; взаимосвязи организмов
и окружающей среды; устойчивости
и смены экосистем.
Решать элементарные экологические
задачи; составлять элементарные
схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания).
Выявлять
приспособления
организмов к среде обитания,
источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей
местности.
Выполнение лабораторных работ,
решение задач.
Выполнение лабораторных работ,
подготовка сообщений, докладов. Сравнивать природные экосистемы
и агроэкосистемы своей местности,
и делать выводы на основе
сравнения.
Устные и письменные ответы,
подготовка рефератов и докладов,
выполнение практических работ.
Устные и письменные ответы,
подготовка рефератов и докладов.
Проведение практических работ,
подготовка сообщений.
Подготовка сообщений, составление
рефератов, докладов.
Устные и письменные ответы, решение
задач, выполнение лабораторных и
практических работ.
и
Анализировать
оценивать
различные гипотезы сущности
жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические
проблемы и пути их решения,
последствия
собственной
деятельности в окружающей среде.
Изучать изменения в экосистемах на
биологических моделях.
о
Находить
биологических
в
различных источниках (учебных
научно
текстах,
популярных
изданиях,
компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее
оценивать.
информацию
справочниках,
объектах
стрессов,
Использовать приобретенные знания
и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других
заболеваний,
вредных
привычек (курение,
алкоголизм,
наркомания); правил поведения в
природной среде; оказания первой
помощи при простудных и других
заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
оценки этических
аспектов некоторых исследований в
биотехнологии
области
(клонирование,
искусственное
оплодотворение
Знать основные положения учения
В.И.Вернадского о биосфере.
Устные и письменные ответы,
тестирование,
терминологические
диктанты. Знать структуру экосистем.
Знать сущность биологических
процессов: круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах
и биосфере.
Знать вклад выдающихся ученых в
развитие биологической науки,
биологическую терминологию и
символику.
практических
Устные и письменные ответы,
выполнение
и
лабораторных работ,
контрольные
работы.
Контрольные работы, физические и
терминологические диктанты, устные и
письменные опросы, решение задач,
выполнение лабораторных работ,
тестирование.
Подготовка докладов,
устные и письменные ответы.
рефератов,
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Рабочая программа по экологии, 72 часа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.