Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов
Оценка 4.6

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
03.03.2018
Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России», автор Неменская Л.А., составлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными стандартами. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса по классам, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
РП ИЗО Неменская.doc
Приложение№1  к Основной образовательной                                                                               программе  начального общего образования                                                                                     МБОУ «Знаменская СОШ»                                                                                   Орловского района Орловской области Рабочая программа по изобразительному искусству (1­4 класс) УМК «Школа России» Автор Неменская Л.А. 1 Рабочая   программа   курса  «Изобразительное   искусство»    1­4  классов Пояснительная записка разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный   образовательный   государственный   стандарт, утвержденный  Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009   года   №   373   с     изменениями   от  31.12.2015   №   1576 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015   №   1576   «О   внесении   изменений   в   федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования и   науки   Российской   Федерации   от   6   октября   2009   г.   №   373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). 3. Рабочие программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников системы «Школа России» 1­4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский,   Л.А.Неменская В.Г. Горяева, – 5­е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с. 4. Учебный   план   МБОУ   «Знаменская   СОШ»   Орловского   района Орловской области на 2016­2017 учебный год. 5. Положение  о   Рабочей   программе   по   учебному   предмету   (курсу) педагога,  работающего   по     ФГОС   НОО  МБОУ   «Знаменская   СОШ» Орловского района Орловской области Планируемые результаты изучения курса «Изобразительное искусство»  Личностные результаты: ∙ формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   формирование ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;  ∙ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  ∙ формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов;  ∙ овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  2 ∙ принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  ∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  ∙ развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  ∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  ∙ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Метапредметные результаты:  ∙ овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  ∙ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  ∙ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата;  ∙ формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  ∙ использование знаково­символических средств представления информации для   создания   моделей   изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения учебных и практических задач;  ∙ активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий   (далее   —   ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач;  ∙ использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   за­дачами   и технологиями   учебного   предмета;   в   том   числе   умение   вводить   текст   с помощью   клавиатуры,   фиксировать   (записывать)   в   цифровой   форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить  своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим со­ провождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики  и этикета; ∙ овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и жанров в соответствии с целями и задачами;  3 ∙ овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений, отнесения к известным понятиям;  ∙ готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  ∙ определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  ∙ овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами.  Предметные результаты:  ∙ сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства  в  жизни  человека,   его  роли  в духовно­нравственном  развитии человека;  ∙ сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на материале   художественной   культуры   родного   края,   эстетического отношения   к   миру;   понимание   красоты   как   ценности;   потребности   в художественном творчестве и в общении с искусством;  ∙ овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  ∙ овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в различных   видах   художественной   деятельности   (рисунке,   живописи, скульптуре,   декоративно­прикладной   деятельности,   художественном конструировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).  Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане  На   изучение   курса   «Изобразительное   искусство»»   в   каждом   классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс ­ 33 часов  (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы ­ по 34 ч (34 учебные недели). Содержание курса «Изобразительно искусство» 1 класс (33 часа) 4 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения  Первичный опыт владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать Изображение фрагментов природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Изображать можно пятном Мох на камне, осыпи на стене, узоры на мраморе в метро — пятна и изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков. Наши краски Проба   красок.   Радость   общения   с   красками.   Овладение   навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни   напоминает   каждый   цвет?   Игровое   изображение   красочного многоцветного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить   радость   и   грусть.   Рисуем   музыку   —   выражаем   в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Художники и зрители (обобщение темы) Знакомство   с   понятием   «произведение   искусства».   Картина. Скульптура.   Цвет   и   краски   в   картинах   художников.   Развитие   навыков восприятия. Беседа. Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения. Мир природы полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту надо уметь замечать Неброская   и   «неожиданная»   красота   в   природе.   Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие   чувства   фактуры.   Накопление   опыта   зрительных   поэтических впечатлений.   Изображение,   например,   спинки   ящерицы   или   коры   дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Как когда, для чего украшает себя человек. 