Рабочая программа по изобразительному искусству
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
изобразительное искусство
2 кл
21.11.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству, предметная область искусство, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от17декабря2010г.№1897)и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД).Рабочая программа разработана в рамках УМК «Школа России». На основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (Сборник рабочих программ Начальные классы (1–4).–М.: Просвещение,2011) и ориентирована на учебник под редакцией Б.М.Неменского. 2 классМ.: «Просвещение», 2013г.
2 а изо.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 пгт Песковка Омутнинского района Кировской области Утверждаю                                                                                                                                                                                                  директор ОУ   ­­­­­­­­­­­­­­­­­Т.Л.Шихалеева                      Приказ №123 От «30»августа 2018 года Образовательная программа по изобразительному искусству для 2 «а» класса на 2018– 2019 учебный год                                  Автор – составитель: Андриенко Е.А. Учитель  начальных классов  МКОУ СОШ №4 пгт Песковка пгт  Песковка 2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству, предметная область искусство, составлена в соответствии с Федеральным государственным   образовательным   стандартом   начального   общего   образования   (утвержден  приказом   Минобрнауки от17декабря2010г.№1897)и   на   основе   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   требований   к результатам   освоения   ООП   НОО;   программы   формирования   универсальных   учебных   действий   (УУД).Рабочая   программа разработана в рамках УМК «Школа России». На основе  программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (Сборник рабочих   программ   Начальные   классы   (1–4).–М.:   Просвещение,2011)  и   ориентирована     на     учебник     под   редакцией Б.М.Неменского. 2  классМ.: «Просвещение», 2013г.  Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Посравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально­логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально­образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности Планируемые результаты освоения учебного курса Общая характеристика учебного предмета. инновационных   методов   и   на   основе   современного   понимания   требований   к   результатам   обучения.   Программа   является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы.   Смысловая   и   логическая   последовательность   программы   обеспечивает   целостность   учебного   процесса   и преемственность этапов обучения. вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной. эмоционально­нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно­нравственного  поиска   человечества.  Содержание  про­  граммы  учитывает   возрастание  роли  визуального  образа   как средства познания и коммуникации в современных условиях. не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир   общечеловеческой   культуры».   Россия   —   часть   многообразного   и   целостного   мира.   Ребенок   шаг   за   шагом   открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. разных   видов   визуально­пространственных   искусств:   живопись,   графику,   скульптуру,   дизайн,   архитектуру,   народное   и декоративно   прикладное   искусство,   изображение   в   зрелищных   и   экранных   искусствах.   Они   изучаются   в   контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность — конструктивная художественная деятельность. школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. изображение   ­   это   художественное   познание   мира,   выражение   своего   к   нему   отношения,   эстетического   переживания   его; конструктивная   деятельность   ­   это   создание   предметно­пространственной   среды;   декоративная   деятельность   ­   это   способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Братья­Мастера   Изображения,  Украшения   и   Постройки.  Они   помогают   вначале   структурно   членить,  а  значит,  и   понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно ­эмоциональной культуры. задач   и   вариативность   их   решения;   освоение   традиций   художественной   культуры   и   импровизационный   поиск   личностно значимых смыслов. окружающего мира, произведений искусства. восприятию   искусства (ребенок   выступает   в   роли   зрителя,   осваивая   опыт   художественной   культуры   )   имеют   творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. образным языком искусства. Только в единстве восприятия   произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение фотографий, поиск разнообразной художественной информации  в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель ­ формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз­ мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей   со   всем   миром   художественно­эмоциональной   культуры.   Принцип   опоры   на   личный   опыт   ребенка   и   расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также,   открывая   первичные   основания   изобразительного   _зыка,   —   рисовать,   украшать   и   конструировать,   осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности Личностные результаты:  фантазии в творчестве художника.  чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;  уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;  сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии;  сформированность   эстетических   потребностей   (потребностей   на   общении   с   искусством,   природой,   потребностей   в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;  развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально—нравственной   отзывчивости,   понимания   и сопереживания чувствам других людей;  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;  умение   сотрудничать   с   товарищами   в   процессе   совместной   деятельности,   соотносить   свою   часть   рабаты   с   общим замыслом;  умение   обсуждать   и   анализировать   собственную   художественную   деятельность   и   работу   одноклассников   с   позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты:  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;  формирование   умения   понимать   причины   успеха   неуспеха   учебной   деятельности   и   способности   конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;  овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;  использование средств информационных технологий для решения различных учебно­творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного  материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;  умение   планировать   и   грамотно   осуществлять   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей,   находить варианты решения различных