Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК
5 кл
03.02.2019
Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
ИЗО 5.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нагорная общеобразовательная школа» Рассмотрена  на заседании педагогического совета       Протокол № 02–08/17 от « 28» августа 2017 г.  Утверждена:  Распоряжение № 35­р от « 30» августа 2017 г.   Директор        МОУ «Нагорная школа» ___________ Н.М. Доброва  Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс Составитель:  Учитель ИЗО Болотчева Надежда Викторовна дер. Малое Карлино Ломоносовский район 2017 год Рабочая   учебная   программа   по   изобразительному   искусству   для   5   класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ­ 273     «Об     образовании   в   Российской   Федерации,   Федерального   Государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (утвержден   Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы   по   предмету   «Изобразительное   искусство»   (автор:   Неменский   Б.М.,   М.: Просвещение, 2011 г.). Рабочая   учебная   программа   по   изобразительному   искусству   для   5   класса составлена   с   учетом   логики   учебного   процесса   общего   среднего   образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического   отношения   к   миру   на   основе   визуальных   художественных   образов, реализации   художественно­творческого   потенциала   обучающихся   на   материале изобразительного искусства. УМК 5 класс. Учебник  «Декоративно­прикладное   искусство   в жизни  человека».­  Н.А. Горяева,   О.В. Островская. – Москва: «Просвещение», 2011г. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета В   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения   основной  образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение   на   занятиях   по   изобразительному   искусству   направлено   на  достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные   результаты  отражаются   в   индивидуальных   качественных   свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе  освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:  формирование   ответственного   отношения   к  учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   культурное,   языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре;   готовности   и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие   ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2 Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности    универсальных способностей   обучающихся,   проявляющихся   в   познавательной   и   практической творческой деятельности:       умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения учебных и познавательных задач; умение соотносить  свои действия  с планируемыми  результатами,  осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; владение   основами   самоконтроля, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.   принятия   решений   и   самооценки, Предметные   результаты  характеризуют   опыт   обучающихся   в   художественно­ творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:     развитие   эстетического,  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;  эмоционально­ ценностного   видения окружающего   мира;   развитие  наблюдательности,  способности   к   сопереживанию, зрительной   памяти,   ассоциативного  мышления,   художественного   вкуса   и творческого воображения; развитие  визуально­пространственного   мышления   как   формы   эмоционально­ ценностного   освоения   мира,   самовыражения   и   ориентации   в   художественном   и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как   материального   выражения   духовных   ценностей,   воплощенных   в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические   произведения   отечественного   и   зарубежного  искусства,   искусство современности); воспитание   уважения   к   истории   культуры   своего   Отечества,   выраженной  в архитектуре,   изобразительном   искусстве,   в   национальных   образах   предметно­ материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение   опыта   создания   художественного   образа   в   разных   видах   и  жанрах визуально­пространственных   искусств:   изобразительных   (живопись,   графика, скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);   3               приобретение опыта работы различными художественными материалами  и в разных техниках в различных видах визуально­пространственных искусств, в специфических формах   художественной   деятельности,   в   том   числе   базирующихся   на   ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений   искусства;   формирование   активного   отношения   к   традициям художественной   культуры   как   смысловой,   эстетической   и   личностно­значимой ценности; осознание   значения   искусства   и   творчества   в   личной   и   культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Обучающиеся должны знать: ­  знать истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; ­ знать особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); ­ знать несколько народных художественных промыслов России. Обчающиеся должны уметь: ­     различать   по   стилистическим   особенностям   декоративное   искусство   разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века). ­   различать   по   материалу,   технике   исполнения   современное   декоративно­ прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.); ­   выявлять   в   произведениях   декоративно­прикладного   искусства   (народного, классического,   декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.   