5 Все   украшения   человека   что­то   рассказывают   о   своем   хозяине.   Что могут   рассказать   украшения?   Рассматриваем   персонажей   сказок. Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд.   Украшение   класса   и   своего   дома   к   новогодним   праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки. Дом для себя «Придумай   себе  дом» —  изображение   придуманного   для   себя   дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — пропорции и конструкции формы. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный   город»   —   создание   на   бумаге   образа   города   для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей — зоопарк­конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных   бумажных   обрезков   разных   геометрических   форм,   заранее заготовленных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у   него   прозрачные   стены.   Как   бы   могли   жить   в   домах­буквах   маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна. Город, где мы живем Задание   на   тему   «Я   рисую   любимый   город».   Изображение   по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Выставка   работ,   сделанных   детьми.   Игра   в   художников   и   зрителей. Обобщающее панно «Наш город» или «Москва». Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов). Три Мастера неразлучны. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе 6 Обобщением здесь является первый урок. Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение   живой   природы.   Создание   коллективной   композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Планируемые   результаты   освоения   программы   пo  учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе. Ученик научится: ∙ различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок, живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн, декоративно­прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;  ∙ различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику;  ∙ эмоционально   ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу; различать   и   передавать   в   художественно   творческой   деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;  ∙ узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  ∙ приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.  Ученик получит возможность научиться: ∙ воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;   участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  ∙ видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;  ∙ высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях.  Чем и как работают художники. 2 класс (34 часа) Знакомство   с   выразительными   возможностями   художественных 7 материалов.   Открытие   своеобразия,   красоты   и   характера   материала.   Три основные   краски   создают   многоцветье   мира.   Основные   и   составные   цвета. "Умение   смешивать   краски.   Изобразить   цветы,   заполняя   крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Пять красок — все богатство цвета и тона Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными  кистями  без  предварительного  рисунка:  гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня. Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью. Выразительные возможности аппликации Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Выразительные возможности графических материалов Красота   и   выразительность   линии.   Тонкие   и   толстые,   подвижные   и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти). Выразительность материалов для работы в объеме Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. Выразительные возможности бумаги Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод   плоского   листа   в   разнообразные   объемные   формы.   Склеивание простых   объемных   форм   (конус,   цилиндр,   «лесенка»,   «гармошка»). Сооружение   игровой   площадки   для   вылепленных   зверей   (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению. Для художника любой материал может стать выразительным. Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных»   материалов.   Изображение   ночного   праздничного   города   с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы на фоне темной бумаги. Реальность и фантазии. Изображение и реальность Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Изображение и фантазия Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение 8 сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры. Украшение и реальность Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий. Украшение и фантазия Без   фантазии   невозможно   создать   ни   одного   украшения.   Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги). Постройка и реальность Мастер   Постройки   учится   у   природы.   Красота   и   смысл   природных конструкций   —   сот   пчел,   головки   мака   и   форм   подводного   мира   (медуз, водорослей). Постройка и фантазия Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.   Создание   макетов   фантастических   зданий,   «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению. Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник. Взаимодействие   трех   видов   художественной   деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение. Освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. О чем говорит искусство. Восприятие оттенков чувств и выражение их в практической работе. Выражение характера изображаемых животных Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении (мужской образ) По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет   сказки.   Например,   «Сказка   о   царе   Салтане...»   А.   Пушкина Изображение доброго и злого воина. Выражение характера человека в изображении (женский образ) Изображение   противоположных   по   характеру   сказочных   образов (Царевна­Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Образ человека и его характер, выраженные в объеме Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна­ Лебедь, баба Бабариха, Баба­яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. Изображение природы в разных состояниях Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа. Выражение характера человека через украшение Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников 9 заданной формы, воротников. Выражение намерений через украшение Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго,   праздничного   и   злого,   пиратского).   Работа   коллективно­ индивидуальная. Панно. Аппликация. Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы) Создание   образов   через   характер   постройки,   одежду,   форму   фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом. Выразительность   средств.   Важнейшие   вопросы:   «Ты   хочешь   это Как говорит искусство. выразить? А как? Чем?» Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета) Борьба цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению). Линия как средство выражения: ритм линий Изображение весенних ручьев. Линия как средство выражения: характер линий Изображение   ветки   с   определенным   характером   и   настроением   — нежные, могучие ветки и т. д. Создавать разные фактуры углем, сангиной. Ритм пятен как средство выражения Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции.  Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Пропорции выражают характер Конструирование   или   лепка   птиц   с   разным   характером   пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Обобщающий урок года Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Планируемы   результаты   освоения   программы   по   учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе. Ученик научится: ∙ различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок, живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн, 10 декоративно   прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;  ∙ различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику;  ∙ эмоционально   ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу; различать   и   передавать   в   художественно   творческой   деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;  ∙ узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  ∙ приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.  Ученик получит возможность научиться: ∙ воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;   участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  ∙ видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;  ∙ высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях.  3 класс (34 часа) Искусство в твоем доме. Твои игрушки Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов. Повседневная   и   праздничная   посуда.   Конструкция,   форма   предметов   и роспись,   украшение   посуды,   изображения   в   изготовлении   посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Мамин платок Эскизы   платков   для   девочки,   для   бабушки.   Платки,   разные   по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме Эскизы   обоев   или   штор   для   комнаты,   имеющей   четкое   назначение: спальня, гостиная и т. д. в технике набойки. Твои книги 11 Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки­игрушки. Поздравительная открытка Эскиз   открытки   или   декоративной   закладки   (по   растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме В   создании   всех   предметов   в   доме   принял   участие   художник.   Ему помогали   наши   Мастера   Изображения,   Украшения,   Постройки.   Форма предмета и его украшение. Искусство на улицах твоего города. Все   начинается   «с  порога   родного   дома».   Данная   тема   и   посвящена этому «порогу». И  Родины нет без  него.  Не  просто  Москва или  Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами. Памятники архитектуры — наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест. Парки, скверы, бульвары Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки­ музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж). Ажурные ограды Чугунные   ограды   в   Санкт­Петербурге   и   Москве,   в   родном   городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Фонари на улицах и в парках Какими   бывают   фонари.   Форму   фонарей   тоже   создает   художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах   городов   как   украшение   города.   Изображение   или   конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов Роль   художника   в   создании   витрин,   рекламы.   Проект   оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Групповые объемные макеты. Транспорт в городе В   создании   форм   машин   тоже   участвует   художник.   Машины   разных времен.  Образ   в   форме   машин.   Образы   фантастических   машин   (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (села) Панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в   виде   диорамы.   Здесь   можно   разместить   ограды   и   фонари,   транспорт. Дополняется   диорама   фигурами   людей,   плоскими   вырезками   деревьев   и кустов.   Экскурсоводы   рассказывают   о   своем   городе,   о   роли   художников, которые создают художественный облик города. 12 Занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша для кукольного спектакля. Художник и зрелище. Театрализованное представление. Театральные маски Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы­марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес Роль   занавеса   в   театре.   Занавес   и   образ   спектакля.   Создание   эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек). Афиша, плакат Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката­афиши к спектаклю. Художник и цирк Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище. Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Художник и музей. Музеи в жизни города Разнообразие   музеев.   Роль   художника   в   организации   экспозиции. Крупнейшие   художественные   музеи:   Третьяковская   галерея,   Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях Что такое картина. Картина­натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как   рассказ   о   человеке.   Изображение   натюрморта   по   представлению, выражение настроения. Картина­пейзаж Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха,   А.   Куинджи,   В.   Ван   Гога,   К.   Коро.   Изображение   пейзажа   по представлению с ярко выра­женным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Картина­портрет 13 Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или  по представлению. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров Скульптура   в   музее   и   на   улице.   Скульптуры­памятники.   Парковая скульптура.   Лепка   фигуры   человека   или   животного   (в   движении)   для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра Знакомство   с   произведениями   исторического   и   бытового   жанров. Изображение   по   представлению   исторического   события   (на   тему   русской былинной   истории   или   истории   Средневековья)   или   изображение   своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.). Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих  художников (обобщение темы) «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Планируемы   результаты   освоения   программы   по   учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе. Ученик научится: ∙ различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок, живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн, декоративно   прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;  ∙ различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику;  ∙ эмоционально   ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу; различать   и   передавать   в   художественно   творческой   деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;  ∙ узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  ∙ приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.  