РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл—9 кл
03.04.2018
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов», автора – научного руководителя, член корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.
Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.документ на 11 листах
программа без тп d.docx
Рассмотрена
На РМО учителей ИЗО
«…..»……………2014 г.
Руководитель РМО: Б.Н.Неменского, М. Просвещение 2011 г. «……»………………..2014 г.
…………………
Составлена на основании
типовой программы для
общеобразовательных школ
«Утверждаю»
Директор школы:……………...
Столбова А.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5,6,7,8,9 классы.
1 недельный час.
Срок реализации – 1 год в каждом классе.
Разработчик рабочей программы:
Учитель ИЗО,
Скалина Анна Николаевна. 2014
Рецензия.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных
учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов», автора – научного руководителя, член
корреспондента АПН СССР, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Б.М. Неменского.
Программа рассчитана на 34 годовых часа в каждом классе. Составлена в соответствии с требованиями Оценки качества знаний
выпускников 9 класса основных общеобразовательных школ.
Рабочая программа по ИЗО для 5,6,7,8,9 классов построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного
освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и
развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к
художественной культуре. Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9 классы на 34 годовых часа. М.
«Просвещение», 2011 год.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры
1. Пояснительная записка.
учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
формирование у учащихся нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественнотворческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей
действительности
Содержание программы
рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме;
декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД
программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в
широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности
учащиеся осваивают на протяжении 17 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его
взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и
конструированию, а навыки в области декоративноприкладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная
работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративноприкладное искусство в жизни человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для
детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивнодекоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как
народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения
предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое
наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к
миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное
значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных
ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать
единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда,
культуры человеческих отношений.
Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».
6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного
изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле
проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и
знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью
фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже
знакомых нам искусств (изобразительное и декоративноприкладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и
связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям
защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в
религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением
отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания,
города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образновыразительного языка архитектуры – используемые поразному
одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но
возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет
отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно
определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и
дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных
видов композиционного творчества. Принципы пространственнообъёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При
таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмнопространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть
квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть
элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только
в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического
изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и
дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности –
изобразительный, декоративный, конструктивный).
Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуальнопластических искусств и осознание их прочной связи с
синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от
изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне
современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды
изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения
«первоискусств». Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с
любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на
современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как
позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей
информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что
многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это
происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда
и портятся).
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства
вследствие технической эволюции изобразительных искусств;
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;
о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа
уделяет особое внимание формированию у них художественнотворческой активности при изучении синтетических искусств.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:
Формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и
общества.
Формирование художественнотворческой активности:
учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на
содержательный смысл художественнообразного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества,
которыми порождается данный вид искусства;
учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем,
одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков: значение древних корней народного искусства;
связь времён в народном искусстве;
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии;
знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой
Европы, эпохи барокко, классицизма;
представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проектыимпровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов
(ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой
эпохи);
объединять в индивидуальноколлективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или
других декоративных работ, выполненных в материале.
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве
разных народов.
Формирование художественнотворческой активности личности:
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а
также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.
Учащиеся должны уметь:
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование художественнотворческой активности:
творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с
натуры;
творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
о месте станкового искусства в познании жизни;
о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
о произведениях агитационномассового искусства;
о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века;
испанского искусства 17 начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
о выдающихся произведениях современного искусства.
связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
выполнять элементы оформления альбома или книги;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их
общие начала и специфику;
особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественнообразных начал и их
социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
конструировать объёмнопространственные композиции, моделировать архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественнопроизводственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмнопространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно
пространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель;
графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина,
пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Задачи художественного развития учащихся в 9 классе
5 год обучения (9 класс)
Учащиеся должны:
освоить элементарную азбуку фотографирования;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной
фотопрактике;
усвоить принципы построения изображения и пространственновременного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе
над простейшими учебными и домашними кинои видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современности;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественнообразовательном (с
акцентом на художественноискусствоведческую работу на уроке), изобразительнотворческом (с акцентом на изобразительную практику) и
техникотворческом (с акцентом на съёмочную практику).
5 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
6 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
7 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
8 класс
1 четверть
2. Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5,6,7,8,9 классах общеобразовательных школ.
«Декоративноприкладное искусство и жизнь человека»
«Древние корни народного искусства»
«Связь времён в народном искусстве»
«Декоративное искусство в современном мире»
«Декор, человек, общество, время»
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
«Мир наших вещей. Натюрморт»
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
«Изображение фигуры человека и образ человека»
«Поэзия повседневности»
«Великие темы жизни»
«Реальность жизни и художественный образ»
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
17 часа
4 часа искусств. Художникдизайнархитектура. Искусство композиции – основа дизайна
и архитектуры»
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека»
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр,
телевидение)
«Изобразительный язык и эмоциональноценностное содержание синтетических
искусств»
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»
«Азбука экранного искусства»
«Фильм – искусство и технология»
4 часа
4 часа
5 часов
17 часов
4 часов
4 часов
5 часов
4 часов
2 четверть
3 четверть
4 четверть
9 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 5,6,7,8,9 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.