Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и икт.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов: Государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Данная программа является частью учебно методического комплекта по информатике и информационно коммуникационным технологиям для 8–9 классов и предназначена для обучения школьников по учебникам «Информатика и ИКТ. 8 класс» (автор Ю. А. Быкадоров).
8 класс.docx
Ростовская область Верхнедонской район станица Шумилинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
Директор МБОУ Шумилинской СОШ
«Утверждаю»
Приказ от 31.08.16 № 47
__________ (Шевцова Л.В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
8 класс
основное общее образование
Количество часов 35, базовый уровень
Учитель: Осадчая Елена Владимировна
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного
общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике и икт. Пояснительная записка
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по
информатике и икт.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
Данная программа является частью учебнометодического комплекта по информатике и
информационнокоммуникационным технологиям для 8–9 классов и предназначена для обучения школьников по
учебникам «Информатика и ИКТ. 8 класс» (автор Ю. А. Быкадоров).
Общая характеристика учебного предмета
Современная информатика играет фундаментальную роль в формировании научной картины мира. Её основные
понятия и законы носят всеобщий характер. Вместе с такими классическими учебными предметами, как математика,
физика, биология, предмет «Информатика и ИКТ», изучаемый в основной школе, закладывает основы современного
естественнонаучного мировоззрения. Изучение информатики и информационнокоммуникационных технологий
направлено на достижение следующих ц е л е й:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах,
системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и
планировать её результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения,
избирательного отношения к полученной информации;
выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной деятельности и дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Курс «Информатика и ИКТ» содержательно делится на два компонента, связанных с изучением информационных
процессов и информационных технологий.
Изучение информационных процессов предполагает рассмотрение принципов представления информации, процессов её
передачи и обработки, информационных процессов в обществе, а также изучение компьютера как универсального
средства обработки информации.
Изучение информационных технологий опирается на изучение основных аппаратных средств ИКТ и освоение
современных способов оперирования компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме. В
круг изучаемых технологий вошли создание и обработка различных информационных объектов, поиск информации,
проектирование и моделирование, сетевые технологии.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводится 35 учебных часов (1 учебный час в неделю).
В курсе «Информатика и ИКТ» выделены следующие содержательные линии:
Информация и информационные процессы.
Компьютер как аппаратнопрограммный комплекс.
Алгоритмизация и программирование.
Моделирование и проектирование.
Компьютерные технологии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информация и информационные процессы
Понятие об информации. Информация в природе и обществе. Основные формы представления информации.
Восприятие информации живыми организмами. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Процесс передачи информации, источник и приёмник информации. Язык как способ представления информации:
естественные, искусственные и формальные языки. Управление и обратная связь.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации (количество информации как
количество символов некоторого алфавита и как степень неопределённости).
Представление чисел в компьютере.
Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. Форматы текстовых и графических данных. Архивирование и
разархивирование.
Поиск информации в некомпьютерных источниках информации (информационнопоисковые системы и их виды).
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Понятие об авторском праве. Личная
информация, информационная безопасность, информационная этика.
Компьютер как аппаратнопрограммный комплекс
Персональный компьютер. Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств
компьютера.
Аппаратное обеспечение компьютера. Основные устройства компьютера и их функции. Программный принцип работы
компьютера.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Графический интерфейс пользователя (рабочий стол, меню, ярлыки), работа с окнами программ. Взаимодействие
пользователя с компьютером. Простейшие операции по управлению компьютером (включение и выключение, сигналы о
готовности к работе и неполадках, работа с мышью, запуск прикладных программ с помощью ярлыков и завершение
работы с ними). Вычисления с помощью программы «Калькулятор». Перенос информации из одной программы в другую. Хранение информации в компьютере: файлы, папки.
Программное обеспечение и его структура. Системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение.
Прикладное программное обеспечение общего и специального назначения.
Основные функции операционной системы. Дерево папок.
