Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Оценка 4.6

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл
23.04.2019
Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству 1 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. Рабочая программа может быть использована при работе с обучающимися при эксклюзивном обучении.
Адаптированная рабочая программа по изо 1 класс.docx
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 Пояснительная записка 1 класс – 33 ч.  Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: ­   Закон   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   №   273­ФЗ   "Об   образовании   в Российской Федерации";  ­ Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   /   Утвержден   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599; ­ Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";  ­ Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286­15 "Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   и   воспитания   в организациях,   осуществляющих   образовательную   деятельность   по   адаптированным основным   общеобразовательным   программам   для   обучающихся   с   ограниченными возможностями   здоровья"   (утверждены   постановлением   Главного   государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);  ­ Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";  ­   Приказ   Минобрнауки   России   от   19   декабря   2014   г.   №   1599   "Об   утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; ­ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена  решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию  (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), (вариант 1);  ­ Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для  детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.;  ­   Адаптированная   образовательная   программа   для   лиц   с   умственной   отсталостью Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 31» ­ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по  изобразительному искусству для 1­4 классов (авторы программы М.Ю. Рау). ­ М.:  Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М.Бгажноковой),  Рабочая программа реализуется с помощью УМК  Рау М. Ю. Зыкова М. А. Изобразительное искусство, 1 ­ 4 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещения, 2014.   Цель  изучения   предмета   заключается   во   всестороннем   развитии   личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных   умений   и   навыков   изобразительной   деятельности   (в   рисовании,   лепке, аппликации),   развитии   зрительного   восприятия   формы,   величины,   конструкции,   цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.  Основные задачи изучения предмета:  ­ воспитание интереса к изобразительному искусству; ­ раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; ­  воспитание   в   детях  эстетического   чувства   и   понимания   красоты   окружающего   мира, художественного вкуса; ­   формирование   элементарных   знаний   о   видах   и   жанрах   изобразительного   искусства искусствах. Расширение художественно­эстетического кругозора; ­ развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;  ­ формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; ­ обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов   и   приспособлений,   в   том   числе   экспериментирование   и   работа   в нетрадиционных техниках; ­ обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); ­ обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности; ­   формирование   умения   создавать   простейшие   художественные   образы   с   натуры   и   по образцу, по памяти, представлению и воображению; ­ развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;  ­   воспитание   у   учащихся   умения   согласованно   и   продуктивно   работать   в   группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).        Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе  решения следующих коррекционных задач:  – основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); – наглядно­действенного, наглядно­образного и словесно­логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; ­  моторики пальцев; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря; – коррекцию нарушений  эмоционально­волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета Содержание   программы   отражено   в   пяти   разделах:   «Подготовительный   период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать   форму   предметов,   пропорции,   конструкцию»;   «Развитие   восприятия   цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». В   подготовительном   периоде   обучения   выделяются   специальные   разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев   и   кисти   рук,   формирование   познавательной   деятельности,   навыков   работы   с художественными материалами и др. Изучение учебного материала по рисованию осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству. Программой предусматриваются следующие виды работы: ­   рисование   с   натуры   и   по   образцу   (готовому   изображению);   рисование   по   памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. ­ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ­   выполнение   плоскостной   и   полуобъемной   аппликаций   (без   фиксации   деталей   на изобразительной   поверхности   («подвижная   аппликация»)   и   с   фиксацией   деталей   на изобразительной   плоскости   с   помощью   пластилина   и   клея)   с   натуры,   по   образцу, представлению,   воображению;   выполнение   предметной,   сюжетной   и   декоративной аппликации; ­ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной   иллюстрации,   картинки,   произведения   народного   и   декоративно­прикладного искусства. Место учебного предмета в учебном плане Предмет  входит в предметную область «Искусство» и относится  к обязательной части учебного плана. На изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальных  классах основной школы в учебном плане отводится 135 ч. Исходя из 1 часа в неделю.  