Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебно – методическому комплексу «Школа России» на основе авторской программы по изобразительному искусству автора Б.М.Неменского.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование у ребенка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
формирование духовных и эстетических потребностей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты:
распознавать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
знать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности;
уметь оценить произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
Предметные результаты:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;
освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
2. Содержание учебного предмета.
Мастер Изображения учит видеть ( 9 час.).
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Мир полон украшений (8 час.).
Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Узоры на крыльях Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Красивые рыбы. Украшение рыбки, выполненное цветным пятном в технике монотопия. Украшение птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Узоры, которые создали люди Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Мастер Постройки (11 час.)
Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Домики, которые построила природа. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Дома бывают разными. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. Дом снаружи и внутри. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Строим город. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Все имеет свое строение. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Строим вещи. Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе (5 час.)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы. «Сказочная страна». Создание панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Выразительность размещения элементов коллективного панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема урока |
||
|
1 ЧЕТВЕРТЬ Мастер Изображения учит видеть ( 9 час.). |
|
|
1. |
Изображения всюду вокруг нас. |
|
|
2. |
Мастер Изображения учит видеть. |
|
|
3. |
Изображать можно пятном. |
|
|
4. |
Изображать можно пятном. |
|
|
5. |
Изображать можно в объеме. |
|
|
6. |
Изображать можно в объеме. |
|
|
7. |
Изображать можно линией. |
|
|
8. |
Разноцветные краски. Знакомство с цветом. |
|
|
9. |
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ Мир полон украшений (7 час.). |
|
|
10. |
Мир полон украшений. |
|
|
11. |
Красоту надо уметь замечать. |
|
|
12. |
Узоры на крыльях |
|
|
13. |
Красивые рыбы. |
|
|
14. |
Украшение птиц. |
|
|
15. |
Узоры, которые создали люди |
|
|
16. |
Как украшает себя человек. |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ Мир полон украшений (1 час.). |
|
|
17. |
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) |
|
|
Мастер Постройки (9 час.) |
|
||
18. |
Постройки в нашей жизни |
|
|
19. |
Домики, которые построила природа. |
|
|
20. |
Домики, которые построила природа. |
|
|
21. |
Дом снаружи и внутри. |
|
|
22. |
Дом снаружи и внутри. |
|
|
23. |
Строим город |
|
|
24. |
Строим город |
|
|
25. |
Все имеет свое строение. |
|
|
26. |
Строим вещи. Конструирование предметов быта. |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ Мастер Постройки (2 час.) |
|
|
27. |
Строим вещи. Конструирование предметов быта |
|
|
28. |
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
|
|
|
|
||
29. |
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе |
|
|
30. |
«Сказочная страна». |
|
|
31. |
«Праздник весны». |
|
|
32. |
Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). |
|
|
33. |
Здравствуй, лето! (обобщение темы) |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.