Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы
Оценка 4.6

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
информатика
5 кл—9 кл
07.11.2017
Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы
Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы по информатике для основной школы Босовой Л. Л., Босовой А.Ю. Программа соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Программа содержит следующие разделы: 1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 2. Основное содержание учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования 3. Структура программы 4. Тематическое планирование 5. Нормативно-правовое обеспечение 6. Учебно-методический комплекс 7. Характеристика оценочных материалов 8. Источники оценочных материалов 9. Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровьяФайл "PDF" (.pdf)
информатика рабочая программа 5-9.pdf

 

 

 

Утверждаю:    

Директор 

 

 

 

 

Согласовано:        зам. директора  

 

Рассмотрено: на заседании МО

 

Рабочая программа на  2015 – 2020 учебные года

 

 

По предмету: ИНФОРМАТИКА

 

Класс: 5-9

             

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования  

 

Выпускник научится:

              различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

              различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

              раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

              приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

              классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

              узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

              определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

              узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; 

              узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность:

              осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

              узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. Математические основы информатики Выпускник научится:

              описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

              кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

              оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

              определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту

кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

              определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

              записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

              записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

              определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

              использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание

термина «матрица смежности» не обязательно);

              познакомиться          с          двоичным      кодированием           текстов           и          с             наиболее

употребительными современными кодами;

              использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

              познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

              узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;

              познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;

              познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;

              ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);  

              узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования Выпускник научится:

              составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

              выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);

              определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

              определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

              использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

              выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

              составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

              использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

              анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

              использовать логические значения, операции и выражения с ними;

              записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:


 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями

со строковыми величинами;

              создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

              познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

              познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

              познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Использование программных систем и сервисов Выпускник научится:

              классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

              выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

              разбираться в иерархической структуре файловой системы;

              осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

              использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

              использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

              анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

              проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

              навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернетсервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

              различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

              приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

              основами соблюдения норм информационной этики и права;

              познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

              узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

              узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

              практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

              познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

              познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

              узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

              узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

              получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

              познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

              получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

 

             

Основное содержание учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования

 

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся формируется  информационная и алгоритмическая культура; умение формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают способами  представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Введение Информация и информационные процессы

Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. 

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.

Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). 

Программное обеспечение компьютера.

Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.

История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.

Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.

Параллельные вычисления.

Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Математические основы информатики Тексты и кодирование

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.


Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.

Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д.

Количество информации, содержащееся в сообщении.

Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации.

Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода.  Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.

                Искажение      информации     при      передаче.     Коды,     исправляющие      ошибки.

Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.

Дискретизация

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.

Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY.

Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.

Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Системы счисления

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,  шестнадцатеричную и обратно. 

Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. 

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и»

(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.

Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

            Списки, графы, деревья

Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).

Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.

Алгоритмы и элементы программирования Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.

Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. 

Выполнение  и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. 

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла.

Инвариант цикла.

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы).

Одномерные массивы. Двумерные массивы.

Примеры задач обработки данных:

              нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;

              нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

              заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

              нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

              нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.

Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.

Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу.

Анализ алгоритмов

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.

Робототехника

Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.

 Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т.п.). 

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.

Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п. 

Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.

Математическое моделирование

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. 

Компьютерные эксперименты.

Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Использование программных систем и сервисов Файловая система

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).

Архивирование и разархивирование.

Файловый менеджер.

Поиск в файловой системе.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). 

Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. 

Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.

Проверка правописания, словари.

Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.  

Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Электронные (динамические) таблицы

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.

Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.

Работа            в          информационном   пространстве. Информационнокоммуникационные технологии

Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.

Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.

Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.

Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы

Содержание программы

Количество часов

 

5 класс

 

Информация вокруг нас

10 

Компьютер

3

Подготовка текстов на компьютере

6

Компьютерная графика

3

Создание мультимедийных объектов

4

Информационные модели

3

Алгоритмика

4

Резерв

2

Итого:

35

 

6 класс

 

Информация вокруг нас

2

Компьютер

4

Подготовка текстов на компьютере

2

Компьютерная графика

3

Создание мультимедийных объектов

3

Объекты и системы

8

Информационные модели

7

Алгоритмика

6

Итого:

35

 

7 класс

 

Объекты и системы 

6

Информационное моделирование

20

Алгоритмика

7

Резерв

2

Итого:

35

 

8 класс

 

Информация и информационные процессы 

9

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

Обработка графической информации

4

Обработка текстовой информации

9

Мультимедиа

4

Резерв

2

Итого:

35

 

9 класс

 

Математические основы информатики

13

Основы алгоритмизации

10

Начала программирования

10

Моделирование и формализация

9

Алгоритмизация и программирование

8

Обработка числовой информации

6

Коммуникационные технологии  

10

Резерв

4

Итого:

70

 

 

 


 

 

Утверждаю:    

Директор             

Согласовано:        зам. директора 

                                    

Рассмотрено: на заседании МО

  

 

 

Тематическое планирование 5 класс 2017/2018 учебный год 

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически

 

 

 

Информация вокруг нас

1

1.

 

 

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

1

 

 

 

Компьютер 

3

2.

 

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

3.

 

 

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Практическая работа № 1

«Вспоминаем клавиатуру»

1

4.

 

 

Управление компьютером. Практическая работа № 2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

1

 

 

 

Информация вокруг нас

5

5.

 

 

Хранение информации. Практическая работа № 3 «Создаём и сохраняем файлы»

1

6.

 

 

Передача информации

1

7.

 

 

Электронная почта. Практическая работа

№ 4 «Работаем с электронной почтой»

1

8.

 

 

К.р .№ 1 по теме «Устройство компьютера.  Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования

1

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически

 

 

 

информации

 

9.

 

 

Метод координат

1

 

 

 

Подготовка текстов на компьютере

6

10.

 

 

Текст как форма представления информации.

Компьютер – основной инструмент

подготовки текстов

1

11.

 

 

Основные объекты текстового документа.

Ввод текста. Практическая работа № 5

«Вводим текст»

1

12.

 

 

Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст»

1

13.

 

 

Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста»

1

14.

 

 

Форматирование текста. Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

1

15.

 

 

Представление информации в форме таблиц. Структура

таблицы. Практическая работа № 9

«Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2)

1

 

 

 

Информационные модели

3

16.

 

 

Табличное решение логических задач.

Практическая работа № 9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4)

1

17.

 

 

Разнообразие наглядных форм представления информации

1

18.

 

 

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р. № 2 По теме «Формы представления информации».

1

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически

 

 

 

Практическая работа № 10 «Строим диаграммы» 

 

 

 

 

Компьютерная графика

3

19.

 

 

Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

20.

 

 

Преобразование графических изображений. Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

21.

 

 

Создание графических изображений. Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

 

 

 

Информация вокруг нас

4

22.

 

 

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации

1

23.

 

 

Списки – способ. Практическая работа № 14 «Создаём списки»упорядочивания информации

1

24.

 

 

Поиск информации. Практическая работа

№ 15 «Ищем информацию в сети

Интернет»

1

25.

 

 

Кодирование как изменение формы представления информации

К.р.№ 3 по теме «Обработка информации»

1

 

 

 

Алгоритмика

4

26.

 

 

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа № 16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

27.

 

 

Преобразование информации путем

1

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Фактически

 

 

 

рассуждений

 

28.

 

 

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

29.

 

 

Табличная форма записи плана действий.

Задачи о переливаниях

1

 

 

 

Создание мультимедийных объектов

4

30.

 

 

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 17 «Создаём анимацию» (задание 1).

1

31.

 

 

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа № 17 «Создаём анимацию» (задание 2).

1

32.

 

 

Создание итогового мини-проекта. Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

1

33.

 

 

К.р .№ 4. Итоговое тестирование.

1

 

 

 

Резерв

2

34.

 

 

Резерв учебного времени

1

35.

