Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.
Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.документ на 11 листах
Рассмотрена
На РМО учителей ИЗО
«…..»……………2014 г.
Руководитель РМО: Б.Н.Неменского, М. Просвещение 2011 г. «……»………………..2014 г.
…………………
Составлена на основании
типовой программы для
общеобразовательных школ
«Утверждаю»
Директор школы:……………...
Столбова А.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5,6,7,8,9 классы.
1 недельный час.
Срок реализации – 1 год в каждом классе.
Разработчик рабочей программы:
Учитель ИЗО,
Скалина Анна Николаевна.2014
Рецензия.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных
учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов», автора – научного руководителя, член
корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.
Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний
выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного
освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и
развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к
художественной культуре.Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9 классы на 34 годовых часа. М.
«Просвещение», 2011 год.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры
1. Пояснительная записка.
учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
формирование у учащихся нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественнотворческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей
действительности
Содержание программы
рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме;
декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД
программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в
широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности
учащиеся осваивают на протяжении 17 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его
взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и
конструированию, а навыки в области декоративноприкладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная
работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративноприкладное искусство в жизни человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для
детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивнодекоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения
предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое
наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к
миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное
значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных
ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать
единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда,
культуры человеческих отношений.
Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».
6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного
изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле
проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и
знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью
фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже
знакомых нам искусств (изобразительное и декоративноприкладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многимиобщими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и
связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям
защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в
религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением
отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания,
города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образновыразительного языка архитектуры – используемые поразному
одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но
возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет
отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно
определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и
дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных
видов композиционного творчества. Принципы пространственнообъёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При
таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмнопространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть
квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть
элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только
в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического
изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и
дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности –
изобразительный, декоративный, конструктивный).
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуальнопластических искусств и осознание их прочной связи с
синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от
изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне
современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды
изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения
«первоискусств».Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с
любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на
современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как
позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей
информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что
многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это
происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда
и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства
вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа
уделяет особое внимание формированию у них художественнотворческой активности при изучении синтетических искусств.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:
Формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и
общества.
Формирование художественнотворческой активности:
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на
содержательный смысл художественнообразного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества,
которыми порождается данный вид искусства;
учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем,
одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:значение древних корней народного искусства;
связь времён в народном искусстве;
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии;
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой
Европы, эпохи барокко, классицизма;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проектыимпровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов
(ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой
эпохи);
объединять в индивидуальноколлективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или
других декоративных работ, выполненных в материале.
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве
разных народов.
Формирование художественнотворческой активности личности:
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а
также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.
Учащиеся должны уметь:
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование художественнотворческой активности:
творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с
натуры;
творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
о месте станкового искусства в познании жизни;
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
о произведениях агитационномассового искусства;
о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века;
испанского искусства 17 начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
о выдающихся произведениях современного искусства.
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их
общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их
социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объёмнопространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмнопространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно
пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель;
графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина,
пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Задачи художественного развития учащихся в 9 классе
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной
фотопрактике;
усвоить принципы построения изображения и пространственновременного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе
над простейшими учебными и домашними кинои видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественнообразовательном (с
акцентом на художественноискусствоведческую работу на уроке), изобразительнотворческом (с акцентом на изобразительную практику) и
техникотворческом (с акцентом на съёмочную практику).
5 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
6 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
7 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
8 класс
1 четверть
2. Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5,6,7,8,9 классах общеобразовательных школ.
«Декоративноприкладное искусство и жизнь человека»
«Древние корни народного искусства»
«Связь времён в народном искусстве»
«Декоративное искусство в современном мире»
«Декор, человек, общество, время»
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
«Мир наших вещей. Натюрморт»
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
«Изображение фигуры человека и образ человека»
«Поэзия повседневности»
«Великие темы жизни»
«Реальность жизни и художественный образ»
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
17 часа
4 часаискусств. Художникдизайнархитектура. Искусство композиции – основа дизайна
и архитектуры»
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека»
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр,
телевидение)
«Изобразительный язык и эмоциональноценностное содержание синтетических
искусств»
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»
«Азбука экранного искусства»
«Фильм – искусство и технология»
4 часа
4 часа
5 часов
17 часов
4 часов
4 часов
5 часов
4 часов
2 четверть
3 четверть
4 четверть
9 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть