Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 "
«Согласовано»
Руководитель МО
Рыбакова Т.В.
Ф.И.О.
«___» ___________ 2017 года
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
Фаттахова Н.И.
Ф.И.О.
«___» _____________ 2017 года
Приказ № од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ИНФОРМАТИКА
(наименование учебного предмета (курса)
11 «А, Б»
(класс)
20172018 учебный год
(период реализации программы)
Зайдуллина В.Ю., учитель первой квалификационной категории
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе «Примерной
программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным
технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04.
№ 1312), авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера и основной образовательной
программы МКОУ «СОШ №7» основного общего образования. Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена для 11 классов МКОУ «СОШ
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№7» г.п. Талинка.
разработана
на
Рабочая программа
основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
(Базовый уровень), авторской программы курса «Информатика ИКТ», общеобразовательный
курс
классов Семакина И.Г., Хеннер Е.К
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) (издательство: БИНОМ, Лаборатория знаний, год
издания: 2010)
(базовый
уровень)
для
1011
При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273ФЗ «Об образовании в РФ» (с
последующими изменениями и дополнениями)
2. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к
приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для
общеобразовательных учреждений. Информатика. 211 классы: методическое пособие
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Примерная программа основного общего образования по информатике и
информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений.
Информатика. 211 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2010.
4. Программа базового курса информатики / И.Г.Семакин. Преподавание базового курса
информатики в старшей школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2016.
5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего
образования (Сайт федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru/ob
edu/noc/rub/standart/)
6. Устав МКОУ "СОШ №7"
7. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ "Средняя
общеобразовательная школа №7 "
8. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МКОУ "СОШ №7 "
9. Учебный план МКОУ "СОШ №7»
Реализация программы обеспечивается учебнометодическим комплектом:
Учебнометодический комплект
1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер,
Т.Ю. Шеина. – 3е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 224 с: ил.
2. http://schoolcollection.edu.ru/ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Литература для учителя
1. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / И.Г.Семакин. –
М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 64 с.: ил.
2. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер,
Т.Ю. Шеина. – 3е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014. – 224 с: ил.
Дополнительная литература
1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. М.: Издательство «Экзамен»,
2007.
2. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере
Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие —
2 Москва: 2008. — 40 с.
3. Волков В.Б.Линукс Юниор: книга для учителя /– М.: ALT Linux , Издательский дом
ДМК пресс, 2009с.
4. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов на
Дону: Феникс, 2007.
5. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и
редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с.
6. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде
OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с.
7. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных
презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования
мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с.
8. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для
создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с
9. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернетприложений с использованием
Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернетприложений):
Учебное пособие. – Москва: 2008. – 74 с.
10. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО
Москва:
для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие.
2008.
52 с.
‒
‒
11. Полякова Е. В. Информатика.911 класс: тесты (базовый уровень) – Волгоград:
Учитель, 2008
12. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления
базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c.
13. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10 11
классы. – М.: ВАКО, 2007.
14. Якушкин П. А., Крылов С. С. . ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк
экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2008
Демонстрационный и раздаточный материал:
1. Индивидуальные карточки с заданием;
2. Информатика в схемах / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязовова
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 48 с.
ЦОРы сети Интернет:
1. http://metodkopilka.ru
,
2. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/
3. http://uchitel.moy.su/
,
4. http://www.openclass.ru/
,
5. http://itn.ru/, http://pedsovet.su/
6. http://www.uchportal.ru/
,
7. http://zavuch.info/
8. http://window.edu.ru/
,
9. http://festival.1september.ru/
,
10. http://klyaksa.net и др
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
3
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи изучения курса:
Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных
процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения
информационного моделирования в научном познании мира; получение представления
о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области
представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки,
поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и
программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к
профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области
информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов,
связанных с учебной и практической деятельностью.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются
информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы,
связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые
с позиций системного подхода
"гуманитарной",
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на
учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним
широкой,
а не простое противопоставление
"естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться
методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным
моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем
и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
культуры,
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые
задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи –
типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий,
полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку
современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный
характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и
технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
4 Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным
планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого
противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с
учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания,
расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий
оформляются письменно.
Методика обучения в большей степени ориентирована на индивидуальный подход,
чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей
и интересов. С этой целью используется резерв самостоятельной работы учащихся во вне
урочное время, а также резерв домашнего компьютера.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуальногрупповые;
фронтальные;
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа
возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с
микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в
работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и
изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети –
дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку
с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего
класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного
назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: Сканер;
фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон – дают
возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы
окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для
ввода речи учащегося.
