Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы
Оценка 4.9

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
информатика
10 кл—11 кл
23.03.2018
Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
10-11кл. информ..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «БРОНЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»                                                                      Муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области» «Рассмотрено» на заседании школьного  методического объединения учителей  математики, физики, информатики МОУ  «Бронцевская средняя общеобразовательная  школа» __________________/Рыжова Н. А. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Бронцевская средняя  общеобразовательная школа» /Курбанова Н. Ю/ ________________ /Курбанова Н. Ю. «Утверждаю» Директор МОУ «Бронцевская средняя  общеобразовательная школа» /Гасанбекова Т.  М./ Приказ № ______ _______________ /Гасанбекова Т. М. от «25» августа  2016 г.                                                               «26» августа  2016 г. от «01» сентября  2016 г. Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД                                                                                  УЧИТЕЛЬ: 2016 г. Раздел 1. Пояснительная записка    Тихонова Елена Анатольевна Основными целями образовательного процесса являются: • процессов в обществе, биологических и технических системах;  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом  информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;  • • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе  проектной деятельности. При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи: • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе;  нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);  систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом  заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу,  • • • • • выбранного профиля обучения;  системный характер;  сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении  других предметов; сформировать общие закономерности развития основ системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования,  • обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов  в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными   объектами   изучения   в   курсе   информатики   основной   школы   выступают  информационные   процессы   и   информационные   технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания информационной технологии решения задачи,  через   такие   обобщающие   понятия   как: информационный процесс, информационная модель. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд   важных   понятий   и   видов   деятельности   курса   формируется   вне   зависимости   от   средств   информационных   технологий,   некоторые   –   в   комбинации «безмашинных»   и   «электронных»   сред.   Так,   например,   понятие   «информация»   первоначально   вводится   безотносительно   к   технологической   среде,   но   сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).         После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики —  дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании)   окружающего   нас  мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно  высокого  уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса. Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формализованные языки блок­схем и структурного программирования. С самого начала работа  с алгоритмами поддерживается компьютером. Структуры записи и исполнение алгоритма визуализируются. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного  моделирования   и используется  при  анализе  различных   объектов   и процессов. В последних разделах курса отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ. Курс нацелен на формирование умений, с использованием  современных  цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20—25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов —  интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ должно быть отведено не менее половины учебных часов (не менее 12 часов). При выполнении работ практикума   предполагается   использование   актуального   содержательного   материала   и   заданий   из   других   предметных   областей.   Как   правило,  такие   работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В итоговом подсчете учебного времени к образовательной области «Информатика и информационные технологии» отнесена половина часов практикумов, также на изучение раздела «Алгоритмизация», и отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ. Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане:  Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ, учебному плану МОУ  «Бронцевская СОШ» на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10­11 классах выделяется 68 учебных часов (по 1 часу в неделю, 34 учебных недели). Распределение тем разделов курса по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.  № п\п 1. 2. 3. Раздел 4. Содержание учебного предмета для 10 КЛАССА Содержание учебного предмета  Информация.  Введение.   Понятие   информации.   Представление   информации,   языки,   кодирование.   Теоретическая   информатика.   Измерение информации. Информационные процессы.  Процесс хранения и передачи информации. Обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Программирование обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык программирования. Элементы языка Паскаль. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, вводи и вывод данных. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Строки символов. Комбинированный тип данных.  Содержание учебного предмета  Содержание учебного предмета для 11 класса № п\п 1. Информационные   системы   и  базы  данных.  Что   такое   система.   Модели   систем.   Информационные   системы.   База   данных.   Проектирование многотабличной базы данных. Запросы. Логические условия выбора данных. Интернет. Организация глобальных сетей.WWW – всемирная паутина. Web­ сайт. Создание таблиц и списков. Информационное моделирование.  Компьютерное  информационное  моделирование.  Моделирование  зависимостей   между  величинами.  Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.  2. 3. 4. Раздел 5. Тематическое планирование 10 класс Содержание учебного предмета  Основные виды деятельности № п\п 1. 2. 3. № п\п 1.  Хранение   информации.   Измерение   информации. Содержание учебного предмета  Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.   Алфавитный   подход. Содержательный   подход.   Представление   чисел   в   компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере. Информационные   процессы.   