 

 

Резерв учебного времени

1

 

             

Утверждаю:    

Директор  

«            

Согласовано:        зам. директора  

«                                    

Рассмотрено: на заседании МО

  

 

 

Тематическое планирование 6 класс 2017/2018 учебный год 

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

 

По плану

 

Фактически

1

 

 

Правила техники безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики.

Объекты окружающего мира. Повторение «Основы информатики»

1

2

 

 

Файлы и папки. Размер файла. 

Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой

системы»

Вводный контроль.

1

3

 

 

Объекты операционной системы.

Практическая работа №2 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

4

 

 

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

(задания 1–3)

1

5

 

 

Отношение «входит в состав».Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (часть

2,задания 5–6)

1

6

 

 

Разновидности объектов и их классификация.

1

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

 

По плану

 

Фактически

7

 

 

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

8

 

 

Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1

9

 

 

Система и окружающая среда.

Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

10

 

 

Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1

11

 

 

Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы»

Как мы познаём окружающий мир.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

12

 

 

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

 

1

13

 

 

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем

графические объекты» (задания 2,

3)

 

1

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

 

По плану

 

Фактически

14

 

 

Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1

15

 

 

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9

«Создаём словесные модели»

 

1

16

 

 

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10

«Создаём многоуровневые списки»

 

1

17

 

 

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1

18

 

 

Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

19

 

 

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–

4)

 

1

20

 

 

Создание информационных моделей – диаграмм. 

1

21

 

 

Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

 

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

 

По плану

 

Фактически

22

 

 

Информационные модели на графах. 

Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы,

графы, деревья» (часть 2, задания

4, 6)

 

1

23

 

 

Контрольная работа № 2 по теме

«Информационное моделирование» 

Что такое алгоритм.

1

24

 

 

Исполнители вокруг нас.

1

25

 

 

Формы записи алгоритмов.

1

26

 

 

Линейные алгоритмы. Создание презентации «Часы».

Практическая работа №15

«Создаем линейную презентацию»

 

1

27

 

 

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

 

1

28

 

 

Алгоритмы с повторениями. 

Создание презентации «Скакалочка». Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

1

29

 

 

Исполнитель Чертежник. Пример

алгоритма управления Чертежником.

1

30

 

 

Использование вспомогательных алгоритмов.

1

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

 

По плану

 

Фактически

31

 

 

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

1

32

 

 

Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика»

Контрольная работа № 3 по теме

«Алгоритмика»

1

33

 

 

Выполнение и защита итогового проекта. Практическая работа  № 18 «Создание итогового проекта»

 

Итоговый контроль

1

34

 

 

1

35

 

 

1

 


Утверждаю:    

Директор  

            

Согласовано:        зам. директора  

                                    

Рассмотрено: на заседании МО

 

 

 

 

Тематическое планирование 7 класс 2017/2018 учебный год 

  

№  п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Практически

 

 

 

Информация и информационные процессы  

9

1.

 

 

Практическая работа с клавиатурным тренажёром «Руки солиста»

1

2.

 

 

Входной контроль.

Информация и ее свойства. Практическая работа: вопросы теста по теме «Свойства информации» и/или «Восприятие информации»

1

3.

 

 

Информационные процессы. Обработка информации

1

4.

 

 

Информационные процессы. Хранение и передача информации. Практическая работа: тест по теме «Источник и приёмник информации», «Информация и её носитель» -

«Система тестов и заданий №8»

1

5.

 

 

Всемирная паутина как информационное хранилище Практическая работа: тест по теме «Информационные процессы», « информационные процессы в технике» -

«Система тестов и заданий №7»

1

6.

 

 

Представление информации Практическая работа:  4.1 «Ввод символов», тест «Знаки» -

«Система тестов и заданий №9»

1

7.

 

 

Дискретная форма представления информации Практическая работа: тест «Кодирование информации»

1

 

№  п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Практически

8.

 

 

Единицы измерения информации

1

9.

 

 

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа ЭОР «Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация»

 

1

 

 

 

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)

7

10.

