Программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089);
- «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)
Преподавание курса «Информатика» в 9 классе ориентировано на использование Программы курса «Информатика и ИКТ» для 9 кл, /базовый уровень/ А.Г.Гейн.- М.: Просвещение, 2012.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Настоящая программа составлена и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течение 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю, в том числе 2 часа резервного времени.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Рекомендовано к утверждению Составлена на основе
государственной
Заседание методической комиссии программы и требований ФКГОС
Протокол №____от __________2016г.
_________/____________________/
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №____от __________2016г.
Утверждено руководителем
образовательного учреждения
Приказ №_____от___________2016г.
Подпись____________/М.В.Тихонова/
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ 9 КЛАСС.
Составитель: Токарева Т.А.
Данная программа соответствует
государственным требованиям и
может быть рекомендована в
качестве рабочейИжевск 2016Программа составлена на основе:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Стандарт основного общего образования по информатике (приказ министерства
образования РФ от 05.03.2004г №1089);
«Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
(утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)
Преподавание курса «Информатика» в 9 классе ориентировано на
использование Программы курса «Информатика и ИКТ» для 9 кл, /базовый
уровень/ А.Г.Гейн. М.: Просвещение, 2012.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного
стандарта основного общего образования по информатике и информационным
технологиям.
Настоящая программа составлена и рассчитана на изучение базового курса
информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течение 68 учебных часов из расчета 2
часа в неделю, в том числе 2 часа резервного времени.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимых школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы
выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия
как: информационный процесс, информационная модель и информационные
основы управления.Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не
социализации
только для формирования функциональной грамотности,
школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения
эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для
эффективности всего учебного процесса,
повышения мотивации,
последовательность изучения и структуризация материала построены таким
образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого
спектра информационных технологий для решения значимых для школьников
задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне
зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации
«безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы
обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о
различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и
графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие
информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно
подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и
описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы
данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого
уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй
части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных
технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов
используются формальные языки блоксхем и структурного программирования. С
самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Важное
понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного
моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с
компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных,
технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и
технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем
мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию;
организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и
процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать
планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических
работ (2530 мин), направленных на отработку отдельных технологических
приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных
на получение целостного содержательного результата, осмысленного и
интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент
курса информатики основной школы должно строиться таким образом, чтобы на
практическую часть отводилось не менее 50% рабочего времени. При выполнении
работ практикума предполагается использование актуального содержательного
материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы
рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде
не требующий использования средств
всего подготовительный этап,
информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в
домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть
разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Место информатики в учебном плане
Курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы.
Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся
данного возраста. Курс изучается по одному варианту планирования учебного
времени: минимальный вариант базового курса – 68 учебных часов. Рабочая
учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательногостандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена
оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной
деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются
сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса
информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации
образования является развитие содержания и методики обучения информатике,
информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного
образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного
общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще
сегодня выстраивается
(начальная,
основная и профильная школы),
который
многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ»,
рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания
школьников в области информатики и информационно – коммуникационных
технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика»
базового уровня являются получение школьниками представление о сущности
информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике,
классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи,
сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть
окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы
научного мировоззрения.
План составлен согласно Примерной программы основного общего
образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования
России от 09.03.04, № 1312). Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 часов в
год. Контрольных работ – 4; практических работ 20. Согласно ФК БУП, в
основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 9 классе в объеме 68
часов.Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
1.
Персональный компьютер рабочее место учителя и учащихся
2. Мультимедиапроектор
3.
Принтер (лазерный)
4.
5.
Источник бесперебойного питания
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки,
микрофон)
6.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экран¬ными объектами (клавиатура и мышь)
Внешний накопитель информации (или флэшпамять)
7.
Программные средства
1.
2.
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
3.
4.
5.
6.
Антивирусная программа.
Программаархиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки
презентаций и электронные таблицы.
7.
8.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Программы разработки анимации
9.
10. Мультимедиапроигрыватель (входит в состав операционных систем или
др.).
11.
Звуковой редактор.
12. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсовРезультаты освоения учебного курса «информатика и ИКТ»
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников
информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных
технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить
простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами,
используя графический
интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и
разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов:
объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения; создавать и использовать различные формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные,
в частности – в практических задачах), переходить от одного представления
данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта,
в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и
проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором,
цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники
безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со
средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме
блоксхем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых
моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и
личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с
соблюдение соответствующих правовых и этических норм.№
п/п
Раздел
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН
Колво
часов
(всего)
изучение
нового и
закрепление
1.
