Рабочая программа по ИЗО "Школа России"
Оценка 5

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
2 кл
17.10.2018
Рабочая программа по ИЗО "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35847) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 29.12.2016 г. №1677) - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.07.2015г. №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) - Фундаментальное ядро содержания общего образования; - Примерная основная программа начального общего образования ; - Основная образовательная программа НОО/ООО МБОУ г. Иркутска СОШ №53 от 2016г.; - Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ»; - Авторская программа Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014г.; - УМК «Школа России»: Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусств. – М. : Просвещение, 2 кл., 2014г.;
изо.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №53  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 «Б» КЛАСС Программа составлена  Потаповой Н.О.  Изобразительное искусство  РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ________________________________ Руководитель МО _________    _____________ Протокол № _____  от «____» _____________ 2017г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  _______________   _______________________ от «____» _____________ 2017г. УТВЕРЖДАЮ Директор ____________  Л. Д. Ефремкина Приказ № ________ от «____» _____________ 2017г. 2017 ­ 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД 1 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование  3 12 18 26 28 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         №       г.   России   №   35847) 03.02.2015   г.   22.12.2009 России   образования»         Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно­правовых документов: ­ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145­ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68­ФЗ) ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред.   Приказов   Минобрнауки   России   от   26.11.2010   г.   №   1241,   от   22.09.2011   г.   №2357,   от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального (Зарегистрирован общего Минюстом 17785) ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении   федерального  государственного  образовательного   стандарта   начального   общего образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   (Зарегистрировано   в Минюсте   ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении   Федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России г. от №   576,   ­ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального   стандарта   «Педагог   (педагогическая   деятельность   в   сфере   дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано      ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями,   внесенными   приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17.07.2015г. №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам   начального общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования»   (Зарегистрировано   в   Минюсте г. России №   ­   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской   Федерации   от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   29.06.2011   №   85,   Изменений   №   2,   утв.   Постановлением   Главного   государственного санитарного врача Российской   Федерации   от   25.12.2013   г.   №   72,   Изменений   №   3,   утв.   Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)  08.06.2015   №   1529,   России   06.12.2013     от   29.12.2016   г.   №1677)   от   28.12.2015   г. 01.10.2013 30067) г.   №   30550) в   Минюсте           ­ Фундаментальное ядро содержания общего образования;  ­ Примерная основная программа начального общего образования ; ­   Основная образовательная  программа  НОО/ООО  МБОУ  г. Иркутска  СОШ   №53  от 2016г.; ­ Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и 3 утверждения рабочих программ»; ­ Авторская программа Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014г.; ­ УМК «Школа России»:  Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусств. – М. : Просвещение,  2 кл., 2014г.; ­ Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №53 на 2017 – 2018 учебный год.                     Выбор  программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования,   разработана   в   соответствии   с   современными   идеями,   теориями общепедагогического и конкретно­методического характера.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цели и задачи курса  Положение   о   структуре,   порядке   разработки   рабочих   программ,   учебных   курсов,  Учебный план МБОУ СОШ с. Талица на 2012­2013 учебный год. предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы с.Талица Елецкого муниципального района Липецкой области; Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются: •  Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,  представлений  о добре  и  зле;  воспитание  нравственных  чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. •  Развитие   воображения,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей   деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. •   Освоение   первоначальных   знаний   о   пластических   искусствах:   изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества. •  Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно­творческой деятельности,   совершенствование эстетического вкуса.                  Программа определяет ряд практических  задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: •  Совершенствование   эмоционально­образного   восприятия   произведений   искусства   и окружающего мира. •  Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.). •  Формирование навыков работы с различными художественными материалами.   разными   художественными   материалами;                      Курс разработан как  целостная система введения в художественную культуру  и включает   в   себя   на   единой   основе   изучение   всех   основных   видов   пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.          Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность.          Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, 4 постройка.   Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.                Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.                 Основные  виды учебной деятельности  — практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.              Практическая художественно­творческая деятельность  (ребенок выступает в роли художника) и  деятельность по восприятию искусства  (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая  опыт художественной  культуры)  имеют  творческий  характер.  Учащиеся   осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).                    Одна из задач —  постоянная смена художественных материалов,  овладение их выразительными   возможностями.  Многообразие   видов   деятельности  стимулирует   интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.                  Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей.  Особым   видом   деятельности   учащихся   является   выполнение   творческих   проектов   и презентаций.            Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:  развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и  развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.                     Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает  чередование   уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.            Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально­коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).                     Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,   по   представлению);   декоративная   и   конструктивная   работа;   восприятие   явлений действительности   и   произведений   искусства;   обсуждение   работ   товарищей,   результатов коллективного   творчества   и   индивидуальной   работы   на   уроках;   изучение   художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).   оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.         Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.                Обсуждение   детских   работ  с   точки   зрения   их   содержания,   выразительности, МЕСТО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ     На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч. I четверть  II четверть III четверть  8 учебных недель 8 учебных недель 10 учебных недель 5 8 часов 8 часов 10 часов IY четверть  Итого: 8 учебных недель 34 учебных недели 8 часов 34 часа                      Особенности выбора УМК «Школа России»  определяется запросом социума,  родителей, уровнем готовности учащихся к обучению в школе, работой школьного психолога  с  родителями и  учащимися по определению интересов родителей и индивидуальных особенностей учащихся, развитию интеллектуальных и творческих  способностей детей в учебном процессе,  материально­технической базой школы.                УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание,  дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно­полиграфическое  исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной  программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к  структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих  образовательных задач: I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной  деятельности учащихся на основе системно­деятель­ностного подхода. III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной  образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как  основы умения учиться. Психолого­педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема  раскрывается в определенной последовательности:      постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем; самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа  изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д. уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и  определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение  знаний и способов деятельности по теме. Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:    отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение по времени; представлены средства организации учебно­познавательной деятельности учащихся  (условные обозначения, аналитические планы); сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения  понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий,  орфографические правила и т. д.). Среди средств управления учебно­познавательной деятельностью учащихся, представленных в  учебниках, значительное место занимают аналитические планы.  Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое  задание. Их назначение:    способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы; помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания,  необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности; раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности  (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного  результата; 6  поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения,  поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и  выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;  формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и   самоконтроля; способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему  предпочтительно действовать так, а не иначе. Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для  размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания.  Приводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к  постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке. Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников  стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к  узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке  атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности. Главной при совершенствовании учебников была ориентация учебного материала и способов его  подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в  измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в  области знаний, так и в области способов учебных действий. В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с  информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК  «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику  ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других  источников информации. В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется  благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего  материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры». Процесс  формирования  личностного результата предполагается осуществлять через выполнение  художественно­творческих заданий, направленных на развитие навыков восприятия  произведений искусства и навыков интерпретационного эстетического суждения как по  отношению к творчеству сверстников, так и в отношении эстетической оценки явлений  действительности.                 Начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как  собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход также способствует  осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ  учащихся с этих позиций обеспечивает, их способность конструктивно реагировать на критику  учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство»  представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими  заданиями. Рассмотрение работ ребят­одноклассников поможет понять, насколько удачно  выполнил творческую работу сам ученик. № раздела/ темы 1. 2. Наименование разделов и тем Как и чем работает художник Реальность и Всего часов 8ч. 7ч. 7 В том числе, час. Теория Практика Контроль 2ч. 1ч. 6ч. 6ч. 3. 