художественно­творческих задач;  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты:характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:    знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств;  понимание образной природы искусства;   эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ;  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;   умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;  способность   использовать   в   художественно­творческой   деятельности   различные   художественные   материалы   и художественные техники;   способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;  освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;  овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;   умение   рассуждатьомногообразии   представлений   о   красоте   у   народов   мира,   способности   человека   в   самых   разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;   изображение   в   творческих   работах   особенностей   художественной   культуры   разных   (знакомых   по   урокам)   народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;  умение   узнавать   и   называть,   к   каким   художественным   культурам   относятся   предлагаемые   (знакомые   по   урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;  способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;  умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;   умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. В результате изучения изобразительного искусства во 2 классе будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном   творчестве   и   в   общении   с   искусством,   первоначальные   понятия   о   выразительных   возможностях   языка искусства.  Начнут   развиваться   образное   мышление   и   воображение,   учебно­творческие   способности,   формироваться   основы   анализа произведения искусства;  будут проявляться эмоционально­ценностное отношение к миру и художественный вкус.  Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах   художественной   деятельности:   рисунке,   живописи,   скульптуре,   художественном   конструировании,   декоративно­ прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям   и   явлениям   окружающего   мира,   к   природе,   человеку   и   обществу;   воплощать   художественные   образы   в различных формах художественно­творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно­практических задач. Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».            Ученик 2 класса  научится: • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное   искусство)   и   участвовать   в   художественно­творческой   деятельности,   используя   различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально­ценностно  относиться  к  природе,  человеку,  обществу;  различать  и  передавать  в  художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; •   узнавать,   воспринимать,   описывать   и   эмоционально   оценивать   шедевры   русского   и   мирового   искусства,   изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.  получит возможность научиться: •  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».  научится: • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с   белой   и   черной   красками;   использовать   их   для   передачи   художественного   замысла   в   собственной   учебно­творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; •   наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   геометрическую   форму   предмета;   изображать   предметы   различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать   ритм   и   стилизацию   форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).  получит возможность научиться: • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».  научится: • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; •   понимать   и   передавать   в   художественной   работе   разницу   представлений   о   красоте   человека   в   разных   культурах   мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Искусство и ты Как и чем работает художник? (8 ч) Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Содержание программы (34 ч) Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия (8 ч)  Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья­Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство (10 ч) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение  темы). Как говорит искусство (8 ч) Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Название темы Элементы содержания  ФГОС Характеристика деятельности учащихся ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч) Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная). Как и чем работает художник? (8 ч) Три   основных   цвета   — желтый, красный, синий Белая и черная краски Что   такое   живопись?   Первичные   основы цветоведения.   Знакомство   с   основными   и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие   цветовой   гаммы   осенней природы (в частности, осенних цветов). Задание:  изображение   цветов   предварительного   рисунка; крупными изображениями всего листа). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги. Восприятие   и   изображение   красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок (без   заполнение Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать  краски   сразу   на   листе   бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать навыками. Изображать  на   основе   смешивания   трех основных   цветов   разнообразные   цветы   по памяти и впечатлению.  первичными   живописными Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать  цветные краски с белой и черной Пастель   и   цветные   мелки, акварель, их выразительные возможности Выразительные   ности аппликации возмож­ Выразительные возможности   графических материалов Выразительность материалов   для   работы   в с черной и белой). Знакомство   с   различным   эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах:   акварельные   краски,   темпера, масляные и акриловые краски. Задание:  изображение   природных   стихий (гроза,   буря,   извержение   вулкана,   дождь, туман   и   т.д.)   (без   предварительного рисунка). Материалы:  гуашь (пять  красок),  крупная кисть, большие листы любой бумаги.   возможности Мягкость,   бархатистость   пастели,   яркость восковых   и   масляных   мелков,   текучесть   и прозрачность акварели. Выразительные   материалов, особенности работы ими. Передача   различного   эмоционального состояния природы. Задание:  изображение   осеннего   леса   (по памяти и впечатлению). Материалы:  пастель   или   мелки,   акварель; белая, суровая (оберточная) бумага. этих     создания аппликации Особенности (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.  живописными   материалами   по   настроению   пейзажи, для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать различные посвященные изображению природных стихий. Расширять  знания   о   художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать  навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать знаниями перспективы (загораживание, ближе — дальше). Изображать   используя выразительные возможности материалов.  осенний   лес,  первичными    и Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать  особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать  коврик   на   тему   осенней   земли, опавших листьев.  использовать Понимать  выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать  приемы   работы   графическими объёме Выразительные ности бумаги   возмож­ Неожиданные   материалы (обобщение темы) Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе —   1—3   панно;   работа   по   памяти   и впечатлению). Материалы:  цветная   бумага,   куски   ткани, нитки, ножницы, клей. Что   такое   графика?   Образный   язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота   и   выразительность   линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание:  изображение   зимнего   леса   (по впечатлению и памяти).  тушь   или   черная   гуашь, Материалы: чернила,   перо,   палочка,   тонкая   кисть   или уголь; белая бумага. Что   такое   скульптура?   Образный   язык скульптуры.   скульптор.   которыми Знакомство   с   материалами, работает   Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение характерных особенностей животных. Задание:  изображение   животных   родного края (по впечатлению и памяти). Материалы: пластилин, стеки.   животных.   Передача   материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать  за   пластикой   деревьев,   веток, сухой травы на фоне снега.  используя Изображать,   графические лес.Сравнивать, зимний   материалы,  выразительные   возможности сопоставлять различных   художественных   материалов, которые   применяются   в   скульптуре   (дерево, камень, металл и др.). Развивать  навыки   работы   с   целым   куском пластилина. Овладевать   приёмами   работы   с   пластилином (вдавливание, вытягивание, защипление) Создавать объемное изображение животного с передачей характера. заминание,     Развивать  навыки   создания   геометрических форм   (конуса,   цилиндра,   прямоугольника)   из бумаги,   навыки   перевода   плоского   листа   в разнообразные объемные формы. Овладевать  приемами   работы   с   бумагой, навыками   перевода   плоского   листа   в разнообразные объемные формы. Конструировать  из   бумаги   объекты   игровой площадки. Что   такое   архитектура?   Чем   занимается архитектор?   Особенности   архитектурных форм. Что   такое   макет?   Материалы,   с   помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа   с   бумагой   (сгибание,   скручивание, надрезание,   склеивание).   Перевод   простых объемных   форм   в   объемные   формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Задание: сооружение игровой площадки для (индивидуально, вылепленных   группами,   работа   по воображению). Материалы:    бумага,   ножницы, клей. зверей     коллективно; Повторять  и  закреплять  полученные   на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать  образ   ночного   города   с   помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать  пройденный   материал,  обсуждать творческие   работы   на   итоговой   выставке,  собственную   художественную оценивать деятельность   и   деятельность своих одноклассников.     красоты     техники. различных Понимание художественных   материалов   (гуашь, акварель, пастель,  мелки,  тушь,  пластилин, бумага).   Сходство   и   различие   материалов. Смешанные   Неожиданные материалы. Выразительные   возможности   материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ. Задание: изображение ночного праздничного города. Материал:  неожиданные   материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т.д.), темная бумага (в качестве фона). Реальность и фантазия (7 ч) Для   изображения   реальности   необходимо   воображение.   Для   создания   фантастического   образа   необходима   опора   на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение   реальных   и   фантастических   животных.   Изображение   узоров,   увиденных   в   природе,   и   орнаментов   для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. Изображение и реальность Изображение и фантазия Мастер   Изображения   учит   видеть   мир вокруг нас. Учимся   всматриваться   в   реальный   мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем   внимательно   животных, замечаем   их   красоту,   обсуждаем особенности различных животных. Задание: изображение любимого животного. Материалы:  гуашь   (одна   или   две   краски) или тушь, кисть, бумага. Мастер   Изображения   учит   фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные   существа.   Фантастические  в   изображении   характер Рассматривать,   изучать  и  анализировать строение реальных животных. Изображать  животных,   выделяя   пропорции частей тела. Передавать выбранного животного. Закреплять  навыки   работы   от   общего   к частному. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать  слайды   и   изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать  выразительные   фантастические Украшение и реальность Украшение и фантазия Постройка и реальность Постройка и фантазия образы. Соединение   элементов   разных   животных, растений   при   создании   фантастического образа. Творческие   умения   и   навыки   работы гуашью. Задание:  изображение   фантастического животного   путем   соединения   элементов разных животных, птиц и даже растений. Материалы:  гуашь,   кисти,   большой   лист бумаги (цветной или тонированной). Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать.   красоту   природы, Умение   видеть   цвета   (иней, разнообразие   ее   форм, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Развитие наблюдательности. Задание:  изображение   паутинок   с   росой, веточками   деревьев   или   снежинок   при помощи линий (индивидуально по памяти). Материалы:  уголь,   мел,   тушь   и   тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага. Мастер   Украшения   учится   у   природы, изучает её. Преобразование   природных   форм   для создания   различных   узоров,   орнаментов, украшающих предметы быта. Создание   тканей,   кружев,   украшений   для человека.   Перенесение   красоты   природы образы животных. Изображать  сказочные   существа   путем соединения   воедино   элементов   разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.  откликаться  на   красоту Наблюдать  и  учиться   видеть  украшения   в природе. Эмоционально природы. Создавать графических материалов,   линий   изображения   различных украшений   в   природе   (паутинки,   снежинки   и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.  с   помощью   Сравнивать,   сопоставлять   природные формы   с   декоративными   мотивами   в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать  приемы   создания   орнамента: повторение   модуля,   ритмическое   чередование элемента. Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) Мастером   Украшения   в   жизнь   человека   и преобразование ее с помощью фантазии. Задание:  изображение   кружева,   украшение узором   воротничка   для   платья   или кокошника, закладки для книги. Материалы:  любой   графический   материал (один­два цвета). Мастер Постройки учится у природы. Красота   и   смысл   природных   конструкций (соты   пчел,   ракушки,   коробочки   хлопка, орехи   и   т.д.),   их   функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие   форм   подводного   мира,   их неповторимые особенности. Задание: подводного   мира коллективная работа). Материалы: бумага, ножницы, клей. Мастер Постройки учится у природы. Изучая   природу,   Мастер   преобразует   ее своей  фантазией,   дополняет   ее   формы,   создает конструкции,   необходимые   для   жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Задание:  создание макетов фантастических зданий, города (индивидуально­групповая   работа   по  конструирование   из   бумаги (индивидуально­   фантастического     Создавать украшения (воротничок для платья, подзор,   закладка   для   книг   и   т.д.),   используя узоры. Работать   материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.  графическими  на   красоту  природные   конструкции, Рассматривать анализировать их формы, пропорции.  откликаться Эмоционально различных построек в природе. Осваивать (закручивание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.  навыки   работы   с   бумагой   складывание,   надрезание, Сравнивать, сопоставлять  природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать  макеты   фантастических   зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. Повторять  и  закреплять  полученные   на предыдущих уроках знания. воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей. Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Задание:  конструирование (моделирование) и     игрушек, изображающих   людей,   зверей,   растения. Создание коллективного панно. Материалы:  гуашь, бумага, ножницы, клей. Выставка   творческих   работ.   Отбор   работ, совместное обсуждение.   маленькие   кисти, украшение   елочных Понимать  роль, взаимодействие в работе трёх Братьев­Мастеров (их единство) Конструировать (моделировать) и  украшать елочные   украшения   (изображающие   людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать  творческие   работы   на   итоговой  собственную выставке, художественную   деятельность   и   деятельность своих одноклассников.  оценивать О чем говорит искусство (11 ч) Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение   состояний   (настроений)   в   природе.   Изображение   доброго   и   злого   сказочного   образа.   Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. Изображение   природы   в различных состояниях Изображение животных   характера Разное   состояние   природы   несет   в   себе разное   настроение:   грозное   и   тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние,   Изображение,   настроение. созданное   художником,   обращено   к чувствам зрителя. Задание:   контрастных состояний   природы   (море   нежное   и ласковое, бурное и тревожное и т.д.). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие  изображение  живописными   материалами Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать контрастные состояния природы. Развивать  колористические   навыки   работы гуашью. Наблюдать  и  рассматривать  животных   в различных состояниях. Давать зверей.  устную   зарисовку­характеристику листы бумаги. Выражение   в   изображении   характера   и пластики   животного,   его   состояния, настроения. Входить в образ изображаемого животного. Изображать  животного   с   ярко   выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Изображение человека: женский образ   характера Изображение человека: мужской образ   характера Образ скульптуре   человека   в с     анималистическими Знакомство изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки   и   скульптурные   произведения   В. Ватагина. Задание:  изображение   животных   веселых, стремительных, угрожающих. Материалы: гуашь (два­три цвета или один цвет), кисти. Изображая   человека,   художник   выражает свое   отношение   к   нему,   свое   понимание этого человека. Женские   качества   характера:   верность, нежность,   достоинство,   доброта   и   т.   д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Задание:  изображение противоположных по характеру   сказочных   женских   образов. Класс   делится   на   две   части:   одни изображают добрых, другие — злых. Материалы:  гуашь   или   пастель,   мелки, цветная бумага. Изображая, отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная   и   нравственная   оценка   художник   выражает   свое Создавать  противоположные   по   характеру сказочные   женские   образы   (Золушка   и   злая мачеха,   баба   Бабариха   и   Царевна­Лебедь, добрая   и   злая   волшебницы),   используя живописные и графические средства. Характеризовать  доброго   и   злого   сказочных героев. Сравнивать  и  анализировать  возможности использования   изобразительных   средств   для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать  живописными   материалами выразительные   контрастные   образы   доброго или   злого   героя   (сказочные   и   былинные Человек и его украшения О чём говорят украшения Образ здания В   изображении,   украшении и   постройке   человек выражает   свои   чувства, мысли,   настроение,   свое отношение   миру к (обобщение темы)     решительность, образа в его изображении. Мужские   качества   характера:   отважность, смелость,   честность, доброта и т. д. Возможности   использования   цвета,   тона, ритма для передачи характера персонажа. Задание: героев из знакомых сказок. Материалы:  гуашь (ограниченная палитра), кисти   или   пастель,   мелки,   обои,   цветная бумага.  изображение   доброго   и   злого     в созданные   объёме. Возможности   создания   разнохарактерных героев в объеме. Возможности   создания   разнохарактерных героев   Скульптурные произведения,   мастерами прошлого и настоящего. Изображения,   созданные   в   объеме,   — скульптурные   образы   —   выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Задание:  создание   в   объеме   сказочных образов   с   ярко   выраженным   характером (Царевна­Лебедь, Баба яга и т. д.). Материалы: пластилин, стеки, дощечки. персонажи).   