Передача информации.Обработка   информации   и   алгоритмы.   Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Информационные   системы   и   базы   данных.  Система. Модели   систем.   Пример   структурной   модели   предметной области.   Информационная   система.   База   данных   –   основа информационной   системы.   Проектирование   многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение Программирование   обработка   информации.  Алгоритмы   и   величины. информационной   системы.   Логические   условия   выбора Структура алгоритмов.  Паскаль – язык структурного программирования. данных. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Интернет. Организация глобальных сетей. Интернет как  Оператор   присваивания,   ввод   и   вывод   данных.   Логические   величины, глобальная информационная система. WWW – Всемирная  операции,   выражения.   Программирование   ветвлений.   Пример   поэтапной паутина. Веб­ сайт. Создание сайта «Домашняя страница».  разработки   программы   решения   задачи.   Программирование   циклов. Создание таблиц и списков на веб­странице. Вложенные   и   итерационные   циклы.   Вспомогательные   алгоритмы   и Информационное моделирование. Компьютерное  подпрограммы.   Массивы.   Организация   ввода   и   вывода   данных   с информационное моделирование.  Модели статистического  использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный прогнозирования. Моделирование зависимостей между  тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.  величинами. Моделирование корреляционных зависимостей.  Модель оптимального планирования.  2. 11  класс  Основные виды деятельности   образованных   взаимодействующими   Основные   подходы   к   определению   информации.   Представление   о системах, элементами. Распознавать   дискретные   и   непрерывные   сигналы.   Знать   виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи   информации;   определение   понятия   «канал   связи».   Давать характеристику   каналу   связи;   приводить   примеры   передачи информации   в   социальных   технических   системах.   Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. •Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и  давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых.  Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами  данных.  создания информационных объектов, в том числе для оформления  проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых  организации индивидуального информационного пространства, создания  создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и  чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме  блок­схем);  • моделей объектов и процессов;  • результатов учебной работы;  • личных коллекций информационных объектов;  передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной  переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением  соответствующих правовых и этических норм. действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения;  определение проблем собственной учебной деятельности и  установление их причины. Разработка   и   запись   на   языке   программирования   Pascal   типовых алгоритмов;  владение   основными   приемами   работы   с   массивами:   создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты,   с   которыми   работает   программа   (константы,   переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы  хранения и доступа к отдельным элементам массива; 3. 4.  Социальная информатика.  Информационные ресурсы.  Информационное общество. Правовое регулирование в  информационной сфере. Проблема информационной  безопасности. Учебно­тематическое планирование для 10 класса Содержание программы Общее  Количество часов теория практика Информация  Информационные процессы  Программирование обработка информации ИТОГО: 8 6 20 34 7 6 18 31 4 2 5 11 № п\п 1. 2. 3. контрольная работа  1 2 3 Учебно­тематическое планирование для 11 класса № п\п 1. 2. 3. 4. Содержание программы Общее  Количество часов теория практика Информационные системы и базы данных  Интернет  Информационное моделирование Социальная информатика ИТОГО: 10 6 6 12 34 9 5 6 11 31 5 4 3 1 13 контрольная работа  1 1 1 3 Раздел 6. Календарно­тематическое планирование 10 класс Основные виды учебной деятельности.  Виды контроля. Основные подходы к определению  информации. Представление о системах,  образованных взаимодействующими  элементами. Распознавать дискретные и  Требования к результату Виды информационных процессов;  примеры источников и приемников информации; единицы измерения  количества и скорости передачи  № Кол­ план факт Раздел. Тема урока во Информация  1 1 02.09 2 3 4 5 6 7 1 1 1 1 1 1 5­10.09 12­17.09 19­24.09 26­30.09 3­8.10 10­15.10 Введение. Понятие  информации. Представление информации,  языки, кодирование. Практическая работа №1  по теме «Шифрование  данных» Измерение информации.  Алфавитный подход.  Измерение информации.  Содержательный подход.  Практическая работа №2  по теме «Измерение  информации» Представление чисел в  компьютере. Практическая работа № 3 по теме  «Представление чисел» Представление текста,  изображения и звука в  компьютере. Практическая 8 1 17­22.10 Информационные процессы 9 10 11 24­29.10 7­12.11 14­19.11 1 1 1 12 1 21­26.11 13 14 1 1 28­3.12 5­10.12 работа №4 по теме  «Представление  текстовой информации» Растровая и векторная  графика. Хранение информации Передача информации Обработка информации и  алгоритма. Практическая  работа № 5 по теме  «Управление  алгоритмическим  исполнителем» Автоматическая обработка  информации.  Практическая работа №6  по теме  «Автоматическая  обработка данных». Информационные процессы в компьютере. Архитектура персонального  компьютера. Программирование обработки информации действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и  классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и  нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с  учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и  определение способов ее решения;  определение проблем собственной  учебной деятельности и установление их  причины. создание, Разработка   и   запись   на   языке программирования   Pascal   типовых алгоритмов;  владение основными приемами работы с массивами: заполнение, сортировка   массива,   вывод   элементов массива   в   требуемом   виде;   назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает  программа (константы, переменные,  функции, выражения, операторы и т.д.); основные   типы   данных   и   операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания  массивов, способы хранения и доступа к  отдельным элементам массива; 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12­17.12 19­23.12 26­29.12 16­21.01 23­28.01 30­4.02 6­1.02 13­18.02 20­25.02 27­4.03 Контрольная работа за  первое полугодие. Алгоритмы и величины Структура алгоритма. