Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО естественно
математического цикла МБОУ
«Октябрьская основная школа»
Руководитель МО___________
Махкамова Г.И.
Протокол № ______ от «____»
__________2016г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ « Октябрьская основная
школа»
___________ Л.В. Коновалова
«____» __________2016г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ « Октябрьская основная
школа»
___________ Э.Э. Тома
Приказ № _______ от «____»
__________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для 8 9 классов
по учебнику: «Информатика/И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.
Шестакова. – 2е изд.М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
на 2016/2017 учебный год
Составила: Махкамова Гульмира Ильхамовна,
учитель информатики
2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для общеобразовательных учреждений основного общего
образования в 8 – 9 классах.
Федерального
компонента государственного образовательного стандарта (Приказ
Рабочая программа по информатике для 8 – 9 классов разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№
273ФЗ от 29.12.2012).
Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным
учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы
общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным
технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)
Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на текущий учебный год;
учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы:
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным
Цели:
Изучение информатики и информационнокоммуникационных технологий в 8 классе
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи:
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным
технологиям (2004 г.).
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования.
2 Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать
представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое
мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с
современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и
программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и
работой с текстовыми и графическими редакторами, мультимедийными продуктами.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку
отдельных технологических приемов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационнокоммуникационные
технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с
другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет
особенностей различного ролевого поведения).
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии»
приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается
и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий,
принципов и закономерностей. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более
сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты,
оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов,
приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять
самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий
для решения задач. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного
учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно
коммуникационной компетентности учащегося.
Основное содержание (136 часа)
8 класс (68 часов)
1.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8
классе. Правила техники безопасности при работе за компьютером.
Введение в предмет – 1 час.
3 Человек и информация – 6 часа.
2.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные
приемы редактирования.
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером»
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные
языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой
деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного
алфавита);
Первое знакомство с компьютером – 10 часов.
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
3.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней
памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация
информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и
характеристики. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы
(ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектноориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера,
со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной
системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и
удаление папок, переименование файлов и папок); работа со справочной системой ОС;
использование антивирусных программ.
Практическая работа №2. «Файловая система»
Учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств
ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка),
файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
4 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать
с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение,
удаление, переименование, поиск;
Текстовая информация и компьютер – 20 часов.
использовать антивирусные программы.
4.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними
носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы
и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные
системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со
шрифтами; приемы форматирования текста; работа с буфером обмена; работа с таблицами;
работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков,
формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практическая работа №3 «Набор и редактирование текста»
Практическая работа № 4 «Форматирование текста. Шрифты»
Практическая работа №5 «Работа с фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа № 6 «Работа с таблицами»
Практическая работа №7 «Создание комплексного текстового документа»
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки,
текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (вводредактирование,
орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
печать,
Графическая информация и компьютер – 14 часов.
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования
изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового
типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком
(копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора
векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Практическая работа № 8 «Работа с конструктором цветов»
Практическая работа № 9 «Создание изображений в векторном графическом редакторе»
Практическая работа №10 «Создание изображения в растровом графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание коллажа»
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре,
кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
5 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего
поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Технология мультимедиа – 14 часов.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
6.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера;
понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Практическая работа № 12 «Создание презентации со статичными слайдами»
Практическая работа № 13 «Создание презентации с анимацией и звуком»
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук,
анимацию и текст.
Содержание учебного предмета
9 класс (68 часов)
1. Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя,
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).
Практическая работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
Практическая работа №2 «Построение линейных алгоритмов».
Практическая работа №3
«Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с циклами».
Практическая работа №5 «Использование метода последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование ветвлений».
Итоговая практическая работа №6 «Итоговое задание по алгоритмизации».
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и
обратной связи в этой схеме;
6 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блоксхемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод
последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блоксхем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом
языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных
исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2.
Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и
вывод данных.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных
операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных –
массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
Практическая работа № 7 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование»
Практическая работа № 8 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием
операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений».
Практическая работа №9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием
оператора ветвления и логических операций»
Практическая работа № 10 «Разработка программ c использованием цикла с
предусловием».
Практическая работа № 11 «Разработка программ обработки одномерных массивов».
Практическая работа № 12 «Разработка программы поиска числа в случайно
сформированном массиве».
Итоговая практическая работа № 13 «Решение задач на обработку массивов».
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
7 Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационное моделирование – 7 час.(6+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного
моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей
Практическая работа №14 « Проведение компьютерных экспериментов с математической и
имитационной моделью»
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные,
вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Контрольная работа № 1 (1 час)
4. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые
архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета.
Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с
браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Webстраницы с помощью текстового процессора.
Практическая работа№15. «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
файлами».
