Программа учебной дисциплины ОУД.07 Информатика и ИКТ составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, определяющими требования и уровень подготовки обучающихся по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям) укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
В основу данной программы положена Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованная ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж»
с. Московское
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАК
___________А.Ш. Вайкок
«____» __________20____г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОУД.07 Информатика
программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
специальности 38.02.01 Экономика и бухучет (по отраслям)с. Московское
2016г.
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ООД
Протокол №_____от ______________
Руководитель ПЦК _____________ Санина Е.М.
Рекомендовано к утверждению
методическим советом колледжа
протокол № ____от ___________
Председатель МС_______________ Дорошенко В.П.
2Рецензия
на программу учебной дисциплины ОУД.07 Информатика,
разработанную преподавателем ГБПОУ ГАК С. Московское
Кривобоковым А.Ю.
Программа учебной дисциплины ОУД.07 Информатика и ИКТ
составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, определяющими требования и уровень подготовки обучающихся
по специальности среднего профессионального образования 38.02.01
Экономика и бухучет (по отраслям) укрупненной группы специальностей
38.00.00 Экономика и управление.
В основу данной программы положена Примерная программа
общеобразовательной учебной дисциплины Информатика
для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованная ФГАУ
«ФИРО» Минобрнауки России.
Структура программы включает: пояснительную записку, тематический
план, содержание курса, практические работы, самостоятельную работу
обучающихся, список рекомендуемой литературы.
Пояснительная записка содержит информацию о целях и задачах курса,
которые направлены на формирование знаний и умений обучающихся, о
формах контроля.
Тематический план отражает максимальную учебную нагрузку в
количестве 148
часов, количество аудиторных часов 100 (с указанием
времени, отводимого на практические занятия 60 час), количество часов,
отводимое на самостоятельную работу обучающихся, 48 часов, вид итоговой
аттестации – дифференцированный зачет.
Содержание курса представлено 5 разделами. Содержание каждого
раздела включает теоретический и практикоориентированный материал,
реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно
коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по
информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных
предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин
профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной
жизни.
Перечень рекомендованной литературы (основная, дополнительная
литература, периодические издания, интернетисточники) достаточен для
3организации самостоятельной работы обучающихся с целью расширения и
углубления знаний и умений.
Программа может быть рекомендована для использования.
Рецензент:
Руководитель ПЦК ООД ГАК с. Московское______________ Е.М.Санина
«______» _____________ 201__г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины ОУД.07 Информатика разработана в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(ФГАУ «ФИРО», 25 февраля 2015 г.)
В основу данной программы положена Примерная программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованная ФГАУ
«ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21
июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 375, автор Цветкова М. С.).
Одной из характеристик современного общества является использование
информационных и коммуникационных технологий во всех сферах
жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе
профессиональным,
стоит проблема формирования информационной
компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые,
профессиональные задачи с использованием информационных и
коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность
на рынке труда.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
• Информационная деятельность человека;
• Информация и информационные процессы;
• Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных);
• Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
• Технологии создания и преобразования информационных объектов;
4• Телекоммуникационные технологии.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение
учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается
и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного
продвижения обучающихся в дальнейшей учебной деятельности. Особое
внимание при этом уделяется изучению практикоориентированного учебного
материала,
способствующего формированию у обучающихся общей
информационной компетентности, готовности к комплексному использованию
инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика» предполагает
углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных
средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов
самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к
профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятель
ной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске ин
формации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной
литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно и
избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также
дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты,
цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами
обработки и предоставления информации.
Объемные параметры реализации федерального компонента
государственного профессионального стандарта среднего (полного) общего
образования в пределах ОПОП при изучении учебной дисциплины ОУД.07
Информатика с учетом профиля получаемого образования составляют для
специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика
и бухучет (по отраслям) укрупненной группы специальностей 38.00.00
Экономика и управление по программам базовой и углубленной подготовки
100 часов.
Учебная дисциплина ОУД.07 Информатика входит в цикл базовых и
профильных учебных дисциплин по выбору. Учебный план отводит на ее
изучение 148 часов максимальной учебной нагрузки обучающихся, в том
числе 48 часов самостоятельной работы обучающихся,
100 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся, из которых 60
часов отводится на проведение практических занятий.