4. фантазия О чем говорит искусство Как говорит искусство ИТОГО 11ч. 8ч. 34ч. 2ч. 2ч. 7ч. 9ч. 6ч. 27ч. Рабочая программа планирует выполнение авторской программы в полном объеме, как в  теоретической, так и в практической части. Формы организации образовательного процесса: Классно­урочная система:  ­ фронтальная,  ­ парная,  ­ групповая, ­ индивидуальные формы учебной деятельности  Технологии обучения: ­ технология проблемного диалога; ­ проектная технология; ­ ИКТ­технологии; ­ технология ситуативного обучения; ­ технология продуктивного чтения; ­ технология уровневой дифференциации         Использование   системно­деятельностного   подхода   к   обучению,   способствуют Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся   формированию компетенций. Ключевые  компетенции: ­ умение обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные  функции; ­  способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное  восприятие, понимание обучающихся; ­ способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,  осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для  своих действий и поступков, принимать решения; ­ способность обучающегося к  самостоятельной познавательной деятельности. Предметные компетенции: ­ осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации,  реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и  следствий исторических событий;  ­ способность конструктивно применять исторические и историко­культурные знания в  социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении. 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ                 Объектом   оценки   результатов   освоения   предмета   «Изобразительное   искусство»   является способность   учащихся   решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи.   Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в   ходе   текущего   и   промежуточного   оценивания,   фиксируются   в   форме   портфеля   достижений   и учитываются   при   определении   итоговой   оценки.   Преодоление   неуспешности   отдельных   учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью­то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.          Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1.Активность участия. 2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4.Самостоятельность. 5.Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы 1.Как   решена   композиция:   правильное   решение   композиции,   предмета,   орнамента   (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.         Формы контроля уровня обученности 1.     Викторины 2.     Кроссворды 3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ 9 4.     Тестирование УЧЕБНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Данная   программа   обеспечена   учебно   ­   методическими   комплектами   для   1—4   классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.  УЧЕБНИКИ Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;  ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;  ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы. МАТЕРИАЛЬНО ­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Печатные пособия. 1. Портреты русских и зарубежных художников. 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. 3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. 4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно ­ прикладному искусству. Технические средства обучения. 1. Мультимедиа – проектор 2. Компьютер 3. Принтер 4. Экран подвесной ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ  СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА     Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно­нравственное  развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной  человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и  патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с  искусством других народов.     В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой  культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом  открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех  людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. 10 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни  общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень  курса.     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе  взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного  опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и  эстетического переживания окружающей реальност� является важным условием освоения  детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к  действительности должно служить источником развития образного мышления.     Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру  человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это  является залогом развития способности сопереживания.     Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через  чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого  опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,  связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности  ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.     Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.  Эмоционально­ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только  через собственное переживание — проживание художественного образа в форме  художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно­образного языка,  средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному  уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие  искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный  опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений  и эмоционально­ценностных критериев жизни. 11 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации   на   содержательные   моменты   школьной   действительности   и   принятия   образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – – способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической  принадлежности в форме осознания   «Я»   как   члена   семьи,  представителя   народа,   гражданина   России,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так – – – – – и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; 12 – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность   нерасточительного, следовать   в   своей   деятельности   нормам   природоохранного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе  знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней   позиции   учащегося   на   уровне   положительного   отношения   к образовательной   организации,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   учебной деятельности; – положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на   основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к   решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении   моральным   нормам   и   этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся   в   поступках,   направленных   на   помощь   другим   и   обеспечение   их благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; реализации, в