Рабочая программа по ИЗО "Школа России"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35847) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 29.12.2016 г. №1677) - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.07.2015г. №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) - Фундаментальное ядро содержания общего образования; - Примерная основная программа начального общего образования ; - Основная образовательная программа НОО/ООО МБОУ г. Иркутска СОШ №53 от 2016г.; - Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ»; - Авторская программа Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014г.; - УМК «Школа России»: Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусств. – М. : Просвещение, 2 кл., 2014г.;
Иконка файла материала изо.docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №53  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 «Б» КЛАСС Программа составлена  Потаповой Н.О.  Изобразительное искусство  РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ________________________________ Руководитель МО _________    _____________ Протокол № _____  от «____» _____________ 2017г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  _______________   _______________________ от «____» _____________ 2017г. УТВЕРЖДАЮ Директор ____________  Л. Д. Ефремкина Приказ № ________ от «____» _____________ 2017г. 2017 ­ 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД 1ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование  3 12 18 26 28 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         №       г.   России   №   35847) 03.02.2015   г.   22.12.2009 России   образования»         Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании следующих нормативно­правовых документов: ­ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145­ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68­ФЗ) ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред.   Приказов   Минобрнауки   России   от   26.11.2010   г.   №   1241,   от   22.09.2011   г.   №2357,   от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального (Зарегистрирован общего Минюстом 17785) ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении   федерального  государственного  образовательного   стандарта   начального   общего образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   (Зарегистрировано   в Минюсте   ­  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении   Федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России г. от №   576,   ­ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального   стандарта   «Педагог   (педагогическая   деятельность   в   сфере   дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано      ­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями,   внесенными   приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17.07.2015г. №734) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам   начального общего,   основного   общего   и   среднего   общего   образования»   (Зарегистрировано   в   Минюсте г. России №   ­   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской   Федерации   от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   29.06.2011   №   85,   Изменений   №   2,   утв.   Постановлением   Главного   государственного санитарного врача Российской   Федерации   от   25.12.2013   г.   №   72,   Изменений   №   3,   утв.   Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81)  08.06.2015   №   1529,   России   06.12.2013     от   29.12.2016   г.   №1677)   от   28.12.2015   г. 01.10.2013 30067) г.   №   30550) в   Минюсте           ­ Фундаментальное ядро содержания общего образования;  ­ Примерная основная программа начального общего образования ; ­   Основная образовательная  программа  НОО/ООО  МБОУ  г. Иркутска  СОШ   №53  от 2016г.; ­ Школьное «Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и 3утверждения рабочих программ»; ­ Авторская программа Неменский Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014г.; ­ УМК «Школа России»:  Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусств. – М. : Просвещение,  2 кл., 2014г.; ­ Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ №53 на 2017 – 2018 учебный год.                     Выбор  программы обоснован тем, что она ориентирована на планируемые результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования,   разработана   в   соответствии   с   современными   идеями,   теориями общепедагогического и конкретно­методического характера.   ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цели и задачи курса  Положение   о   структуре,   порядке   разработки   рабочих   программ,   учебных   курсов,  Учебный план МБОУ СОШ с. Талица на 2012­2013 учебный год. предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы с.Талица Елецкого муниципального района Липецкой области; Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются: •  Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,  представлений  о добре  и  зле;  воспитание  нравственных  чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. •  Развитие   воображения,   желания   и   умения   подходить   к   любой   своей   деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. •   Освоение   первоначальных   знаний   о   пластических   искусствах:   изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества. •  Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно­творческой деятельности,   совершенствование эстетического вкуса.                  Программа определяет ряд практических  задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: •  Совершенствование   эмоционально­образного   восприятия   произведений   искусства   и окружающего мира. •  Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.). •  Формирование навыков работы с различными художественными материалами.   разными   художественными   материалами;                      Курс разработан как  целостная система введения в художественную культуру  и включает   в   себя   на   единой   основе   изучение   всех   основных   видов   пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.          Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:  —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность.          Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, 4постройка.   Постоянное   практическое   участие   школьников   в   этих   трех   видах   деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.                Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.                 Основные  виды учебной деятельности  — практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.              Практическая художественно­творческая деятельность  (ребенок выступает в роли художника) и  деятельность по восприятию искусства  (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая  опыт художественной  культуры)  имеют  творческий  характер.  Учащиеся   осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).                    Одна из задач —  постоянная смена художественных материалов,  овладение их выразительными   возможностями.  Многообразие   видов   деятельности  стимулирует   интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.                  Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей.  Особым   видом   деятельности   учащихся   является   выполнение   творческих   проектов   и презентаций.            Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:  развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и  развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.                     Программа   «Изобразительное   искусство»   предусматривает  чередование   уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.            Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально­коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).                     Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,   по   представлению);   декоративная   и   конструктивная   работа;   восприятие   явлений действительности   и   произведений   искусства;   обсуждение   работ   товарищей,   результатов коллективного   творчества   и   индивидуальной   работы   на   уроках;   изучение   художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).   оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.         Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.                Обсуждение   детских   работ  с   точки   зрения   их   содержания,   выразительности, МЕСТО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ     На изучение предмета во 2 классе отводится 1ч в неделю, всего 34 ч. I четверть  II четверть III четверть  8 учебных недель 8 учебных недель 10 учебных недель 5 8 часов 8 часов 10 часовIY четверть  Итого: 8 учебных недель 34 учебных недели 8 часов 34 часа                      Особенности выбора УМК «Школа России»  определяется запросом социума,  родителей, уровнем готовности учащихся к обучению в школе, работой школьного психолога  с  родителями и  учащимися по определению интересов родителей и индивидуальных особенностей учащихся, развитию интеллектуальных и творческих  способностей детей в учебном процессе,  материально­технической базой школы.                УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание,  дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно­полиграфическое  исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной  программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к  структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих  образовательных задач: I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно­нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной  деятельности учащихся на основе системно­деятель­ностного подхода. III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной  образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как  основы умения учиться. Психолого­педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема  раскрывается в определенной последовательности:      постановка проблемы, цели и ее анализ учащимся совместно с учителем; самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа  изучаемого материала правил, способов действий, признаков понятий и т.д. уточнение сформулированных учащимися обобщений (правил, способов действий и  определений понятий) по учебнику; введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение  знаний и способов деятельности по теме. Учебники, по сути, направляют деятельность учителя:    отражены цели и содержание работы по каждой теме, ее распределение по времени; представлены средства организации учебно­познавательной деятельности учащихся  (условные обозначения, аналитические планы); сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения  понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий,  орфографические правила и т. д.). Среди средств управления учебно­познавательной деятельностью учащихся, представленных в  учебниках, значительное место занимают аналитические планы.  Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое  задание. Их назначение:    способствовать осознанию учащимися смысла выполняемой работы; помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания,  необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности; раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности  (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного  результата; 6 поставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения,  поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и  выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях;  формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и   самоконтроля; способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и того, почему  предпочтительно действовать так, а не иначе. Особую роль в учебниках выполняют сведения о языке, которые даются детям в основном для  размышления, более глубокого понимания, осознания, в отдельных случаях — для запоминания.  Приводимые в учебниках сведения из истории языка ставят своей целью приобщение детей к  постановке вопроса и поиску ответа относительно того, что и почему изменяется в языке. Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников  стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к  узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке  атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности. Главной при совершенствовании учебников была ориентация учебного материала и способов его  подачи на максимально возможное включение учащихся в ситуации применения знаний в  измененных условиях, в ситуации самостоятельного перехода от известного к новому, как в  области знаний, так и в области способов учебных действий. В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с  информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК  «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику  ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других  источников информации. В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется  благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего  материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры». Процесс  формирования  личностного результата предполагается осуществлять через выполнение  художественно­творческих заданий, направленных на развитие навыков восприятия  произведений искусства и навыков интерпретационного эстетического суждения как по  отношению к творчеству сверстников, так и в отношении эстетической оценки явлений  действительности.                 Начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как  собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход также способствует  осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ  учащихся с этих позиций обеспечивает, их способность конструктивно реагировать на критику  учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство»  представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими  заданиями. Рассмотрение работ ребят­одноклассников поможет понять, насколько удачно  выполнил творческую работу сам ученик. № раздела/ темы 1. 2. Наименование разделов и тем Как и чем работает художник Реальность и Всего часов 8ч. 7ч. 7 В том числе, час. Теория Практика Контроль 2ч. 1ч. 6ч. 6ч.3. 4. фантазия О чем говорит искусство Как говорит искусство ИТОГО 11ч. 8ч. 34ч. 2ч. 2ч. 7ч. 9ч. 6ч. 27ч. Рабочая программа планирует выполнение авторской программы в полном объеме, как в  теоретической, так и в практической части. Формы организации образовательного процесса: Классно­урочная система:  ­ фронтальная,  ­ парная,  ­ групповая, ­ индивидуальные формы учебной деятельности  Технологии обучения: ­ технология проблемного диалога; ­ проектная технология; ­ ИКТ­технологии; ­ технология ситуативного обучения; ­ технология продуктивного чтения; ­ технология уровневой дифференциации         Использование   системно­деятельностного   подхода   к   обучению,   способствуют Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся   формированию компетенций. Ключевые  компетенции: ­ умение обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные  функции; ­  способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное  восприятие, понимание обучающихся; ­ способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,  осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для  своих действий и поступков, принимать решения; ­ способность обучающегося к  самостоятельной познавательной деятельности. Предметные компетенции: ­ осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации,  реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и  следствий исторических событий;  ­ способность конструктивно применять исторические и историко­культурные знания в  социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении. 8СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ                 Объектом   оценки   результатов   освоения   предмета   «Изобразительное   искусство»   является способность   учащихся   решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические   задачи.   Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в   ходе   текущего   и   промежуточного   оценивания,   фиксируются   в   форме   портфеля   достижений   и учитываются   при   определении   итоговой   оценки.   Преодоление   неуспешности   отдельных   учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью­то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.          Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов 1.Активность участия. 2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. 3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 4.Самостоятельность. 5.Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы 1.Как   решена   композиция:   правильное   решение   композиции,   предмета,   орнамента   (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. 3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.         Формы контроля уровня обученности 1.     Викторины 2.     Кроссворды 3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ 94.     Тестирование УЧЕБНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Данная   программа   обеспечена   учебно   ­   методическими   комплектами   для   1—4   классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.  УЧЕБНИКИ Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;  ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;  ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы. МАТЕРИАЛЬНО ­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Печатные пособия. 1. Портреты русских и зарубежных художников. 2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. 3. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. 4. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно ­ прикладному искусству. Технические средства обучения. 1. Мультимедиа – проектор 2. Компьютер 3. Принтер 4. Экран подвесной ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ  СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА     Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно­нравственное  развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной  человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и  патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с  искусством других народов.     В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой  культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом  открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех  людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. 10Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни  общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень  курса.     Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе  взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного  опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и  эстетического переживания окружающей реальност� является важным условием освоения  детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к  действительности должно служить источником развития образного мышления.     Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру  человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это  является залогом развития способности сопереживания.     Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через  чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого  опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,  связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности  ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.     Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.  Эмоционально­ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только  через собственное переживание — проживание художественного образа в форме  художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно­образного языка,  средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному  уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие  искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный  опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений  и эмоционально­ценностных критериев жизни. 112. Планируемые результаты изучения учебного предмета Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации   на   содержательные   моменты   школьной   действительности   и   принятия   образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия   результатов   требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – – способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической  принадлежности в форме осознания   «Я»   как   члена   семьи,  представителя   народа,   гражданина   России,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так – – – – – и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; 12– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность   нерасточительного, следовать   в   своей   деятельности   нормам   природоохранного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе  знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней   позиции   учащегося   на   уровне   положительного   отношения   к образовательной   организации,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – – выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного   понимания   причин   успешности/неуспешности   учебной деятельности; – положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на   основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к   решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении   моральным   нормам   и   этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;  – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся   в   поступках,   направленных   на   помощь   другим   и   обеспечение   их благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; реализации, в том числе во внутреннем плане; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её – – – – – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне  адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – – различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 13– преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые   коррективы   в   исполнение   как   по   ходу   его   реализации,   так   и   в   конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том  числе   контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать   знаковосимволические   средства,   в   том   числе   модели   (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных   текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – признаков; осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и   несущественных – – – – осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, – – – – – – – – – – свойствах и связях; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с   помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; – осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 14– строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего  речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая   его   аудиовизуальной   поддержкой),  диалогической   формой коммуникации,   используя   в   том   числе   средства   и   инструменты   ИКТ   и   дистанционного общения;   владеть – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве; – – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – – – – – задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения  различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   позиции   других   людей, отличные от собственной; – – – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно   содействовать   разрешению   конфликтов   на   основе   учёта интересов и позиций всех участников; – с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты. В   результате   изучения   изобразительного   искусства   на   уровне   начального   общего образования у обучающихся: – будут   сформированы   основы   художественной   культуры:   представление   о специфике   изобразительного   искусства,   потребность   в   художественном   творчестве   и   в общении   с   искусством,   первоначальные   понятия   о   выразительных   возможностях   языка искусства; 15– начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно­ творческие   способности,   эстетические   чувства,   формироваться   основы   анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально­ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; – сформируются основы духовно­нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных   в   искусстве,   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу,   государству, Отечеству,   миру   