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и  типы данных.  Операции, функции,  выражения. Операции, функции,  выражения. Оператор присваивания,  ввод и вывод данных.  Практическая работа № 7 по теме  «Программирование  линейных алгоритмов» Логические величины,  операции, выражения Логические выражения на 25 1 6­11.03 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13­18.03 20­25.03 3­8.04 10­15.04 17­22.04 24­29.04 1­6.05 8­13.05 15­20.05 Паскале. Практическая  работа № 8 по теме  «Программирование  логических выражений» Программирование  ветвлений.  Практическая  работа № 9 по теме  «Программирование  ветвящихся алгоритмов». Пример поэтапной  разработки программы  решения задачи. Программирование циклов.  Практическая работа №  10 по теме  «Программирование  циклических алгоритмов» Вложенные и итерационные  циклы. Вспомогательные алгоритмы  и подпрограммы.  Практическая работа №  11 по теме  «Программирование с  использованием  подпрограмм» Массивы  Организация ввода и вывода  данных с использование  файлов. Промежуточная  аттестация. Типовые задачи обработки  массивов. Символьный тип данных.  Комбинированный тип  данных. Календарно­тематическое планирование 11 класс № Ко л­ во план факт Раздел. Тема урока Основные виды учебной  деятельности. Виды контроля Требования к результату Информационные системы и базы данных  Умение самостоятельно  определять цели и составлять  планы; самостоятельно  осуществлять, контролировать   использовать все возможные  ресурсы для достижения целей;  выбирать успешные стратегии в  различных ситуациях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5­10.09 12­17.09 19­24.09 26­1.10 3­8.10 10­15.10 17­22.10 24­29.10 7­12.11 10 1 14­19.11 Знать определение понятия и типов  информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных,  иерархических, сетевых.  Формирование запросов на поиск данных в среде  системы управления базами данных. создания простейших моделей объектов и  процессов в виде изображений и чертежей,  динамических (электронных) таблиц, программ (в  том числе в форме блок­схем);  проведения компьютерных экспериментов с  использованием готовых моделей объектов и  процессов;  создания информационных объектов, в том числе  для оформления результатов учебной работы;  организации индивидуального информационного  пространства, создания личных коллекций  информационных объектов;  передачи информации по телекоммуникационным  каналам в учебной и личной переписке,  использования информационных ресурсов  общества с соблюдением соответствующих  правовых и этических норм. ТБ. Что такое система.  Модели систем.  Модели систем.  Проверочный тест Пример структурной модели  предметной области.  Практическая работа № 1  по теме «модели систем» Что такое информационная  система. Практическая  работа № 2 по теме  «Проектные задания по  системологии» База данных – основа  информационной системы. Проектирование  многотабличной базы данных.  Практическая работа № 3  по теме «Знакомство с  СУБД» Создание базы данных.  Практическая работа № 4  по теме «Создание базы  данных» Запросы как приложения  информационной системы.  Практическая работа № 5  по теме «Реализация  простых запросов в режиме  дизайна» Логические условия выбора  данных Умение самостоятельно  определять цели и составлять  планы; самостоятельно  осуществлять, контролировать   использовать все возможные  ресурсы для достижения целей;  выбирать успешные стратегии в  различных ситуациях Интернет  11 1 21­26.11 12 1 28­3.12 13 14 15 16 1 1 1 1 5­10.12 12­17.12 19­24.12 26­29.12 Организация глобальных  сетей. Практическая работа № 6 по теме «Интернет.  Работа с электронной  почтой» Интернет как глобальная  информационная система.  Практическая работа № 7  по теме «Работа с  браузером. Просмотр веб­ страницы». WWW­Всемирная паутина.  Практическая работа № 8  по теме «Работа с  поисковыми системами» Инструменты для разработки  веб­сайтов. Практическая  работа № 9 по теме  «Разработка сайта».  Контрольная работа за  первое полугодие.  Инструменты для разработки  веб­сайтов. методов Применение информационного поиска, в  с   помощью том   числе компьютерных средствЗнаков символические действия, включая моделирование   преобразование объекта  из  чувственной  формы  в модель,   выделены существенные  характеристики объекта. где Выделять   среди   свойств   данного   объекта существенные   свойства   с   точки   зрения   целей моделирования;   анализировать   и  структурировать данные при решении задач; оценивать адекватность модели   моделируемому   объекту   и   целям моделирования;   исследовать   с   помощью информационных   моделей   информационные процессы;   строить,   исходя   из   явлений   реального мира,   и   интерпретировать   по   отношению   к   этим явлениям   описания:   таблицы,   диаграммы,   графы, схемы;   строить   модели   внутреннего   состояния моделируемого   объекта,   используя   величины     и правила   записи   имен   величин   и   работы   с   ними, принятые в языках программирования. Информационное моделирование  17 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 1 12­14.01 16­21.01 23­28.01 30­4.02 6­11.02 13­18.02 Создание сайта «Домашняя  страница» Создание таблиц и списков на  веб­странице Компьютерное  информационное  моделирование  Моделирование зависимостей  между величинами.  Практическая работа № 10  по теме «регрессионные  модели» Модели статистического  прогнозирования.  Практическая работа № 11  по теме «Прогнозирование» Моделирование  корреляционных  зависимостей. Практическая  работа № 12 по теме  «Корреляционная  зависимость»» Социальная информатика  Оценивать и организовывать информацию, в том  Сформировать понимания основ 23 1 20­25.02 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27­4.03 6­11.03 13­18.03 20­25.03 3­8.04 10­15.04 17­22.04 24­29.04 1­6.05 8­13.05 15­20.05 Модели оптимального  планирования. Практическая работа № 13 по теме  «Оптимальное  планирование» Информационные ресурсы Информационное общество Информационное общество Правовое регулирование в  информационной сфере Проблема информационной  безопасности Информационные ресурсы Информационное общество Промежуточная  аттестация  Повторение.  Информационные системы Повторение. Информационное моделирование.  