связь   конструктивных,   современного) В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны: ­   умело   пользоваться   языком   декоративно­прикладного   искусства,   принципами декоративного   обобщения,   уметь   передавать   единство   формы   и   декора   (на доступном для данного возраста уровне); ­ выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; ­   создавать   художественно­декоративные   объекты   предметной   среды, объединенные   единой   стилистикой   (предметы   быта,   мебель,   одежда,   детали интерьера определенной эпохи); ­ владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы,   объема,   пространства   в   процессе   создания   в   конкретном   материале плоскостных или объемных декоративных композиций; 4   ­   владеть   навыком   работы   в   конкретном   материале,   витраж,   мозаика   батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной.   личностного   саморазвития,   ценностно­ориентационной, Воспитательные цели курса               оценку В   области   нравственной   формирование формирования своим нравственного   и культуры: – формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в   предметно­продуктивной,   социально   ориентированной   деятельности   на   основе нравственных   установок   и   моральных   норм,   традиционных   для   народов   России, российского   общества,   непрерывного   образования,   самовоспитания   и   стремления   к нравственному совершенствованию;  – укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; – формирование  основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника   формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять нравственный   самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения   моральных   норм,   давать поступкам;  нравственную – учения; – формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения,   обусловленного   принятыми   в   обществе   представлениями   о   добре   и   зле, должном   и   недопустимом,   укрепление   у   обучающегося   позитивной   нравственной самооценки, оптимизма;  – принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;  –   формирование   ценностей   и   чувств; –   формирование   способности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   нравственно оправданную   позицию,   проявлять   критичность   к   собственным   намерениям,мыслям   и поступкам; – формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,совершаемым на   основе   морального   выбора,   к   принятию   ответственности   за   их   результаты;  – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости результата. В культуры: –   формирование   основ   российской   культурной   и   гражданской   идентичности (самобытности);  – пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за    эстетических   потребностей, в формирования чужим смысла самоуважения достижении социальной области   и   жизненного                         Содержание программы Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала «Древние корни народного искусства» (9 ч.) 5 Обучающиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать­земля, древо   жизни,   конь­лось­олень,   птица,   солнечные   знаки),   крестьянским   домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма)   и   мира   человека,   жизненно   важные   участки   крестьянского   интерьера, освоении   языка   орнамента   на   материале   русской   народной   вышивки,   знакомство   с костюмом Белгородской области и народно­праздничными обрядами. 1 тема. Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного  искусства — солярные знаки,   конь,   птица,   мать­земля,   древо   жизни   —   как   выражение   мифопоэтических представлений  человека  о  мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение   жизненно   важных   для   человека   смыслов,   их   условно­символический характер. Задание:  выполнение  рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать­земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага. 2­3 тема. Убранство русской избы Дом   –   мир,   обжитой   человеком,   образ   освоенного   пространства.   Избы   севера   и средней полосы России.  Единство  конструкции и декора в традиционном  русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома  (крыша,   фронтон   ­   небо,   рубленая   клеть   ­   земля,   подклеть   (подпол)   ­ подземно­водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задание:  создание   эскиза   декоративного   убранства   избы:   украшение   деталей   дома (полотенце,   причелина,   лобовая   доска,   наличники   и   т.д.)   солярными   знаками,   рас­ тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 4 тема. Внутренний мир русской избы Деревенский   мудро   устроенный   быт.   Устройство   внутреннего   пространства крестьянского  дома, его символика    (потолок  — небо,     пол — земля,     подпол — подземный  мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание:  изображение   внутреннего   убранства   русской   избы   с   включением   деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. 5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной   фантазии,   умелого   владения   материалом.   Единство   пользы   и красоты,   конструкции  и   декора.   Подробное   рассмотрение   различных   предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). 6 Материалы:  смешанная   техника   (рисунок   восковыми   мелками   и   акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. 6 тема. Русская народная вышивка Крестьянская   вышивка   —   хранительница   древнейших   образов  и   мотивов,   их устойчивости   и   вариативности.   Условность   языка  орнамента,   его   символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание:  создание   эскиза   вышитого   полотенца   по   мотивам   народной   вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы:  гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.. 7­8 тема. Народный праздничный костюм Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский   комплекс   одежды.  Разнообразие   форм   и   украшений   народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный   костюм.   Форма   и   декор   женских   головных   уборов.   Выражение   идеи   це­ лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Задание:  создание   эскизов   народного   праздничного   костюма   (женского   или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных   деталей   одежды   для   картонной   игрушки   –куклы;   б)   украшение   крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. 