Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С - М.: Дрофа, 2006г.
Программа соответствует учебнику Химия. 8 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. –стереотип. – М. : Дрофа, 2006. - 269с.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
основного общего образования по химии утвержденный приказом Минобразования
РФ № 1089 от 05.03.2004;
Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений.
Габриелян О.С М.: Дрофа, 2006г.
Программа соответствует учебнику Химия. 8 кл. : учеб. для
общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. –стереотип. – М. : Дрофа,
2006. 269с.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы
рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более
осознанно и глубоко изучить фактический материал химию элементов и их
соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность
развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом
фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе
составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом
реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются
основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 69 классов, где
дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена
веществ.
Изучение химии в
школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
1развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинноследственные связи между составом, строением, свойствами и
применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического
материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи
превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в
химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность
управлять химическими превращениями веществ,
безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
находить экологически
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки,
успехи практики обусловлены достижениями науки;Развитие химической науки и
имеют
химизации народного хозяйства служат интересам человека,
гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных
проблем современности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса
2и определенную последовательность изучения разделов химии с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов,
демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ,
выполняемых учащимися.
Для изучения курса рекомендуется классноурочная система с использованием
различных технологий, форм, методов обучения.
Используются современные образовательные технологии:
учетом уровня подготовленности;
информационнокоммуникационные технологии показ презентаций для
улучшения мотивации к изучению предмета и в приобретении научных знаний.
Типы урока: вводные уроки, уроки – лекции, уроки ознакомления с новым
материалом, комбинированные, контроля знаний, уроки обобщения и повторения
пройденного материала.
Методы и формы обучения.
Традиционные методы обучения: общие методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные и практические;
по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно
иллюстративные методы, репродуктивные, проблемного изложения, частично
поисковые (эвристические) и исследовательские.
Методы обучения с использованием средств ИКТ: применение на уроках химии
цифровых образовательных ресурсов (интерактивных досок, дисков и др.).
Формы обучения: интерактивный урок, уроклекция, урокпрактикум; групповая,
индивидуальная.
Оценивание обучающихся предусмотрено как на каждом уроке, по мере текущего
освоения умений и навыков, так и по окончанию изучения раздела.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной
работой, которые составляются с учетом обязательных результатов обучения.
3Промежуточная аттестация проводится в форме письменных самостоятельных
работ, взаимоконтроля, устных ответов.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта,
даёт
распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем
и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень
демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Системообразующими идеями содержания курса являются идеи изучения
фактического материала – химию элементов и их соединений Данная
программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных
часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень
демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом
элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах; простых
веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах, основаниях, кислотах,
солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их
классификации.
Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики 7 класса,
где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологи где дается
знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Информация о внесенных изменениях в тематическом планировании, следуя, в
основном идее О.С. Габриеляна, несколько изменила последовательность изучения
тем, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к
наиболее сложным вопросам курса, таким как: ОВР, составление химических
4формул и уравнений, решение задач по химическим уравнениям, а так же даю
понятие «валентность» одновременно с понятием «степень окисления».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебным планом
МКОУ Гасикской СОШ учебный предмет «Химия » является обязательным в
основной школе. Программой отводится на изучение физики по 2 урока в неделю,
что составляет 68 часов в учебный год (34недель •2ч = 68ч). Из них контрольных
работ 4часа , 1зачет,лабораторных работ – 9 часов, практических работ6.
1 четверть 9 недель – 18ч
2 четверть 8 недель – 16ч
3 четверть 9 недель – 18 ч
4 четверть 8 недель – 16 ч.
Программа рассчитана на учебник Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен:
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
5называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций
ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические
свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,
возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
уравнения химических реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Формы и средства контроля.
6Основными методами проверки знаний и умений учащихся по химии
являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным
формам контроля относятся: химические диктанты, самостоятельные и
контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и
итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а
итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по химии:
Оценка устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;материал
изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две
три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или
ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного
содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые
учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие
ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за
работу.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные
наблюдения и выводы;эксперимент осуществлен по плану с учетом техники
безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены
организационно трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и
порядок (на столе, экономно используются реактивы).
7Отметка «4»:работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены
несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента,
в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности
при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить
даже по требованию учителя;работа не выполнена, у учащегося отсутствует
экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
Отметка «4»:в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух
несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в
решении; отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных
ошибок.
Отметка «3»:работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна
существенная ошибка и при этом дветри несущественные.
