I.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3-го б класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»);
ООП НОО МБОУ СОШ № 17 - I ступень обучения ;
Примерная программа начального общего образования;
Авторская программа «Изобразительное искусство» (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) в рамках образовательной системы «Школа 2100»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Учебные планы МБОУ СОШ № от 07.08.2014 г. (Приказ №120);
Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ СОШ №17 от 30.08.2014 г. (Приказ № 192 );
Приказ № 193 от 30.08.2014 г. МБОУ СОШ № «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014- 2015 учебном году».
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий. Обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции).Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности. Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-4 классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников, воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Цели, задачи курса искусства (изобразительного искусства).
Цель: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
МБОУ СОШ № в 3 классе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
III.Содержание учебного предмета по изобразительному искусству
Изучение жанров живописи.
Что такое натюрморт. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И.Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К.Гуна, Г.Терборха и Т Жерико.
Цветовая гамма живописного произведения.
Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.
Декоративное панно.
Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Декоративное панно с использованием природного материала.
Плоское и объёмное изображение.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки. Распределение светотени на различных поверхностях. Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Изучение основных пропорций человеческого лица.
Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Выполнение на основе изученного материала декоративное панно «Семейный портрет».
Народные промыслы.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи. Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью.
Орнамент.
Плетёные орнаменты: звериный стиль.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Стиль мастера.
Изучение особенностей стиля мастера И.Билибина. Графическое панно «Волшебное дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И.Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Древнерусская книга.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Работа театральных художников.
Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П.Бажова «Серебряное копытце».
Русский музей.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.
Экскурсия в городской краеведческий музей.
IV.Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию собственной речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их
украшения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности и оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является сформированность следующих умений:
формировать основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
формировать основы анализа произведения искусства;
владеть практическими умениями в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно- прикладном искусстве.
уметь понимать образную природу искусства: давать эстетическую оценку и выражать
своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и
обществу; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и
контролировать выполняемую практическую работу;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и
контролировать выполняемую практическую работу;
воплощать художественные образы в различных формах художественно- творческой
деятельности.
V.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Интернет - ресурсы
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.
Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www. school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok.
VI.Список литературы
Основная литература
Для учителя:
1.Учебник Изобразительное искусство «Разноцветный мир», О. А. Куревина.,Е. Д. Ковалевская - М.: «Баласс», 2013год.
2.Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство «Разноцветный мир», О.А. Куревина., Е. Д. Ковалевская - М.: «Баласс», 2013год.
Для ученика:
1.Учебник Изобразительное искусство «Разноцветный мир», О. А. Куревина.,Е. Д. Ковалевская - М.: «Баласс», 2013год.
2.Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство «Разноцветный мир», О.А. Куревина., Е. Д. Ковалевская - М.: «Баласс», 2013год.
Дополнительная литература
1.О.В.Александрова О.В.Пословицы,поговорки,крылатые слова.-М.:Эксмо,2011 г.
2.М.В.Дубова.Организация проектной деятельности младших школьников:Практическон пособие для учителей начальных классов.- М.:,2012 г.
3.М.И.Багаутдинова,Г.Н.Ягафарова.Веселык минутки:Стихотворения для физкультурных минуток.- Уфа: Китап,2010 г.
4.Живые родники (история, литература и культура Башкортостана). – Уфа:Китап,2009 г.
VII. Календарно – тематический план
№ п/п |
Наименование раздела (количество часов) и тема урока |
Дата проведения |
ЭКОР |
Примечание |
||||
план |
факт |
|||||||
1 четверть – 8 часов |
||||||||
1 |
Жанры живописи. Натюрморт «Овощи» |
05.09 |
|
|
||||
2
|
Пейзаж: барбизонская школа пейзажа;импрессионизм; осенний колорит. Осенний пейзаж. |
12.09 |
|
Красота Урала. |
|
|||
3 |
Портрет. Какие бывают портреты. Портрет друга |
19.09 |
|
|
|
|||
4
|
Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. Моя комната. |
26.09 |
|
|
||||
5
|
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Радужное настроение. |
03.10 |
|
|
|
|||
6
|
Цветовая гамма. Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. Попугай. |
10.10 |
|
|
|
|||
7 |
Цветовая гамма.Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. Растушовка. Ваза. |
17.10 |
|
|
|
|||
8 |
Твоя мастерская: панно из природного материала.
|
24.10 |
|
|
|
|||
2 четверть – 8 часов |
||||||||
9 |
Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. |
07.11 |
|
|
|
|||
10 |
Коллективное панно «Весёлые попугайчики». |
14.11 |
|
|
|
|||
11 |
Тон, форма, светотень. Мяч. |
21.11 |
|
|
|
|||
12
|
Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. |
28.11 |
|
|
|
|||
13
|
Тон, форма, светотень. Алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел. |
05.12 |
|
|
|
|||
14 |
Люди и их лица. |
12.12 |
|
|
|
|||
15 |
Люди и их лица. Приметы возраста.Мимика. |
19.12 |
|
|
|
|||
16 |
Люди и их лица. «Семейный портрет». |
26.12 |
|
Х.Габитов Наша семья. |
|
|||
3 четверть – 10 часов |
||||||||
17 |
Народные промыслы: Золотая хохлома. Элементы узора. |
16.01 |
|
|
|
|||
18 |
Народные промыслы: Золотая Хохлома. Роспись тарелки. |
23.01 |
|
|
|
|||
19
|
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. |
30.01 |
|
Башкир ские узоры. |
|
|||
20
|
Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. |
06.02 |
|
|
|
|||
21 |
Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. |
13.02 |
|
|
|
|||
22
|
Мастер иллюстрации И.Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. |
20.02 |
|
Иллюстрации башкирских сказок |
|
|||
23
|
Иллюстрации к сказкам. Графическая работа «Фантастическое дерево».
|
27.02 |
|
|
|
|||
24 |
Проект. Подарки родным и близким |
06.03 |
|
|
|
|||
25
|
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. Буквица. |
13.03 |
|
|
|
|||
26
|
Из истории искусства. Коллективный проект «Кириллица». |
20.03 |
|
|
|
|||
4 четверть – 8 часов |
||||||||
27 |
Для любознательных: художник и театр. Декорация. |
03.04 |
|
Презентация «Башкирский театр» |
|
|||
28
|
Для любознательных: художник и театр. Работа театральных художников. (эскиз театрального костюма). |
10.04 |
|
|
|
|||
29
|
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». |
17.04 |
|
|
|
|||
30 |
Презентация коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». |
24.04 |
|
|
|
|||
31 |
Проект. Подарки родным и близким |
08.05 |
|
|
|
|||
32 |
Экскурсия в городской краеведческий музей. |
15.05 |
|
|
|
|||
33 |
Учимся видеть. Русский музей. |
22.05 |
|
Интерактивный плакат «Русский музей». |
|
|||
34 |
Экскурсия в природу. Скоро лето! |
29.05 |
|
|
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.