Технические средства обучения.
5 1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
3. Колонки (рабочее место учителя).
4. Микрофон (рабочее место учителя).
5. Проектор.
6. Струйный принтер цветной.
7. Сканер.
8. Модем
9. Локальная вычислительная сеть.
10. Webкамера.
Программные средства.
1. Операционная система Windows XP/7.
2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной
системы).
6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
9. Операционная система UBunta.
10. Антивирусная программа Антивирус Касперского
11. Программаархиватор 7zip.
12. Клавиатурный тренажер KlavTren.
13. Интегрированное офисное приложение OpenOffice.
14. Пакет программ Open Office.org
15. Мультимедиа проигрыватель.
16. Система тестирования
17. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
18. Система программирования TurboPascal.
Обоснование выбора программы
Современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации
образования и общества, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются
необходимые практические умения, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку
учащихся к жизни в информационном обществе.
Информатика, информационные и коммуникационные
технологии оказывают
существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает
основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации. Информатика представляет собой «метадисциплину», ориентированную на
достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и
навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая
условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного
стандарта в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых
знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание
учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной
деятельности.
6 В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и
научнотехнической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов
компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях
человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении
ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования
в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что
для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация
упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению
подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко
доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов,
полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и
стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при
вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов
компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для
социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр.
Формы и средства контроля.
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение
имеет организация контроля знаний и умений учащихся.
Достижения учащихся отслеживаются через участие их в различного рода конкурсах,
конференциях, олимпиадах, результативность промежуточных и итоговых контрольных
работ.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность
усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых
ситуациях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской
программы Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего
образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов
содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого
государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс
информатики и ИКТ в основной школе.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: настоящая
рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ»,
который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания
школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе
установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной
картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии
биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине
и учебном предмете информатики.
Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к
информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.
7 Приоритетной задачей курса информатики в школе является освоение информационной
технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые
задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения
информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно
автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и
информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали":
первоначальное знакомство с понятиями некоторых изучаемых линий (модулей) в основной
школе (89 класс), затем на следующей ступени обучения (1011), изучение вопросов тех же
модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых
новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от
количества учебных часов обычно 2. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти
к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса
информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить
реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Информатика и ИКТ» относится к образовательной области «Математика».
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного)
общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень»
(утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы
И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового
уровня и рассчитан на изучение учащимися 1011 классов в течении 68 часов (в том числе в X
классе 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе 34 учебных часа из расчета
1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного
стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В соответствии с программой духовнонравственного развития основной
образовательной программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета
направлены на:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований,
предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике (в
изучении
создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных).
общих закономерностей функционирования,
8 Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех
требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и
практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями
информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта
использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для
старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса
информатики в основной школе:
Линию информация и информационных процессов
(определение информации,
измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы
хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные
основы процессов управления);
Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания:
информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на
компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической
информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки
числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей,
организация и информационные услуги Интернет).
Линию социальной информатики
(информационные ресурсы общества,
информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,
являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные
модели», «информационные технологии».
Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому
теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей
компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.
В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит
из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и
закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в
рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся
операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор,
табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела
ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой
программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может
адаптировать эти задания.
Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в
индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление
пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной. Ученикам, имеющим
домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.
Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного
выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК
и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS».
Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 19,
количество контрольных работ 4.
Учебнометодический комплект является мультисистемным и практические работы
могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе
9 Linux.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые
структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит
основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования
по информатике.
