Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
2 кл
05.03.2018
В результате обучения второклассники научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельно¬сти. Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки про¬изведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
8программа изо 2 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УЗЯНБАШ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Зам. директора по УВР на заседании Директор школы
начальных классов ___________________ ГМО начальные классы ______________
Протокол № 1 Баймухаметова Р. А. « Школа 2100»
Протокол № ___ Муллагалямов З.С.
от « » августа 2017г. « » сентября 2017 г. от « » ____________ 2017 года Приказ №_____
______________ от « » __________ 2017г.
Хафизова Н. Е.
Рабочая образовательная программа
по изобразительному искусству
на 2017 2018 учебный год
Класс: 2
Срок обучения: 1 год
Составитель: учитель начальных классов Хафизова Н.Е., квалификационная категория высшая;
Количество часов: 34 Уровень: базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство», М.:«Просвещение» 2011г.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рациональнологический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально
образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Цели курса:
1.воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2.развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
3.освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне — их
роли в жизни человека и общества;
4.овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественнотворческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Задачи обучения:
1.совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2.развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
3.формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для реализации программного обеспечения используются: 1.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2016
2.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику
«Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2016
5.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 14 классы. М.: Просвещение, 2011.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно
эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка. Программа создана на основе
развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на
основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает
целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественноэстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения
в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в
практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования
состоят в развитии эмоциональнонравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как
форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с
культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур
разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов
визуальнопространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное
искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и
синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение,
украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная
деятельность это создание предметнопространственной среды; декоративная деятельность это способ организации общения людей,
имеющий коммуникативные функции в жизни общества.Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на
каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды
бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов
деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным
языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима
работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественнообразного мышленияучащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения
вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный
образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего
внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель формирование у ребенка способности
самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательностьпомогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно
эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой
структуре программы.
Тема 2 класса —«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств
человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве
художника.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые
помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества
учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет
свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какойто большой темы и
возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции, пространство, светотональность,
цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративноприкладного искусства, изучают классическое
и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работс точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
3.Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в
неделю, всего 135 ч.( 1 класс33 ч., 24 класс – 34 ч.)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Приоритетная цель художественного образования в школе духовнонравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает
искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребёнка главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником
развития образного мышления. Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по
искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме,
в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной
жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоциональноценностный, чувственный опыт,
выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств,
освоение художественного опыта поколений и эмоционально ценностных критериев жизни.
5.Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
•сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
•сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении
к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством
учителя;
•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
•использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественнотворческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно
нравственном развитии человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура),
декоративной (народных и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественнотворческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
• освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
•способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего
мира человека.
8. Содержание программы.Распределение часов по разделам
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс 34 часа
Как и чем работают художник? 8 час.
Реальность и фантазия – 7 час.
О чём говорит искусство 11 час.
Как говорит искусство – 8 час.
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»
в рамках УМК «Школа России» во 2 классе
1 час в неделю 34 часа в год.
Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, Москва «Просвещение» 2016
Тематическое планирование 2 класс
Тип
Тема урока
№ Дата
Планируемые
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) урока.
Количес
тво
часов
результаты
(предметные)
Характеристика деятельности
Содержание урока
(ученик должен
знать)
Познавательны
е
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуника
тивные
УУД
Личностные
УУД
По плану
( факт)
.
Чем и как работает художник (8 ч)
1. 05.09
Три основных
цвета «Цветочная
поляна»
Ввод
ный
1 час
2.
12.09
Белая и черная
краски «Радуга на
грозовом небе»
Ком
бини
рован
ный
1 час
Знать: приемы полу
чения новых цветов.
Уметь: изображать
разнообразные цветы на
основе смешивания трех
основных цветов
Уметь: получать новые
цвета путем смешивания
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
Волевая
саморегуляция
как способность
к волевому
усилию
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
заданным
эталоном
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
3.
19.09
4.
