Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нагорная общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
Протокол № 02–08/17 от « 28» августа 2017 г.
Утверждена:
Распоряжение № 35р от « 30» августа 2017 г.
Директор МОУ «Нагорная школа»
___________ Н.М. Доброва
Рабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
Составитель:
Учитель ИЗО
Болотчева Надежда Викторовна
дер. Малое КарлиноЛомоносовский район
Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена в
соответствии с Примерной программой основного общего образования по
изобразительному искусству с учетом требований Федерального Государственного
2017 год
образовательного стандарта основного общего образования на основании следующих
нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29.12.1012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской
федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства
образования РФ от 09.03.2004 г. №1312, с учетом изменений, внесенных приказом
Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом
Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 №74 «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от
09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012
№69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства
образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089»;
Примерные программы по изобразительному искусству: М.: «Просвещение». 2011
г.
Авторской программы по курсу «Изобразительное искусство и художественный
труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского (59 классы).
М.: «Просвещение». 2015г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира формирование осознанного,
2уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование 7 нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
3
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально
ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности
В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны :
произведения
анализировать
архитектуры
уметь
дизайна;
знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие
начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественнообразных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать
архитектурнодизайнерские объекты (в графике и объёме);
объёмнопространственные
композиции,
моделировать
и
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно
производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмнопространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную,
глубиннопространственную композицию;
объёмную и
4из
(макеты
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов,
статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и
архитектуре
пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж,
мозаика,
скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы.
монументальная
картона,
роспись,
бумаги,
Воспитательные цели курса:
и
оценку
области
нравственной
формирование
формирования
чужим
смысла
своим
нравственного
культуры:
В
– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
предметнопродуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России,
российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к
нравственному
совершенствованию;
– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
– формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности
школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
поступкам;
нравственную
–
учения;
– формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной
самооценки,
оптимизма;
– принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных
традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
– формирование
ценностей и чувств;
– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
– формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
результата.
настойчивости
В
культуры:
– формирование основ российской культурной и гражданской идентичности
(самобытности);
– пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за
эстетических потребностей,
в
формирования
самоуважения
достижении
жизненного
социальной
области
и
5и
понимания
других
людей
и
патриотизма
гражданской
родителями,
сопереживания
формирование
Отечество;
– воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
–
солидарности;
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками,
старшими детьми в решении общих проблем;
– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия
(гуманности)
им;
– становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных
ориентаций;
– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
– формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей
России.
В
культуры:
– формирование отношения к семье как основе российского общества;
– формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого
младшим;
– формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России,
семейных
ним;
– знакомство обучающегося с культурноисторическими и этническими традициями
российской семьи.
всех
формирования
отношения
уважения
семейной
к
старшим
и
народов
области
и
к
ролях
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел.
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Мир, который создаёт человек. Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн
и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания.
Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно,
линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск
уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и
статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его
художественнокомпозиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты.
II раздел.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
От плоскостного изображения — к макетированию объёмнопространственных
композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.
6Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий.
Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и
историческое видоизменение основных элементов здания.
Унификация — важное звено архитектурнодизайнерской деятельности.
Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.
Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи.
Отражение времени в вещи.
Взаимосвязь материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте.
Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
IIIраздел.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11
часов).
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От
шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства.
История архитектуры и дизайна как развитие образностилевого языка конструктивных
искусств и технических возможностей эпохи.
Массовопромышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и
сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь
дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтнопарковая архитектура и
ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
IVраздел.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование (7часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа,
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное
проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа
в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или
комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа
персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек
моделирует современный мир.
Тематический план
№
п/п
Название раздела в рабочей программе
Количество часов
в рабочей программе
71
2
3
4
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа
дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий.
Художественный язык
конструктивных искусств.
Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры в жизни
человека.
Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.
8
8
11
7
№
п/п
1
Тема урока
Основные виды деятельности учащихся
2
3
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции
—
основа дизайна и архитектуры (8 часов)
1
1
2
Основы композиции
в конструктивных
искусствах. ТБ
2
3
Основы композиции
в конструктивных
искусствах.
Прямые линии и организация
пространства
3
Находить в окружающем рукотворном мире
примеры плоскостных и объёмно
пространственных композиций.
Выбирать способы компоновки
композиции и составлять различные
плоскостные композиции из 1—4 и более
простейших форм (прямоугольников),
располагая их по принципу сим
метрии или динамического равновесия.
Выполнение практических
работ по теме «Основы композиции в
графическом дизайне» (зрительное равновесие
масс в композиции, динамическое равновесие
в композиции, гармония, сгущённость и
разреженность
формы).