в   целом;   устойчивое   представление   о   добре   и   зле,   должном   и недопустимом,  которые  станут  базой  самостоятельных  поступков  и  действий  на  основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; – появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно­продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; – установится   осознанное   уважение   и   принятие   традиций,   самобытных   культурных ценностей,   форм   культурно­исторической,   социальной   и   духовной   жизни   родного   края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – будут   заложены   основы   российской   гражданской   идентичности,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   ответственности   за  общее благополучие. – Обучающиеся: – овладеют   практическими   умениями   и   навыками   в   восприятии   произведений пластических   искусств   и   в   различных   видах   художественной   деятельности:   графике (рисунке),   живописи,   скульптуре,   архитектуре,   художественном   конструировании, декоративно­прикладном искусстве; – смогут   понимать   образную   природу   искусства;   давать   эстетическую   оценку   и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и   обществу;   воплощать   художественные   образы   в   различных   формах   художественно­ творческой деятельности; – научатся   применять   художественные   умения,   знания   и   представления   о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно­практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ­средств; – получат   навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   научатся   вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; – смогут   реализовать   собственный   творческий   потенциал,   применяя   полученные знания   и   представления   об   изобразительном   искусстве   для   выполнения   учебных   и художественно­практических   задач,   действовать   самостоятельно   при   разрешении проблемно­творческих ситуаций в повседневной жизни. – Восприятие искусства и виды художественной деятельности – Выпускник научится: – различать   основные   виды   художественной   деятельности  (рисунок,   живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и   участвовать   в   художественнотворческой   деятельности,   используя   различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; 16– различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств,   понимать   их специфику; – эмоциональноценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу;   различать   и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   своего национального,   российского   и   мирового   искусства,   изображающие   природу,   человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм ит.д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить   примеры   ведущих   художественных   музеев   России   и   художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. – Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать   произведения   изобразительного   искусства;  участвовать   в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть   проявления   прекрасного   в   произведениях   искусства   (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту; – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. – Азбука искусства. Как говорит искусство? – Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,  фактуру;   различные   художественные   материалы   для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать   основные   и   составные,   тёплые   и   холодные  цвета;   изменять   их эмоциональную   напряжённость   с   помощью   смешивания   с   белой   и   чёрной   красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры,  декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   пространственную   форму предмета;   изображать   предметы   различной   формы;   использовать   простые   формы   для создания  выразительных   образов   в   живописи,   скульптуре,   графике,  художественном конструировании; – использовать   декоративные   элементы,   геометрические,   растительные   узоры   для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественнотворческой   деятельности специфику   стилистики   произведений   народных   художественных   промыслов   в   России   (с учётом местных условий). – Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться   средствами   выразительности   языка   живописи,   графики, скульптуры, декоративноприкладного  искусства,   художественного   конструирования   в собственной  художественнотворческой   деятельности;   передавать   разнообразные эмоциональные   состояния,   используя   различные   оттенки   цвета,   при   создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать   новые   формы,   различные   ситуации   путём   трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; 17– выполнять  простые  рисунки   и  орнаментальные   композиции,  используя  язык компьютерной графики в программе Paint. – Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? – Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­ творческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения  к ним; решать   художественные   задачи   (передавать   характер   и   намерения   объекта—   природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. – Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе  разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; – изображать   многофигурные   композиции   на   значимые   жизненные   темы   и участвовать в коллективных работах на эти темы. 18Наименование раздела Как и чем  работает  художник Реальность и  фантазия      О чем  говорит  искусство  Как говорит  искусство Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (2 класс) Личностные  результаты  ­принятие и  освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения; ­  осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости и  свободе; ­  понимать  особую роль  культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  Метапредметные результаты Познавательные рассуждать о  содержании  рисунков,  сделанных  детьми;  осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации;  