Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл
19.11.2018
Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия это часть многообразного и целостного мира. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Рабочая программа по Изобразительному искусству 1 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сусанинская средняя  общеобразовательная школа» Рабочая программа по изобразительному искусству для базового уровня 1 класса  Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по изобразительному искусству для 1 класса для общеобразовательных школ автор Л.А.Неменская издательство «Просвещение» 2011г.   Разработчик программы: Шумеева Любовь Сергеевна учитель начальных классов первая квалификационная категория ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для первого класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.) (УМК  «Школа России»). Цель  учебного предмета  «Изобразительное искусство»  в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности   человеческой   цивилизации,   накапливаемые   искусством,   должны   быть   средством   очеловечения,   формирования   нравственно­ эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных   видов   пространственных   (пластических)   искусств:   изобразительных   —   живопись,   графика,   скульптура;   конструктивных   — архитектура,   дизайн;   различных   видов   декоративно­прикладного   искусства,   народного   искусства     —       традиционного   крестьянского   и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.  Систематизирующим   методом   является  выделение   трех   основных   видов   художественной   деятельности  для   визуальных ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА пространственных искусств:  —  изобразительная художественная деятельность; —  декоративная художественная деятельность; —  конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают   для   детей   в   качестве   хорошо   им   понятных,   интересных   и   доступных   видов   художественной   деятельности:   изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти  три  вида  художественной  деятельности   и  являются  основанием   для  деления  визуально­пространственных  искусств  на виды: изобразительные   искусства,   конструктивные   искусства,   декоративно­прикладные   искусства.   Одновременно   каждый   из   трех   видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной   деятельности.   Выделение   принципа   художественной   деятельности   акцентирует   внимание   не   только   на   произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья­ Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные  виды учебной деятельности  —  практическая   художественно­творческая   деятельность   ученика   и   восприятие   красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно­творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач —  постоянная смена художественных материалов,  овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов   деятельности   стимулирует   интерес   учеников   к   предмету,   изучению   искусства   и   является   необходимым   условием   формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства  предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком   искусства.   Только   в   единстве   восприятия   произведений   искусства   и   собственной   творческой   практической   работы   происходит формирование образного художественного мышления детей.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно­образного мышления  учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения   вглядываться   в   явления   жизни,   и  развитие   фантазии,   т.   е.   способности   на   основе   развитой   наблюдательности   строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение   и   переживание   окружающей   реальности,   а   также   способность   к   осознанию   своих   собственных   переживаний,   своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная  цель  —  духовное развитие личности,  т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа  «Изобразительное   искусство»  предусматривает   чередование   уроков  индивидуального   практического   творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально­коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать   друг   друга,   с   уважением   и   интересом   относиться   к   работе   товарища,   а   общий   положительный   результат   дает   стимул   для дальнейшего   творчества   и   уверенность   в   своих   силах.   Чаще   всего   такая   работа   —   это   подведение   итога   какой­то   большой   темы   и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;   обсуждение   работ   товарищей,   результатов   коллективного   творчества   и   индивидуальной   работы   на   уроках;   изучение художественного   наследия;   подбор   иллюстративного   материала   к   изучаемым   темам;   прослушивание   музыкальных   и   литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные   знания,   умения   и   навыки   являются   основным   средством   приобщения   к   художественной   культуре.   Средства художественной  выразительности   —  форма,  пропорции,  пространство,   светотональность,   цвет,  линия,   объем,  фактура   материала,  ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.  Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает   осознавать   искусство   как   духовную   летопись   человечества,   как выражение   отношения   человека   к   природе,   обществу,   поиску   истины.   На   протяжении   всего   курса   обучения   школьники   знакомятся   с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 час  в неделю, всего на курс — 135 ч. На   изучение   «Изобразительного   искусства»   в   первом   классе   в   соответствии   с   учебным   планом   МБОУ   «Сусанинская   СОШ»   и примерной программой по «Изобразительному искусству» отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени 33 часа  (33 учебные недели).  Приоритетная  цель художественного образования в школе —  духовно­нравственное развитие  ребенка, т. е. формирование у него ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип  «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».  Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает  многообразие культур разных народов  и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные   представления   о   системе   взаимодействия   искусства   с   жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются   с   реальной   жизнью   и   эмоционально   окрашиваются,   происходит   развитие   личности   ребенка,   формируется   его   ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально­ценностный, чувственный опыт, выраженный   в   искусстве,   можно   постичь   только   через   собственное   переживание   —  проживание   художественного   образа  в   форме художественных   действий.   Для   этого   необходимо   освоение   художественно­образного   языка,   средств   художественной   выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально­ценностных критериев жизни. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.  Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:     чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии;     сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под  руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач  данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:       овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно­творческих задач в процессе поиска  дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,  моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения  различных художественно­творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке; Работать по предложенному учителем плану; Отличать верно выполненное задание от неверного; Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД: Пользоваться языком изобразительного искусства; Слушать и понимать высказывания собеседников; Согласованно работать в группе. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и закрепляется  в процессе освоения учебного предмета:            знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и  архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств; понимание образной природы искусства;  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового  искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно­творческой деятельности различные художественные материалы и художественные  техники;             способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,  человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;  умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных  условиях создавать свою самобытную художественную культуру;  изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача  особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения  изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей  истории; умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Содержание курса 1 класс ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ (33 ч) Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.  Игровая,   образная   форма   приобщения   к   искусству:   три   Брата­Мастера   —   Мастер   Изображения,   Мастер   Украшения   и   Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата­Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств.  В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов. Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч) Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже  немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий  мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками  изображения в объеме.  Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.  Изображения всюду вокруг нас.  Мастер Изображения учит видеть.  Изображать можно пятном.  Изображать можно в объеме.  Изображать можно линией.  Разноцветные краски.  Изображать можно и то, что невидимо.  Художники и зрители (обобщение темы). Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей  глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и  чем отличаются друг от друга. Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие­либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки.  (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков. Разноцветные краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Художники и зрители (обобщение темы) Быть   зрителем   интересно   и   непросто.   Этому   надо учиться.   Знакомство с понятием   «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч) любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.  Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.  Мир полон украшений.  Красоту надо уметь замечать.  Узоры на крыльях. Ритм пятен.  Красивые рыбы. Монотипия.  Украшения птиц. Объёмная аппликация.  Узоры, которые создали люди.  Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Мир полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту надо уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Как, когда, для чего украшает себя человек Все украшения человека что­то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (11 ч) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.  Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.  Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.  Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.  Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.   Постройки в нашей жизни.  Дома бывают разными.  Домики, которые построила природа.  Дом снаружи и внутри.  Строим город.  Все имеет свое строение.  Строим вещи.  Обобщение темы «Город, в котором мы живем». Дом для себя «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность  пропорций и конструкцию формы. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей — зоопарк­конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах­буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Город, где мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва». Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Общие   начала   всех   пространственно­визуальных   искусств   —   пятно,   линия,   цвет   в   пространстве   и   на   плоскости.   Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение,  украшение  и  постройка  —  разные   стороны  работы  художника  и  присутствуют  в  любом  произведении,  которое  он создает.  Наблюдение   природы   и   природных   объектов.  Эстетическое   восприятие   природы.  Художественно­образное   видение   окружающего мира.  Навыки коллективной творческой деятельности.  Три Брата­Мастера всегда трудятся вместе.  Праздник птиц.   Разноцветные жуки. «Сказочная страна». Создание панно.  Времена года. Праздник весны.  Обобщение темы «Здравствуй лето! Урок любования». Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок.  Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Содержание учебного материала Раздел программы Ты учишься  изображать Содержание ФГОС Ознакомить уч­ся с учебным предметом  «Изобразительное искусство» и его задачами. Познакомить с Мастером Изображений, со значением  изобразительной деятельности в жизни людей.   Кол­во часов 8 Ты украшаешь Ты строишь Изображение, украшение,  постройка всегда  помогают друг другу Развивать   наблюдательность и аналитические  возможности глаза. Формировать  поэтическое  видения мира.  Воспитывать умение видеть и переживать красоту. Расширить представления детей о многообразии построек в жизни людей, о значении строений . Развивать  наблюдательность, фантазию. Обобщение материала. Создание коллективного панно,  нарисовать город,  в котором мы живем. 8 11 6 Календарно – тематическое планирование  Предмет  изобразительное искусство           УМК  «Школа России    »          Класс  1         33 часа (1 час в неделю)       Дата  план фак т № урока по п/п теме Тема урока Основные виды учебной деятельности  учащихся Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) 1 четверть (9 часов) 1 1 Изображения всюду вокруг нас. Игра­путешествие по иллюстрациям  детских книг. 2 2 Мастер Изображения учит видеть. Урок – экскурсия. Находить в окружающей действительности изображения,  сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет,  любит.  Находить и рассматривать красоту (интересное,  эмоционально­образное, необычное) в обыкновенных явлениях  (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки,  кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять  увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных 3 3  Изображать можно пятном. Игра­развлечение. 