Рабочая программа по Изобразительному искусству 7 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой
Оценка 4.7

Рабочая программа по Изобразительному искусству 7 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
7 кл
10.01.2017
Рабочая программа по Изобразительному искусству 7 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой
Цель программы — формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование.
РП_ИЗО_7КЛАСС_МОУ13_ЖУКОВСКИЙ.docx

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Секретарь\Desktop\П.jpg

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

 школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский

Московской области

 

 

«Утверждаю»

 

 

Директор МОУ школа № 13 с УИОП

г. о. Жуковский

_______________/Е.Ф.Тебякина/

 

 

Приказ № 276  от  01.09.2015 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству

(базовый уровень)

7класс

 

 

 

Учитель:

Киселёва Яна Владимировна

Классы:

7А; 7Б; 7В

Количество часов:

всего 34,

в неделю _1_.

На основе «Примерной основной образовательной программы основного  общего образования» (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15).

УМК:

«Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой, 2013г.

 

 

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

1. Введение.

            Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года  № 576 " О внесение изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253», Примерной основной образовательной программе основного  общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15), и УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

            Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:

§  развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

§  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

§  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

§  овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

§  формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.

            Цель программы — формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

            Задачи программы:

Ø  углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;

Ø  формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;

Ø  знакомить с основными принципами художественных стилей (романский, готический, классицизм) и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения собственных творческих работ;

Ø  дать представление об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;

Ø  раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;

Ø  углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также представления о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;

Ø  продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования, с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;

Ø  развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;

Ø  формировать умение конструктивно общаться в процессе коллективной художественно-творческой деятельности;

Ø  развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (дома, в школе, в городе, селе).

 

2. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».

            Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий – даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.

 

            3. Место учебного предмета в учебном плане.

            В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится всего 34 часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 – 7 классах отводится 105 часов.

           

 

            4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:

·         Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·         Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·         Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·         Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·         Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

·         Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:

·         Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·         Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:

·         Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·         Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·         Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·         Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

 

Используемые педагогические технологии.

 

            В процессе обучения по данной программе используются следующие педагогические технологии:

 

ü  Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся; последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания);

ü  Концентрированное обучение (создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса; глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки);

ü  Развивающее обучение (развитие личности и ее способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности);

ü  Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности);

ü  Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);

ü  Обучение развитию критического мышления (обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);

ü  Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).


Содержание курса.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

 

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

 

Язык пластических искусств и художественный образ.

Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

 

Средства художественной выразительности.

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

 

Виды и жанры пластических искусств.

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура – летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.


Тематическое планирование.

№ урока

 

 

 

Тема и тип урока

 

 

 

Элементы содержания

 

 

Планируемые результаты

Дата проведения

 

Виды деятельности

 

Предметные

 

Метапредметные (УУД)

 

Личностные

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 1. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве.

Тема 1. Предметная среда человека в натюрморте. (3 часа)

1

Ожившие вещи.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, об отношении человека к окружающей жизни. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта.

Урок графики.Изображение натюрморта в интерьере по памяти, по представлению или описанию.

Уметь выполнять рисунок натюрморта в интерьере

К.:участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения.

П.:различать характерные особенности предметов.

Р.:анализировать изображения.

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

02. 09. 15 – 05. 09. 15

 

2-3

Атрибуты искусства в твоем натюрморте.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Своеобразие колористической палитры в работах разных живописцев. Разнообразие технических приемов живописи.

Уроки живописи. Натюрморт в цвете с натуры. Приемы выявления формы предметов при помощи цвета и света. Тоновые отношения предметов.

Знать разнообразные приемы живописи, уметь передавать фактуру.

К.: участвовать в обсуждении искусства и его роли в жизни человека.

П.: устанавливать аналогии, классифицировать.