определять  общую цель и  пути её  достижения;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач;  контролировать и  оценивать процесс и результат  деятельности выделять и  обобщенно  фиксировать  группы  существенных  признаков  объектов;  Регулятивные адекватно  использовать речь;  выбирать действия  в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации;  вносить  необходимые  коррективы на  основе оценки,  сделанных ошибок;  составлять план и  последовательность действий;  предвосхищать  результат;  адекватно  использовать речь адекватно  воспринимать  предложения  учителя; вносить  необходимые  коррективы после  завершения работы; предвидеть  возможности  Коммуникативные задавать вопросы,  слушать  собеседника; вести  устный диалог;  доброжелательность и эмоционально­ нравственная  отзывчивость;  проявлять  активность для  решения  познавательных  задач; ценностное  отношение к  природному миру;  оказывать  взаимопомощь в  сотрудничестве;  самооценка на  основе критериев  успешной  деятельности;  формулировать  собственное мнение  и позицию;  уважительное  отношение к иному  мнению формулировать  Предметные  результаты Обучающийся  научится:  ­различать  основные виды  художественной  деятельности  (рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное  конструирование  и дизайн,  декоративно­ прикладное  искусство) и  участвовать в  художественно­ творческой  деятельности,  используя  различные  художественные  материалы и  приёмы работы с  ними для  передачи  собственного  19человека понимать особую  роль культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  человека; ­  делать выбор  какое мнение  принять; ­  осознать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах; ­  самостоятельно  делать выбор  какое мнение  принять в  предложенных  ситуациях,  опираясь на общие для всех простые  правила поведения формирование  эстетических  потребностей,  ценностей и  чувств;  осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации из  различных  источников;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач; подводить  под понятие на  основе выделения  существенных  признаков;  выбирать  наиболее  эффективные  способы решения  задач осуществлять  сравнение,  классификацию  по заданным  критериям;  осуществлять  сбор информации; оценивать  результат  деятельности;  узнавать, называть объекты  окружающей  деятельности;  получения  конкретного  результата использовать речь  для регуляции  своего действия;  устанавливать  соответствии  полученного  результата  поставленной цели;  стабилизировать  эмоциональное  состояние;  адекватно  воспринимать  предложение  учителя,  товарищей;  определять  последовательность действий адекватно  использовать речь;  выбирать действия  в соответствии с  поставленной  задачей и  условиями её  реализации;  вносить  необходимые  коррективы на  основе оценки,  20 свои затруднения  при решении  учебной задачи;  формулировать  собственную  позицию;  уважительное  отношение к иному  мнению; строить  понятные для  партнера  высказывания;  оказывать в  сотрудничестве  взаимопомощь слушать  собеседника;  уважительное  отношение к иному  мнению;  формулировать  свои затруднения;  обращаться за  помощью к  одноклассникам;  проявлять  активность в  решении  познавательных  задач; осуществлять взаимный контроль строить  монологическое  высказывание;  замысла; ­ узнает значение  слов: художник,  палитра,  композиция,  иллюстрация,  аппликация,  коллаж,  флористика,  гончар; ­ узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  художников и  народных  мастеров; ­различать  основные и  составные,  тёплые и  холодные цвета;  изменять их  эмоциональную  напряжённость с  помощью  смешивания с  белой и чёрной  красками;  использовать их­ осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  основе  представлений о  нравственных  нормах; ­  принятие и  осваивание  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения принятие и  освоение  социальной роли  обучающегося,  развитие мотивов  учебной  деятельности и  формирование  личностного  смысла учения;  ­ осознавать  самостоятельност ь и личную  ответственность за свои поступки на  использовать  знаково­ символические  средства для  решения задач;  уважительное  отношение к  иному мнению выбирать  наиболее  эффективные  способы решения;  называть явления  окружающей  действительности; осуществлять  поиск и  выделение  необходимой  информации;  определять  общую цель и  пути её  достижения;  ориентироваться в разнообразии  способов решения задач;  контролировать и  оценивать процесс и результат  деятельности сделанных ошибок;  составлять план и  последовательность действий;  предвосхищать  результат;  адекватно  использовать речь уважительное  отношение к иному  мнению; предлагать  помощь; готовность  следовать нормам  природоохранного  поведения; ставить  вопросы по данной  проблеме;  проявлять  активность во  взаимодействии;  слушать  собеседника;  обращаться за  помощью к  одноклассникам;  осуществлять  взаимный контроль для передачи  художественного  замысла в  собственной  учебно­ творческой  деятельности;  основные и  смешанные цвета, элементарные  правила их  смешивания; ­ эмоциональное  значение тёплых  и холодных  тонов; ­ особенности  построения  орнамента и его  значение в образе художественной  вещи; ­ знать правила  техники  безопасности при работе с  режущими и  колющими  инструментами; 21основе  представлений о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости и  свободе;  ­ понимать особую роль культуры и  искусства в жизни  общества и  каждого  отдельного  человека ­ способы и  приёмы  обработки  различных  материалов;  ­ организовывать  своё рабочее  место,  пользоваться  кистью,  красками,  палитрой;  ножницами; ­ передавать в  рисунке  простейшую  форму, основной  цвет предметов; ­ составлять  композиции с  учётом замысла; ­ конструировать  из бумаги на  основе техники  оригами,  гофрирования,  сминания,  сгибания; 22­ конструировать  из ткани на  основе  скручивания и  связывания; ­ конструировать  из природных  материалов; ­ пользоваться  простейшими  приёмами лепки.  