Рабочая программа для 11 класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии с ФК ГОС ООО. Автор учебника - Угринович Н.Г. Программа рассчитана на 1 час в неделю, т. е. 35 часов в год. Направленность курса – развивающая. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
РП Информатика 11 ФК ГОС.doc.docx
Приложение к ООП СОО (ФК ГОС СОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса: «Информатика»
для 11 класса
Программа составлена
на 2018 – 2019 уч. год
составитель – учитель информатики
Плешкова П.А.
с. Большой Хомутец
2018 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской
программы
Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего
образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов
содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого
государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в
основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. –
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей
функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно
автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного
видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных
задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программнометодического
комплекса, в который входят:
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и
старшей школе.811 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2008»;
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие 16 часов; во 2 полугодие 18 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных
практических заданий 7, количество контрольных работ 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно
методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в
операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового
материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических
работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на
2025 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
комплект цифровых образовательных ресурсов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет
дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий
во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации
учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических
работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в
форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Учебнотематический план
№
1
2
3
4
5
Название темы
Количество часов
Компьютер как средство автоматизации информационных
процессов.
Моделирование и формализация.
База данных. Системы управления базами данных.
Информационное общество.
Повторение.
Итого:
Содержание учебного курса
11
8
8
4
4
35
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные
системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows.
Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с
использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.
Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы
и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские
утилиты и защита от них.
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера
Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе
Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux
Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей
Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак
Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов» (тестирование).
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
знать/ понимать:
•
•
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты; виды угроз для числовой информации;
•
• физические способы и программные средства защиты информации;
•
•
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
уметь:
•
•
•
•
•
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
производить основные настройки БИОС;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
Моделирование и формализация.
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления
моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей.
Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование
геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия).
Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация»
(тестирование).
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
знать/ понимать:
•
•
•
•
•
•
•
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
уметь:
•
•
•
•
•
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной
задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в графмоделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы,
формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в
табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические
базы данных. Сетевые базы данных.
Практические работы:
Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных
Практическая работа 3.2. Создание Формы в табличной базе данных
Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных
Практическая работа 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи
Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
знать/ понимать:
• назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности
(баз данных);
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
уметь:
•
•
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной
задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
•
•
•
Информационное общество.
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и
коммуникационных технологий.
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны знать:
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
•
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и
программное обеспечение».
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
Повторение по теме «Моделирование и формализация».
Повторение по теме «Базы данных».
Литература Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.811 классы:
1.
Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2.
методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике. Календарнотематический план 11 класс
Тема урока, практическое
занятие
Глава,
параграф,
страницы
Тип
урока
Повторение
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов
№
1
ТБ в кабинете информатики.
История развития
вычислительной техники.
Практическая работа №1
«Виртуальные компьютерные
музеи».
2 Архитектура персонального
компьютера.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа № 2
«Сведения об архитектуре
компьютера».
3 Операционные системы.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №3
«Сведения о логических
разделах дисков.» Практическая
работа №4 «Значки и ярлыки на
рабочем столе».
4 Операционная система Linux.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №5
«Настройка графического
интерфейса для операционной
системы Linux».
5 Установка
по
пакетов
пакетов
в
операционной системе Linux.
Инструктаж
ТБ.
Практическая работа №6
«Установка
в
операционной системе Linux».
Защита от
несанкционированного доступа
к информации. Инструктаж по
ТБ. Практическая работа №7
«Биометрическая защита:
идентификация по
характеристикам речи».
6
У: § 1.1.
стр.10;
стр.15
ОНМ
У:§ 1.2 стр.19
ОНМ Повторение
ранее
изученного
материала
(9 кл.)
У: §1.3.1 1.3.2,
стр.2530
КОМ
Б
Повторение
ранее
изученного
материала
(9 кл.)
У: §1.3.3,
стр.3641
У: §1.3.3,
стр.4143
У: §1.4,
стр.4349
КОМ
Б
Аппаратное и программное
обеспечение компьютера.
Архитектуры современных
компьютеров. Многообразие
операционных систем.
Выбор конфигурации
компьютера в зависимости от
решаемой задачи.
Программные средства
создания информационных
объектов, организация личного
информационного
пространства, защиты
информации.
