Рабочая программа по ИЗО (5 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Иконка файла материала ИЗО 5 класс .doc
Изучение   изобразительного   искусства   в   5   классе   представляет   собой   продолжение начального   этапа   художественно­эстетического   развития   личности   и   является   важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.  Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе     Федерального   закона   Российской   Федерации   от   29.12.2012     №ФЗ­273     «Об образовании   в   Российской   Федерации»,   Федерального   Государственного   образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки   РФ   №   1897   от   17.12.2010   г.),   примерной   учебной   программы   по   предмету «Изобразительное искусство» (автор: Б.М. Неменский, М.: Просвещение, 2010 г.). Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом   логики   учебного   процесса   общего   среднего   образования,   межпредметных   и внутрипредметных   связей,   продолжения   формирования   у   обучающихся   эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно­ творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.  Программа   выстроена   по   принципу   концентрических   возвращений   к   основам изобразительного искусства, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого раскрытия. Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений  общего образования и учебном плане МБОУ «СОШ №….». Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 классе в объеме 35 часов. Изменений в программе нет. Планируемые результаты освоения курса Обучение   обучающихся   изобразительному   искусству   должно   быть   направлено   на достижение комплекса следующих результатов. Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 5 классе: • в ценностно­ориентационной сфере: —    формирование   художественного   вкуса   как   способности   чувствовать   и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; —    принятие мультикультурной картины современного мира; • в трудовой сфере: —    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; —    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; • в познавательной сфере: —   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные   результаты  изучения   изобразительного   искусства   в   5   классе проявляются: • в развитии художественно­образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;  • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти; •   в   формировании   критического   мышления,   в   способности   аргументировать   свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.В   области  предметных   результатов  МБОУ   «СОШ   №17»   предоставляет возможность ученику 5 класса  научиться: • в познавательной сфере: —    познавать   мир   через   визуальный   художественный   образ,   представлять   место   и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; —    осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно­выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; —    приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; —    различать изученные виды пластических искусств; —    воспринимать   и   анализировать   смысл   (концепцию)   художественного   образа произведений пластических искусств; —    описывать   произведения   изобразительного   искусства   и   явления   культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; • в ценностно­ориентационной сфере: —    формировать   эмоционально­ценностное   отношение   к   искусству   и   к   жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; —    развивать   эстетический   (художественный)   вкус   как   способность   чувствовать   и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; —    понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; —    уважать культуру других народов; осваивать эмоционально­ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно­нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;  —   ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей,   представленных   в произведениях искусства; • в коммуникативной сфере: —    ориентироваться в социально­эстетических и информационных коммуникациях; —    организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; • в эстетической сфере: —    реализовывать   творческий   потенциал   в   собственной   художественно­творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; —    развивать   художественное   мышление,   вкус,   воображение   и   фантазию, формировать   единство   эмоционального   и   интеллектуального   восприятия   на   материале пластических искусств; —    воспринимать   эстетические   ценности,   высказывать   мнение   о   достоинствах произведений   высокого   и   массового   изобразительного   искусства,   уметь   выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; —    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор; • в трудовой сфере: —    применять   различные   выразительные   средства,   художественные   материалы   и техники в своей творческой деятельности. Основными   содержательными   линиями   при   изучении   изобразительного   искусства являются:  ­   возникновение   и   виды   пластических   искусств;   язык   и   жанры   изобразительного искусства;  ­ художественный образ и художественно­выразительные средства живописи, графики, скульптуры,   декоративно­прикладного   искусства;   связь   времен   в   искусстве   на   примере эволюции художественных образов.Содержание учебного предмета   I раздел «Древние корни народного искусства» (8 ч.) Знакомство с традиционными образами в народном искусстве (мать­земля, древо жизни, конь­лось­олень,   птица,   солнечные   знаки),   крестьянским   домом,   рассматривается   как художественный   образ,   отражающий   взаимосвязь   большого   космоса   (макрокосма)   и   мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале   русской   народной   вышивки,   знакомство   с   костюмом   и   народно­праздничными обрядами.  