Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС
Оценка 4.6

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
4 кл
29.03.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М.Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования Программа составлена для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, общая характеристика учебного предмета, Место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты.Программа составлена для 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. В ней указаны цели курса, общая характеристика учебного предмета, Место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты.
attachment_1492268255.doc
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Байкаловского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Городищенская средняя общеобразовательная школа                                 Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» «Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________ФИО Протокол № ___ от  «____»_________2014 г. «Согласовано» Заместитель директора  школы по УВР  _____________Кузеванова Н.В. «____»____________2014 г. «Утверждаю» Директор МКОУ ГСОШ  ________Кузеванова Т.Ф. «____»____________2014г. Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1­ 4 классов                                                                    Составитель:                                                                     Матюшина И.Ю., учитель начальных классов                                                                    1 категории. Городище, 2014 Пояснительная записка          Программа  разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М.Неменского« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки   РФ № 373 от 6 октября 2009г.)   Изобразительное  искусство  в  начальной  школе  является   базовым  предметом.  По  сравнению  с  остальными учебными предметами, развивающими рационально­логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном   на  формирование  эмоционально­образного,  что  является  условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса:  воспитание  эстетических  чувств,  интереса  к  изобразительному  искусству;  обогащение  нравственного  опыта,  пред­ ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других  стран;  готовность  и  способность  выражать  и  отстаивать  свою  общественную  позицию  в  искусстве  и  через искусство;  художественного   типа  мышления,  развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­ тию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;  овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы  в  различных  видах  художественно­творческой  деятельности,  разными  художественными  материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: скульптура и др.);  совершенствование эмоционально­образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;   развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, формирование навыков работы с различными художественными материалами. Таблица тематического распределения количества часов: Разделы, темы Примерная программа Рабочая программа Рабочая программа по классам Количество часов № п/п 1. Виды художественной деятельности. 2. Азбука   искусства. говорит   Как искусство? Итого:      64 ч. 1 кл.  5 ч. 2 кл. 18 ч. 3 кл. 18ч. 4 кл.  23 ч.  71 ч.  28 ч. 16 ч. 16 ч. 11 ч.  135 ч. 135 ч.  33 ч.  34ч.  34 ч.  34 ч.    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе­ формирование художественной  культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных  поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть  Общая характеристика учебного предмета. средством очеловечения, формирования нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и  искусстве, зоркости души ребенка.    Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных  инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является  результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и  экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного  процесса и преемственность этапов обучения. Художественно­эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как  способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации.  Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной. форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии  эмоционально­нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как  форме духовно­нравственного поиска человечества. Содержание про­ граммы учитывает возрастание роли визуального  образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в  коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот  родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за  шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по­ вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства  в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально­пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и  декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте  взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для  визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в  начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной  деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах  деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных  функций: изображение ­ это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического  переживания его; конструктивная деятельность ­ это создание предметно­пространственной среды; декоративная  деятельность ­ это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме  как Братья­Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и  понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания  личных связей со всем миром художественно ­эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость  поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный  поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности ­ практическая художественно­творческая деятельность ученика и восприятие  красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно­творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по  восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь,  пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и  т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач ­ постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.  Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является  необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение  образным языком искусства. Только в единстве восприятия   произведений искусства и собственной творческой  практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение  творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование  собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации  в интернете. Программа построена так,  чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа  на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения  детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить  источником развития образного мышления. Развитие художественно­образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие  наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой  наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, i своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель ­ формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе  освоения опыта художественной культуры. Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные  контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам  познания личных связей со всем миром художественно­эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы. Тема 1 класса —  «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов  художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного _зыка, — рисовать, украшать и  конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Тема 2 класса —«   Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над  способам выражения в  искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении  реальности  фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса —« Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно­визуальных искусств в окружающей  нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на  улице 1е, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса —« Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по­разному строятся  традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с  разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует  взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять  свою родную культуру и ее традиции. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и  литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического  творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально­коллективная работа, когда  каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей  договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе  товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа ­ это подведение итога какой­то большой темы и возможность более полного и многогранного ее  раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на  плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие  явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.  Средства художественной выразительности ­ форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем,  фактура материала, ритм, композиция ­ осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей,  трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись  человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса  обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики,  декоративно­прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания. '~ выразительности, оригинальности активизирует внимание  детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости  успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут  применяться в оформлении школы.      В федеральном базисном учебном плане на изучение  изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч.( 1 класс­33 ч., 2­4 класс – 34 ч.) Место предмета в учебном плане. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Приоритетная цель художественного образования в школе­ духовно­нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование  у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в  восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего,  ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом  открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и  жизнь являются базисом формируемого  мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в  развитии каждого ребёнка ­ главный смысловой стержень курса.Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного  опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания  окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.Одна из главных задач  курса ­ развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих  внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.Любая тема по искусству должна  быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме,  в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,  связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его  ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально­ценностный,  чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание ­ проживание  художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно­образного  языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению ­ основа  эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено  ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного  опыта поколений и эмоционально­ ценностных критериев жизни. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны  преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; Результаты изучения учебного предмета. • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно­творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в  творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой  деятельности), ценностей и чувств; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и  сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде  одноклассников од руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим  замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций  творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся,  проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять  главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым  признакам; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой  работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно­творческих задач в процессе  поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по  живописи, графике, моделированию и т. д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить  варианты решения различных художественно­творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных  творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который  приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в  духовно­нравственном развитии человека; • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного  края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном  творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности  (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах  художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы  мультипликации и пр.); • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной  (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); • •знание основных видов и жанров пространственно­визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих  работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений  русского и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  • усвоение названий ведущих художественных музеев России • и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре,  на празднике; • способность использовать в художественно­творческой дельности различные художественные материалы и  художественные техники; • способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое  отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; • освоение умений применять в художественно­творческой деятельности основы цветоведения, основы графической  грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами  аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей  страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных  природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов,  передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, —  свидетелей нашей истории; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни,  красоту внутреннего мира человека. В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в  художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические  чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • формируются основы духовно­нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально­ценностное  отношение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно­продуктивной деятельности,  разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного ­исторической, социальной и духовной жизни  родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,  разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится  социально ориентированный и взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание  своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства;  давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых  явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно­творческого замысла; смогут  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Содержание программы. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.  1 класс­ 33 часа Ты учишься  изображать – 9 час.           Ты украшаешь­8 час.           Ты строишь­ 11 час.          Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу ­5 час. ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс­ 34 часа Как и чем  работают художник?­ 8 час. Реальность и фантазия – 7 час.  О чём говорит искусство ­11 час. Как говорит искусство – 8 час.   ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС. 3 класс­ 34 часа Искусство в твоем доме – 8 час.   Искусство на улицах твоего города – 7 час. Художник и зрелище­ 11 час. Художник и музей ­8 час. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ,           УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ  НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).                    4 класс ­34 часа. Истоки родного искусства – 8 час. Древние города нашей Земли – 7 час. Каждый народ — художник­ 11 час. Искусство объединяет народы – 8 час. Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс. № Тема Основные виды  Результаты образования Дом.задание п/п 1 2 Кол­ во часов 3 учебной  деятельности предметные личностные метапредметные 4 5 6 7 8 Р а з д е л  1.ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8часов) Дата  проведения план факт 9 10 2.09 1 Пейзаж  родной земли 1 2 1 Гармония  жилья и  природы.  Деревня –  деревянный  мир. Беседовать о  красоте земли  родного края.  Изображать  характерные  особенности  пейзажа родной  земли.  Использовать  выразительные  средства  живописи.  Овладевать  живописными  навыками. Воспринимать и эстетически  оценивать  красоту  русского  деревянного  зодчества.  