Ученик получит возможность научиться: ∙ воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;   участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  14 ∙ видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;  ∙ высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях.  4 класс (34 часа)  Истоки искусства твоего народа. Пейзаж родной земли Характерные   черты,   своеобразие   родного   пейзажа.   Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально­коллективная работа. Украшения деревянных построек и их значение Единство   в   работе   трех   Мастеров.   Магические   представления   как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, с наличниками, фасад — лобной доской. Украшение «деревянных» построек. Деревня — деревянный мир  Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...  Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа. Образ красоты человека Образ   женской   и   мужской   красоты.   Традиционная   народная   одежда. Изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Народные праздники Роль   праздников   в   жизни   людей.   Календарные   праздники:   осенний праздник   урожая,   ярмарки   и   т.   д.   Праздник   —   это   образ   идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Древние города твоей земли. Каждый   город   особенный   с   белизной   стен,   куполами   храмов, перезвоном   колоколов.   Красота   городов   родной   земли,   мудрость   их архитектурной организации. Древнерусский город­крепость Изучение   конструкций   и   пропорций   крепостных   башен   городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Древние соборы 15 Знакомство   с   архитектурой   древнерусского   каменного   храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Древний город и его жители Моделирование   всего   жилого   наполнения   города.   Завершение «постройки» древнего города. Изображение древнерусского города. Древнерусские воины­защитники Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины.   Одежда   и оружие воинов. Древние города Русской земли Знакомство   со   своеобразием   разных   городов   ­   Москвы,   Новгорода, Пскова,  Владимира, Суздаля  и  др.  Они  похожи  и непохожи  между  собой. Изображение разных характеров русских городов. Узорочье теремов Образы   теремной   архитектуры.   Расписные   интерьеры,   изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Каждый народ — художник. Культура   Древней   Греции,   средневековой   (готической)   Европы   и Японии как пример культуры Востока, или Египет, Китай, Индию и т. д. мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик. Природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека ­ мужской и женской ­на примере   скульптурных   произведений   Мирона,   Поликлета,   Фидия   (человек является   «мерой   всех   вещей»).   Размеры,   пропорции,   конструкции   храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым   человеком   —   особенность   Древней   Греции.   Изображение   фигур олимпийских   спортсменов   (фигуры   в   движении)   и   участников   шествия (фигуры в одеждах). Гармония   человека   с   окружающей   природой   и   архитектурой. Представление   о   дорической     и   ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого   храма.  Создание   образов   греческих   храмов  (полуобъемные   или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. («мужественной») Создание   панно   «Древнегреческие   праздники».   Это   могут   быть Олимпийские   игры   или   праздник   Великих   Панафиней   (торжественное шествие в честь красоты человека,  его физического совершенства  и силы, которым греки поклонялись). Образ художественной культуры Японии. 16 Характерное   для   японских   художников   изображение   природы   через детали:   ветка   дерева   с   птичкой;   цветок   с   бабочкой;   трава   с   кузнечиками, стрекозами;   ветка   цветущей   вишни.   Изображение   японок   в   национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное   панно   «Праздник   цветения   сакуры»   или   «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем   в   общее   панно.   Группа   «главного   художника»   работает   над   фоном панно. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Работа   над   панно   «Праздник   цехов   ремесленников   на   городской площади»   с   подготовительными   этапами   изучения   архитектуры,   одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка детских работ. Постройки, одежды, украшения у различных народов. Искусство объединяет народы. Богатство   и   разнообразие   представлений   народов   о   красоте   явлений жизни. Общими   для   всех   народов   являются   представления   не   о   внешних проявлениях,   а   о   самых   глубинных,   не   подчиненных   внешним   условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство. Матери, дающие жизнь. Мать и дитя, единство и ласка отношение друг к другу. Все народы воспевают мудрость старости. Красота   внешняя   и   внутренняя   красота   душевной   жизни,   красота,   в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека, его внутренний мир. Сопереживание — великая тема искусства. Изображение страдания в искусстве. Создание   рисунка   с   драматическим   сюжетом,   придуманным   автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Герои, борцы и защитники. В   борьбе   за   свободу,   справедливость   все   народы   видят   проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство народов мира (обобщение темы). 17 Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. Планируемы   результаты   освоения   программы   по   учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе. Ученик научится: ∙ различать   основные   виды   художественной   деятельности   (рисунок, живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн, декоративно   прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно творческой деятельности, используя  различные художественные материалы и приемы работы с ними для  передачи собственного замысла; ∙ различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику;  ∙ эмоционально   ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу; различать   и   передавать   в   художественно   творческой   деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;  ∙ узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;  ∙ приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.  