8Отметка «2»:работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько
существенных ошибок;работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать
требования единого орфографического режима.
Критерии оценки тестовых заданий:
90 – 100 % от максимальной суммы баллов – ставится отметка «5»;
77 – 90 % отметка «4»;
50 – 77 % отметка «3».
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Структура курса
Тема
Введение.
Атомы химических элементов.
Простые вещества.
Соединения химических элементов.
Изменения, происходящие с веществами.
Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов.
Итого
Перечень проверочных работ
Колво
часов
5
10
7
13
13
22
70
№
1.
2
3
4
5
Тема
Атомы химических элементов.
Простые вещества.
Соединения химических элементов.
Изменения, происходящие с
веществами.
Растворение. Растворы. Свойства
растворов электролитов.
Вид проверки
Контрольная работа № 1
Зачет
Контрольная работа № 2
Контрольная работа № 3
Контрольная работа № 4
9Календарнотематическое планирование по химии 8 класса
2 часа в неделю
№
Тема
Час
ы
Домашнее
задание
Дата
ВВЕДЕНИЕ – 8часов
§1 Предмет химии. Вещества.
§2
Превращение веществ. Роль химии в жизни
человека
§3 Краткий очерк истории развития химии
§4
§5
Периодическая система Д.И. Менделеева. Знаки
химических элементов
Химические формулы. Относительные атомная и
Молекулярная массы. Расчетные задачи по
химической формуле.
1
1
1
3
2
Глава ПЕРВАЯ. «Атомы химических элементов» – 11 часов
§6 Основные сведения о строении атома.
§7 Изменения в составе ядер атомов химических
элементов. Изотопы.
§8 Строение электронных оболочек атомов
Изменение числа электронов на внешнем
энергетическом уровне атомов химических
§9
элементов
§10 Взаимодействие атомов элементовнеметаллов
между собой.
§11 Ковалентная полярная химическая связь.
§12 Металлическая химическая связь.
1
1
3
2
1
1
1
10Контрольная работа № 1 по теме «Атомы
химических элементов».
1
Глава ВТОРАЯ. «Простые вещества» – 8 часов
§13 Простые вещества – металлы.
§14 Простые вещества – неметаллы.
§15 Количество вещества.
§16 Молярный объем газов
Зачет по теме: «Простые вещества»
2
2
2
1
1
Глава ТРЕТЬЯ. «Соединения химических элементов» – 14 часов
§17 Степень окисления.
§18
Важнейшие классы бинарных соединений –
оксиды и летучие водородные соединения
§19 Основания
§20 Кислоты.
§21 Соли
§22 Кристаллические решетки.
§23 Чистые вещества и смеси
§24
Массовая и объемная доли компонентов
смеси(раствора)
Контрольная работа № 2 по теме
«Соединения химических элементов».
2
2
1
2
2
2
1
1
1
Глава ЧЕТВЕРТАЯ. «Изменения происходящие с веществами» – 11 часов
Физические явления в химии
§25
§26 Химические реакции
§27 Химические уравнения
§28 Расчеты по химическим уравнениям
§29 Реакции разложения.
§30 Реакции соединения.
§31 Реакции замещения
1
1
1
1
1
1
1
11§32 Реакции обмена
1
Типы химических реакций на примере свойств
§33
воды.
Обобщение по теме: «Изменения происходящие
с веществами»
Контрольная работа № 3 по теме «Изменения
происходящие с веществами».
Глава ПЯТАЯ. «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и
1
1
1
окислительновосстановительные реакции» – 16 часов
§34 Растворение. Растворимость веществ в воде
§35 Электролитическая диссоциация.
§36
Основные положения теории электролитической
диссоциации
§37 Ионные уравнения.
§38 Кислоты, их классификация и свойства
§39 Основания, их классификация и свойства
§40 Оксиды, их классификация и свойства
§41 Соли, их классификация и свойства
§42 Генетическая связь между классами веществ
§43 Окислительновосстановительные реакции.
Итоговая контрольная работа № 4
Работа над ошибками. Повторение и обобщение
знаний
Итоговый урок 8 класса
ИТОГО:
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
68ч
12Описание учебно – методического обеспечения образовательного
Для обучающихся
процесса
1 Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 16е
изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2010. – 270, [2] с. : ил.
2 Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /
О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. :
ил.
Для учителя
131.Габриелян О.С. Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
2.Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 16е
изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2010. – 270, [2] с. : ил.
3.Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
4.Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.:
Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
5.Дидактические карточкизадания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна
Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 159, [1] с.
(Серия «Учебнометодический комплект).
6.Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая
Волна», 2010. – 256с
14