Повторение. Социальная  информатика числе получаемую из средств массовой  информации; анализировать и сопоставлять  различные источники информации; планировать  индивидуальную и коллективную деятельность с  использованием программных инструментов  поддержки; выявлять проблемы  жизнедеятельности человека в условиях  информационной цивилизации и оценивать  предлагаемые пути их разрешения; использовать  информационные ресурсы общества в  познавательной и практической деятельности. правовых аспектов использования  компьютерных программ.  Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития   науки   и общественной   практики.  Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность;  использовать все возможные  ресурсы для достижения целей;  выбирать успешные стратегии в  различных ситуациях. Раздел 7 Учебно­методическое и  материально­техническое обеспечение образовательного процесса  Информатика  и ИКТ. Базовый уровень10­11 классы: методическое пособие/ И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. –М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.­102 с: ил.  Информатика и информационно­коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10 класса/И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.­ М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.­264 с.: ил.  Информатика и информационно­коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 11 класса/И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина.­2­е изд.­ М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.­224 с.: ил.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10­11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т. Ю. Шеина­М. :БИНОМ. Лаборатория базовых знаний,  2012.  .  edu   .  ru   /  catalog  /,    /  ru   /,  ://   pedsovet  .  su   /,       ЦОРы сети Интернет:    ­  kopilka http   .  ru,  ://   metod http   ­  collection    ://   school  ://   uchitel  .  moy http   /  su   /,    ://   www  http   .  openclass      ://   it  ­  n  .  ru   /,  http  http   .  uchportal   http   ://   www   /,  .  info   ://   zavuch http   ://   window  .  edu  http   /  ru   /,  .  lseptember  ://   festival http    http   ://   klyaksa  .  net  и др.          .  ru   /,  /  ru   /, Перечень средств икт, необходимых для реализации программы. Аппаратные средства. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащимся мультимедиа­ возможности: видео ­ изображение,  качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Проектор – подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает уровень  наглядности в работе учителя, возможность для учащихся предоставлять результаты свое  работы всему классу, эффективность организационных и  административных выступлений. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих учащихся применений необходим или  желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Устройства вывода  звуковой информации ­  наушники для индивидуальной работы  со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для  озвучивания всего класса. Телекоммуникационной блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет  вести переписку с другими обучающимися. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипуляция экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного  назначения). Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон –  дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.  В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Технические средства обучения. Рабочее место учащегося (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Колонки (рабочее место учителя). Микрофон (рабочее место учителя). Проектор. Струйный принтер. Сканер. Локальная вычислительная сеть. Программные средства. Операционная система. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы). Растровый редактор (входит в состав операционной системы). Простой текстовой редактор Блокнот (входит в состав операционной системы). Мультимедиа проигрыватель Windows Mediа (входит в состав операционной системы). Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы). Почтовый клиент (входит в состав операционной системы). Антивирусная программа. Программа­архиватор. Клавиатурный тренажер. Мультимедиа проигрыватель. Система тестирования. Система оптического распознавания текста ABBYY FineReader 8/0 Система программирования TurboPascal. Раздел 8. Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины и системы их оценки  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 10 КЛАССА № п\п 1. 2. Содержание учебного предмета  Информация. Понятие информации. Представление  информации, языки, кодирование. Измерение  информации. Алфавитный подход.  Содержательный  подход. Представление чисел в компьютере.  Представление текста, изображения и звука в  компьютере. Информационные процессы. Хранение информации.  Передача информации. Обработка информации и  алгоритмы. Автоматическая обработка информации.  Информационные процессы в компьютере. Планируемые результаты Базовый уровень  Основные подходы к определению  информации.  Представление о системах,  образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип   алфавитного   подхода   к   определению   количества   информации.   Сущностные характеристики   и   особенности   протекания   и   передачи   информации;   определение   понятия «каналсвязи».   Давать   характеристику   каналу   связи;   приводить   примеры   передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. 3. № п\п 1. 2 3   обработка   Программирование информации. Алгоритмы   и   величины.   Структура   алгоритмов. Паскаль   –   язык   структурного   программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод   данных.   Логические   величины,   операции, выражения.   Программирование   ветвлений.   Пример поэтапной   разработки   программы   решения   задачи. Программирование   и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.   Массивы.   Организация   ввода   и вывода   данных   с   использованием   файлов.   Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.    Вложенные   циклов. действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения;  определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ 11 КЛАССА Содержание учебного предмета  Информационные системы и базы данных. Система.  Модели систем. Пример структурной модели  предметной области. Информационная система. База  данных – основа информационной системы.  Проектирование многотабличной базы данных.  Создание базы данных. Запросы как приложение  информационной системы. Логические условия  выбора данных. Интернет.  Организация глобальных сетей. Интернет  как глобальная информационная система. WWW –  Всемирная паутина. Веб­ сайт. Создание сайта  «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на  веб­странице. Информационное моделирование. Компьютерное  информационное моделирование.  Модели  статистического прогнозирования. Моделирование  зависимостей между величинами. Моделирование  корреляционных зависимостей. Модель оптимального планирования.  