Практическая работа№16 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа № 17 «Работа с WWW: использование URLадреса и гиперссылок,
сохранение информации на локальном диске».
8 Практическая работа № 18 «Поиск информации в Интернете с использованием поисковых
систем»
Практическая работа № 19 «Создание простейшей Webстраницы с использованием текстового
редактора»
Итоговая практическая работа № 20 по теме «Интернет»
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов
связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций,
файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина —
WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файлсервером локальной сети или с рабочими станциями
одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиентпрограммы;
осуществлять просмотр Webстраниц с помощью браузера;
работать с одной из программархиваторов.
5. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы
полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие
приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными
условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной
базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
Практическая работа № 21 «Назначение СУБД».
Практическая работа № 22 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на
компьютере»
Практическая работа № 23 «Формирование простых запросов к готовой базе данных»
Практическая работа № 24 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».
Практическая работа № 25 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и
изменение».
Итоговая практическая работа №26 «Создание БД»
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная
система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы
полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
9 Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
6.
Табличные вычисления на компьютере – 11 час (6+5)
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы
работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных
данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи;
решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами
электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных
графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Практическая работа № 27 «Работа с готовой электронной таблицей».
Практическая работа №28 «Использование абсолютной адресации».
Практическая работа №29
«Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №30
«Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции».
Итоговая практическая работа № 31 « Эксперимент с данной информационной моделью в
среде электронной таблицы».
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и
способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с
формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в
электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы:
копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Контрольная работа № 2 (1 час)
10 7.
Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об
информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые
нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого
общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
правовыми нормами общества.
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и
Тематическое планирование дисциплины «Информатика и
ИКТ» 8 класс
Контрольные
работы
Практическая
часть
1
1
1
1
5
4
2
№
Тема
1. Введение в предмет
2. Человек и информация
3. Первое знакомство с компьютером
4. Текстовая информация и
5.
компьютер
Графическая информация и
компьютер
6. Технология мультимедиа
7. Контроль
8.
Итого:
Резерв
Кол
во
часов
1
6
10
20
14
11
2
4
68
11 №
Тема
1. Введение в
предмет. Правила
техники
безопасности
2. Человек и
информация
Первое
знакомство с
компьютером
о
г
е
с
в
В
о
с
а
ч
1
6
10
Контрольная
работа №1
4. Текстовая
информация и
компьютер
1
20
8 класс
Предмет информатики. Роль
информации в жизни людей.
Содержание курса информатики.
Правила техники безопасности и
эргономики при работе за
компьютером.
Информация и ее виды.
Восприятие информации
человеком. Информационные
процессы. Измерение информации.
Единицы измерения информации.
Зачет по теории
Начальные сведения об
архитектуре компьютера.
Принципы организации
внутренней и внешней памяти
компьютера. Двоичное представле
ние данных в памяти компьютера.
Организация информации на внеш
них носителях, файлы. Персональ
ный компьютер. Основные устрой
ства и характеристики. Виды
программного обеспечения (ПО).
Системное ПО. Операционные
системы (ОС). Основные функции
ОС. Файловая структура внешней
памяти. Объектно
ориентированный
пользовательский интерфейс.
Тексты в компьютерной памяти:
кодирование символов, текстовые
файлы. Работа с внешними носите
лями и принтерами при сохранении
и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые
процессоры, назначение, возмож
ности, принципы работы с ними.
Интеллектуальные системы работы
с текстом (распознавание текста,
компьютерные словари и системы
перевода)
5. Графическая
информация и
компьютер
14
Компьютерная графика: области
применения, технические средства.
Принципы кодирования изображе
ния; понятие о дискретизации
изображения. Растровая и
12
Теория
Практическая работа
Работа с клавиатурным тренажером и
манипулятором «мышь»
Работа с клавиатурным тренажером.
Эксперимент – измерение объема
информации.
Практическая работа №1 «Работа с
клавиатурным тренажером»
Изучение составных элементов
компьютера.
Подключение внешних устройств.
Интерфейс операционной системы,
справка.
Файловая система.
Создание, ввод и редактирование.
Форматирование шрифта, абзаца. Буфер
обмена, вставка объектов в текст
(рисунки, формулы). Списки. Таблицы.
Шаблоны и стили. Гиперссылки
Практическая работа №3 «Набор и
редактирование текста»
Практическая работа № 4
«Форматирование текста. Шрифты»
Практическая работа №5 «Работа с
фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа № 6 «Работа с
таблицами»
Практическая работа №7 «Создание
комплексного текстового документа»
Инструменты графического редактора.
Создание и редактирование растрового
изображения. Создание и редактирование
векторного изображения. векторная графика. Графические
редакторы и методы работы с
ними.
