Рабочая программа по изобразительному искусству
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл
13.03.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение), утверждённых Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.
изо.doc
1. Пояснительная записка. Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе программы Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, по изобразительному искусству  (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение),  утверждённых Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.   Цель  учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально­нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно­нравственного поиска человечества. Культуросодержащая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В ее основу положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».        Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом:  Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.   Б.М.Неменский,   Л.А.Неменская,   Н.А.Горяева,   А.С.Питерских.   Изобразительное   искусство.   Рабочие   программы.   1­4   классы.   Пособие   для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Общая характеристика курса Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально­ пространственных  искусств:  живопись,  графику,   скульптуру,  дизайн,  архитектуру,  народное  и  декоративно­прикладное  искусство,   изображение  в зрелищных   и   экранных   искусствах.   Систематизирующим   методом   является  выделение   трех   основных   видов   художественной   деятельности  для визуальных пространственных искусств:  ­ изобразительная художественная деятельность; ­ декоративная художественная деятельность; ­ конструктивная художественная деятельность. Необходимо   иметь   в   виду,   что   в   начальной   школе   три   вида   художественной   деятельности   представлены   в   игровой   форме   как   Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно­творческая деятельность  (ребенок выступает в роли художника) и  деятельность по восприятию искусства  (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные 1 материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только   в   единстве   восприятия   произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит   формирование   образного художественного мышления детей.  Развитие   художественно­образного   мышления  обучающихся   строится   на   единстве   двух   его   основ:  развитие   наблюдательности,   т.е.   умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает  чередование уроков индивидуального практического творчества  обучающихся и  уроков коллективной творческой деятельности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:        изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);  декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;  изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Место учебного предмета в учебном плане На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 ч (33 недели).  Количество часов в неделю – 1. Ценностные ориентиры содержания предмета: духовно­нравственное развитие ребёнка; воспитание гражданственности и патриотизма; изучение многообразия культур разных народов и ценностных связей, объединяющих всех людей планеты; определение связи искусства с жизнью человека, роли искусства в повседневном его бытии, в жизни общества; развитие интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания; приобретение личного творческого опыта; проживание художественного образа в форме художественных действий.        Результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: 2 Личностные результаты          чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности  и эмоционально­нравственной  отзывчивости,  понимания и сопереживания  чувствам других людей; овладение   навыками   коллективной   деятельности  в   процессе   совместной   творческой   работы  в   команде   одноклассников   под   руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Метапредметные результаты освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях          неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование   средств   информационных   технологий   для   решения   различных   учебно­творческих   задач   в   процессе   поиска   дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты  сформированность первоначальных представлений  о роли  изобразительного  искусства  в жизни человека, его роли в духовно­нравственном развитии человека; сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на   материале   художественной   культуры   родного   края,   эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3                      овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах   художественной   деятельности   (рисунке,   живописи, скульптуре,   художественном   конструировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной   деятельности,   базирующихся   на   ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура),   конструктивной   (дизайн   и   архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств; понимание образной природы искусства;  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно­творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;   способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно­творческой  деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;  умение рассуждать  о многообразии  представлений  о красоте  у народов мира,  способности человека  в самых  разных природных  условиях создавать свою самобытную художественную культуру;  изображение в творческих работах   особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры  произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего   мира человека. 2. Содержание программы «Ты учишься изображать» 9ч –  4 изображения вокруг нас, изображение в объеме, пятном, линией, цветом «Ты украшаешь»9ч  ­  мир полон украшений, украшение рыб, птиц, зверей, цветов «Ты строишь» 9ч –  постройки в нашей жизни, дома, домики, построенные природой. Дом снаружи и внутри. Строим вещи  «Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу» 6ч –  три Брата­Мастера всегда трудятся вместе.  