2.
3.
4.
Приложения Windows
Переменные в
алгоритмах и
структуры данных
Хранение и поиск
информации
Искусство построения
моделей
Всего
11
22
19
16
68
7
15
14
8
44
Из них
лабораторные,
практические
работы
3
6
4
7
20
контроль
1
1
1
1
4№ уч.
недел
№ ур. в
году
№ ур.
в раз.
и
1
1
2
2
1
2
3
4
1.
2.
Вводный инструктаж по
ТБ. Объекты Windows и
их представители
Л/р № 1 «Стандартные
работы в Windows»
Лабораторная
работа
3.
Архивация файлов
Семинар
составляющие,
устройств
драйвера
файловая структура,
ярлык
архивация (сжатие), архиваторы,
дерево,
архив самораспаковывающийся
архив
Лабораторная
работа
Опрос
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Темы уроков
Форма урока Основные дидактические единицы
(отдельно выделить курсивом
работу в рамках программы
«Одаренные дети»)
Раздел 1. Тема: Приложения Windows (11 часов)
Формы
контроля
Лекция
приложение, окно и его элементы,
ОС и её
буфер обмена,
Беседа
4.
Стандартные приложения
Работа в парах стандартные
windows
WINDOWS:
приложения
Тест
Блокнот,3
3
4
4
5
5
6
6
5
6
7
8
9
10
11
12
Системы счисления
Как в компьютере
реализуются вычисления
Двоичная и
шестнадцатиричная
системы счисления
Построенние диаграмм и
графиков в Microsoft
Excel
Л/р № 3 «Построение
диаграмм в Microsoft
Excel»
К/р № 1 «Приложения
Windows»
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
5.
Л/р № 2 «Стандартные
Лабораторная
Калькулятор,
Звукозапись,
Лабораторная
приложения Windows»
работа
Лекция
Семинар
Решение задач
WordPad, Paint, линейная запись
выражений
система счисления, позиционная и
непозиционная с.с., двоичная с.с и
работа
Беседа
Опрос
двоичная арифметика,
Горнера
схема
Решение задач
Лекция
Беседа
диаграммы, мастер диаграмм
Лабораторная
работа
Контрольная
работа
Лабораторная
работа
Контрольная
работа
Беседа
Раздел 2. Тема: Переменные в алгоритмах и структуры данных (22 часа)
исполнитель,
Алгоритмы и
Лекция
алгоритм,
алгоритмические
структуры
программа,
таблицы истинности
команда,
СКИ,7
7
8
8
9
9
13
14
15
16
17
18
10
19
2.
Ещё раз о циклических
Лекция
цикл, цикл «Делать пока», цикл
Беседа
3.
4.
5.
6.
7.
8.
алгоритмах. Оператор
«Делать от…до…»
Переменные в алгоритмах
Вспомогательный
алгоритм
Типы переменных.
Формальные и
фактические параметры
Семинар
Семинар
«Делать от … до …», блок схема
цикла «Делать от … до…»
переменные,
значение,
имя,
оператор присваивания
вспомогательные
элементы
алгоритм,
вспомогательного
Работа в парах типы переменной:
алгоритма, подпрограмма
вещественный,
целый,
формальные и
Подпрограммафункция
Лекция
Обзор вычислительных
Семинар
фактические
локальные
и
параметры,
глобальные
переменные
подпрограммафункция, описание
подпрограммыфункции
Опрос
Опрос
Тест
Беседа
Беседа
формальных
исполнителей
Л/р № 4 «Освоение
языка
программирования»
язык
основные
программирования,
алгоритмические
конструкции
Лабораторная
работа
Лабораторная
работа9.
Рекурретные
Лекция
10
11
11
12
12
13
13
14
20
21
22
23
24
25
26
27
соотношения
Л/р № 5 «Работа с
рекурретными
соотношениями»
Поиск максимума
Л/р № 6 «Поиск
10.
11.
12.
максимума»
13. Массивы в языках
программирования
Л/р № 7 «Массивы в
14.
языках
программирования»
Алгоритм сортировки
Л/р № 8 «Алгоритмы
сортировки»
15.
16.