6. Технология
мультимедиа
11
Что такое мультимедиа; области
применения. Представление звука
в памяти компьютера; понятие о
дискретизации звука. Технические
средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Контрольная
работа №2
Резерв
Итого:
1
4
68
Практическая работа № 8 «Работа с
конструктором цветов»
Практическая работа № 9 «Создание
изображений в векторном
графическом редакторе»
Практическая работа №10 «Создание
изображения в растровом
графическом редакторе»
Практическая работа № 11 «Создание
коллажа»
Создание презентации, вставка объектов,
демонстрация.
Дизайн презентации.
Анимация в презентации.
Практическая работа № 12 «Создание
презентации со статичными слайдами»
Практическая работа № 13 «Создание
презентации с анимацией и звуком»
13 Тематическое планирование по дисциплине «Информатика и
№ Тема
ИКТ» 9 класс
Количество
часов
10
12
Управление и алгоритмы
Программное управление работой
компьютера
Информационное моделирование
Контрольная работа № 1
Передача информации в
компьютерных сетях
Хранение и обработка информации
в базах данных
Табличные вычисления на
компьютере
Контрольная работа № 2
Информационные технологии и
общество
Итого:
Контрольные
работы
Практические
работы
6
7
1
6
6
5
1
1
7
1
10
12
11
1
4
68
14 № Тема
Теория
Всего
часов
Практическая работа
1
Управление
алгоритмы
и
10
Кибернетика. Кибернетическая
модель управления.
Практическая работа №1 «Работа с
учебным исполнителем алгоритмов».
Понятие алгоритма и его
свойства. Исполнитель алгоритмов:
назначение,
среда исполнителя,
система команд исполнителя,
режимы работы.
блоксхем,
Языки для записи алгоритмов
(язык
учебный
алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся
циклические
алгоритмы. Структурная методика
Вспомогательные
алгоритмизации.
алгоритмы.
Метод пошаговой
детализации.
и
Практическая работа №2 «Построение
линейных алгоритмов».
Практическая работа №3
«Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов».
Практическая работа №4 «Работа с
циклами».
работа
Практическая
№5
«Использование
метода
последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование
ветвлений».
Итоговая практическая работа №6
«Итоговое задание по алгоритмизации».
15 № Тема
Теория
Всего
часов
Практическая работа
Практическая работа № 7
«Работа с готовыми программами на
языке Паскаль: отладка, выполнение,
тестирование»
Практическая работа № 8
«Разработка программы на языке Паскаль
с использованием операторов ввода,
вывода, присваивания и простых
ветвлений».
Практическая работа №9
«Разработка программы на языке Паскаль
с использованием оператора ветвления и
логических операций»
Практическая работа № 10
«Разработка программ c использованием
цикла с предусловием».
Практическая работа № 11
«Разработка программ обработки
одномерных массивов».
Практическая работа № 12
«Разработка программы поиска числа в
случайно сформированном массиве».
Итоговая практическая работа №
13 «Решение задач на обработку
массивов».
Практическая работа №14
«Проведение компьютерных
экспериментов с математической и
имитационной моделью»
2 Программное
12
управление
работой
компьютера
работы
Алгоритмы
с
величинами: константы, переменные,
понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
Двоичная система счисления.
Представление чисел в памяти
компьютера.
Языки
программирования
их
высокого уровня (ЯПВУ),
Структура
классификация.
программы на языке Паскаль.
Представление данных в программе.
Правила
основных
операторов: присваивания, ввода,
вывода,
циклов.
Структурированный тип данных –
массив.
Способы описания и
обработки массивов.
ветвления,
записи
3 Информационное
7
моделирование
Контрольная
работа № 1
1
Этапы решения задачи с
использованием программирования:
постановка задачи, формализация,
алгоритмизация,
кодирование,
отладка, тестирование.
Понятие модели; модели натурные и
информационные. Назначение и
свойства моделей.
Виды информационных моделей:
вербальные, графические,
математические, имитационные.
Табличная организация информации.
Области применения компьютерного
информационного моделирования.
16 Всего
часов
10
№ Тема
4 Передача
информации в
компьютерных
сетях
12
5 Хранение и
обработка
информации в
базах данных
Теория
Практическая работа
Компьютерные сети: виды,
структура, принципы
функционирования, технические
устройства. Скорость передачи
данных.
Информационные услуги
компьютерных сетей: электронная
почта, телеконференции, файловые
архивы и пр. Интернет. WWW –
Всемирная паутина. Поисковые
системы Интернета. Архивирование
и разархивирование файлов.
(БД),
Понятие базы данных
информационной
системы.
Основные понятия БД: запись, поле,
типы полей,
первичный ключ.
Системы управления БД и принципы
работы с ними.
Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание
однотабличной БД.
Условия поиска информации,
простые и сложные логические
выражения. Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка
записей.
Практическая работа№15. «Работа в
локальной сети компьютерного класса в
режиме обмена файлами».
Практическая работа№16 «Работа с
электронной почтой»
Практическая работа № 17 «Работа с
WWW: использование URLадреса и
гиперссылок, сохранение информации на
локальном диске».