Решение с помощью простейших
композиционных элементов художествено
8эмоциональных задач. Ритм и
движение, разреженность и сгущённость.
Прямые линии: соединение элементов
композиции и членение плоскости.
Образнохудожественная осмысленность
простейших плоскостных композиций.
Монтажность соединений элементов,
порождающая новый образ.
Задание: выполнение практических
работ по теме «Прямые линии — элемент
организации плоскостной композиции».
Функциональные задачи цвета в
конструктивных искусствах. Применение
локального цвета. Сближенность
цветов и контраст. Цветовой акцент,
ритм цветовых форм, доминанта.
Выразительность линии, и пятна,
интонационность и многоплановость.
Задание: выполнение практ. работ по теме
«Акцентирующая роль цвета в организации
композиционного
пространства»; выполнение аналитической
работы по теме «Абстрактные
формы в искусстве».
Буква как изобразительносмысловой символ
звука. Буква и искусство шрифта,
«архитектура» шрифта, шрифтовые
гарнитуры. Шрифт и содержание
текста.
Понимание печатного слова, типографской
строки как элементов плоскостной
композиции. Логотип.
Задание: выполнение аналитических и
практических работ по теме
«Буква — изобразительный элемент
композиции».
Синтез слова и изображения в искусстве
плаката, монтажность их соединения,
образноинформационная цельность.
Стилистика изображений и способы
их композиционного расположения в
пространстве плаката и поздравительной
открытки.
Задание: выполнение практических
работ по теме «Изображение — образный
элемент композиции на примере
макетирования эскиза плаката и открытки».
Многообразие видов графического
9
4
5
6
7
Цвет — элемент
композиционного
творчества.
Свободные формы:
линии и тоновые
пятна.
Буква — строка —
текст. Искусство
шрифта.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне.
8 Многообразие формграфического дизайна.
дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения.
Элементы, составляющие конструкцию
и художественное оформление книги,
журнала. Коллажная композиция: образность
и технология.
Задание: выполнение практических
работ по теме «Коллективная деловая
игра: проектирование книги (журнала),
создание макета журнала» (в технике
коллажа или на компьютере).
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
1
9
Объект и пространство.
2
10 Взаимосвязь объектов
в архитектурном
макете
11 Конструкция: часть и целое. Здание
как
3
Композиция плоскостная и пространственная.
Прочтение плоскостной
композиции как схематического изображения
объёмов в пространстве при
взгляде на них сверху. Композиция пятен и
линий как чертёж объектов в
пространстве. Понятие чертежа как
плоскостного изображения объёмов,
когда точка — вертикаль, круг — цилиндр
или шар, кольцо — цилиндр
и т. д. Понимание учащимися проекционной
природы чертежа.
Задание: практ. работы по теме
«Соразмерность и пропорциональность
объёмов в пространстве» (создание объёмно
пространственных макетов)
Прочтение по рисунку простых
геометрических тел, а также прямых,
ломаных, кривых линий. Конструирование их
в объёме и применение в пространственно
макетных композициях.
Вспомогательные соединительные
элементы в пространственной композиции.
Понятие рельефа местности и способы его
обозначения на макете. Дизайн проекта:
введение монохромного цвета.
Задание: выполнение практической
работы по теме «Композиционная взаимосвязь
объектов в макете» (создание
объёмнопространственного макета из
2—3 объёмов).
Прослеживание структур зданий различных
архитектурных стилей и эпох.
10сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.
12 Конструкция: часть и целое. Здание
как
сочетание различных
объёмов. Понятие модуля.
13 Важнейшие архитектурные
элементы
Здания.
14 Красота и целесообразность. Вещь
как
сочетание объёмов и
образ времени.
15 Форма и материал.
Выявление простых объёмов, образующих
дом. Взаимное влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер
постройки. Баланс функциональности и
художественной красоты здания. Деталь
и целое. Достижение выразительности и
целесообразности конструкции.
Задание: выполнение практ.
работ по темам: «Разнообразие объёмных
форм, их композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных форм в единое
архитектурное целое», «Модуль как основа
эстетической цельности в конструкции».
Рассмотрение различных типов зданий,
выявление горизонтальных, вертикальных,
наклонных элементов, входящих в их
структуру. Возникновение и историческое
развитие главных архитектурных элементов
здания (перекрытия, стены, окна, двери,
крыша, а также арки, купола, своды, колонны
и др.). Использование элементов
здания в макете архитектурного объекта.
Задания: выполнение практических работ по
теме «Проектирование объёмно
пространственного объекта из важнейших
элементов здания» (создание
макетов).
Многообразие мира вещей. Внешний облик
вещи. Выявление сочетающихся объёмов.
