Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
3 кл
11.10.2017
Программа разработана на основе программ по учебным предметам (руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год), авторской программы И.Э. Кашековой «Изобразительное искусство» (2016г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
изо.docx
Изобразительное искусство 3 класс (34 ч)
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» к концу 3-го
года обучения
освоения учебной программы
Личностные результаты освоения изобразительного искусства:
• в ценностноориентационной сфере: эмоциональноценностное и осмысленное
восприятие визуальных образов реаль ности и произведений искусства;
приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать,
воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
• в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы
различными материалами и инструментами для эстетической организации и
оформления бытовой и производственной среды; • в познавательной сфере:
развитие способности ориентироваться в мире народной художественной
культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения –
для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной
оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства:
• в ценностноориентационной сфере: формирование активного отношения к
традициям культуры как эстетической и личностнозначимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других
народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
об разах предметноматериальной и пространственной среды и понимании
красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке
зрения, другому восприятию мира;
• в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего
способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности;
умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к
осознанному выбору;
• в познавательной сфере: развитие художественнообразного мышления как
неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к
1 целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения,
интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной
оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических)
искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего
мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений;
анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
искусства;
интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и
сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаковосимволической природе изобразительного
искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания
художественного образа.
получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических)
искусств, их роли в культурном становлении человечества;
узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего
мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
определяют средства выразительности при восприятии произведений;
анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
искусства;
интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и
сверстниками по поводу содержания произведения;
имеют представление о знаковосимволической природе изобразительного
искусства;
применяют выразительные средства разных искусств для создания
художественного образа.
2 Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Волшебный мир, наполненный чудесами (6 часов)
Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства.
Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа.
Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в
необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических
персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.
Из чего родилась сказка... Представление древних людей о мироустройстве. Знание
о том, как жили наши древние предки, сохранилось благодаря искусству.
Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах
древних поселений, росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних
людей. Изображение животных древними художниками.
…из потребностей жизни (1 час). Древние изображения на каменных стенах пещер,
в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи.
Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в
одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость
изображений животных, условность в изображении людей. Художественная
деятельность.
... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). Объединение искусством
многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои
представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения,
способствовали общению. Существование искусство в сознании древнего человека
слитно с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и
проект их лучшего осуществления. Миф это сказание передающее представление
древних народов о происхождении Мира и человека. Роль мифа в жизни древнего
человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в
понимании мира, уверенность в будущем.
Знак и символ (1 час). Знак это общепринятое изображение, используемое для
хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной
культуры, одинаково понимают смысл знака, например, букв алфавита, цифр,
дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства.
Древние знаки солнца, земли, воды. Символ похож на знак, но имеет множество
значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности
художественному образу.
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская
тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема –
3 сюжет – содержание произведения искусства. Тема сфера реальной жизни или
фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет
изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы
поиска счастья или Жарптицы, от которой оно зависело и др.
Художникисказочники. Сказочные образы (5 часов)
Художникисказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве
сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих.
Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы
этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в
Санкт – Петербурге.
Герой сказки носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки.
Перерождение в результате выпавших на долю героя по сюжету сказки испытаний,
Иванушкадурачок (царевич, юноша) в сильного, смелого, доброго, крепкого
духом идеального героя. Образы русских богатырей с картины В. Васнецова.
Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч обязательные
атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал
лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов с течением времени (17,
19, 20 вв.).
Образ Героя защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок – как
воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые
подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Стремление людей в страшные для
нашей Родины дни всегда вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой
народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных
поколений защитников земли русской в современном искусстве. Образ героя
Великой отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным
героям образам настоящих героев.
Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок.
Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны
были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение,
стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство
собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа:
головной убор кокошник или платок, сарафан, рубаха.
Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе
идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин – героинь
4 произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и
заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом.