том числе во внутреннем плане; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её – – – – – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне  адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – – различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 13 – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые   коррективы   в   исполнение   как   по   ходу   его   реализации,   так   и   в   конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том  числе   контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать   знаковосимволические   средства,   в   том   числе   модели   (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных   текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – признаков; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных – – – – осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, – – – – – – – – – – свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с   помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; – осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 14 – строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего  речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая   его   аудиовизуальной   поддержкой),  диалогической   формой коммуникации,   используя   в   том   числе   средства   и   инструменты   ИКТ   и   дистанционного общения;   владеть – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; – – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – – – – – задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения  различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   позиции   других   людей, отличные от собственной; – – – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно   содействовать   разрешению   конфликтов   на   основе   учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты. В   результате   изучения   изобразительного   искусства   на   уровне   начального   общего образования у обучающихся: – будут   сформированы   основы   художественной   культуры:   представление   о специфике   изобразительного   искусства,   потребность   в   художественном   творчестве   и   в общении   с   искусством,   первоначальные   понятия   о   выразительных   возможностях   языка искусства; 15 – начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно­ творческие   способности,   эстетические   чувства,   формироваться   основы   анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально­ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; – сформируются основы духовно­нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных   в   искусстве,   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу,   государству, Отечеству,   миру   в   целом;   устойчивое   представление   о   добре   и   зле,   должном   и недопустимом,  которые  станут  базой  самостоятельных  поступков  и  действий  на  основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; – появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно­продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; – установится   осознанное   уважение   и   принятие   традиций,   самобытных   культурных ценностей,   форм   культурно­исторической,   социальной   и   духовной   жизни   родного   края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – будут   заложены   основы   российской   гражданской   идентичности,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   ответственности   за  общее благополучие. – Обучающиеся: – овладеют   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии   произведений пластических   искусств   и   в   различных   видах   художественной   деятельности:   графике (рисунке),   живописи,   скульптуре,   архитектуре,   художественном   конструировании, декоративно­прикладном искусстве; – смогут   понимать   образную   природу   искусства;   давать   эстетическую   оценку   и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и   обществу;   воплощать   художественные   образы   в   различных   формах   художественно­ творческой деятельности; – научатся   применять   художественные   умения,   знания   и   представления   о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно­практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ­средств; – получат   навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   научатся   вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; – смогут   реализовать   собственный   творческий   потенциал,   применяя   полученные знания   и   представления   об   изобразительном   искусстве   для   выполнения   учебных   и художественно­практических   задач,   действовать   самостоятельно   при   разрешении проблемно­творческих ситуаций в повседневной жизни. – Восприятие искусства и виды художественной деятельности – Выпускник научится: – различать   основные   виды   художественной   деятельности  (рисунок,   живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и   участвовать   в   художественнотворческой   деятельности,   используя   различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; 16 – различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику; – эмоциональноценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу;   различать   и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   своего национального,   российского   и   мирового   искусства,   изображающие   природу,   человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм ит.д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и   художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. – Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;  участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту; – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. – Азбука искусства. Как говорит искусство? – Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,  фактуру;   различные   художественные   материалы   для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать   основные   и   составные,   тёплые   и   холодные  цвета;   изменять   их эмоциональную   напряжённость   с   помощью   смешивания   с   белой   и   чёрной   красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры,  декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   пространственную   форму предмета;   изображать   предметы   различной   формы;   использовать   простые   формы   для создания  выразительных   образов   в   живописи,   скульптуре,   графике,  художественном конструировании; – использовать   декоративные   элементы,   геометрические,   растительные   узоры   для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественнотворческой   деятельности специфику   стилистики   произведений   народных   художественных   промыслов   в   России   (с учётом местных условий). – Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться   средствами   выразительности   языка   живописи,   графики, скульптуры, декоративноприкладного  искусства,   художественного   конструирования   