Функция вещи и целесообразность сочетаний
объёмов.
Дизайн вещи как искусство и социальное
проектирование. Вещь как
образ действительности и времени. Сочетание
образного и рационального.
Красота — наиболее полное выявление
функции вещи.
Задания: выполнение аналитической работы
по теме «Аналитическая
зарисовка бытового предмета», а также
творческой работы «Создание образно
тематической инсталляции» (портрет
человека, портрет времени, портрет времени
действия).
Взаимосвязь формы и материала. Влияние
функции вещи на материал, из которого она
будет создаваться. Роль материала в
определении формы. Влияние развития
технологий и материалов
1116 Цвет в архитектуре
и дизайне. Роль цвета
в формотворчестве.
на изменение формы вещи (например, бытовая
аудиотехника — от деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым
формам и т. д.).
Задания: выполнение практических работ по
теме «Определяющая роль материала в
создании формы, конструкции и назначении
вещи» (проекты «Сочинение вещи», «Из вещи
— вещь»).
Эмоциональное и формообразующее
значение цвета в дизайне и архитектуре.
Влияние цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его
назначения в конструктивных искусствах.
Цвет и окраска. Преобладание локального
цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Влияние на восприятие цвета его нахождения
в пространстве архитектурнодизайнерского
объекта, формы цветового пятна, а также
мягкого или резкого его очертания, яркости
цвета. Специфика влияния различных цветов
спектра и их тональностей. Фактура
цветового покрытия.
Задание: выполнение коллективной
практической работы по теме «Цвет как
конструктивный, пространственный и
декоративный элемент композиции» (создание
комплекта упаковок из
3—5 предметов; макета цветового решения
пространства микрорайона).
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни
человека (11 часов)
1
17
2
Город сквозь времена и страны.
Образы
материальной культуры прошлого.
3
Образ и стиль. Смена стилей как отражение
эволюции образа жизни, сознания людей и
развития производственных возможностей.
Художественноаналитический обзор
развития образностилевого языка
архитектуры как этапов духовной,
художественной и материальной культуры
разных народов и эпох. Архитектура
народного жилища. Храмовая архитектура.
Частный дом.
Задания: выполнение работ по теме
1218
Город сегодня и завтра. Пути
развития
современной архитектуры и
дизайна.
19 Живое пространство
города. Город, микрорайон, улица
«Архитектурные образы прошлых эпох»
(зарисовки или живописные этюды части
города, создание узнаваемого силуэта города
из
фотоизображений; практическая работа:
фотоколлаж из изображен. произведений
архитектуры и дизайна одного стиля).
Архитектурная и градостроительная
революция XX века. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки.
Социальный аспект «перестройки» в
архитектуре. Отрицание канонов и
одновременно
использование наследия с учётом нового
уровня материальностроительной
техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды
современного города Современные поиски
новой эстетики архитектурного решения в
градостроительстве.
Задания: выполнение практ. работ по теме
«Образ современного города и
архитектурного стиля будущего» (коллаж;
графическая фантазийная зарисовка города
будущего; графическая «визитная карточка»
одной из столиц
мира).
Исторические формы планировки городской
среды и их связь с образом
жизни людей. Различные композиционные
виды планировки города:
замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно
разомкнутая, асимметричн.,
прямоугольная и др. Схемапланировка и
реальность. Организация пространственной
среды в конструктивных искусствах. Роль
цвета в
формири пространства. Цветовая среда.
Задания: практ. работы по теме
«Композиционная организация городского
пространства» (создание макетной или
графической схемы организации городского
пространства; создание проекта современного
здания в исторически сложившейся городской
среде;
создание макета небольшой части города,
подчинение его элементов какому
либо главному объекту).
1320
21
Вещь в городе и дома. Городской
дизайн.
Вещь в городе и дома. Городской
дизайн.
22 Интерьер и вещь в доме. Дизайн
пространственновещной среды
Интерьера.
23 Природа и архитектура.
Организация архитектурно
ландшафтного пространства.
24 Природа и архитектура.
Организация архитектурно
ландшафтного пространства.
Неповторимость старинных кварталов и
кварталы жилья.
Создание информативного комфорта
городской
среды: устройство пешеходных зон в городах,
установка городской мебели (скамьи,
«диваны» и пр.), киосков, информационных
блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Задания: выполнение практических
работ по теме «Проектирование дизайна
объектов городской среды» (создание
коллажнографической композиции и дизайн
проекта оформления витрины магазина).
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и
цвета в интерьер. От унификации к
индивидуализации подбора
вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония и контраст.
