Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена рабочая программа и календарно - тематическое планирование по предмету "Изобразительному искусству"в 4 классе по учебно - методическому комплексу "Школа России". Рабочая программа состоит из разделов:1.Планируемые результаты изучения предмета. 2.Содержание учебного предмета. Календарно - тематическое планирование: номер урока, раздел, тема урока, количество часов и дата.
Иконка файла материала рабочая программа по изо 4 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано к утверждению на заседании методического  объединения МБОУ «Соузгинская СОШ» учителей начальных классов протокол №__ от «___»_________2016  г руководитель методического  объединения учителей начальных  классов  _____________Каратаева Н.В. Согласовано заместитель директора по учебно­воспитательной  работе МБОУ «Соузгинская СОШ» _____________М.М. Кузнецова «___»_______________2016 г Утверждаю Директор  МБОУ «Соузгинская СОШ» ___________  С.А. Новикова «___»____________2016г. Приказ №________________ от «__»_____________2016 г. Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс Составитель  программы:  Каратаева Наталья Викторовна 1Соузга, 2016 г. Планируемые результаты изучения  предмета    Федеральным государственным стандартом начального общего образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует  развитию   универсальных   учебных   действий  учащихся   четвёртого   класса (УУД).     В   процессе   изучения   изобразительного   искусства   на   ступени   начального   общего образования обучающийся достигнет следующих  личностных результатов:  в ценностно­ эстетической   сфере   –   эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающему   миру (природе,   семье,   Родине,   людям,   животным);   толерантное   принятие   разнообразия культурных   явлений;   художественный   вкус   и   способность   к   эстетической   оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в   познавательной   (когнитивной)   сфере   –   способность   к   художественно­образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно­ творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках   (живопись,   декоративно­прикладное   искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или  их украшения. Четвероклассник получит возможность научиться: ­развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др. – для достижения своих творческих замыслов,  ­развивать   навыки   моделирования   новых   образов   путём   трансформации   известных   (с использованием средств изобразительного языка);  ­способствовать   участию   в   выставках   детского   изобразительного   творчества, коллекционированию своих творческих работ. Уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей изобразительной деятельности.   скульптура,   графика, Метапредметные результатыизучения курса Регулятивные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: ­ приумножать опыт художественно­творческой деятельности детей; ­ развивать их умения в реализации замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения в оценке этапов и результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Четвероклассник получит возможность научиться: ­   самостоятельно   определять   творческие   задачи   и   выстраивать   оптимальную последовательность действий для реализации замысла; ­   прогнозировать   конечный   результат   и   самостоятельно   подбирать   средства   и   способы работы для его получения. 2Познавательные универсальные учебные действия Четвероклассник научится: ­ сообщать (с учётом возрастных особенностей детей) знания в области изобразительного искусства;  ­ развивать представления школьников о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура,   архитектура,   декоративно­прикладное   искусство;   об   основных   жанрах изобразительного   искусства:   портрет,   пейзаж,   натюрморт,   анималистический   жанр,   о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный  музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музей­панорама «Бородинская битва» и др.);  ­знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.). ­  находить   необходимую   для   выполнения   работы   информацию   в   материалах   учебника, рабочей тетради. Четвероклассник получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.); ­ самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей. Коммуникативные универсальные учебные действия   в   процессе   игровых   ситуаций, Четвероклассник научится: ­ развивать умения школьников общаться в процессе диалога с учителем и сверстниками; ­ расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности,   предполагающих многопозиционные   роли   (художника,   зрителя,   критика,   ценителя   искусства   и   др.),   в процессе   рассуждений   ученика   о   художественных   особенностях   произведений   разных видов   и   жанров   искусства,   а   также   обсуждения   результатов   индивидуальной   и коллективной художественно­творческой деятельности; ­   развивать   умения   школьников   использовать   в   учебном   процессе   ИКТ   и   справочную литературу. Четвероклассник получит возможность научиться: ­   самостоятельно   организовывать   элементарную   творческую   деятельность   в   малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.   