Создание, именование, сохранение, удаление одного или нескольких объектов (файлов и папок). Приобретение и
установка новых программ. Компьютерные вирусы и средства защиты информации от вредоносных программ. Поиск в
информационных ресурсах компьютера. Компьютерные энциклопедии и справочники. Информационные ресурсы
компьютерных сетей.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов (словесная, графическая, на языке
программирования).
Примеры алгоритмов в словесной форме (линейные алгоритмы, ветвления, повторения). Блоксхемы. Алгоритмические
конструкции следования, ветвления и повторения. Языки программирования, их классификация. Введение в
программирование на языке JavaScript. Типы данных. Переменные. Команда присваивания. Правила записи программ.
Комментарии. Арифметические операторы и выражения. Объекты.
Линейные программы вычислений. Отладка программ. Синтаксические и логические ошибки.
Описание исполнителя «Фломастер». Подготовка компьютера к работе с исполнителем «Фломастер». Построение
штриховых изображений с помощью алгоритмических конструкций на языке JavaScript (линейные алгоритмы, программы
с повторениями и ветвлениями). Понятие о технологии программирования.
Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные программы (подпрограммы). Конструкция «функция пользователя»
на языке JavaScript.
Вычисление сумм и произведений. Обработка натуральных чисел. Строковые константы, строковые переменные.
Обработка строк. Логические значения, выражения, операции. Построение графиков функций. Линейные массивы
(числовые, строковые). Динамические массивы. Стеки. Списки. Знакомство с особенностями языка Pascal. Сходство и
различия между языками JavaScript и Pascal. Структура программы на языке Pascal. Объявление типов данных.
Процедуры и функции.
Моделирование и проектирование
Модели и моделирование. Виды моделей. Проекты и проектирование. Проектирование и модели.
Чертёжнографические модели (эскиз, схема, план, чертёж, карта). Компьютерная модель размещения. Компьютерные
методы построения чертежей. Моделирование иерархических систем. Деревья. Решение задач обработки деревьев
средствами языка JavaScript. Понятие о графах. Задача построения минимального основного дерева графа. Табличные модели и деловая графика. Табличное моделирование. Модель роста и убывания. Моделирование
температурных режимов. Моделирование с использованием деловой графики.
Компьютерные технологии
Технологии обработки информации с помощью графических редакторов. Графические объекты и технологии их
создания. Характеристики современных компьютерных мониторов. Ввод изображений с помощью инструментов
графического редактора (основные приёмы работы в графическом редакторе Paint). Использование примитивов и
шаблонов. Захват изображений на экране компьютера. Ввод изображений с помощью сканера. Основы векторной графики.
Векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Вывод графических примитивов на экран.
Двумерная графика. Построение рисунков и схем средствами векторной графики. Выделение, объединение,
геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Введение в трёхмерную графику. Знакомство с
3Dредактором.
Технологии обработки информации с помощью текстовых редакторов. Знакомство с текстовым редактором
«Блокнот». Ввод текстовой информации с клавиатуры. Создание текстовых документов. Запуск и настройка интерфейса
текстового редактора Word. Настройка параметров оформления текста (страница, абзацы, атрибуты шрифтов). Документ
и требования к его оформлению. Проверка правописания, расстановка переносов. Создание списков. Нумерация страниц.
Сохранение и печать текста документа. Финальное форматирование и редактирование текста документа. Работа с
фрагментами. Заголовки. Включение в текст формул, таблиц, графических объектов (рисунков и диаграмм).
Перемещение по тексту документа. Оглавления, закладки и ссылки. Деловое письмо, доклад, реферат. Планирование
работы над текстом. Подготовка публикаций в Интернете с помощью текстового редактора Word. Коллективная работа
над текстом. Выделение сделанных изменений (режим исправлений). Компьютерное распознавание текста.