Программные и аппаратные
средства в различных видах
профессиональной
деятельности
Учащиеся должны
знать/ понимать:
•
•
•
•
•
•
уметь:
•
•
•
•
•
информация
назначение и функции
операционных систем;
какая
требует защиты;
виды угроз для числовой
информации;
физические способы и
программные средства
защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая
подпись и цифровой
сертификат.
соблюдать
правила
техники безопасности и
гигиенические
рекомендации
при
использовании средств
ИКТ;
подбирать
конфигурацию ПК в
зависимости от его
назначения;
соединять устройства
ПК;
производить основные
настройки БИОС;
работать
среде
операционной системы
на
пользовательском
уровне.
в
Дата
проведения
урока
Подготовка
к итоговой
аттестации
КИМ
А1,А2
КИМ
А3,А4
КИМ
А5,В1
КИМ
А6, А7 7 Физическая защита данных на
дисках. Вредоносные и
антивирусные программы.
Компьютерные вирусы и защита
от них. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №8
«Защита от компьютерных
вирусов».
Сетевые черви и защита от них.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №9
«Защита от сетевых червей».
Троянские программы и защита
от них. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №10
«Защита от троянских
программ»
Хакерские утилиты и защита от
них. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №11 «
Защита от хакерских атак»
Контрольная работа № 1 по
теме «Компьютер как средство
автоматизации информационных
процессов» (тестирование)
Повторение
ранее
изученного
материала (9
кл.)
У: § 1.5, 1.6.1,
1.6.2., стр.49
61
КОМ
Б
У: §1.6.3
Стр. 6370
У: §1.6.4,
стр7174
У:
§1.6.5, стр75
78
Повт. гл.1,
Творческое
задание
КОМ
Б
КОМ
Б
КОМ
Б
КУ
Моделирование как метод
познания. Системный подход в
моделировании.
У: § 2.12.2
Стр.8084
ЗПЗ
Формы представления моделей.
Формализация. Основные этапы
разработки и исследование
моделей на компьютере.
Исследование физических
моделей.
Исследование астрономических
моделей.
Исследование алгебраических
моделей.
Исследование геометрических
моделей.
Исследование химических и
биологических моделей.
Контрольная работа №2 по
теме «Моделирование и
формализация» (тестирование)
У: §2.3 2.5
Стр. 8488
ОНМ
У:§2.6.1
Стр. 8990
У:§2.6.2
Стр. 91,92
У:§2.6.3
Стр 9293
У:§2.6.4Стр
9495
У:§2.6.6§2.6.7,
стр9799
ОНМ
ОНМ
ОНМ
ОНМ
ОНМ
КУ
8
9
1
0
1
1
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
Тема 2. Моделирование и формализация 8 часов
Повторение
ранее
изученного
материала (9
кл.)
Повторение
ранее
изученного
материала (9
кл.)
и
Информация
информационные процессы
Системы, образованные
взаимодействующими
элементами, состояния
элементов, обмен информацией
между элементами, сигналы.
Преобразование информации на
основе формальных правил.
Алгоритмизация как
необходимое условие его
автоматизации.
Информационные модели и
системы
Информационные
(нематериальные) модели.
Использование
информационных моделей в
учебной и познавательной
деятельности.
Назначение и виды
информационных моделей.
Формализация задач из
различных предметных
Учащиеся должны
знать/ понимать:
•
назначение и виды
информационных
моделей, описывающих
реальные объекты или
процессы;
использование алгоритма
как модели
автоматизации
деятельности;
что такое системный
подход в науке и
практике;
роль информационных
процессов в системах;
определение модели;
что такое
информационная модель;
этапы информационного
моделирования на
компьютере;
использовать готовые
•
•
•
•
•
•
уметь:
•
КИМ
А8,
А9,А10,В2
КИМ
А11
КИМ
А12
КИМ
А13,А14
КИМ
А19
КИМ
А20
КИМ
А16
КИМ
А15
КИМ
А17
КИМ
А18
КИМ
В3 областей. Структурирование
данных. Построение
информационной модели для
решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели
объекту и целям
моделирования (на примерах
задач различных предметных
областей)
•
•
•
•
информационные
модели, оценивать их
соответствие реальному
объекту и целям
моделирования;
осуществлять выбор
способа представления
информации в
соответствии с
поставленной задачей;
иллюстрировать учебные
работы с использованием
средств
информационных
технологий;
ориентироваться в граф
моделях, строить их по
вербальному описанию
системы;
строить табличные
модели по вербальному
описанию системы.
