Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
классное руководство
9 кл—11 кл +1
22.02.2018
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса учитель Дьякова Н.Г.
рабочая программа электвный курс Ты выбираешь профессию.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Дьяковка
Краснокутского района Саратовской области.
Рассмотрено.
Руководитель ШМО
______( .)
« _26__»___08____2017г
Согласовано.
Замдиректора по УВР
____________( )
«_26__» ___08_ 2017г
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
___________ (О.В.Мечикова)
Приказ №___________
«28»_августа ____ 2017г
Рабочая программа
по элективному курсу
«Ты выбираешь профессию»
(профориентация)
для 9 класса
Составила учитель Дьякова Н.Г
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1___от
«28__»__08 _2017 г. Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса в 9 классе по профориентации «Ты выбираешь
профессию» составлена на основе региональной программы «Ты выбираешь
профессию»,авторами которой являются Зарубина Н.Л., методист регионального Центра
по проведению эксперимента ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Катина А.В., методист
регионального Центра по проведению эксперимента ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,Лещева
Н.М., социальный педагог МОУ «СОШ №21» г. Саратова.
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы.
Необходимость школы – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору
профессии. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые
внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором
профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной
деятельности в профессиональном самоопределении.
Профессиональную ориентацию необходимо рассматривать как научно
практическую систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору
профессии. Она призвана учитывать как индивидуальные особенности каждой личности,
так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны.
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним
содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда,
положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно
значимой деятельности.
Не менее важно формировать у школьников личностное отношение к будущей
профессии, понимание ее значимости и смысла, потребность в самовоспитании, волевую
установку на труд.
Пристального внимания требует изучение личности школьников, которое не может
сводиться к разовым, бессистемным обследованиям. Каждый человек талантлив в какой
либо области. Важно создавать школьнику максимальные возможности для формирования
и проявления своих склонностей, способностей с одной стороны, с другой, – необходимо
вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая
соответствует признанию личности. Такой подход к профориентации требует воспитания у
молодежи способности и стремления активно трудится на общее дело. Важно в процессе
подготовки школьников к выбору профессии вооружить их знаниями, научить включаться
в общественно полезный, производительный труд, в социально общественные отношения,
что, в свою очередь, требует от школы изыскать такие формы профориентации, которые бы
содержали элементы специализации и производственной практики, вооружили школьников
современными знаниями о выборе профессии, ее социальных, экономических,
нравственных, медицинских аспектах. Программа элективного курса «Ты выбираешь профессию» направлена на
повышение у учащихся 9х классов уровня профессиональной зрелости, то есть
способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом
собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Цель курса:
выбирать сферу
профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям
и запросам рынка труда.
формирование у учащихся готовности
Задачи курса.
1 Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения
их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,
пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2 Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей
профессии.
3 Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
В соответствии с учебным планом МОУСОШ с. Дьяковка на 20172018
учебный год на освоение курса отведено 11 часов.
Элективный курс рассматривает понятие выбора профессии со стороны
«успешности» человека: если человек выберет правильную профессию, то он будет
успешен как личность и если человек будет успешным как личность, то он сумеет
адекватно выбрать профессию.
Таким образом,
элективный курс направлен на формирование у
старшеклассников следующих знаний, умений и навыков:
дать учащимся максимум информации;
научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей
личностной и профессиональной траектории.
Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через
ряд мероприятий:
после 1 модуля: составление «Карты диагностики»;
после 2го модуля: составление словаря: «Наиболее востребованные профессии в
регионе на данный момент и на ближайшие 5 лет», «Наиболее востребованные профессии в
современном мире»;
после 3 модуля: составление схемыкластера «Мой профессиональный путь».
Модульный принцип построения элективного курса позволяет использовать его
части отдельно для организации информационной работы в ходе предпрофильной
подготовки.
Учебнотематический план
модули
модуль 1
модуль 2
модуль 3
итого
Название модуля
«Диагностический»
«Информационный»
«Практический»
Количество часов
4
3
4
11 Содержание программы.
Модуль 1 «Диагностический». (4 часа)
Цель:
оказание помощи учащимся в профессиональном и личностном
самоопределении через диагностику и самодиагностику.
Задачи:
1 изучение эмоциональноличностной сферы учащихся;
2 изучение способностей учащихся;
3 изучение профессиональных предпочтений и склонностей учащихся;
4 научение учащихся навыкам самодиагностики и умению анализировать
полученные данные.
Тема 1. Эмоциональноличностная сфера (1 час).
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.
Круглова.
Методика «Мотивация достижения успехи и избегания неудач».
Методика «Шесть рек» Леонгарда.
«Методика исследования самоотношения» Р.С. Пантелеева.
Методика «Формула темперамента» Белова.
Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную
интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2.)
Тема 2. Способности (1 час).
Методика «Краткий отборочный тест» Бузина.
Методика на определение ведущей модальности.
Методика «Призвание».
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную
интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2).
Тема 3. Профессиональные интересы и склонности (1 час).
Методика «Анкета интересов – 120».
Методика «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А. Климова.