Технологии обработки информации с помощью электронных таблиц. Знакомство с редактором электронных
таблиц Excel. Ввод данных в электронную таблицу, изменение данных. Табличный расчёт успеваемости. Ввод
математических формул и вычисление по ним.
Технологии обработки информации в форме баз данных. Введение в базы данных. База данных и СУБД. Структура
базы данных. Реляционные базы данных. Основные функции СУБД. Запросы к базе данных. Знакомство с СУБД пакета
Works. Создание записей в базе данных. Поиск и сортировка записей в базе данных. Отчет базы данных. Создание
собственной базы данных.
Мультимедийные технологии. Понятие о мультимедиа и мультимедийных технологиях. Мультимедийный объект.
Мультимедийный поток. Линейные и нелинейные мультимедийные объекты. Технологии воспроизведения линейных
мультимедийных объектов и потоков. Проигрыватель Windows Media. Технологии создания графических объектов на
базе цифровых фотографий. Изменение размеров изображений. Поворот. Изменение стиля изображений. Рамки, «обои» и штампы. Технологии компьютерной обработки звука. Оцифровка звука. Сжатие цифровых аудиоданных. Запись звука с
помощью компьютера. Редактирование аудиозаписей. Компьютерный синтез звука. Технологии компьютерной обработки
видеоизображений. Композиция и монтаж с помощью программы Windows Movie Maker. Понятие о мультипликации.
Создание простой анимации. Технологии создания компьютерных презентаций.
Сетевые технологии. Подключение и доступ в компьютерную сеть Интернет. Адресация компьютеров в сети
Интернет. Всемирная паутина (браузер, вебстраница, гиперссылки и гипертекст, сайт). Поиск в информационных
ресурсах Интернета. Сохранение информации из Интернета. Передача информации в Интернете. Электронная почта.
Почтовый клиент. Структура электронного письма (заголовок, текст письма, вложение). Создание и отправка
электронного письма. Общение в Интернете (чат, телеконференция, форумы, службы мгновенного обмена сообщениями).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так
и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и
умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
95% и более
8094%%
6679%%
менее 66%
Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворитель
но
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на
практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. − грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
− погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого
объекта;
− недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой
обучения;
− мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения,
случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания
информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс
информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 12 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 12 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не
столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и
фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя
терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
допущены одиндва недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей
программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Тематическое планирование
Компьютер и информация (3 часа)
Персональный компьютер. Понятие об информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение
блоков и устройств компьютера.
Элементы интерфейса пользователя (рабочий стол, меню, ярлыки). Операционная система Windows и прикладные
программы. Простейшие операции по управлению компьютером (включение и выключение, сигналы о готовности к работе
и неполадках), работа с мышью, запуск прикладных программ с помощью ярлыков и завершение работы с ними.
Информация в природе и обществе. Основные формы представления информации. Восприятие информации живыми
организмами. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приёмник информации. Язык как способ представления информации. Естественные, искусственные и
формальные языки.
Основные устройства компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Систематизировать знания учащихся о составе персонального компьютера, познакомить их с
понятиями «информация» и «информационный процесс», освоить простейшие способы управления компьютером и
программный принцип работы компьютера.
К о м м е н т а р и и. В данной главе учебника излагается материал о значении информации в природе и обществе, о
содержании и формах представления информации, об особенностях различных информационных процессов. Вводится
понятие языка как способа представления информации. Даются примеры естественных и искусственных языков, в том
числе формальных. Глава завершается описанием состава персонального компьютера и функциональных возможностей
составляющих его устройств.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— что такое компьютер и его составляющие;
— что такое информация, каковы её свойства и формы представления;
— виды информационных процессов;
— значение языка как способа представления информации;
— программный принцип работы компьютера;
уметь:
— приводить примеры информационных процессов;
— включать и выключать компьютер;
— запускать прикладные программы с помощью ярлыков на рабочем столе операционной системы и завершать работу с
ними.