Лабораторная
рекуррентные соотношения
работа
Лекция
Лабораторная
работа
Лекция
Лабораторная
работа
максимум, алгоритм нахождения
максимума
массив, тип массива, размерность
массива
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Лекция
сортировка, алгоритм сортировки,
Беседа
Лабораторная
работа
сортировка методом наименьшего
элемента, сортировка методом
пузырька
слово, длина слова, пустое слово,
выделение части слова, операция
соединения слова,
Лабораторная
работа
Тест
14
28
17.
Слова и действия с ними
Семинар15
29
18.
Символьные переменные
Лекция
Беседа
15
16
16
30
31
32
17
33
19.
20.
21.
22.
и операции над ними в
языках
программирования
Л/р № 9 «Символьные
переменные»
Какие бывают языки
программирования
Язык как средство
сохранения и передачи
Лабораторная
работа
Презентация
учителя
Лекция
информации
К/р № 2 «Переменные в
алгоритмах и структуры
Контрольная
работа
данных»
символьные
(строковые)
переменные
Лабораторная
работа
Беседа
Опрос
Контрольная
работа
17
34
1.
Раз компьютер, два
Лекция
локальная компьютерная сеть,
Беседа
Раздел 3. Тема: Хранение и поиск информации (19 часов)
компьютер
телефонная сеть, идентификатор
конечного пользователя, скорость
передачи информации, бод
18
18
35
36
2.
3.
Где взять информацию
Презентация
Что такое гипертекст
учителя
лекция
интернет
Беседа
Беседа19
19
20
20
21
21
22
22
37
38
39
40
41
42
43
44
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Как получить
информацию
Л/р № 10 «Поиск
информации в
Интернете»
Html – язык описания
электронных документов
Л/р № 11 «Ваша первая
Webстраница»
Первое знакомство с
«отмеченными
объектами»
Л/р № 12 «Создание
гперссылок»
Как оформить HTML
страницу
Л/р № 13
«Использование тега
TABLE для
формирования Web
страницы»
Семинар
Опрос
Лабораторная
гипертекстовая
гипертекст,
страница, домен, средства поиска
Лабораторная
работа
в интернете
Лекция
Лабораторная
работа
Лекция
Лабораторная
работа
Лекция
Лабораторная
работа
язык описания страниц, тег
ссылки, гипертекстовые ссылки
таблица,
атрибуты описания
таблиц
форматы графических файлов в
интернете
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа23
45
12.
Основные форматы
Лекция
23
24
24
25
25
26
26
27
46
47
48
49
50
51
52
53
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
1.
графических файлов в
Интернете
Публикация Word
документов в Интернете
Провайдеры,
регистрация, удалённый
доступ
Что ещё можно делать в
Интернете
Интернеттелефония
Этика Интернета.
Безопасность в Интернете
Защита информации
К/р № 3 «Хранение и
поиск информации»
Семинар
Презентация
учителя
Семинар
Лекция
Презентация
учителя
Работа в парах
Контрольная
работа
провайдер,
компьютерный
тарифный план,
вирус,
антивирусные программы, защита
информации
Раздел 4. Тема: Искусство построения моделей (16 часов)
Базы данных и
информационно
поисковые системы
Лекция
модель, виды и типы моделей,
моделирование, объект, процесс,
явление, формализация.
Беседа
Опрос
Тест
Опрос
Беседа
Тест
Опрос
Контрольная
работа
Беседа27
54
2.
Л/р № 15 «Создание
Лабораторная
Данные, базы данных, СУБД,
Лабораторная
28
55
28
29
29
30
30
31
31
32
56
57
58
59
60
61
62
63
учебной базы данных
«Класс» и работа с ней»
Представление и
обработка графов на
компьютере
Л/р № 16 «Алгоритмы
обработки графов»
Модель неограниченного
роста
Л/р № 17
«Неограниченный рост»
Модель ограниченного
роста
Л/р № 18 «Ограниченный
рост»
Из пушки по……….
Л/р № 19 «Метод
половинного деления»
Сколько можно взять у
природы
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
работа
Лекция
ИПС, атрибуты БД, сортировка,
запрос
системный подход,
система,
системный эффект
Лабораторная
граф, элементы графа
работа
Лекция
Лабораторная
работа
Лекция
Лабораторная
работа
Лекция
Лабораторная
работа
Презентация
учителя
единицы измерения информации,
содержательный и алфавитный
подход к измерению информации
управление, кибернетика, схема
управления
обратная связь, отрицательная
обратная связь, положительная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
Опрос32
64
12.