Планируемые результаты Базовый уровень  Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип   алфавитного   подхода   к   определению   количества   информации.   Сущностные характеристики  и  особенности  протекания   и  передачи   информации;   определение   понятия «канал   связи».   Давать   характеристику   каналу   связи;   приводить   примеры   передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации. Выделять   среди   свойств   данного   объекта   существенные   свойства   с   точки   зрения   целей моделирования;   анализировать   и   структурировать   данные   при   решении   задач;   оценивать адекватность   модели   моделируемому   объекту   и   целям   моделирования;   исследовать   с помощью информационных моделей информационные процессы; строить, исходя из явлений реального   мира,   и   интерпретировать   по   отношению   к   этим   явлениям   описания:   таблицы, диаграммы, графы, схемы; строить модели внутреннего состояния моделируемого объекта, 4 Социальная информатика.  Информационные  ресурсы. Информационное общество. Правовое  регулирование в информационной сфере. Проблема  информационной безопасности. используя величины   и правила записи имен величин и работы с ними, принятые в языках программирования Оценивать   и   организовывать   информацию,   в   том   числе   получаемую   из   средств   массовой информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации; планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки;  выявлять  проблемы жизнедеятельности  человека  в условиях  информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; использовать информационные ресурсы общества в познавательной и практической деятельности. Контроль и оценка результатов обучения Контроль и оценка по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется на основании «Положения о текущей и итоговой аттестации учащихся» и «Положения о системе контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся»  МБОУ  Астаховская СОШ Оценивание ведется по 5­бальной шкале. Виды контроля:  Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля используются дифференцированные карточки по вариантам с обязательным последующим разбором или тестовые задания. Длительность работы – не более 25 минут.  При практической работе с учебником используется взаимоконтроль и самоконтроль. При этом используются следующие контролирующие действия: ­сверка с образцом (ответом); ­повторное решение задачи; ­решение обратной задачи; ­проверка полученных результатов по условию задачи; ­примерная оценка искомых результатов; ­проверка на частном случае. 1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся  2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос. 3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера   погрешностей,   допущенных   учащимися.   Среди   погрешностей   выделяются   ошибки   и   недочеты.   Погрешность   считается   ошибкой,   если   она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок­схемы и т. п. 4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого­либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи. 5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок:  2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). 6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий. Оценка ответов учащихся Для устных ответов определяются следующие критерии оценок: ­ оценка «5» выставляется, если ученик: ­ полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; ­ изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику; ­ правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу; ­ показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; ­ продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; ­ отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна­две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. ­ оценка «4» выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: ­ в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; ­ допущены один­два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; ­ допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. ­ оценка «3» выставляется, если: ­   неполно   или   непоследовательно   раскрыто   содержание   материала,   но   показано   общее   понимание   вопроса   и   продемонстрированы   умения,   достаточные   для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок­ схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;  ­ ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме, ­ при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. ­ оценка «2» выставляется, если: ­ не раскрыто основное содержание учебного материала; ­ обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала, ­ допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок­схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя или ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Для письменных работ учащихся:  ­ оценка «5» ставится, если: ­ работа выполнена полностью; ­ в графическом изображении алгоритма (блок­схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок; ­ в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна­две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). ­ оценка «4» ставится, если: ­   работа   выполнена   полностью,   но   обоснования   шагов   решения   недостаточны   (если   умение   обосновывать   рассуждения   не   являлось   специальным   объектом проверки); ­ допущена одна ошибка или два­три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок­схем или тексте программы. ­ оценка «3» ставится, если: ­ допущены более одной ошибки или двух­трех недочетов в выкладках, чертежах блок­схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. ­ оценка «2» ставится, если: ­ допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере или работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Также в   качестве одной из основных форм контроля   рассматривается   тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если   пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.   Такой   подход   позволяет   добиться   вдумчивого   отношения   к   тестированию,   позволяет   сформировать   у   школьников   навыки   самооценки   и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений: 50­70% — «3»; 71­85% — «4»; 86­100% — «5». По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности,  принять  решение  в пользу  ученика.  Важно  создать  обстановку  взаимопонимания   и  сотрудничества,  сняв  излишнее  эмоциональное  напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не   вызывает   у   школьников   особых   затруднений.   