Характеризоват Знание  характерных черт родного пейзажа.  Знание  художников,  изображающих  природу. Умение  нарисовать  пейзаж по  памяти. Формирование  чувства гордости за  культуру и  искусство Родины,  своего народа.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного  человека. Уметь  находить  справочно­ информацио нный  материал по  теме  и  пользоваться им Наблюдать природу и природные  явления.  Планировать и  грамотно  осуществлять  учебные действия в соответствии с  поставленной  задачей, находить  варианта решений  различных  художественно­ творческих задач. Знание  устройства  русской избы,  украшение избы. Умение создать  образ избы.  Овладение  навыками   Формирование  чувства гордости за  культуру и  искусство Родины,  своего народа.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  Участвовать в  совместной  творческой  деятельности при  выполнении  учебных и  практических  работ, реализации  8.09 Найти  изображение русской  избы ь значимость  гармонии  постройки с  окружающим  ландшафтом.  Объяснять  особенности  конструкций  русской избы. Воспринимать и эстетически  оценивать  красоту  русского  деревянного  зодчества.  Характеризоват ь значимость  гармонии  постройки с  окружающим  ландшафтом.  Объяснять  особенности  конструкций  русской избы. Воспринимать и эстетически  оценивать  красоту  конструирования  из бумаги   конструкции  избы. Создавать  коллективное  панно способом  объединения  коллективно  сделанных  изображений. Знание  устройства  русской избы,  украшение избы. Умение создать  образ избы.  Овладение  навыками  конструирования  из бумаги   конструкции  избы. Создавать  коллективное  панно способом  объединения  коллективно  сделанных  изображений. Знание  устройства  русской избы,  украшение избы. 3 1 Украшение  деревянных  построек и их значение.  Образ  традиционно го русского  дома. 4 1 Образ  традиционно го русского  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного  человека.  Формирование  навыков  коллективной  деятельности. проектов. Умение  осуществлять  самоконтроль и  корректировку  хода работы и  конечного  результата. Формирование  чувства гордости за  культуру и  искусство Родины,  своего народа.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного  человека. Участвовать в  совместной  творческой  деятельности при  выполнении  учебных и  практических  работ, реализации  проектов. Умение  осуществлять  самоконтроль и  корректировку  хода работы и  конечного  результата. 15.09 Формирование  чувства гордости за  культуру и  искусство Родины,  Наблюдать природу и природные  явления.  Планировать и  22.09 дома. 1 5 Образ  красоты  человека.  Женский  портрет. своего народа.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного  человека. Формирование  уважительного  отношения к  культуре и  искусству русского  народа грамотно  осуществлять  учебные действия в соответствии с  поставленной  задачей, находить  варианта решений  различных  художественно­ творческих задач. Умение  осуществлять  поиск информации, используя   материалы  представленных  картин и учебника,  выделять этапы  работы. Овладевать основами  живописи. русского  деревянного  зодчества.  Характеризоват ь значимость  гармонии  постройки с  окружающим  ландшафтом.  Объяснять  особенности  конструкций  русской избы. Приобретать  представления  об  особенностях  русского  женского  образа.  Понимать и  анализировать  конструкцию  русского  национального  костюма.  Различать  деятельность  Братьев ­  Мастеров при  создании  русского  Умение создать  образ избы в  пейзаже.   Изображать  живописными  средствами образ  русской избы и  других  традиционных  построек  деревни. Знание  традиционной  национальной  одежды, роль  головного убора,  украшения в  народном  костюме. Умение  создать женский  народный образ.  Знание  художников  изображающих  женские  портреты в  русских  национальных  костюмах.  Характеризовать  29.09 Найти  иллюстрации крестьянски х образов 6 7 1 Образ  красоты  человека.  Мужской  портрет. костюма. Приобретать  представления  об  особенностях  русского  мужского  образа.  Различать  деятельность  Братьев ­  Мастеров при  создании  русского  костюма. 1 Народные  праздники. Коллективно е панно Эстетически  оценивать  красоту и  назначение  народных  праздников. и эстетически  оценивать образы  в произведениях  художников. Знать характер  сельского труда.  Иметь  представление  о своеобразии  русской природы, деревенской  местности, ее  жителях,  специфике их  труда. Умение  изобразить сцены  труда из  крестьянской  жизни. Овладение навыками  изображения  фигуры человека. Знание несколько произведений на  темы народных  праздников.  Создание  коллективного  панно на тему  народных  праздников.  6.10 Подготовить рассказ,  презентацию Формирование  уважительного  отношения к  культуре и  искусству русского  народа Умение  осуществлять  поиск информации, используя   материалы  представленных  картин и учебника,  выделять этапы  работы. Овладевать основами  живописи. 13.10 Подготовить рассказ или  презентацию. Формирование  навыков  коллективной  деятельности.  Формирование  уважительного  отношения к  культуре и  искусству русского  Участвовать в  совместной  творческой  деятельности при  выполнении  учебных и  практических  работ, реализации  проектов. Умение Овладение  элементарными   основами  композиции. Умение  использовать  различные  приемы и  способы  выразительности  при создании  панно. Знание правил  выполнения  коллективной  работы. Умения  использовать  средства  выразительности  для изображения  характера  работы.  