Учащиеся должны
знать/ понимать:
• назначение наиболее
распространенных
средств автоматизации
информационной
деятельности ( баз
данных);
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных
используются в БД;
• основные понятия
реляционных БД: запись,
поле, тип поля, главный
ключ;
• определение и назначение
СУБД;
• основы организации
многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность
данных;
• этапы создания
многотабличной БД с
помощью реляционной
СУБД.
КИМ
В4
КИМ
В5
КИМ
В6
КИМ
В7, В8
КИМ
С1
Тема 3. Базы данных. Системы управления базами данных 8 часов
Повторение
ранее
изученного
материала (9
кл.)
Средства и технологии
создания и преобразования
информационных объектов
Базы данных.
Системы
управления базами данных.
Создание,
и
использование баз данных при
решении
и
практических задач
учебных
ведение
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
Табличные базы данных.
Система управления базами
данных.
У:§3.1, 3.2,
стр103104
ОНМ
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №12
«Создание табличной базы
данных».
Использование формы для
просмотра и редактирования
записей в табличной БД.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №13
«Создание формы в табличной
БД».
Поиск записей в табличной БД с
помощью фильтров и запросов.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №14
«Поиск записей в табличной
БД».
Сортировка записей в табличной
БД. Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №15
«Сортировка записей в БД».
Практическая работа №16
У:Стр. 106108
ЗПЗ
У:§3.2.2, стр
109112
КОМ
Б
У:§3.2.3
стр113117
КОМ
Б
У:§3.2.4, стр
117120
КОМ
Б 2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
«Создание отчётов в БД».
Иерархические БД.
Сетевые базы данных.
Инструктаж по ТБ.
Практическая работа №17
«Создание генеалогического
древа семьи».
У:§3.3, стр120
124
У:§3.4, стр124
126
ОНМ
КОМ
Б
Контрольная работа №3 «Базы
данных» (тестирование).
КУ
Право в Интернете.
Этика в Интернете.
Перспективы развития
информационных и
коммуникационных технологий.
Перспективы развития
информационных и
коммуникационных технологий.
Творческая работа.
У:§ 4.1
У:§4.2
У:§4.3
ОНМ
ОНМ
ОНМ
ОСИ
Тема 4. Информационное общество 3 часа
социальной
Основы
информатики
Основные этапы становления
информационного общества.
Этические и правовые нормы
информационной деятельности
человека
КИМ
С1
КИМ
С2
КИМ
С2
КИМ
С2
КИМ
С3
уметь:
•
•
•
•
•
готовые
распознавать
информационные
процессы в различных
системах;
использовать
информационные
модели, оценивать их
соответствие реальному
объекту и целям
моделирования;
осуществлять
выбор
способа представления
в
информации
соответствии
с
поставленной задачей;
просматривать,
создавать,
редактировать,
сохранять записи в базах
данных;
осуществлять
поиск
информации в базах
данных.
Учащиеся должны знать:
• в чем состоят основные
черты информационного
общества;
• причины информационного
кризиса и пути его
преодоления;
• какие изменения в быту, в
сфере образования будут
происходить
с
формированием
информационного
общества;
• основные законодательные
акты в информационной
сфере;
• суть
Доктрины
информационной
безопасности Российской
Федерации.
Учащиеся должны уметь:
•
соблюдать основные
правовые и этические нормы в
информационной сфере
деятельности Тема 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ4 часа
3
3
3
4
3
5
Повторение по теме
«Информация. Кодирование
информации. Устройство
компьютера и программное
обеспечение»
Повторение по теме
«Алгоритмизация и
программирование»
Повторение по теме «Основы
логики. Логические основы
компьютера»
ОСИ
ОСИ
ОСИ
Обозначения:
У – учебник
Пр. работа – практическая работа
КИМ – контрольноизмерительные материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ (ФИПИ 2009, 2010)
ОНМ – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности,
ЗПЗ – урок закрепления знаний и способов деятельности,
ОСИ – урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности,
ВЗУН – урок комплексного применения знаний и способов деятельности
КУ – урок проверки и оценки знаний, и способов деятельно
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.