5Изучается дисциплина в 1 и 2 семестре.
Программа составлена с учетом существующих рекомендаций и
содержит следующие структурные элементы:
пояснительную записку;
тематический план;
содержание учебной дисциплины по разделам с указанием
требований к знаниям и умениям обучающегося по каждому разделу и
дидактических единиц практических занятий в рамках раздела;
перечень практических занятий;
перечень самостоятельных работ;
список литературы.
При реализации содержания учебной дисциплины используются такие
формы организации обучения как комбинированный урок, лекция,
практическая работа, видеоурок, ИКТ. При организации внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся предусмотрены такие ее виды как
реферирование, тестирование, подготовка презентаций и докладов, поиск
информации в интернете по заданным вопросам, выполнение практикумов.
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение
следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном
обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом ИКТ, в то числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в
том числе проектной деятельности;
приобретение обучающимися знаний этнических аспектов
информационной деятельности и информационных коммуникаций в
6глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание
и использование информационных систем, распространение и использование
информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и
оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных
технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.07 «Информатика»
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям
отечественной информатики в мировой индустрии
информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной
творческой деятельности с использованием информационно
коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для
повышения собственного интеллектуального развития в
выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно
формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в
командной работе по решению общих задач, в том числе с
использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью,
проводить самооценку уровня собственного интеллектуального
развития, в том числе с использованием современных
электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании
разнообразных средств информационнокоммуникационных
технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению
квалификации в избранной профессиональной деятельности на
основе развития личных информационнокоммуникационных
компетенций;
метапредметных:
7 умение определять цели, составлять планы деятельности и
определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для
решения информационных задач, применение основных методов
познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для
организации учебноисследовательской и проектной деятельности с
использованием информационнокоммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в
изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе
умение критически оценивать и
получаемую из различных
электронных библиотек,
интерпретировать информацию,
источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в
электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационнокоммуникационных
технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного
исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание и формы представляемой информации средствами
информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и
информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных
алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по
профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на
компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных
в электронных таблицах;
8сформированность представлений о базах данных и простейших
средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерноматематических
моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на
алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с
использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
прав доступа к глобальным информационным
программ и
сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных
программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с
информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
В качестве основного источника для обучающихся используется
рекомендованное ФГУ ФИРО Минобрнауки России учебное пособие для
средних учебных заведений Цветковой М.С.
Дополнительные источники включают учебники и учебные пособия
других авторов. Предусматривается использование Интернетресурсов и
периодических изданий.
92 Тематический план учебной дисциплины ОУД.07 Информатика
Наименование разделов и тем
1
Информационные ресурсы общества.
Введение
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема
1.1.
Тема
1.2.
Виды информационной деятельности
человека с использованием технических
средств и информационных ресурсов.
Образовательные информационные ресурсы.
Правовые нормы информации.
Лицензионные и свободно распространяемые
программные продукты.
Тема
1.3.
Тема
1.4.
Тема
1.5.
Раздел 2. Информация и информационные
процессы
Тема
2.1.
Тема
2.2.
Тема
Подходы к понятиям информация и измерение
информации.
Принципы
компьютером.
Основные информационные процессы и их
обработки
информации
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Количество аудиторных часов
Всего Теория
Практика
Самостоя
тельная
работа
5
3
2
12
2
4
2
2
2
4
2
12
2
4
2
2
2
22
18
4
2
2
2
2
2
2
6
4
2
2
12
2
2
2
18
2
6
4
2
4
34
2
4
2
102.3.
Тема
2.4.
Тема
2.5.
Тема
2.6.
Тема
2.7.
Тема
2.8.
реализация с помощью компьютеров.
Хранение информационных объектов
различных видов.
Файл как единица хранения информации на
компьютере.
Поиск информации с использованием
компьютера.
между
Передача
компьютерами. Проводная и беспроводная
связь.
Управление процессами. Представление об
автоматических и автоматизированных
системах управления.
информации
Архитектура компьютеров. Операционная
система.