деловых   игр, Предметные результаты  Освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем: в  познавательной сфере  – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;   умение   различать   основные   виды   и   жанры   пластических   искусств, характеризовать   их   специфику;   сформированность   представлений   о   ведущих   музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира; в  ценностно­эстетической   сфере  –   умение   различать   и   передавать   в   художественно­ творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным,   человеку,   обществу   и   искусству;   осознание   общечеловеческих   ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в 3пределах   изученного);   проявление   устойчивого   интереса   к   художественным   традициям своего и других народов; в  коммуникативной   сфере  –   способность   высказывать   суждения   о   художественных особенностях   произведений,   изображающих   природу,   животных   и   человека   в   разных эмоциональных   состояниях;   умение   обсуждать   коллективные   и   индивидуальные результаты художественно­творческой деятельности; в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности   для   передачи   замысла   в   собственной   художественной   деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Четвероклассник научится: –применять  основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;  –узнавать известные центры народных художественных ремесел России;  – ведущие художественные музеи России;  Четвероклассник получит возможность научиться – различать основные и составные, теплые и холодные цвета;  – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;  –   сравнивать   различные   виды   изобразительного   искусства   (графики,   живописи, декоративно­прикладного искусства);  – использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);  – применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению; в  декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;  –   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни:  – для самостоятельной творческой деятельности;  –обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;  –   оценки   произведений   искусства   (выражения   собственного   мнения)   при   посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного  творчества. 4СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Истоки родного искусства (8 ч) Практическая  работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества. Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство   с   конструкцией   избы,   значение   ее   частей.   Индивидуально­коллективная работа. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке   (индивидуально   или   коллективно).   Дополнительно —   изображение   избы   (гуашь, кисти). Деревня — деревянный мир Знакомство   с   русской   деревянной   архитектурой:   избы,   ворота,   амбары,   колодцы... Деревянное   церковное   зодчество.   Изображение   деревни —   коллективное   панно   или индивидуальная работа. Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота   тоже   оберег.   Женские   образы   глубоко   связаны   с   образом   птицы   счастья («лебедушка»). Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Древние города нашей земли (7 ч) 5Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной   стеной.   На   высоких   холмах,   отражаясь   в   реках   и   озерах,   росли   города   с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно   раскрыть   красоту   городов   родной   земли,   мудрость   их   архитектурной организации. Древнерусский город­крепость Изучение   конструкций   и   пропорций   крепостных   башен   городов.   Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Древние соборы Соборы   воплощали   красоту,   могущество   и   силу   государства.   Они   являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Древний город и его жители Изображение древнерусского города. Древнерусские воины­защитники Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Древние города Русской земли Знакомство   со   своеобразием   разных   городов —   Москвы,   Новгорода,   Пскова, Владимира,   Суздаля   и др.   Они   похожи   и   непохожи   между   собой.   Изображение   разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания. Материалы: тонированная или цветная бумага, гуашь, кисти. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Каждый народ — художник (11 ч) Братья­Мастера   ведут   детей   от   встречи   с   корнями   родной   культуры   к   осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура   Древней   Греции,   средневековой   (готической)   Европы   и   Японии   как   пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. Д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные   культуры   мира —   это   не   история   искусств   этих   народов.   Это пространственно­предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие   сказочного   героя   по   разным   странам   (Садко,   Синдбад­мореход,   Одиссей, аргонавты и т. Д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней Греции 6Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония   человека   с   окружающей   природой   и   архитектурой.   Представление   о дорической   («мужественной»)   и   ионической   («женственной»)   ордерных   системах   как характере пропорций в построении греческого храма.  Образ художественной культуры Японии Характерное   для   японских   художников   изображение   природы   через   детали:   ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды,   свои   знаки   отличия,   гербы,   и   члены   его   гордились   своим   мастерством,   своей общностью. Работа   над   панно   «Праздник   цехов   ремесленников   на   городской   площади»   с подготовительными   этапами   изучения   архитектуры,   одежды   человека   и   его   окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми   культурных   миров.   