Основы работы с компьютером (6 часов)
Графический интерфейс пользователя (работа с окнами программ). Взаимодействие пользователя с компьютером.
Управление и обратная связь.
Вычисления с помощью программы «Калькулятор». Хранение информации в компьютере: файлы, папки. Знакомство с
текстовым редактором «Блокнот». Ввод текстовой информации с клавиатуры. Создание текстовых документов. Перенос
информации из одной программы в другую.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся с графическим интерфейсом операционной системы Windows (включая
управление окнами программ), с понятиями файла и папки, с условиями безопасной эксплуатации компьютера; научить
пользоваться мышью и клавиатурой, проводить вычисления с помощью программы «Калькулятор» и осуществлять ввод
текста с помощью текстового редактора «Блокнот».
К о м м е н т а р и и. В результате работы с программой «Калькулятор» отрабатываются необходимые навыки работы с
мышью, а ввод текста с помощью текстового редактора «Блокнот» позволяет отработать навыки использования
клавиатуры.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— особенности графического интерфейса при управлении окнами программ;
— возможности программ «Калькулятор» и «Блокнот»;
— что такое файлы и папки;
— условия безопасной работы с компьютером;
уметь:
— проводить вычисления с помощью программы «Калькулятор»;
— создавать тексты с помощью текстового редактора «Блокнот» и сохранять их на диске.
Введение в компьютерную графику (5 часов)
Графические объекты и технологии их создания. Характеристики современных компьютерных мониторов. Ввод
изображений с помощью инструментов графического редактора (основные приёмы работы в графическом редакторе
Paint). Использование примитивов и шаблонов.
Захват изображений на экране компьютера. Ввод изображений с помощью сканера.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся с компьютерной графикой, с приёмами создания растровых графических
объектов при помощи графического редактора Paint.
К о м м е н т а р и и. В результате работы с редактором Paint продолжают отрабатываться навыки работы с мышью. В
упражнениях рассмотрено несколько методов создания сложных графических объектов с использованием режима
прозрачности фона.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать: — виды компьютерной графики и её назначение, способы представления графических изображений с помощью
компьютера;
— назначение и возможности графического редактора Paint;
— основные операции с растровыми графическими объектами, основные инструменты графического редактора;
уметь:
— приводить примеры использования различных видов компьютерной графики;
— создавать и редактировать растровые графические изображения, используя различные инструменты графического
редактора Paint.
Программное обеспечение персонального компьютера (5 часов)
Программное обеспечение и его структура. Системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение.
Прикладное программное обеспечение общего и специального назначения. Основные функции операционной системы.
Дерево папок.
Создание, именование, сохранение, удаление одного и нескольких объектов (работа с файлами и папками).
Приобретение и установка новых программ. Понятие об авторском праве. Компьютерные вирусы и средства защиты
информации от вредоносных программ.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся со структурой программного обеспечения персонального компьютера, с
операционной системой, её структурой и функциями, с понятием авторского права, с основами антивирусной защиты.
К о м м е н т а р и и. В начале этой главы компьютер рассматривается как аппаратнопрограммный комплекс, в котором
оба компонента — аппаратные средства и программное обеспечение — играют важнейшую роль. Далее программное
обеспечение структурируется на системное, инструментальное и прикладное. Затем учащиеся знакомятся с основными
функциями операционной системы, деревом папок, приемами работы с файлами и папками. Далее происходит знакомство
с принципами соблюдения авторских прав при установке и использовании программных средств. В заключение учащиеся
знакомятся вредоносными программами, их разновидностями и мерами защиты от них.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— структуру программного обеспечения персонального компьютера;
— основные функции операционной системы;
— основные нормы авторского права;
— основные меры защиты компьютера от вредоносных программ;
уметь:
— создавать, именовать, удалять файлы и папки на диске; — предпринимать меры антивирусной безопасности.
Цифровые формы представления информационных объектов (3 часа)
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации (количество информации как
количество символов некоторого алфавита и как степень неопределённости).
