РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского. Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ. Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.документ на 11 листах
Иконка файла материала программа без тп d.docx
Рассмотрена На РМО учителей ИЗО  «…..»……………2014 г.  Руководитель РМО:                                                                         Б.Н.Неменского, М. Просвещение 2011 г.             «……»………………..2014 г. ………………… Составлена на основании  типовой программы для общеобразовательных школ «Утверждаю» Директор школы:……………... Столбова А.А.    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы. 1 недельный час. Срок реализации – 1 год в каждом классе.   Разработчик рабочей  программы: Учитель   ИЗО,   Скалина Анна Николаевна.2014  Рецензия. Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1­9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.   Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ. Рабочая   программа   по   ИЗО   для   5,6,7,8,9   классов   построена   так,   чтобы   дать   школьникам   ясные   представления   о   системе взаимодействия   искусства   с   жизнью.   В   ней   предусматривается   широкое   привлечение   жизненного   опыта   детей,   живых   примеров   из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9  классы на 34 годовых  часа. М. «Просвещение», 2011 год. Целью  преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является  формирование  художественной культуры 1. Пояснительная записка. учащихся как неотъемлемой культуры духовной.   Задачами курса являются: ­ формирование у учащихся нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; ­ формирование художественно­творческой активности школьника; ­ овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Актуальность программы  в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства   с   жизнью.   В   ней   предусматривается   широкое   привлечение   жизненного   опыта   детей,   живых   примеров   из   окружающей действительности Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение   на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную  работу;   восприятие явлений  действительности  и произведений искусства  (слайдов, репродукций, СД­ программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;  поисковую  работу школьников  по  подбору иллюстративного  материала  к  изучаемым  темам;  прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные  знания,   умения   и   навыки  являются   основным   средством   приобщения   к   художественной   культуре,   вводятся   в широком   воспитательном   контексте.   Художественные   умения   и   навыки   группируются   вокруг   общих   проблем:   форма   и   пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1­7 классов. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно­прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении.Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах. Общая тема программы 5 класса – «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей   их   практический   смысл,   связь   с   фольклором,   с   национальными   и   народными   корнями   искусств.   Здесь   в   наибольшей   степени раскрывается присущий детству наивно­декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным   формам,   так   и   декоративным   функциям   искусства     в   современной   жизни.   Осуществление   программы   этого   года   обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека». 6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.  Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний   и   умений.   Поэтому   роль   собственно   изобразительных   искусств   в   жизни   общества   и   человека   можно   сравнить   с   ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже  знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно­прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многимиобщими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям  защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.  Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в  религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением  отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно­выразительного языка архитектуры – используемые по­разному  одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.) Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но  возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет  отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно  определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.) Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно­объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При  таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно­пространственной. Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть  квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть  элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только  в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств. Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и  дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности –  изобразительный, декоративный, конструктивный). Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально­пластических искусств и осознание их прочной связи с  синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от  изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.  Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне  современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды  изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения  «первоискусств».Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с  любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на  современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как  позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.  Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей  информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного. Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что  многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это  происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда  и портятся).  Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление: ­ о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства  вследствие технической эволюции изобразительных искусств; ­ о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; ­ о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств; ­ о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды; ­ о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств. Наряду с формированием у школьников нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа  уделяет особое внимание формированию у них художественно­творческой активности при изучении синтетических искусств. Ожидаемые результаты и способы их проверки: Задачи художественного развития учащихся в  5 классе: Формирование нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: ­ дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся; ­ понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов. ­ осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества. Формирование художественно­творческой активности: ­ учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно­образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; ­ учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей; ­ проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов                     оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений. Формирование художественных знаний, умений, навыков:значение древних корней народного искусства; связь времён в народном искусстве; 1 год обучения (5 класс) Учащиеся должны понимать:    место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;    особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии; знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама): уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма; представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.  