сопоставлять Сравнивать,  выразительные возможности   различных   художественных материалов,   которые   применяются   в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать  навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать  приемами   работы   с   пластилином (вдавливание, вытягивание, защипление). Создавать  в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. заминание,      Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать  и  анализировать  украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы   (вырезать   из   бумаги   богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать  кокошники,   оружие   для   добрых   и злых сказочных героев и т. д. Украшая себя, человек рассказывает о себе:   Сопереживать,   принимать  участие   в создании коллективного панно. Понимать  характер   линии,   цвета,   формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать  паруса   двух   противоположных   по намерениям сказочных флотов. Учиться   видеть  художественный   образ   в архитектуре. Приобретать  восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. навыки   Повторять  и  закреплять  полученные   на предыдущих уроках знания. Обсуждать  творческие   работы   на   итоговой  собственную выставке, художественную   деятельность   и   деятельность одноклассников.  оценивать   для   Украшения кто   он   такой   (например,   смелый   воин­ защитник или агрессор). Украшения   имеют   свой   характер,   свой образ.   женщин подчеркивают   их   красоту,   нежность,   для мужчин — силу, мужество. Задание:  украшение вырезанных из бумаги богатырских   доспехов,   кокошников, воротников. Материалы: тонкая).  гуашь,   кисти   (крупная   и Через украшение мы не только рассказываем о   том,  кто   мы,   но   и   выражаем   свои   цели, намерения:   например,   для   праздника   мы украшаем себя, в будний день одеваемся по­ другому. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного   и   злого,   пиратского).   Работа коллективно­индивидуальная   в   технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои). Здания   выражают   характер   тех,   кто   в   них живет.   Персонажи   сказок   имеют   очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Задание:  создание   образа   сказочных построек   (дворцы   доброй   феи   и   Снежной королевы и т.д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Цвет   и   его   эмоциональное   восприятие человеком. Деление   цветов   на   теплые   и   холодные. Природа   богато   украшена   сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение   видеть   цвет.   Борьба   различных цветов, смешение красок на бумаге. Задание:  изображение   горящего   костра   и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или   изображение   пера   Жарптицы   (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). Материалы:  гуашь   без   черной   и   белой красок,   крупные   кисти,   большие   листы бумаги. Смешение различных цветов с черной, серой, белой   красками   —   получение   мрачных, Тихие и звонкие цвета Уметь составлять  на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Как говорит искусство (8 ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое ­ холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника. Тёплые   и   холодные   цвета. Борьба   и холодного. тёплого    в   природе   борьбу   и Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать  эмоциональную   выразительность теплых и холодных цветов. Уметь   видеть взаимовлияние цвета. Осваивать  различные   приемы   работы   кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать  колористические   навыки   работы гуашью. Изображать с колористическим   контрастом   (угасающий костер вечером, сказочная жар­птица и т. п.). сюжеты    простые Что такое ритм линий? тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение   цвета   в   природе,   на   картинах художников. Задание:  изображение   весенней   земли   (по памяти   и   впечатлению).   Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства»   (Солнечный   город),   «холодного царства»   (царство   Снежной   королевы). Главное   —   добиться   колористического богатства цветовой гаммы. Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги. Ритмическая организация листа с помощью линий.   Изменение   ритма   линий   в   связи   с изменением содержания работы. Линии характеристики   изображаемого. эмоциональное звучание линии. Задание: изображение весенних ручьев. Материалы:  пастель или цветные мелки. В качестве используется изображение весенней земли (на  нем земля видна сверху,  значит,  и   ручьи   побегут   по всей   плоскости   листа).   Можно   также работать гуашью на чистом листе. образной   Разное подмалевка средство     как        представление   об   эмоциональной Иметь выразительности цвета — глухого и звонкого. Уметь   наблюдать  многообразие   и   красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать  борьбу   тихого   (глухого)   и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.  линии   в   окружающей Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь   видеть действительности. Получать   представление  об   эмоциональной выразительности линии. Фантазировать,   изображать  весенние   ручьи, извивающиеся   змейками,  задумчивые,   тихие   и стремительные   (в   качестве   подмалевка   — изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Характер линий Выразительные возможности   линий. Многообразие   линий:   толстые   и   тонкие,   Уметь   видеть действительности.  линии   в   окружающей корявые   и   изящные,   спокойные   и   по­ рывистые. Умение   видеть   линии   в   окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез   и   корявая,   суровая   мощь   старых дубовых сучьев). Задание:  изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально   или   по   два   человека;   по впечатлению и памяти). Материалы:  гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги. Ритм пятен передает движение. От   изменения   положения   пятен   на   листе изменяется   восприятие   листа,   его композиция.   Материал   рассматривается   на примере   летящих   птиц   —   быстрый   или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.  ритмическое   расположение Задание: летящих   птиц   на   плоскости   листа   (работа индивидуальная или коллективная). Материалы: ножницы, клей.  Понимание   пропорций   как   соотношения между собой частей одного целого. Пропорции   —   выразительное   средство искусства,   которое   помогает   художнику создавать   образ,   выражать   характер  белая   и   темная   бумага, Ритм пятен Пропорции характер   выражают   рассматривать,   любоваться  как   определенным   материалом Наблюдать, весенними ветками различных деревьев. Осознавать, можно создать художественный образ. Использовать  в   работе   сочетание   различных инструментов и материалов. Изображать  ветки   деревьев   с   определенным характером и настроением Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь летящих птиц на плоскости листа. Развивать  навыки   творческой   работы   в технике обрывной аппликации.  передавать   расположение   (ритм) Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать  выразительные   образы   животных или птиц с помощью изменения пропорций. Ритм   линий   и   пятен,   цвет, пропорции   –   средства выразительности   бумага   белая   и   цветная, изображаемого. Задание: конструирование или лепка птиц с разными   пропорциями   (большой   хвост   — маленькая головка — большой клюв). Материалы: ножницы, клей или пластилин. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют   основы   образного   языка,   на котором говорят Братья­Мастера — Мастер Изображения,   Мастер   Украшения,   Мастер Постройки, создавая произведения в области   живописи, скульптуры, архитектуры. Задание:  создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Материалы:  большие   листы   для   панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. графики,   Понимать и закреплять полученные знания и умения. Понимать  роль   взаимодействия   различных средств   художественной   выразительности   для создания того или иного образа. Создавать  коллективную   творческую   работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать  с   товарищами   в   процессе  уметь совместной   творческой   работы, договариваться,  уметь выполнять работу в границах заданной роли.  объясняя   замысел, Календарно­тематическое планирование по изобразительному искусству во 2в классе № Да­ Тема урока . Планируемые результаты (предметные) Тип урока. Количе ство часов Планируемые результаты (личностные и метапредметные ) Познавательные Регулятивные Коммуника тивные Личностные 1 2 3 Чем и как работает художник (8 ч) Вводный 1 час 1 Три   основных цвета.     Что   такое   Пер­ живопись? вичные   основы цветоведения.  Белая и черная   и краски. Восприятие изображение красоты   приро­ды. Настроение в природе. Комбин и­ рованны й 1 час   Пастель   и   цветные мелки, акварель, их выразительные Комбин и­ рованны     листе цветовые  первич­   живописными Наблюдать  сочетания в природе. Смешивать краски сразу   бумаги, на посредством   приема «живая краска». Овладевать ными навыками. Изображать  на   осно­ве смешивания трех основных   цветов   раз­ нообразные   цветы   по памяти и впечатлению Учиться   различать   и сравнивать  темные   и светлые оттенки  цвета и тона. Смешивать    цветные краски  с  белой и черной для получения   богатого колорита. Развивать работы гуашью. Создавать  жи­ вописнымиматериа­лами различные по настроению пейзажи,   посвященные изображению   природных стихий. Расширять художественных материалах.  знания   о  навыки   Потребность   в общении с учителем. Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Осуществлять   для решения   учебных задач операции   анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Осуществлять   для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Осуществлять   для решения   учебных операции задач   Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения Потребность   в общении с учителем   Формирование социальной   роли ученика. возможности.  й 1 час 4 5 Выразительные возможности   ап­ пликации. Особенности   со­ здания апплика­ции Комбин и­ рованны й 1 час Выразительные возможности графических   ма­ териалов.   Что такое графика? Комбин и­ рованны й 1 час    красоту   и Понимать выразительность   пас­ тели,   мелков,   акваре­ли. Развивать  навыки работы пастелью, мелками, акварелью.  первич­ Овладевать ными   знаниями   перс­ пективы (загоражи­вание, ближе ­дальше) Изображать лес, выразительные возможности материалов.  осенний используя     Понимать    выразите­ льные возможности линии,   точки,   темного   и бело   пятен   (язык графики)     для   создания художественного образа. Осваивать  приемы графическими работы   материалами (тушь,   способа   действия и его результата с заданным эталоном Умение слушать вступать диалог     и в Формирование положительного отношения  к учению   синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы.   делать   делать Осуществлять   для решения   учебных задач   операции   синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять   для решения   учебных задач операции   анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению 6 7   для Выразительность материалов работы в объеме. Что   такое   скуль­ птура?  Комбин и­ рованны й 1 час Выразительные возможности   бу­ маги.   Что   такое архитектура?   Чем занимается архитектор?  Комбин и­ рованны й 1 час    исполь­ палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев,   веток,   сухой травы на фоне снега. Изображать зуяграфическиема­ териалы, зимний лес. Сравнивать   и   сопос­ тавлять  выразитель­ные возможности   ра­зличных материалов, которые применяются в   скульптуре(дерево, камень, металл и др.). Развивать  навыки работы с целым кус­ком пластилина. Овладеватьприема­ми работы   с   пласти­лином (вдавливание,   заминание, вытягива­ние, защипление). Создавать  объемное изображение   живот­ного с передачей характера.  навыки Развивать создания геометрии­ ческих   форм   (конуса, цилиндра,прямоуго­   бумаги, льника) перевода навыки плоского   листа в разнообразные   объемные формы. Овладевать  приемами   из       делать   связи, обобщения, выводы. Осуществлять   для решения   учебных задач   операции   синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Осуществлять   для решения   учебных задач операции   анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, делать   Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению работы   с   бума­гой, перевода навыками плоского   листа в разнообразные   объемные формы. Конструировать из бумаги   объекты   игровой площадки.     8 Неожиданные (обо­ материалы   бщение темы). Итоговая   выставка работ.   Обобща ю­щий 1 час Реальность и фантазия (8 ч)   Повторять и закреплять полу­ченные на предыду­ щих   уроках   знания   о   ма­ художественных териалах и   их выразительных возможностях.Создавать образ   ночного   города   с помощью   разнообразных неожиданных материалов. Обобщать ныйматериал, ждать боты   на выставке, собственнуюхудоже­ ственную   д­ть   и   д­ть своих одноклассников  пройден­  обсу­  творческиера­   итоговой  оценивать обобщения, выводы. Волеваясаморегу ляция, контроль в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Осуществлять   для решения   учебных задач операции   анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать     Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном   делать Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   9 10   Изображение и реальность. Мастер Изображения   учит видеть   мир   вокруг нас.   Комбин и рованны й 1 час   Изображение и фантазия.   Мас­тер Изображения   учит фантази­ровать.  Комбин и рованны й 1 час   Рассматривать, изучать и   анализироватьстро­ ение   реальных   живо­ тных. Изображатьживотных, выделяя пропорции частей тела.  Передавать в изображении харак­тер животного. Закреплять  навыки работы   от   общего   к частному. Размышлять  о   воз­ можностяхизобра­жения как   реального,   так   и фантастического мира.Рассматриватьсла йды   и   изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная   и   каменная резьба и т.д.).Придумыватьвыраз ительныефан­ тастические животных.Изобра­ жатьсказочные су­   щества   путем   соеди­ нения   воедино   элеме­ нтов разных живот­ных и даже растений. Развивать работы с гуашью.  