Дизайнерские детали интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры
общественных мест (театр, кафе, вокзал,
офис, школа и пр.). Задания: выполнение
практической и аналитической работ по теме
«Роль вещи в образностилевом решении
интерьера» (создание образноколлажной
композиции или подготовка реферата;
создание конструктивного или декоративно
цветового решения элемента
сервиза по аналогии c остальными
предметами).
Развитие пространственноконструктивного
мышления.
Технология макетирования путём введения в
технику бумагопластики различных
материалов и фактур (ткань, проволока,
фольга, древесина, стекло и т. д.) для
создания архитектурно
ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога,
газон и т. д.). Задания:
выполнение аналитической и практической
работ по теме
«Композиция архитектурноландшафтного
макета» (выполнение аналитического
упражнения, создание фотоизобразительного
монтажа «Русская
усадьба», создание макета ландшафта с
1425
26
27
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и
его осуществление.
простейшим архитектурным объектом
(беседка, мостик и т. д.).
Единство эстетического и функционального в
объёмнопространственной
организации среды жизнедеятельности людей.
Природноэкологические, историко
социальные и иные параметры, влияющие на
композиционную планировку города.
Реализация в процессе коллективного
макетирования чувства красоты и
архитектурносмысловой логики.
Задание: выполнение практической
творческой коллективной работы по теме
«Проектирование архитектурного образа
города» («Исторический город», «Сказочный
город», «Город будущего»).
15Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)
1
28 Мой дом — мой образ жизни.
2
29 Интерьер, который мы создаем.
30 Пугало в огороде,
или… под шёпот фонтанных струй.
3
Мечты и представления о своём будущем жилище,
реализующиеся в архитектурнодизайнерских
проектах.
Принципы организации и членения пространства
на различн. функциональные зоны: для работы,
отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.
Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте
инженернобытовых и сантехнических задач.
Задания: выполнение аналитической и практ.
работ по теме
« Создание планапроекта «Дом моей мечты»
(выполнение проектного задания с
обоснованием планировки собственного дома,
выполнение графического (поэтажного) плана
дома или квартиры, набросок внешнего вида дома
и прилегающей территории).
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и
цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно
архитектурного замысла и композиционно
стилевых начал.
Создание многофункционального интерьера
собственной комнаты. Способы зонирования
помещения.
Задание: выполнение практической работы по
теме «Проект организации
многофункционального пространства и вещной
среды моей жилой комнаты»
(фантазийный или реальный).
Планировка сада, огорода, зонирование
территории. Организация палисадника, садовых
дорожек. Малые архитектурные формы сада:
беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы
и минипруды. Сомасштабные сочетания растений
сада. Альпийские
горки, скульптура, керамика, садовая мебель,
кормушка для птиц и т. д.
Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
Искусство аранжировки.
Икебана как пространственная композиция в
интерьере.
Задания: выполнение практических работ по
темам: «Дизайнпроект территории приусадебного
участка», «Создание фитокомпозиции по типу
икебаны» (выполнение аранжировки растений,
цветов и природных материалов исходя из
1631 Мода, культура и ты.
Композиционноконструктивные
принципы дизайна одежды.
32
Встречают по одёжке.
33 Автопортрет на каждый день.
34 Моделируя себя,
моделируешь мир
(обобщение темы).
принципов композиции).
Соответствие материала и формы в одежде.
Технология создания одежды.
Целесообразность и мода.
Психология индивидуального и массового. Мода
— бизнес и манипулирование массовым
сознанием.
Задания: выполнение аналитической и
практической работ по теме
«Мода, культура и ты» (подбор костюмов для
разных людей с учётом специфики их фигуры,
пропорций, возраста;
создание 2—3 эскизов разных видов
одежды для собственного гардероба).
Психология индивидуального и массового. Мода
— бизнес и манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода. Молодёжная
субкультура и подростковая мода. «Быть или
казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде.
Философия «стаи» и её выражение в одежде.
Стереотип и китч.
Задания: выполнение коллективных
практических работ по теме «Дизайн современной
одежды» (создание живописного панно с
элементами фотоколлажа на тему современного
молодёжного костюма, создание коллекции
моделейобразнофантазийного костюма в
натуральную величину).
Лик или личина? Искусство грима и причёски.
Форма лица и причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим бытовой и
сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке
и на фотографии. Азбука визажистики и
парикмахерского стилизма. Бодиарт и татуаж
как мода.
Задания: выполнение практических работ по теме
«Изменение образа средствами внешней
выразительности» .
Человек — мера вещного мира.
Он — или его хозяин, или раб. Создавая
«оболочку» — имидж, создаёшь
и «душу». Моделируя себя, моделируешь и
создаёшь мир и своё завтра.
Роль дизайна и архитектуры в современном
обществе как важной составляющей,
формирующей его социокультурный облик.
17