Рабочая программа по изобразительному искусству (7 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Иконка файла материала ИЗО 7.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нагорная общеобразовательная школа» Рассмотрена  на заседании педагогического совета       Протокол № 02–08/17 от « 28» августа 2017 г.  Утверждена:  Распоряжение № 35­р от « 30» августа 2017 г.   Директор        МОУ «Нагорная школа» ___________ Н.М. Доброва  Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Составитель:  Учитель ИЗО Болотчева Надежда Викторовна дер. Малое КарлиноЛомоносовский район                Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена в соответствии   с   Примерной   программой   основного   общего   образования   по изобразительному   искусству   с   учетом   требований   Федерального     Государственного 2017 год образовательного   стандарта     основного   общего   образования   на   основании   следующих нормативно­правовых документов:   Федеральный   закон   от   29.12.1012г.   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской федерации»;  Федеральный   базисный   учебный   план,   утвержденный   приказом   Министерства образования РФ от  09.03.2004 г. №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства   образования   и   науки   РФ   от   20.08.2008   №241;   приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 №74 «О внесении изменений в федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 №69   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент   государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего   образования,   утвержденный   и   примерные   учебные   планы   для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих программы   общего   образования,   утвержденные   приказом     Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089»;  Примерные программы по изобразительному искусству: ­ М.: «Просвещение». 2011 г.   Авторской программы по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (5­9 классы). М.: «Просвещение». 2015г.          Рабочая программа рассчитана на  34 учебных часа в год (1 час в неделю).  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА            В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы   общего   образования   Федерального   государственного   образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.            Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование   целостного   мировоззрения,   учитывающего   культурное,   языковое, духовное   многообразие   современного   мира   формирование   осознанного, 2уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,   культуре;   готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности  семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.           Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и  практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять  способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать  свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками;                                                                                                    работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать  конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;                                     формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.               Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­ творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения  учебного предмета:  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей  духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации  общения;                   развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения  окружающего мира;                   развитие наблюдательности, способности к  сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного  вкуса и творческого воображения; 3         развитие визуально­пространственного мышления как формы эмоционально­ ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и  нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и  стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в  пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных  народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,  искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­ материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально­пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,  скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне;                                   приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах  (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных  техниках в различных видах визуально­пространственных искусств, в  специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся  на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,  мультипликация и анимация); развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,  освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки  произведений искусства; формирование активного отношения к традициям  художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной  самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование  устойчивого интереса к творческой деятельности В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны :          произведения   анализировать архитектуры   уметь дизайна; знать   место   конструктивных   искусств   в   ряду   пластических   искусств,   их   общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно­образных начал и их социальную роль; знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать архитектурно­дизайнерские объекты (в графике и объёме);   объёмно­пространственные   композиции,   моделировать и    моделировать   в   своём   творчестве   основные   этапы   художественно­   производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объёмно­пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, глубинно­пространственную   композицию;   объёмную   и   4из (макеты использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур; владеть   