Объединение компьютеров в локальную сеть.
Раздел 3. Средства ИКТ
Тема
3.1.
Тема
3.2.
Тема
3.3.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования
информационных объектов
Тема
4.1.
Тема
4.2.
Понятие об информационных системах и
автоматизации информационных процессов.
Возможности динамических (электронных)
таблиц.
эргономика,
Безопасность,
ресурсосбережение.
гигиена,
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
6
2
14
6
4
4
28
8
8
2
2
12
6
4
2
26
6
8
2
2
4
2
10
6
4
18
6
2
4
6
10
4
24
12
4
8
46
8
14
11Тема
4.3.
Тема
4.4.
Представление об организации баз данных и
системах управления базами данных.
Представление о программных средах
компьютерной графики.
Тема
5.1.
Тема
5.2.
Тема
5.3.
Тема
5.4.
Тема
5.5.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Представления о технических и программных
средствах телекоммуникационных технологий.
Методы и средства создания и
сопровождения сайта
Создание и ведение сайтов различной
направленности
Организация коллективной деятельности в
глобальных и локальных компьютерных
сетях.
Сетевые
системы
различных направлений профессиональной
деятельности.
Дифференцированный зачет
Всего
информационные
12
12
24
4
4
8
2
6
2
2
6
6
20
4
4
4
2
6
6
6
18
2
4
4
2
6
6
6
4
4
2
148
2
100
2
40
60
48
123 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе:
экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Поиск сходства и различия протекания информационных процессов у
человека, в биологических, технических и социальных системах.
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в реальных системах
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы
развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные
ресурсы общества.
1.2. Виды гуманитарной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов (в
соответствии с направлением профессиональной деятельности). Стоимостные
характеристики информационной деятельности.
1.3. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным
обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с
направлением профессиональной деятельности), его использование и
обновление.
1.4. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в
информационной сфере, меры их предупреждения.
1.5. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети
Интернет.
Основные понятия:
информационное общество, информационные
ресурсы, программное обеспечение, инсталляция, лицензионный продукт.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Классификация информационных процессов по принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира. Исследование с помощью
информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с
поставленной задачей. Выявление проблем жизнедеятельности человека в
условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их
разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников информации. Знание
базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.
13Владение нормами информационной этики и права. Соблюдение принципов
обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы к понятиям информация и измерение информации.
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного
(цифрового) представления информации. Дискретное (цифровое) представление
текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
2.2. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и
логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд.
Программный принцип работы компьютера. Компьютерные модели.
2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью
компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
2.4. Хранение информационных объектов различных видов на различных
Определение объемов различных носителей
цифровых носителях.
информации. Архив информации.
2.5. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как
единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на
компактдиски различных видов.
2.6. Поиск информации с использованием компьютера. Программные
поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска
информации. Комбинации условия поиска. Пример поиска информации на
государственных образовательных порталах.
Поисковые системы.
Осуществление поиска информации или
информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в
сети Интернет.
2.7. Передача информации между компьютерами. Проводная и
беспроводная связь.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Электронная
почта и формирование адресной книги.
2.8. Управление процессами. Представление об автоматических и
автоматизированных системах управления.
Основные понятия: дискретность, компьютерная логика, компьютерная
модель, моделирование, информационный процесс, архив, файл, портал,
файловая структура, модем, электронная почта, автоматизированные системы
управления.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности,
объективности, полноты, актуальности и т.п.).
14Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных системах
счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в том числе о
логических формулах
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с помощью
конкретного программного средства выбирать метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей
моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта, модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных свойств с
точки зрения целей моделирования
Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств
массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источники
информации
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1.
Основные характеристики
компьютеров.
Многообразие внешних
устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения
компьютеров.
Архитектура компьютеров.
Многообразие компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного
обеспечения внешними
устройствами и специализированным ПО рабочего места в соответствии с
целями его использования для различных направлений гуманитарной
деятельности.
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы
пользователей в локальных компьютерных сетях.
15Практика работы пользователей в локальных компьютерных сетях в
общем дисковом пространстве.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита
информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Профилактические и антивирусные мероприятия для компьютерного
рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной
деятельности.