Реальность и фантазия (12 часов)
Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников
противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного
сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным
персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей
Бессмертный, ЗмейГорыныч, злая царица и др.) огромной силой, покрепленной
колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие
образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного,
агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа. Художественная
деятельность. Создать образ отрицательной героини сказки.
Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного
пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров –
подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в
потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге.
Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в
иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении
дороги. Линия горизонта.
Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье,
росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного
решения. Знаки перепутья: Поклонный крест или огромный валун. Образ пути
дороги – символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу.
Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров –
подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам.Жизнь
человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь
человека, весь его жизненный путь на картине К. ПетроваВодкина. Виртуальное
присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идёт герой, её
характеристика представление о том, какой путь совершил герой, какой была его
дорога: лёгкой или тяжёлой, длинной или короткой и т.д.
Образ Сказочного леса (1 час).Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного
дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Близость деревьев
по духу персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности.
5 Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для
героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут
расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и
помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная по рисунку В. Васнецова в
Абрамцево. Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Передача
художником с помощью окружающей природы характера и помыслов всадников.
Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей этих деревьев
характеру отрицательных персонажей.
Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова
«Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М.
Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым
художником. Представить какие деревья могут расти в лесу Снегурочки.
Рассказать о картине В. Васнецова «Заснеженный лес».
Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного
дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское
крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей.
Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы.
Выражение в украшении избы стремлении сберечь семью от различных напастей –
болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе
изображений оберегающих символов: солнца, птиц, символизирующих небо, львов
и русалок, обозначающих подводный и подземный миры. На крыше – конёк
представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме.
Украшение пространства вокруг дверей и окон – резные наличники. Украшение
богатых теремов и царских хором. Образы сказок в разных видах народного
искусства: в декоре домов, в орнаментах вышивки, в резьбе и в росписи предметов
быта.
Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с
природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица,
повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные,
украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени.
Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на
опушке леса. В. Васнецов эскизы декорации к опере Н.РимскогоКорсакова
«Снегурочка». Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение
сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь
традиционных сельских построек с окружающей местностью.
6 Образ города (1 час). Город древности – неприступная крепость. Могучие стены,
сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех
сторон город. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и
хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и
мастерового люда на окраине города (Н. Рерих «Путивль», «Ростовский кремль»;
А. Васнецов «Московский Кремль»).
Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудогорода «с златоглавыми
церквами, с теремами и садами». Легенда о невидимом чудесном граде Китеже.
Образы сказочных атрибутов (7 часов)
Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий,
происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и
как дорогая вещь.
Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых
играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы,
лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы пеленашка, закрутка,
стригушка, куватка. Куклыпомощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы.
Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса
Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в
оберегающую силу куклы.
Последовательность изготовления Куватки.
Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек и даже из фантиков.
Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета
сказки. Особое отношение к яблоне на Руси. Праздник Яблочный Спас. Освещение
нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в
сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении
событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям
(отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина.
Катись, катись, яблочко..(1час). Неоднозначное отношение людей к яблоку с
древних времен Яблоки в мифах – символ зла или символом знания, мудрости и
солнечного тепла. Выражение «яблоко раздора». Яблоко как запретный плод в
христианстве. Молодильные яблоки в славянских сказках. Значение Яблоньки в
сказке «КрошечкаХаврошечка». Равнозначность выражения «катись, катись,
яблочко» путидороге, по которому оно катится, и безвозвратно проходящему
времени. Смысл, связанный с древними значениями этого плода, в изображении
яблок на картинах художников. Рассмотреть натюрморты с изображением яблок,
раскрыть их содержание.
7 Перо Жарптицы (1 час). Жарптица – символ бессмертия. Волшебные свойства
пера Жарптицы. Сюжеты сказок с пером Жар Птицы.. Сюжеты сказок,
связывающие Жарптицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки.
Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и
дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иванцаревиче, Жарптице
и о Сером Волке». Внешний вид и повадки Жарптицы. Вид пера и его сходство
павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями
растений или стеблями цветов.
