Рабочая программа по изобразительному искусству
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству

Оценка 4.8
Документация
doc
изобразительное искусство
4 кл
13.01.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4.doc

          Рабочая программа по изобразительному искусству   для  4 - го  Б класса составлена на   

          основе   следующих    нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

·         Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 г . № 373 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного стандарта начального общего образования»);

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).

·          Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"

·    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  

   № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 -10 «санитарно –     

   эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в          

   общеобразовательных учреждениях»;

·         Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования по учебным предметам;

·         Авторская программа «Изобразительное искусство» (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) в рамках образовательной системы «Школа 2100»;

·         Учебный план МБОУ СОШ №  на 2015-2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)

·           ООП НОО МБОУ СОШ №    - I ступень обучения ;

·         Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ № (Приказ № 121 от 30.05.2015 г.)

I.             Пояснительная записка   

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития   эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение          о  них, а  так- же умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир») для  1-го,  2-го,  3-го  и 4-го  классов представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать заданиясоответствующие  уровню класса.

 

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности  курса

  1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

     Объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому, следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний   деятельностный подход.

    Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом, школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

   В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.

  3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Согласно    принципу минимакса,  учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная  востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач   главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

   Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

 Основные цели курса

1.Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2.Воспитание в детях эстетического чувства.

3.Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5.Развитие воображения и зрительной памяти.

6.Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8.Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

   В соответствии с поставленными целями в курсе «Изобразительное искусство» решаются следующие задачи:

1.Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

    В учебниках реализуется  деятельностно - практический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

    Для  облегчения восприятия материала во всех  учебниках курса используется единая система условных обозначений и  текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для  обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памяткинаходящиеся в конце каждого учебника. Для того  чтобы  сформировать у  учащихся  умение видеть и  понимать суть  работы художника,  в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм  анализа художественного произведения, который расширяется  по мере усвоения нового  материала. В начале каждого учебника  помещены основные понятия,  которые были  изучены в предыдущих классах.

В  каждом  учебнике даётся  блок   (информация  и  практическая работа)связанный  с  историей  искусства  через  Древний Египет. Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

                         Алгоритм  подготовки  учителя к проведению урока

При  проведении уроков по данному курсу учителя очень  часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе  этой  проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания.  Некоторые сложные  положения  проще объяснить  самому учителю, оставив более  легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы  на  каждом уроке хотя бы  часть  знаний дети  «открывали» сами.  Вторая и главная причина нехватки времени неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому  принципу школьники на уроке могут узнать много  нового  (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На  первом этапе  подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть  тот  минимум, который  должны  усвоить все ученики.

2-й  шаг.  На  втором этапе   подготовки к уроку, выявив понятия  минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, подбирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей  на данные в конце тем вопросы,  прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудности,  которые дети  могут  испытать при  их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи  урока и старается им следовать.

3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выбирать  и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся. Можно предварительно обсудить с  ними, какая из необязательных тем им интересна. Этот материал и является тем  резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.

                                

Примерный порядок  проведения урока

1.Учитель объясняет теоретический материал урока.

2.Ученики отвечают на приведённые в учебнике вопросы, которые помогают детям лучше понять изученную тему.

3.Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выполнения практических и творческих заданий.

На плашке в конце урока в учебнике помещены понятия, которые должны усвоить учащиеся. Выделенные шрифтом, но не  помещённые на эту плашку понятия не входят в обязательный минимум. Это могут быть часто встречающиеся в искусствоведческих текстах слова, которые, тем не менее, запоминать не обязательно, но надо  добиться их понимания на уроке всеми учениками.

    В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

    Материал одного  разворота тетради может быть  усвоен  за  13 урока в зависимости от уровня подготовки класса. Важно, чтобы после  изучения каждой темы  у ученика оставались выполненные в тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради в  конце учебного года  не  осталось пустых мест. Образцы, выполненные красками,  рекомендуется вклеивать в тетрадь после  полного высыхания.  Если   у  ребёнка нет  каких-то материалов или  инструментов, вполне допустимо изменение техники выполнения задания.

    Каждое задание имеет  два уровня сложности. Уровень 1 задания для  обязательного выполнения, направленные на овладение теми  или иными приёмами рисования, а уровень 2 задания творческие, требующие  от ученика определенного осмысления изученного материала.