1 класс – 33 часа в год 2­4 класс – 34 часа в год. Планируемые результаты освоения учебного предмета  В   структуре   планируемых   результатов   ведущее   место   принадлежит  личностным результатам,   поскольку   именно   они   обеспечивают   овладение   комплексом   социальных (жизненных)   компетенций,   необходимых   для   достижения   основной   цели   современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо­культурным опытом. Личностные результаты должны отражать:  осознание себя как гражданина России;   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире;  овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  владение   навыками   коммуникации   и   принятыми   ритуалами   социального взаимодействия;  способность   к   осмыслению   и   дифференциации   картины   мира,   ее   временно пространственной организации;  способность   к   осмыслению   социального   окружения,   своего   места   в   нем,   принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  умение анализировать свои действия, действия одноклассников под контролем учителя;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.  принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   формирование   и   развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  ситуациях;    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Достаточный уровень: ­ знание названий художественных материалов, инструментов   и   приспособлений;   их   свойств, назначения,   правил   хранения,   обращения   и санитарно­гигиенических   требований   при работе с ними; ­   знание   элементарных   правил   композиции, цветоведения,   передачи   формы   предмета   и т.д.; ­   знание   некоторых   выразительных   средств изобразительного   искусства:   изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; ­   пользование   материалами   для   рисования, аппликации, лепки; ­   знание   названий   некоторых   народных   и национальных   промыслов,   изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; ­ организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; ­   следование   при   выполнении   работы инструкциям   рациональная   изобразительной организация   деятельности; работы; осуществление   текущего   и   заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; ­   владение   некоторыми   приемами   лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); ­ рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; ­ применение  приемов  работы с карандашом, гуашью,   акварельными   красками   с   целью передачи фактуры предмета; ­   ориентировка   в   пространстве   листа, размещения   одного   или   группы   предметов   в соответствии   с   параметрами   изобразительной поверхности; ­   адекватная   передача   цвета   изображаемого объекта,   определение   насыщенности   цвета изображаемого определение насыщенности   цвета,   получение   смешанных учителя; своей   планирование объекта,                   знание   названий   знание способов лепки пластический,   жанров ­ изобразительного   искусства   (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); ­ знание название некоторых народных и национальных   промыслов   (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); ­   знание   основных   особенностей некоторых   материалов,   используемых   в рисовании, лепке и аппликации; ­ знание   выразительных   средств изобразительного искусства: изобразительная   поверхность,   точка, линия,   штриховка,   контур,   пятно,   цвет, объем и др.; ­ знание правил цветоведения, светотени, перспективы,   построения   орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; ­ знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); ­   (конструктивный, комбинированный); ­   нахождение   необходимой   для выполнения   работы   информации   в материалах учебника, рабочей тетради; ­   следование   при   выполнении   работы   с инструкциям   учителя   или   инструкциям, представленным других информационных источниках; ­   оценка   результатов   собственной изобразительной и деятельности   одноклассников   (красиво, некрасиво,   похоже   на образец); ­ разнообразных технологических   способов   выполнения аппликации; ­   применение   разнообразных   способов лепки; ­ рисование с натуры и по памяти после предварительных   наблюдений,   передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; ­   различение   и   передача   в   рисунке эмоционального   состояния   и   своего отношения к природе, человеку, семье и   деятельности использование   аккуратно, в цветов и некоторых оттенков цвета; ­   узнавание   и   различение   в   книжных иллюстрациях   и   репродукциях   изображенных предметов и действий. обществу; ­   различение   произведений   живописи, графики,   скульптуры,   архитектуры   и декоративно­прикладного искусства: пейзаж,   портрет,   натюрморт,   сюжетное изображение.   Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе Личностные результаты: ­чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; ­овладение   навыками   коллективной   деятельности в   процессе   совместной   творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; ­умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; ­умение обсуждать и анализировать собственную   художественную деятельность   и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. ­расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы; ­формирование интереса   к новизне, к пониманию значения собственной активности. Предметные результаты: Минимальный уровень: Достаточный уровень: Обучающиеся овладеют знаниями: ­   знание   названий   художественных материалов, и приспособлений;   их   свойств,   назначения, правил хранения, санитарно­гигиенических требований при работе с ними;  инструментов     ­   знание   элементарных   правил   передачи   цветоведения, композиции, формы предмета и др.;  Обучающиеся   получат   возможность       инструментов овладеть знаниями: знание   названий   художественных ­ материалов, и приспособлений;   их   свойств,   назначения, правил   хранения,   санитарно­гигиенических требований при работе с ними;  ­ знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;  ­   умение ориентироваться  в пространстве листа;  ­   умение   рисовать   с   натуры,   по   памяти после   предварительных   наблюдений   и адекватно   передавать   все   признаки   и свойства изображаемого объекта. ­   правильно   резать   ножницами   по   прямым линиям   полоски   бумаги   при   работе   с аппликацией.   ­   умение   изображать   с   натуры,   по   воображению   представлению, памяти, предметы несложной формы;  ­     умение   ориентироваться   в пространстве листа;    ­   размещать   изображение   одного предмета   в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.  ­   умение   работать   ножницами   при работе с аппликацией. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые   содействуют   дальнейшему   становлению   ученика   как   субъекта   осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия  осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;  способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;  самостоятельность в выполнении учебных заданий;  самостоятельность в выполнении поручений;  понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;  стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные  базовые учебные действия  входить и выходить из учебного помещения со звонком;  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);   пользоваться учебной мебелью;  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и  выходить из­за парты и т.д.)  работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.)  и организовывать рабочее место под руководством учителя;  организовывать рабочее место;  передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;  принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному  плану и работать в общем темпе;  активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;  оценивать действия одноклассников;  соотносить   свои   действия   и   их   результаты   с   заданными   образцами,   принимать   оценку деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных   критериев,   корректировать   свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные базовые учебные действия  выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;  устанавливать видо ­ родовые отношения предметов;  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;  назвать,   характеризовать  предметы  по  их   основным   свойствам  (цвету,  форме,  размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;  пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;  читать;  писать;  наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное   схематическое   изображение,   таблицу,   предъявленные   на   бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Коммуникативные базовые учебные действия  вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель ­ класс);  использовать   принятые   ритуалы   социального   взаимодействия   с   одноклассниками   и учителем;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Предметные   результаты   обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью   не   являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Содержание учебного предмета по изобразительного искусства в 1­4 классах Подготовительный период обучения  Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». 1. Введение.   Человек   и   изобразительное   искусство;   урок   изобразительного   искусства; правила поведения и работы на урока изобразительного искусства; правила организации рабочего   места;   материалы   и   инструменты,   используемые   в   процессе   изобразительной деятельности; правила их хранения.   Формирование   организационных   умений:  правильно   сидеть,   правильно   держать   и пользоваться   инструментами   (карандашами,   кистью,   красками),   правильно   располагать изобразительную поверхность на столе.    Сенсорное воспитание:  различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат,   прямоугольник,   шар,   куб);   узнавание,   называние   и   отражение   в   аппликации   и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование   умения   владеть   карандашом;   формирование   навыка   произвольной регуляции   нажима,   произвольного   темпа   движения   (его   замедление   и   ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки:  отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;  размазывание по картону;  скатывание; раскатывание, сплющивание;  примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:  складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;  совмещение   аппликационного   изображения   объекта   с   контурным   рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;  расположение   деталей   предметных   изображений   или   силуэтов   на   листе   бумаги   в соответствующих пространственных положениях;  составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.  Приемы выполнения аппликации из бумаги:  приемы работы с ножницами;  раскладывание   деталей   аппликации   на   плоскости   листа   относительно   друг   друга   в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, посередине;  приемы   соединения   аппликации   с   изобразительной   поверхностью   с   помощью пластилина;  приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. наклонных,   горизонтальных, Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):  рисование   с   использованием   точки   (рисование   точкой;   рисование   по   заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);  рисование   разнохарактерных     линий   (упражнения   в   рисовании   по   клеткам   прямых   зигзагообразных   линий; вертикальных,   рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).  рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);  рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.   