Большие   возможности   имеет   портфолио,   под   которым   подразумевается   коллекция   работ   учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения. Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом: ­ оценка «5» ставится, если: ­ учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ; ­ работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы; ­ оценка «4» ставится, если: ­ работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи; ­ правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %); ­ работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи. ­ оценка «3» ставится, если: ­ работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи. ­ оценка «2» ставится, если: ­ допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно или работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме. Контрольно­измерительные материалы для 10 класса Диагностическая контрольная работа  Приложение 1 вариант 1) Информация –это…. 2) Перечислите основные формы представления информации. 3) Переведите: а) 94 байта в биты                    б) 25 кбайт в биты 4) Перечислите основные устройства ввода и вывода информации в компьютере, их назначение. 5) Внешняя память­ это…. 6) В чём различие по способу хранения данных и их ёмкости: дискета, винчестер, СD,DVD­диски. Опишите их характеристики, различия в способах хранения. 7) Система программирования – это.. а) комплекс инструментальных средств, предназначенных для работы с программами на языке программирования  б) прикладная программа специального назначения  в) развлекательная программа  г) набор программ, управляющих оперативной памятью и всеми устройствами компьютера, ведущий диалог с пользователем 8) Файл­ это… а) данные не имеющие имя б) данные имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера в) место для хранения только числовой информации г) программное обеспечение компьютера 9) Сколько бит информации используется для кодирования одного символа в памяти компьютера? а) 2           б) 5       в)   2       г)   8 10 Гипертекст  ­ это … а) текстовый документ    б) текст, организованный в виде последовательных смысловых связей между его отдельными фрагментами в) гиперактивный фрагмент электронной книги г) таблица кодировки 11 Что из перечисленного является структурными единицами текста а) символ, число, гиперссылка б) среда текстового редактора в) символ, слово, строка, абзац, страница, раздел г) меню команд, строка состояния 12 Расположите величины в порядке возрастания: а)1010 байтов         б)2 байта       в)1Кбайт      г)20 битов       д)10 битов 13  Решите задачу: Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого – 500 байтов. На сколько битов информационный объём первого  сообщения больше объёма второго сообщения? Запишите решение. 14 Растровая кристаллическая решётка это.. а) точки по горизонтали           б) количество точек по горизонтали умноженное на количество точек по вертикали   в) соотношение величин           г) набор  графических примитивов 15 Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующей пословицы:     Речь вести – не лапти плести. 16 Компьютерная презентация –это… 17 Перечислите известные вам типы графических файлов 2 вариант 1) Информатика –это…. 2) Перечислите основные единицы измерения информации. 3) Переведите: а) 448 бит в байты                     б) 147456 бит в Кбайты 4) Перечислите основные устройства компьютера, их назначение. 5) Внутренняя память­ это…. 6) Что такое программное обеспечение компьютера, в чём разница между прикладным и системным программным обеспечением? 7) Операционная система – это.. а) система программирования  б) прикладная программа специального назначения  в) развлекательная программа  г) набор программ, управляющих оперативной памятью и всеми устройствами компьютера, ведущий диалог с пользователем 8) Папка ­ это… а) место для хранения вложенных папок и файлов различного типа б) данные имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера в) место для хранения только числовой информации г) программное обеспечение компьютера 9) Сколько байт информации используется для кодирования одного символа в памяти компьютера? а) 2           б) 1     в)   2       г)   8 10 Пользовательский интерфейс  ­ это … а) текстовый документ    б) текст, организованный в виде последовательных смысловых связей между его отдельными фрагментами в) гиперактивный фрагмент электронной книги г) способ взаимодействия программы с пользователем 11 Что из перечисленного является стандартными компонентами среды текстового редактора а) символ, число, гиперссылка б) среда текстового редактора в) символ, слово, строка, абзац, страница, раздел г) меню команд, строка состояния, текстовый курсор, рабочее поле 12 Расположите величины в порядке убывания: а)1024 бита      б)1000 байтов    в)1 бит       г)1 байт        д)1  Кбайт 13  Решите задачу: Информационный объём одного сообщения составляет 0,5 Кбайт, а другого – 128 битов. Во сколько раз информационный объём первого  сообщения больше объёма второго сообщения? Запишите решение. 14 Векторная графика это .. а) представление информации в виде простейших геометрических фигур, составляющих изображение          б) количество точек по горизонтали, умноженное на  количество точек по вертикали   в) соотношение величин           г) набор графических примитивов 15 В кодировке Unicode, где на каждый символ отводится 2 байта. Определите в этой кодировке информационный объём следующей пословицы:          Где родился, там и сгодился. 16  Мультимедиа­ это…. 17 Перечислите известные вам типы текстовых файлов Часть     I Полугодовая контрольная работа №2, 10 класс Вариант №1 1. С точки зрения нейрофизиологии, информация – это: а) символы; б) сигналы; в) содержание генетического кода; г) интеллект. 2. С точки зрения алфавитного (объемного) подхода 1 бит ­ это  … 3. Переведите в Килобайты:  а) 10240 бит, 4. Объект, заменяющий реальный процесс, предмет или явление и созданный для понимания закономерностей объективной действительности называют … б) 20 Мбайт a. Объектом;  b. Моделью c. Заменителем d. Все вышеперечисленные варианты 5.  Информационной моделью какого типа является файловая система компьютера? a. Иерархического b. Табличного c. Сетевого d. Логического  II Часть    1.  Статья, набранная на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Информационный объём статьи составляет 25 Кбайт. Определите, сколько бит памяти используется для кодирования каждого символа, если известно, что для представления каждого символа в ЭВМ отводится одинаковый объём памяти. 3) 10 4) 12 1) 6 2) 8 2.  Файл размером 2 Мбайта передаётся через некоторое соединение за 16 секунд. Определите время в секундах, за которое можно передать через то же самое соединение файл размером 4096 Кбайт. В ответе укажите только число секунд. Единицы измерения писать не нужно. 