Программа разработана на 2017-2018 уч.год на основе: авторского тематического планирования учебного материала «Изобразительное искусство» 5-8 классы, под руководством Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинской, УМК «Изобразительное искусство” (Нового стандарта начального образования, разработана в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Пояснительная записка, календарно- тематическое планирование, содержание учебного предмета, Информационно- методическое обеспечение. Учебно-методический комплект для учителя и учащихся.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе: авторского тематического планирования учебного
материала «Изобразительное искусство» 58 классы, под руководством Л.Г.Савенковой, Е.А.
Ермолинской, УМК «Изобразительное искусство” (Нового стандарта начального
образования, разработана в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования (приказ Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373), законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Уставом школы,
иными локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения, программа
предназначена для универсального обучения, обучающихся 6 классов, 12 лет, рассчитана на
34 часа, по 1 часу в неделю.
Основной целью работы школы на ступени начального образования является:
•
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного
образования;
обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение качества преподавания предмета.
•
•
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация
фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира,
активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и
потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических
чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета:
•
углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии
человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве
художника;
освоение графической грамоты и средств художественной выразительности
изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и
перспективы;
•
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и
искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя
в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие способности к эмоциональночувственному и осознанномотивируемому
восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие
воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и
сотворчеству в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно
прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными
материалами, инструментами , техниками.
овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного
искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые
позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их
возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои
представления об окружающем мире;
1развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний
и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем
гордость и славу всемирной истории искусства.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся:
•
развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(ИЗО и окружающий мир);
развитие фантазии и воображения;
художественнообразное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная
педагогика).
•
•
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий,
материалов и инструментария информационнотехнологической и методической поддержки
как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских
разработок педагога.
Методы обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, дозированная помощь
учителя, самостоятельная работа, инструктивнопродуктивный, практикоориентированной
деятельности, проектный.
Формы обучения: классноурочная, беседа, лекция, урок путешествие.
Формы уроков: защита проектов, экскурсии, конференции, деловая игра; практикумы;
лекции; уроки контроля; презентации и исследовательская деятельность.
Ожидаемые образовательные результаты по предмету.
Личностные УУД:
• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
•
•
• формирование духовных и эстетических потребностей;
•
•
•
•
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и
социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми,
государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской
идентичности личности
Регулятивные УУД
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
• Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
деятельности класса на уроке.
образовательных достижений.
Познавательные УУД
учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
2• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
всего класса.
средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и
рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
• Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с
информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
•
•
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
•
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
Развитии компетентностей на уроках изобразительного искусства: коммуникативная,
социокультурная, ценностно – смысловая, информационная, культуроведческая и
природоведческая, учебно – познавательная, здоровье сберегающая
3Содержание учебного предмета
Тематический блок
Колво
Мифология в народном творчестве
5ч
Мир архитектуры
Искусство в интерьере дворянской
усадьбы
Портрет в искусстве
Натюрморт
Художественно – промышленное
производство в культуре России
Книга как произведение искусства
Малые формы в графике
Проекты
Профессия художника
Всего:
4 ч
3 ч
3 ч
4 ч.
5 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
34 ч
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.
организации
Формы
учебного занятия
Индивидуальная,
групповая, коллективная
Индивидуальная,
групповая, коллективная
Индивидуальная,
групповая, коллективная
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая, коллективная
Индивидуальная,
групповая, коллективная
Индивидуальная,
групповая
Индивидуальная,
групповая
групповая
групповая
4Календарно тематическое планирование
по изобразительному искусству 6 «А» класса (1ч. в неделю, всего 34ч.)
УМК «Изобразительное искусство» Е.Е. Ермолинская
№
урока Наименование тем уроков
Дата проведения
План
Факт
Корректиро
вка
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. История развития
представлений человека о мироздании
Раздел 1. Мифология в народном
творчестве (5ч.)