Упражнения   в   рисовании   линий.   Рисование   предметов   несложных   форм   (по образцу);  штрихование   внутри   контурного   изображения;   правила   штрихования   (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);   рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками:  приемы   рисование   руками:  точечное   рисование   пальцами;   линейное   рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;  приемы   трафаретной   печати:  печать   тампоном,   карандашной   резинкой,   смятой бумагой, трубочкой и т.п.;  приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:  правила обведения шаблонов;  обведение   шаблонов   геометрических   фигур,   реальных   предметов   несложных   форм, букв, цифр. 2. Обучение композиционной деятельности Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный   центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление   на   изобразительной   поверхности     пространственных   отношений   (при использовании   способов   передачи   глубины   пространства).   Понятия:   линия   горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.  Главное  и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое   и   маленькое,   тонкое   и   толстое),   светлотный   контраст   (темное   и   светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д. Применение   приемов   и   правил   композиции   в   рисовании   с   натуры,   тематическом   и декоративном рисовании. 3. Развитие   умений   воспринимать   и   изображать   форму   предметов,   пропорции, конструкцию. Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия,  аппликация и т.п. Разнообразие   форм   предметного   мира.   Сходство   и   контраст   форм.   Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.  Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого   куска   пластилина;     составление   целого   изображения   из   деталей,   вырезанных  из бумаги;   вырезание   или   обрывание   силуэта   предмета   из   бумаги   по   контурной   линии; рисование   по   опорным   точкам,   дорисовывание,   обведение   шаблонов,   рисование   по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.) Практическое  применение  приемов  и  способов  передачи  графических  образов  в лепке, аппликации, рисунке. 4. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д. Цвета   солнечного   спектра   (основные,   составные,   дополнительные).   Теплые   и   холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа   с   кистью   и   красками,   получение   новых   цветов   и   оттенков   путем   смешения   на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло­зеленый, темно­зеленый и т.д.) Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы   работы   акварельными   красками:   кистевое   письмо   –   примакивание   кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. 5. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное     искусство   в   повседневной   жизни   человека.   Работа   художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды   изобразительного   искусства».   Рисунок,   живопись,   скульптура,   декоративно­ прикладное искусство, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота     и разнообразие природы,     человека,   зданий,   предметов,   выраженные   средствами   живописи   и   графики. Художники   создали   произведения   живописи   и   графики:   И.   Билибин,   В.   Васнецов,   Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа   из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем  ­ основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная  средствами скульптуры. Скульпторы  создали  произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно­прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,   костюмов).   Какие   материалы   используют   художники­декораторы?   Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры  на стеклах). Сказочные   образы   в   народной   культуре   и   декоративно­прикладном   искусстве. Произведения   мастеров   расписных   промыслов   (хохломская,   городецкая,   гжельская, жостовская роспись и т.д.). Программой предусматриваются следующие виды работы: ­   рисование   с   натуры   и   по   образцу   (готовому   изображению);   рисование   по   памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование; ­ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ­   выполнение   плоскостной   и   полуобъемной   аппликаций   (без   фиксации   деталей   на изобразительной   поверхности   («подвижная     аппликация»)   и   с   фиксацией   деталей   на изобразительной   плоскости   с   помощью   пластилина   и   клея)   с   натуры,   по   образцу, представлению,   воображению;   выполнение   предметной,   сюжетной   и   декоративной аппликации; ­ проведение беседы о содержании рассматриваемых   репродукций картин художников, книжных   иллюстраций,   картинок,   произведений   народного   и   декоративно­прикладного искусства. Содержание программы 1 класс        Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах, отражающих  направления освоения курса: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие  умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;  «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в  живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Раздел: «Обучение композиционной деятельности»     Понятие «композиции» Элементарные приемы композиции на плоскости. Соотношение  изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или  горизонтально). Применение выразительных средств композиции: величинный контраст  (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Понятие «композиции» Элементарные приемы композиции на плоскости.  Формирование понятия « аппликация» Определение связи изображения и изобразительной  поверхности. Композиционной центр (зрительный  центр композиции). Понятия:  горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов,  пропорции и конструкцию» Формирование   понятий:   предмет,   форма,   фигура,   силуэт,   деталь,   часть,   элемент, аппликация и т.