Представление чисел в компьютере.
Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. Форматы текстовых и графических данных. Архивирование и
разархивирование.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся с дискретной формой представления информации, единицами измерения
информации, особенностями представления информации в компьютере, понятиями архивирования и разархивирования.
К о м м е н т а р и и. Содержание данной главы носит преимущественно теоретический характер. Практические задания
связаны с переводом чисел из одной системы счисления в другую, кодированием и декодированием, архивированием и
разархивированием данных.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— принцип дискретного (цифрового) представления информации;
— сущность единицы измерения информации;
— методы измерения количества информации;
— производные единицы измерения количества информации;
— понятие «система счисления», виды систем счисления;
— назначение и способы кодирования и декодирования информации;
— понятия «архивирование» и «разархивирование»;
уметь:
— переводить количество информации из одних единиц измерения в другие;
— оценивать объём памяти, необходимой для хранения информации;
— определять информационную ёмкость различных носителей информации;
— переводить числа из одной системы счисления в другую.
Компьютерные технологии обработки текстовой информации (7 часов)
Документ и требования к его оформлению. Запуск и настройка интерфейса текстового редактора Word. Настройка
параметров оформления текста (страница, абзацы, атрибуты шрифтов). Создание текста путём ввода с клавиатуры.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Создание списков. Нумерация страниц.
Сохранение и печать текста документа. Финальное форматирование и редактирование текста документа. Работа с фрагментами. Заголовки. Включение в текст
формул, таблиц, графических объектов (рисунков и диаграмм).
Перемещение по тексту документа. Оглавления, закладки и ссылки. Деловое письмо, доклад, реферат. Планирование
работы над текстом.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся с основными возможностями компьютерных технологий обработки
информации при помощи текстового редактора Word.
К о м м е н т а р и и. Данная глава начинается с введения понятия «документ», описания технологий подготовки
документов и общих требований к их оформлению. Далее учащиеся знакомятся с особенностями внешнего вида окна
работающего редактора Word и способами настройки элементов этого окна. Хотя ознакомление с возможностями
текстового редактора Word обычно не вызывает сложностей, материал этой главы содержит достаточно много новых
понятий. Трудности могут вызвать, например, темы, связанные с созданием оглавлений и закладок ссылок.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— требования к оформлению документов;
— назначение и возможности текстового редактора Word;
— интерфейс, режимы отображения, структурные элементы текстового редактора Word;
— приёмы ввода и форматирования текста, ввода таблиц и формул, вставки графических объектов;
уметь:
— вводить, редактировать, форматировать текстовой документ;
— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
— проводить проверку правописания;
— работать с рисунками, таблицами и формулами в текстовом документе.
Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание (5 часов)
Информационные ресурсы общества,
образовательные информационные ресурсы.
Личная информация,
информационная безопасность, информационная этика.
Поиск информации в некомпьютерных источниках информации. Информационнопоисковые системы и их виды. Поиск
в информационных ресурсах компьютера. Компьютерные энциклопедии и справочники. Информационные ресурсы
компьютерных сетей.
Подключение и доступ в компьютерную сеть Интернет. Адресация компьютеров в сети Интернет. Всемирная паутина
(браузер, вебстраница, гиперссылки и гипертекст, сайт).
Поиск в информационных ресурсах Интернета. Сохранение информации из Интернета. Передача информации в Интернете. Электронная почта как средство связи. Почтовый клиент. Структура электронного
письма (заголовок, текст письма, вложение). Создание и отправка электронного письма.
Общение в Интернете (чат, телеконференция, форумы, службы мгновенного обмена сообщениями).
Подготовка публикаций в Интернете с помощью текстового редактора Word. Коллективная работа над текстом.
Выделение сделанных изменений (режим исправлений).
Компьютерное распознавание текста.