Методика «Определения типа профессии» Е.А. Климова.
Домашнее задание: обработать результаты диагностики и занести полученную
интерпретацию в «Карту диагностики» (Приложение 2).
Тема 4. Работа с результатами диагностики (1час).
Работа с картой диагностики. Выстраивание профессиональноличностного
профиля.
Модуль 2 «Информационный». (3 часа)
Цель: расширить представление учащихся о современном мире профессий, о
возможностях реализации своих жизненных целей и планов через избранный способ
образования и возможную сферу профессиональной деятельности.
Задачи:
1
познакомить учащихся с понятиями «профессиональный выбор»,
«профессиограмма», «зрелый выбор», «социальный заказ», «образовательный ресурс»;
дать старшеклассникам информацию о секретах и правилах выбора профессии.
2
Тема 5. Формула успеха. Кто такие успешные люди (1 час).
Цели и задачи курса. практическая готовность.
правил выбора профессии.
Профессиональный план – программа профессионального самовоспитания.
Ошибки при выборе профессии: незнание мира профессий, незнание себя, незнание
Успешность с точки зрения Р. Бендлера (НЛП: «принцы» и «лягушки»), Э. Берна
(Трансактный анализ: «Я – ОК»).
Успешный человек в современном обществе.
Формула успеха: хочу – могу – надо.
Домашнее задание: составить свою формулу успеха.
Тема 6. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (1 час).
Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационноценностная и
Пути получения профессии.
Домашнее задание: составить личный профессиональный план на 5 лет.
Тема 7. Человек на рынке труда. Среди людей. (1 час).
Групповая дискуссия на тему «За что люди получают зарплату».
Основные принципы формирования рынка труда.
Как получить информацию о социальном заказе и вакансиях (настоящих и
будущих).
Общение и его роль в жизни человека.
Схема осуществления коммуникации.
Деловое общение
Домашнее задание: составить список наиболее востребованных профессий в
регионе на данный момент и на ближайшие 5 лет.
Модуль 3 «Практический». (4 часа)
Цель: научить учащихся применять результаты самопознания при прогнозировании
своего профессионального будущего.
Задачи:
1
научить учащихся составлять алгоритмы по:
анализу своих сильных и слабых сторон;
принятию решений;
самоанализу и способу определения целей;
2.
научить учащихся навыкам планирования своего жизненного и
профессионального пути;
3. стимулировать у старшеклассников личную ответственность за использование
результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Тема 8. Умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии
(1 час).
Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».
Деловая игра «Торг».
Упражнение «Совместное рисование».
Сюжетноролевая игра «Устраиваемся на работу».
Упражнение «Мои способности».
Упражнение «Объявление в газету».
Тема 9. Развитие умения делать выбор и принимать решения (1 час).
Упражнение «Совместная выработка алгоритма принятия решения».
Упражнение «Строительство своей жизни».
Упражнение «Дорога в горы».
Тема 10. Планирование профессионального пути (1 час).
Упражнение «Мои цели». Упражнение «Лестница».
Упражнение «Умение планировать свою профессиональную жизнь».
Упражнение «5 шагов».
Тема 11. На пороге новой жизни (1 час).
Упражнение «Я чувствую сейчас…».
Упражнение «Без маски».
Упражнение «Строительство своей жизни».
Упражнение «Дорога в жизнь».
Календарнотематический план.
№ Наименование
Кол Виды и формы Образовательный Дата темы
п/
п
Модуль 1
«Диагностический»
Эмоционально
1
личностная сфера.
Способности.
2
3
4
Профессиональные
интересы и
склонности
Работа с
результатами
диагностики
Модуль 2
«Информационный»
Формула успеха.
5
Кто такие
успешные люди?
Профессиональны
й выбор: секреты
выбора профессии.
6
7
Человек на рынке
труда.
Среди людей.
Модуль 3
«Практический»
8
Умение учитывать
сильные и слабые
стороны при
выборе профессии.
Развитие умения
делать выбор и
принимать
решения.
9
10 Планирование
профессиональног
во
часо
в
4 час
1
1
1
1
3 час
1
1
1
4 час
1
1
1
деятельности
продукт
проведения
занятия
пла
н
фак
т
самодиагностик
а
самодиагностик
а
самодиагностик
а
«Карта
диагностики»
«Карта
диагностики»
«Карта
диагностики»
«Карта
диагностики»
беседа,
дискуссия
беседа,
дискуссия
беседа,
дискуссия
беседа,
дискуссия
беседа,
дискуссия
составление личной
«формулы успеха»
составление
личного
профессионального
плана на 5 лет
словарь «Наиболее
востребованные
профессии
в современном
мире»,
«Наиболее
востребованные
профессии в
регионе на
данный момент и
на ближайшие 5
лет».
алгоритм анализа
своих
сильных и слабых
сторон
алгоритм принятия
решений
беседа,
дискуссия
алгоритм
самоанализа и о пути.
11 На пороге новой
жизни.
ИТОГО:
1
11
час
беседа,
дискуссия
способа
определения целей
составление карты
личностной и
профессиональной
траектории
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу «Ты выбираешь профессию» (профориентация) для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.