26.09
Пастель и цветные
мелки, акварель,
их выразительные
возможности
«Осенний лес»
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: изображать
осенний лес, используя
выразительные
возможности
материалов, работать
пастелью, мелками,
акварелью
Уметь: создавать коврик
на тему осенней земли,
выполнять аппликацию
Ком
бини
рован
ный
1 час
Выразительные
возможности
аппликации
«Осенний
листопад коврик
аппликаций 5.
03.10
6.
10.10
Выразительные
возможности
графических ма
териалов
«Графика зимнего
леса»
Ком
бини
рован
ный
1 час
Знать: графические
художественные ма
териалы.
Уметь: изображать
зимний лес, используя
графические материалы
Выразительность
материалов для
работы в объеме
«Звери в лесу».
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: работать с целым
куском пластилина,
создавать объемное изо
бражение.
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению 7.
17.10
8.
24.10
Выразительные
возможности бу
маги
«Игровая
площадка» для
вылепленных
зверей.
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: конструировать
из бумаги объекты
игровой площадки
Неожиданные
материалы (обоб
щение темы)
Обобщение по
теме «Как и чем
работает
художник?»
Изображение
ночного
праздничного
города.
Обоб
щающий
1 час
Уметь: создавать образ
ночного города с
помощью разнообразных
неожиданных
материалов
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению Реальность и фантазия (7 ч)
9.
07.11
Изображение и
реальность
«Наши друзья:
птицы».
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: передавать в
изображении характер
животного
10. 14.11
Изображение и
фантазия.
«Сказочная
птица».
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: изображать
сказочных существ,
работать с гуашью
11. 21.11
Украшение и ре Ком
Уметь: создавать с
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование Потребность в Волевая альность
«Обитатели
подводного мира»
бини
рован
ный
1 час
помощью графических
материалов изображения
различных украшений в
природе, работать
тушью, пером, углем,
мелом.
12. 28.11
Украшение и
фантазия.
«Кружевные
узоры»
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: преображать
реальные формы в
декоративные, работать
с графическими
материалами
13. 05.12
Постройка и ре
альность.
«Подводный мир»
Ком
бини
рован
Уметь: конструировать
из бумаги формы
подводного мира,
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Потребность в
общении с
учителем
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме «Узоры и
паутины»
ный
1 час
работать в группе
14. 12.12
Постройка и фан
тазия
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: сравнивать
природные формы с
архитектурными
постройками, создавать
макеты фантастических
зданий, фантастического
города
15. 19.12
БратьяМастера
Изображения,
Украшения и По
стройки всегда
работают вместе
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: обсуждать
творческие работы,
оценивать собственную
художественную
деятельность.
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
Формирование
положительного
отношения
к учению
Умение
слушать и
вступать в
диалог
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его (обобщение темы)
О чем говорит искусство (11ч)
16. 26.12
17. 16.01
Изображение
природы в раз
личных состоя
ниях.
Изображение
контрастных
состояний
природы
Обобщающий
1 час
Уметь: изображать
живописными
материалами кон
трастные состояния
природы.
Изображение
характера
животных
Выражение
животного с
ярко
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: изображать
животного с ярко
выраженным характером
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
отношения
к учению
вступать в
диалог
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с выраженным
характером
«Четвероногий
герой»
18. 23.01
19. 30.01
Изображение
характера
человека:
женский образ.
Женский образ
русских
сказок.
Ком
бини
рован
ный
1 час
Иметь представление: о
красоте внутренней и
внешней. Уметь:
создавать живописными
материалами вырази
тельные контрастные
женские образы
Ком
бини
рован
ный
1 час
Изображение
характера
человека:
мужской
образ.
«Весёлый и
грустный
клоуны»
Иметь представление: о
красоте внутренней и
внешней. Уметь:
создавать живописными
материалами вырази
тельные, контрастные
образы доброго и злого
героя
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
к учению
диалог
заданным эталоном
Волевая
саморегуляция,
контроль в
форме сличения
способа
действия и его
результата с
заданным
эталоном
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном 20. 06.02
21. 13.02
Ком
бини
рован
ный
1 час
Ком
бини
рован
ный
1 час
Образ
человека в
скульптуре.
Образ
сказочного
героя
в объёме
Образ
человека в
скульптуре.