Ц е л ь о б у ч е н и я. Познакомить учащихся с информационными ресурсами различных видов, с вопросами
информационной безопасности и этики, с основами поиска информации, с возможностями сетевых служб Интернета.
К о м м е н т а р и и. Объём изучаемого материала в данной главе достаточно велик, поэтому для его освоения при
минимальном количестве отведённых часов и наличии высокоскоростного подключения к Интернету рекомендуется
использовать дополнительные (кружковые, факультативные) занятия. Однако, с другой стороны, предлагаемые
содержательные траектории опираются на использование высоко и среднескоростного доступа в Интернет. При
отсутствии же такого доступа в данной главе имеется достаточный теоретический материал для изучения в отведённое
время.
В результате обучения учащиеся должны:
знать/понимать:
— виды информационных ресурсов общества;
— основы информационной безопасности и информационной этики;
— виды компьютерных сетей;
— способы подключения к сети Интернет, назначение и виды адресации в Интернете;
— способы поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации;
— возможности основных сетевых служб Интернета;
уметь:
— оценивать скорость передачи информации;
— сохранять различные виды информации, полученной из сети Интернет;
— передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
— использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Повторение (1 час)
Тематическое планирование Название раздела
Компьютер и информация
Основы работы с компьютером
Введение в компьютерную графику
Программное обеспечение персонального компьютера
Цифровые формы представления информационных объектов
Компьютерные технологии обработки текстовой информации
Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание
Повторение
Итого
Количество часов
3
6
5
5
3
7
5
1
35
Календарнотематическое планирование № п/п
Характеристика основных видов деятельности
Название темы
ученика
Глава 1. Компьютер и информация (3 часа).
Знакомство с компьютером
Первоначальные приёмы работы с
компьютером
системы Windows.
Осознанно использовать понятия информации,
информационного объекта,
аппаратных средств
компьютера, программы, программного обеспечения,
компьютера, информационных ресурсов компьютера,
операционной системы. Определять назначение разъёмов
системного блока компьютера Включать и выключать
компьютер. Описывать элементы рабочего стола
операционной
Управлять
компьютером с помощью мыши. Запускать программы с
помощью ярлыков. Завершать работу с прикладными
программами и с компьютером в целом
Различать в любой информации содержание и форму
представления. Оценивать свойства информации. В
примерах устанавливать основные формы представления
информации
Различать вспомогательные и автоматические
технические средства обработки информации. Осознанно
использовать понятия «электронный носитель
информации», «информатика»,
«информационнокоммуникационные технологии»
Осознанно использовать назначение и особенности
основных устройств компьютера, программный принцип
работы компьютера
1
2
3
4
Содержание и форма представления
информации
Компьютеры в современном обществе
Основные устройства компьютера и их
функции
Итого
Глава 2.Основы работы с компьютером (6 часов)
Осознанно использовать понятия «интерфейс»,
«графический интерфейс», «характерные зоны окна
работающей программы». Изменять состояние, размер и
положение окна работающей программы на рабочем
Графический интерфейс пользователя
Колво
часов
Дата
провед
ения
1
2.09
1
1
3
1
9.09
16.09
23.09 5
6
7
8
9
10
11
12
столе операционной системы. Осознанно использовать
приёмы использования мыши. Освоить кибернетическую
модель «Управление и обратная связь»
Осознанно использовать понятия «файл», «папка»,
«библиотека». Пользоваться программой «Проводник»
Запускать текстовый редактор «Блокнот» и завершать
работу с ним. Включать режим переноса по словам.
Очищать область просмотра
Освоить назначение различных клавиш. Освоить приёмы
работы с клавиатурой при вводе текста и способы
корректировки (редактирования) текста Вводить
текстовую информацию в текстовый редактор
«Блокнот», сохранять её на диске и распечатывать
Хранение информации в компьютере
Знакомство с простейшим текстовым
редактором
Клавиатурный ввод текстовой
информации.
Создание виртуальных документов
Зачет по теме «Информация и
информационные процессы».