п. Разнообразие   форм   предметного   мира.   Сходство   и   контраст   форм.   Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Обследование предметов, выделение их   признаков   и   свойств.   Обследование   предметов,   выделение   их   признаков   и   свойств. Необходимых   для   передачи   в   рисунке,   аппликации,   Соотнесение   формы   предметов   с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов.  Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого   куска   пластилина;     составление   целого   изображения   из   деталей,   вырезанных  из бумаги;   вырезание   или   обрывание   силуэта   предмета   из   бумаги   по   контурной   линии; рисование   по   опорным   точкам,   дорисовывание,   обведение   шаблонов,   рисование   по клеткам.   Принципы   построения   орнамента   в   полосе,   (повторение   одного   элемента   на протяжении  всего орнамента)               Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Понятия:   «цвет»,   «краски»,   «акварель»,   «гуашь»   и   т.д.   Цвета   солнечного   спектра (основные, составные, дополнительные). Практическое овладение основами цветоведения Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном  звучании и выразительности образа. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов Приемы работы акварельными   красками:   кистевое   письмо   –   примакивание   кистью;   рисование   сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» Беседы: «Красота   и разнообразие природы,  человека, зданий, предметов, выраженные  средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики:  И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин», «Какие материалы используют  художник»,  «Как и о чем создаются картины». Направления работы Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и  пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать  изобразительную поверхность на столе.  Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки при  изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка рукою педагога)  движений. Формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование  умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима;  произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в  нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении  аппликации, рисовании): Приемы лепки:  разминание куска пластилина; отщипывание кусков от целого куска пластилина; размазывание по картону; скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;  примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия  объекта при подготовке детей к рисованию: складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком  геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в  соответствующем пространственном положении; составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости  листа.  Приемы выполнения аппликации из бумаги: приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой  линиям); раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в  соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ...,  слева от ..., посередине, с учётом композиции; приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью  клея;  приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу;  обведение контура по точкам (пунктирам); рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;  рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал); удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к плоскости  поверхности листа; осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в  руке при рисовании; рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на  карандаша завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по  образцу). Приемы работы красками: примакивание кистью;  наращивание массы;  Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила обведения шаблонов; обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм. Программой предусматриваются следующие виды работы: ‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);  ­ рисование по памяти, представлению и воображению;  ­ рисование на свободную и заданную тему;  ­ декоративное рисование. ‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по  образцу, по памяти, воображению;  ­ лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и  полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности  («подвижная аппликация») и фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение  предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин художников,  книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно­прикладного  искусства. Речевой материал Слова, словосочетания, фразы: Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон; рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина; рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать, (На   предыдущем   занятии,   на   котором   учитель   поставил   задачу   изучить   детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов. Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми  словами, словосочетаниями и  фразами на протяжении обучения детей (1­1V класс). вымыть, вытереть; красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый,   тонкий;   большой,   маленький   (не)правильно,   (не)красиво,   хорошо   (плохо), середина (посередине) туловище,   голова,   руки,   ноги,   шея   (части   тела   человека);   ствол,   ветки,   листья   (части дерева); крыша, стены, окна (части дома). Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа. Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется? Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) ­ демонстрация приемов. Скачала нарисую..., потом нарисую... Разомни   пластилин.   Скатай   шар,   раскатай   "палочку".   Будем   лепить   человечка.   Слепи голову... и т.д. Тематическое планирование 1 класс   Обучение композиционной деятельности.  