навыки образы Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   11 12 Украшение   и   ре­ альность.   Мас­тер Украшения   учится у приро­ды.  Комбин и рованны й 1 час   Украшение и фантазия.   Мастер Украше­ния учится у природы. Комбин и рованны й 1 час Наблюдать   и   учиться видеть  украшения   в природе.Эмоциона­ льнооткликатьсяна красоту природы. Создавать    с   помощью графических   матери­ алов,   линий   изобра­ жения   различных   ук­ рашений     в   природе (паутинки,   снежинки   и т.д.).Развивать  на­выки работы     тушью,   пером, углем,  мелом.   сопос­ Сравнивать, тавлять  природные формы с декоратив­ными мотивами   в   кружевах, тканях,   украшениях,   на посуде. Осваивать    приемы орнамента: создания     модуля, повторение   чередо­ ритмическое вание элемента. Создаватьукраше­ ния(воротничок для   платья, подзор, закла­дка для   книг   и   т.д.), используя узоры. Работать графиче­скими материалами   (роллеры, тушь,   фло­мастеры)   с помощью линий различной толщины. 13 Постройка   и   ре­ альность.   Мастер Постро­йки   учится у природы.  Комбин и рованны й 1 час 1 4 Постройка   и   фа­ нтазия.   Мастер Постройки   учи­тся у природы. Комбин и рованны й 2 час       различных Рассматривать природные ко­нструкции, анализи­ровать  их формы, пропорции.Эмоцио­ нальнооткликатьсяна красоту построек в природе. Осваивать  навыки работы   с   бумагой (закручивание, над­ резание,   складывание, склеивание).Конст­ руировать  из   бумаги подводного формы мира.Участвовать  в создании   коллекти­вной работы. Сравнивать, сопоставлятьприро­ дные   формы   архитектурными постройками. Осваивать приемы   работы   с бумагой.Придумыватьр азнообразныеконс­  Создавать трукции. макеты   фантастичес­ких зданий, фантастическогогорода. Участвовать  в создании коллективной работы. с Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать     Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном 1 5 1 6 Постройка   и   фа­ нтазия.   Мастер Постройки   учи­тся у природы. Обобща ю­щий 1 час  Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки   всегда работают   вместе. (обобщение темы)         формы    приро­ с Сравнивать, сопоставлять дные архитектурными постройками. Осваивать приемы   работы   с  Придумывать бумагой. разнообразные конс­  Создавать трукции. макеты   фантастичес­ких зданий,   фантастического города.  Участвовать    в создании   коллективной работы. Повторять закреплятьполученные на   предыдущих   уроках знания.  Понимать  роль, взаимодействие в работе трех   Братьев­Мастеров (их триеди­ нство).Конструиро­вать (моделировать) и украшать  елочные украшения (изображающие   людей, зверей,   растения)   для нового­дней елки.Обсуждатьтворчес кие   работы   на   итоговой и     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать     Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном О чем говорит искусство (11ч) 1 7 Изображение природы   в   раз­ личных   состоя­ ниях. . Комбин и рованны й 2 час  оценивать выставке, собствен­ нуюхудожественную д­ть и своих   одноклассников. д­ть   Наблюдать    природу   в различныхсосто­яниях. Изображать живописными   мате­ риалами   контрастные состояния природы. Развивать  колорис­ тические   навыки   работы с гуашью. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     1 8 Выражение   ха­ рактера   живо­ тных. Комбин и рованны й 1 час Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном 1 9 2 0 2 1 Выражение   ха­ рактерачелове­ка: женский образ.  Комбин и рованны й 1 час Выражение   ха­ рактерачелове­ка: женский образ. Комбин и рованны й 1 час Изображение характера   чело­ века:   мужской образ.  Комбин и рованны й 1 час   Создавать   по противоположные сказочные характеру женские   образы   (Зо­ лушка   и   злая   мачеха, баба   Бабариха   и   Ца­ ревна­Лебедь,   добрая   и злая волшебницы), используя живопис­ные и графические средства.     Создавать   по противоположные характеру сказочные женские   образы   (Зо­ лушка   и   злая   мачеха, баба   Бабариха   и   Ца­ ревна­Лебедь,   добрая   и злая волшебницы), используя живопис­ные и графические средства.     и   Характеризовать доброго   сказочных Сравнивать анализировать возможности использования   злого героев. и     изоб­     делать делать следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ делать   Волеваясаморегуля ция,   контроль   в форме   сличения способа действия и его   результата   с заданным эталоном Умение слушать вступать диалог     и в Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Волеваясаморегуля ция,   контроль   в форме   сличения способа действия и его   результата   с заданным эталоном Умение слушать вступать диалог     и в Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном 2 2 Образ   человека   в и   его   характер, выраженный   в объёме.  Комбин и рованны й 1 час следственные связи, обобщения, выводы.   делать Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать     Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном       разительных средств для создания доброго и злого образов. Учи­ тьсяизображатьэмоцион состояние альное  Создавать человека. живописными   мате­ риалами   выразите­льные контрастные образы доброго   и   злого   героя (сказочные   и   былинные персона­жи). Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности   разли­чных художественных   которые материалов,   в применяются (дерево, скульптуре   металл   и камень, др.).Развивать  навыки создания   образов   из целого куска пластилина. Овладевать  приема­ми работы   с   пласти­лином (вдавливание, заминание, вытягива­ние, защипление). Создавать  в   объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. 2 3 Выражение характера человека   через украшение. Комбин и рованны й 1 час Пони­мать  роль украшения   в   жизни человека. Сравнивать     и   анна­ лизироватьукраше­ния, имеющие разный   Создавать характер. декоративные   компо­ зиции   заданной   фор­мы (вырезать   из   бумаги богатырские   доспехи, кокошники, воротники).Украшать ко­кошники, оружие для добрых   и   злых   сказо­ чных героев и т.д. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать   Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению 2 4 Выражение намерений   через украшение. Комбин и рованны й 1 час Сопережи­вать, принимать  участие   в создании   коллективного панно. Понимать  характер линии,   цвета,   формы, способных раскрыть намерения человека.   Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Украшать  паруса   двух противополо­жных   по намерениям   сказочных флотов. Учиться   видеть  ху­ дожественный   образ   в архитектуре. Приобретать   навыки восприятия архитектурного образа в окружаю­щей   жизни   и сказоч­ных   постройках. Приобретать опыт творческой работы.     Повто­рять и закреплять  полученные на   предыдущих   уроках знания.  Обсуждать  творчес­кие работы   на   итого­вой  оцени­ выставке, ватьсобственную художественную дея­ть и деятельность одноклассников. 