Итого
Глава 3. Введение в компьютерную графику (5 часов)
Различать традиционные технологии рисования и
компьютерную графику. Ориентироваться в
характеристиках современных компьютерных мониторов
Освоить запуск и завершение работы с графическим
редактором Paint. Освоить особенности окна
графического редактора Paint. Использовать
инструменты «Карандаш» и «Ластик». Очищать холст
графического редактора
Использовать инструменты «Кисть» и «Палитра (Выбор
цветов)». Сохранять графический объект в виде файла на
диске, загружать с диска, выводить на бумагу.
Ориентироваться в характеристиках современных
принтеров
Осознанно использовать понятие графического
примитива. Использовать фигуры (инструменты)
«Линия», «Прямоугольник» «Скругленный
Графические объекты и технологии их
создания. Основные приемы работы в
графическом редакторе Paint
Инструмент «Кисть» и работа с цветом.
Сохранение рисунка и его вывод на
бумагу
Графические примитивы
1
1
1
1
1
6
1
1
1
30.09
7.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11 прямоугольник», «Овал (Эллипс)», «Многоугольник».
Менять режимы вывода фигур. Использовать справочную
систему графического редактора
Выделять фрагменты рисунка. Переносить и копировать
фрагменты рисунка. Менять прозрачность фона при
копировании и переносе
Перенос и копирование фрагментов
рисунка
Контрольная работа № 1 «Введение в
компьютерную графику»
Итого
Глава 4. Программное обеспечение персонального компьютера (5 часов)
Анализировать связи между составляющими компьютера.
Оценивать совместимость компьютеров
Анализировать структуру программного обеспечения.
Определять состав отдельных компонентов
программного обеспечения
Перечислять и характеризовать основные функции
операционной системы
Проводить копирование и перенос файлов и группы
файлов, переименование и удаление файлов.
Восстанавливать удаленные файлы. Создавать папки и
ярлыки
Осознанно использовать процедуру установки новой
программы. Осознанно использовать понятие об
авторском праве. Различать виды программных
продуктов в зависимости от способа их распространения
Различать виды вредоносного программного
обеспечения. Использовать антивирусные программы
Осуществлять меры профилактики вирусного заражения
компьютеров. Осуществлять меры по ликвидации
вирусного заражения
Компьютер как аппаратнопрограммный
комплекс. Программное обеспечение
Основные функции операционной
системы
Приёмы работы с файлами и папками
Приобретение и установка новых
программ
Вирусы и антивирусы
1
1
5
1
1
1
1
2.12
9.12
16.12
23.12
13.01
20.01
Зачет по теме «Программное
обеспечение персонального
1
27.01
13
14
15
16
17
18
19 компьютера»
Итого
Глава 5. Цифровые формы представления информационных объектов (3 часа)
Различать дискретную и непрерывную формы
представления информации. Различать различные
подходы к определению количества информации.
Измерять объёмы информации в цифровой двоичной
форме. Использовать производные единицы информации
Описывать принципы дискретизации аудио и
видеоинформации. Кодировать и декодировать
текстовую информацию. Измерять объёмы текстовой
информации в двоичной форме. Осознанно использовать
способы кодирования графических данных. Различать
форматы текстовых и графических данных
Осознанно использовать понятия архивирования и
разархивирования. Осознанно использовать возможности
программархиваторов
Измерение количества информации
Методы дискретизации
Кодирование и декодирование
Архивирование и разархивирование
данных
Итого
Глава 6. Компьютерные технологии обработки текстовой информации (7 часов)
Осознанно использовать общие требования к
оформлению документов
Настраивать параметры оформления текста
Осуществлять дополнительные настройки редактора
Word и ввод текста
Документ и требования к его
оформлению
Настройка параметров оформления
текста. Дополнительные настройки и
ввод текста документа
Сохранение электронного документа и
его вывод на бумагу
Проводить сохранение электронного документа в виде
файла на диске, загрузку документа в редактор из файла,
вывод документа на бумагу
Проводить финальное форматирование и редактирование Финальное форматирование и
5
1
1
1
3
1
1
1
1
3.02
10.02
17.02
24.02
3.03
10.03
17.03
20
21
22
23
24
25
26 27
28
29
30
31
32
33
34
текста документа
Вставлять в электронный текст формулы, таблицы.