Понятие   «композиции» Элементарные   приемы композиции на плоскости. Соотношение изображаемого с предмета   параметрами   листа (расположение   листа вертикально или горизонтально). Применение         «композиции» Понятие приемы Элементарные композиции   на   плоскости. Соотношение изображаемого предмета   с   параметрами листа   (расположение   листа вертикально или горизонтально).   Применение выразительных средств   композиции: величинный   контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и   толстое),   светлотный контраст (темное и светлое). «композиции» Понятие Элементарные приемы     7 Овладевать  начальными навыками   рисунка   с натуры. Иметь   навык  применять материалы   и   инструменты, используемые   на   уроках изобразительного  Приобретать искусства. представление   о   порядке расположения   одного   или нескольких изображений на листе   бумаге,   о   строении человека, животного (части тела)   конструкцию   дома (части   дома)   строение выразительных   средств композиции: величинный   контраст (низкое   и   высокое, большое   и   маленькое, тонкое   и   толстое), светлотный   контраст (темное   и   светлое). Понятие   «композиции» Элементарные   приемы композиции на плоскости. Формирование понятия аппликация». « связи Определение изображения и изобразительной поверхности. Композиционной   центр (зрительный     центр композиции).   Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Развитие   у   учащихся умений воспринимать и   изображать   форму предметов, пропорции и конструкцию.   Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь,  часть, элемент, аппликация и т.п.   форм Разнообразие   мира. предметного Сходство   и   контраст форм.   Геометрические фигуры.   Природные формы. Трансформация   форм. Обследование предметов,   выделение их признаков и свойств. Обследование предметов,   выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи   в   рисунке,        с   краски,   цвета, дерева (части дерева). Называть  основные   и составные   их названия (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый), голубой цвет. Правильно  сидеть   за партой,  правильно располагать на ней бумаги, правильно  держать карандаш, фломастер. Свободно  работать карандашом, фломастером. Подготавливать  к   работе свое рабочее место. Набирать краску кистью и наносит ее на рисунок. Смешивать  добиваясь нужного цвета. Работать соленым пластилином. Работать  с   «подвижной аппликации». Резать  бумагу   ножницами по   прямой,   по   кривой, зигзагом. Размещать изображение на изображаемой плоскости. Передавать  пространство загораживания предметов ближними. Узнавать   и   называть изображаемые   на   картинке явление предметы, природы, действие человека и животного. Рассказывать  о   разных художественных материалах выразительных свойствах в   рисунке   путем   дальних глиной, тесом, их и         16 композиции   на   плоскости. Формирование   понятия   « аппликация»   Определение связи   изображения   и изобразительной поверхности. центр Композиционной центр (зрительный   Понятия: композиции). горизонталь, вертикаль, диагональ   в   построении композиции.  Оценка результата   расположения изображения: красиво/некрасиво, правильно/неправильно                 понятий:   фигура,   часть,     форма,   деталь, Формирование предмет, силуэт, элемент, аппликация и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство   форм. и контраст   фигуры. Геометрические Природные формы. Трансформация форм. Обследование   предметов, выделение   их   признаков   и свойств. Обследование предметов,   выделение   их признаков свойств. Необходимых для передачи в аппликации, рисунке, формы Соотнесение   предметов с геометрическими   фигурами (метод обобщения). Передача предметов.  Приемы и способы передачи формы   предметов:   лепка предметов   из   отдельных пропорций   и (метод аппликации, Соотнесение   формы предметов с   геометрическими фигурами обобщения). Передача   пропорций предметов.  Приемы   и   способы формы передачи лепка предметов: предметов из отдельных   деталей   и целого куска пластилина;   целого составление изображения из деталей, вырезанных из бумаги;   вырезание   или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование   по   опорным точкам, дорисовывание, обведение   шаблонов, рисование по клеткам. Принципы   построения орнамента   в   полосе, (повторение   одного на элемента   протяжении     всего орнамента) Развитие   у   учащихся восприятия цвета предметов   и   форми­ рование умений передавать   его   в живописи.     Понятия: «цвет», «краски», «акварель»,   «гуашь»   и т.д.   Цвета   солнечного спектра (основные,   составные, дополнительные). Практическое овладение   основами цветоведения Практическое       деталей   и   целого   куска пластилина;     составление целого   изображения   из   вырезанных   из деталей, бумаги;   вырезание   или обрывание силуэта предмета из   бумаги   по   контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов,   рисование по клеткам. построения Принципы орнамента   полосе, (повторение одного элемента на всего орнамента)   протяжении   в       7   Понятия:   «цвет»,   «краски», «акварель»,   «гуашь»   и   т.д. Цвета   солнечного   спектра (основные, составные, дополнительные). Практическое овладение   цветоведения основами   Практическое   применение цвета передачи графических   образов   в рисовании   с   натуры   или   по образу, Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью   цвета   характера персонажа, его эмоционального   состояния (радость, грусть). Роль белых для и применение   цвета   для передачи   графических образов   в   рисовании   с натуры   или   по   образу, Эмоциональное восприятие цвета.   Передача   с   помощью характера цвета   персонажа, его   эмоционального состояния   (радость, грусть).   Роль   белых   и черных   красок   в эмоциональном звучании   выразительности Цвета образа.   солнечного   спектра (основные,   составные, дополнительные). Теплые   и   холодные цвета. Смешение цветов Приемы работы акварельными красками:   кистевое письмо – примакивание рисование кистью; сухой кистью; рисование   по   мокрому листу   (алла   прима), послойная   живопись (лессировка) и т.