Л/р № 20 «Управление
Лабораторная
добычей возобновимых
ресурсов»
Изучаем системы с
обратной связью
Л/р № 21
«Компьютерная модель
Лисы и кролики»
Глобальные модели
К/р № 4 «Искусство
13.
14.
15.
16.
33
33
34
34
65
66
67
68
построения моделей»
работа
работа
Лекция
обратная
системы
связь,
гомеостаз
Лабораторная
работа
Беседа
Лабораторная
работа
управление по принципу обратной
связи «Компьютерная модель
Лабораторная
работа
Лекция
Контрольная
«Лисы и кролики»
стратегия,
игра,
выигрышная
стратегия, игра Баше
Опрос
Контрольная
работаКритерии оценивания устных и письменных ответов
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и
информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного
(письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным
темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка
выставляется в соответствии с таблицей:
Процент
выполнения
Отметка
задания
91100%
7690%%
5175%%
менее 50%
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в
знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных
учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о
нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально
на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие
смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является
обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс
информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением
прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных
областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 12
мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 12 недочетов или одной ошибки;
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся
не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание
основного программного материала) или отказ от выполнения учебных
обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный
подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных
недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть
повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей
устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование
внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой;изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены одиндва недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей
программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или
наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя;ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому
материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
Для обучающихся
Основная литература
1. А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И.
1. 1. А.Г. Гейн, А.Б. Ливчак, А.И.
Сенокосов,
Юнерман
«Информатика и ИКТ» учебник для
Н.А.
Сенокосов,
Юнерман
«Информатика и ИКТ» учебник для 9
Н.А.
9 класса общеобразовательных
учреждений: базовый и профильный
класса
общеобразовательных
учреждений: базовый и профильный
уровни. – М.: Просвещение. 2012г
уровни. – М.: Просвещение. 2010г
2. А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман Книга
для учителя «Методические
к учебнику
рекомендации
класса».– М.: Просвещение, 2010
9
Дополнительная литература
Библиотека учебных курсов
http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curr
Microsoft
icula/
Виртуальный компьютерный
http://www.computermuseum.ru
музей
Газета
«Информатика»
http://inf.1september.ru
Издательского дома «Первое
сентября»
Дидактические материалы по
информатике и математике
Интернетшкола
«Просвещение. ru»
http://compscience.narod.ru
http://www.internetschool.ru
Информатика в школе: сайт
http://marklv.narod.ru/inf/
М.Б. Львовского
Информатика в школе: сайт
http://infoschool.narod.ru
И.Е. СмирновойИнформатика для учителей:
http://www.syrtsovasv.narod.ru
сайт С.В. Сырцовой
Информатика и информация:
http://www.phis.org.ru/informatika/
сайт для учителей информатики и
учеников
Информатика
и
http://www.rusedu.info
информационные технологии в
образовании
Информатика
и
http://iit.metodist.ru
информационные технологии: сайт
лаборатории информатики МИОО
для
Информация
информатиков: сайт О.В.Трушина
История Интернета в России
ИТобразование в России:
сайт открытого еконсорциума
Компьютерные
телекоммуникации: курс учителя
информатики Н.С. Антонова
Клякс@.net: Информатика в
школе. Компьютер на уроках
Материалы к
урокам
информатики (О.А. Тузова, С.
Петербург, школа № 550)
Методические
и
дидактические материалы к
урокам информатики: сайт Е.Р.
Кочелаевой
http://trushinov.chat.ru
http://www.nethistory.ru
http://www.eduit.ru
http://distant.463.jscc.ru
http://www.klyaksa.net
http://school.ort.spb.ru/library.html
http://ekochelaeva.narod.ruПолезные ссылки :
Министерство образования и науки
http://www.mon.gov.ru
Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере
http://www.obrnadzor.gov.ru
образования и науки (Рособрнадзор)
Федеральное агентство по образованию
http://www.ed.gov.ru
(Рособразование)
Федеральное агентство по науке и
http://www.fasi.gov.ru
инновациям (Роснаука)
Федеральный центр тестирования
Федеральный портал «Российское
http://www.rustest.ru
http://www.edu.ru
образование»
Российский
общеобразовательный
http://www.school.edu.ru
портал
Портал информационной поддержки
http://ege.edu.ru
Единого государственного экзамена
Естественнонаучный образовательный
http://www.en.edu.ru
портал
Федеральный портал «Информационно
в
технологии
коммуникационные
http://www.ict.edu.ru
образовании»
Российский
портал
открытого
http://www.openet.edu.ru
образования
Портал
Национального
фонда
http://portal.ntf.ru
подготовки
«Информатизация системы образования»
кадров:
проект
Газета «Информатика»
В помощь
учителю:
Сетевое
объединение методистов (СОМ)
http://inf.1september.ru
http
:// som
. fsio
. ru /Контрольная работа №1 «Приложения Windows»
Каждый ученик выбирает по одному вопросу из темы. Отвечают письменно
Архитектура персонального компьютера история развития вычислительной техники
1. Перечислите поколения ЭВМ, их основные характеристики, недостатки. Какие задачи стояли
перед разработчиками машин IIV поколений. Какие задачи стоят перед разработчиками машин
V поколения.
2. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? Что вы знаете об
отечественных ЭВМ?
3. Что вы знаете об истории ПК?
4. По каким признакам можно классифицировать ПК? Опишите основные классы ПК по
назначению, по конструктивному исполнению.
5. Перечислите основные компоненты персонального компьютера и их назначение.
6. Перечислите дополнительные устройства, их характеристики и назначение.
7. Что такое микропроцессор? Виды процессоров, назначение и характеристики.
8. Память. Виды памяти.
9. Что такое модульность и принцип открытой архитектуры?
10. Для чего предназначен монитор, типы, основные характеристики
11. Какие устройства относятся ВЗУ? Их основные характеристики.
12. Перечислите устройства ввода, поясните их назначение.
13. Перечислите устройства вывода, поясните их назначение.
14. Какие принтеры используются при работе с ПК? Их характеристики.
15. Что такое драйвер? Объясните назначение драйвера клавиатуры и экрана.
16. Клавиатура, блоки (группы клавиш) клавиатуры и их назначение. Специальные клавиши.
17. Понятие информации, виды информации, единицы измерения компьютерной информации.
18. Что такое программное обеспечение ПК. Основные виды ПО.
19. Назначение и виды прикладного программного обеспечения ПК.
20. Коммерческий статус программ.
Информационные системы
21. Что такое база данных?
22. Из каких объектов состоит база данных?
23. Какие типы данных вы знаете?
24. Что такое электронная почта?
25. Компьютерные сети: общие понятия.
26. Локальные сети.
27. Глобальные сети.
28. Применение компьютерных сетей.
29. Сеть Internet.
30. Что такое технология мультимедиа? Что способствовало появлению мультимедиа?
Операционная система Windows
31.
Что такое операционная система ПК? Какие основные функции выполняет
операционная система?
32.
33.
34. Основные понятия Windows: Рабочий стол, Панель задач, ярлык, пиктограмма, документ,
Что такое Windows? Опишите принципиальные особенности среды Windows.
Этапы загрузки операционной системы.
приложение.Что такое окно? Типы окон в Windows. Варианты представления окна
35.
36. Перечислите специальные папки и их назначение.
37. Перечислите основные операции, выполняемые с помощью мыши.
38. Стандартные приложения Windows и их назначение.
39. Что такое активное окно? Как активизировать окно. Операции, выполняемые с окном.
40. Понятие объекта, основные характеристики объекта. Основные объекты системы Windows и
их понятия.
41. Перечислите основные элементы окна?
42. Каково назначение панелей инструментов? Перечислите функции строки состояния в окне.
Как работать с полосой прокрутки? Что такое системное меню окна.
43. Назначение диалоговых окон. Способы их открытия. Элементы управления в диалоговых
44. Что такое принцип «DragandDrop»? Что такое принцип WYSIWYG?
45. В чем преимущества векторного шрифта перед растровым? Что такое шрифт Тrue Туре?
46. Каково назначение шрифтов Symbol и Wingdings?
47. Что такое файл? Имя файла. Организация файлов в операционной системе. Файловая
окнах.
система?
48. Что такое буфер обмена? Назовите достоинства и недостатки буфера обмена.
49. Опишите принцип работы со справочной системой Windows.
50. Программа Проводник: открытие, назначение, вид окна.
51. Опишите создание ярлыков в системе Windows.
52. Как осуществляется поиск файлов в системе Windows?
53. Какие служебные программы имеются в составе Windows.
54. Что такое компьютерный вирус?
55. Кто и зачем создает вирусы?
56. Основные меры профилактики?