    Исходя из работоспособности и организованности класса, учитель решает, какая творческая работа будет  выполнена коллективная или  индивидуальная. Если  работа выполняется индивидуально, дети могут  начать её в классе, а завершить дома. Коллективные работы выполняются на завершающем тему  уроке под  руководством учителя.  Для   этого  в  классе необходимо иметь бумагу большого формата. Готовыми панно можно оформить класс. Для  увеличения эффективности работы и создания соревновательного духа  учитель может разбить класс на команды.

    Важно помнить,  что  главными  достижениями  следует считать увлечённость детей  и их  желание рисовать, удовольствие, получаемое ими  от работы, и гордость, с которой они будут  показывать свои произведения.

                                    

Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1.Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами  знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками,  должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать,  в чём  особенности  их собственных работ.

2.Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3.Важно, чтобы школьники  умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для  выполнения собственных  творческих работ:  разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  выполнение учащимся  продуктивных  заданий  в  учебниках  и  рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в  тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или  творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь  необходимый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При  этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки  законов,  сколько  будет   уметь   их   применять  в жизни.  Естественно, подобные задания может во множестве придумать и  добавить учительНо  они  должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и желательно быть  связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому  подобное).

   Очень  важно, чтобы  объём  заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих  учеников. В любом  случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях  (принцип минимакса).

   Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил. На  этапе актуализации знаний перед  началом изучения нового  материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для  правильного понимания новой  темы.

   Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

   Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

  Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий.     Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради к концу учебного года  не  осталось пустых мест (образцывыполненные красками,  нужно  вклеивать  в  тетрадь после  полного высыхания).

     В особую папку  помещаются оригиналы или  копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданийсодержащие  не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов  по улучшению, устранению возможных недостатков).

    Накопление этих  отметок и  оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

 

                          III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №  курс изобразительного искусства в 4 классе изучается в образовательной области «Искусство» в объеме 1 часа в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 34 часа в год.

 

 

 

                       IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

           

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты учебного предмета

 

а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

б)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях   курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

 Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

  а) донести свою позицию до собеседника;

  б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

  а) учиться планировать работу  в группе;

  б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

  в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

  г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

                                      

VI. Содержание учебного предмета

 

   Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

 

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

1.    Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика).

2.    Декоративно-прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн).

3.    Художественно-конструктивная деятельность  (бумагопластика, лепка, архитектура).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие         таланты.

 

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  

 

 

 

 


VII.Календарно – тематическое  планирование

 

 п/п

Дата

проведения

 

Наименование раздела

 ( количество часов) и тема урока

ЭКОР

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

По плану

По факту

1

07.09

 

Дары природы (натюрморт). Виды штриховки.

 

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объема.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И. И. Левитан.

 

2

14.09

 

Дары природы (натюрморт). Самостоятельное выполнение эскиза, работа в цвете.

 

 

3

21.09

 

Осень золотая (пейзаж).  Эскиз.

 

«Золотая осень»

Р.Бураканов.

 

4

28.09

 

Осень золотая (пейзаж). Выполнение работы в цвете.

 

 

5

05.10

 

День учителя. Изготовление открытки.

 

 

6

12.10

 

Летние зарисовки. Изготовление коллажа.

 

 

7

19.10

 

Уроки волшебного карандаша (светотень).

 

 

8

26.10

 

Уроки волшебного карандаша (объём рельефа).

 

 

9

09.11

 

Твой пушистый друг. Рисование животных в карандаше.

 

 

10

16.11

 

Твой пушистый друг. Рисование животных в цвете.

 

 

11

23.11

 

Уроки цветных карандашей (натюрморт). Свет, тень и полутень. Понятие о рефлексе.

 

 

12

30.11

 

Уроки цветных карандашей (натюрморт). Выполнение эскиза.

 

 

 

13

07.12

 

Уроки цветных карандашей (натюрморт). Работа в цвете.

Натюрморт в произведениях

Р. Зайнетдинов

М. Кузнецов.

 

14

14.12

 

Чудеса акварели (форма).

 

 

 

15

21.12

 

Чудеса акварели. Натюрморт. Отмывка.

 

 

16

28.12

 

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок». Изготовление кукол.

