РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
5 кл
30.01.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе
календарно - тематическое планирование для 5 класса
Публикация является частью публикации:
5 класс.docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Парамоновская ООШ Приказ от  30 .08.2016г.  № 30 ____________/Е.А.Ермолова/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории  Уровень общего образования (класс): основное общее 5 класс Количество часов: 69 часов Учитель: Царану Надежда Петровна Программа разработана на основе  Примерной  программы основного общего образования по истории Федерального  государственного образовательного стандарта основного  общего образования (ФГОС ООО), 5 класс. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.  Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира. (5 класс) Данная рабочая программа разработана на основе:  Примерной  программы основного общего образования по истории. Федерального  государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО), 5 класс. Авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение» Основной образовательной программы МБОУ Парамоновской ООШ на 2016­ 2017 учебный год  Цели   предмета:  формирование   у   учащихся   целостного   представления   о начале     исторического   пути   человеческой   цивилизации   и   судьбах   древних государств,   об   основных   этапах,   важнейших   событиях,   деятелях     истории Древнего мира, развитии политики, экономики, культуры, социальной сферы в древности;   школьники   должны   научиться   общим   принципам   постановки   и решения познавательных проблем, историческому мышлению. Общая характеристика учебного предмета. Курс   «История   Древнего   мира»   для   5   класса   основной   школы   является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение   древней   истории   основывается   на   цивилизационном   подходе   к историческому   процессу,   особое   внимание   акцентируется   на   тесной взаимосвязи   экономической,   политической   и   духовной   сфер.   Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»). История,   основанная   на   достоверных   фактах   и   объективных   оценках, представляет   собирательную   картину   социального,   нравственного, созидательного,   коммуникативного   опыта   людей.   Она   служит   богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» создает «вертикаль» гуманитарного знания. Ценностные ориентиры по всеобщей истории: Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения   событий   мировой   истории,   изучают   и   обсуждают   исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически   выстроенной   системой   понятий,   раскрывающих   смысловую   и ценностную   характеристики   этапов   мировой   истории   человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно­следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно­деятельностное   усвоение   учебного   материала   по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких   нравственных   свойств   и   качеств   у   школьников,   как   целеполагание, интерес   к   познанию,   готовность   к   новому,   дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.    На  изучение истории в 5 классе отводится 2 часа  в неделю. Место       предмета в учебном плане: Программа по истории  для 5 класса составлена на 69 часов в соответствии с учебным   планом,   календарным   учебным   графиком   и   расписанием   уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2016­2017 учебный год. Изучение   материала   предполагает   блочно­модульное   обучение:   каждый модуль заканчивается проведением итогового урока. В курс истории древнего мира входят следующие модули: 1. 2.  Введение  Жизнь первобытных людей и счет лет в истории 3. Древний Восток 4. Древняя Греция 5. 6. Древний Рим Семь чудес света  1 7 20 21 19 1 Содержание учебного предмета: Всеобщая история                     История Древнего мира Введение.  Что изучает история  ­ 1 час                                                       Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные  исторические науки. Жизнь первобытных людей и счет лет в истории ­ 7 часов Первобытность.   Расселение   древнейшего   человека.   Человек   разумный.   Условия жизни   и   занятия   первобытных   людей.   Представления   об   окружающем   мире, верования   первобытных   людей.   Древнейшие   земледельцы   и   скотоводы:   трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Древний Восток  ­   20 часов Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города­ государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний   Египет.   Условия   жизни   и   занятия   населения.   Управление   государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон­реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное   Средиземноморье   в   древности.   Финикия:   природные   условия,   занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев,   Израильское   царство.   Занятия   населения.   Религиозные   верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя   Индия.   Природные   условия,   занятия   населения.   Древние   города­ государства.  Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные,   положение   различных   групп   населения.   Развитие   ремесел   и   торговли. Великий шелковый путь. Религиозно­философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция    ­  21 час Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.   Государства   ахейской   Греции   (Микены,   Тиринф   и   др.).   Троянская   война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города­государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия   и   ремесла.   Великая   греческая   колонизация.   Афины:   утверждение демократии.   Законы   Солона,   реформы   Клисфена.   