Рабочая программа учебного курса «Информатика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко.
Цели курса:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, – это усвоение языка. В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, одинаково понятным и для всех детей и учителя.
Еще одна важная задача курса – формирование системы общих понятий, которые лежат в базисе современной информатики и математики. Эти понятия в наибольшей степени соответствуют задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево идр.
информатика 3 +.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Лицей № 4 г.Дмитрова"
141800, Московская область, г.Дмитров, микрорайон им. Махалина, д.15, тел. 40440
Утверждено
Директор
МОУ "Лицей №4 г.Дмитрова"
___________ Т.В.Малинникова
приказ №___ от «___»_____2017г.
на основе решения педагогического
совета протокол № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по внеурочной деятельности
по курсу "Информатика"
3 «Б» КЛАСС
Автор программы А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.
Составитель: учитель начальных классов
Шилова Татьяна Вячеславовна Дмитров, 2017 г.
1. Пояснительная записка
.
. Рабочая программа учебного курса «Информатика» составлена на основе
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, авторской программы А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко.
Цели курса:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной
компетентности.
Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, – это усвоение языка.
В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые
важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с
точно определенным и фиксированным смыслом, одинаково понятным и для всех детей и
учителя.
Еще одна важная задача курса – формирование системы общих понятий, которые
лежат в базисе современной информатики и математики. Эти понятия в наибольшей
степени соответствуют задачам продолжения образования в средней, старшей школе и
продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина,
дерево идр.
Задача, которая стоит перед учителем и детьми, – договориться о правилах игры, т.
е. правилах, принципах, законах совместной деятельности.
По учебному плану школы на предмет «Умники и умницы» во 2 классе отводиться 34
часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
1.2.
Планируемые результаты
1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому
разделу
Правила игры
Ученик научится:
раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания.
сравнивать фигурки по различным признакам. Выполнять действия «соедини», «обведи» в
соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять)
две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы
фигурки стали одинаковыми
Области
Ученик научится:
находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых фигурок.
считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.
Решение практических задач
находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых фигурок.
считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма
Основы логики высказываний
Ученик научится: определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках.
выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и
их значений истинности.
Цепочка
Ученик получит возможность научиться:
осваивать понятия, связанные с порядком элементов в цепочке;
Ученик научится:
владеть базовым понятийным аппаратом:
последовательностью) элементов и ее свойствами;
цепочкой
(конечной
выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять,
достраивать и строить цепочку по описанию, с
Язык
Ученик научится:
искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по
описанию, слова на некоторую букву.
Мешок
Ученик получит возможность научиться:
осваивать понятия, относящиеся к элементам мешка;
Ученик научится:
владеть базовым понятийным аппаратом: мешком (неупорядоченной совокупностью)
элементов и его свойствами;
строить мешок бусин цепочки.
Математическое представление информации
Ученик получит возможность научиться: использовать метод разбиения задачи на
подзадачи в задачах большого объёма.
Ученик научится:
Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему
понятия частичного порядка.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные
программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями
после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному
описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном
толковании; • использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной
таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек,
раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их
описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий,
создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь
представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо
компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая
перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего
требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
2. Содержание учебного предмета «Информатика»
3 КЛАСС (34 ч)
Правила игры
Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и
задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и
гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими
курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса:
фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация
на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида
объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась,
обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые
действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини,
положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в
компьютерных задачах.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей
в картинке.
Цепочка Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и
разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий
и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия:
следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в
которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком
элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д.
Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов
от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый
перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев.
Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для
элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка,
состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.
Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из
нескольких элементов.
*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных
задачах.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок.
Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум
признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов
при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов
цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения,
истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые
для данного объекта не имеют смысла. Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная
линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и
знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки
препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих
словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное
толкования. Решение лингвистических задач.
Основы теории алгоритмов
Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение
простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и
описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач:
алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма
поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо,
влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком.
Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование
конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы
Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик»
для поиска начального положения Робика.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и
предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева.
Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево
потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического
выражения.
*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных
задачах.
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной
информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры.
Примеры игр с полной информацией: «Крестикинолики», «Камешки», «Ползунок»,
«Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и
использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры. Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для
классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и
основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для
склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом),
измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы,
столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с
использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект
«Разделяй и властвуй»).
Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин
из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).
Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в
частности задач на сопоставление объекта с его описанием (минипроекты «Работа
текстом»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект
«Буквы и знаки в русском тексте»).
Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим
числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).
Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект
«Лексикографический порядок»).
Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с
использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации
(проект «Сортировка слиянием»).
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и
выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и
кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»). Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде
таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за
погодой»).
Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение
выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
*Решение практических задач. ИКТквалификация
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа)
(проект «Моё имя»).
Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического
животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).
Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи
компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная
книжка»).
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием
набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект
«Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей
текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой
лучший друг»/«Мой любимец»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового
редактора (проект «Наши рецепты»).
Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного
определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).
Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя
бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде
ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая
картина»). Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием
программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе
компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).
Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи
компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде
презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).
Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование
найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с
иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).
3.Тематическое планирование
№
Раздел
Количеств
о часов
Планируемые образовательные
результаты учащихся (Характеристика
основных видов деятельности ученика по
разделу)
1. Правила игры (9 ч.)
9
2. Области (2 ч.)
2
Работать по правилам игры: выполнять,
контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, искать
информацию для решения задачи (на листах
определений).
Раскрашивать картинки и фигурки в
отсутствии ограничений и по правилу
раскрашивания.
Сравнивать фигурки по различным
признакам. Выполнять действия «соедини»,
«обведи» в соответствии с правилами игры.
Соединять две одинаковые фигурки.
Обводить (выделять) две или несколько
одинаковых фигурок. Раскрашивать области
фигурок так,
чтобы фигурки стали
одинаковыми.
Осуществлять сравнение и классификацию
по форме и цвету бусин. Выделять бусину из
набора по описанию. Раскрашивать
(достраивать) бусину по описанию.
Выделять из набора две или несколько
одинаковых бусин.
Раскрашивать фигурки и области
фиксированным цветом.
Знакомиться
важнейшими
с
информационными понятиями, работать по
алгоритму.
Считать число областей 3.
Решение
практических задач
(2 ч.)
2
4
Основы логики
высказываний (5 ч.)
5
Цепочка (4 ч.)
6
Язык (4 ч.)
7 Мешок (6 ч.)
5
4
4
6
с
с
задач
со
картинки, используя формальный алгоритм.
Работать в группе: сотрудничать в ходе
решения
сверстниками,
использовать групповое разделение труда,
использовать речевые средства для решения
задачи, вести диалог и др. Находить две
одинаковые фигурки в большом наборе
хорошо различимых фигурок. Применять
общие информационные методы для
решения задачи (использовать метод
разбиения задачи на подзадачи).
важнейшими
Знакомиться
информационными понятиями, работать по
алгоритму. Считать число букв и знаков в
тексте с использованием формального
алгоритма.
Строить логически грамотные рассуждения,
устанавливать
причинноследственные
связи. Определять истинность утверждений
об элементах, цепочках, мешках. Выделять,
достраивать, строить цепочку (мешок)
соответствующую набору утверждений и их
значений истинности.
важнейшими
Знакомиться
строить
информационными понятиями,
знаковосимволические и
графические,
телесные модели в виде цепочек. Выделять
утверждения, которые не имеют смысла для
данного объекта. Выделять, достраивать и
строить цепочку по описанию, содержащему
понятия:
порядок
элементов с конца, «раньше/позже», в том
числе избегая ситуаций бессмысленности
утверждений. Строить логически грамотные
рассуждения,
ситуаций
бессмысленности утверждений.