3.   В некоторой стране автомобильный номер длиной 7 символов составляют из заглавных букв (задействовано 26 различных букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байт (при этом используют посим­ вольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит). Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 40 номеров. 1) 120 байт 4) 240 байт 3) 200 байт 2) 160 байт 4. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам). 1) 46  2) 26 3) 16 4) 13 5. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрел­ кой. Сколько существует различных путей из города А в город З?   Часть     III 1.  У Васи есть доступ к Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения им информации 217 бит в се­ кунду. У Пети нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Васи по низкоскоростному телефонному каналу со средней ско­ ростью 216 бит в секунду. Петя договорился с Васей, что тот будет скачивать для него данные объемом 8 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Пете по низкоскоростному каналу. Компьютер Васи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 1024 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах), с момента начала скачивания Васей данных, до полного их получения Петей? В ответе укажите только число, слово «секунд» или букву «с» добавлять не нужно. 2. В бутыли, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутыли. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится лимонад? Часть     I 2. С точки зрения генетики, информация – это: а) символы; б) сигналы; в) содержание генетического кода; г) интеллект. Вариант 2 2. Укажите правильный порядок этапов передачи информации. 1) канал связи 2) кодирующее устройство 3) декодирующее устройство 4) источник 5) получатель 3. Переведите в байты: а) 1024 бита, б) 2,5 Мбайта 4. Модели по структуре подразделяются на … e. Табличные, иерархические, сетевые f. Табличные, сетевые, графы g. Табличные, графы, специальные h. Нет правильного ответа 5. Результатом процесса формализации является … a. Описательная модель b. Математическая модель c. Графическая модель d. Предметная модель Часть     II 1.  Статья, набранная на компьютере, содержит 64 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Определите размер статьи в кодиров­ ке КОИ­8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. 1) 160 Кбайт   2.  Файл размером 2 Кбайта передаётся через некоторое соединение со скоростью 256 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно пе­ редать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно. 2) 320 Кбайт 3) 1280 байт 4) 2560 байт 3.  В марафоне участвуют 300 атлетов. Специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 160 спортсменов? 1) 1600 бит 2) 140 байт 3) 160 байт 4) 180 байт 4.  Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам). 1) 46 5.  На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном 2) 26 3) 16 4) 13 стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?   Часть     III 1.  Документ объёмом 20 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами.  А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.  Б. Передать по каналу связи без использования архиватора.  Какой способ быстрее и насколько, если:   ­ средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 222 бит в секунду;  ­ объём сжатого архиватором документа равен 90% исходного;  ­ время, требуемое на сжатие документа, — 14 секунд, на распаковку — 3 секунды?  В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один способ быстрее другого. Так, например, если способ Б быстрее способа А на 23 секунды, в ответе нужно написать Б23. Единицы измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно. 2. В бутыли, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: вода и молоко не в бутыли. А сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. Также сказано, что в банке не лимонад и не вода, а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится квас? № вопроса Кол­во баллов I     ь т с а ч   1 2 3 4 5 1 1 2 1 1 Ключ для проверки полугодовой контрольной работы в 10 классе 1 вариант 2 вариант б 1 бит – информационный вес двоичного алфавита а) 1,25 Кб б) 20480 Кб b a в 42135 а) 128  байт б) 2621440 байт a b I I     ь т с а ч   1 2 3 4 5 I 1 2 I I     ь т с а ч   2 2 3 2 2 3 2 3 32 4 3 9 1088 в  бутыли 1 4096 4 3 13 Б13 в  банке Критерии оценивания:   17­ 22 балла – «5»,  14­ 16 баллов – «4»,  10­13 баллов – «3»,   менее 10 баллов – работа не зачтена. Контрольно­измерительные материалы для 11 класса Диагностическая контрольная работа  1 вариант А1 Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 5  единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.  4) 111000112 1) 3110 * 810 + 110 A2  Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что  прямой дороги между пунктами нет.) Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Z (при условии, что передвигаться можно только по построенным  дорогам). 2) F016 + 110 3) 3518 B  4 5 A B C D E F Z A  4 11 25 D  3 4 C  11 5 3 8 12 22 E  8 4 3 F  12 1 Z 25 22 3 1 1) 25       2) 22          3) 19         4) 17 А3 Дан фрагмент таблицы истинности выражения F.  Какое выражение соответствует F? x 1 0 1 1 x 2 1 0 1 x 3 0 1 0 x 4 1 1 1 x 5 1 0 1 x 6 1 0 0 x 7 0 1 1 F 1 1 0 1)  x1  x2  ¬x3  x4  x5  ¬x6  x7 2)  x1  x2  ¬x3  x4  x5  ¬x6  x7 3)  ¬x1  ¬x2  x3  ¬x4  ¬x5  x6  ¬x7 4)  ¬x1  ¬x2  x3  ¬x4  ¬x5  x6  ¬x7 А4 В каталоге находятся файлы со следующими именами: corvin.doc escorte.dat esccorte.doc record.docx score5.docx side­core.doc Определите, по какой из масок будет выбрана указанная группа файлов: esccorte.doc record.docx score5.docx side­core.doc  1)  *cor?*.d*    2)  ?cor*.doc    3) *?cor*.do*4) *cor?.doc* А5 Автомат получает на вход трехзначное десятичное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.  1 Перемножаются первая и вторая, а также вторая и третья цифры числа. 2 Полученные два числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей). 2) 1612  3) 2433  4) 244 Пример. Исходное число: 157. Произведения: 1*5=5, 5*7=35. Результат: 535. Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.  1) 1214  A6 В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы тёти Седых П.А. (тётя – это родная сестра матери или отца). Таблица 1 ID Фамилия_И.О. Пол 1588 Саенко М.А.   Ж 1616 Билич А.П.      М 1683 Виктюк И.Б.    М 1748 Кеосаян А.И.   Ж 1960 Виктюк П.И.    М 1974 Седых П.А.      Ж 2008 Виктюк Б.Ф.    М 2106 Чижик Д.К.    Ж 2339 Седых Л.А.      М 2349 Виктюк А.Б.     Ж 2521 Меладзе К.Г.    М 2593 Билич П.А.       М 2730 Виктюк Т.И.     Ж 2860 Панина Р.Г.      Ж 2882 Шевченко Г.Р. Ж 2911 Пешко В.А.      