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково
символическую модель;
10
Личностные образовательные результаты:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического
анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности
жизни;
владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе
моделями, например моральноэтическими нормами, критическая оценка
информации в СМИ;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение
типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая
цифровую бытовую технику;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении учебных проектов;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования;
формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации
и того, что ещё неизвестно;
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей
с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий;
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства
массовой информации,
информационно
телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и
др.);
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой
деятельности;
электронные базы данных,
выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной
задачи;
преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления
объекта моделирования;
представление знаковосимволических моделей на естественном, формализованном и
формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение
сходства и различия протекания информационных процессов в биологических,
технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,
определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей
данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы,
схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её
смысла и полноты;
оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или
автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность
и т. п.);
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в
современном информационном обществе;
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с
использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ,
структур данных и пр.);
оценивание адекватности построенной модели объектуоригиналу и целям
моделирования;
осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление
соотношений между ними);
выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного
вида и адекватных поставленной задаче;
освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных
алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения
алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода
выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием
современных программных средств;
умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения
возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти,
необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи
информации и пр.);
вычисление логических выражений,
записанных на изучаемом языке
программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных
высказываний с помощью законов алгебры логики;
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
определение основополагающих характеристик современного персонального
11
коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их
устройства;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
в сфере ценностноориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности
окружающего мира и определяющего компонента современной информационной
цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от
некорректной;
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и
сопоставление различных источников;
проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные
пути их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со
скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и
проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации
человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с
помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций,
формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ
навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации
по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче
информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные
информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации,
возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространённых технических средств
информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач
учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая
панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и
др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших
классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера —
инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд,
система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для
определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и
каталогов;
их
12
приближённое определение пропускной способности используемого канала связи
путём прямых измерений и экспериментов;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых
документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.),
усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах
основной школы;
решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём
использования существующих программных средств (специализированные расчётные
системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио и
видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в
начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении
устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в
младших классах основной школы;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых
данных и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том
числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетическизначимыми компьютерными моделями из различных
образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью
возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых,
звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на
здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими
средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими
средствами информационных технологий.
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и
производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей,
понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его
натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью
объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
13
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными
современными кодами.
Выпускник научится:
Основы алгоритмической культуры
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
понимать различие между непосредственным и программным управлением
исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать
возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная
система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность
возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и
записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы
и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в
выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими
операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и
вне её.
Выпускник научится:
Использование программных систем и сервисов
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных
типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными
программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу
этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными
данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие
иллюстративные материалы, презентации и т.п.;
14
познакомиться с примерами использования математического моделирования и
компьютеров в современных научнотехнических исследованиях (биология и
медицина, авиация и космонавтика, физика и т.д.).
Выпускник научится:
Работа в информационном пространстве
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернетсервисов при
решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных
накопителей данных, интернетсервисов и т.п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия
между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,
сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.);
узнать о том, что в сфере информатики и информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Информационные системы и базы данных (10 часов)
Тема 1. Системный анализ 3 ч
Что такое система. Системный эффект. Связи в системе. Структурная модель системы.
Модель "Черный ящик". Получение структуры данных в форме табличной модели. Способы
получения справочной информации. ИС воздушного транспорта "ПолетСирена", ИС ЖД
"Экспресс", АСУ.
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
основные свойства систем;
что такое «системный подход» в науке и практике;
модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
использование графов для описания структур систем;
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных 7 ч
Базы данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы
данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы.
Логические условия выбора данных.
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
15 что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Раздел 2. Интернет (10 часов)
Тема 3. Организация и услуги Интернет – 5 ч
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет как глобальная
информационная система. Аппаратные и программные средства организации компьютерных
сетей. Система адресация в Интернете, каналы связи. Протоколы TCP и IP. Службы
Интернета Службы передачи файлов. WWW и Web2сервисы.
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: webстраница, webсервер, webсайт, webбраузер, HTTP
протокол, URLадрес;
что такое поисковый каталог: организация, назначение;
что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и
указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения – 5 ч
Вебсайт, понятие языка разметки гипертекста, визуальные HTMLредакторы.
Учащиеся должны знать:
какие существуют средства для создания webстраниц;
в чем состоит проектирование webсайта;
что значит опубликовать webсайт.
Учащиеся должны уметь:
создать несложный webсайт с помощью редактора сайтов.
Раздел 3. Информационное моделирование (11 часов)
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование – 1ч
Модель, прототип, компьютерная информационная модель, этапы моделирования.
Учащиеся должны знать:
понятие модели;
понятие информационной модели;
этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами 1 ч
Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
16 формы представления зависимостей между величинами.
Учащиеся должны уметь
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму
зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования 3 ч
Статистика и статистические данные. Использование основных методов информатики и
средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Оценка адекватности
модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Использование
электронных таблиц для обработки числовых данных. Регрессионная модель. Метод
наименьших квадратов. Прогнозирование по Регрессионной модели.
Учащиеся должны знать:
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по
регрессионной модели
Тема 8. Модели корреляционной зависимости – 3 ч
Моделирование корреляционных зависимостей. Построение информационной модели
для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям
моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Корреляционные
зависимости между величинами. Корреляционный анализ. Построение регрессионной модели
и вычисление коэффициента корреляции.
Учащиеся должны знать:
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения
корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью
табличного процессора.