Наши   три   Брата­Мастера   именно   на   этом   уроке   должны помогать   учителю   и   детям   заниматься  не   заучиванием   памятников,   а   пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные. Искусство объединяет народы (8ч) Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений  жизни.  Здесь  все — и  понимание природы, и  связь с ней построек,  и одежда,   и   праздники   и т. Д.   Дети   должны   были   осознать:  прекрасно   именно   то,   что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь   задачи   принципиально   меняются,   они   как   бы  противоположны —   от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются  представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных,  не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство Для   каждого   человека   на   свете   отношение   к   матери   особое.   В   искусстве   разных 7народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. Сопереживание — великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует   на   наши   чувства.   Изображение   страдания   в   искусстве.   Через   искусство художник   выражает   свое   сочувствие   страдающим,   учит   сопереживать   чужому   горю, чужому страданию. Создание   рисунка   с   драматическим   сюжетом,   придуманным   автором   (больное животное, погибшее дерево и т. Д.). Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все   народы   воспевают   своих   героев.   У   каждого   народа   многие   произведения изобразительного   искусства,   скульптуры,   музыки,   литературы   посвящены   этой   теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Юность и надежды Тема   детства,   юности   в   искусстве.   Изображение   радости   детства,   мечты   ребенка   о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. 8МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано к утверждению на заседании методического  объединения МБОУ «Соузгинская СОШ» учителей начальных классов протокол №__ от «___»_________2016  г руководитель методического  объединения учителей начальных  классов  _____________Каратаева Н.В. Согласовано заместитель директора по учебно­воспитательной  работе МБОУ «Соузгинская СОШ» _____________М.М. Кузнецова «___»_______________2016 г Утверждаю Директор  МБОУ «Соузгинская СОШ» ___________  С.А. Новикова «___»____________2016г. Приказ №___________ от«__»____________2016 г. 9Календарно­тематическое планирование по изобразительному искусству по плану: 34 часа, в неделю: 1час учебник:Искусство и ты: учебник для 4 кл. авторы:Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского  Раздел, тема урока Количество Дата часов № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7­ 8. Истоки родного искусства Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Деревня – деревянный мир (коллективное панно «Деревня»). Красота человека. Образ русского человека. Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. Воспевание труда в искусстве. Народные праздники. Древние города нашей земли Родной угол. Древнерусский город крепость. 9. 10. Древние соборы. 8 1 1 1 1 1 1 2 7 1 1 10Города Русской земли. 11. 12. Древнерусские воины – защитники. 13. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 14. Узорочье теремов. 15. Праздничный пир в теремных палатах.  Каждый народ ­ художник Города в пустыне. 16. Образ японских построек. 17. Образ человека, характер одежды в японской культуре. 18. Отношение к красоте природы в японской культуре. 19. Народы гор и  степей. 20. 21. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека. 22. Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура. 23. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции. 24. Европейские города Средневековья (архитектура). 25. Средневековые готические костюмы. 26. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по  теме «Каждый народ художник». Искусство объединяет народы Мудрость старости. 27. Материнство. 28­ 29. 30. Сопереживание ­  великая тема искусства. 31. Герои­защитники.  32. Юность и надежды. 33. Искусство народов мира.  34. Каждый народ – художник. 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 2 1 1 1 1 1            Раздел, тема урока   №  п/п 1 Мелодия   –   душа   музыки.Мелодизм   –   основное   свойство Количество  часов Дата Святые земли Русской Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.Римского­ Корсакова русской музыки 2 Ты откуда, русская, зародилась, музыка? 3 Особенности музыкального воплощения 4 5 Пушкин и музыка 6 7 Музыка на ярмарочном гулянье 8 9 Песни разных народов мира 10 Светская музыка пушкинской поры « Музыкант – чародей»­ сказка о волшебной силе музыки 1111 Музыкальные инструменты.Жанр струнного  квартета 12 Музыка природы 13 Образы родины в музыке Шопена. 14 Мир образов Л.Бетховена 15 Царит   гармония   оркестра.Инструменты   симфонического оркестра 16 Пушкин и музыка.Образы природы 17 Опера «Иван Сусанин». Инструментальная музыка и её жанры в опере Опера «Иван Сусанин». Образы русских в опере 18­ 19 20 Песня – ария 21 Восточные мотивы в операх русских композиторов 22 Народные   мелодии   в   современной   трактовке   как   основа музыкального языка балета 23 Сходство и различие жанров сценической музыки 24 Мир музыки С.Рахманинова 25 Образы фортепианной музыки: прелюдия,этюд 26 Искусство фортепианной игры. Знаменитые дирижеры,  инструменталисты 27 Музыкальные инструменты. Гитара. Авторская песня 28 Традиции празднования Пасхи на Руси. 29 Родной   обычай   старины.Претворение   колокольных   звонов   в музыке русских композиторов 30 Славянские святые Кирилл и Мефодий. Величание святых.Гимн в честь святых 31 Народный праздник  Троицы­ обычаи и обряды. Троицкие песни 32 Многообразие музыкальных образов 33 Песни на сказочные сюжеты 34 Современность звучания классической музыки 12