Спарта:   основные   группы населения,   политическое   устройство.   Спартанское   воспитание.   Организация военного дела. Классическая   Греция.   Греко­персидские   войны:   причины,   участники,   крупнейшие сражения,   герои.   Причины   победы   греков.   Афинская   демократия   при   Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура   Древней   Греции.   Развитие   наук.   Греческая   философия.   Школа   и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим   ­   19 часов Население   Древней   Италии:   условия   жизни   и   занятия.   Этруски.   Легенды   об основании   Рима.   Рим   эпохи   царей.   Римская   республика.   Патриции   и   плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание   Римом   Италии.   Войны   с   Карфагеном;   Ганнибал.   Римская   армия. Установление   господства   Рима   в   Средиземноморье.   Реформы   Гракхов.   Рабство   в Древнем Риме. От   республики   к   империи.   Гражданские   войны   в   Риме.   Гай   Юлий   Цезарь. Установление   императорской   власти;   Октавиан   Август.   Римская   империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура   Древнего   Рима.   Римская   литература,   золотой   век   поэзии.   Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Семь чудес света ­ 1ч. Раздел. Тема Календарный график: Часы Сроки 5 класс   История древнего мира Введение  Р.1: «Жизнь первобытных людей  и счет лет в истории» Р.2 Цивилизация Древнего  Востока  Обобщение  Р.3 Цивилизации Древней Греции Обобщение Р.4.Цивилизация Древнего Рима Семь чудес света 1 7 20  21 19  1 69 часов 03.09.2016г. 07.09.  – 28.09. 01.10.­ 14.12 17.12. – 15.03. 18.03. ­27.05. 31.05.2016 Форма и дата контроля 24.09.2016г. Тест  14.12.2016г. Тест 15.03.2017г. Тест   27.05.2017г. Задания РТ Результаты освоения учебного курса и система оценки: Формы текущего контроля: тест, задания в рабочей тетради, игра Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса. Личностными   результатами изучения   курса   «История   Древнего   мира» являются:   понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи;  складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых  событиях прошлого;  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней  истории. Метапредметными        результами изучения курса являются:  способность сознательно организовывать и регулировать свою  деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;  владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и  обобщать факты, составлять простой план);  использовать историческую карту как источник информации о  расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего  мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах  важнейших событий;  проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,  материальных памятниках Древнего мира;   способность решать познавательные, творческие задачи, представлять  результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,  презентация, проект и др.); готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе,  освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном  окружении. Предметными        результами изучения курса истории являются:  определение  места  исторических событий во времени, объяснение  смысла основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие,  век, до нашей эры, нашей эры);    освоение первоначальных сведений об историческом пути народов,  стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и  познания современного общества;  владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;  раскрывать характерные, существенные черты:  а) форм государственного устройства древних обществ (с  использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,  «империя», «метрополия», «колония» и др.);                                                б) положения основных групп населения в древневосточных и античных  обществах (правители и подданные, свободные и рабы);               в)  религиозных верований людей в древности; владение навыками устанавливать и выявлять причинно­следственные  связи; объяснять, в чем заключались назначение и художественные  достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,  предметов быта, произведений искусства. Формы контроля:     устное сообщение учащегося; исторический диктант; тесты; задания в рабочей тетради и на карточках. Способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности: 1. 2. 3. 4. 5. Работа на уроке. Выполнение домашнего задания. Индивидуальные консультации. Предметные олимпиады. Творческие конкурсы. Критерии оценки знаний учеников 1. Устный ответ:  «5»:     называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность  исторических событий;  называет место, обстоятельства, участников, результаты  исторических  событий;   читает историческую карту с опорой на легенду;  рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия,  образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе;  соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с  общими историческими явлениями;  объясняет смысл и значение исторических понятий;   объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности  отдельных личностей в истории;    определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее  значительных событий   «4»:         называет даты  важнейших событий;  называет место, обстоятельства, участников важнейших событий;     читает историческую карту с опорой на легенду;    рассказывает устно об исторических событиях;   соотносит единичные исторические факты и общие явления;   объясняет смысл важнейших исторических понятий   «3»:           называет даты важнейших событий;  называет место, обстоятельства важнейших событий;   читает историческую карту с опорой на легенду;    рассказывает кратко об исторических событиях;    затрудняется в объяснении смысла важнейших понятий  «2»:       не может назвать ни одной важной даты;   не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических  событиях;     не может читать историческую карту;  не может объяснить смысл важнейших понятий   2. ОЦЕНКА  ПИСЬМЕННОГО  ОТВЕТА (тест): «5»  ­ работа выполнена полностью (выполнено 100­85 % тестового задания); «4»  ­ правильно выполнена работа (выполнено 84­70 % тестового задания); «3»  ­ правильно выполнена работа не менее 69­50 % тестового задания; «2»  ­ выполнено менее 50 % от  заданного объема работы. Учебно­методическое и     материально­техническое обеспечение образовательного процесса: Программа реализуется с помощью УМК: ­   Вигасин   А.