 

 

Основные компоненты компьютера и их функции Практическая работа: «Программатренажёр «Устройство компьютера»

(119293)

1

11.

 

 

Персональный компьютер Практическая работа6  Программа-тренажёр Устройство компьютера -2», Задания 4.3, 4.7

1

12.

 

 

Программное обеспечение компьютера.

Системное программное обеспечение. Практическая работа: работа с антивирусной программой по плану.

1

13.

 

 

Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Практическая работа: задание №11 к §2.3

1

14.

 

 

Файлы и файловые структуры Практическая работа: Интерактивный справочник «Операции с файлами и папками Windows»

1

15.

 

 

Пользовательский интерфейс Практическая работа: контрольный модуль ФЦИОР «Основные элементы интерфейса и управления»

1

16.

 

 

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Проверочная работа Практическая работа: итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство

1

 

№  п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Практически

 

 

 

с компьютером»

 

 

 

 

Обработка графической информации 

4

17.

 

 

Формирование изображения на экране монитора Практическая работа: задание 3.1(раздел «Задания для практических работ» в конце главы 3)

1

18.

 

 

Компьютерная графика Практическая работа:

задания 3.2-3.4

1

19.

 

 

Создание графических изображений

Практическая работа: задание 3.12

1

20.

 

 

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» Проверочная работа Практическая работа: задания 3.5-3.9

1

 

 

 

Обработка текстовой информации 

9

21.

 

 

Текстовые документы и технологии их создания Практическая работа: работа на клавиатурном тренажере

1

22.

 

 

Создание текстовых документов на компьютере Практическая работа: 4.2, 4.5,

4.8, 4.9

1

23.

 

 

Прямое форматирование. Практическая работа: 4.10-4.16

1

24.

 

 

Стилевое форматирование Практическая работа: завершение выполнения заданий 4.10-

4.16

1

25.

 

 

Визуализация информации в текстовых документах Практическая работа: 4.18-4.21

1

26.

 

 

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

27.

 

 

Оценка количественных параметров текстовых документов Практическая работа: работа с тренажёром «Интерактивный задачник.

1

 

№  п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

По плану

Практически

 

 

 

Раздел «Представление символьной информации» либо практикум с кодировочными таблицами №206-217

 

28.

 

 

Оформление реферата «История развития компьютерной техники» Практическая работа: оформление реферата

1

29.

 

 

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» 

Проверочная работа

1

 

 

 

Мультимедиа 

4

30.

 

 

Технология мультимедиа

1

31.

 

 

Компьютерные презентации Практическая работа: 5.1

1

32.

 

 

Создание мультимедийной презентации

Практическая работа: 5.2

1

33.

 

 

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа»

Проверочная работа

1

34.

 

 

Итоговое повторение. Основные понятия курса

1

35.

 

 

Итоговая контрольная работа

1


 

Приложение 1 Нормативно-правовое обеспечение

 

1.                  Примерная основная образовательная программа основного общего

образования // http://fgosreestr.ru/;

2.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);

3.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

№ 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40937);

4.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от

08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38);

5.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Обутверждении перечня организаций, осуществляющихвыпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2016 № 42729); Приложение 2

 

Учебно-методический комплекс предметной области «Математика и информатика» на 2017/2018 учебный год

 

Класс

Учебная дисципл ина

Программа

Учебник

Учебные пособия

Для учителя

Для учащегося

5

 

Информа

тика 

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, Ю.А. Босова. –

М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. –

88 с. : ил. –

(Программы и планирование).

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика: Учебник для 5 класса. – М.:

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Информатика:

методическое пособие для 5-6 классов / Л.Л. Босова,. А.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику 

«Информатика. 5 класс»  Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

6

Информа

тика

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.

Босова, Ю.А.

Босова. – М. :

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2015. –

88 с. : ил. –

(Программы и планирование).

 

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика: Учебник для 6 класса. – М.:

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Информатика:

методическое пособие для 5-6 классов / Л.Л. Босова,. А.Ю. Босова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику 

«Информатика. 6 класс»  Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

1

Класс

Учебная дисципл ина

Программа

Учебник

Учебные пособия

Для учителя

Для учащегося

Информа

тика

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.