57. Назовите основные виды антивирусных программ.
58. Программы архиваторы: назначение, основные функции. От чего зависит степень сжатия.
Текстовый процессор MS WORD
59. Пакет Microsoft Office, его назначение, стандартные программы, профессиональные
программы.
Назовите все элементы окна документа WORD?
60. История появления текстовых редакторов.
61. Назначение процессора Word.
62.
63. Перечислите правила ввода текста в редакторе Word.
64. Способы открытия документа в Word.
65.
66. Настройка внешнего вида окна: панели инструментов, строка состояния, линейки, полосы
Способы сохранения документа в Word.
67.
прокрутки, масштаб.
Что такое режим отображения документа на экране? В каких случаях следует устанавливать
тот или иной режим отображения?
Расстановка переносов, выставление и удаление номеров страниц в Word.
Что такое колонтитул? Технология работы с колонтитулами.
Что такое сноски? Технология вставки сноски?
68.
69.
70.
71. Что такое таблица в документе Word? Операции, выполняемые с таблицами.
72. Что такое рисованный объект в документе Word? Технология вставки рисунков.
73.
74.
75.
76. Что такое многоколончатый текст? Технология создания колонок. Оформление буквицы.
77. Что такое стиль? Стилевое форматирование абзацев.
Технология вставки символов, нумерованные и маркированные списки.
Перечислите все параметры формата абзацев, которые можно установить средствами Word.
Перечислите все параметры формата символов, которые можно установить средствами Word.78. Вставка формул и диаграмм.
Табличный процессор Excel
Вид окна процессора EXCEL.
История появления электронных таблиц.
79.
80. Назначение табличных процессоров.
81.
82. Перечислите объекты электронной таблицы.
83. Способы выделения объектов электронной таблицы.
84. Добавление листов в рабочую книгу, переименование ярлычков листов, удаление и
перемещение листов.
Формулы: понятие, арифметические, логические формулы.
Функции: математические, статистические. Мастер функций.
85. Перечислите типы данных. Установка типов данных. Способы фиксирования данных
86.
87.
88. Адресация ячеек таблицы: относительная, абсолютная, смешанная.
89. Построение диаграмм с использованием таблицы.
90. Оформление таблицы: выставление границ, выравнивание, изменение направления текста в
ячейках таблицы.Контрольная работа по информатике 9 класс
«Переменные в алгоритмах и структуры данных»
Вариант 1
1) К какому виду алгоритмических конструкций можно отнести
фрагмент алгоритма, представленный на схеме?
1 Линейный (последовательный).
2 Циклический.
3 Разветвляющийся.
4 Смешанный
2) Впишите фрагменты текста в каждый блок блоксхемы, в соответствии с назначением этих
блоков «НАЧАЛО», «ВВОД Х», «Y:=X+1», «ВЫВОД Y», «КОНЕЦ», «X>0»
3) Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы,
где a и b – вещественные (действительные) переменные:
a := 5;
b := 5 3 * a;
b := b / 2 * a;
1) 1
2) –1
3) 25
4) –25
4) Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы,
где a и b – вещественные (действительные) переменные:
a := 5;
b := 5 + 5 * a;
b := b / 2 * a;
1) 3
2) 5
3) 75
4) 125
5) Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии.
В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его
движения. У исполнителя существуют две команды:
Вперед n,
где n – целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в
направлении движения.
Направо m, где m – целое число, вызывающая изменение направления движения на m
градусов по часовой стрелке.
Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в
скобках повторится 5 раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5 [Вперед 10 Направо 72]
Какая фигура появится на экране?
1) Незамкнутая ломаная линия
2) Правильный треугольник
3) Квадрат
4) Правильный пятиугольник6) Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма.
нет
x:=15;
y:=35;
x <
30?
да
x >=
y?
нет
x:=x+10;
y:=y-10;
да
x:=x-5;
y:=y+5;
В ответ запишите номер правильного варианта:
1) x=25, y=25 2) x=20, y=30
3) x=30, y=20
4) x=30, y=30
7) Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма и напишите
программу
m:=54;
n:=16;
m = n?
нет
m > n?
нет
да
да
n:=n-m;
m:=m-n;Контрольная работа по информатике 9 класс
«Переменные в алгоритмах и структуры данных»
Вариант 2
1) К какому виду алгоритмических конструкций можно отнести фрагмент алгоритма,
представленный на схеме?
1 Линейный (последовательный). 2 Циклический. 3 Разветвляющийся.