А.   и   др.     История   Древнего   мира:   учебник   для   5   класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2012­2014. ­ Г.И. Годер.   Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2016гг.   Список литературы для учителя. 1. Вигасин   А.А.   Годер   Г.И.   Свенцицкая   И.С.   История   Древнего   мира. Учебник для 5 класса. ­ М., 2012. 2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М., 2016. 3. Арасланова   О.В.   Поурочные   разработки   по   истории   Древнего   мира. Пособие для учителя.­ М. 4. Мурыгина Н.Ф. и др. Хрестоматия по истории Древнего мира­М. Список литературы для учащихся. 1. Вигасин   А.А.   Годер   Г.И.   Свенцицкая   И.С.   История   Древнего   мира. Учебник для 5 класса.­М., 2012­2014гг. 2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.­М., 2016гг. 3. Альбом по истории Древнего мира, М. 4. Интернет­ресурсы ­  сайты: nsportal.ru,     festival.1september.ru, ppt4web.ru, myshared.ru, proshkolu.ru, zavuch.info № 1 2 3 4 5 6 7  Технические средства обучения Наименование Кол­во Экран ПК Мультимедийный проектор Сканер Телевизор  DVD Принтер  Учебные карты 1 1 1 1 1 1 1 1. Первобытное общество 2. Государства в древности 3. Египет и Передняя Азия в древности 4. Древняя Греция. 5. Римская империя 6. Держава А. Македонского 7. Индия и Китай в древности 8. Персидская держава 9. Эволюция и расселение древнего человека 10.Крито­микенская Греция 11.Греко­персидские войны Цифровые образовательные ресурсы Наименование  История России. Клио – софт, 4 части (2диска) CD – Атлас Древнего мира История – 5 класс Всеобщая история – 5,6 классы ВШ Кирилла и Мефодия. Древний мир Древний Рим Презентации по курсу Древнего мира по каждой теме урока № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. СОГЛАСОВАНО _________________ /Л.П. Сухова/ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________________ /Л.П. Сухова/ «30_»08 2016г. 24.09.2016                                                                              урок № 7 Жизнь первобытных людей. Тест (5 класс) 1. Когда появился человек на Земле? 1) более 2 млн. лет назад 2) 100 тысяч лет назад 3) 10 тысяч лет назад родовые отношения? 1) в человеческом стаде 2) в родовой общине 3) в государстве возникновению земледелия? 1) охота 2) скотоводство 3) собирательство 2. В каком первобытном коллективе главную роль играли 3. Какое занятие первобытных людей привело к 4. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе? 5. Первый металл, из которого древние люди научились 6. Первое домашнее животное, прирученное человеком: 7. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в 8. В каком человеческом коллективе появилось 1) цари 2) жрецы 3) старейшины делать орудия труда: 1) медь 2) железо 3) бронза 1) корова 2) лошадь 3) собака одно время с земледелием? 1) скотоводство 2) охота 3) обработка металлов имущественное неравенство? 1) в человеческом стаде 2) в родовой общине 3) в соседской общине людей. 1) распад родовой общины 2) изменение орудий труда 3) появление государства ледниковый период? 1) собирательство 2) изобретение металлических орудий труда 3) овладение огнем 1) из шелка 2) из шкур диких животных 3) из хлопка 1) человеческое стадо 2) племя 3) соседская община 1) мотыга 2) заостренный камень 13. Первое орудие труда первобытного человека: 11. Из чего первобытные люди делали первую одежду? 12. Несколько родовых общин, живущих в одной местности: 9. Выберите главную причину появления неравенства среди 10. Что позволило первобытному человеку пережить 14. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди 15. Что называется искусством? 3) плуг ловили рыбу. 1) гарпун 2) лук 3) рубило 1) творческое воспроизведение окружающего мира 2) стремление человека объяснить загадки природы 3) желание людей лучше охотиться 1) 10 тысяч лет назад 2) 3 тысячи лет назад 3) 200 тысяч лет назад 16. Когда человек начал заниматься земледелием? 14.12.2016                                                                           урок № 28 Тест по теме «Передняя Азия в древности» 1. Страна, расположенная по среднему и нижнему течению рек Тигр и Евфрат                  а) Египет                    б) Междуречье                        в) Ассирия 2. Какой строительный материал использовался в Междуречье?                         а) камень                         б) дерево                            в) глина 3. Письмо Двуречья называется?                         а) клинопись                        б) иероглифы                         в) буквы 4. Тяжелое бревно, один конец которого обит металлом                а) идол                       б) таран                              в) саркофаг 5. Кто такой Хаммурапи?               а) знаменитый врач         б) царь Вавилона                 в) вождь Ассирии 6. Начало обработки железа                  а) 4 тыс. до н.э.                 б) 8­7 тыс. до н.                в) 2­1 тыс. до н.э. 7. Колония а) поселение людей, переселившихся из иной страны               б) жилища рабов                 в) гробница фараона 8.   Какой   город   Передней   Азии   называли   «логовищем   львов»   или «городом крови»?                       