3. Календарно­тематическое планирование № Тема урока дата Тип урока план факт Планируемые (предметные) результаты Универсальные учебные действия 1 2 3 4 Все дети любят  рисовать Изображения всюду  вокруг нас. Мастер  Изображения учит  видеть  Изображать можно  пятном  Комбинированный Научится: составлять описательный  рассказ; находить в окружающей  действительность изображения,  сделанные художниками, изображать  то, что каждый хочет, умеет, любит. Комбинированный Научится: составлять описательный  рассказ; находить в окружающей  действительность изображения,  сделанные художниками Комбинированный Научится: видеть различия в строении  деревьев, форме листьев, цвете;  собирать материал для гербария Комбинированный Научится превращать произвольно  сделанное краской и кистью пятно в  изображение зверюшки 5 Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков,  сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать  собеседника, вести устный диалог Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков,  сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать  собеседника, вести устный диалог Регулятивные: выбирать действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе  выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе  оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации; определять общую цель и пути ее  достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения 5 6 7 8 9 10 11 Изображать можно в объеме  Комбинированный Научится превращать комок  пластилина в птицу или зверушку  способами вытягивания и вдавливания  (работа с пластилином) Изображать можно  линией  Комбинированный Научится делать линией рисунок на  тему «Расскажи нам о себе» Разноцветные  краски  Изображать можно и то,  что невидимо.  (настроение) Художник и зрители Мир полон  украшений  Красоту надо уметь  замечать  Комбинированный Научится: рисовать то, что каждая  краска напоминает; радоваться  общению с красками Комбинированный Научится соотносить восприятие  цвета со своими чувствами и эмоциями, изображать радость или грусть. Комбинированный Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы  товарищей Комбинированный Научится: видеть украшения в  окружающих предметах; украшать –  разрисовывать цветы­заготовки Комбинированный Научится: видеть красоту природы,  многообразие узоров в природе;  использовать новые художественные  техники и материалы 6 познавательных задач Регулятивные: адекватно воспринимать предложения  учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов  решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в  сотрудничестве Регулятивные: составлять план и последовательность  действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью  линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за  помощью к одноклассникам, учителю Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и  позицию Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и  позицию. Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы  одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с  точки зрения содержания и средств его выражения Регулятивные: адекватно воспринимать предложения  учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать  группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при  решении учебной задачи Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в  практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации из различных источников. 12 Цветы 13 Узор на крыльях  14 Красивые рыбы  15 Украшение птиц  16 17 18 Узоры, которые  создали люди  Как украшает себя  человек  Мастер Украшения  помогает сделать  праздник  Комбинированный Научится создавать роспись цветов  ­заготовок, вырезанных из бумаги;  составлять из готовых цветов  коллективную работу. Комбинированный Научится: рисовать бабочку крупно,  на весь лист; делать симметричный  узор на крыльях, передавая узорчатую  красоту Комбинированный Научится: видеть красоту  разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике  монотипии Комбинированный Научится: рассматривать птиц,  обращая внимание не только на цвет,  но и на форму; изображать нарядную  птицу в технике объемной аппликации,  коллажа Комбинированный Научится: придумывать свой  орнамент; образно, свободно писать  красками и кистью эскиз на листе  бумаги Комбинированный Научится узнавать и изображать  сказочных персонажей по  свойственным им украшениям Комбинированный Научится создавать праздничные  украшения из цветной бумаги для  новогодней елки 7 Коммуникативные: проявлять активность в коллективной  деятельности Регулятивные: адекватно воспринимать предложения  учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать  группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при  решении учебной задачи Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения  задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к  одноклассникам, учителю Регулятивные: соотносить правильность выполнения  действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе  распознавания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество Регулятивные: вносить необходимые дополнения и  изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности, соблюдать правила  общения Регулятивные: составлять план, осуществлять  последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов  решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию Регулятивные: вносить необходимые коррективы после  завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе  выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера  высказывания Регулятивные: предвидеть возможности получения  конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы 19 20 21 22 Постройки в нашей  жизни Дома бывают  разными Домики, которые  построила природа  Дом снаружи и  внутри  23 Строим город  24 25 26  Все имеет свое  строение   Постройка  предметов  Все имеет свое  строение  Комбинированный Научится придумывать и изображать  сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских  книг Комбинированный Научится соотносить внешний вид  архитектурной постройки с её  назначением анализировать, из каких  основных частей состоят дома. Комбинированный Научится: видеть домики в любом  предмете; изображать сказочные  домики в форме различных предметов Комбинированный Научится изображать фантазийные  дома (в виде букв алфавита, бытовых  предметов и др.), их вид снаружи и  внутри Комбинированный Научится строить домик путем  складывания бумажного цилиндра, его  сгибания и добавления необходимых  частей Комбинированный Научатся создавать из простых  геометрических форм изображения  животных Комбинированный Научатся конструировать  Комбинированный Научится создавать из простых  геометрических форм изображения  8 решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве  взаимопомощь Регулятивные: использовать речь для регуляции своего  действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию  по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника Регулятивные: использовать речь для регуляции своего  действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию  по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника Регулятивные: устанавливать соответствие полученного  результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения;  обращаться за помощью к одноклассникам Регулятивные: адекватно воспринимать предложения  учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении  познавательных задач Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние. Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей  действительности. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль Регулятивные: использовать речь для регуляции своего  действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение Регулятивные: использовать речь для регуляции своего  действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение Регулятивные: определять последовательность действий. Познавательные: использовать знаково­символические 27 Строим вещи   28  Три Брата –  Мастера трудятся  вместе.  29 Праздник птиц  30 Разноцветные жуки  31 Сказочная страна.  Создание панно  32 Времена года  33 Здравствуй, лето!  животных в технике аппликации Комбинированный Научится конструировать из бумаги  упаковки и украшать их, производя  правильный порядок учебных действий Комбинированный Какова архитектура родного города? Цель: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера  Постройки Комбинированный Научится: выявлять изменения в  природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Комбинированный Научится: создавать коллективную  работу; определять, что в работе было  постройкой, украшением,  изображением Комбинированный Научится: создавать изображение на  заданную тему; самостоятельно  подбирать материал для работы Комбинированный Научится: самостоятельно выделять  этапы работы; определять  художественные задачи и  художественные средства Комбинированный Научится: выполнять работу,  используя краски теплых оттенков;  определять изобразительную и  декоративную деятельность средства для решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю,  одноклассникам Регулятивные: концентрировать волю. Познавательные: использовать общие приемы решения  задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности Регулятивные: использовать речь для регуляции своего  действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение  необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение Регулятивные: вносить необходимые дополнения и  изменения. Познавательные: называть явления окружающей  действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме Регулятивные: определять последовательность  промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов  решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении  функций в совместной деятельности Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы  решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь Регулятивные: выбирать действие в соответствии с  поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию Регулятивные: устанавливать соответствие полученного  результата поставленной цели. Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: обращаться за помощью к  одноклассникам в процессе работы 9 4. Требования к уровню подготовки учащихся К концу 1 класса обучающийся  научится:           различать   виды   художественной   деятельности   (рисунок,   живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн,   декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; эмоционально­ценностно   относиться   к   природе,   человеку,   обществу;   различать   и   передавать   в   художественно­творческой   деятельности   характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,  цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественно­творческой   деятельности   специфику   стилистики   произведений   народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий); осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной   выразительности   для   создания   образов   природы,   человека,   явлений   и   передачи   своего отношения к ним;  получит возможность научиться:    воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности;   моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint; видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.    5. Учебно – методическое обеспечение 10 Методические и учебные пособия  Оборудование  и приборы 1. Учебник «Искусство и ты»  (автор: Неменская Л.А),  2.  «Изобразительное искусство» поурочные планы по  учебнику «Искусство и ты».  1. Гуашь                                     6. Цветная бумага 2. Акварельные краски             7. Ножницы 3. Восковые мелки                    8. Клей 4. Цветные карандаши              9. Пластилин 5. Кисточки                                10. Бисер 6. Список литературы 1. Учебник «Искусство и ты» 1 класс  (автор: Неменская Л.А) 2. «Изобразительное искусство» поурочные планы по учебнику «Искусство и ты» (автор составитель Дроздова С.Б) Волгоград, 2010 11

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018