Босова, Ю.А.

Босова. – М. :

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2015. –

88 с. : ил. –

(Программы и планирование).

 

Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. - М. :

БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2016. – 224 с. : ил.

Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, Ю.А. Босова. – М. :

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с. : ил. – (Программы и планирование).

Информатика :

методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л.

Босова, А.Ю. Босова.

– М. –БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с. : ил.

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

(metodist.lbz.ru/)

Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова,

А.Ю. Босова. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. : ил.

 

Учебно-методический комплекс по информатике полностью соответствует требованиям Государственного стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий на 2017/2018 учебный год и обеспечивает реализацию рабочей программы.

2

Приложение 3

Характеристика оценочных материалов

Планирование контроля и оценки знаний учащихся на 2017/2018 учебный год 5 класс

 

 

 

6  класс

 

 

 

7  класс

 

Формы контроля

 

1 четверть

2 четверт

ь

3 четверть

4 четверт

ь

год

количест во

количе ство

количеств

о

количе ство

количество

Проверочные работы 

 

1

1

 

2

4

Контрольные работы 

итоговые 

 

 

 

1

1

Тесты

 

5

 

 

1

6

Практические работы 

 

2

5

9

3

19

 

Источники оценочных  материалов

 

№ п/

п

Название

Автор

 

Выходные данные

1

 

Информатика: методическое пособие для 5-6 классов.

 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

2

 

 

Информатика : методическое пособие для 7-9 классов.

 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М. –БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3

 

Электронное учебнику      

5 класс». 

 

приложение   к «Информатика.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

Материалы авторской

мастерской

Босовой Л.Л.

(metodist.lbz.ru/).

4

 

Электронное учебнику      

6 класс». 

 

приложение   к «Информатика.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

Материалы авторской

мастерской

Босовой Л.Л.

(metodist.lbz.ru/).

5

 

Электронное учебнику      

7 класс». 

 

приложение   к «Информатика.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

Материалы авторской мастерской

Босовой Л.Л.

(metodist.lbz.ru/).

6

 

Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

7

 

Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

8

 

Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

9

 

Информатика: Учебник для

5 класса. 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

10

 

Информатика: Учебник для 6 класса.

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014.

11

 

Информатика: Учебник для

7 класса. 

Босова Л.Л.,

Босова А.Ю.

М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2016.

 

 

Представленные в рабочей программе оценочные материалы соответствуют требованиям ФГОС и входят в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации  программы по информатике основного общего образования.


Приложение 4

Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровья

 

Реализация рабочей программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствует содержанию рабочей программы по информатике с учетом требований к планируемым результатам освоения учебного предмета. При этом  скорректированы оценочные материалы в части объема заданий для выполнения и время выполнения. При подборе содержания  занятий по информатике для учащихся с ОВЗ  учитываются, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаются излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

В ходе обучения информатике применение средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ. 

При работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья соблюдаются общие принципы и правила: 

1).индивидуальный подход к каждому ученику; 

2).предотвращение наступления утомления,     используя      для      этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

3).использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

4).проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие

успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

                                 Эффективными       приемами       воздействия       на       эмоциональную        и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 

-       игровые ситуации;

-       дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых

признаков предметов;

-       игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с

другими;

-       психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и

зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Приложение 5

 

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей при изучении информатики

 

При проектировании рабочей программы по информатике учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности. Нормативными основаниями учета таких особенностей  в содержании программы являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В соответствиями с требованиями ФГОС в программу включены вопросы, связанные с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. 

В соответствии с  Приказом Министерства и образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для образовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального государственного образовательного стандарта для изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части. 

Включение НРЭО обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения, источником информации распространения о жизни региона и всей страны. Учащиеся получают реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике. Реализация НРЭО осуществляется путем диффузного (блочного) включения регионального материала в содержание соответствующих тем уроков. Отбор НРЭО изучаемых вопросов произведен в соответствии с рекомендациями ЧИППКРО и  методическими рекомендациями по использованию национально-регионального содержания основного образования. 