в собственной  художественнотворческой   деятельности;   передавать   разнообразные эмоциональные   состояния,   используя   различные   оттенки   цвета,   при   создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать   новые   формы,   различные   ситуации   путём   трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; 17 – выполнять  простые  рисунки   и  орнаментальные   композиции,  используя  язык компьютерной графики в программе Paint. – Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? – Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­ творческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения  к ним; решать   художественные   задачи   (передавать   характер   и   намерения   объекта—   природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. – Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе  разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; – изображать   многофигурные   композиции   на   значимые   жизненные   темы   и участвовать в коллективных работах на эти темы. 18 Наименование раздела Как и чем  работает  художник Реальность и  фантазия      О чем  говорит  искусство  Как говорит  искусство Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (2 класс) Личностные  результаты  ­принятие и  освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения; ­  осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости и  свободе; ­  понимать  особую роль  культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  Метапредметные результаты Познавательные рассуждать о  содержании  рисунков,  сделанных  детьми;  осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации;  определять  общую цель и  пути её  достижения;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач;  контролировать и  оценивать процесс и результат  деятельности выделять и  обобщенно  фиксировать  группы  существенных  признаков  объектов;  Регулятивные адекватно  использовать речь;  выбирать действия  в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации;  вносить  необходимые  коррективы на  основе оценки,  сделанных ошибок;  составлять план и  последовательность действий;  предвосхищать  результат;  адекватно  использовать речь адекватно  воспринимать  предложения  учителя; вносить  необходимые  коррективы после  завершения работы; предвидеть  возможности  Коммуникативные задавать вопросы,  слушать  собеседника; вести  устный диалог;  доброжелательность и эмоционально­ нравственная  отзывчивость;  проявлять  активность для  решения  познавательных  задач; ценностное  отношение к  природному миру;  оказывать  взаимопомощь в  сотрудничестве;  самооценка на  основе критериев  успешной  деятельности;  формулировать  собственное мнение  и позицию;  уважительное  отношение к иному  мнению формулировать  Предметные  результаты Обучающийся  научится:  ­различать  основные виды  художественной  деятельности  (рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное  конструирование  и дизайн,  декоративно­ прикладное  искусство) и  участвовать в  художественно­ творческой  деятельности,  используя  различные  художественные  материалы и  приёмы работы с  ними для  передачи  собственного  19 человека понимать особую  роль культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  человека; ­  делать выбор  какое мнение  принять; ­  осознать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах; ­  самостоятельно  делать выбор  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие для всех простые  правила поведения формирование  эстетических  потребностей,  ценностей и  чувств;  осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации из  различных  источников;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач; подводить  под понятие на  основе выделения  существенных  признаков;  выбирать  наиболее  эффективные  способы решения  задач осуществлять  сравнение,  классификацию  по заданным  критериям;  осуществлять  сбор информации; оценивать  результат  деятельности;  узнавать, называть объекты  окружающей  деятельности;  получения  конкретного  результата использовать речь  для регуляции  своего действия;  устанавливать  соответствии  полученного  результата  поставленной цели;  стабилизировать  эмоциональное  состояние;  адекватно  воспринимать  предложение  учителя,  товарищей;  определять  последовательность действий адекватно  использовать речь;  выбирать действия  в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации;  вносить  необходимые  коррективы на  основе оценки,  20 свои затруднения  при решении  учебной задачи;  формулировать  собственную  позицию;  уважительное  отношение к иному  мнению; строить  понятные для  партнера  высказывания;  оказывать в  сотрудничестве  взаимопомощь слушать  собеседника;  уважительное  отношение к иному  мнению;  формулировать  свои затруднения;  обращаться за  помощью к  одноклассникам;  проявлять  активность в  решении  познавательных  задач; осуществлять взаимный контроль строить  монологическое  высказывание;  замысла; ­ узнает значение  слов: художник,  палитра,  композиция,  иллюстрация,  аппликация,  коллаж,  флористика,  гончар; ­ узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  художников и  народных  мастеров; ­различать  основные и  составные,  тёплые и  холодные цвета;  изменять их  эмоциональную  напряжённость с  помощью  смешивания с  белой и чёрной  красками;  использовать их ­ осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах; ­  принятие и  осваивание  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения принятие и  освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения;  ­ осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  использовать  знаково­ символические  средства для  решения задач;  уважительное  отношение к  иному мнению выбирать  наиболее  эффективные  способы решения;  называть явления  окружающей  действительности; осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации;  определять  общую цель и  пути её  достижения;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач;  контролировать и  оценивать процесс и результат  деятельности сделанных ошибок;  составлять план и  последовательность действий;  предвосхищать  результат;  адекватно  использовать речь уважительное  отношение к иному  мнению; предлагать  помощь; готовность  следовать нормам  природоохранного  поведения; ставить  вопросы по данной  проблеме;  проявлять  активность во  взаимодействии;  слушать  собеседника;  обращаться за  помощью к  одноклассникам;  осуществлять  взаимный контроль для передачи  художественного  замысла в  собственной  учебно­ творческой  деятельности;  основные и  смешанные цвета, элементарные  правила их  смешивания; ­ эмоциональное  значение тёплых  и холодных  тонов; ­ особенности  построения  орнамента и его  значение в образе художественной  вещи; ­ знать правила  техники  безопасности при работе с  режущими и  колющими  инструментами; 21 основе  представлений о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости и  свободе;  ­ понимать особую роль культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  человека ­ способы и  приёмы  обработки  различных  материалов;  ­ организовывать  своё рабочее  место,  пользоваться  кистью,  красками,  палитрой;  ножницами; ­ передавать в  рисунке  простейшую  форму, основной  цвет предметов; ­ составлять  композиции с  учётом замысла; ­ конструировать  из бумаги на  основе техники  оригами,  гофрирования,  сминания,  сгибания; 22 ­ конструировать  из ткани на  основе  скручивания и  связывания; ­ конструировать  из природных  материалов; ­ пользоваться  простейшими  приёмами лепки.  