Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
30.05.2017
Рабочая программа по факультативу разработана для учащихся 4-го класса, имеющих нарушения речи.Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на формирование умения выполнять различные виды разборов.Рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Всего в год 34 часа.
Программа по факультативу.docx
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
Рабочая
программа по
факультативу
«Русский язык.
Виды
разборов.»
Рабочая программа
разработана для
обучающихся 4-го класса с
нарушениями речи
Разработала учитель-логопед,
учитель начальных классов
М.Ю.Долгушина Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы для проектирования
рабочей программы по факультативу «Русский язык. Виды
разборов»:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2. ФГОС начального общего образования для детей с
нарушениями речи (проект).
3. Учебный план для обучающихся 1-4 классов с
нарушениями речи ТОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
(коррекционных)
образовательных учреждений V вида (для детей с
тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение» 2013
г.
Программы специальных
4.
Русский язык является государственным языком
Российской Федерации, родным языком русского народа,
средством межнационального общения. Предмет «Русский
язык» занимает ведущее место в системе начального
общего образования. Изучение русского языка формирует
представления о языке как об основном средстве
человеческого общения, явлении национальной культуры и
основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-
ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию,
что
правильная речь- это показатель культуры человека. На
уроках русского языка учащиеся получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в
целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных
языковых
успешного решения
коммуникативной задачи.
понимание того,
для
средств
Русский язык
является основой всего
процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во
многом определяют результаты обучения по другим
предметам.
Программа по факультативному курсу «Русский язык.
Виды разборов» для обучающихся с нарушениями речи в 4
классе составлена с учётом особенностей познавательной обучающихся
ограниченными
деятельности
возможностями здоровья, направлена на формирование
умения выполнять различные виды разборов
(фонетический,
морфологический,
синтаксический), способствует их речевому и умственному
развитию, содержит материал, помогающий обучающимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им при переходе на вторую
ступень обучения.
морфемный,
с
Учебный предмет «Русский язык» тесно связан с
другими предметами коррекционного лингвистического
курса программы и ставит своей целью поэтапное
формирование речевой деятельности детей во всех
аспектах. Учебный предмет «Русский язык» занимает
ведущее место в начальном обучении и направлен на
формирование функциональной грамотности младших
школьников. Работа по данному курсу предусматривает
устранение речевых нарушений в тесной взаимосвязи с
обучением
и обеспечивает преодоление пробелов
предшествующего речевого развития, а также оперативное
предупреждение возможных трудностей усвоения
школьной программы не только при обучении чтению и
письму, но и другим общеобразовательным предметам.
Место предмета в учебном план
Программа рассчитана на 1 год. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 4 классе. Всего в
год 34 часа.
Рабочая программа направлена на достижение
следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике,
фонетике,
овладение
элементарными способами анализа изучаемых явлений
языка;
грамматике русского языка,
- овладение умениями правильно писать и читать,
составлять несложные
участвовать в диалоге,
монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного
отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах
(чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики,
графики, грамматики, лексики, морфемики;
-формирование каллиграфических, орфографических,
пунктуационных
умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной речи;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться
словарем.
навыков,
речевых
Программа факультативного курса обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей
детей с нарушениями речи, обусловленных недостатками в
их речевом и психофизическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной
медико-психолого-педагогической помощи детям с
нарушением речи с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями медико-психолого-
педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с нарушениями речи
основной образовательной программы начального общего
образования и их интеграцию/инклюзию в образовательном
учреждении.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию речевых
недостатков обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие у обучающихся с нарушениями речи
представлений о собственных возможностях и
ограничениях
- формирование умения владеть техникой различных
видов разбора;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Русский язык. Виды
разборов» для обучающихся с нарушениями речи 4 класса
положены следующие принципы:
- Принцип положительной мотивация к учению.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип соз активности обучающихся.
- Принцип систематичности.
- Принцип наглядности.
Методы обучения.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего
- специальные коррекционные упражнения;
- словесная оценка, поощрение.
обучения:
Основные виды деятельности обучающихся:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах, в группах;
- самостоятельная работа;
- творческие работы;
- участие в олимпиадах разного уровня по фонетике,
грамматике и развитию речи.
Содержание курса
Фонетический разбор
Морфемный разбор
Разбор сложных слов по
Морфологический
Синтаксический разбор
составу
разбор
№
п/п
1
2
3
4
5
Ит
ог
Количест
во часов
6
5
3
10
10
34
Содержание курса по русскому языку Учебный курс по русскому языку включает в себя
следующие разделы:
1. Фонетический разбор (6 ч). Звуки и буквы. Гласные
и согласные. Йотированные звуки. Ударение. Деление на
слоги.
2. Морфемный разбор (5 ч). Состав слова. Корень.
Окончание. Суффикс. Приставка.
3. Разбор сложных слов по составу
(3
ч).Словообразование.
Имя
4. Морфологический
существительное. Имя прилагательное. Глагол. Имя
числительное. Местоимение.
5. Синтаксический разбор (10). Предложение. Виды
предложений.
Сложное
предложение. Текст. Виды текста.
Простое предложение.
разбор(10
ч).
Учащиеся должны знать:
1.
2.
3.
гласные и согласные звуки;
транскрибирование отдельных звуков, слогов и
простых слов
состав слова: окончание и основа, корень,
приставка, суффикс; способы словообразования (с помощью
приставок и суффиксов);
4. части речи, их изменение по числам, родам и
падежам;
признаки, по которым отличаются части речи
5.
