Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования";
санитарноэпидемиологическими правилами и нормами «Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных
учреждениях» СанПиНов 2.4.21117802.
авторской программой Изобразительное искусство Б.М. Неменский
(Москва «Просвещение», 2012 г.)
Общая характеристика учебного предмета.
Программа создана на основе развития традиций российского
художественного образования, внедрения современных инновационных
методов и на основе современного понимания требований к результатам
обучения. Программа является результатом целостного комплексного
проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность
программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность
этапов обучения.
Художественноэстетическое развитие учащегося рассматривается как
важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир
человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и
самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в
практической, деятельностной.
форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели
художественного образования состоят в развитии эмоционально
нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к
художественной культуре как форме духовнонравственного поиска
человечества. Содержание про граммы учитывает возрастание роли
визуального образа как средства познания и коммуникации в современных
условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает
связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен
принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия —
часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по вседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный
характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально
пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн,
архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в
зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими,
искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных
искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности —
изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является
задача показать разницу их социальных функций: изображение это
художественное познание мира, выражение своего к нему отношения,
эстетического переживания его; конструктивная деятельность это создание
предметнопространственной среды; декоративная деятельность это способ
организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни
общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как БратьяМастера
Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни,
более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно
эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их
решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный
поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественно
творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира,
произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок
выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства
(ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной
культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные
художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные
материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также
художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная
пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение
их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности
стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является
необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных
навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной
творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение
творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима
работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск
разнообразной художественной информации в интернете. Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на
единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения
вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на
основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так ~ же способность
к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира
являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная
цель формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира,
размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития,курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественно
эмоциональной культуры.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания. '~
выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать
свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
освоение
первоначальных знаний о пластических искусствах:
изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне — их
роли в жизни человека и общества;
овладение
элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах
разными
художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
художественнотворческой
деятельности,
Задачи обучения:
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в
реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного
искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего
135 ч.( 1 класс33 ч., 24 класс – 34 ч.)
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.