Практическая работа № 18 «Поиск
информации в Интернете с
использованием поисковых систем»
Практическая работа № 19 «Создание
простейшей Webстраницы с
использованием текстового редактора»
Итоговая практическая работа № 20
по теме «Интернет»
Практическая работа № 21
«Назначение СУБД».
Практическая работа № 22
«Проектирование однотабличной базы
данных и создание БД на компьютере»
Практическая работа № 23
«Формирование простых запросов к
готовой базе данных»
Практическая работа № 24
«Формирование сложных запросов к
готовой базе данных».
Практическая работа № 25
«Использование сортировки, создание
запросов на удаление и изменение».
Итоговая практическая работа №26
«Создание БД»
17 № Тема
6
Табличные
вычисления на
компьютере
Всего
часов
11
Теория
Практическая работа
Табличные расчеты и электронные
таблицы. Структура электронной
таблицы, типы данных: тексты,
числа,
Адресация
относительная и абсолютная.
Встроенные функции.
Методы
работы с электронными таблицами.
формулы.
Построение графиков и диаграмм с
помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и
решение задач с помощью
электронных таблиц.
Практическая работа № 27 «Работа с
готовой электронной таблицей».
Практическая работа №28
«Использование абсолютной адресации».
Практическая работа №29
«Использование
встроенных
математических и статистических
функций. Сортировка таблиц».
Практическая работа №30
«Построение графиков и диаграмм.
Использование логических функций и
условной функции».
Итоговая практическая работа № 31
«Эксперимент с данной информационной
моделью в среде электронной таблицы».
Контрольная
работа № 2
7.
Информационные
технологии и
общество
1
4
Предыстория информатики.
История чисел и систем счисления.
История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов.
Информационные ресурсы
современного общества. Понятие об
информационном обществе.
Проблемы информационной
безопасности, этические и правовые
нормы в информационной сфере.
18 Дата проведения
занятия
план
факт
а
к
о
р
у
№
1.
№
п/п
1
1.1
Наименование
разделов и тем уроков
о
г
е
с
В
в
о
с
а
ч
Введение в предмет
Предмет информатики. Техника
безопасности
1
1
Календарнотематическое планирование 8 класс
Из них:
работ,
ч.
я
а
н
ь
л
о
р
т
н
о
К
,
е
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
п
Содержание урока
Теория
Практика
Предмет информатики. Роль
информации в жизни людей.
Содержание курса информа
тики. Правила техники бе
зопасности при работе за
компьютером.
2 Человек и информация
(6ч)
2.
2.1
2.2
2.3
3.
4.
5.
Понятие информации.
Восприятие и представление
информации
Информационные процессы
Измерение информации
(алфавитный подход).
Единицы измерения
информации
1
1
1
1
Информация и знания.
Восприятие информации
человеком
Работа с клавиатурным
тренажером и манипулято
ром «мышь»
Информационные процессы
Измерение информации.
Единицы измерения
информации.
19
Работа с клавиатурным
тренажером
Эксперимент: измерение
объема информации
Домашнее
задание по
учебнику
7 кл., ЕКЦОР
Стр.69;
ч.1, ЦОР
№ 1, 4
§12; ч.1,
г.1, §1
ЦОР № 2,
§2 ЦОР №
2
§3;
ч.1, г.1, §3
ЦОР № 2
§4; 6.
7.
Зачет по теме «Введение.
Человек и информация»
1
Зачет по теории
Практическая работа №1
«Работа с клавиатурным
тренажером»
1
1
Практическая работа №1
«Работа с клавиатурным
тренажером»
3 Первое знакомство с компьютером
(10ч)
Стр.30
35;
ч.1, доп.
г.1, ЦОР
№ 15
8.
3.1
27.09
Назначение и устройство
компьютера
9.
10.
3.2
. Принципы организации
внутренней и внешней памяти
Устройство персонального
компьютера.
1
1
1
Начальные сведения об архи
тектуре компьютера. Основ
ные устройства компьютера.
Данные и программа.
1
Принцип фон Неймана.
Внутренняя и внешняя память
компьютера.
Знакомство с комплектацией
устройство персонального
компьютера, подключение
внешних устройств.
Изучение составных эле
ментов компьютера. Под
ключение внешних устройств.
[ 8: http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/a
21edc9aabe449a6ae55
25488285cfe0/75302/?
interface=catalog&class=50&s
ubject=19 ]
§56;
ч.1, г.2, §5
ЦОР №
5,7,
§6 ЦОР №
2
Виртуальный конструктор
персонального компьютера
[ 8: http://school
collection.edu.ru/catalog/rubr/a
21edc9aabe449a6ae55
25488285cfe0/75304/?
interface=catalog&class=50&s
ubject=19]
§78;
ч.1, г.2, §7
ЦОР № 3,
§8 ЦОР №
1,7
20
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Рабочая программа по информатике 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.