Ученик получит возможность научиться: ∙ воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;   участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;  ∙ видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;  ∙ высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных произведениях,   изображающих   природу   и   человека   в   различных эмоциональных состояниях.  В   результате   обучения   изобразительному   искусству   в   начальной   школе выпускники: ∙ осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности:   изображение   на   плоскости   и   в   объеме;   постройка   или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение   или   декоративная   художественная   деятельность   с использованием различных художественных материалов;  18 ∙ приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:   живопись,   графика,   скульптура,   дизайн,   начала   архитектуры, декоративно­прикладные и народные формы искусства;  ∙ развивают   свои   наблюдательные   и   познавательные   способности, эмоциональную   отзывчивость   на   эстетические   явления   в   природе   и деятельности человека;  ∙ развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;  ∙ осваивают   выразительные   возможности   художественных   материалов: краски,   гуашь,   акварель,   пастель   и   мелки,   уголь,   карандаш,   пластилин, бумага для конструирования;  ∙ приобретают   первичные   навыки   художественного   восприятия   различных видов   искусства;   начальное   понимание   особенностей   образного   языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;  ∙ учатся   анализировать   произведения   искусства;   обретают   знания конкретных   произведений   выдающихся   художников   в   различных   видах искусства;   учатся   активно   использовать   художественные   термины   и понятия;  ∙ овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а   также   приобретают   навыки   коллективного   творчества,   умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;  ∙ обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений   и   животных,   начальные   навыки   изображения   пространства   на плоскости  и пространственных  построений, первичные  представления  об изображении человека на плоскости и в объеме;  ∙ обретают   навыки   общения   через   выражение   художественных   смыслов, выражения   эмоционального   состояния,   своего   отношения   к   творческой художественной   деятельности,   а   также   при   восприятии   произведений искусства и творчества своих товарищей;  ∙ обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;  ∙ приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);  ∙ приобретают   первичные   представления   о   богатстве   и   разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально­ценностных отношений к явлениям жизни.                        Планируемые результаты учебного процесса в результате изучения предмета, курса « Изобразительное искусство у учащихся: 19  будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;  начнут   развиваться   образное   мышление,   наблюдательность   и   эстетические   чувства, воображение, формироваться основы анализа произведения искусства;   творческие   способности,  формируются основы духовно­нравственных ценностей личности, будет проявляться   эмоционально­ценностное   отношение   к   миру, художественный вкус;  появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно­продуктивной   деятельности,   разовьется   трудолюбие, открытость миру, диалогичность;  установится   осознанное   уважение   и   принятие   традиций,   форм культурного­исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся   конкретным   содержание   понятия   Отечество»,   «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных   традиций   много   национального   народа   Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;  будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости   за   свою   Родину,   появится   осознание   своей   этнической   и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Учащиеся:  овладеют умениями  и навыками восприятия произведений  искусства; смогут   понимать   образную   природу   искусства;   давать   эстетическую оценку явлениям окружающего мира;  получат навыки сотрудничества  со взрослыми и сверстника научатся вести   диалог,   участвовать   в   обсуждении   значимых   явлений   жизни   и искусства;  научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);  будут   использовать   выразительные   средства   для   воплощения собственного   художественно­творческого   замысла;   смогут   выполнять простые   рисунки   и   орнаментальные   композиции,   используя   язык компьютерной графики в программе Paint. 20 Тематическое планирование 1 класс (33 ч) Тема раздела Ты учишься изображать. Знакомство с мастером  изображения Ты учишься украшать. Знакомство с мастером украшения Ты учишься строить. Знакомство с мастером постройки Изображение, украшение, постройка всегда помогают  друг другу  2 класс (34 ч) Тема раздела Как и чем работает художник Реальность и фантазия О чем говорит искусство Как говорит искусство? 3 класс (34 ч) Тема раздела Искусство в твоем доме Искусство на улицах твоего города Художник и зрелище Художник и музей 4 класс (34 ч) Тема раздела Повторение Древние города нашей земли Каждый народ – художник Искусство объединяет народы № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 Кол­во часов 9  8  11  5  Кол­во часов 8  7  10  9  Кол­во часов 8  7  11  8  Кол­во часов 8  7  11  8  21 Материально­техническое обеспечение образовательного процесса № п/п 1. Наименование объектов и средств  материально ­ технического обеспечения Учебники и пособия для учащихся 1. Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1класса. Москва. «Просвещение» 2012; 2. Коротеева Е.И. Искусство и ты: учебник для 2 класса. Москва. «Просвещение» 2012; 3.   Коротеева   Е.И.   Твоя   мастерская:   Рабочая   тетрадь   для   2   класса. Москва. «Просвещение» 2013; 4. Коротеева Е.И Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса. Москва. «Просвещение» 2012; 5.   Коротеева   Е.И.   Твоя   мастерская:   Рабочая   тетрадь   для   3   класса. Москва. «Просвещение» 2013; 6. Неменская Л.А. Искусство и ты: Каждый народ ­ художник: Учебник для 4 класса. Москва. «Просвещение» 2012; 7. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 класса. Москва. «Просвещение» 2013                                                Пособие для учителя: Неменский   Б.М.   Уроки   изобразительного   разработки.1­4 классы. Москва. «Просвещение» 2013 Печатные пособия: таблицы,  схемы; портреты художников; репродукции картин Технические средства: компьютер, проектор, принтер Экранно – звуковые пособия Игры и игрушки Оборудование   класса:   индивидуальное   рабочее   место,   которое   можно перемещать в случае групповой работы;   искусства.   Поурочные 2. 3. 4. 5. 6. 22 23

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов

Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018