Учащиеся должны уметь:   отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне); создавать собственные проекты­импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов) создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи); объединять в индивидуально­коллективной работе творческие   усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или   других декоративных работ, выполненных в материале. Задачи  художественного развития учащихся в 6 классе: Формирование нравственно­эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве: ­ формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества; ­ формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту; ­ формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран; ­ формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов. Формирование художественно­творческой активности личности: ­ учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления; ­ творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся. Формирование художественных знаний, умений, навыков.  2 год обучения (6 класс) Учащиеся должны знать:   особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры; основные жанры изобразительного искусства; известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи; о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики; о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.   Учащиеся должны уметь:          оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах. работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом; выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма; передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица; передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы; в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов; пользоваться различными графическими техниками Задачи художественного развития учащихся в 7 классе: Формирование художественно­творческой активности: ­ творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры; ­ творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний  об искусстве. Формирование художественных знаний, умений, навыков: 3 год обучения (7 класс) Учащиеся должны знать:       Учащиеся должны уметь:     о процессе работы художника над созданием станковых произведений; о месте станкового искусства в познании жизни; о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях; о произведениях агитационно­массового искусства; о   произведениях   выдающихся   мастеров   Древней   Греции;   эпохи   итальянского   Возрождения,   голландского   искусства   17   века; испанского искусства 17­ начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства; о выдающихся произведениях современного искусства. связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер; изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;   выполнять элементы оформления альбома или книги; отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве. Задачи художественного развития учащихся в 8 классе 4 год обучения (8 класс) Учащиеся должны знать:    как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно­образных начал и их социальную роль; основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Учащиеся должны уметь: конструировать объёмно­пространственные композиции, моделировать архитектурно­дизайнерские объекты (в графике и объёме);   моделировать в своём творчестве основные этапы художественно­производственного процесса в конструктивных искусствах;   работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать   основные   объёмно­пространственные   объекты,   реализуя   при   этом   фронтальную,   объёмную   и   глубинно­ пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать   разнообразные   материалы   (бумага   белая   и   тонированная,   картон,   цветные   плёнки;   краски:   гуашь,   акварель; графические   материалы:   уголь,   тушь,   карандаш,   мелки;   материалы   для   работы   в   объёме:   картон,   бумага,   пластилин,   глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).            Задачи художественного развития учащихся в 9 классе 5 год обучения (9  класс) Учащиеся должны: освоить элементарную азбуку фотографирования; уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике; усвоить принципы построения изображения и пространственно­временного развития и построения видеоряда (раскадровки); усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;  осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным  на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино­и видеоработами; быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.  Необходимы:     расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств; обращение к практике синтетических искусств современности; освоение теории и практики фотографии и экранных искусств; включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве. Проводиться  занятия  в  9 классе  и соответственно  выполняться  задания могут в трёх направлениях: художественно­образовательном (с акцентом на художественно­искусствоведческую работу на уроке), изобразительно­творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико­творческом (с акцентом на съёмочную практику).  5 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 6 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 7 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 8 класс 1 четверть 2. Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5,6,7,8,9 классах общеобразовательных школ. «Декоративно­прикладное искусство и жизнь человека» «Древние корни народного искусства» «Связь времён в народном искусстве» «Декоративное искусство в современном  мире» «Декор, человек, общество, время» «Изобразительное искусство и мир интересов человека» Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» «Мир наших вещей. Натюрморт» «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»  «Человек и пространство в изобразительном искусстве» «Изобразительное искусство и мир интересов человека» «Изображение фигуры человека и образ человека» «Поэзия повседневности» «Великие темы жизни» «Реальность жизни и художественный образ» «Дизайн и архитектура в жизни человека» «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных  34 часа 9 часов 7 часов 10 часов 8 часов 34 часа 9 часов 7 часов 10 часов 8 часов 34 часа 9 часов 7 часов 10 часов 8 часов 17 часа 4 часаискусств. Художник­дизайн­архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни  человека» «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр,  телевидение) «Изобразительный язык и эмоционально­ценностное содержание синтетических  искусств» «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» «Азбука экранного искусства» «Фильм – искусство и технология» 4 часа 4 часа 5 часов 17 часов 4 часов 4 часов 5 часов 4 часов 2 четверть 3 четверть 4 четверть 9 класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть

Посмотрите также