Создание в
объеме ска
зочных образов
с ярко вы
раженным ха
рактером
Иметь представление: о
способах передачи
характера в объемном
изображении человека.
Уметь: работать с
пластилином
Иметь представление: о
способах передачи
характера в объемном
изображении человека.
Уметь: работать с
пластилином
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном 22. 20.02
23. 27.02
Ком
бини
рован
ный
1 час
Ком
бини
рован
ный
1 час
Образ
человека в
скульптуре.
Образ чело
века и его
характер,
выраженный в
объеме
О чем говорят
украшения
украшение
двух
противополож
ных по намере
ниям
сказочных
флотов
Иметь представление: о
способах передачи
характера в объемном
изображении человека.
Уметь: работать с
пластилином
Иметь представление: о
декоре, декоративно
прикладном искусстве.
Уметь: использовать
цвет для передачи
характера изображения
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном 24. 06.03
О чем говорят
украшения
Ком
бини
рован
ный
1 час
Иметь представление: о
декоре, декоративно
прикладном искусстве.
Уметь: использовать
цвет для передачи
характера изображения
25. 13.03
О чем говорят
украшения
Ком
бини
рован
ный
1 час
Иметь представление: о
декоре, декоративно
прикладном искусстве.
Уметь: использовать
цвет для передачи
характера изображения
26. 20.03
В
Ком
Уметь: обсуждать
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование Потребность в Волевая изображении,
украшении и
постройке
человек
выражает свои
чувства, мыс
ли, настроение,
свое
отношение к
миру (обобще
ние темы)
«Замок
Снежной
Королевы»
Как говорит искусство (8 ч)
бини
рован
ный
1 час
творческие работы,
оценивать собственную
художественную
деятельность.
27. 03.04
Теплые и
холодные
цвета. Борьба
теплого и
холодного
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: составлять
теплые и холодные
цветовые гаммы
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном 28. 10.04
Тихие и
звонкие цвета
29. 17.04
Что такое
ритм линий.
Обоб
щаю
щий
1 час
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: изображать
борьбу тихого и
звонкого цветов
Иметь представление: о
ритме как вы
разительном средстве
изображения. Уметь:
работать с пастелью и
восковыми мелками
30. 24.04
Характер
линий
Ком
бини
Уметь: изображать ветки
деревьев с
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
Потребность в
общении с
Волевая
саморегуляция, рован
ный
1 час
определенным ха
рактером
08.05
31.
Ритм пятен
32. 15.05
Пропорции
выражают
характер
Ком
бини
рован
ный
1 час
Ком
бини
рован
ный
Уметь: использовать
технику обрывной
аппликацииУметь:
изображать борьбу
тихого и звонкого цветов
Уметь: создавать вы
разительные образы
животных или птиц.
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
Потребность в
общении с
учителем
Умение
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа 1 час
33. 22.05
Ритм линий,
пятен, цвет,
пропорции —
средства
выразитель
ности
Ком
бини
рован
ный
1 час
Уметь: работать с
разными материалами
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения,
выводы.
Осуществлять
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать
причинно
следственные
связи, делать
обобщения, выв
положительного
отношения
к учению
слушать и
вступать в
диалог
действия и его
результата с
заданным эталоном
Формирование
социальной роли
ученика.
Формирование
положительного
отношения
к учению
Потребность в
общении с
учителем
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Волевая
саморегуляция,
контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
34. 29.05
Итоговый урок
года
Обобщаю
щий
1 час
Уметь: обсуждать
творческие работы,
оценивать собственную
художественную
деятельность
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться
основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовнонравственных ценностей личности, будет проявляться эмоциональноценностное отношение к миру,
художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктивной деятельности, разовьется
трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и
духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и
национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и
искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла; смогут выполнять
простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
6.Основные требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка
или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов; приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах
архитектуры, декоративноприкладных и народных формах искусства;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина,
бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей
образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных
видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества,
умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на
плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к
творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания
среды жизни и предметного мира;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия,
о единстве эмоциональноценностных отношений к явлениям жизни.
7.Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы 1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы
между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и
соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.