народа осуществлять  самоконтроль и  корректировку  хода работы и  конечного  результата. Формирование  умений  сотрудничать с  товарищами в  процессе  совместной  деятельности,  соотносить свою  часть работы с  общим замыслом. Участвовать в  обсуждении  содержания и  выразительных  средств; понимать  ценность искусства  в гармонии  человека с  окружающим  миром;  моделировать  коллективное панно и давать оценку  итоговой работе. 20.10 8 Обобщение  темы  четверти. 1 Обобщать свои  знания по теме  «Истоки  родного  искусства».  Закончить  создание  коллективного  панно. Р а з д е л  2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (8 часов) 1 1 Древнерусски й город­ крепость. Познакомиться с  древнерусской  архитектурой.  Беседа  по  Знание понятия  «макет», как  выбиралось место для постройки  Формирование  уважительного  отношения к  культуре и искусству Умение  анализировать  образец, определять  материалы,  Найти  изображения  древних  городов 27.1 0 картинам  художников,  изображающих   древнерусские  города.  Конструирование  башен­бойниц из  бумаги. 2 Древние  соборы. 1 Получать  представления о  конструкции  древнерусского  каменного  собора.  Моделировать  древнерусский  храм. крепостной  стены, башни,  ворот.  Знать  конструкцию  внутреннего  пространства  древнего  русского города. Умение  конструировать  крепостные  башни, ворота  Умение  применять  правила работы с  бумагой,  планировать свои  действия в  соответствии с  замыслом. Знание  особенности  соборной  архитектуры,  пропорции  соборов.  Умение  объяснять,  почему собор  является  смысловым  центром города.  русского народа контролировать  и  корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать  собственное мнение  и позицию;  анализировать роль  пропорций в  архитектуре.  Формирование  уважительного  отношения к  культуре и искусству русского народа Собрать  материал о  др.соборах Умение  анализировать  образец, определять  материалы,  контролировать  и  корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать  собственное мнение  и позицию;  анализировать роль Знание  конструкции,  символики частей храма, украшений храма. Умение  выполнять  групповую  работу по  постройке  древнего города. Знание  организации  внутреннего  пространства  кремля. Умение написать  пейзаж с  церковью.  Умение  передавать  настроение  композиции,  составлять  композицию,   последовательно  её выполнять. Знание, как жили  князь и его люди,  как одевались.  Умение  изобразить  3 Древний  город и его  жители. 1 Беседовать о  красоте русской  природы.  Анализировать  полотна  известных  художников.  Работать над  композицией  пейзажа с  церковью. 4 1 Древнерусски е воины­ защитники.  Анализировать  картины  известных  художников:  образ героя  пропорций в  архитектуре. Принести  книги­  былины Формирование  чувства гордости за  культуру и искусство Родины, своего  народа.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. Умение  осуществлять поиск  информации,  используя   материалы  представленных  картин и учебника,  выделять этапы  работы. Овладевать  основами живописи. Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  Умение создавать  элементарные  композиции на  заданные темы  графическими  Придумать  рассказ 5 Города  Русской  земли 1 картины.  Изображать в  графике  древнерусских  воинов ( князя и  его дружину). Беседовать  о  красоте  исторического  образа города и  его значении для  современной  архитектуры  Изобразить  живописно или  графически  наполненного  жизнью людей  древнерусского  города 6 Узорочье  теремов. 1 Познакомиться с  декором   городских  древнерусских  воинов. Знание  различия в жизни  князя с дружиной и торгового люда. Овладение  навыками   изображения  фигуры человека. Знание основных  структурных  частей города.  Знание старинных русские городов:  Москва,  Новгород,  Владимир,  Суздаль, Ростов  Великий. Умение отличать  эти города   Умение  завершить  коллективную  работу по  созданию макета  древнего города с его жителями. Знание понятия  «узорочье».  Знание роли  отдельного человека. материалами.  Умение использовать правила рисования  фигуры человека. Составить  рассказ или  презентацию Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого  мышления,  наблюдательности,  фантазии. . Умение  осуществлять поиск  информации,  используя материалы учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  совместной  творческой  деятельности при  выполнении учебных  практических работ. Формирование  уважительного  отношения к  Умение создавать  элементарные  композиции на 7 1 Праздничны й пир в  теремных  палатах.  архитектурных  построек и   декоративным  украшением  интерьеров.  Различать  деятельность  каждого из  Братьев­ Мастеров при  создании теремов  и палат.  Подготовить фон  теремных палат. .Знакомство с  картинами  художников.  Различать  деятельность  каждого из  Братьев­ Мастеров при  создании теремов  и палат.   Создавать  изображения на  тему  праздничного  пира. постройки,  украшения и  изображения в  создании образа  древнерусского  города.  Умение  изобразить  праздничную  нарядность,  узорочье  интерьера терема. Знание  картин  русских  художников (А.  Коровина, В.  Васнецова, А.  Рябушкина).  Умение создавать много фигурные  композиции в  коллективном  панно,  изображать  предметный мир  праздника  «Княжеский пир  8 Обобщение  1 Обобщить свои  Знание  Формирование  культуре и искусству других народов  нашей страны и мира  в целом. заданную тему.  Умения использовать правила передачи  пространства на  плоскости в  изображении  внутреннего  убранства палат. Формирование  умений сотрудничать с товарищами в  процессе совместной  деятельности,  соотносить свою  часть работы с  общим замыслом.  Участвовать в  обсуждении  содержания и  выразительных  средств; понимать  ценность искусства в гармонии человека с  окружающим миром; моделировать  коллективное панно  и давать оценку  итоговой работе.  