 

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика», отражающие НРЭО: 

-          овладение простейшими способами представления и статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;  

-          развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,  пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 

-          развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; 

-          формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 

Национальные,  региональные и этнокультурные особенности реализуется в следующих темах и уроках

5 класс

 

№ урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Обеспечение

(литература, СМИ)

Интернет-ресурсы

1

Информация вокруг нас.

Материальная и духовная культура, традиции народов

Урала

В.А. Нагорная. Феномен региональной культуры и его символическая репрезентация в искусстве

Южного Урала постсоветского периода. Челябинск, 2005.

Традиции народов Южного Урала - Хрестоматия по культурологии

– Режим доступа. -

URL:http://kulturoznanie.ru/intere sno/231-tradicii-narodovyuzhnogo-urala.html

 

11, 12

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Редактировани е текста.

История Челябинского зоопарка, животные зоопарка

История г. Челябинска

 

 

Официальный сайт

Муниципального бюджетного учреждения Культуры

«Зоопарк». – Режим доступа. – URL: http://chelzoo.ru

 

Край ты мой челябинский – Режим доступа. -

URL:http://kraeved74.blogspot.ru/ p/13-1736.html

18

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере

Численность населения  крупных городов Челябинской области

 

Сайт о странах, городах, статистике населения и пр.–

Режим доступа. -

URL:http://www.statdata.ru/nasel enie/chelyabinskoj-oblasti

23

Списки – способ упорядочиван ия информации.

Заповедники и национальные парки

Урала

 

Заповедники и национальные парки Урала– Режим доступа. -

URL:http://lib.usfeu.ru/index.php

/zapovednye-mesta-urala

24

Поиск информации в сети Интернет.

Поэты Урала Памятные места г. Челябинска

 

Поэт Уральской детворы Василий Кузнецов – Режим

доступа. -

URL:http://uralskaz.info/skaz/pag

 

 

Заповедники и национальные парки

Урала  

 

e/poet-uralskoj-detvory-vasilijkuznecov-121-god-so-dnjarozhdenija

Челябинск: памятные места. По версии газеты "Вечерний Челябинск" за 1977 год– Режим доступа. - URL:http://chelchelru.livejournal.com/895321.html

Заповедники и национальные парки Урала– Режим доступа. - URL:http://lib.usfeu.ru/index.php/ zapovednye-mesta-urala

32

Создание итогового мини-проекта.

 

 

 

 

6  класс

 

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Обеспечение

(литература,

СМИ)

Интернет-ресурсы

10

Персональный компьютер как система

Офисная техника в

МОУ «СОШ

№ 152

г. Челябинска», перспективы развития

 

Официальный сайт Все самое интересное из мира IT– индустрии. – Режим доступа. - URL:

www.3dnews.ru

15

Знаковые информационные модели. Словесные

(научные, художественные) описания.

Используется текст о

Челябинском зоопарке

 

Официальный сайт

Муниципального бюджетного учреждения Культуры

«Зоопарк». – Режим доступа. – URL:http://chelzoo.ru

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

В таблицах используются данные  производства основных видов

продукции

ЧМК

 

Официальный сайт Челябинского электрометаллургического комбината. – Режим доступа. - URL:www.chemk.ru/products

 

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их

Построение графиков изменения производства основных видов

 

Официальный сайт Челябинского электрометаллургического комбината. – Режим доступа. - URL:www.chemk.ru/products

 

 

соотношений.

продукции ЧМК в разные годы

 

Официальный сайт  Википедия – свободная энциклопедия. – Режим

доступа. –

URL:http://ru.wikipedia.org/wiki

20

Создание информационных моделей – диаграмм.

 

Выполнение и защита итогового проекта

 

 

 

 

7  класс 

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Обеспечение

(литература,

СМИ)

Интернет-ресурсы

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

Поиск информации в сети Интернет о городах и селах Челябинской области, об университетах Челябинска, о горнолыжных курортах Челябинской области и т.д.