а) Урарту                            б) Ниневия                         в) Вавилон 9. Завоевание Вавилона персами            а) 538 г. до н.                     б) 525 г. до н.э.                    в) 63 г. до н.э. 10. Что такое изразцы?            а) выпуклое изображение на камне            б) деревянные таблички            в) обожженные глиняные плитки Ключ 1 б 2 в 3 а 4 б 5 б 6 в 7 а 8 б 9 а Тест по теме «Древняя Индия»  1. Какие горы защищают Индию с севера?                           а) Тянь­Шань                           б) Альпы                           в) Гималаи 2. Джунгли                           а) переходимые заросли деревьев и кустарников                           б) способ охоты на мамонтов                           в) опасные каменистые преграды 3. Что выращивали индийцы?                           а) рис, хлопчатник, сахарный тростник                           б) картофель, морковь                           в) помидоры, баклажаны, оливки 4. Главный бог индийцев? а) Шаман                           б) Брахма                           в) Гамет 5. Каста                           а) большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую                           б) несколько родов                           в) группы людей со строго определенными правами и обязанностями. 6. Объединение индийских царств                           а) 5 в. до н.э.                           б) 1 в. до н.э.                           в) 3 в. до н.э. 7. Как в Индии назывались люди, не входившие не в одну из каст?                           а) «живые убитые»                           б) чужие                           в) неприкасаемые 8. Какой царь объединил Индию?                           а) Рама                           б) Атока                           в) Хаммурапи 9.  Что из созданного  индийским   народом в древности  мы  используем сейчас?               а) шахматы                     б) компас                        в) письменность Ключ 1 в 2 а 3 а 4 б 5 в 6 в 7 в 8 б (выполнить любые 5 заданий) Тест по теме «Китай в древности»  1. О какой реке китайцы говорили «блуждающая река», «горе Китая»?             а) Ганг                        б) Янцзы                          в) Хуанхэ 2. Какие из отрасли хозяйства были особенно развиты в Китае?                             а) шелководство                             б) мореплавание                             в) скотоводство 3. Аренда        а) отображение жизни людей в танцах, песнях, рисунках         б) временное пользование за плату земель или другого имущества                             в) способ завлечения различных животных в западню 4. Образование единого государства в Китае                             а) 5 тыс. до н.э.                             б) 3­2 тыс. до н.э.                             в) 1 тыс. до н.э. 5. Какой из перечисленных мифов имеет своей родиной Китай?                             а) миф о Великом Юе                            б) миф о всемирном потопе                            в) миф о Будде 6. Китайская письменность была похожа на                            а) индийскую                            б) египетскую                            в) греческую 7. Конфуций был                            а) историком                            б) врачом                            в) мудрецом 8. Восстание в Китае произошло в                            а) 184 г. до н.э.                            б) 221 г. до н.э.                            в) 75 лет до н.э. 9. С какой целью была построена Великая Китайская стена?                            а) для украшения государства                            б) для защиты страны от нападений                            в) для того, чтобы показать власть царей 10.   Как   называется   старинный   китайский   напиток,   который   мы используем до сих пор?                            а) чай                            б) кофе                            в) молоко Ключ 1 в 2 а 3 б 4 в 5 а 6 б 7 в 8 а 9 б 10 а (выполнить любые 5 заданий) 15.03.2017           Тест  по истории Древней Греции       урок № 49 1 Что называется полисом?                     а) город в Древней Греции        б) город – государство в Древней Греции   в) орган управления городом 2  Как по­гречески назывался «простой народ»?      а) илоты                    б) полис                                  в) демос 3  Холм в Афинах, где находились главные храмы города:    а) Акрополь                  б) Агора                        в) Академия 4 . Бог, с которым поспорила Афина за покровительство над городом.  А) Посейдон                 б) Одиссей                  в) Ахиллес 5 .Пелопонес – это А)Северная част Греции   Б) Средняя часть    В) Южная часть 6. Где жили греческие боги? А) в Олимпии           Б) На острове Крит              В) На горе Олимп 7. Герой Троянской войны, который вернулся на родину через 20 лет? А) Патрокл                         б) Одиссей                          в) Ахиллес 8. Кому Троянский царевич Парис отдал яблоко как «прекраснейшей»? А) Афродите                б) Афине                           В) Гере 9. Что торговцы привозили в Грецию из других стран? А) Изделия ремесла         Б) Хлеб                    В) Вино 10. Поэма Гомера  о Троянской войне названа «Илиадой» по:   а) имени царя    б) второму названию города Трои   в) названию греческого города 12. В честь этого бога устраивали праздничные шествия. Его символ ­  виноградная лоза. ____________ 13. Был хитроумным, провел в странствиях 20 лет. ___________________ 14 . Бог, с которым поспорила Афина за покровительство над городом.  А) Посейдон                  б) Одиссей                 в) Ахиллес 15.Какой подвиг совершил герой Тесей? А) достал три золотых яблока из страны на краю света Б) очистил за один день конюшни царя Авгия Посмотрите на изображения  и скажите крылатое выражение с ним связанное:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017