(общее грамматическое значение,
морфологические
признаки и роль части речи в предложении);
склонение имен существительных и имен
прилагательных;
6.
7. изменение глагола по числам и временам;
8. местоимение; личные местоимения, правописание
9. общее грамматическое значение числительного;
10. виды предложения по цели высказывания, по
интонации; главные и второстепенные члены предложения:
определение, дополнение, обстоятельство;
местоимений с предлогами;
Учащиеся должны уметь:
на
1. различать
согласные
звуки;дифференцировать сходные по артикуляционно-
акустическим признакам звуки;
слух корень,
приставку,
суффикс;
признакам
2. делить слова на слоги;
3.
соблюдать правильное ударение;определять и
различать ударные и безударные слоги;
4. использовать ударение для проверки написания
простых слов;
5. находить в слове его значимые части: окончание,
подбирать
основу,
однокоренные слова;
6. образовывать слова с помощью приставок и
суффиксов;
7.
согласовывать слова в словосочетании с помощью
окончания;
8. распознавать части речи по их значению, вопросам,
(существительное,
грамматическим
прилагательное, глагол, числительное, местоимение);
склонять имена существительные и имена
9.
прилагательные по падежам;
10. определять падежи по вопросам и предлогам;
распознавать род существительных по окончанию (звуковое
и нулевое окончание);
11. изменять существительные и прилагательные по
родам и числам;
12. распознавать в предложении личные местоимения,
определять их роль в предложении (подлежащее);
13. распознавать глагол (по вопросу и значению),
называть его грамматические признаки (число, время,
лицо); изменять глагол по временам, числам и лицам;
14. различать неопределенную форму и формы
глагола 3 лица единственного и множественного числа,
правильно писать - ТЬСЯ и – ТСЯ;
15. различать числительное по значению и вопросам,
правильно писать числительные от 1 до 30;
16. производить синтаксический разбор предложения
с графическим обозначением главных и второстепенных
дополнение,
членов предложения
обстоятельство);
17. определять главные и второстепенные члены
предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
18. характеризовать предложение по совокупности
признаков: структуре (простое), эмоциональной окраске
(восклицательное/ невосклицательное), цели высказывания
(повествовательное,
вопросительное),
грамматической основе (подлежащее и сказуемое),
побудительное,
(определение, наличию или отсутствию второстепенных членов
предложения (распространенное/нераспространенное).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- обучать составлению плана и последовательности
действий решения учебной проблемы совместно с
учителем;
- учить работать с различными видами разборов,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу,
вносить необходимые дополнения в работу;
- формировать умение объективно оценивать свою
работу в диалоге с учителем и одноклассниками.
устной и письменной форме;
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- искать и выделять необходимую информацию;
-самостоятельно строить речевое высказывание в
- уметь пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
- активно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
- уметь задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- уметь высказывать и обосновывать свою точку
зрения; задавать вопросы;
- уметь слушать собеседника, ориентироваться на его
позицию, уважать мнение одноклассников, обосновывать
собственную точку зрения.
причинах успеха или неуспеха своей работы;
Личностные УУД:
- формировать умение слушать и анализировать;
- формировать способность адекватно судить о
- формировать познавательную мотивацию.
1. Программы
(коррекционных)
образовательных учреждений V вида (для детей с
Учебные пособия
специальных тяжелыми нарушениями речи). Москва «Просвещение»,
2013 г.
2. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. 3-4 класс.
Сборник диктантов и творческих работ,
М.:
«Просвещение».2015.
3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 клас. Ч. 1: учебник. М.:
Дрофа, 2014.
4. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 клас. Ч. 2: учебник. М.:
Дрофа, 2014.
5. Ушакова О.Д. Разбор по членам предложения, 3-4 класс,
С.-Петербург: Издательский дом «Литера», 2008.
6. Федорова М.В., Щукина Н.В. Грамматика русского
языка, 1—4 класс, М.:«Эксмо», 2011.
7. Чистякова О.В.30 занятий по русскому языку для
предупреждения дисграфии, 3-4 класс. С.-Петербург:
Издательский дом «Литера», 2010.
8. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной
речи. М.: ООО «Издательство Астрель»,2004
Календарно-тематическое планирование по
факультативному курсу
«Русский язык. Виды разборов»
№
п/п
Содержание программного
материала
Звуки и буквы. Фонетический
разбор.
Гласные и согласные звуки.
Фонетический разбор
Йотированные звуки. Фонетический
разбор
Ударение. Фонетический разбор
Деление на слоги. Фонетический
разбор
Закрепление. Фонетический разбор
Состав слова. Морфемный разбор.
Корень.Морфемный разбор.
Окончание. Морфемный разбор.
Суффикс. Морфемный разбор.
Приставка.Морфемный разбор.
Дата
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Разбор сложных слов по составу.
Словообразование
Имя существительное.
Морфологический разбор
Имя
прилагательное.Морфологический
разбор
Глагол.Морфологический разбор
Имя
числительное.Морфологический
разбор
Местоимение.Морфологический
разбор
Предложение. Синтаксический
разбор.
Виды предложений.Синтаксический
разбор.
Простое
предложение.Синтаксический
разбор.
Сложное
предложение.Синтаксический
разбор.
Текст. Виды текста. Синтаксический
разбор.
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Рабочая программа по факультативу «Русский язык. Виды разборов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.