2 5 2 6 Образ здания. Комбин и рованны й 2 час Комбин и рованны й 1 час   В   изображении, украшении и постройке человек выражает   свои чувства,   мысли, настроение,   свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство (8 ч) делать следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать делать       Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению   Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в       Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном 2 7 2 8   Цвет как средство выражения. Теплые холодные цвета.Борьба теплого   и   хо­ лодного. и Комбин и рованны й 1 час Цвет как средство выражения. . Комбин и рованны й 1 час         борьбу     и   Расширять  знания     о средствах художест­ венной выразитель­ности. Уметь состав­лять теплые холод­  Понимать ныецвета. эмоциональную   вы­ разительность   теплых   и холодных цветов. Уметь   видеть  в   при­ роде и взаимовлияние   цвета. Осваивать  различные приемы работы с кистью (мазок «кирпичик», «волна»,   «пятныш­ко»). Развивать колористические   навыки работы гуашью. Изображать  простые сюжеты   с   колористи­ контрастом ческим   (угасающий   костер вечером,   сказочная   жар­ птица и т.п.). Уметь   составлять    на бумаге   тихие   (глухие)   и  Иметь звонкие   цвета. пре­дставление   об   эмо­ циональнойвырази­ тельности   цвета   глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие   и   кра­ сотуцветовыхсосто­яний ­   Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Осуществлять для решения   учебных задач   операции анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, обобщения, выводы. делать     Потребность   в общении с учителем Умение слушать вступать диалог и в     Волеваясаморегул яция,   контроль   в форме   сличения способа   действия и его результата с заданным эталоном Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Потребность в   общении   с учителем Умение слушать   и вступать   в диалог Волеваясаморегуляц ия,   контроль   в форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном     Осуществлять   для решения   учебных задач операции анализа, синтеза,   сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, линии умения (глу­хого)  знания   о в   весенней   при­роде. Изображать  борьбу тихого     и звонкого цве­тов, изображая   весен­нюю  Созда­ землю. ватьколористическое богатство внутри од­ной цветовой гаммы. Закреплять  работать кистью. Расширять средствах художественной выразительности.  Уметь видеть  в окружающей действительности. Получать  представ­ ление   об   эмоциональной выразительности   линии. Фантазиро­вать и изображать  весенние   извивающиеся ручьи, змейками,   задумчивые, тихие и стремительные (в качестве   подмалевка   – изображение   весенней земли).Развивать навыки   работы   пасте­ лью, восковыми мелками. Уметь   видеть  линии   в окружающей дейст­  Наблю­ вительности.   выводы.   Осуществлять   для решения   учебных задач операции анализа, синтеза,   сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выводы. Осуществлять   для решения   учебных задач операции синтеза, анализа,     Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Потребность в   общении   с учителем Умение слушать   и вступать   в диалог Волеваясаморегуляц   контроль   в ия, форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном   Формирование социальной   роли ученика. Формирование Потребность в   общении   с учителем Умение Волеваясаморегуляц   контроль   в ия, форме сличения способа   действия   и   2 9 3 0   как Линия средство выражения:   ритм линий.  как   Линия средство выражения:харак Ком бини рован ный 1 час Комбин и рованны й тер линий.  1 час 3 1 3 2 Ритм   пятен   как средство выражения.  Комбин и рованны й 1 час Пропорции   вы­ ражают характер. Комбин и рованны й 1 час             и  знания   о дать,   рассматривать, любоваться  весен­ними различных ветками  Осознавать, деревьев. определенным как материалом можно художес­ создать    Испо­ твенныйобраз. льзоватьв работе сочетание различных инструментов   и   мате­  Изображать риалов. ветки   деревьев с определенным характером настроением. Расширять средствах художественной выразительности. Понимать,  что   такое  пе­ ритм. редаватьрасположе­ние (ритм)   летящих   птиц   на плоскости листа. Развивать  навыки творческой   работы   в технике об­рывной   аппликации.   Расширять  знания   о средствах художес­ твенной выразитель­  Понимать,  что ности. такое пропорция. Создавать  выразите­  Уметь         положительного отношения  к учению слушать   и вступать   в диалог его   результата   с заданным эталоном Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Потребность в   общении   с учителем Умение слушать   и вступать   в диалог Волеваясаморегуляц   контроль   в ия, форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном   сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выводы.   Осуществлять   для решения   учебных операции задач анализа,   синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выводы.   Осуществлять   для решения   учебных операции задач анализа,   синтеза, сравнения, классификации, Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  Потребность в   общении   с учителем Умение   и слушать вступать   в Волеваясаморегуляц ия,   контроль   в форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном 3 3 3 4   линий, цвет,   — Ритм   пятен, пропорции средства выразительности   Итоговый урок года.   Путешествие с Бабой Ягой. Обобща ю­ щий 1 час к учению диалог Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Потребность в   общении   с учителем Умение слушать   и вступать   в диалог Волеваясаморегуляц ия,   контроль   в форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном   Формирование социальной   роли ученика. Формирование положительного отношения  к учению Потребность в   общении   с учителем Умение слушать   и вступать   в диалог Волеваясаморегуляц   контроль   в ия, форме сличения способа   действия   и его   результата   с заданным эталоном     устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выводы. Осуществлять   для решения   учебных задач операции анализа, синтеза,   сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выводы.   Осуществлять   для решения   учебных операции задач   анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно­ следственные   связи, делать   обобщения, выв льные   образы   животных или   птиц   с   помощью изменения пропорции.      знания   о художес­ выразитель­  Понимать,  что Расширять средствах твенной ности. такое пропорция. Создавать  выразите­ льные   образы   животных или   птиц   с   помощью изменения пропорции.   Анализировать  детские работы     на   выставке, рассказывать  о   своих впечатлениях   от   работ товарищей и произведений  Понимать художников. и   уметь   называть задачи, ко­торые решались   в   каждой четверти. Фантазировать и рассказывать  о   своих творческих   планах   на лето.

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018