Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
5 кл
13.05.2017
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края составлена для 5 класса на основе Программы курса «История и культура мордовского края» (руководитель авторского коллектива Н.М. Арсентьев) для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений (2010 год) и учебного пособия «Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. 5 класс (под ред. Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов первого полугодия учебного года.
ИКМ 5 КЛАСС.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края составлена для 5А,Б,В
классов на основе Программы курса «История и культура мордовского края»
(руководитель авторского коллектива Н.М. Арсентьев) для 5 – 9 классов
общеобразовательных учреждений (2010 год) и учебного пособия «Родиноведение.
Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. 5 класс (под ред. Н.М.
Арсентьева), Саранск, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов первого полугодия учебного года.
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
изучение этнонационального компонента, позволяющего увидеть место и роль
Основные задачи курса:
мордовского народа в мировом диалоге культур;
развитие у учащихся интереса и уважения к истории и культуре народов нашего края;
стремление сохранить и приумножить культурное наследие;
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к
представителям других народов и стран;
включение в активное обсуждение и посильное решение вопросов развития нашей
республики, все большее наполнение реальным содержанием наших основополагающих
идеалов – Согласие, Порядок, Созидание, направленных на обеспечение устойчивого
развития Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации.
Метапредметными результатами изучения курса в 5 классе является начало
формирования универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
– Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
– Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
– Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
– Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер).
– Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
– Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет).
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
– В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
– Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
– Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности:
1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
2. осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей.
– Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
– Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
– Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно
использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное,
поисковое), приёмы слушания.
– Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
– Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
– Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
– Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
– Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметными результатами изучения курса в 5 классе являются следующие
умения:
– осознание роли истории родного края в познании окружающего мира;
– объяснять основные закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять роль исторической науки в решении проблем гармоничного социального
развития;
– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории и ее исторического прошлого;
– определять причины и следствия проблем исторического развития на
национальном уровне;
– приводить примеры важных исторических дат и событий на территории
мордовского края;
– пользоваться различными источниками информации: словари, справочники, другая
литература, интернетисточники; – понимание смысла собственной действительности;
– формулировать своё отношение к культурному наследию малой родины;
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения истории и культуры мордовского края ученик должен
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
выдающихся деятелей мордовского народа;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях,
рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл
изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
Мордовии, достижениям культуры края;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих
мордовский край в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
В 5В классе обучается Трусков Константин, который относится к категории детей с ОВЗ. С целью
реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и
психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в
обычном классе ОУ общего типа,
осуществляется по образовательным программам,
разработанным на базе основных общеобразовательных программ. На уроках истории Трусков Константин нуждается в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить
ему усвоение учебного материала. Ему рекомендуется некоторая разгрузка программы за счет
освобождения от слишком сложного для него или не имеющего первостепенного значения
материала, от излишней детализации. Высвобождающееся время рекомендуется использовать для
изучения и разбора особо значимых исторических фактов, работе с учебником, составлению таблиц
и схем, словарной работе. Поэтому преподавание истории в 5В классе Трускову Константину
ведется по программе общеобразовательной школы, в которую внесены изменения на основе этих
рекомендаций.
Основное содержание
Как нужно изучать историю малой родины
Что изучает история. Откуда мы узнаём о прошлом. Понятие края, малой родины.
Археология, легенды и предания о жизни и быте наших предков. Почему следует изучать и знать
свою историю. Как вести счёт времени.
Мордовский край в мировом диалоге культур. Что такое культура? Для чего нужно изучать
культуру. Откуда мы знаем историю своего края.
Откуда наши корни
Я и мое имя. Что означают наши имена и откуда они к нам пришли. Традиции имянаречения
у мордвы, русских и татар. Антропонимика как наука об именах, отчествах, фамилиях людей, их
кличках, прозвищах, псевдонимах. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
Моя родословная. Понятие генеалогии, генеалогического древа. Откуда можно узнать о
прошлом семьи. Семейные реликвии и традиции. Какие события прошлого отразились в истории
моей семьи. Составление родословной с помощью родителей.
Чем интересна история дома
Мой дом. История жилища. Жилой дом, общественные здания. Зодчество и архитектура.
Понятие и примеры архитектурных ансамблей.
История вещей, которые нас окружают.
Как и когда появились школы в Мордовии
Как готовили к взрослой жизни детей в древности. Народная педагогика у мордвы,
русских, татар. Первые школы в мордовском крае. Письмо и счёт народов мордовского края.
Просветители мордовского народа. М. Е. Евсевьев. Школа и образование в мордовском крае в XX
веке.
Наша школа и ее история. Источники сведений о прошлом школы. Основные направления
работы и традиции школы. Связь с местными предприятиями, учреждениями.
Педагоги разных поколений. Выпускники и их судьбы. Родители — выпускники школы, их
воспоминания.