Уметь находить  справочно­ информационный  материал по теме  и пользоваться им. Участвовать в темы. знания по теме  «Древние города  нашей земли».  Использовать  свои знания в  выражении своих  ответов.  Закончить  создание  коллективного  панно и дать  оценку  совместной  деятельности. архитектуры  древнерусских  городов,  художников 18­ 19 веков и их  произведения.  Умение высказать простейшие  суждения о  картинах и  предметах  декоративно­ прикладного  искусства.  Умение создать  коллективное  аппликационное  панно  «Княжеский пир» умений сотрудничать с товарищами в  процессе совместной  деятельности,  соотносить свою  часть работы с  общим замыслом. Формирование  уважительного  отношения к  культуре и искусству других народов  нашей страны и мира  в целом. обсуждении  содержания и  выразительных  средств; понимать  ценность искусства в гармонии человека с  окружающим миром; моделировать  коллективное панно  и давать оценку  итоговой работе.  Уметь находить  справочно­ информационный  материал по теме  и пользоваться им. 1 1 Страна  восходящего  солнца. Образ  художественн ой культуры  Японии. Р а з д е л  3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 часов) Беседа о  многообразии   представлений  народов мира о  красоте.  Знакомство с  особенностями  Знание  необычной  художественной  культуры  Японии. Знание  особенности  легких  Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов  Формирование  эстетических  Уметь понимать  взаимосвязь  изобразительного  искусства с  литературой и  музыкой. Умение  осуществлять поиск  Собрать  материалы о  Японии 2 1 Изображение  японок в  национально й одежде. японской  культуры.  Выполнение  графического  рисунка Познакомиться с  традиционными  представлениями  красота японской  и русской  женщинами.  Знакомство с  произведениями  японских  художников.  Выполнение  портрета  японской  женщины в  национальном  костюме. конструкций,  построек в  Японии. Умение  изображать  природу через  детали  Приобретать  новые умения в  работе с  выразительными  средствами  художественных  материалов. Освоение новых  эстетических  представлений о  поэтической  красоте мира.  Знание  представлений  о красоте  японской  женщины,  традиционной  народной одежде. Умение создать  женский образ в  национальной  одежде в  традициях  японского  потребностей в  общении с  искусством,  потребности в  самостоятельной  практической  деятельности.   Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов  Формирование  эстетических  потребностей в  общении с  искусством,  потребности в  самостоятельной  практической  деятельности. информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ.  Уметь понимать  взаимосвязь  изобразительного  искусства с  литературой и  музыкой. Умение  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ. Дописать  портрет искусства. Знание образа  жилых построек  народов. Умение  цветом  передавать  пространственны е планы.  Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов Формирование уважительного отношения к культуре и   искусству   других народов Подготовить  рассказ,  презентацию Умение  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ. Умение  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ 3 1 Искусство  народов гор и степей 4 Города в  пустыне. 1 Беседа о  разнообразии и  красоте природы  различных  регионов нашей  страны.  Изображение   жизни людей в  степи и горах. Познакомиться с  особенностями  культуры  Средней Азии.  Наблюдать связь  архитектурных  построек с  особенностями  природы и  природных  материалов.  Выполнение  аппликации. 5 Образ  художественн 1 Беседа о  художественной  культуре Древней Знание  особенностей  архитектуры  среднеазиатского  города Умение  выполнить  объёмную  аппликацию  среднеазиатского  города.  Овладевать  навыками  конструирования  из бумаги и  орнаментальной  графики. Знание искусства  Древней Греции,  архитектуры  Формирование  уважительного  отношения к культуре Умение  осуществлять поиск  информации,  Принести  мифы  Др.Греции ой культуры  Древней  Греции Греции.  Моделирование  из бумаги  конструкций  греческих храмов. 6 1 Древнегречес кие  праздники. .Познакомиться с  античным  искусством  Древней Греции.  Работать в  группах. и искусству других  народов Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов.  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  коллективной  творческой  деятельности при  выполнении учебных практических работ  Умение  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  коллективной  творческой  деятельности при  выполнении панно. Акрополя.  Умение  характеризовать  отличительные  черты и  конструктивные  элементы  греческого храма. Умение  моделировать из   бумаги   конструкции  греческих храмов Знание искусства  древнегреческой  вазонописи,  знание  скульпторов,  изображающих  богов. Уметь  изобразить  олимпийских  спортсменов и  участников  праздничного  шествия,(фигуры  в традиционных  одеждах),  работать над  панно в группе 7 Образ  1 .Беседовать о  Знание образа  Формирование  Умение художественн ой культуры  средневеково й Западной  Европы.  Европейские  города. единстве форм,  костюма и  архитектуры,  общее в их  конструкции и  украшении.  Создавать  коллективное  панно. 8­ 9 2 Портрет  средневеково го жителя. .Беседовать о  единстве форм,  костюма и  архитектуры,  общее в их  конструкции и  украшении.  Работать в  группе. уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. готических  городов  средневековой  Европы,  готические  витражи. Уметь  конструировать  объемные формы, усложняя их  декоративными  деталями Умение цветом  передавать  пространственны е планы.  