1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результататы
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
·
Предметные результаты
· сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
· сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
· система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
· устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
· чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
· основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
· приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
· позитивная самооценка и самоуважение;
· основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира;
· чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
· осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
· способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
· целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
· осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
· планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
· контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
· вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
· осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
· преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
· высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
· действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные
Обучающийся научится:
· анализировать произведения искусства;
· применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
· воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
· устанавливать аналогии;
· использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
· воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
· представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
· строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
· расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
· фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
· соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
· произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
· строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
· воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
· продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
· вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
· воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
· контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
· выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
· воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
· воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
· узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
· различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
· выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
· отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
· участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
· понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
· использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
· работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
· приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка;
· участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
· расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
· использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
· создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
· искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
· применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
· выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
· видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
· высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Обучающийся научится:
· использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
· составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
· пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
· использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
· изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
· пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
· изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
· передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
· осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
· четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
· владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
· создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
· создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
· выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
· осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
· узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
· любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
· узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
· выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
· создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
· узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
· передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
· передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
· передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
· изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
· участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы;
· понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
· изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
2. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок.
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет.
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём.
Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом.
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия.
Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения.
Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту.
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы
Разделы |
|
4 |
|
Восхитись вечно живым миром красоты. |
11 |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека. |
14 |
Восхитись созидательными силами природы и человека. |
9 |
|
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.