4 4 Изображать можно в объёме. Урок – экскурсия.  деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела  (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их  геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости  графическими  средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по  смыслу) метафорический образ на основе выбранной  геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи  на разные по форме листья). Использовать пятно как основу изобразительного образа на  плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору и находить потенциальный образ  в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем  дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне)  изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к  детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к  частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом  «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). Находить выразительные, образные объемы в природе (облака,  камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в  скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ  исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи,  С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и 5 5  Изображать можно линией. Урок – экскурсия.   6 6  Разноцветные краски. Урок ­ игра. 7 7 Изображать можно и то, что невидимо  (настроение). Урок ­ игра. вдавливания (работа с пластилином). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами  (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений  маленькие сюжеты из своей жизни. Овладевать первичными навыками работы гуашью.  Соотносить цвет с вызываемыми им предметными  ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить  примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в  процессе создания различных цветовых пятен, смешений и  наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.  Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и  эмоциями.  Осознавать, что изображать можно не только предметный мир,  но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг  и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). 8 8 Обобщение по теме «Художники и  зрители». Урок ­ путешествие. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и  средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку  творческих работ одноклассников.  Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать,  отвечать на вопросы по содержанию произведений  художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и  др.).  Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) 9 1 Мир полон украшений. Урок – экскурсия. Находить примеры декоративных украшений в окружающей  действительности (в школе, дома, на улице).  Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд  незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.  Создавать роспись цветов­заготовок, вырезанных из цветной  бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив  цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). 2 четверть (8 часов) 10 2 Красоту нужно уметь замечать.  Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои  впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой,  интерпретировать их в собственных изображениях и  украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, 11 3 Узоры на крыльях. Ритм пятен. 12 4 Красивые рыбы. Монотипия. 13 5 Украшения птиц. Объёмная аппликация. 14 6 Узоры, которые создали люди. узорчатую красоту фактуры.  Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и  объемной аппликации, живописной и графической росписи,  монотипии и т. д. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать  красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.  Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать  красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.  Рассматривать изображения сказочных героев в детских  книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать  героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения  характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной  Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривать изображения сказочных героев в детских  книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать  героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения  характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной  Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). 15 7 Мастер украшений помогает сделать  праздник Придумать, как можно украсить свой класс к празднику  Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на 16 8 Мастер украшений помогает сделать  праздник основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и  украшению, определять их роль в создании новогодних  украшений. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику  Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и  украшению, определять их роль в создании новогодних  украшений. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (11 часов) 17 1 Постройки в нашей жизни. 18 2 Дома бывают разными. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные  постройки, иллюстрации из детских книг с изображением  жилищ, предметов современного дизайна с целью развития  наблюдательности и представлений о многообразии и  выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или  сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. 3 четверть (8 часов) Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее  назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток  («кирпичиков») (работа гуашью). 19 3 Домики, которые построила природа. 20 4 Дом снаружи и внутри. 21 5 Строим город. 22 6 Строим город. 23 7 Всё имеет своё строение. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей,  пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и  т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей,  фруктов, грибов, цветов и т. п.  Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней  конструкции дома.  Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв  алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи  и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами  или фломастерами по акварельному фону).  Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.  Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек­упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового  городка. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.  Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек­упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового  городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения  их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения  животных в технике аппликации. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает  участие художник­дизайнер, который придумывает, как будет  этот предмет выглядеть. 24 25 8 9 Строим вещи. Строим вещи. Конструировать (строить) из бумаги различные простые  бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя  правильный порядок учебных действий. Конструировать (строить) из бумаги различные простые  бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя  правильный порядок учебных действий. 4 четверть (8 часов) 26 10 Город, в котором мы живем. 27 11 Обобщение по теме «Город, в котором мы  живем». Понимать, что в создании городской среды принимает участие  художник­архитектор, который придумывает, каким быть  городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные  впечатления.  Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно­коллажей с  изображением городских (сельских) улиц.  Овладевать навыками коллективной творческой деятельности  под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической  деятельности. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов) 28 1 Три Брата­Мастера всегда трудятся  вместе. Различать три вида художественной деятельности (по цели  деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера  Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании  произведений искусства (изобразительного, декоративного,  конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки,  скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые  средства выражения, определять задачи, которые решал автор в 29 2 Праздник птиц. 30 3 Разноцветные жуки. 31 4 Сказочная страна. Создание панно. 32 5 Времена года. Праздник весны. своей работе Уметь повторить и затем варьировать систему несложных  действий с художественными материалами, выражая  собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными  материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в  художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).  Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы  (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в  соответствии с общим замыслом. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных  действий с художественными материалами, выражая  собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными  материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в  художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).  Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы  (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в  соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать  организованно в команде одноклассников под руководством  учителя. Создавать коллективное панно­коллаж с изображением  сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой  (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе  алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как  достраивать простые заданные формы, изображая различных 33 6 Обобщение темы «Здравствуй лето! Урок  любования». насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа  зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей  заданных художественных материалов.  Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е.  имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания  репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных  произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от  прогулки в природу и просмотра картин художников. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа  гуашью). Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименование  объектов и  средств  материально­технического  обеспечения                  Примечания Книгопечатная  продукция Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1­4  классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011 Шейкина С.А. Рабичие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа  России». Методическое пособие; под редакцией Е.С. Галанжиной – М.:  Планета, 2014                   Учебники Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и  строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. Учреждений, под редакцией  Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012 Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к  учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1­4 класс. – М.: Просвещение,  2011  Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки  1­4 классы. – М.: Просвещение, 2014 «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)      В  программе определены цели и задачи курса, рассмотрены  особенности  содержания и результаты его освоения; представлены  содержание начального обучения изобразительного искусства,  тематическое планирование с характеристикой основных видов  деятельности учащихся, описано  материально­техническое  обеспечение образовательного процесса. В учебниках представлены практические задания, технологическая  документация (технологическая карта, чертеж и др.),   задания на  самообслуживание,  культурно – исторические справки, разнообразный  иллюстративный материал. Многие задания включают    ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам  самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать  необходимые средства их достижения. Печатные пособия    Энциклопедия «Искусство» Н. Платонова, Москва «РОСМЭН» 2002 г. Энциклопедия «Как научиться рисовать» Москва, РОСМЭН, 2002 г. Энциклопедия рисования, Москва, РОСМЭН, 2000 г. Рутковская А. Рисование в начальной школе: Издательский Дом «Нева» / М:  ОЛМА­ПРЕСС, 2001 г. Салагаева Л.М. Декоративные тарелки (Где иголка не нужна): Учебно­ методическое пособие для педагогов. – СПб. : Детство­Пресс, 2009. Хрестоматии   литературных   произведений   к   урокам   изобразительного искусства Предметные журналы Альбомы по искусству Книги о искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры. Портреты русских и зарубежных художников Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта Схемы по правилам рисования предметов, ормамента, натюрморта, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.  Комплекты тематических таблиц Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. Наши праздники. Третьяковская галерея (1­3 классы). Природа нашей Родины. Времена года. Пейзажи в творчестве русских художников 19 начала 20 века. Детям об искусстве. Русская народная игрушка (декоративно­ прикладное искусство.)  Электронное приложение к учебнику  «Изобразительное искусство»1 класс  Информационно­коммуникативные средства Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к  ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех  изделий с подробными  комментариями учителей – методистов. Представленная видеозапись  проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями.  Экранно­звуковые пособия Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц и картинок. Магнитная доска.  Компьютер. Магнитафон. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Набор муляжей овощей 1, 2 части Объемные модели геометрических фигур. Заготовки природного материала. Демонстрационный и раздаточный материал (в соответствии с программой). Оборудование класса Ученические столы одно­ и двухместные с комплектом стульев.  Стол учительский со стулом.  Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,  учебного оборудования  и пр.  Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для иллюстративного материала.   Подставки или витрины для экспонирования объемно­пространственных  композиций на выставках. В соответствии с санитарно­гигиеническими нормами.

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018