Тема 9. Модели оптимального планирования 3 ч
Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных
предметных областей).
Учащиеся должны знать:
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального
плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи
линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с
небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.
Раздел 4. Социальная информатика (3 часа)
17 Тема 10. Информационное общество – 1 ч
Что такое информационные ресурсы общества. Из чего складывается рынок
информационных ресурсов. Основные черты информационного общества. Причины
информационного кризиса и пути его преодоления. Основные законодательные акты в
информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность – 2 ч
Правовое регулирование в информационной сфере. Этические и правовые нормы
информационной деятельности человека. Проблема информационной безопасности. Защита
информации.
Учащиеся должны уметь:
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ
Тема
Системный анализ
Базы данных
№
п/
п
Раздел 1. Информационные системы и базы данных (10 часов)
1
2
Раздел 2. Интернет (10 часов)
2
3 Организация и услуги Интернет
4 Основы сайтостроения
1
Раздел 3. Информационное моделирование (11 часов)
5
Компьютерное информационное
моделирование
6 Моделирование зависимостей между
величинами
7 Модели статистического прогнозирования
8 Модели корреляционной зависимости
9 Модели оптимального планирования
Раздел 4. Социальная информатика (3 часа)
10 Информационное общество
1
1
1
1
1
Количество часов
Теории Практики Тестов
1
2
1
1
2
4
3
3
1
2
2
2
Всег
о
3
7
5
5
1
1
3
3
3
1
18 №
п/
п
11 Информационное право и безопасность
Тема
Итого:
Количество часов
Теории Практики Тестов
1
12
19
1
3
Всег
о
2
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения информатики и информационных технологий выпускник должен:
знать/понимать
назначение информационных систем, состав информационных систем, разновидности
информационных систем
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре,
для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки,
гиперссылки)
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета
основные понятия WWW: webстраница, webсервер, webсайт, webбраузер, HTTP
протокол, URLадрес
основы поиска информации
какие существуют средства для создания web страниц, в чем состоит проектирование
webсайта
что такое ГИС, области приложения ГИС, как устроена ГИС, приемы навигации в ГИС
что такое база данных (БД), какие модели данных используются в БД
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
определение и назначение СУБД
основы организации многотабличной БД
что такое математическая модель, формы представления зависимостей между
величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель, как происходит прогнозирование по регрессионной
модели
что такое корреляционная зависимость, что такое коэффициент корреляции
что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается
ограниченность ресурсов
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть
поставлены
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального
плана
что такое информационные ресурсы общества
из чего складывается рынок информационных ресурсов
что относится к информационным услугам
в чем состоят основные черты информационного общества
причины информационного кризиса и пути его преодоления
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием
информационного общества
основные законодательные акты в информационной сфере
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
уметь
автоматически создавать оглавление документа
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
19
работать с электронной почтой
извлекать данные из файловых архивов
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и
указателей.
создать несложный webсайт с помощью MS Word
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать и обрабатывать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью
табличного процессора
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с
небольшим
количеством плановых показателей с помощью табличного процессора
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере
деятельности.
Предполагаемые результаты
1. Учебноорганизационные:
2. Учебноинформационные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в
том числе Интернет);
уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для
успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных
источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно
выбранной образовательной траектории;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации;
представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
3. Учебноинтеллектуальные:
самостоятельно ставить личностно необходимые учебные и жизненные задачи и
определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
перерабатывать полученную информацию для создания нового продукта.
4. Учебнокоммуникативные:
при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки
зрения), критично анализировать свою позицию, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимать систему взглядов и интересов другого человека;
владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средствами
самообразования;
толерантно строить отношения с людьми иных позиций и интересов, находить
компромиссы.
Критерии и нормы оценки
Оценка практических работ
20 Оценка «5»
Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и
выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если
выполнены требования к оценке 5, но допущены 23 недочета, не более одной ошибки и
одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать
правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование
основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет
применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без
использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой
ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому
алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки
и трех недочетов;
допустил четырепять недочетов.
21 Оценка «2» ставится, если учащийся
не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями
программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик
не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий;
допустил не более 5% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если
выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от
общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50%
ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что
позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50%
от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от
общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценок для теста:
Оценка «5» 86% и выше
Оценка «4» 71% 85%
Оценка «3» 50% 70%
Оценка «2» 49% и ниже
Критерии оценок для творческого проекта:
эстетичность оформления,
содержание, соответствующее теме работы,
полная и достоверная информация по теме,
отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
актуальность выбранной темы в учебновоспитательном процессе
22
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Рабочая программа по информатике, 11 класс (Семакин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.