Основные понятия:
архитектура ПК, программное обеспечение,
операционная система, интерфейс, локальная сеть, Эргономика, вирус,
антивирусная программа.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его
аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода
информации.
Умение определять средства, необходимые для осуществления
информационных процессов при решении задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства с позиций
исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы
отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна программы
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной
сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера.
4. Технологии создания и преобразования информационных
объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации
информационных процессов. Возможности настольных издательских систем:
создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых
шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных
областей). Использование систем проверки орфографии и грамматики.
16Программыпереводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая
обработка числовых данных, графическая обработка статистических таблиц.
Использование различных возможностей динамических (электронных)
таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Системы статистического учета (статистическая обработка социальных
исследований). Средства графического представления статистических данных
– деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач
средствами деловой графики.
4.3. Представление об организации баз данных и системах управления
базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных
различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и
др. Использование системы управления базами данных для выполнения
учебных заданий из различных предметных областей.
Формирование запросов для работы в сети Интернет с электронными
каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий
Электронные коллекции
из
информационных и образовательных ресурсов,
образовательные
специализированные порталы.
различных предметных областей.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности
систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и
сортировки информации в базе данных.
4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и
черчения, мультимедийных средах.
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов.
Средства компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий
из различных предметных областей. Использование презентационного
оборудования.
Основные понятия: информационная система, верстка текста, шаблон,
распознавание текста, гипертекст, база данных, запрос, мультимедийная среда.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Опыт использования компьютерных средств представления и анализа
данных.
Осуществление обработки статистической информации с помощью
компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами
Представление о способах хранения и простейшей обработке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним;
умение работать с ними.
17Умение работать с библиотеками программ.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1.
Представления о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий. Интернеттехнологии, способы и скоростные
характеристики подключения, провайдер.
Браузер. Примеры работы с Интернетмагазином, ИнтернетСМИ,
Интернеттурагентством, Интернетбиблиотекой и пр.
5.2. Методы и средства создания и сопровождения сайта (конструктор
сайтов).
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
5.3. Создание и ведение сайтов различной направленности на бесплатном
хостинге Ucoz.ru.
Создание и сопровождение сайта.
5.4. Возможности сетевого программного обеспечения для организации
коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:
электронная почта, чат, видеоконференция, интернеттелефония.
5.5. Сетевые информационные системы для различных направлений
профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские
расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система
медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые
конференции и форумы и пр.).
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной
сети образовательного учреждения.
Участие в онлайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде
или тестировании.
Основные понятия: интернет, телекоммуникационные средства, браузер,
сайт, чат, форум.
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
Представление о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информации. Умение
использовать почтовые сервисы для передачи информации. Определение
общих принципов разработки и функционирования интернетприложений.
Представление о способах создания и сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого программного обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности с
использованием программных инструментов поддержки управления
проектом.
18Умение анализировать условия и возможности применения программного
средства для решения типовых задач
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
по информатике
1.
•
•
Информационная деятельность человека
Умный дом.
Коллекция ссылок на электроннообразовательные ресурсы на
сайте образовательной организации по профильным направлениям
подготовки.
2.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
3. Средства ИКТ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Информация и информационные процессы
Сортировка массива.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Простейшая информационнопоисковая система.
Конструирование программ.
Создание структуры базы данных — классификатора.
Простейшая информационнопоисковая система.
Статистика труда.
Графическое представление процесса.
Проект теста по предметам.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Тест по предметам.
Простейшая информационнопоисковая система.
Профилактика ПК.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
Мой рабочий стол на компьютере»
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
Электронная библиотека.
Мой рабочий стол на компьютере.
Прайслист.
Оргтехника и специальность.
Мой рабочий стол на компьютере.
Электронная библиотека.
Оргтехника и специальность.
194.
Технологии создания и преобразования информационных
объектов
Ярмарка профессий.
•
Звуковая запись.
•
Музыкальная открытка.
•
Плакатсхема.
•
Эскиз и чертеж (САПР).
•
Реферат.
•
Ярмарка специальностей.
•
Реферат.
•
Статистический отчет.
•
Расчет заработной платы.
•
Бухгалтерские программы.