Древние образы в народном искусстве  Уметь   объяснять  глубинные   смыслы   основных   знаков­символов   традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать,   сопоставлять,   анализировать  декоративные   решения   традиционных образов   в   орнаментах   народной   вышивки,   резьбе   и   росписи   по   дереву,  видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать  традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. выразительные   декоративно­образные   изображения   на   основе  Убранство русской избы Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища,  выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков­образов в декоративном  убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через  конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов  России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.  Внутренний мир русской избы              Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды              крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.  Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.Находить в них черты национального своеобразия.  Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.  Конструкция и декор предметов народного быта  Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.  Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать,  что   декор   не   только   украшение,   но   и   носитель   жизненно   важных   смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам­умельцам.  Изображать  выразительную   форму   предметов   крестьянского   быта   и   украшать   ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.  Русская народная вышивка Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.  Создавать  самостоятельные   варианты   орнаментального   построения   вышивки   с   опорой   на народную традицию.  Выделять  величиной,   выразительным   контуром   рисунка,   цветом,   декором   главный   мотив (птицы, коня, всадника, матери­земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов.  Осваивать навыки декоративного обобщения.  Оценивать  собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.  Народный праздничный костюм Понимать и анализировать  образный строй народного костюма,  давать  ему эстетическую оценку.  Соотносить  особенности   декора   женского   праздничного   костюма   с   мировосприятием   и мировоззрением  предков.  Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных народов.   Осознать  значение   традиционной   русской   одежды   как   бесценного   достояния   культуры народов.  Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.  Народные праздничные обряды Характеризовать  праздник   как   важное   событие,   как   синтез   всех   видов   творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы.  Создать атмосферу живого общения и красоты.  Разыгрывать  народные   песни,   игровые   сюжеты,   участвовать   в   народных   действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров.  Находить  общие   черты   в   разных   произведениях   народного   (крестьянского)   прикладного искусства.  Отмечать  в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.  II раздел «Связь времен в народном искусстве» (8 ч.)Изучение     традиционных   народных   художественных   промыслов   России   (Жостово, Хохломы,  Гжели).    Знакомство с филимоновской,  дымковской,  каргопольской  народными глиняными   игрушками.   Живучесть   в   игрушках   древнейших   образов:   коня,   птицы,   бабы. Восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях народного промысла. Русские народные промыслы.  Древние образы в современных народных игрушках Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.  Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.  Распознавать и называть  игрушки  ведущих  народных  художественных   промыслов,  в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.  Овладевать  приемами   создания   выразительной   формы   в   опоре   на   народные   традиции старооскольской игрушки.  Осваивать  характерные   для   того   или   иного   промысла   основные   элементы   народного орнамента и особенности цветового строя.  Искусство Гжели Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку  произведениям гжельской керамики.  Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.  Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных  элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.  Осваивать приемы гжельского кистевого мазка ­ «мазка с тенями».  Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.  Городецкая роспись Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать  произведения городецкого промысла.  Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.  Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.  Хохлома Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать  произведения Хохломы.  Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.  Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.  Жостово. Роспись по металлуЭмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать  произведения жостовского промысла.  Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.  Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.  Осваивать основные приемы жостовского письма.  Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.  Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку  произведениям дерева и бересты.  Сравнивать, оценивать форму, декор изделий, принадлежащих различным художественным  промыслам.  Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов,  единство формы и декора в изделиях мастеров.  Осваивать приемы ручного декорирования  на основе традиций разных мастеров. Создавать  орнаментальную   композицию   с   использованием   древнейших   знаков­символов, используемых в декоре изделий  России. III раздел «Декор – человек, общество, время» (11 ч.) Многообразие форм и декора в классическом декоративно­прикладном искусстве разных народов,   стран,   времен.   Социальная   функция   искусства,   представления   о   её   роли   в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении   людей   по   социальной   и   профессиональной   принадлежности.   