Представлена рабочая программа и календарно - тематическое планирование по предмету "Изобразительному искусству"в 4 классе по учебно - методическому комплексу "Школа России". Рабочая программа состоит из разделов:1.Планируемые результаты изучения предмета. 2.Содержание учебного предмета. Календарно - тематическое планирование: номер урока, раздел, тема урока, количество часов и дата.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Соузгинская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано к утверждению
на заседании методического
объединения
МБОУ «Соузгинская СОШ»
учителей начальных классов
протокол №__ от «___»_________2016
г
руководитель методического
объединения учителей начальных
классов
_____________Каратаева Н.В.
Согласовано
заместитель директора
по учебновоспитательной
работе
МБОУ «Соузгинская СОШ»
_____________М.М. Кузнецова
«___»_______________2016 г
Утверждаю
Директор
МБОУ «Соузгинская СОШ»
___________ С.А. Новикова
«___»____________2016г.
Приказ №________________
от «__»_____________2016 г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству, 4 класс
Составитель программы:
Каратаева Наталья Викторовна
1Соузга, 2016 г.
Планируемые результаты изучения предмета
Федеральным государственным стандартом начального общего образования в области
изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых
способствует развитию универсальных учебных действий учащихся четвёртого класса
(УУД).
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего
образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно
эстетической сфере – эмоциональноценностное отношение к окружающему миру
(природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия
культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественнообразному
познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно
творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных
техниках (живопись,
декоративноприкладное искусство,
художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
Четвероклассник получит возможность научиться:
развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию,
ритм, композицию, объём, фактуру и др. – для достижения своих творческих замыслов,
развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного языка);
способствовать участию в выставках детского изобразительного творчества,
коллекционированию своих творческих работ. Уникальным достижением ученика является
его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей изобразительной
деятельности.
скульптура,
графика,
Метапредметные результатыизучения курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
приумножать опыт художественнотворческой деятельности детей;
развивать их умения в реализации замыслов творческой работы, в постановке целей и
задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения в оценке этапов и результатов
индивидуальной и коллективной деятельности.
Четвероклассник получит возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы
работы для его получения.
2Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
сообщать (с учётом возрастных особенностей детей) знания в области изобразительного
искусства;
развивать представления школьников о видах пластических искусств: живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративноприкладное искусство; об основных жанрах
изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, о
региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны
(Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музейпанорама «Бородинская битва»
и др.);
знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр, Дрезденская картинная галерея и
др.).
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника,
рабочей тетради.
Четвероклассник получит возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных
источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе игровых ситуаций,
Четвероклассник научится:
развивать умения школьников общаться в процессе диалога с учителем и сверстниками;
расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм
деятельности,
предполагающих
многопозиционные роли (художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.), в
процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений разных
видов и жанров искусства, а также обсуждения результатов индивидуальной и
коллективной художественнотворческой деятельности;
развивать умения школьников использовать в учебном процессе ИКТ и справочную
литературу.
Четвероклассник получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых
группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
деловых игр,
Предметные результаты
Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества;
восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств,
характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях
России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего
региона и других с ран мира;
в ценностноэстетической сфере – умение различать и передавать в художественно
творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе,
животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
3пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные
результаты художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств
изобразительного языка).
Четвероклассник научится:
–применять основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
–узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
– ведущие художественные музеи России;
Четвероклассник получит возможность научиться
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников,
называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративноприкладного искусства);
– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в
декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
–обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении
выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
4СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Истоки родного искусства (8 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные
формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней
полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Индивидуальноколлективная
работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы
мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад —
лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом
уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь,
кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы...
Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или
индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает
традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены
представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты
всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность.
Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья
(«лебедушка»).
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,
ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города нашей земли (7 ч)
5Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый
город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь
народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать»
крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с
белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной
организации.
Древнерусский городкрепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Возможен
изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись
архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика
храма.
Древний город и его жители
Изображение древнерусского города.
Древнерусские воинызащитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова,
Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных
характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера
палаты — подготовка фона для следующего задания.
Материалы: тонированная или цветная бумага, гуашь, кисти.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
БратьяМастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию
многообразия художественных культур мира.
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми.
Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это
культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример
культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию
и т. Д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно
многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов,
сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это
пространственнопредметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры:
путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбадмореход, Одиссей,
аргонавты и т. Д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер
построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о
счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
6Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере
скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех
вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком.
Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции.
Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия
(фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о
дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как
характере пропорций в построении греческого храма.
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка
дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей
вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт
лица, прически, движения, фигуры.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои
одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей
общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения
(предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы
«Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не
запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых
детьми культурных миров. Наши три БратаМастера именно на этом уроке должны
помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием
разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки,
одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап
обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о
красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и
одежда, и праздники и т. Д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что
человечество столь богато различными художественными культурами и что они не
случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны — от
представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов
понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что
при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами
Земли как одинаково прекрасное.
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех
народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не
подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных
7народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие
произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку,
отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой
выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его
внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство
воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство
художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю,
чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное
животное, погибшее дерево и т. Д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения
изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о
счастье, подвигах, путешествиях, открытиях
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
8МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Соузгинская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано к утверждению
на заседании методического
объединения
МБОУ «Соузгинская СОШ»
учителей начальных классов
протокол №__ от «___»_________2016
г
руководитель методического
объединения учителей начальных
классов
_____________Каратаева Н.В.
Согласовано
заместитель директора
по учебновоспитательной
работе
МБОУ «Соузгинская СОШ»
_____________М.М. Кузнецова
«___»_______________2016 г
Утверждаю
Директор
МБОУ «Соузгинская СОШ»
___________ С.А. Новикова
«___»____________2016г.
Приказ №___________
от«__»____________2016 г.
9Календарнотематическое планирование
по изобразительному искусству
по плану: 34 часа, в неделю: 1час
учебник:Искусство и ты: учебник для 4 кл.
авторы:Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского
Раздел, тема урока
Количество
Дата
часов
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Деревня – деревянный мир.
Деревня – деревянный мир (коллективное панно «Деревня»).
Красота человека. Образ русского человека.
Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм.
Воспевание труда в искусстве.
Народные праздники.
Древние города нашей земли
Родной угол. Древнерусский город крепость.
9.
10. Древние соборы.
8
1
1
1
1
1
1
2
7
1
1
10Города Русской земли.
11.
12. Древнерусские воины – защитники.
13. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
14. Узорочье теремов.
15. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ художник
Города в пустыне.
16. Образ японских построек.
17. Образ человека, характер одежды в японской культуре.
18. Отношение к красоте природы в японской культуре.
19. Народы гор и степей.
20.
21. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека.
22. Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура.
23. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции.
24. Европейские города Средневековья (архитектура).
25. Средневековые готические костюмы.
26. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по
теме «Каждый народ художник».
Искусство объединяет народы
Мудрость старости.
27. Материнство.
28
29.
30. Сопереживание великая тема искусства.
31.
Героизащитники.
32. Юность и надежды.
33. Искусство народов мира.
34. Каждый народ – художник.
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
2
1
1
1
1
1
Раздел, тема урока
№
п/п
1 Мелодия – душа музыки.Мелодизм – основное свойство
Количество
часов
Дата
Святые земли Русской
Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.Римского Корсакова
русской музыки
2
Ты откуда, русская, зародилась, музыка?
3 Особенности музыкального воплощения
4
5 Пушкин и музыка
6
7 Музыка на ярмарочном гулянье
8
9 Песни разных народов мира
10
Светская музыка пушкинской поры
« Музыкант – чародей» сказка о волшебной силе музыки
1111 Музыкальные инструменты.Жанр струнного квартета
12 Музыка природы
13 Образы родины в музыке Шопена.
14 Мир образов Л.Бетховена
15 Царит гармония оркестра.Инструменты симфонического
оркестра
16 Пушкин и музыка.Образы природы
17 Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры в
опере
Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере
18
19
20 Песня – ария
21 Восточные мотивы в операх русских композиторов
22 Народные мелодии в современной трактовке как основа
музыкального языка балета
23 Сходство и различие жанров сценической музыки
24 Мир музыки С.Рахманинова
25 Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд
26 Искусство фортепианной игры. Знаменитые дирижеры,
инструменталисты
27 Музыкальные инструменты. Гитара. Авторская песня
28 Традиции празднования Пасхи на Руси.
29
Родной обычай старины.Претворение колокольных звонов в
музыке русских композиторов
30 Славянские святые Кирилл и Мефодий.
Величание святых.Гимн в честь святых
31 Народный праздник Троицы обычаи и обряды.
Троицкие песни
32 Многообразие музыкальных образов
33 Песни на сказочные сюжеты
34 Современность звучания классической музыки
12