•
Диаграмма информационных составляющих.
•
Электронная тетрадь.
•
Журнальная статья.
•
Вернисаж работ на компьютере.
•
•
Электронная доска объявлений.
5. Телекоммуникационные технологии
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Резюме: ищу работу.
Защита информации.
Личное информационное пространство.
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
Резюме: ищу работу.
Личное информационное пространство.
Дистанционный тест, экзамен.
Урок в дистанционном обучении.
Личное информационное пространство.
Резюме: ищу работу.
20№
п/п
1
2
3
4
5
6
№
4 Перечень практических занятий
Тема занятия
3.1.
2.7.
темы
2.6. Практическое занятие 1. Поисковые системы. Осуществление
поиска информации или информационного объекта в тексте, в
файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
Практическое занятие 2. Модем. Единицы измерения скорости
передачи данных. Электронная почта и формирование адресной
книги.
Комплектация компьютерного
Практическое занятие 3.
обеспечения внешними устройствами и специализированным
ПО рабочего места в соответствии с целями его использования
для различных направлений гуманитарной деятельности.
Практическое занятие 4,5. Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Практическое занятие 6,7. Практика работы пользователей в
локальных компьютерных сетях в общем дисковом пространстве.
Практическое занятие 8. Эксплуатационные требования к
компьютерному рабочему месту. Профилактические и
антивирусные мероприятия для компьютерного рабочего места
в соответствии с его комплектацией для профессиональной
3.1.
3.2.
3.3.
Колво
часов
2
2
2
4
4
2
217
8
9
10
4.1.
4.1.
4.1.
4.2.
11
4.2.
12
4.3.
13
4.3.
14
15
4.4.
4.4.
16
5.1.
17
18
19
5.2.
5.3.
5.4.
деятельности.
Практическое занятие 9. Создание компьютерных публикаций
на основе использования готовых шаблонов (для выполнения
учебных заданий из различных предметных областей).
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Практическое занятие 10. Программыпереводчики.
Возможности систем распознавания текстов.
Практическое занятие 11. Гипертекстовое представление
информации.
Практическое занятие 12,13.
Использование различных
возможностей динамических (электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий из различных предметных
областей.
Практическое занятие 14,15. Системы статистического учета
(статистическая обработка социальных исследований).
Средства графического представления статистических данных
– деловая графика. Представление результатов выполнения
расчетных задач средствами деловой графики.
Практическое занятие 16. Формирование запросов для работы в
сети Интернет с электронными каталогами библиотек, музеев,
книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных
предметных
коллекции
информационных и образовательных ресурсов, образовательные
специализированные порталы.
Практическое занятие 17,18. Организация баз данных.
Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления
базами данных. Формирование запросов для поиска и
сортировки информации в базе данных.
Практическое занятие 19.
графических и мультимедийных объектов.
Практическое занятие 20, 21. Средства компьютерных
презентаций для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей. Использование презентационного
оборудования.
Практическое занятие 22.
Браузер. Примеры работы с
Интернетмагазином, ИнтернетСМИ, Интернеттурагентством,
Интернетбиблиотекой и пр.
Практическое занятие 23,24. Методы и средства создания и
сопровождения сайта (конструктор сайтов).
Практическое занятие 25,26. Создание и сопровождение сайта
на бесплатном хостинге Ucoz.ru.
Практическое занятие 27. Организация коллективной
Создание и редактирование
областей.
22
Электронные
2
2
2
4
4
2
4
2
4
2
4
4
220
5.5.
Всего
№
п/п
деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Практическое занятие 2830. Использование тестирующих
систем в учебной деятельности в локальной сети
образовательного учреждения. Участие в онлайн конференции,
анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании
5 ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
№ темы
Вид внеаудиторной самостоятельной
работы
1
2
3
4
5
6
7
1.3.
Образовательные
информационные
ресурсы.
1.5. Лицензионные и
свободно
распространяемые
программные
продукты.
2.2. Принципы
обработки
информации
компьютером.
2.5. Файл как
единица хранения
информации на
компьютере.
2.7. Поиск
информации с
использованием
компьютера.
2.7. Поиск
информации с
использованием
компьютера.
2.8. Управление
процессами.