Обучающийся  получит  возможность  научиться: ­ усвоить основы  трех видов  художественной  деятельности:  изображение на  плоскости и в  объеме;  постройка или  художественное  конструирование  на плоскости , в  объеме и  пространстве;  украшение или  23декоративная  деятельность с  использованием  различных  художественных  материалов; ­участвовать в  художественно­ творческой  деятельности,  используя  различные  художественны е материалы и  приёмы работы  с ними для  передачи  собственного  замысла; ­ приобрести  первичные  навыки  художественной  работы в  следующих видах искусства:  живопись,  графика,  скульптура,  дизайн,  декоративно­ 24прикладные и  народные формы  искусства; ­ развивать  фантазию,  воображение; ­приобрести  навыки  художественного  восприятия  различных видов  искусства; ­ научиться  анализировать  произведения  искусства; ­ приобрести  первичные  навыки  изображения  предметного  мира,  изображения  растений и  животных; ­ приобрести  навыки общения  через выражение  25художественного  смысла,  выражение  эмоционального  состояния,  своего  отношения в  творческой  художественной  деятельности и  при восприятии  произведений  искусства и  творчества своих  товарищей.  26СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСКУССТВО И ТЫ  Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка  искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных  материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных  наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к  миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). В течение года они последовательно пробуют осваивать темы:  Как и чем работает художник?   Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей  работе художник. Выразительные возможности художественных материалов.  Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и  белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. Реальность и фантазия. Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического  образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для  творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в  природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. О чем говорит искусство. Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и  отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого  сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их  намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных  героев. Как говорит искусство. Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. 27Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета.  Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению  мыслей и чувств художника. 28КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата проведения План Факт Тема урока Глоссарий урока Кол­во часов Примечание РАЗДЕЛ 1. Чем и как работают художники                                                               8ч. 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 Три основные краски, строящие многоцветие мира.  «Цветочная поляна». Глоссарий: живопись, основные и составные цвета,  цветовой круг. Пять красок – всё богатство цвета и тона. «Радуга на  грозовом небе». Глоссарий: живопись, пейзаж, основные и составные цвета. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные  возможности. «Осенний лес». Глоссарий: живопись, пейзаж. Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». Глоссарий: графика, живопись, декоративно –  прикладное творчество. Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». Глоссарий: графика, живопись. Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». Глоссарий: скульптура. Выразительные возможности бумаги. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 298/8 «Игровая площадка». Глоссарий: аппликация, макет. Для художника любой материал может стать  выразительным (обобщение темы) РАЗДЕЛ 2. Реальность и фантазия                                           7 ч. 9/1 10/2 11/3 12/4 13/5 14/6 15/7 Изображение и реальность. «Наши друзья – птицы». Изображение и фантазия. «Сказочная птица». Украшение и реальность. «Обитатели подводного мира». Глоссарий: узор, орнамент. Украшение и фантазия. «Кружевные узоры». Постройка и реальность. «Узоры и паутины». Постройка и фантазия Братья ­ Мастера Изображения, Украшения и  постройки всегда работают вместе (обобщение темы) 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Раздел 3. О чём говорит искусство                                                                                           11ч 3016/1          17/2         18/3         19/4         20/5         21/6        22/7        23/8      24/9     25/10 ­      26/11 Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой». Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Веселый и грустный клоуны». Выражение характера человека в изображении; женский  образ. Женский образ русских сказок. Образ человека и его характер, выраженные в объёме.  Создание сказочных образов. Изображение природы в разных состояниях Человек и его украшения. Выражение характера  человека через украшения Выражение намерений через украшение. «Морской бой  Салтана и пиратов» Образ здания и его назначение. Дома для сказочных героев В изображении, украшении и постройке человек  выражает свои чувства, мысли, настроение 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч.                                                               Раздел 4. Как говорит искусство                                                                                                     8ч 27/1 Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные»  1ч. 3128/2 29/3 30/4 31/5 32/6 33/7 34/8 цвета Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и  «звонкие» цвета. Смешение красок. «Чудо – коврик». Линия как средство выражения: ритм линий Линия как средство выражения: характер линий.  «Весенняя поляна». 1ч. 1ч. 1ч. Ритм пятен как средство выражения. «Мыльные пузыри». 1ч. Пропорции выражают характер. Характер линий.  «Дерево». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства  выразительности. «Весна идет». Обобщающий урок года 1ч. 1ч. 1ч. 3233

Посмотрите также