Социальная   роль декоративного искусства современности. Общественно­символическое значение. Знакомство с образами художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии,   Западной   Европы   периода   Средневековья.   Основной   акцент   на   декоративно­ знаковую, социальную роль костюма. Стилевое единство декора одежды,  предметов быта, интерьера,   относящихся   к   определенной   эпохе.   Ознакомление   с   гербами   и   эмблемами. Символический     характер   языка   герба   как   отличительный   знак,     его   составные   части, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, символы и эмблемы в современном обществе.  Зачем людям украшения Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального  знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).  Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в  произведениях декоративно­прикладного искусства.  Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.   Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения  декоративно­прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства связь конструктивных,  декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно­ прикладному искусству Древнего Египта.  Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно­прикладного ис­ кусства Древнего Египта.  Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической  творческой работы.   Одежда говорит о человеке Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего  Рима и Китая и у людей разных сословий.  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой  работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство  декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.  Высказываться  о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.  Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала  по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.  Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство  декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.  О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Понимать смысловое значение изобразительно­декоративных элементов в гербе родного края  и городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.  Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и  изобразительного элементов.  Создавать  декоративную   композицию   герба,   в   соответствии   с   традициями   цветового   и символического изображения гербов.  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Участвовать  в   итоговой   игре­викторине   с   активным   привлечением   экспозиций   музея,   в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.  Распознавать  и  систематизировать  зрительный   материал   по   декоративно­прикладному искусству и систематизировать его по социально­стилевым признакам.  Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.  Размышлять  и  вести   диалог  об   особенностях   художественного   языка   классического декоративно­прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).  Использовать в речи новые художественные термины.  IV раздел «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч) Знакомство с  богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., Образный строй произведений, восприятие их с точки зрения единства формы (способсуществования   содержания,   его   конкретное   воплощение   и   выражение)   и   содержания («функция» и «идея», здесь функция не только утилитарно­практическая, но и эстетическая), выявление   средств,   используемые   художником   в   процессе   воплощения   замысла   (умение превратить   мысленный   образ   в   плоть,   в   «тело»   предмета).   Современное   выставочное искусство.   Виды   декоративно­прикладного   искусства.   Создание   декоративной   работы   в материале. Народные художники.  Современное выставочное искусство Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно­прикладного  искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику,  ковку, литье, гобелен и т. д.  Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно­прикладного  искусства.  Находить и определять в произведениях декоративно­прикладного искусства связь  конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное  единство материала, формы и декора.  Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно­прикладным искусством.  Объяснять отличия современного декоративно­прикладного искусства от традиционного  народного искусства.   Ты сам – мастер  Разрабатывать, создавать эскизы коллективных∙ панно, витражей, коллажей, декоративных  украшений интерьеров школы.  Пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.  Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета,  фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных  композиций.  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по  принципу «от простого к сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.Календарно – тематическое планирование Тема Древние корни народного искусства (8 часов) Дата план факт Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы Внутренний мир русской избы Конструкция и декор предметов народного быта Русская народная вышивка Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды Народные праздничные обряды Связь времен в народном искусстве (8 часов) Древние образы в современных народных игрушках Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели Искусство Гжели Городецкая роспись № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13Хохлома 14 15 Жостово. Роспись по металлу 16 Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по  бересте Декор – человек, общество, время (11 часов) Зачем людям украшения  Зачем людям украшения  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Одежда «говорит» о человеке Одежда «говорит» о человеке Одежда «говорит» о человеке О чём рассказывают нам гербы и эмблемы О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Декоративное искусство в современном мире (8 часов) Современное выставочное искусство Современное выставочное искусство Ты сам – мастер Ты сам – мастер Ты сам ­ мастер Ты сам ­ мастер Ты сам ­ мастер Ты сам ­ мастер 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Посмотрите также