Ж … … … Таблица 2 IDРодителя IDРебёнка 1616               1588 2349               1588 2008               1683 2106               1683 1683               1960 2882               1960 1588               1974 1588               2339 2008               2349 2106               2349 1616               2593 2349               2593 1683               2730 2882               2730 1616               2911 2349               2911 … … 1) Пешко В.А.  2) Саенко М.А.    3) Седых Л.А. 4) Билич П.А. А7 На рисунке приведен фрагмент электронной таблицы. Какое число появится в ячейке D1, если скопировать в нее формулу из ячейки C2? A 1 5 6 1 2 3 B 2 4 7 3) 8 D C 3 =A$2+ $B$3 =A3+B3 4) 6 2) 9 1) 11 А8 Проводилась одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32­битным разрешением. В результате был получен файл размером 1  Мбайт, сжатие данных не производилось. Какая из приведенных ниже величин наиболее близка к времени, в течение которого проводилась запись? 1) 10 сек  А9 Для кодирования букв А, В, С, D используются трехразрядные последовательные двоичные числа, начинающиеся с 1 (от 100 до 111 соответственно). Если  таким способом закодировать последовательность символов CDAB и записать результат в шестнадцатеричном коде, то получится: 1) А5216 A10 На числовой прямой даны два отрезка: P = [10, 50] и Q = [70, 90]. Выберитетакой отрезок A, что формула 4)  75 сек 3)  50 сек 2) 30 сек 4) DE516 2) 4С816 3) 15D16 ( (xP)   (→ x ) ) /\ ( (xA)   (→ xQ) ) тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х. Если таких отрезков несколько, укажите тот, который имеет большую длину. 1) [8, 91]        2) [28, 81]        3) [48, 67]        4) [68, 73] 2) 450 байт А11 Для регистрации на сайте некоторой страны пользователю необходимо придумать пароль длиной ровно 15 символов. В пароле можно использовать  десятичные цифры и 11 различных символов местного алфавита, причем все буквы используются в двух начертаниях – строчные и прописные. Каждый символ  кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый пароль – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите  объем памяти, необходимый для хранения 30 паролей. 1) 360 байт 3) 330 байт А12 В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10 и целочисленные переменныеk,i. В приведенном ниже фрагменте программы  массив сначала заполняется, а потом изменяется:  for i:=0 to 10 do A[i]:=i;    for i:=0 to 4 do begin      k:=A[10­i];     A[10­i]:=A[i];      k:=A[i];    end; Чему будут равны элементы этого массива? 4) 300 байт 1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 2) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3) 0 1 2 3 4 5 4 3 2 1 0 4) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10 A13 Б1 Исполнитель КАЛЬКУЛЯТОР имеет только две команды, которым присвоены номера: 1 Прибавь 5 2 Умножь на 3 Выполняя команду номер 1, КАЛЬКУЛЯТОР прибавляет к числу на экране 5, а выполняя команду номер 2, умножает число на экране на 3. Напишите программу, содержащую не более 5 команд, которая из числа 2 получает число 59. Б2 Определите значение переменной P после выполнения следующего фрагмента программы: P:=1; i:=3; while i <= 9 do begin   P := P * (i div 3);   i := i + 1; end; Б3 Дан фрагмент электронной таблицы: В =2*A1+9 36 C 2 =A1+C1 1  2 А ??? =2*A1­5 Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после диапазона ячеек A2:С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения положительны. Б4 Для кодирования сообщений решено использовать  последовательности разной различных сообщений можно закодировать, используя в каждом из них не менее 2­х и не более 6 знаков?  Б5 Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы: выполнения вычислений диаграмма по значениям  диапазона, по которым построена диаграмма,  длины, состоящие из знаков «+» и «­». Сколько  var k, s: integer; begin   s:=1;   k:=0;   while k < 13 do begin     s:=s+2*k;     k:=k+4;   end;   write(s+k); end.  Б6 Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями: F(1) = 1, F(2) = 1 F(n) = F(n­2)*n, при n> 2 Чему равно значение функции F(7)? В ответе запишите только натуральное число. Б7 В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 68 и 94 заканчиваются на 3. Определите основание системы счисления. Б9 На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном  стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К? Б А В Г Д Е И Ж З К    Б10 Документ объёмом 60 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами: А. Сжать архиватором, передать архив по каналу связи,  распаковать. Б. Передать по каналу связи без использования архиватора. Какой способ быстрее и насколько, если: средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 220 бит в секунду; объём сжатого архиватором документа равен 60%  исходного; время, требуемое на сжатие документа, – 20 секунд, на распаковку – 2 секунды? В ответе напишите букву А, если быстрее способ А, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите число, обозначающее, на сколько секунд один  способ быстрее другого. Так, например, если способ Б быстрее способа А на 50 секунд, в ответе нужно написать Б50. Единицы измерения «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно. Б11 В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP­адреса  узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP­адресу узла сети и маске определите адрес сети: IP­адрес: 224.230.250.29 При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP­адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы  без точек.  Маска: 255.255.240.0 A 0 B 19 C 208 D 224 E 230 Пример. Пусть искомый адрес сети 192.168.128.0 и дана таблица A 128 B 168 C 255 D 8 E 127 F 240 F 0 G 248 G 17 H 255 H 192 В этом случае правильный ответ будет HBAF. Б12 В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета: Запрос Пушкин | Лермонтов Лермонтов Пушкин & Лермонтов Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу  Количеств о страниц  (тыс.) 5200 3000 1200 Пушкин Б13 У исполнителя Калькулятор три команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1 2. прибавь 3 3. умножь на 2 Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 15?   Ключи А1 2 В1 2221 А2 3 В2 24 А3 4 В3 7 А4 3 В4 124 А5 1 В5 65 А6 1 В6 105 А7 1 В7 13 А8 1 В9 17 А9 4 В10 А17 0 А10 4 В11 DEF A А11 А12 А13 2 4 В12 3400 3 В13 102 Всего 25 заданий, 13 заданий с выбором ответа, каждое из которых оценивается в 1 балл, и 12 заданий части Б – 2 балла за правильно выполненное задание. От 0до 10 – «2» От 11 до 18 – «3» От 19 до 29 – «4» От 30 до 37 – «5» Критерии оценивания

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа по информатике 10 – 11 классы

Рабочая программа  по информатике 10 – 11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018