9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Календарные   народные   праздники   —   это   способ   участия   человека,   связанного   с землей,   в   событиях   природы   (будь   то   посев  или   созревание   колоса),   это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная   беседа   по   данной   проблематике   сопровождается   просмотром   слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно­игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища. «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)   в   поисковые   группы   по   изучению   Включение   детей     традиционных   народных художественных   промыслов   России   (Жостово,   Хохломы,   Гжели).   При   знакомстве учащихся   с   филимоновской,   дымковской,   каргопольской   народными   глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.  Направить усилия  учащихся  на восприятие  и создание  художественного образа игрушки в традициях старооскольского   промысла.   При изучении   Борисовской керамики     обратить     внимание   на   разнообразие   скульптурных   форм   посуды,   мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно­ сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. 10 тема. Древние образы в современных народных игрушках 7 Магическая   роль  глиняной   игрушки  в  глубокой  древности.   Традиционные  древние образы   (конь,   птица,   баба).   Особенности  пластической   формы   глиняных   игрушек, принадлежащих  различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задание:  создание   игрушки   (пластилин   или   глина)   своего   образа   и   украшение   ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы:  пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи. 11 тема. Искусство Гжели Краткие  сведения  из   истории   развития   гжельской   керамики,   слияние   промысла  с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных  форм, единство формы и декора. Особенности   гжельской   росписи:   сочетание   синего   и   белого,  игра   тонов,   тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задание:  изображение   выразительной   посудной   формы   с   характерными   деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью. Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. 12 тема. Городецкая роспись. Краткие   сведения   из   истории   развития   городецкой   росписи.   Изделия   Городца   – национальное   достояние   отечественной   культуры.  Своеобразие   городецкой   росписи, единство   предметной   формы   и   декора.   Бутоны,   розаны   и   купавки   —   традиционные элементы   городецкой   росписи.   Птицы   и   конь   –   традиционные   мотивы   городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задание:  выполнение   эскиза   одного   из   предметов   быта   (доска   для   резки   хлеба, подставка   под   чайник,   коробочка,   лопасть   прялки   и   др.)     украшение   его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага. 13­14 тема. Хохлома.   истории   развития   хохломского   промысла.   Своеобразие Краткие   сведения   из   хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить  «травка»  Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание:  выполнение   фрагмента   росписи   по   мотивам   хохломской  росписи   с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд:  слайды и репродукции с изображением произведений   хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. 15  тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных  композиций, сочетание в росписи  крупных, средних и мелких форм цветов. 8 Основные   приемы   жостовского   письма,   формирующие   букет:   замалевок,   тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие   и   средние   формы   цветов;   составление   на   подносе   большого   размера   общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага 16   тема.     Искусство   Борисовской   керамики.   Истоки   и   современное   развитие промысла. Краткие   сведения   из   истории   возникновения   гончарного   промысла   Борисовки. Своеобразие   формы   и   декора   борисовской   керамики.   Слияние   промысла   с художественной   промышленностью.   Природные   мотивы   в   изделиях   борисовских мастеров. Сочетание мазка­пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка,   крышечка),   используя   для   этого   обклеенную   пластилином   баночку;   украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи. Материалы: пластилин, банка, стеки. 17  тема.  Роль   народных   художественных   промыслов  в   современной   жизни (обобщение темы) Выставка   работ   и  беседа  на  темы   «Традиционные  народные   промыслы  –  гордость  и достояние   национальной   отечественной   культуры».   «Промыслы   как   искусство художественного   сувенира».   «Место  произведений   традиционных   народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение   беседы   или   занимательной   викторины.   Поисковые  группы   активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые   не   были   затронуты   на   уроках   этой   четверти,   а   также   задают   вопросы классу,  предлагают   открытки   для   систематизации   зрительного   материала   по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. Декор – человек, общество, время. (9 ч.) Проявление   эмоционального   отклика,   интереса   к   многообразию   форм   и   декора   в классическом   декоративно­прикладном   искусстве   разных   народов,   стран,   времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли   в   организации   жизни   общества,   в   формировании   и   регулировании   человеческих отношений,   в   различении   людей   по   социальной   и   профессиональной   принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы   показать   учащимся,   что   костюм,   его   декор   и   сегодня   сообщает   информацию, закрепленную   в   форме   знаков­отличий.   Эти   знаки   имеют   общественно­символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно­знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. 