Обучающийся  получит  возможность  научиться: ­ усвоить основы  трех видов  художественной  деятельности:  изображение на  плоскости и в  объеме;  постройка или  художественное  конструирование  на плоскости , в  объеме и  пространстве;  украшение или  23 декоративная  деятельность с  использованием  различных  художественных  материалов; ­участвовать в  художественно­ творческой  деятельности,  используя  различные  художественны е материалы и  приёмы работы  с ними для  передачи  собственного  замысла; ­ приобрести  первичные  навыки  художественной  работы в  следующих видах искусства:  живопись,  графика,  скульптура,  дизайн,  декоративно­ 24 прикладные и  народные формы  искусства; ­ развивать  фантазию,  воображение; ­приобрести  навыки  художественного  восприятия  различных видов  искусства; ­ научиться  анализировать  произведения  искусства; ­ приобрести  первичные  навыки  изображения  предметного  мира,  изображения  растений и  животных; ­ приобрести  навыки общения  через выражение  25 художественного  смысла,  выражение  эмоционального  состояния,  своего  отношения в  творческой  художественной  деятельности и  при восприятии  произведений  искусства и  творчества своих  товарищей.  26 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСКУССТВО И ТЫ  Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка  искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных  материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных  наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к  миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). В течение года они последовательно пробуют осваивать темы:  Как и чем работает художник?   Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей  работе художник. Выразительные возможности художественных материалов.  Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и  белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. Реальность и фантазия. Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического  образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для  творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в  природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. О чем говорит искусство. Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и  отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого  сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их  намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных  героев. Как говорит искусство. Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. 27 Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета.  Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению  мыслей и чувств художника. 28 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата проведения План Факт Тема урока Глоссарий урока Кол­во часов Примечание РАЗДЕЛ 1. Чем и как работают художники                                                               8ч. 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 Три основные краски, строящие многоцветие мира.  «Цветочная поляна». Глоссарий: живопись, основные и составные цвета,  цветовой круг. Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Радуга на  грозовом небе». Глоссарий: живопись, пейзаж, основные и составные цвета. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные  возможности. «Осенний лес». Глоссарий: живопись, пейзаж. Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». Глоссарий: графика, живопись, декоративно –  прикладное творчество. Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». Глоссарий: графика, живопись. Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». Глоссарий: скульптура. Выразительные возможности бумаги. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 29 8/8 «Игровая площадка». Глоссарий: аппликация, макет. Для художника любой материал может стать  выразительным (обобщение темы) РАЗДЕЛ 2. Реальность и фантазия                                           7 ч. 9/1 10/2 11/3 12/4 13/5 14/6 15/7 Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы». Изображение и фантазия. «Сказочная птица». Украшение и реальность. «Обитатели подводного мира». Глоссарий: узор, орнамент. Украшение и фантазия. «Кружевные узоры». Постройка и реальность. «Узоры и паутины». Постройка и фантазия Братья ­ Мастера Изображения, Украшения и  постройки всегда работают вместе (обобщение темы) 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Раздел 3. О чём говорит искусство                                                                                           11ч 30 16/1          17/2         18/3         19/4         20/5         21/6        22/7        23/8      24/9     25/10 ­      26/11 Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой». Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Веселый и грустный клоуны». Выражение характера человека в изображении; женский  образ. Женский образ русских сказок. Образ человека и его характер, выраженные в объёме.  Создание сказочных образов. Изображение природы в разных состояниях Человек и его украшения. Выражение характера  человека через украшения Выражение намерений через украшение. «Морской бой  Салтана и пиратов» Образ здания и его назначение. Дома для сказочных героев В изображении, украшении и постройке человек  выражает свои чувства, мысли, настроение 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч.                                                               Раздел 4. Как говорит искусство                                                                                                     8ч 27/1 Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные»  1ч. 31 28/2 29/3 30/4 31/5 32/6 33/7 34/8 цвета Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и  «звонкие» цвета. Смешение красок. «Чудо – коврик». Линия как средство выражения: ритм линий Линия как средство выражения: характер линий.  «Весенняя поляна». 1ч. 1ч. 1ч. Ритм пятен как средство выражения. «Мыльные пузыри». 1ч. Пропорции выражают характер. Характер линий.  «Дерево». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства  выразительности. «Весна идет». Обобщающий урок года 1ч. 1ч. 1ч. 32 33

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

Рабочая программа по ИЗО "Школа России"
Скачать файл