Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа
2 кл
04.03.2018
Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Отличительными особенностями являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе¬ния, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре¬шать нестандартные задачи; 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
РП факультатив Юные умники и умницы 2А.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Глазова Удмуртской Республики «РАССМОТРЕНО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО                                                             Директор МБОУ «СОШ №13» «31» августа 2017г.                                                                                 Е. Б. Биянова  Протокол № 1                                                                     «31» августа 2017г.                                                                                                  Приказ  № 068/9­1                                                                                                                                                                «ПРИНЯТО» на заседании  педагогического совета «31 » августа 2017г.                                 Протокол № 1                                                                    Рабочая программа по факультативному курсу «Умники и умницы»,  2 «Б»  класс                                                                      Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов   2017­2018 учебный год 2017 г. Пояснительная записка Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273­ФЗ Федеральный   государственный   образовательного   стандарт   начального   общего        Данная программа составлена на основе следующих документов: 1. 2. образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ  3. «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в 4. общеобразовательных   учреждениях»,   постановлением   Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821­10» 5. 6. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13» Устав МБОУ «СОШ №13».   утвержденные Актуальность выбора определена следующими факторами: на   основе   диагностических   фактов   выявлено,   что   у     учащихся   слабо     развиты   память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.  Отличительными особенностями являются: 1. Определение  видов       организации деятельности учащихся, направленных   на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2.     В   основу   реализации   программы   положены     ценностные   ориентиры   и     воспитательные результаты.  3.   Ценностные   ориентации   организации   деятельности     предполагают   уровневую   оценку   в достижении планируемых результатов.   4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 5.   При   планировании   содержания   занятий     прописаны   виды   познавательной   деятельности учащихся по каждой теме.         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.          Основные задачи курса:   развитие   мышления   в   процессе   формирования   основных   приемов   мыслительной 1) деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) зрительного восприятия, воображения; 3)  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) задачи; 5)   формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные   развитие   познавательной   активности   и   самостоятельной   мыслительной   деятельности   развитие   психических   познавательных   процессов:   различных   видов   памяти,   внимания, учащихся; 6)   формирование   и   развитие   коммуникативных   умений:   умение   общаться   и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) школьных дисциплин и в практической деятельности.   формирование  навыков применения полученных знаний и умений  в процессе изучения Специфика факультативного курса          Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и  умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному  решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать  обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку факультативный курс  развития познавательных способностей   «Юные умники и умницы». Программа предназначена  для занятий с детьми 7­11 лет и направлена на обучающихся: ­ проявляющих повышенный интерес к математике; ­ имеющих желание реализовать свои знания; ­ имеющих различные проблемы в обучении, ­ смотивированных на обучение.  Система   развивающих   занятий,   включение   детей   в   постоянную   поисковую   деятельность гумманизирует начальное образование. Занятия в  дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего   интеллекта.   Во   время   занятий   происходит   становление   у   детей   развитых   форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Особенности педагогического контроля Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные  результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого  в начале и  конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень  сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится  интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и  исследовательской деятельностью. Сроки Вид контроля  Задачи Содержание  Формы  Критерии  оценивания октябрь  Входящий Определить уровень  сформированности  мыслительных процессов. Тема:  "Вводное  занятие" Тестирование + допустимый  декабрь Рубежный Определить уровень усвоения программного материала Тема:  "Проверка  Интеллектуаль ная игра (61­80%) и  оптимальный  (81­100%)  уровень  + зачет сдан,  ­ зачет не сдан май Итоговый Определить уровень  сформированности  мыслительных процессов к  концу учебного года Тема:  "Итоговое  занятие" тестирование + допустимый  (61­80%) и  оптимальный  (81­100%)  уровень  усвоения,   Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля: Стартовый,  позволяющий   определить   исходный   уровень   развития   учащихся     по   методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя). Текущий:  ­прогностический,   то   есть   проигрывание   всех   операций   учебного   действия   до   начала   его реального выполнения; ­   пооперационный,   то   есть   контроль   за   правильностью,   полнотой   и   последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;  ­рефлексивный,   контроль,   обращенный   на   ориентировочную   основу,   «план»   действия   и опирающийся на понимание принципов его построения; ­контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.  Итоговый контроль   в формах: ­ тестирование; ­ практические работы; ­ творческие работы учащихся; ­ контрольные задания.             Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания ­  незнания»,           своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление  индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его  с другими детьми.  Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на факультативный курс в каждом классе  начальной школы отводится 1 час в неделю (всего 102 ч.) класс количество часов  в  неделю количество часов за год количество учебных  недель 2 3 4 1 1 1 34 34 34 34 34 34 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, Ценностные ориентиры содержания курса  понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность   человека   как   разумного   существа,   стремящегося   к   познанию   мира   и самосовершенствованию.   Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность   свободы   как   свободы   выбора   и   предъявления   человеком   своих   мыслей   и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества,   народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.     Планируемые результаты   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты ­ определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), ­ в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые   правила   поведения,    делать   выбор,   при   поддержке   других   участников   группы   и педагога, как поступить. Метапредметные  результаты Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя, ­ проговаривать последовательность действий, ­ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей  тетради, ­ учиться работать по предложенному учителем плану, ­ учиться отличать верно выполненное задание от неверного, ­   учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать   эмоциональную   оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД: ­ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя, ­ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на  развороте, в оглавлении, в словаре), ­ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт  и информацию, полученную от учителя, ­ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы  всего класса. ­ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты,   как   числа,   числовые   выражения,   равенства,   неравенства,   плоские   геометрические фигуры, Коммуникативные УУД: ­ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на  уровне одного предложения или небольшого текста), ­ слушать и понимать речь других, ­ читать и пересказывать текст, ­ совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, ­ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Второклассники научатся: Предметные результаты ­ находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в  соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность, ­ находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам. ­ находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию,  функциональному назначению и т. д.) ­ определять причинно ­ следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять  аналогичность, обосновывать своё мнение; ­выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор, ­ пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации,  «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские  способности, ­ высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями, ­  логически рассуждать при решении задач логического характера; ­ делать выводы, простейшие умозаключения;             Второклассники получат возможность научиться: ­ решать геометрические задачи, ребусы, задачи­ шутки, числовые головоломки. ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; ­ пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации,  «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские  способности, ­выявлять функциональные отношения между понятиями; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.            Содержание программы       В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач.  При этом  основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по  сложности задач.                                                                                                                                         Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие  пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.  Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.  Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.                             Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой  памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания,  увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.                                                     Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,  явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в  соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и  упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью  органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять  загадки, небольшие рассказы­описания, сочинять сказки. Формирование умения давать  несложные определения понятиям.  Содержание первого года  обучения (2 класс) 1. Тренировка психических процессов: ­ развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти;  тренировка зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие логического  мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск  закономерностей). 2. Задания геометрического характера: ­ уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов; построение фигур из  счетных палочек; построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм". 3. Нестандартные задания алгебраического характера: ­ арифметический шифр; математический фокус; арифметические лабиринты с воротами;  математические ребусы; магические квадраты 3*3. 4. Нестандартные задания логического характера: ­ анаграмма; комбинаторные задачи; задачи с альтернативным условием. 5. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы"). Учебно­тематический план 2 класс (34 ч) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Кол­во часов Выявление уровня развития внимания, восприятия,  воображения, памяти и мышления.    Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций.  Логически ­ поисковые задания. Закономерности. Тренировка внимания. Игра «Внимание».  Совершенствование  мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы.  Расскажи о  слове. Логически­поисковые задачи. Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика»,  «Волшебные фразы».  Задачи на развитие аналитических способностей. Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически – поисковые задания Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета»,  «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по  перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции.  Игра «Внимание», «Слоговица»,  «Так же, как…». Логические задачи.Задачи на развитие  аналитических способностей. «Составь словечко».  Задачи на развитие аналитических  способностей. Закономерности.  Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание»,  «Слоговица».. Тренировка внимания. «Лабиринт». Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази»,  «Закодированное слово», « Поставь точку».   Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди  фигуру». Совершенствование мыслительных операций.  Задачи  на логику. Закономерности. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов учебной   устанавливает   причинно­ деятельности ученика Различает     главное   и   существенное   на   основе развивающих   заданий   и   упражнений,   сравнивать предметы. Выделяет закономерности, завершать схемы. Анализирует   ситуацию, следственные связи. Называет  предметы по описанию. Демонстрирует  способность переключать,  распределять внимание Объясняет  значение слов и выражений. Составляет     загадки,   небольшие   рассказы,   сочинять сказки. Различает  предметы по цвету, форме, размеру.    Описывает  то, что было обнаружено с помощью  органов чувств. Составляет и преобразовывает фигуры. Объясняет  значение слов и выражений. Различает  предметы по цвету, форме, размеру.    Описывает  то, что было обнаружено с помощью  органов чувств. Демонстрирует целенаправленное и осмысленное  наблюдение. Определяет на глаз размеры предмета.  Демонстрирует чувство времени, веса,  расположенности в пространстве Объясняет смысл крылатых и метафорических  выражений. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Развитие логического мышления.  «Аналогия», «Первая –  одинаковая». Совершенствование воображения.  «Изобрази без предмета»,  «Фантазёр», «Художник». Ребусы. Пространственное воображение. Работа с изографами и  числографами. «Так же, как …» Составление ребусов. Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли  слово», «Слова в корзинку». Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди  пару». Совершенствование мыслительных операций. Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди  пару», «Парный звук», «Поставь точку».  Логически­поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.  «Запомни»,  «Наборщик».  Решение кроссвордов. Развитие логического мышления.  «Найди лишнее слово»,  «Числова закономерность», «Первая – одинаковая».   Тренировка слуха. Совершенствование воображения.  Ребусы.  Задания по  перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик»,  «Так же, как..», «Многозначные слова».  Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово». Антонимы.  Тренировка внимания. Вопросы­загадки. «Лабиринт», «Найди 7  ошибок», «Слоговица». Пословицы. Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни  заготовки». Графический диктант. Штриховка. Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по  памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант.  Штриховка. Развитие логического мышления. Обучение поиску  закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая  закономерность», «Аналогия». Графический диктант.  Штриховка. Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми  рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение».  Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек.  Графический диктант. Штриховка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   устанавливает   причинно­ Демонстрирует целенаправленное и осмысленное  наблюдение. Анализирует   ситуацию, следственные связи. Выделяет закономерности, завершать схемы. Анализирует   ситуацию, следственные связи. Демонстрирует целенаправленное и осмысленное  наблюдение. Описывает то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Выделяет закономерности, завершать схемы.   устанавливает   причинно­ Демонстрирует целенаправленное и осмысленное  наблюдение. Анализирует   ситуацию, следственные связи.   устанавливает   причинно­ Выделяет закономерности, завершать схемы. Описывает  то, что было обнаружено с помощью  органов чувств. Выделяет закономерности, завершает схемы. Демонстрирует целенаправленное и осмысленное  наблюдение. 29 30 31 32 33 34 Развитие быстроты реакции.  «Лабиринт», «Так же, как…»,  «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове»,  «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».  Графический  диктант. Штриховка. Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт»,  «Фразеологизмы». Тренировка слуховой памяти.  «Поставь точку». Литературная  викторина. Работа над содержанием текста.  Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая  закономерность», «Волшебный огород».   Ребусы. Задания по  перекладыванию спичек.  Выявление уровня  развития  внимания, восприятия,  воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. Анализирует   ситуацию, следственные связи.   устанавливает   причинно­ Описывает  то, что было обнаружено с помощью  органов чувств. 1 1 1 1 1 1                      Учителя, работающие по данной рабочей программе, оставляют за собой право вносить изменения в течение года в связи с появлением резерва времени или уплотнением программы в выборе дополнительного объема раскрытия темы, в выборе организационных форм обучения, с учетом специфики обучения на данной ступени, учебно­материальной базы школы. Учебно­методическое материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения 1. Учебник 2. Методические пособия Примечания Книгопечатная продукция 1. Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по развитию   познавательных   способностей   (7­8   лет): Рабочие тетради: для 2 класса в 2­х частях / О. А. Холодова.­ М.: Издательство РОСТ, 2011.  2. Юным   умникам   и   умницам:   Задания   по развитию   познавательных   способностей   (7­8   лет)/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». О. А. Холодова.­ М.: Издательство РОСТ, 2011.                               Персональный компьютер             Колонки Экран Проектор                               Принтер Технические средства обучения 1 1 1 1 1 Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Ученические столы двухместные  с комплектом стульев.                    Стол учительский с тумбой.  Шкафы для хранения учебников,  дидактических материалов,  пособий и пр.                                  Настенная доска (магнитная) Оборудование класса 15 столов, 30 стульев                                                      1                                                                                        3 1 Список литературы для учителя 1    Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7­8 лет): Рабочие тетради: для 2 класса в 2­х частях / О. А. Холодова.­ М.: Издательство РОСТ, 2011.       2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7­8 лет)/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». О. А. Холодова.­ М.: Издательство РОСТ, 2011.  Список литературы для учащихся 1       Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7­8 лет): Рабочие тетради: для 2 класса в 2­х частях / О. А. Холодова.­ М.: Издательство РОСТ, 2011.

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)

Рабочая программа по факультативу "Юные умники и умницы" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018