 

www.google.com

18

Компьютерная графика

Создание эмблемы школы

 

Официальный сайт

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 152 г. Челябинска". - Режим доступа. – URL: http://mou152.chel-edu.ru/

22

Создание текстовых документов на компьютере

Использование фрагментов текста из сказок Бажова П.П, (Легенды и мифы

Уральского края. Природа

Урала)

 

Официальный сайт П.П. Бажов Биография. - Режим доступа. – URL: www.bazhov.ru/

 

Официальный сайт  Бажовских сказов дивные места. – Режим доступа. - URL:

uralring.eunnet.net/bazhov  Официальный сайт сказы

Бажова. – Режим доступа. – URL: Официальный сайт литературной премии Павла Бажова. – Режим доступа. – URL:

www.skazka.com.ru/article/bag ov/bagov.html 

 

 

 

 

bazhov.ural.ru 

 

31

Компьютерные презентации

Создание презентаций: «В середине России», «Мой город – Челябинск», «Памятники

Урала» и т.д.

 

 

Официальный сайт  Южно – Уральский государственный университет. – Режим доступа. - URL: http://susu.ac.ru Официальный сайт  Челябинский государственный университет

Первый университет на Южном Урале. – Режим

доступа. – URL:www.csu.ru

 

 

Утверждаю: Директор

Утверждаю: Директор

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Выпускник получит возможность: • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его…

Выпускник получит возможность: • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его…

Выпускник получит возможность:

Выпускник получит возможность:

Использование программных систем и сервисов

Использование программных систем и сервисов

Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в

Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в

Основное содержание учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования

Основное содержание учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования

Математические основы информатики

Математические основы информатики

Разнообразие языков и алфавитов

Разнообразие языков и алфавитов

Правила записи логических выражений

Правила записи логических выражений

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

Структура программы Содержание программы

Структура программы Содержание программы

Информационные модели 7

Информационные модели 7

Обработка числовой информации 6

Обработка числовой информации 6

Утверждаю: Директор

Утверждаю: Директор

К.р .№ 1 по теме «Устройство компьютера

К.р .№ 1 по теме «Устройство компьютера

Табличное решение логических задач

Табличное решение логических задач

Поиск информации. Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети

Поиск информации. Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети

Резерв 2 34.

Резерв 2 34.

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (часть 2,задания 5–6) 1 6

Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (часть 2,задания 5–6) 1 6

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений

Линейные алгоритмы. Создание презентации «Часы »

Линейные алгоритмы. Создание презентации «Часы »

35 1

35 1

Утверждаю: Директор

Утверждаю: Директор

Дата проведения Тема урока

Дата проведения Тема урока

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Стилевое форматирование Практическая работа: завершение выполнения заданий 4

Стилевое форматирование Практическая работа: завершение выполнения заданий 4

Итоговое повторение. Основные понятия курса 1 35

Итоговое повторение. Основные понятия курса 1 35

Приложение 1 Нормативно-правовое обеспечение 1

Приложение 1 Нормативно-правовое обеспечение 1

Информа тика Информатика

Информа тика Информатика

Информа тика Информатика

Информа тика Информатика

Формы контроля 1 четверть 2 четверт ь 3 четверть 4 четверт ь год количест во количе ство количеств о количе ство количество

Формы контроля 1 четверть 2 четверт ь 3 четверть 4 четверт ь год количест во количе ство количеств о количе ство количество

Электронное учебнику 6 класс»

Электронное учебнику 6 класс»

Приложение 4 Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 4 Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 4 Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 4 Реализация рабочей программы учебного предмета для обучающих с ограниченными возможностями здоровья

В соответствиями с требованиями

В соответствиями с требованиями

Тема урока Содержание

Тема урока Содержание

Заповедники и национальные парки

Заповедники и национальные парки

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их

Создание текстовых документов на компьютере

Создание текстовых документов на компьютере
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017