2) Расставьте действия, в элементах блоксхемы, чтобы получился циклический алгоритм
«НАЧАЛО», «ВВОД Х», «Y:=X+1», «ВЫВОД Y», «КОНЕЦ», «X>0»
3) Исполнитель Робот действует на клетчатом поле, между соседними
клетками которого могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам
поля и может выполнять следующие команды: Вверх (1), Вниз (2), Вправо
(3), Влево (4).
При выполнении каждой такой команды Робот перемещается в соседнюю
клетку в указанном направлении. Если же в этом направлении между
клетками стоит стена, то робот разрушается.
Какую последовательность из 5 команд выполнил Робот, чтобы переместиться из клетки А в
клетку В, не разрушившись от встречи со стенами? Ответы записаны в виде последовательности
цифр, соответствующих командам.
A
B
1) 32323
2) 23324
3) 32324
4) 22211
4) Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a
и b – вещественные (действительные) переменные:
a := 7;
b := 7 + 3 * a;
b := b / 2 * a;
1) 2
2) 5
3) 98
4) 245
5) Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a
и b – вещественные (действительные) переменные:
a := 5;
b := 5 3 * a;
b := b / 2 * a;
1) 1
2) –1
3) 25
4) –256) Определите значения переменных x и y после выполнения фрагмента алгоритма.
нет
x:=10;
y:=15;
x > 0
y > 0 ?
да
x <=
y?
нет
x:=x-3;
y:=y+5;
да
В ответ запишите номер правильного варианта:
1) x=15, y=16
7) Запишите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма и напишите
программу
3) x=16, y=15
2) x=20, y=13
4) x=13, y=20
n:=0;
s:=0;
n > 100?
нет
n
нечетно?
n:=n+1
да
s:=s+n
да
нетКонтрольная работа №3 по информатике 9 класс
«Хранение и поиск информации» Вариант 1.
1. Что такое телеконференция? (Опишите ее)
2. Укажите существующие каналы связи. Их достоинства и недостатки.
3. Что такое Web – страница, Web – сайт.
4. Укажите основные способы поиска информации во Всемирной паутине.
5. Файл размером 9 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1536 бит в
секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через
другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла
в байтах.
6. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в
порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
А) реферат | математика | Гаусс
Б) реферат | математика | Гаусс | метод
В) реферат | математика
Г) реферат & математика & Гаусс
7. В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим
запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос
Количеств
о страниц
(тыс.)
255
222
50
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Москва & Лондон
Москва & Париж
Москва & Париж & Лондон
Москва & (Париж | Лондон)
Контрольная работа №3 по информатике 9 класс
«Хранение и поиск информации» Вариант 2.
1. Опишите, как работает электронная почта?
2. Опишите технологию «клиент сервер».
3. Что такое гиперссылка и гипермедиа?
4. Каким образом ссылки на конкретные документы попадают в поисковые системы? Какие
существуют недостатки у поисковых систем?
5. Передача файла размером 16 Кбайт через некоторое соединение заняла 512 секунд. Определите
размер файла (в Кбайт), передаваемого через это же соединение, если время его передачи
составило 128 секунд. В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт.
6. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в
порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
Ответ запишите в виде последовательности соответствующих букв.
а) Информатика & уроки & Excel
b) Информатика | уроки | Excel | диаграмма
с) Информатика | уроки | Excel
d) Информатика | Excel
7. В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим
запросам в некотором сегменте Интернета:
Запрос
Пекин & (Москва | Токио)
Количеств
о страниц
(тыс.)
338Пекин & Москва
Пекин & Токио
204
184
Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Пекин & Москва & Токио.Контрольная работа №4 по информатике 9 класс
«Искусство построения моделей»
Вариант 1
1. База данных – это…
А) набор данных, собранных на одной дискете
Б) определенным образом организованная совокупность данных некоторой предметной области,
хранящаяся в компьютере
В) данные, предназначенные для работы программы
Г) данные, пересылаемые по коммуникационным сетям
2.
Количество записей в ней равно…
А) 2
Б) 6
В) 7
Г) 4
3. Поле – это…
А) строка таблицы;
Б) столбец таблицы;
В) совокупность однотипных данных;
Г) некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.
4. Для чего предназначен объект «таблица»?
А)для хранения данных
Б)для архивирования данных
В)для ввода и удаления данных
Г)для выборки данных
5. Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить…
А) неупорядоченное множество данных
Б) вектор
В) генеалогическое дерево
Г) двумерная таблица
6. Иерархическая база данных это?
А) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;
Б) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным,
остальные подчиненными (графически может быть представлена в виде перевернутого дерева);
В) БД, в которой записи расположена в произвольном порядке;
Г) БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным
иерархическим связям горизонтальные связи.
7. Для выборки записей из одной или нескольких таблиц служат…
А) таблицы
Б) формы
В) запросы
Г) отчеты8. Процесс упорядочения записей в таблице по значению одного или нескольких полей
называют…
А) построением
Б) выравниванием
В) сортировкой
Г) фильтрацией
9. Для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде
предназначены:
А) запросы
Б) таблицы
В) формы
Г) отчёты
10. Дана база данных:
Количество записей, удовлетворяющих условию «Площадь меньше 2 тыс. кв. км» равно…
А) 4
Б) 2
В) 1
Г) 3
11. Первичный ключ таблицы – это
Д) номер первой по порядку записи
Е) любое поле числового типа
Ж) одно или несколько полей, значения которых однозначно определяют любую запись в таблице
З) первое поле числового типа
12. При вводе данных в режиме таблицы * обозначает:
А) главную запись
Б) активную запись
В) неверную запись
Г) пустую запись
13. Поля могут содержать данные следующих типов (выберите несколько правильных
ответов):
А) текстовый
Б) числовой
В) счетчик
Г) графический
Д) формульный
14. В чем заключается особенность типа данных «счетчик»?
И) служит для ввода целых и действительных чисел
К) имеет свойство автоматически увеличиваться
Л) имеет свойство автоматического пересчета при удалении записи
М) служит для ввода шрифтов
Контрольная работа по темеКонтрольная работа №4 по информатике 9 класс
«Искусство построения моделей»
Вариант 2
1. Реляционная база данных – это…
А) БД, в которой вся информация организована в виде прямоугольных таблиц
Б) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, а
остальные подчиненным
В) БД, в которой записи расположены в произвольном порядке
Г) БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным
иерархическим связям горизонтальные связи
2. Сетевая база данных это?
А) БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;
Б) БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным,
остальные подчиненными;
В) БД, в которой записи расположена в произвольном порядке;
Г) БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным
иерархическим связям горизонтальные связи.
3. Строка таблицы, соответствующая некоторому объекту и содержащая набор значений
атрибута этого объекта, называется…
А) бланком
Б) полем
В) записью
Г) ключом
4.
Количество полей в ней равно…
А) 2
Б) 6
В) 7
Г) 4
5. Что такое СУБД?
А) это различные объекты базы данных
Б) это базовый объект базы данных, который содержит всю информацию
В)это комплекс программ, позволяющий создавать базы данных, а также обеспечивающий
обработку данных
Г) это сетевые базы данных
6. Имеется база данных:
После сортировки по убыванию по полю «школа», Беляев будет занимать строку под номером…А) 3
Б) 4
В) 2
Г) 1
7. Установите соответствие:
А) сложные фильтры
Имя
Семен
Сергей
Тимофей
Филипп
Оклад
40 000
45 000
30 500
25 000
1) содержат условие отбора записей только
для одного поля
2) содержат несколько условий для
различных полей
Б) простые фильтры
8. Основным объектом для хранения информации в реляционных базах данных является…
А) таблица
Б) форма
В) запрос
Г) отчёт
9. Для чего предназначен объект «запрос»?
А)для ввода данных базы и их просмотра
Б)для выборки и обработки данных
В)для хранения данных
Г)для удаления данных из базы
10. Запись – это…
А) строка таблицы;
Б) столбец таблицы;
В) совокупность однотипных данных;
Г) некоторый показатель, который характеризует объект числовым, текстовым или иным
значением.
11. В базе данных записи упорядочены по полю
Фамилия
Зайцев
Петров
Сидорин
Опарин
А)имя
Б)фамилия
В)отчество
Г)оклад
12. Для чего предназначен объект «форма»?
Д) для хранения данных
Е) для автоматического выполнения групп команд
Ж) для ввода данных базы и их просмотра
З) для выборки данных
13. Поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице, называют…
А) логическим ключом
Б) первичным ключом
В) уникальный ключ
Г) составной ключ
14. Тип поля реляционной базы данных определяется…
А) типом данных
Б) именем ячейки
В) именем поля
Отчество
Петрович
Сергеевич
Михайлович
АлексеевичГ) типом ключа