д. Обучение восприятию произведений  искусства.     Беседы:  «Красота   и  разнообразие природы,  человека, зданий,  предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники  создали произведения  живописи и графики:  И. Шишкин, А.  Саврасов, И. Левитан,  К. Коровин», «Какие  материалы используют  художник»,  «Как и о  чем создаются  картины».         и   черных   красок   в эмоциональном     звучании   и выразительности образа. Цвета   солнечного   спектра (основные, составные, дополнительные).   Теплые   и холодные   цвета.   Смешение цветов   Приемы   работы акварельными красками: кистевое – примакивание кистью; рисование   сухой   кистью; рисование по мокрому листу (алла   прима),   послойная живопись (лессировка) и т.д. письмо         3 Беседы: «Красота   и  разнообразие природы,   человека, зданий, предметов,  выраженные средствами  живописи и графики.  Художники создали  произведения живописи и  графики: И. Шишкин, А.  Саврасов, И. Левитан, К.  Коровин», «Какие материалы используют художник  «Времена года в  произведениях  художников», Ф. Васильев,  Н. Крымов, Б. Кустодиев»,  «Как и о чем создаются  картины» 33 часа Учебно­методическое   и   материально­техническое   оснащение учебного процесса включает в себя: 1.  Методическое обеспечение учителя:  ­ Головина Т. II. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. ­ М.:  Педагогика, 1974. ­ Грошенков И. Л. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн.  Для учителя. ­ М.: Просвещение1993. ­ Грошенков И. Л. Уроки рисования в I ­ IV классах вспомогательной школы. ­ М.  Просвещение, 1975. ­ Краснов II. В. Беседы по искусству в начальной школе. ­ М.: Искусство, 1965. ­ Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1­3 классах: пособие  для учителей. М.: Просвещение, 1983. ­ Мельникова С. М. Объяснительный текст к картинам по развитию речи для 3 класса  трехлетней начальной школы. ­ М.: Просвещение, 1987.   ­ Обучение учащихся 1­1V классов вспомогательной школы. Пособие для учителей / Под  редакцией В. Г. Петровой. ­ М.: Просвещение, 1983. ­ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования  ручающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I). ­  Просвещение, 2017. ­ Программы подготовительного и 1­4 классов коррекционных образовательных  учреждений VIII вида / Под редакцией В. В. Воронковой. — М.: Просвещение, 2009. ­ Процив В.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебное пособие. ­ Киев, «Радянская  школа», 1974. 2. Экранно­звуковые пособия, цифрое образовательные ресурсы: ­   Аудиозаписи   (грамзаписи)   исполнения   мастерами   художественного   слова литературных   произведений,   записи   звуков   природы   и   голосов   птиц   в соответствии с программой обучения. ­   Слайды   (диапозитивы),   диафильмы,   соответствующие   содержанию   тематике программы по предмету. ­   Мультимедийные   (цифровые)   образовательные   ресурсы,   соответствующие   тематике, определённой в примерной программе по предмету (презентации по темам). ­ Учебные видеофильмы, видеосюжеты, соответствующие содержанию обучения. ­ Электронные учебные пособия, тренажёры, тесты по основным разделам предмета (для использования при работе с интерактивной доской) для учителя. 5. Технические средства: ­ Диапроектор для демонстрации слайдов (диапозитивы, диафильмы). ­ Интерактивная доска. ­ Кассетная магнитола с проигрывателем компакт­дисков. ­ Ноутбук учителя. 6.Учебно­практическое, учебно­лабораторное оборудование: ­ Альбом для рисования. ­ Кисточка для клея. ­ Клей ПВА. ­ Краски (акварель, гуашь). ­ Ластик. ­ Линейка. ­ Ножницы. ­ Образцы композиций, рисунков. ­ Палитры. ­ Пластилин и наборы стеков. ­   Раздаточный   индивидуальный   и   дидактический   материал   (геометрические   фигур подложки). ­ Стаканы­непроливайки. ­ Трафареты и шаблоны предметов и фигур ­ Художественные кисти. ­ Цветная бумага (картон). ­ Цветные карандаши. 7. Печатные пособия: ­ Демонстрационный материал «12 месяцев». ­  Демонстрационный материал «Времена года Лего» ­  Демонстрационный материал «Времена года. Осень» ­ Демонстрационный материал «Зима». ­ Дидактический материал в картинках «Времена года в городе, в деревне, в природе» ­ Дидактический материал в картинках «Времена года» ­ Иллюстрации детских книг. ­ Комплект демонстрационных таблиц по основным разделам предмета. ­ Набор портретов художников. ­ Набор предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенно и в  примерной программе по предмету (в том числе в цифровой форме). ­ Наглядно­дидактический материал «Животные в лесу: времена года». ­ Открытки в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по  предмету. ­ Репродукции картин художников, определенных в примерной программе по предмету. ­ Учебные таблицы по предмету. 8. Натуральные объекты: ­ Ваза. ­ Гербарий растений. ­ Муляжи грибов. ­ Овощи и фрукты. ­ Осенние листья. 9. Игры, игрушки: ­ Домино «Цвета и фигуры».  ­ Дымковские игрушки. ­ Ёлочка. ­ Кораблик. ­ Котёнок. ­ Кукла. ­ Мишка. ­ Петрушка. ­ Снеговик. Нормы и критерии оценок . Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются: Оценка "5" учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно   излагает   изученный   материал   и   умеет   применить   полученные     знания   на практике; верно   решает   композицию   рисунка,   т.е.   гармонично   согласовывает   между     собой   все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4" учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка "3" учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;  допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока; Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1.     Активность участия. 2.     Умение собеседника почувствоввать суть вопроса. 3.     Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность. 4.     Самостоятельность. 5.     Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческих работ. 