1 четверть (9 ч.)
Мифы творения мира. Создание образа
Мирового древа
Мифология и символика русской избы
Макет русской избы
Фантастические звери в русском народном
творчестве. Создание образа
фантастического зверя в природной среде
Символы в орнаменте Геральдические
композиции.
Пермская деревянная скульптура
Выполнение набросков с натуры фигуры
человека в статичной позе
Раздел 2. Мир архитектуры (4ч.)
Храмовая архитектура. Создание эскиза к
храму науки
Дворцовая и замковая архитектура разных
стран и народов. Эскиз дворцового
строения
Дворянские усадьбы России
Создание объёмнопространственного
59
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
эскиза оформления дворянской усадьбы
Монументально декоративное искусство
в организации архитектурного
пространства. Садово – парковая
архитектура
2 четверть (7 ч.)
Перспектива в открытом пространстве
Раздел 3. Искусство в интерьере
дворянской усадьбы (3ч.)
Дворянский быт, интерьер дворянского
дома
Литературная гостиная и литературный
салон
Проект литературной гостиной
Музыка в пространстве интерьера
Натюрморт с музыкальными
инструментами
Раздел 4: Портрет в искусстве (3 ч.)
Костюм как произведение искусства
Создание силуэта костюмов разных
исторических периодов
Исторический портрет, парадный портрет
Создание портрет
Графический портрет
Создание графического портрета
3 четверть (11 ч.)
Раздел 5: Натюрморт (4 ч.)
Декоративный натюрморт. Создание
натюрморта
Построение геометрических тел
Ахроматический натюрморт
Раздел 6: Художественно –
промышленное производство в культуре
России (5 ч.)
Символика в живописи
Создание натюрморта, воспевающего
плодородие и щедрость земли.
Тульский самовар
Рисование с натуры. «Натюрморт с
самоваром».
Резьба по камню и кости
Художественная обработка металла
624
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Павловопосадские платки
Создание эскизов набивного платка
Раздел 7: Книга как произведение
искусства
(3 ч.)
Искусство оформления книги
Создание макета книги с учётом всех
необходимых элементов
Художественный шрифт. Шрифт и текст
Шрифтовая композиция
Работа в техниках аппликации и графики
4 четверть (7 ч.)
Раздел 8: Малые формы в графике (3
ч.)
Экслибрис. Создание экслибриса для своей
библиотеки
Эмблема. Создание серии знаков
визуальной коммуникации для школы
Марка как произведение искусства.
Разработка серии марок
Раздел 9: Проекты (2 ч.)
Город будущего. Создание предметно
пространственной композиции
Архитектурный проект школы будущего
Создание архитектурного эскизапроекта
Раздел 10: Профессия художника (2 ч.)
Художникживописец
Художникграфик
7Календарно тематическое планирование
по изобразительному искусству 6 «Б» класса ( 1ч. в неделю, всего 34ч.)
УМК «Изобразительное искусство» Е.Е. Ермолинская
№
урока Наименование тем уроков
Дата проведения
План
Факт
Корректиро
вка
1
1
2
3
4
5
Введение. История развития
представлений человека о мироздании
Раздел 1. Мифология в народном
творчестве (5ч.)
1 четверть (9 ч.)
Мифы творения мира. Создание образа
Мирового древа
Мифология и символика русской избы
Макет русской избы
Фантастические звери в русском народном
творчестве. Создание образа
фантастического зверя в природной среде
Символы в орнаменте Геральдические
композиции.
Пермская деревянная скульптура
Выполнение набросков с натуры фигуры
человека в статичной позе
Раздел 2. Мир архитектуры (4ч.)
86
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Храмовая архитектура. Создание эскиза к
храму науки
Дворцовая и замковая архитектура разных
стран и народов. Эскиз дворцового
строения
Дворянские усадьбы России
Создание объёмнопространственного
эскиза оформления дворянской усадьбы
Монументально декоративное искусство
в организации архитектурного
пространства. Садово – парковая
архитектура
2 четверть (7 ч.)
