Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской учебной программы « Изобразительное искусство » Шпикаловой Т. Я., соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ( утверждён приказом МОиН РФ 06.10.2009), учебнику «Изобразительное искусство» 1 класс /Сост. Т.Я.Шпикалова. - М.: Просвещение, 2012.
Система учебников:
· Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник.-М.: Просвещение, 2012
· Шпикалова Т. Я. Творческая тетрадь « Изобразительное искусство ».-М.: Просвещение, 2012
Основные задачи данного курса:
Общая характеристика учебного предмета:
В курсе изобразительного искусства в 1 классе выделяется несколько разделов:
В курсе предусмотрена работа с различными художественными материалами: акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Дети получают первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомятся с тёплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешения цветов. В ходе обучения они получают начальные знания о графике, о разнообразии штриха, контура и о возможностях силуэта. Обучающиеся получают возможность приобрести навыки рисования:
- приём раздельного мазка,
- приём цветовых пятен,
- приём кистевой росписи,
- приём работы тычком.
В ходе изучения раздела «Основы народного декоративно-прикладного искусства», дети знакомятся с различными народными промыслами, получают первоначальные представления о народном костюме и воинском снаряжении.
На изучение национально-регионального компонента отводится 10% от общего количества часов – 4 часа. Национально-региональный компонент по предмету изобразительное искусство 1 класса реализуется в соответствии с рекомендациями, путём включения в урок в качестве наглядного материала художественные произведения Хакасских художников.
Место курса в учебном плане:
В первом классе на изучение предмета изобразительное искусство отводится 33 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»:
В процессе восприятия произведений искусства реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.
Изобразительное искусство знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
В процессе освоения курса у учащихся первого класса формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты изучения учебного предмета « Изобразительное искусство»:
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты .
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
4. Активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
6. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии,
анализе и оценке произведений искусства.
4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе ученик должен
знать/понимать
· некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
· отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
· ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
уметь
· различать теплые и холодные цвета;
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
· использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
Содержание курса
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Восхитись красотой нарядной осени: Какого цвета осень? Твой осенний букет. Осенние перемены в природе. В сентябре у рябины именины. Щедрая осень. В гостях у народного мастера С. Веселова. Золотые травы России. Наши достижения. |
8 |
2. |
Любуйся узорами красавицы-зимы: О чём поведал каргопольский узор. В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Зимнее дерево. Зимний пейзаж: день и ночь. Белоснежные узоры. Цвета радуги в новогодних игрушках. Наши достижения. |
7 |
3. |
Радуйся многоцветью весны и лета: По следам зимней сказки. Зимние забавы. Защитники земли русской. Открой секреты дымки Открой секреты дымки Краски природы в наряде русской красавицы. Вешние воды. Птицы – вестники весны. У Лукоморья дуб зелёный. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Красуйся, красота, по цветам лазоревым. В царстве радуги-дуги узнай, как все цвета дружат. В царстве радуги-дуги узнай, как все цвета дружат. Какого цвета страна родная. Наши достижения. |
18 |
ИТОГО |
|
33 часа |
Календарно- тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|
Восхищайтесь красотой нарядной осени 8 часов |
|||||
1 |
|
Какого цвета осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. |
Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью. |
Предметные умения: знать элементарные правила смешивания основных цветов. Уметь свободно работать карандашом, передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет. Знать особенности и приемы росписи декоративных объектов. Уметь составлять узор из декоративного материала. Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Освоение способов работы с акварелью и гуашью. Познавательные: формирование понятия «декоративно-прикладное искусство» Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь. |
|
2 |
|
Твой осенний букет. Декоративная композиция |
Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы (листьев). Выражать свое отношение |
||
3 |
|
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. |
Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева |
||
4 |
|
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция |
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство |
||
5 |
|
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция. |
Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него |
||
6 |
|
В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. РК. Хакасский орнамент |
Узнавать основные элементы татарского национального орнамента |
||
7 |
|
Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы. |
Объяснять смысл понятий орнамент, ритм. Повторять за народным мастером хохломской узор |
||
8 |
|
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект «Щедрый лес и его жители». |
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |
||
Любуйся узорами красавицы - зимы 7 часов |
|||||
9 |
|
О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России |
Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зерен, находить знаки-символы. Повторять элементы каргопольского узора |
Предметные умения: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|
10 |
|
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная каргопольская игрушка. |
Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина |
||
11 |
|
Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике. РК . Пейзаж в хакасской графике. |
Объяснять смысл понятия графика. Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы |
||
12 |
|
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. |
Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом |
||
13 |
|
Белоснежные узоры. Вологодские кружева. |
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге |
||
14 |
|
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. Страница для любознательных - изовикторина. |
Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости. Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать |
||
15 |
|
Наши достижения. Что знаю и могу. Наши проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений |
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |
||
Радуйся многоцветью весны и лета 18 часов |
|||||
16 |
|
По следам зимней сказки. Декоративная композиция. |
Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету |
Предметные умения: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|
17 |
|
Зимние забавы. Сюжетная композиция. |
Объяснить смысл понятия сюжет. Изображать человека в движении согласно замыслу |
||
18 |
|
Защитники земли русской. Образ богатыря |
Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом |
||
19 |
|
Открой секреты дымки Русская глиняная игрушка. |
Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку |
||
20 |
|
Открой секреты дымки Русская глиняная игрушка. |
|||
21 |
|
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. РК. Хакасский народный костюм |
Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации |
||
22 |
|
Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. |
Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение |
||
23 |
|
Птицы – вестники весны. Декоративная композиция: весенний пейзаж. |
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги |
||
24 |
|
У Лукоморья дуб зелёный. Образ дерева в искусстве. |
Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства |
||
25-26 |
|
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя. |
Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь» |
||
27 |
|
Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Цвет и оттенки. |
Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить |
||
28 |
|
В царстве радуги-дуги узнай, как все цвета дружат. Тёплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки. |
Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные. |
||
29 |
|
В царстве радуги-дуги узнай, как все цвета дружат. Тёплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки. |
|||
30-31 |
|
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.
|
Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли |
||
32-33 |
|
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наши проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров». |
Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |
||
Материально- техническое обеспечение:
1.Список литературы.
1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2011.
3. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» / Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н Р.Макарова. - М.: Просвещение 2011 г.
4. Учебник «Изобразительное искусство» 1 класс / Т.Я.Шпикалова. - М.: Просвещение, 2011.
5. Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 1 класс / Т.Я.Шпикалова. - М.: Просвещение 2011.
6. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство 1 класс» / Т.Я.Шпикалова. – М: Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». — Режим доступа: http://nachalka.info/аbout/193
З. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). — Режим доступа: www. festival.1september.гu
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». — Режим доступа: www. km.ru/education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. — Режим доступа: www.uroki.гu
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». — Режим доступа:http // www. prosv. ru / umk /perspektiva/info.aspx? ob_no=12371
3. Наглядные пособия.
5.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийная установка.
6.
Учебно-практическое оборудование.
1. Классная доска.
7.
Специализированная мебель.
1. Школьные парты
2. Учительский стол
3. Шкафы для хранения книг и таблиц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.