Форматировать таблицы. Вставлять в текст электронные
графические объекты
Создавать оглавление документа, закладки и ссылки
Ориентироваться в понятиях «деловое письмо»,
«реферат», «доклад». Планировать работу над текстом
редактирование текста документа
Формулы и таблицы. Вставка
графических объектов
Перемещение по тексту электронного
документа. Деловое письмо, реферат,
доклад
Контрольная работа № 5
«Компьютерные технологии
обработки текстовой информации»
Итого
Глава 7. Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание (5 часов)
Различать виды информационных ресурсов общества,
состав образовательных информационных ресурсов.
Осознанно использовать нормы информационной
безопасности и информационной этики
Различать информационные ресурсы локальных
компьютерных сетей и сети Интернет.
Перечислять основные сетевые службы Интернета
Анализировать способы подключения и доступа в сеть
Интернет. Различать технологии подключения к
Интернету. Использовать парольный доступ в
компьютерную сеть
Осознанно использовать систему адресации компьютеров
в сети Интернет и правила записи доменных имен
Пользоваться вебслужбой сети Интернет для просмотра
вебстраниц Проводить поиск информации в
информационных ресурсах Интернета
Передавать и получать информацию с помощью
электронной почты. Различать службы общения в сети
Интернет и анализировать их возможности
Информационные ресурсы общества
Информационная безопасность и этика
Информационные ресурсы
компьютерных сетей
Подключение и доступ в компьютерную
сеть Интернет
Адресация компьютеров в сети
Интернет
Всемирная паутина
Поиск в информационных ресурсах
Интернета
Передача информации в Интернете
Общение в Интернете
Итого
7.04
14.04
21.04
28.04
5.05
12.05
19.04
26.05
1
1
1
7
1
1
1
1
1
5 35
Резерв
Итого за учебный год
1
35 Наименование
объектов и
средств
материально
технического
обеспечения
Быкадоров Ю. А.
Информатика и
ИКТ.
8 класс.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Примечания
Главными целями автора при создании учебников являлись: ознакомление школьников с современными аппаратными
и программными средствами информационнокоммуникационных технологий и с основными сферами их
применения; обучение основным приёмам работы с базовым программным обеспечением ПК, программированию на
языках JavaScript и Pascal; развитие алгоритмического мышления и личностных качеств школьника, связанных: с
творческой составляющей учебной проектной деятельности, общением (в том числе дистанционным) со
сверстниками, стремлением к познанию нового, умением самостоятельно добывать необходимые знания.
Значительное внимание уделено вопросам организации личного информационного пространства, информационной
безопасности при работе с
ПК, локальными сетями и сетью Интернет, этическим и правовым аспектам использования программного
обеспечения и информационных ресурсов, а также работы в Интернете. Материал учебников решает важнейшую
задачу, поставленную перед системой образования, — обучение и воспитание полноценного гражданина
современного информационного общества, обладающего информационными компетенциями и личностными
качествами, необходимыми для успешного продолжения обучения, профессиональной деятельности и
самореализации.
Содержание учебников основывается на постановке практических задач в качестве проблемных ситуаций. Чтобы
поддержать, углубить и расширить естественный интерес учащихся к информатике, изложение материала в
учебниках построено на базе авторской системы упражнений и практических заданий, отражающих реальные
жизненные ситуации, которые естественно возникают в процессе использования компьютера в различных задачах
обработки информации.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета _______________(Симонова И.С.)
МБОУ Шумилинской СОШ ____________20___года от_______20__года №__
_______________________
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.