Перспектива в открытом пространстве
Раздел 3. Искусство в интерьере
дворянской усадьбы (3ч.)
Дворянский быт, интерьер дворянского
дома
Литературная гостиная и литературный
салон
Проект литературной гостиной
Музыка в пространстве интерьера
Натюрморт с музыкальными
инструментами
Раздел 4: Портрет в искусстве (3 ч.)
Костюм как произведение искусства
Создание силуэта костюмов разных
исторических периодов
Исторический портрет, парадный портрет
Создание портрет
Графический портрет
Создание графического портрета
3 четверть (11 ч.)
Раздел 5: Натюрморт (4 ч.)
Декоративный натюрморт. Создание
натюрморта
Построение геометрических тел
Ахроматический натюрморт
Символика в живописи
Создание натюрморта, воспевающего
плодородие и щедрость земли.
Раздел 6: Художественно –
промышленное производство в культуре
России (5 ч.)
921
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тульский самовар
Рисование с натуры. «Натюрморт с
самоваром».
Резьба по камню и кости
Художественная обработка металла
Павловопосадские платки
Создание эскизов набивного платка
Раздел 7: Книга как произведение
искусства
(3 ч.)
Искусство оформления книги
Создание макета книги с учётом всех
необходимых элементов
Художественный шрифт. Шрифт и текст
Шрифтовая композиция
Работа в техниках аппликации и графики
4 четверть (7 ч.)
Раздел 8: Малые формы в графике (3
ч.)
Экслибрис. Создание экслибриса для своей
библиотеки
Эмблема. Создание серии знаков
визуальной коммуникации для школы
Марка как произведение искусства.
Разработка серии марок
Раздел 9: Проекты (2 ч.)
Город будущего. Создание предметно
пространственной композиции
Архитектурный проект школы будущего
Создание архитектурного эскизапроекта
Раздел 10: Профессия художника (2 ч.)
Художникживописец
Художникграфик
10Информационно методическое обеспечение
Учебнометодический комплект
1.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Изобразительное искусство. Методическое пособие. –
М.: Вентана – Граф,, 2014.
2.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Изобразительное искусство: учебник для 6 класса . – М.:
Вентана – Граф,, 2014.112с.:ил.
3.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Изобразительное искусство: 6 кл. Р/т. () (ФГОС),под
руководством Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., М.: М.: Вентана – Граф,, 2014., 40с.:ил.
Литература для учителя:
1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2013» DVD.
2. Дроздова С.Б., Лободина Н.В. , Изобразительное искусство 57 классы: поурочные планы по
программе Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., (компакт – диск) – издательство «Учитель»,
2013г
3. Николай Ли, «Основы учебного академического рисунка»: учебник./– М.:Эксмо, 2013. 480
с.: ил.
4. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А, Поурочные разработки по изобразительному искусству: 4
класс. М.: Вентана – Граф,, 2014. 125с.
5. Свиридова О.В., «Изобразительное искусство» 18 классы: проверочные и контрольные
тесты / Волгоград: Учитель, 2013. 93с.
11Литература для учащихся:
1. Алёхин А.Д., «Когда начинается художник»: кн. для учащихся / – М.: «Просвещение», 2013.
– 160с., ил.
2. Иванов А.Б., «Рассказы о русских художниках»: кн. для учащихся / –М.:«Просвещение».
2013. – 128с., ил.
3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Изобразительное искусство: 6 кл, учебник для учащихся/
М.: Вентана – Граф,, 2014. 144 с.
3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.,Изобразительное искусство: 6 кл. Р/т. (УМК ) (ФГОС),под
руководством Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., М.: Вентана – Граф, 2014, 40с.:ил.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo
http://www.zavuch.info/methodlib/284/32877/
http://pedsovet.su/load/9442
http://www.itn.ru/default.aspx
12