навыками   формообразования,   использования   объёмов   в   дизайне   и архитектуре пластилина); создавать   композиционные   макеты   объектов   на   предметной   плоскости   и   в пространстве; создавать   с   натуры   и   по   воображению   архитектурные   образы   графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы. монументальная картона, роспись, бумаги,                Воспитательные цели курса:                           и оценку области нравственной формирование формирования чужим смысла своим нравственного культуры:  В – формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно­продуктивной,   социально   ориентированной   деятельности   на   основе нравственных   установок   и   моральных   норм,   традиционных   для   народов   России, российского   общества,   непрерывного   образования,   самовоспитания   и   стремления   к нравственному совершенствованию;  –   укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе   воли   и   духовных   отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;  –   формирование   основ   нравственного   самосознания   личности   (совести)   –   способности школьника   формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять нравственный   самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения   моральных   норм,   давать поступкам;  нравственную – учения;  – формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения,   обусловленного   принятыми   в   обществе   представлениями   о   добре   и   зле, должном   и   недопустимом,   укрепление   у   обучающегося   позитивной   нравственной самооценки, оптимизма;  – принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;  –   формирование   ценностей   и   чувств;  –   формирование   способности   открыто   выражать   и   отстаивать   свою   нравственно оправданную   позицию,   проявлять   критичность   к   собственным   намерениям,   мыслям   и поступкам;  – формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе   морального   выбора,   к   принятию   ответственности   за   их   результаты;  – развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и результата.  настойчивости В культуры:  –   формирование   основ   российской   культурной   и   гражданской   идентичности (самобытности);  –   пробуждение   веры   в   Россию,   в   свой   народ,   чувства   личной   ответственности   за эстетических   потребностей, в формирования самоуважения достижении жизненного социальной области   и                         5и     понимания   других   людей   и   патриотизма гражданской   родителями, сопереживания   формирование Отечество;  –   воспитание   ценностного   отношения   к   своему   национальному   языку   и   культуре;  – солидарности;  –   развитие   навыков   организации   и   осуществления   сотрудничества   с   педагогами, сверстниками,   старшими   детьми   в   решении   общих   проблем;  –   развитие   доброжелательности   и   эмоциональной   отзывчивости,   человеколюбия (гуманности) им;  –   становление   гражданских   качеств   личности   на   основе   демократических   ценностных ориентаций;  –   формирование   осознанного   и   уважительного   отношения   к   традиционным   российским религиям   и   религиозным   организациям,   к   вере   и   религиозным   убеждениям;  –   формирование   основ   культуры   межэтнического   и   межконфессионального   общения, уважения   к   языку,   культурным,   религиозным   традициям,   истории   и   образу   жизни представителей России.  В культуры:  –   формирование   отношения   к   семье   как   основе   российского   общества;  –   формирование   у   обучающегося   уважительного   отношения   к   родителям,   осознанного, заботливого младшим;  –   формирование   представления   о   традиционных   семейных   ценностях   народов   России, семейных ним; –   знакомство   обучающегося   с   культурно­историческими   и   этническими   традициями российской семьи. всех   формирования отношения уважения семейной к   старшим   и   народов       области   и       к   ролях                                                 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ I раздел.                                                                                                                       Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных  искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура.  Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).    Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн  и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания.  Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.                         Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.  Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,  линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск  уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и  статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его  художественно­композиционные, визуально­психологические и социальные аспекты. II раздел.                                                                                                                     В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов). От плоскостного изображения — к макетированию объёмно­пространственных  композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.                      Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. 6Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий.                                      Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и  историческое видоизменение основных элементов здания.                                                          Унификация — важное звено архитектурно­дизайнерской деятельности.                                 Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.                                                         Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.                                                  Геометрическая структура вещи.  Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.        