1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2.           Владение   техникой:   как   ученик   пользуется   художественными   материалами,   как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 3.           Общее   впечатление   от   работы.   Оригинальность,   яркость   и   эмоциональность созданного   образа,   чувство   меры   в   оформлении   и   соответствие   оформления     работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Приложение Календарно­тематическое планирование по изобразительному искусству Дата Раздел 1 класс Тема Понятия: «цвет», «краски»,  «акварель», «гуашь», « кисть». Кол. часов 1 Страницы учебника С. 4­7 № п/п 1 2 Развитие у  учащихся  восприятия  цвета предметов  и формирование  умений  передавать его в  живописи Развитие у   Формирование понятий:  1 С. 8­9 учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Развитие у  учащихся  восприятия  цвета предметов  и формирование  умений  передавать его в  живописи Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Развитие у  учащихся  восприятия  цвета предметов  и формирование  умений  передавать его в  живописи Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   «предмет», «изображение»,  «силуэт» Цвета солнечного спектра  (основные, составные,  дополнительные). Практическое  овладение основами  цветоведения. 1 С. 10­11 Формирование понятия «форма». Геометрические фигуры (круг,  прямоугольник, квадрат, овал). Разнообразие форм предметного  мира. Сходство и контраст форм. Соотнесение формы предметов с  геометрическими фигурами  (метод обобщения). Приемы и способы передачи  формы предметов: лепка  предметов из отдельных деталей  и целого куска пластилина. Передача разнообразных форм  предметов на плоскости и в  пространстве. Обследование  предметов, выделение признаков,  необходимых при лепке  предмета. Практическое применение цвета  для передачи графических  образов в рисовании с натуры или по образу. 1 1 1 1 1 С. 14­17 С. 18­19  С. 20­21 С. 22­27 С. 28­31 1 С. 32­33 Приемы и способы передачи  формы предметов рисование по  опорным точкам.   Природные формы.  Трансформация форм  Приемы и способы передачи  формы предметов:  дорисовывание, обведение  шаблонов.  1 1 1 С. 34­37 С. 38­45 С. 48­49 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Обучение  композиционной  деятельности.  Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Обучение  композиционной  деятельности.  Обучение  композиционной  деятельности.  Обучение  композиционной  деятельности.  Обучение  восприятию  произведений  искусства      Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Обучение  композиционной  деятельности.  Понятие «композиции»  Элементарные приемы  композиции на плоскости. Соотношение изображаемого  предмета с параметрами листа  (расположение листа вертикально или горизонтально). Передача пропорций предметов  (с помощью учителя,  воспроизведение силуэта по  пунктирам, по шаблону,  трафарету). 1 1 1 С. 50­51 С. 52­54 С. 55­57 Соотношение изображаемого  предмета с параметрами листа  (расположение листа вертикально или горизонтально). 1 С. 58­59 Красота   и разнообразие  природы,  человека, зданий,  предметов, выраженные  средствами живописи и графики.  Художники создали  произведения живописи и  графики: И. Шишкин, А.  Саврасов, И. Левитан, К.  Коровин. Обследование предметов,  выделение их признаков и  свойств, необходимых для  передачи в рисунке, аппликации. 1 С. 60­63 1 С. 64­65 Применение выразительных  средств композиции: величинный  контраст (низкое и высокое,  большое и маленькое, тонкое и  толстое), светлотный контраст  (темное и светлое). Соотношение изображаемого  предмета с параметрами листа  (расположение листа вертикально 1 С. 66­67 1 С. 68­69 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Обучение  восприятию  произведений  искусства      Обучение  композиционной  деятельности.  Развитие у  учащихся умений воспринимать и  изображать  форму  предметов,  пропорции и  конструкцию.   Развитие у  учащихся  восприятия  цвета предметов  и формирование  умений  передавать его в  живописи или горизонтально).  Формирование понятия «  аппликация». Приемы и способы передачи  формы предметов: вырезание или обрывание силуэта предмета из  бумаги по контурной линии. Приемы и способы передачи  формы предметов: составление  целого изображения из деталей,  вырезанных из бумаги;  Формирование понятий:  «деталь», « часть», «элемент». Трансформация форм.  Обследование предметов,  выделение их признаков и  свойств   Какие материалы используют  художник «Времена года в  произведениях художников» (Ф.  Васильев, Н. Крымов, Б.  Кустодиев). Понятие «композиции»  Элементарные приемы  композиции на плоскости. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении  композиции. Оценка результата расположения изображения:  красиво/некрасиво,  правильно/неправильно. Приемы и способы передачи  формы предметов: рисование по   клеткам. Принципы построения узора в  полосе, повторение одного  элемента на протяжении всего  орнамента Эмоциональное восприятие  цвета. Передача с помощью цвета  характера персонажа, его  эмоционального состояния  (радость, грусть). Роль белых и черных красок в  эмоциональном  звучании и  выразительности образа. Цвета солнечного спектра  (основные, составные,  дополнительные). Теплые и  1 1 1 1 1 1 1 1 С. 70­73 С. 74­75 С. 76­77 С. 78­79 С. 80­81 С. 82­85 С. 86­87 С. 88­89 1 С. 90­91 1 1 С.92­93 С. 94­95 32 33 Обучение восприятию произведений искусства      холодные цвета. Смешение  цветов. Приемы   работы   акварельными красками:   кистевое   письмо   – примакивание кистью; рисование сухой   кистью;   рисование   по мокрому   листу   (алла   прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.  Беседа: «Как и о чем создаются картины». 1 С. 96­97 1 С. 98­103

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по изо 1 класс вариан 8.1  для обучающихся с умственной отсталостью	  (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019