Представление об
автоматических и
Подборка материалов интернета
Реферирование
Подготовка доклада
Реферирование
Реферирование
Разработка мультимедийной презентации
Реферирование
23
6
60
Кол
во
часов
2
2
2
2
2
2
28
9
10
11
12
13
автоматизированных
системах
управления.
3.1. Архитектура
компьютеров.
Операционная
система.
3.3. Безопасность,
гигиена, эргономика,
ресурсосбережение.
4.2. Возможности
динамических
(электронных)
таблиц.
4.3. Представление
об организации баз
данных и системах
управления базами
данных.
4.4. Представление
об организации баз
данных и системах
управления базами
данных.
5.3. Создание и
ведение сайтов
различной
направленности
Реферирование
Разработка мультимедийной презентации
Выполнение практикума.
Практическая работа по созданию базы
данных группы
Разработка мультимедийной презентации
Практическая работа по созданию и ведению
сайта.
Всего
6
4
6
6
6
6
48
246 УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Реализация программы учебной дисциплины «Информатика»
осуществляется на базе кабинета информатики. Помещение кабинета
информатики должно удовлетворяет требованиям санитарно
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие
станции с DVD ROM; рабочее место педагога с модемом, одноранговая
локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и
оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте
педагога, копировальный аппарат, гарнитура, вебкамера, проектор и
экран);
сетей»,
«Архитектура
компьютерных
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура
компьютера»,
«Виды
профессиональной информационной деятельности человека и используемые
инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»,
«Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме»,
«История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация,
алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы
счисления», «Логические операции», «Блоксхемы», «Алгоритмические
конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры вебресурсов»,
портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных
технологии и др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным
обеспечением (для операционной системы Windows), системами
программирования и прикладным программным обеспечением по каждой
теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экраннозвуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и
копировального аппарата, диск для записи (CDR или CDRW);
• учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование;
25• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование
информации в компьютере», «Информационные сети и передача
информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• библиотечный фонд.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика»
обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным
материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети
Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и
др.)
Перечень рекомендуемых источников
Основные источники
1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ:
Практикум для профессий и специальностей технического и социально
экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2014
2. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для
подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / под ред. М.С.Цветковой. —М., 2013.
3. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
4. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для
профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного
профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. —
М., 2014.
5. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.метод. комплекс для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными
законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от
30.12.2008 № 7ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013
3. 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от 23.07.2013 №
203ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15
ФЗ, от 05.05.2014 № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135ФЗ, от 04.06.2014 № 148ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145ФЗ) «Об
образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
26(полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №
24480.
5. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
7. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ:
практикум для профессий и специальностей технического и социально
экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
8. Великович Л.С., Цветкова М.С. Программирование для начинающих: учеб.
издание. —М., 2011.
9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум /
Л.А.Залогова — М., 2011.
10.Логинов М.Д., Логинова Т.А. Техническое обслуживание средств
вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
11.Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: пособие для
подготовки к ЕГЭ / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2013.
12.Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.В. Информационная
безопасность: учеб.пособие / под ред. С.А.Клейменова. — М., 2013.
13.Назаров С.В., Широков А.И. Современные операционные системы: учеб.
пособие. — М., 2011.
14.Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
15.Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б.Г. Программирование: Основы
алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б.Г.Трусова. — М.,
2014.
16.Сулейманов Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач.
Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
17.Цветкова М.С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
18.Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для
профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного
профилей. — М., 2014.
19.Шевцова А.М.,
Введение в автоматизированное
проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной
версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Пантюхин П.Я.
Интернетресурсы:
271. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационнообразовательных
ресурсов — ФЦИОР). www.schoolcollection.edu.ru (Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses
(Открытые интернеткурсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
2. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям).
3. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека
«ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
4. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
5. www.ict.edu.ru (портал «Информационнокоммуникационные технологии в
образовании»).
6. www.digitaledu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал
цифрового образования»).
7. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Российской Федерации).
(электронная
8. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice
книга
«ОpenOffice.org: Теория и практика»).
Периодические издания:
1. 99050 Мой друг компьютер Журнал по компьютерной технике.
2. Computer Bild (русское издание) – крупнейший европейский журнал о
компьютерах.
28