Отражение времени в вещи.                                                                                                             Взаимосвязь материала и формы в дизайне.                                                                                   Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.                                   Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. IIIраздел.                                                                                                                    Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов).  Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От  шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.                                 История архитектуры и дизайна как развитие образно­стилевого языка конструктивных  искусств и технических возможностей эпохи.                                                                               Массово­промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и  сознание людей. Организация городской среды.                                                                            Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь  дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.                                             Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и  рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно­парковая архитектура и  ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. IVраздел.                                                                                                                     Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное  проектирование (7часов). Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,  индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно­личностное  проектирование в дизайне и архитектуре.                                                                                      Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме.                                                                                                                                              Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или  комплекта одежды.                                                                                                                           Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек  моделирует современный мир. Тематический план №  п/п Название раздела в рабочей программе Количество часов в рабочей программе 71 2 3 4 Художник — дизайн — архитектура.  Искусство композиции — основа  дизайна и архитектуры. В мире вещей и зданий.  Художественный язык  конструктивных искусств. Город и человек. Социальное значение  дизайна и архитектуры в жизни  человека. Человек в зеркале дизайна и  архитектуры. Образ жизни и  индивидуальное проектирование. 8 8 11 7 № п/п 1 Тема урока Основные виды деятельности учащихся 2 3 Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции  — основа дизайна и архитектуры (8 часов) 1 1 2 Основы композиции в конструктивных искусствах. ТБ 2 3 Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация  пространства 3 Находить в окружающем рукотворном мире  примеры плоскостных и объёмно­ пространственных композиций. Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более  простейших форм (прямоугольников),  располагая их по принципу сим метрии или динамического равновесия. Выполнение практических работ по теме «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, динамическое равновесие  в композиции, гармония, сгущённость и  разреженность формы).  Решение с помощью простейших композиционных элементов художествено­ 8эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов  композиции и членение плоскости. Образно­художественная осмысленность  простейших плоскостных композиций.  Монтажность соединений элементов,   порождающая новый образ. Задание: выполнение практических работ по теме «Прямые линии — элемент  организации плоскостной композиции». Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение  локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.  Выразительность линии, и пятна,  интонационность и многоплановость.  Задание: выполнение практ. работ по теме  «Акцентирующая роль цвета в организации  композиционного пространства»; выполнение аналитической  работы по теме «Абстрактные формы в искусстве». Буква как изобразительно­смысловой символ  звука. Буква и искусство шрифта,  «архитектура» шрифта, шрифтовые  гарнитуры. Шрифт и содержание текста.  Понимание печатного слова, типографской  строки как элементов плоскостной  композиции. Логотип. Задание: выполнение аналитических и  практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент  композиции». Синтез слова и изображения в   искусстве  плаката, монтажность их соединения,  образно­информационная цельность. Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной  открытки. Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение — образный  элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки».  Многообразие видов графического 9 4 5 6 7 Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы  макетирования в графическом дизайне. 8 Многообразие формграфического дизайна. дизайна: от визитки до книги.  Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность  и технология. Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере). Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)          1 9 Объект и пространство.  2 10 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 11 Конструкция: часть и целое. Здание как 3 Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения  объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен и  линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр  или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Понимание учащимися проекционной  природы чертежа. Задание: практ. работы по теме  «Соразмерность и пропорциональность  объёмов в пространстве» (создание объёмно­ пространственных макетов) Прочтение по рисунку простых  геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их  в объёме и применение в пространственно­ макетных композициях.  Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.  Понятие рельефа местности и способы его  обозначения на макете. Дизайн проекта:  введение монохромного цвета. Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объёмно­пространственного макета из 2—3 объёмов).  Прослеживание структур зданий различных  архитектурных стилей и эпох. 10сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 12 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. 13 Важнейшие архитектурные  элементы Здания. 14 Красота и целесообразность. Вещь  как сочетание объёмов и образ времени. 15 Форма и материал. Выявление простых объёмов, образующих  дом. Взаимное влияние объёмов и их  сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.  Задание: выполнение практ. работ по темам: «Разнообразие объёмных  форм, их композиционное усложнение»,  «Соединение объёмных форм в единое  архитектурное целое», «Модуль как основа  эстетической цельности в конструкции». Рассмотрение различных типов зданий,  выявление горизонтальных, вертикальных,  наклонных элементов, входящих в их  структуру. Возникновение и историческое  развитие главных архитектурных элементов  здания (перекрытия, стены, окна, двери,  крыша, а также арки, купола, своды, колонны  и др.).                      Использование элементов  здания в макете архитектурного объекта. Задания: выполнение практических работ по  теме «Проектирование объёмно­ пространственного объекта из важнейших  элементов здания» (создание макетов). Многообразие мира вещей. Внешний облик  вещи. Выявление сочетающихся объёмов.  Функция вещи и целесообразность сочетаний  объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное  проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота — наиболее полное выявление функции вещи. Задания: выполнение аналитической работы  по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно­ тематической инсталляции» (портрет  человека, портрет времени, портрет времени  действия).  Взаимосвязь формы и материала. Влияние  функции вещи на материал, из которого она  будет создаваться. Роль материала в  определении формы. Влияние развития  технологий и материалов 1116 Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве. на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к  пластиковым обтекаемым формам и т. д.). Задания: выполнение практических работ по  теме «Определяющая роль материала в  создании формы, конструкции и назначении  вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи  — вещь»). Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре.  Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.  Отличие роли цвета в живописи от его  назначения в конструктивных искусствах.  Цвет и окраска. Преобладание локального  цвета в дизайне и архитектуре.  Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета его нахождения  в пространстве архитектурно­дизайнерского  объекта, формы цветового пятна, а также  мягкого или резкого его очертания, яркости  цвета. Специфика влияния различных цветов  спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Задание: выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как  конструктивный, пространственный и  декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3—5 предметов; макета цветового решения  пространства микрорайона). Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни  человека (11 часов) 1 17 2 Город сквозь времена и страны.  Образы материальной культуры прошлого. 3 Образ и стиль. Смена стилей как отражение  эволюции образа жизни, сознания людей и  развития производственных возможностей.  Художественно­аналитический обзор  развития образно­стилевого языка  архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры  разных народов и эпох. Архитектура  народного жилища. Храмовая архитектура.  Частный дом. Задания: выполнение работ по теме  1218 Город сегодня и завтра. Пути  развития современной архитектуры и  дизайна. 19 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица «Архитектурные образы прошлых эпох» (зарисовки или живописные этюды части  города, создание узнаваемого силуэта города  из фотоизображений; практическая работа:  фотоколлаж из изображен. произведений  архитектуры и дизайна одного стиля). Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и  эстетические предпосылки и истоки.  Социальный аспект «перестройки» в  архитектуре.  Отрицание канонов и  одновременно использование наследия с учётом нового  уровня материально­строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,  безликости и агрессивности среды  современного города Современные поиски  новой эстетики архитектурного решения в  градостроительстве. Задания: выполнение практ. работ по теме  «Образ современного города и  архитектурного стиля будущего» (коллаж;  графическая фантазийная зарисовка города  будущего; графическая «визитная карточка»  одной из столиц мира). Исторические формы планировки городской  среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные  виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно­ разомкнутая, асимметричн., прямоугольная и др. Схема­планировка и  реальность. Организация пространственной  среды в конструктивных искусствах. Роль  цвета в формир­и пространства. Цветовая среда.        Задания: практ. работы по теме  «Композиционная организация городского  пространства» (создание макетной или  графической схемы организации городского  пространства; создание проекта современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города,  подчинение его элементов какому­ либо главному объекту). 1320 21 Вещь в городе и дома. Городской  дизайн. Вещь в городе и дома. Городской  дизайн. 22 Интерьер и вещь в доме. Дизайн  пространственно­вещной среды Интерьера. 23 Природа и архитектура.  Организация архитектурно­ ландшафтного пространства. 24 Природа и архитектура.  Организация архитектурно­ ландшафтного пространства.  Неповторимость старинных кварталов и  кварталы жилья.  