9 Ознакомление   с   гербами   и   эмблемами   происходит   при   определении   символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. 18 тема.  Зачем людям украшения. Предметы   декоративного   искусства   несут   на   себе   печать   определенных   человеческих отношений.   Украсить   ­  значит   наполнить   вещь   общественно   значимым   смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задание:   рассмотрение   и   обсуждение   (анализ)   разнообразного   зрительного   ряда, подобранного   по   теме;   роль   украшения   в   жизни   современного   человека;   выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. 19­20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль   декоративно­прикладного   искусства   в   Древнем   Египте.   Подчеркивание   власти, могущества,   знатности   египетских   фараонов   с   помощью   декоративно­прикладного искусства. Символика   элементов   декора   в   произведениях   Древнего   Египта,   их   связь   с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука­скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задание:  1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения­пекторали,   браслета   и   др.),   в   котором   используются   характерные   знаки­ символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. 21­22 тема. Одежда «говорит» о человеке. Декоративно­прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая   регламентация   в   одежде   у   людей   разных   сословий.   Символы   правителей   и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно­прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими   формами,   орнаментикой,   цветовой   гаммой.   Однако   суть   декора   (украшений) остается та же  выявлять  роль  людей,  их отношения  в обществе,  а также  выявлять  и подчеркивать   определенные   общности   людей   по   классовому,   сословному   и   профес­ сиональному признакам. Черты   торжественности,   парадности,   чрезмерной   декоративности   в   декоративно­ прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горо­ жан. Задание:  1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2.   Моделирование   одежды   императора   Древнего   Китая   или   знатной   китаянки. Составление коллективной композиции. 10 3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». Материалы:  гуашь,   кисти,   бумага,   салфетки,   ножницы,   нитки,   клей,   цветная   бумага, восковые мелки. 23­24  тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком ­ знаком   положения   человека   в   обществе,   его   роли   в   обществе.   Сопоставление отличительных  признаков костюма различных  стран и эпох. Закрепление  пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание:  выполнение  итоговой коллективной  работы «Бал во дворце» (продумывание общей   композиции,   изображение   мебели   и   отдельных   предметов,   а   также   разных   по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. 25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных   элементов   и   цвета   в   искусстве   геральдики.   Символы   и   эмблемы   в современном обществе. Задание:  Эскизы   гербов   ремесленных   цехов,   фамильных   гербов   знатных   людей   с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса,  школьного кабинета, клуба по интересам,  фирмы;  герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности) Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 26   тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая   игра­викторина   с   привлечением   учебно­творческих   работ,   произведений декоративно­   прикладного   искусства   разных   времен,   художественных   открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания:  выполнение   различных   аналитически   ­   творческих   заданий,   например, рассмотреть   костюмы   и   определить   их   владельцев,   увидеть   неточности,   которые допустил   художник   при   изображении   костюма,   или   систематизировать   зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. 27­28 тема. Современное выставочное искусство. Многообразие   материалов   и  техник  современного  декоративно­прикладного  искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). 11 Современное   понимание   красоты   профессиональными   художниками  мастерами декоративно­прикладного   искусства.   Насыщенность   произведений   яркой   образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задание:  восприятие   (рассматривание)   различных   произведений   современного декоративного   искусства;   рассуждение,   участие   в   диалоге,   связанном   с   выявлением отличий   современного   декоративного   искусства   от   народного   традиционного,   с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале,   с   пониманием   выражения   «произведение   говорит   языком   материала»   на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. 29­30  тема. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология   работы,   постепенное,   поэтапное   выполнение   задуманного   витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры. 31­32 тема. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (мозаичное панно) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Задания:   1.   Выполнение   творческой   работы,   используя   огромное   разнообразие   видов бумаги 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками». Материалы:  материалы   для   аппликации:   цветная,   бархатная,   гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,. 33­34 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции. Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств   тканных и нетканых материалов. Технология   работы   с   нетрадиционными   материалами.   Постепенное,   поэтапное   выпол­ нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Оформление школьной выставки по итогам года Задания:  1.   Выполнение   творческой   работы,   используя   огромное   разнообразие   видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». 