Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
искусство
3 кл
26.03.2018
Рабочая программа составлена с учетом последних требований. В неё входят основные пункты,которые должны быть освещены в программе. Программа сокращена по одобрению администрации школы,так как полная версия программы невероятно объемная..
Есть и пояснительная записка , и описание УМК, и критерии оценивания , и календарное планирование. .рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса. УМК"Школа России"
ИЗО 3 КЛАСС.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА ФИЛЬКОВА В.П.
Рассмотрено
Руководитель МО
__________/Фролова Е.В.
ФИО
Протокол № ___
от «__»____________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по
УВР
_________/Мохначева А.Ю.
ФИО
«__»____________20___г.
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ
с.Сластуха
_____________/Н.Н.Илюшкина_/
ФИО
Приказ № ___ от «__»____20___г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 3 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _____ от
«______»________2017 г.
Составитель :
Фролова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
первой категории 2017 2018 учебный год
Содержание :
1.Пояснительная записка с._________
2.Учебнотематический план с._________
3.Календарнотематическое планирование с. _________
4.Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса с._________ 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина
России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Цели обучения
изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведения изобразительного
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно
прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио
нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к
родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в
себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте
конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей
в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия,
лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными
возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и
является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств,
а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений
искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:
развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е.
способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое
отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуальноколлективная работа (каждый
выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и
произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс —135ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33
ч в год, во 2—4 классах —по 34 ч в год
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма:
ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества,
значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Результаты изучения курса
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией,
музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественнотворческая изобразительная деятельность неразрывно связана с
эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический
контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и
рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты выпускника начальной школы
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут
проявляться эмоциональноценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
• сформируются основы духовнонравственных ценностей личности — способности оценивать и
выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в
искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи,
уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и
художественнопродуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к
преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей,
форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей
этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся: научатся
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических
искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи,
скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё
отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
воплощать художественные образы в различных формах художественнотворческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах
для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями
использования в творчестве различных ИКТсредств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны
вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и
представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно
практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций
в повседневной жизни.
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в
художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и
приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в
художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к
ним средствами художественнообразного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального,
российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона, показывать на примерах их роль и назначение
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их
содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура,
дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре); • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих
природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм,
линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественнотворческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи
художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства
образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать
характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих
изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно
творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя
различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать
новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами
изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной
графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой
деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания
образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные
задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета,
явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного
объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в
разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
В результате изучения предмета «Изобразительного искусства» третьеклассник научится: понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла
окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями
духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего
общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание красоты, удобства, в ней
выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
использовать элементарные приемы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги,
живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеимемориалы);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно
прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки,
тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведение искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок,
музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов,
выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной
деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной
художественной деятельности;
Использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого
замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях
выдающихся художников в различных видах искусства ; активно использовать художественные
термины и понятия;
Осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности:
изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости, в объеме, в пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных материалов.
целью урока.
Критерии оценивания
Творческая работа :
Оценка «5» поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна
интересна.
Оценка «4» поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет
грубых ошибок.
Оценка «3» поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно
обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» поставленные задачи не выполнены
Проект Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
2. Учебнотематический план
№ п/п
1.
Название раздела
Искусство в твоём доме
2.
3.
4.
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
Колво часов
8 ч
7 ч
11 ч
8 ч
Итого 34 часа 3.Календарнотематическое планирование « Изобразительное
искусство» 3 класс
№ п/п
Дата
план
Дата факт Тема
Количество часов
Раздел 1. Искусство в твоём доме (8 ч.)
1
5.09
2
3
4
56
7
8
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление
игрушек из произвольных материалов.
«Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские
моменты для комплекса предметов.
«Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами.
Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы.
«Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель).
«Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление
объёмной книги.
«Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление
объёмной открытки.
«Труд художника для твоего дома». Изображение при помощи рисунка
самой красивой вещи в доме.
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
7.11
21.11
14.11
10
11
Раздел 2.Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9
«Памятники архитектуры».
Работа с бумагой, красками, ножницами. Составление облика зданий из
бумажных заготовок.
«Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной техникерисование,
аппликация.
«Ажурные ограды».
Работа в смешанной техникерисование, объёмная аппликация.
«Волшебные фонари».
Объёмная поделка из бумаги.
«Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги.
«Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и
вспомогательных материалов, создание объёмной модели. Пояснение
создания проекта.
«Искусство на улицах твоего города». Беседа о роли художника в
создании облика города. Создание коллективной работы.
Раздел 3. Художник и зрелище (11 ч.)
1617
5.12
12.12
28.11.1
12
13
14
15
19.12
.26.12
9.01
1819
2021
16.01
23.01
30.01
6.02
«Художник в цирке».
Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового
представления в аппликации.
«Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объёмного
макета театральной постановки.
«Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике
(кукла бибабо, бумажная кукла). Работа с тканьюшитьё. 2223
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04
«Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание
маски бумажной и комбинированной.
«Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами.
«Праздник в городе».
«Школьный карнавал». Обобщающий урок.
24
25
26
Раздел 4. Художник и музей (8 ч)
27
28
«Музей в жизни города». Рисование на свободную тему.
«Картина — особый мир. Картинапейзаж».
Рисование картиныпейзажа (краски).
«Картинапортрет». Рисование картиныпортрета (краски, карандаши).
2930
31
32
33
34
10.04
17.04
24 04
15.05
.22. 05
29.05
«Картинанатюрморт».
Рисование картинынатюрморта (краски, карандаши)
«Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую
тему.
«Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека
в движении.
Обобщающий урок. «Художник и музей».
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1 4. Материальнотехническое обеспечение образовательного
процесса
1.Н. А. Горяева, Л. А.Неменская. Изобразительное искусство 3 класс. Рабочая тетрадь.М.:
Просвещение, 2014г
2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
3.Таблицы по народным промыслам, декоративноприкладному искусству Распечатки
4. Компьютер
5.Мультимедийный проектор
6.Магнитная доска
ЦОР по предмету
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Рабочая программа по ИЗО для учащихся 3 класса . ОС "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.