1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2013г., под общей редакцией А.П. Матвеева. Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта
Рабочая программа учебного предмета «физическая культура» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы и реализуется по учебнику Автор: Матвеев А.П., Соболева Ю.М. Физическая культура. 8-9 класс. Учебник. Издательство «Просвещение». 2012г.
На изучение курса в 8 классах отводится 102 часа – 3 часа в неделю.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
3. Содержание учебного предмета.
№ |
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
|
Кол-во часов
|
Использова ние ИКТ
|
Использова ние проектной деятельности
|
Использование исследователь ской деятельности
|
1 |
Основы знаний о физической культуре |
1 |
|
|
1 |
2 |
Спортивные игры волейбол и баскетбол |
14 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
13 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Легкая атлетика |
21 |
3 |
4 |
3 |
5 |
Кроссовая подготовка |
18 |
2 |
4 |
3 |
6 |
Подвижные игры |
16 |
2 |
3 |
2 |
7 |
Волейбол |
19 |
4 |
3 |
3 |
|
Итого |
102 |
15 |
19 |
17 |
Наименование раздела (темы) |
Всего часов |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Контрольные работы |
||
Основы знаний о физической культуре |
1 |
1 |
- |
- |
Спортивные игры футбол и баскетбол |
14 |
1 |
12 |
1 |
Гимнастика с элем. акробатики |
13 |
1 |
11 |
1 |
Легкая атлетика |
21 |
1 |
19 |
1 |
Кроссовая подготовка |
18 |
1 |
16 |
1 |
Подвижные и спортивные игрыигры |
16 |
1 |
14 |
1 |
Волейбол |
19 |
1 |
17 |
1 |
Итого |
102 |
7 |
89 |
6 |
Приложение 1.
Комплексная система оценивания учебных достижений.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура».
Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
Критерии и нормы оценки по основам знаний обучающихся
Оценивая знания учащихся, учитываю глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний использую различные методы.
Метод опроса применяю в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Метод демонстрации весьма эффективный метод проверки знаний в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в мате риале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
С целью эффективной системы педагогического контроля обучающихся по физической культуре использую следующие виды контроля:
- предварительный
- текущий
- оперативный
- итоговый
При проведении предварительного и итогового контроля используется индивидуальная форма контроля.
При текущем и оперативном контроле используется фронтальная и групповая форма контроля.
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
• старт не из требуемого положения;
• отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
• бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
• не синхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка за технику выполнения ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазании и перелезании, за элементы акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, за технику приёмов владения мячом в спортивных видах.
В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Приложение 2.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Д –
демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6
человек)
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
|
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
Список литературы для учителя:
1. Сборник нормативных документов. Физическая культура/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.(Федеральный компонент государственного стандарта образования, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089. Федеральный базисный план и примерные учебные планы, утверждён приказом Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312). 2. Образовательные программы по дисциплине «Физическая культура» рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и допущенные департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования Российской Федерации 3. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 класс: учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. – М. : Просвещение, 2012. 4. Физическая культура: рабочие программы. 8-9 класс / А. П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2011. 5. Родиченко, В.С. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
Список литературы для учеников:
1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 класс: учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. – М. : Просвещение, 2012. 2. Родиченко, В.С. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2004. |
|||
2 |
Дополнительная литература для учителя |
|
|
2.1 |
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» |
Ф |
|
2.2 |
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998 |
Д |
|
2.3 |
Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физкультуре 1, 2,3,4 класс Москва «Вако» 2014 |
Д |
|
3 |
Дополнительная литература для обучающихся |
|
|
3.1 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. |
Д |
|
4 |
Технические средства обучения |
|
|
4.1 |
Компьютер |
Д |
|
4.2 |
Мультимедиапроектор |
Д |
|
5 |
Учебно-практическое оборудование |
|
|
5.1 |
Канат для лазанья |
П |
|
5.2 |
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
П |
|
5.3 |
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные |
Ф |
|
5.4 |
Палка гимнастическая |
Ф |
|
5.5 |
Скакалка детская |
К |
|
5.6 |
Мат гимнастический |
Ф |
|
5.7 |
Кегли |
Ф |
|
5.8 |
Обруч пластиковый детский |
К |
|
5.9 |
Рулетка измерительная |
К |
|
6 |
Средства первой помощи |
|
|
6.1 |
Аптечка в медицинском кабинете |
Д |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.