12 Материалы:  материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д. Содержание «Древние корни народного искусства» «Связь времен в народном искусстве» «Декор ­ человек, общество, время» «Декоративное искусство в современном мире». Всего Кол­во часов 9 8 9 8 34 13 ТЕМА УРОКА №  уро ка К о л­ в о  ч ас о Тематическое планирование  Характеристика видов  деятельности учащихся Древние корни народного искусства (9 часов) 1 Древние  образы в  народном  искусстве.  ТБ 2­3 Убранство русской  избы. 1 Уметь   объяснять    сопоставлять, глубинные   смыслы   основных   знаков­символов  отмечать  их   лаконично традиционного   крестьянского   уклада   жизни, выразительную красоту. Сравнивать,   анализировать  декоративные   решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать  выразительные   декоративно­образные   изображения   на   основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической  творческой работы. 2 Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного  крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков­образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства  избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища  разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. 4 5 Внутренни й мир  русской  избы Конструкц ия и декор  предметов  народного  быта  Русские  прялки. 1 Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы  устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.  Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них  черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию  внутреннего пространства избы. 1 Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре  традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи  произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не  только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать  характерные черты, свойственные народным мастерам­умельцам.  Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и  украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с  традицией народного искусства. 14 6 Русская  народная  вышивка 7­8 Народный праздничн ый  костюм. 9 Народные  праздничн ые  обряды.  Обобщени е темы. 10 Древние  образы в  современн ых  народных  игрушках. 1 Анализировать и понимать особенности образного языка  народной  вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать  самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой  на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром  рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери­ земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать  традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки  декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную  деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения  выразительности декоративной формы. 2 Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского  праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков.  Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды  разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение  традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов.  Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных  элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального  своеобразия.  1 Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов  творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать  атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни,  игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли  знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства.  Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной  деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского  искусства как живой традиции. Связь времен в народном искусстве (8 часов). 1 Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной  игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих  различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки  ведущих народных художественных промыслов, в том числе и  старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с  созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной  росписью в традиции одного из промыслов.  Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные  традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или  иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности  цветового строя. 15 11 Искусство  Гжели.  12 Городецка я роспись 13­ 14 Хохлома. 15 Жостово.  Роспись по металлу. 16 Искусство  керамики.  Истоки и  современн ое  развитие  промысла. 17 Роль  народных  промысло в в  современн ой жизни.  Обобщени е темы 1 Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.  Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в  произведениях Гжели.  Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских  мастеров. Осваивать приемы гжельского  кистевого мазка ­ «мазка с тенями».  Создавать композицию росписи в процессе практической творческой  работы. 1 Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически  оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные  особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные  приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.  Создавать композицию росписи в традиции Городца. 2 Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически  оценивать произведения Хохломы.  Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под  фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в  единстве с формой, используя основные элементы травного узора. 1 Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически  оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье  цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать  единство формы и декора в изделиях мастеров.  Осваивать основные приемы жостовского письма.  Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной  манере в процессе выполнения творческой работы. 1 Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям борисовской керамики.  Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами  гончарных промыслов России.  Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных  элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров.  Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших  знаков­символов, используемых в декоре гончарных изделий России. 1 Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов  в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях  традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных  художественных промыслов.  Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и  систематизацией художественно­познавательного материала.  Участвовать в презентации выставочных работ.  Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей,  созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».                                    Декор – человек, общество, время (9 часов)       16 18 Зачем  людям  украшения .  1 Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего  как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя,  пользователя).  Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его  воплощения в произведениях декоративно­прикладного искусства.  Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить  вещь.  2 2 2 19­ 20 Роль  декоратив ного  искусства  в жизни  древнего  общества. 21­ 22 Одежда  «говорит»  о человеке. 23­ 24 Коллектив ная работа «Бал в  интерьере  дворца» Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам  произведения декоративно­прикладного искусства древнего Египта, давать  им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства связь  конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также  единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала)  по декоративно­прикладному искусству Древнего Египта.  Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно­ прикладного искусства Древнего Египта.  Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения  практической творческой работы.  Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней  Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.  Участвовать  в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с  созданием творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое  единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды  людей.  Высказываться  о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей  разных сословий.  Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и позна­ вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных  странах».  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.  Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием  творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое  единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды  людей.  25 О чём  рассказыв а ют нам  гербы и  эмблемы 1 Понимать смысловое значение изобразительно­декоративных элементов в  гербе родного города и городов области.  Определять, называть символические элементы герба и использовать их  при создании герба.  Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного  и изобразительного элементов.  Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями  цветового и символического изображения гербов  17 26 Роль  декоратив ного  искусства  в жизни  человека и общества  (обобщени е темы). 1 Участвовать в итоговой игре­викторине с активным привлечением  экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого  материала.  Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно­ прикладному искусству и систематизировать его по социально­стилевым  признакам.  Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.  Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка  классического декоративно­прикладного искусства и его отличии от искус­ ства народного (крестьянского).  Использовать в речи новые художественные термины.                           Декоративное искусство в современном мире (8 часов). 27­ 28 2 Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно­ прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­ жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.  Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно­ прикладного искусства.  Находить и определять в произведениях декоративно­прикладного искус­ ства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов  деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.  Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно­прикладным  искусством.  Объяснять отличия современного декоративно­прикладного искусства от  традиционного народного искусства.  Разрабатывать, создавать эскизы коллективных∙ панно, витражей, колла­ жей, декоративных украшений интерьеров школы.  Пользоваться языком декоративно­прикладного искусства, принципами  декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой  работы.  Владеть практическими навыками выразительного использования формы,  объема, цвета, фактуры и других средств  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести  работу по принципу «от простого к сложному».  Разрабатывать, создавать эскизы коллективных∙ панно, витражей, колла­ жей, декоративных украшений интерьеров школы.  Пользоваться  языком декоративно­прикладного искусства, принципами в  процессе выполнения практической творческой работы.  Владеть практическими навыками выразительного использования формы,  объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных  или объемных декоративных композиций.  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести  работу по принципу «от простого к сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. 18 Современн ое  выставочн ое  искусство. 29­ 30 31­ 32 2 2 Ты сам ­  мастер  декоратив но­ прикладно го ис­ кусства  (Витраж) Ты сам ­  мастер  декоратив но­ прикладно го ис­ кусства  ( мозаично е панно) 33­ 34 2 Создание  декоратив ной  композици и  «Здравств уй, лето!». Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных  украшений интерьеров школы.  Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками  выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других  средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. 19

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству  (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019