Создание информативного комфорта  городской среды: устройство пешеходных зон в городах,  установка городской мебели (скамьи,  «диваны» и пр.), киосков, информационных  блоков, блоков локального озеленения и т. д. Задания: выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна  объектов городской среды» (создание   коллажно­графической композиции и дизайн­ проекта оформления витрины магазина). Архитектурный «остов» интерьера.                Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и  цвета в интерьер. От унификации к  индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера.  Мебель и архитектура: гармония и контраст.  Дизайнерские детали интерьера.  Зонирование интерьера. Интерьеры  общественных мест (театр, кафе, вокзал,  офис, школа и пр.). Задания: выполнение  практической и аналитической работ по теме  «Роль вещи в образно­стилевом решении  интерьера» (создание образно­коллажной композиции или подготовка реферата;  создание конструктивного или декоративно­ цветового решения элемента сервиза по аналогии c остальными  предметами). Развитие пространственно­конструктивного  мышления. Технология макетирования путём введения в  технику бумагопластики различных  материалов и фактур (ткань, проволока,  фольга, древесина, стекло и т. д.) для  создания архитектурно­ ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога,  газон и т. д.).                             Задания:  выполнение аналитической и практической  работ по теме «Композиция архитектурно­ландшафтного  макета» (выполнение аналитического  упражнения, создание фотоизобразительного  монтажа «Русская усадьба», создание макета ландшафта с  1425 26 27 Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и  его осуществление. Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и  его осуществление. Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и  его осуществление. простейшим архитектурным объектом (беседка, мостик и т. д.).   Единство эстетического и функционального в  объёмно­пространственной организации среды жизнедеятельности людей.  Природно­экологические, историко­ социальные и иные параметры, влияющие на  композиционную планировку города.  Реализация в процессе коллективного  макетирования чувства красоты и  архитектурно­смысловой логики. Задание: выполнение практической творческой коллективной работы по теме  «Проектирование архитектурного образа  города» («Исторический город», «Сказочный  город», «Город будущего»). 15Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)           1 28 Мой дом — мой образ жизни. 2 29 Интерьер, который мы создаем. 30 Пугало в огороде, или… под шёпот фонтанных струй. 3 Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно­дизайнерских  проектах.  Принципы организации и членения пространства  на различн. функциональные зоны: для работы,  отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте  инженерно­бытовых и сан­технических задач.         Задания: выполнение аналитической и практ.  работ по теме « Создание плана­проекта «Дом моей мечты»  (выполнение проектного задания с обоснованием планировки собственного дома,  выполнение графического (поэтажного) плана  дома или квартиры, набросок внешнего вида дома  и прилегающей территории). Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и  цветовой гаммы. Стиль и эклектика.  Отражение в проекте дизайна интерьера образно­ архитектурного замысла и композиционно­ стилевых начал. Создание многофункционального интерьера  собственной комнаты. Способы зонирования  помещения. Задание: выполнение практической работы по  теме «Проект организации многофункционального пространства и вещной  среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный).  Планировка сада, огорода, зонирование  территории. Организация палисадника, садовых  дорожек. Малые архитектурные формы сада:  беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини­пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель,  кормушка для птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.  Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в  интерьере. Задания: выполнение практических работ по  темам: «Дизайн­проект территории приусадебного участка», «Создание фитокомпозиции по типу  икебаны» (выполнение аранжировки растений,  цветов и природных материалов исходя из  1631 Мода, культура и ты. Композиционно­конструктивные  принципы дизайна одежды. 32 Встречают по одёжке. 33 Автопортрет на каждый день. 34 Моделируя себя, моделируешь мир (обобщение темы). принципов композиции). Соответствие материала и формы в одежде.  Технология создания одежды. Целесообразность и мода.  Психология индивидуального и массового. Мода  — бизнес и манипулирование массовым  сознанием. Задания: выполнение аналитической и  практической работ по теме «Мода, культура и ты» (подбор костюмов для  разных людей с учётом специфики их фигуры,  пропорций, возраста; создание 2—3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба).  Психология индивидуального и массового. Мода  — бизнес и манипулирование массовым  сознанием. Возраст и мода. Молодёжная  субкультура и подростковая мода. «Быть или  казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.  Стереотип и китч. Задания: выполнение коллективных практических работ по теме «Дизайн современной одежды» (создание живописного панно с  элементами фото­коллажа на тему современного  молодёжного костюма, создание коллекции моделейобразно­фантазийного костюма в  натуральную величину).  Лик или личина? Искусство грима и причёски.  Форма лица и причёска. Макияж дневной,  вечерний и карнавальный. Грим бытовой и  сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке  и на фотографии. Азбука визажистики и  парикмахерского стилизма. Боди­арт и татуаж  как мода. Задания: выполнение практических работ по теме  «Изменение образа средствами внешней  выразительности» . Человек — мера вещного мира. Он — или его хозяин, или раб. Создавая  «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и  создаёшь мир и своё завтра. Роль дизайна и архитектуры в современном  обществе как важной составляющей,  формирующей его социокультурный облик. 17