 

 Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

Выбор и применение выразительных  средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном  изделии.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Основы   изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. Дейнеко

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Ведущие  художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.

 

17

18.01

 

Наш любимый праздник.

 

 

 

18

25.01

 

Пейзаж «Зимушка-зима».

 

 

 

19

01.02

 

Дизайн календаря. Определение функций изделия. Выполнение эскизов изделия.

 

Башкирские пословицы о труде

 

 

20

08.02

 

Дизайн календаря. Монтаж (конструирование) изделия.

 

 

 

21

15.02

 

Пространство на бумаге. Простейшие законы перспективы.

 

 

 

22

22.02

 

День защитника Отечества.

 

 

 

23

29.02

 

Поздравляем мам! Оформление открытки.

 

Художественные росписи  умельцев Башкортостана.

 

24

07.03

 

Резные узоры (рельеф).

 

 

 

25

14.03

 

Русские узоры.

 

 

 

26

21.03

 

Чудеса акварели. Рисунок первого весеннего цветка или веточки с листочками.

 

Беседа о природе РБ.

 

27

04.04

 

Волшебный фонарь (дизайн).

 

 

 

28

11.04

 

Быстрее, выше, сильнее. Изготовление модели фигуры человека.

 

 

 

29

18.04

 

Изготовление панно «Быстрее, выше, сильнее».

 

 

 

30

25.04

 

Салют Победы!

 

 

 

31

02.05

 

Открытка ко Дню Победы.

 

 

 

32

16.05

 

К сказке в гости (пропорции и образ). Сказочный мир

 

 

33

23.05

 

Алфавит. Шрифтовая композиция.

 

 

 

34

30.05

 

Рисуем лето.

 

 

 

 

 


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (ноутбук, медиапроектор) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.

        К учебно - методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под  аналогичным названием для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются и отрабатываются в рабочей тетради.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература

Для учителя:

1.Учебник   Изобразительное искусство  «Разноцветный мир»  4  класс,  О. А. Куревина.,Е. Д.  Ковалевская - М.: «Баласс», 2013  год.

2.Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство 4 класс, «Разноцветный мир», О.А. Куревина., Е. Д.  Ковалевская - М.: «Баласс», 2014 год.

Для ученика:

1.Учебник   Изобразительное искусство  «Разноцветный мир» 4 класс,  О. А. Куревина.,Е. Д.  Ковалевская - М.: «Баласс», 2013 год.

2.Рабочая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство «Разноцветный мир» 4 класс, О.А. Куревина., Е. Д.  Ковалевская - М.: «Баласс», 2014год.

Дополнительная литература

1.О.В.Александрова О.В.Пословицы,поговорки,крылатые слова.-М.:Эксмо,2011 г.

2.М.В.Дубова.Организация проектной деятельности младших школьников:Практическон пособие для учителей начальных классов.- М.:,2012 г.

3.М.И.Багаутдинова,Г.Н.Ягафарова.Веселык минутки:Стихотворения для физкультурных минуток.- Уфа: Китап,2010 г.

4.Живые родники (история, литература и культура Башкортостана). – Уфа:Китап,2009 г.

Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www. school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok.


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 - го

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 - го

I.

I.

Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладе ния первичными навыками художественной и изобразительной деятельности

Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладе ния первичными навыками художественной и изобразительной деятельности

В процесс е выполнени я э т и х рабо т кажды й ребёно к учитс я осознават ь важност ь свое й рол и…

В процесс е выполнени я э т и х рабо т кажды й ребёно к учитс я осознават ь важност ь свое й рол и…

В начал е каждог о учебни к а помещен ы основны е понятия , которы е был и изучен ы в преды дущи х к…

В начал е каждог о учебни к а помещен ы основны е понятия , которы е был и изучен ы в преды дущи х к…

Есл и у ребёнк а не т каких-то материало в ил и инструментов , вполн е допустим о изменени е тех ник и выполнени я…

Есл и у ребёнк а не т каких-то материало в ил и инструментов , вполн е допустим о изменени е тех ник и выполнени я…

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном…

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном…

Проговаривать последовательность действий на уроке

Проговаривать последовательность действий на уроке

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

VII. Календарно – тематическое планирование № п/п

VII. Календарно – тематическое планирование № п/п

России и мира. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства

России и мира. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок»

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок»

VIII . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VIII . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017