Знание сословий  разделения  людей,  средневековых  готических  костюмы  (вертикальные  линии,  удлиненные  пропорции).  Иметь  представление о  традиционной  европейской  одежде  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  коллективной  творческой  деятельности при  выполнении панно.  Умение рационально самостоятельно  строить творческую  деятельность,  организовывать  рабочее место. Умение  осуществлять поиск  информации,  используя  материалы  учебника, выделять  этапы работы.  Участвовать в  коллективной  творческой  деятельности при  выполнении панно.  Умение рационально самостоятельно  строить творческую  Подобрать  репродукции. 10 Многообрази 1 е  художественн ых культур в  мире.  Обобщение  темы. 1 Материнство 1 средневековья. Развитие навыков изображения  человека. Знание общих  представлений об образах городов  разных стран, их  жителях (в  разные столетия). Умение отличать  образы городов,  анализировать  эти отличия. Выставка работ и  беседа на тему  «Каждые народ­ художник»  Осознавать  целостность  каждой культуры. Обобщать свои  знания по теме  четверти. Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству других  народов.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. деятельность,  организовывать  рабочее место. Участвовать в  обсуждении  содержания и  выразительных  средств; понимать  ценность искусства  в гармонии человека с окружающим  миром. Уметь  находить справочно­ информационный  материал по теме  и пользоваться им. Р а з д е л  4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов) Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого  мышления,  наблюдательности и  фантазии.  Познакомиться с  произведениями  искусства,  выражающими  красоту   материнства.  Наблюдать и  анализировать   выразительные  средства  произведений.  Изобразить образ  матери и дитя. Знание  художников,  изображающих  красоту  материнства.  Умение  изобразить мать  и дитя. Развивать  навыки  композиционного изображения. Умение выражать  свое отношение к  произведению  изобразительного  искусства.  Участвовать в  обсуждении  содержания и  выразительных  средств. Умение  давать оценку своей  работе по заданным  критериям.  Придумать  рассказ 2 Мудрость  старости.  1 3 Сопереживан ие. 1 Беседовать о  богатстве  духовной жизни  человека.  Знакомство с  полотнами  известных  художников.  Выполнение  портрета  пожилого  человека. Рассказать, что  искусство  способно  выражать  человеческую  скорбь, отчаяние  и т. п. Знакомство с полотнами  русских и  европейских  художников.  Знание  художников,  изображающих  пожилых людей.  Знание,  что  красота – это  эстетическая и  духовная  категория.  Умение найти  хорошее в  повседневной  жизни стариков;  изобразить  любимых  бабушку,  дедушку.  Развивать навыки  восприятия  произведения  искусства. Знание,  художников и  полотен  Раскрывающих  тему  сопереживания. Умение  изобразить  рисунок с  драматическим  сюжетом Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого  мышления,  наблюдательности и  фантазии. Умение выражать  свое отношение к  произведению  изобразительного  искусства. Умение  обсуждать и  анализировать  собственную  художественную  деятельность и  работы  одноклассников Подготовить  презентацию  или рассказ Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. Умение выражать  свое отношение к  произведению  изобразительного  искусства. Умение  обсуждать и  анализировать  собственную  художественную  деятельность и  работы 4 Герои­  защитники.  1 5 Юность и  надежды. 1 Изобразить в  самостоятельной  творческой  работе  драматический  сюжет. Беседовать о  героях­ защитниках.  Анализировать  памятники  героям­ защитникам  Приобретать  собственный опыт в создании  героического  образа.  Выполнение  памятника героям войны в графике. Знакомство с  произведениями  изобразительного  искусства,  посвященными  теме детства,  юности, надежде.  Высказываться и  приводить  примеры из  личного опыта.  Знание героев  Сталинградской  битвы. Знание  памятников  героям  Отечества. Умение  выполнить  памятник в  графике.  Формирование  уважительного  отношения к культуре и искусству русского  народа.  Формирование  чувства гордости  за  культуру и искусство  Родины, своего  народа. Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого  мышления,  наблюдательности и  фантазии. Знание  основных  сюжетов и тем  детства, юности в произведениях  художников. Умение  изобразить  радость детства   с помощью  графических  материалов. одноклассников Умение планировать и грамотно  осуществлять  учебные действия в  соответствии с  поставленной  задачей. Умение  выражать свое  отношение к  произведению  изобразительного  искусства. Умение  осуществлять поиск  информации,  используя   материалы  представленных  картин и учебника,  выделять этапы  работы. Овладевать  основами владения  графическими  Творческое  задание в  рабочей  тетради Подготовить  презентацию,  рассказ. Изобразить мечту о счастье,  подвиге,  путешествии. Обобщать свои  знания по теме  «Искусство  народов мира»  Рассказывать об  особенностях  культуры разных  народов. Знание видов  искусств, жанров  искусств, главные художественные  музеи России,  знание  художников.  Уметь выполнить  коллективный  коллаж, Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого  мышления,  наблюдательности и  фантазии.  Формирование  понимания особой  роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. материалами. Участвовать в  обсуждении  содержания и  выразительных  средств; понимать  ценность искусства  в гармонии человека с окружающим  миром. Составить  презентацию  или  подготовить  рассказ 1 6 Искусство  народов  мира.  Обобщение  темы Резерв 2 7­ 8

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России" ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018