Рабочая программа
«Информатика»
8 класс
2017-2018 учебный год
Составитель:
Исмаилова Анна Анатольевна,
учитель информатики
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Босова, Л. Л.Информатика. Программа для основнойшколы: 5–6 классы. 7–9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
3. Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
· совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т. д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
· воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели изучения информатики и ИКТ в 7–9 классах:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и полученных новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение информатики в 7–9 классах основной школы отводится по 1 часу в неделю в течение трех лет обучения, всего 105 часов. В 8 классе на изучение информатики отводится 35 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методовинформатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями: «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умения строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; графических объектов; музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание основного общего образования по учебному предмету
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационныйпроцесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественныеи формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числедвоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичногокода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных
чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичнойсистемы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальныхалфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальнойинформации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такогоподхода. Другие подходы к измерению количества информа
ции. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационныхпроцессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные,магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скоростизаписи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал,приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменениемформы, но не изменяющая содержание информации. Поискинформации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществеи технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления).Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д.Использование моделей в практической деятельности. Видыинформационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.)и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемомуобъекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использованиякомпьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования:построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическоеумножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха,Кузнечик, Водолей), как примеры формальных исполнителей.Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальныхданных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записиалгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции,связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятиевспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные,символьные, строковые, логические. Переменные иконстанты.Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленныхдействий по проведению вычислений при заданных начальныхданных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьныйалгоритмический язык и др.): правила представления данных;правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов;правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование —разработка алгоритма — запись программы — компьютерныйэксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства вводаи вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системноепрограммное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол,окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютернымиинформационными объектами в наглядно-графической форме:создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопаснойэксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурныеединицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологиисоздания текстовых документов. Создание и редактированиетекстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов(шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовыйдокумент списков, таблиц, диаграмм, формул и графическихобъектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления,предметные указатели. Инструменты распознавания текстови компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранениедокумента в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения наэкране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и областиее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа.Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макетыслайдов. Звуковая и видео- информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использованиеформул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм.Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удалениеи сортировкаданных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальныекомпьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие наоснове компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информациив файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поискаинформации: компьютерные каталоги, поисковые машины,запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информации. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных изразных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученнойинформации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТв жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ:связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этическихаспектах использования компьютерных программ и работыв сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Содержание предмета «Информатика» в 8 классе
Структура содержания предмета «Информатика» для 8 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1. |
Математические основы информатики |
13 |
8 |
5 |
2. |
Основы алгоритмизации |
9 |
6 |
3 |
3. |
Начала программирования |
12 |
7 |
5 |
4. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
Итого: |
35 |
|
|
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1 «Математические основы информатики» (13 часов) |
|
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности |
Аналитическая деятельность: ·выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; ·выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; ·анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: ·переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; ·выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; ·записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; ·строить таблицы истинности для логических выражений; ·вычислять истинностное значение логического выражения |
Тема 2 «Основы алгоритмизации» (9 часов) |
|
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов |
Аналитическая деятельность: ·определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; ·анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; ·определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; ·сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: ·исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; ·преобразовывать запись алгоритма одной формы в другую; ·строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; ·строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; ·строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
Тема 3 «Начала программирования» (12 часов) |
|
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль |
Аналитическая деятельность: ·анализировать готовые программы; ·определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; ·выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: ·программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; ·разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; ·разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Способы и средствапроверки и оценки результатов обучения
Для достижения вышеперечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема
|
Тип урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
||||
Предметные
|
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Математические основы информатики (13 ч) |
||||||||
1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ. |
Вводный |
Техника безопасности при работе с компьютером. Организация рабочего места. |
Научатся: выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером; определять информационные процессы, понятие информации |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
2 |
Общие сведения о системах счисления |
Урок изучения нового материала |
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления |
Научатся: определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения. |
оценивают важность образования и познания нового |
||
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
Комбинированный |
Знакомство с двоичной системой счисления |
Научатся: переводить небольшие десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. |
Комбинированный |
Знакомство с восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления |
Научатся: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную ин-формацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. «Компьютерные» системы счисления |
Комбинированный |
Бит и информационный вес символа, единицы измерения информации |
Научатся: переводить небольшие десятичные числа в систему счисления с произвольным основанием |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
6 |
Представление целых чисел |
Урок изучения нового материала |
Компьютерное представление целых чисел |
Научатся: понимать способы представления целых чисел на компьютере |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, высказывают собственную точку зрения. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
||
7 |
Представление вещественных чисел |
Комбинированный |
Форма записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой |
Научатся: понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. |
определяют свою личную позицию |
||
8 |
Высказывание. Логические операции |
Урок изучения нового материала |
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Коньюкция. Дизьюкция. Инверсия |
Научатся: выполнять анализ логической структуры высказываний; понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. |
понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
||
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
Комбинированный |
Таблицы истинности для логических выражений |
Научатся: проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения. |
оценивают важность образования и познания нового |
||
10 |
Свойства логических операций |
Комбинированный |
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности |
Научатся: проводить анализ и преобразования логических выражений; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел) |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
11 |
Решение логических задач |
Комбинированный |
Вычисление истинности значения логического выражения |
Научатся: проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; выбирать метод для решения конкретной задачи |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную ин-формацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
12 |
Логические элементы |
Комбинированный |
Вычисление истинности значения логического выражения |
Научатся: представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема) |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
13 |
Проверочная работа №1 «Математические основы информатики» |
Урок развивающего контроля |
Основные понятия темы «Математические основы информатики» Обобщение и систематизация основных понятий темы. |
Научатся: выполнять анализ различных объектов; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и ис-правляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, высказывают собственную точку зрения. |
определяют свою личную позицию |
||
Основы алгоритмизации (9 часов) |
||||||||
14 |
Алгоритмы и исполнители |
Урок изучения нового материала |
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека |
Научатся: понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. |
определяют свою личную позицию |
||
15 |
Способы записи алгоритмов |
Комбинированный |
Словесные способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические языки |
Научатся: анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания.
|
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
16 |
Объекты алгоритмов |
Комбинированный |
Величины. Выражения. Команда присваивания. Табличные величины |
Научатся: понимать сущность понятия «величина»; понимать границы применимости величин того или иного типа |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. |
понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
||
17 |
Алгоритмическая конструкция «следование» |
Комбинированный |
Представление об алгоритмической конструкции «следование». Исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых (коротких) линейных алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд |
Научатся: выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимать ограниченности возможностей линейных алгоритмов |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
18 |
Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращенная форма ветвления |
Комбинированный |
Представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд |
Научатся: выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную ин-формацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
19 |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы |
Комбинированный |
Представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы. Исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд |
Научатся: выделять циклические алгоритмы в различных процессах |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания.
|
определяют свою личную позицию |
||
20 |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы |
Комбинированный |
Представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы. Исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд |
Научатся: выделять циклические алгоритмы в различных процессах |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, высказывают собственную точку зрения.
|
идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
||
21 |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений |
Комбинированный |
Представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы. Исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд |
Научатся: выделять циклические алгоритмы в различных процессах |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения. Личностные: оценивают важность образования и познания нового |
идут на взаимные уступки в разных ситуациях |
||
22 |
Проверочная работа №2 «Основы алгоритмизации». |
Урок развивающего контроля |
Основные понятия темы «Основы алгоритмизации». Обобщение и систематизация основных понятий темы |
Научатся: самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по-знавательной деятельности |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные:определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
Начала программирования (12 часов) |
||||||||
23 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль. |
Урок изучения нового материала |
Общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы). |
Научатся: проводить анализ языка Паскаль как формального языка; выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке |
Познавательные: планируют собственную деятельность; находят (в учеб-никах и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную ин-формацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
24 |
Организация ввода и вывода данных |
Комбинированный |
Применение операторов ввода и вывода данных |
|||||
25 |
Программирование линейных алгоритмов |
Комбинированный |
Первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных |
Научатся: самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания.
|
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям |
||
26 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
|
Комбинированный |
Примеры разветвляющихся алгоритмов, условный
оператор (полная |
Научатся: оперировать алгоритмической конструкцией «ветвление», понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих ветвление, разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и
сверстниками
|
определяют свою личную позицию |
||
27 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений |
Комбинированный |
Составной оператор. Вложенные ветвления. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Паскаль |
оценивают важность образования и познания нового |
||||
28 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
Комбинированный |
Запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию «цикл» |
Научатся: понимать правила записи и
выполнения алгоритмов, содержащих цикл с условием продолжения работы,
определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения.
|
оценивают важность образования и познания нового |
||
29 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы |
Комбинированный |
Запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл |
Научатся: понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с заданным условием окончания работы |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
30 |
Программирование циклов с заданным числом повторений |
Комбинированный |
Цикл с заданным числом повторений. Выполнение тела цикла, условие выхода из цикла |
Научатся: понимать правила записи и выполнения цикла с параметром, переходить от записи алгоритмической конструкции на языке Паскаль к блок-схеме и обратно |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. Коммуникативные: взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы. |
определяют свою личную позицию |
||
31 |
Решение задач с использованием циклов. Составление программ. |
Урок рефлексии |
Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль |
Получат возможность научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие циклы |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания. Регулятивные: формулируют учебные цели при изучении темы. Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах. |
понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
||
32 |
Проверочная работа №3 «Начала программирования».