Корона (1 час). Корона символ величия и власти. Царские и императорские
короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в
декоре царской короны. Соответствие в сказках короны характеру и намерениям
владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея
Бессмертного.
Мечкладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались
наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика Меча
кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение
вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Мечкладенец символ отваги,
справедливости, могущества, сражающегося за правое дело. Смысл его в
мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч
мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина – щит.
Щит – символом защиты и безопасности. Интерпретация слова «защита».
Украшение щита эмблемой воина, сообщающей о его идеалах. Оружие захватчиков
– злых персонажней сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая
визитная карточка злодея. Значение размещённых на щите изображений: солнце,
дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др. Изображение мечей и щитов,
символика которых раскрывает характер и намерения персонажа, в современных
фильмах фэнтези и играх.
Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения,
прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в
крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от её сноровки, мастерства и
вкуса. Наделение в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними
связано магической силой. Героини сказок, связанные с этой деятельностью:
Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковёр; Баба Яга пряла,
скручивая нить в клубок, а клубок помогает герою найти свою судьбу. Клубок –
символ времени и бесконечности, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить
8 жизни человека в культуре разных народов (Мойры у греков, Доля и Недоля у
славян, Среча и Несреча у сербов).
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... (3 часа)
Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец
сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол,
посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на
крестьянском столе – деревянная, глиняная. Медная. Посуда на царском столе –
серебряная, покрытая цветными глазурями. Дух русской старины в натюрмортах с
предметами крестьянского быта (В. Стожаров).
Пир на весь мир (2 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в
иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В.Васнецов).
Календарнотематическое планирование по изобразительному искусству 3
класс
Тема урока
№
n/n
Колво
часов
Дата По
факт
у
2
3
4
5
6
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4/09
11/09
18/09
25/09
2/10
9/10
16/10
23/10
6/11
Волшебный мир, наполненный чудесами (6ч)
1
Древние корни народного искусства.Р.К.
Казачьи сказки
Из чего родилась сказка …из потребностей
жизни
Из чего родилась сказка …. из веры
Из чего родилась сказка. из желания узнать мир
и сделать его лучше
Язык сказочных символов
Сказка –ложь, дав ней намек…
Конь –символ добра и благополучия.
Символика цвета
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2ч)
7
1
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном
искусстве
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном
искусстве.
Художникисказочники. Сказочные образы (5ч)
9
Художникисказочники. Образ героя неотделим
от сюжета.
9 10
11
Герой сказки носитель народных идеалов. Р.К.
Герои казачьих сказок
Образ героя защитника Отечества в искусстве.
Р.К. Герои Отечества.
Идеальный образ сказочной героини
Идеальные женские образы в искусстве
12
13
Реальность и фантазия (12ч)
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Образы сказочных атрибутов (7ч)
Образы отрицательных персонажей
Образы отрицательных персонажей
Образ дороги в сказке и дорога в жизни
Там, на неведомых дорожках…
Странствия по различным мирам
Образ сказочного леса
Заколдованный лес
Волшебный лес
Образ жилища в сказке и в жизни
Образ деревни. Р.К. Образ родной станицы
Образ города
Образ сказочного города
26
27
Свет мой, зеркальце…
Куколка…Р.К. Образы сказочных атрибутов
в казачьих сказках
Яблоки и яблоня. Катись, катись, яблочко…
Перо жарптицы
Корона
Мечкладенец и щит
Прялка и волшебный клубок
28
29
30
31
32
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (2ч)
33
Изображение праздника и его атрибутов в
искусстве. Пир на весь мир
Обобщающий контроль «Образы сказок –
основа любого искусства» Народный праздник.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13/11
20/11
27/11
4/12
11/12
18/12
25/12
15/01
22/01
29/01
12/02
19/02
26/02
5/03
12/03
19/03
2/04
9/04
16/04
23/04
30/04
7/05
14/05
21/05
28/05
34
10
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.