Осваивать знаковосимволическую систему
русского языка – анализировать систему
букв упорядочивать русские буквы по
алфавиту. Искать информацию в словарях.
Искать в учебном словаре определенное
слово, слово по описанию, слова на
некоторую букву.
Знакомиться с
важнейшими информационными понятиями,
работать по алгоритму.
важнейшими
Знакомиться
с
строить
информационными понятиями,
графические,
знаковосимволические и
телесные модели в виде мешков, таблиц.
Строить мешок бусин цепочки.
характеризующие
избегая 8 Математическое
представление
информации (2 ч.)
2
Выделять, достраивать, строить цепочку по
мешку ее бусин и описанию, содержащему
понятия частичного порядка. Проводить
классификацию объектов с использованием
таблицы.
3.1. Календарнотематическое планирование
№
ур
ок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Наименование разделов и тем
ТБ и правила поведения в кабинете информатики.
Длина цепочки.
Цепочка цепочек.
Таблица для мешка (по двум признакам).
Словарный порядок. Дефис и апостроф.
Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие
вершины.
Уровень вершины дерева.
Уровень вершины дерева.
Проект «Одинаковые мешки».
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.
Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
Перед каждой бусиной. После каждой бусины.
Проект «Лексикографический порядок».
Склеивание цепочек.
Склеивание цепочек.
Контрольная работа 1.
Выравнивание, решение дополнительных и трудных
задач.
Путь дерева.
Путь дерева.
Все пути дерева.
Все пути дерева.
Деревья потомков.
Проект «Сортировка слиянием»
Проект «Сортировка слиянием»
Робик. Конструкция повторения.
Робик. Конструкция повторения.
Робик. Конструкция повторения.
Коррекция
Плановыес
роки про
хождения
темы
02.09.2016
09.09.2016
16.09.2016
23.09.2016
30.09.2016
07.10.2016
14.10.2016
21.10.2016
28.10.2016
11.11.2016
18.11.2016
25.11.2016
02.12.2016
09.12.2016
16.12.2016
23.12.2016
30.12.2016
13.01.2017
20.01.2017
27.01.2017
03.02.2017
10.02.2017
17.02.2017
24.02.2017
03.03.2017
10.03.2017
17.03.2017 28
29
30
31
32
33
34
Склеивание мешков цепочек.
Склеивание мешков цепочек.
Склеивание мешков цепочек.
Таблица для склеивания мешков.
Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.
Контрольная работа 2.
Выравнивание, решение дополнительных и трудных
задач.
24.03.2017
07.04.2017
14.04.2017
21.04.2017
28.04.2017
05.05.2017
12.05.2017
19.05.2017
26.05.2017
Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на 20162017
учебный год, где первая.
3.2. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного
процесса
Учебнометодическое
Состав учебнометодического комплекта «Информатика 3»
1 часть курса ("Информатика 3")
1. Информатика. Учебник для нач. шк. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.:
Просвещение: Инт новых технологий, 2011.
2 часть курса ("Информатика 3")
2. Информатика. Рабочая тетрадь. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение: Ин
т новых технологий, 2011
3. Информатика. Тетрадь проектов. /А.Л. Cемёнов, Т.А. Рудченко. — М.: Просвещение:
Инт новых технологий, 2011.
Методические пособия для учителя:
• Методическое пособие для учителя к 1 части курса («Информатика 2»)
• Методическое пособие для учителя к 2 части курса («Информатика 2»)
• Методическое пособие для учителя к 3 части курса («Информатика 2»)
Компьютерная составляющая
Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) в рамках ИУМК
«Информатика 1 – 4». Электронная версия книги для учителя размещена на сайте:
www.intedu.ru
Экраннозвуковые пособия:
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
видеофильмы или DVD фильмы и презентации.
Материальнотехническое обеспечение
Ноутбук
Проектор
Колонки
Экран
Электронная доска Цифровые образовательные ресурсы:
www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
www.schoolcollection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.edu.ru – Федеральный образовательный портал
www.openclass.ru – Образовательный портал «Открытый класс»
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Рабочая программа по информатике 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.