|
Урок развивающего контроля |
Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. Обобщение и систематизация основных понятий темы |
Научатся: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Познавательные: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания, делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства ее осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения.
|
оценивают важность образования и познания нового |
||
33 |
Итоговое повторение. Основные понятия курса. |
Урок систематизации предметных знаний |
Основные понятия разделов, всего курса. |
Научатся: эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ |
Познавательные: планируют собственную деятельность. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своем задании). Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
34 |
Итоговое тестирование |
Урок контроля предметных знаний |
Систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе |
Научатся: эффективно работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ; владеть общепредметными понятиями |
Познавательные: находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; распознают различные системы, выделяют существенные признаки. Регулятивные: определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: слушают друг друга, выказывают собственную точку зрения. |
сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
||
35 |
Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. |
Урок коррекции |
||||||
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Предметные результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Введение в информатику.
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как об одном из основных понятий современной науки, информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования.
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями: «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины: «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в их цепочке, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии.
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами;
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
понимать основы организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение
1. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Информатика. 8–11 классы. Активные методы обучения / авт.-сост. Л. Н. Харченко. – Волгоград : Учитель, 2014.
3. От простого к сложному. Курс по разработке сайтов / авт.-сост. Н. Н. Моисеева. – Волгоград : Учитель, 2013.
4. Программирование. 7–11 классы : информационно-познавательная деятельность учащихся / авт.-сост. М. Н. Капранова. – Волгоград : Учитель, 2014.
5. Увлекательная информатика. 5–11 классы : логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова. – Волгоград : Учитель, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы.
1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса [Информатика ]/ Методическая служба; БИНОМ. Лаборатория знаний. – режим доступа : http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
2. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса [Информатика]/ Методическая служба; БИНОМ. Лаборатория знаний. – режим доступа : http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
3. Ресурсы Единойколлекциицифровых образовательных ресурсов. – режим доступа :http://school-collection.edu.ru
4. Операционная система Windows 8
5. Пакет офисных приложений MS Office 2007
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. – режим доступа : http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php
Аппаратные средства.
1. ПК (персональный компьютер)
2. Интерактивная доска
3. Принтер
4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к Сети
5. Наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
7. Сканер, фотоаппарат, видеокамера
Программные средства.
1.Операционная система.
2.Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
3.Антивирусная программа.
4.Программа-архиватор.
5.Клавиатурный тренажер.
6.Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
7.Звуковой редактор.
8.Простая система управления базами данных.
9.Простая геоинформационная система.
10.Система автоматизированного проектирования.
11.Виртуальные компьютерные лаборатории.
12.Программа-переводчик.
13.Мультимедиапроигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
14.Система программирования.
15.Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
ЭОР (электронные образовательные ресурсы)
Введение
Презентация «Информатика 8 класс. Введение»
Плакат «Техника безопасности»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Глава 1. Математические основы информатики
§ 1.1. Системы счисления
Презентация «Системы счисления»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
§ 1.2. Представление чисел в компьютере
Презентация «Представление информации в компьютере»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
§ 1.3. Элементы алгебры логики
Презентация «Элементы алгебры логики»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
Свободное программное обеспечение:
Интерактивный тест «Математические основы информатики»
Тест 1
Глава 2. Основы алгоритмизации
§ 2.1. Алгоритмы и исполнители
Презентация «Алгоритмы и исполнители»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Свободное программное обеспечение:
§ 2.2. Способы записи алгоритмов
Презентация «Способы записи алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
§ 2.3. Объекты алгоритмов
Презентация «Объекты алгоритмов»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование».
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление».
Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение».
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Свободное программное обеспечение:
Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»
Тест 2
Глава 3. Начала программирования
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль
Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»
Свободное программное обеспечение:
§ 3.2. Организация ввода и вывода данных
Презентация «Организация ввода и вывода данных»
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Свободное программное обеспечение:
§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов
Презентация «Программирование линейных алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов
Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов
Презентация «Программирование циклических алгоритмов»
Свободное программное обеспечение:
Интерактивный тест «Начала программирования»
Тест 3
Контрольный модуль.
Алгоритмы, операторы, этапы разработки программы (на примере языка Pascal).
Контрольная работа
http://fcior.edu.ru/card/8951/algoritmy-operatory-etapy-razrabotki-programmy-na-primere-yazyka-pascal-kontrolnaya-rabota.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.