Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы под редакцией Б.М. Неменского, УМК «Школа России».
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству,
соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС),
утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской
программы под редакцией Б.М. Неменского, УМК «Школа России».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов изобразительного искусства с учетом
межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных
особенностей учащихся.
Цель:развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру.
Курс изобразительного искусства направлен на решение следующих задач:
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративноприкладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и
эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к
ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в
том, что она является основополагающей в нравственноэстетическом воспитании и
художественном образовании школьника.
В соответствии с учебным планом школы на 20162017 учебный год рабочая
программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности
и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовнонравственном развитии и воспитании младших школьников.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
отдельного человека;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
1
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и
компьютерной графики).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных
учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
2художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Предметными результатами изучения 3 года обучения является сформированность
следующих умений:
Учащиеся по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3 года обучения
должны узнать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
Получат возможность научиться:
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного
искусства;
верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими
нужную часть рисунка;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа
бумаги;
3передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в
иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративнообобщённых форм
растительного мира и геометрических форм;
лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных
игрушек;
составлять простейшие аппликационные композиции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна,
цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
III. Содержание учебного предмета, курса.
«В гостях у красавицы осени» (11 ч)
«В мире сказок» (7 ч)
«Красота в умелых руках» (9 ч)
«Пусть всегда будет солнце» (7 ч)
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности
учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную
художественнотворческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть
характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по
предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся
перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по
представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни,
иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на
основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и
сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на
темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций,
конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета
предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно
выполнять рисунки.
Декоративноприкладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется
в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления
эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративноприкладного искусства.
4Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного,
декоративноприкладного, конструкторского искусства, художественной графики и
черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного
воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели,
посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Художественноконструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид
художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение,
эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у
школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические
особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование
ИКТ.
Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно
иллюстративный, частичнопоисковый, проблемное изложение.
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись).
Рисование на темы.
Декоративная работа.
Лепка. Аппликация.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
IV. Календарнотематическое планирование с указанием количества часов на
усвоение каждой темы.
№
урока
Вводный урок ( 1 ч.)
Тема урока
Колво часов
План
1
Мастера Изображения Постройки и Украшения. Художественные
материалы.
1
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство в твоем доме (7 ч.)
2
3
4
5
6
7
8
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9
10
11
12
13
14
15
Художник и зрелище (11 ч.)
16
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение).
Художник в цирке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5Художник в театре.
Театр на столе.
Театр кукол.
Мы – художники кукольного театра.
Конструирование сувенирной куклы.
Театральные маски.
Конструирование масок.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение).
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Художник и музей (8 ч.)
27
28
29
30
31
32
33
34
Музей в жизни города.
Картина особый мир.
Картинапейзаж.
Картинапортрет.
Картинанатюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6