Создание летописи школы. Нужно ли знать историю школы.
Особенности возникновения и развития городов Мордовии, их топонимика. Функции и
роль городов в развитии материальной и духовной культуры народов нашего края. Гербы городов и
их символика. Столица. Население и его занятия.
Как возник мой город
Мой родной город и его история как часть истории края, страны. Улицы рассказывают о
прошлом. Экономическая, политическая, культурная жизнь города, его связи с селом, другими
городами, регионами России, зарубежьем.
История первых поселений. Село, сельцо, деревня. Происхождение и смысловое
содержание этих понятий. Топонимика как источник знаний о прошлом родного края. Мордовские,
русские, татарские названия поселений в мордовском крае. Что обозначает топонимика вашего
села, деревни.
История родного села — часть истории края, Отечества. Функции села. Участие жителей
села в защите Родины, общественнополитических движениях. Легенды и сказания.
Перемены в жизни села в современных условиях. Учащиеся школы и будущее села. Как мордовский край стал республикой
Для чего создаются области, губернии, республики? Республика Мордовия — часть
России. Гимн, герб, флаг Республики Мордовия. Документы истории, легенды и сказания.
Природа мордовского края. Хозяйство Мордовии: состояние и перспективы развития.
Народы, населяющие мордовский край: история и современность Обычаи, традиции,
обряды у мордвы, русских, татар.
Культура. Развитие, взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур народов,
населяющих Мордовию. Литература. Музыка. Театр. Музеи и выставочные залы. Религия и
церковь.
Календарно тематическое планирование
Название разделов
Темы уроков
Тип
урока
Примечание
(для детей с
ОВЗ)
Дата проведения
урока
План
Факт
Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины (2 ч)
1 Как вести счёт времени
Изучение н/м Работа с текстом
2 Откуда мы знаем историю своего края
Комбинир.
урок
учебника;
составление
вопросов к
содержанию
каждого пункта
параграфа;
Тема 2. Откуда наши корни (2 ч)
3 Почему меня так зовут
4 Откуда происходит мой род
Практикум
Практикум
ответы на вопросы
(устно и
письменно);
Тема 3. Чем интересна история дома (2 ч)
5 Каким бывает жилище
6 О чём могут рассказать вещи
Изучение н/м
Практикум
Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии (2 ч)
7 Как появились школы на территории
мордовского края
Изучение н/м составление схем,
заполнение таблиц с
помощью учителя
8 Чем отличаются письмо и счёт народов
мордовского края
Комбинир.
урок
Тема 5. Как возник мой город (моё село) (2 ч)
9 Как и когда появились города
Комбинир.
мордовского края
урок
10 Чем знамениты села нашей республики
Комбинир.
урок
Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия (6 ч)
11 Почему моя республика называется
Изучение н/м Работа с текстом
учебника;
Мордовией 12 Какие народы живут в нашей республике
Комбинир.
урок
13 Чем богат духовный мир народов
Мордовии
14 Для чего нужно знать герб, флаг, гимн
своей республики
15 Чем славится столица моей родины
16 Какими достопримечательностями
гордятся жители нашей республики.
Знаю ли я историю моего края?
17
Комбинир.
урок
Урок
презентация
Экскурсия
Урок
путешествие
Урок игра
составление
вопросов к
содержанию
каждого пункта
параграфа;
ответы на вопросы
(устно и
письменно);
составление схем,
заполнение таблиц с
помощью учителя.
Учебно – методическое обеспечение:
учебное пособие «Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры
мордовского края. 5 класс (под ред. Н.М. Арсентьева), Саранск, 2009.
Дополнительная литература
1. История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М.
Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
2. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции /
В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева,
В.А. Юрченкова. Саранск : Издво Мордов. унта, 2005 г.
3. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство/ Саранск, 1968 г.
4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Сост.
Маркова С.С./Саранск, 2004 г
5. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. крае для маленьких читателей /Мордов.
гос. унт им. Н.П. Огарева; авт.–сост. Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, К.И.
Шапкарин. – Саранск: 2005 г.
6. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии — Саранск, 1982.
7. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск,
1976.
8. Записки о Саранске XVIII—XX веков / сост. В. А. Юрченков. Саранск, 1991.
9. Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких
читателей. — Саранск, 2007.
10. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. — Саранск, 2004.
11. Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве
С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
12. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории.
— Саранск, 1991.
Электроннообразовательные ресурсы:
СD диск «Мордовия – мой дом!»
СD диск «История Мордовии» презентации
Интернет источники: http://www.niign.ru/ Научноисследовательский институт гуманитарных наук
(НИИГН)
http
:// www
музей.
. ru / Мордовский республиканский объединенный краеведческий
. mrkm
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.