Р.: соотносить твои действия с планируемыми результатами.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

07. 09. 15 – 19. 09. 15

 

Тема 2. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. (3 часа)

4-5

Интерьер.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Интерьер как жанр изобрази-тельного искусства. Интерьер дома – среда, организующая человеческое поведение и способствующая общению между людьми. Линейная и воздушная перспектива в изо-бражении интерьера.

Уроки графики. Выполнение по памяти зарисовок интерьера своего дома или комнаты с различных точек зрения.

Знать правила линейной перспективы в построении интерьера; зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения.

К.: осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач.

Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

21. 09. 15 – 03. 10. 15

 

6

Интерьер твоего дома.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения (столовая, коридор, спальня, зал).

Урок живописи. Выполнение рисунка интерьера в цвете. Выделение в пространстве интерьера одного или нескольких предметов.

Уметь показать линейную и воздушную перспективу в изображении интерьера.

К.: обсуждать творческие работы с одноклассниками и давать оценку результатам деятельности.

П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач.

Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

12. 10. 15 – 17. 10. 15

 

Тема 3. Гармония природы и архитектуры в пейзаже. (2 часа)

7-8

Городской пейзаж.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Изображение в графике и живописи реальной и воображаемой архитектуры в естественной природной среде.

Уроки графики. Изображение городского пейзажа. Композиционное решение пейзажа, определение центра, линии горизонта, точки схода.

Знать особенности архитектурного пейзажа; законы воздушной и линейной перспективы.

К.:участвовать в обсуждении.

П.:сопоставлять изображение реальное и декоративное.

Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

19. 10. 15 – 31. 10. 15

 

Глава 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.

Тема 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль. (3 часа)

9

Внешний облик дворянского особняка.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы XVIII-XIX вв. Важнейшие архитектурные элементы здания в стиле классицизма.

Урок графики. Зарисовки архитектурных элементов фасада усадеб, предметов паркового искусства, отражающих время и эпоху.

Знать архитектурные особенности здания в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе.

К.: объяснять смысл понятий аллегория, символ.

П.: рассматривать образы в искусстве архитектуры.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

02. 11. 15 – 07. 11. 15

 

10-11

Интерьер дворянского особняка.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве.Интерьер дворянской усадьбы XVIII-XIXвв. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты как отражение статуса человека в обществе, его увлечений.

 

Урокиизобразительного творчества. Изображение по описанию в литературных произведениях XIXвинтерьера дворянского дома.

Знать элементы интерьера в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе.

К.: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

09. 11. 15 – 28. 11. 15

 

Тема 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве. (5 часов)

12

Светский костюм русских дворян XVIII-XIX вв.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве.Одежда дворянского сословия. Элементы женского и мужского костюма.Украшения и аксессуары: нашивки, ожерелья, кружева, пуговицы.

 

Урок графики. Зарисовка элементов мужской и женской одежды, причесок по представлению и описанию.

Уметь отобразить целостность цветового решения костюма; строить фигуру человека с учетом пропорций частей тела.

К.:уметь находить общее решение на основе учета интересов.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

30. 11. 15 – 05. 12. 15

 

13-14

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Человек как главный объект скульптуры.Виды скульптурного портрета (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа).

 

Урокискульптуры. Лепка композиции из двух фигур в движении с компоновкой их в едином действии на темы «Встреча», «Танцующая пара».

Уметь отобразить образ человека в разнообразных пластических решениях; лепить фигуру человека в движении..

К.:участвовать в обсуждении.

П.: сопоставлять изображение реальное и декоративное.

Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

07. 12. 15 – 19. 12. 15

 

15-16

Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Дворянские праздники в усадьбе. Традиции их проведения.Отражение традиций русских балов в искусстве. Гармония и единство стиля.

Уроки изобразительного творчества. Выполнение фигур участников бала по представлению и описанию к коллективной композиции «Бал в дворянской усадьбе».

Знать традиции проведения дворянских праздников в усадьбе.

К.: формирование и развитие ИКТ-компетентности.

П.: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Р.: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

21. 12. 15 – 31. 12. 15

 

Глава 3. Народный мастер – носитель национальной культуры.

Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. (8 часов)

17-18

Вышивка.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.Образы древней славянской мифологии, мифологические архетипы в мотивах русской народной вышивки.

Урокинародноготворчества. Выполнение узора по мотивам народной вышивки в технике коллажа.

Значение и место народной вышивки; образы древней славянской мифологии, архетипы; символику орнаментальных мотивов.

К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

П.:осуществлять осознанный выбор в учебной и познаватель-ной деятельности.

Р.: определять способы действий в рамках предложенных требований.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

11. 01. 16 – 23. 01. 16

 

19-21

Роспись по дереву.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства.Истоки росписи в художественной культуре Древней Руси. Локальные школы народного мастерства Русского Севера.

 

Уроки народного творчества.Выполнение упражнений на повтор главных элементов орнамента и сюжетной композиции для декора-тивного панно по мотивам росписей Русского Севера.

Знать истоки росписи в культуре Древней Руси; использовать задачи на повтор в практической работе.

К.:организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям.

25. 01. 16 – 13. 02. 16

 

22

Глиняная игрушка.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России.Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки.

Урок народного творчества. Импровизация по мотивам народной игрушки, технология выполнения игрушки-свистульки.

Знать народные школы русской глиняной игрушки.

К.: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов.

П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р.:планировать свою деятельность.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям.

15. 02. 16 – 20. 02. 16

 

23-24

Ювелирное искусство.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета.Ювелирное украшение как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца.

 

Уроки народного творчества. Разработка и моделирование украшений для современного молодежного костюма.

Уметь формировать целостность народного и современного костюмов с помощью украшений.

К.: организовывать учебное сотрудничество.

П.: строить логическое рассуждение; делать выводы.

Р.: соотносить свои действия с планируемым результатом.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

29. 02. 16 – 12. 03. 16

 

Тема 7.Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства. (2 часа)

25-26

Ярмарочный торг. Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: фольклор, устное народное творчество, театр, ДПИ.Декоративное убранство ярмарки: плакаты, афиши, шары и т.п.

 

Уроки народного творчества. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров.

Формирование заинтересован-ного отношения к традициям художественной культуры.

К.:работать индивидуально и в группе.

П.: ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям..

09. 03. 16 – 26. 03. 16

 

Глава 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и в искусстве. Техника и искусство.

Тема 8. Творческая активность человека, способность проявлять твердость духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. (5 часов)

27

«Галактическая птица».

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Космическая тема в искусстве. Особенности проектирования предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.

 

Урок графики. Выполнение зарисовок различных межконтинентальных и космических летательных аппаратов.

Уметь стилизовать реальные формы природы в конструктивные.

К.:работать индивидуально и в группе.

П.:ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

28. 03. 16 – 02. 04. 16

 

28-29

Проект твоей космической станции.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Космическая тема в творчестве художников-фантастов.Изобразительное творчество летчика-космонавта А.Леонова.

Уроки декоративного творчества. Проектирование макета космической станции.

Передавать равновесие, устойчивость, динамику с помощью простых геометрических форм.

К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: самостоятельно планировать пути достижения целей.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

11. 04. 16 – 23. 04. 16

 

30-31

Защитник Отечества в портретной живописи.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Образ защитника Отечества – одна из распространенных тем в изобразительном искусстве.Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа.

 

Урокиживописи. Работа над композицией портрета на темы: «Пришел солдат с фронта», «Десантник», «Мой дед - танкист» и др.

Приобретение опыта художественно-творческой деятельности с применением разных материалов в живописи портрета.

К.: работать индивидуально и в группе; находить общее решение.

П.: строить логическое рассуждение, умозаключение.

Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

25. 05. 16 – 07. 05. 16

 

Тема 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. (3 часа)

32

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Образы победителей Олимпийских игр в античной скульптуре. Много-образие спортивной тематики, сюжетов, графических и живописных техник как проявление восхищения современных художников силой, ловкостью, телосложением спортсменов.

Урок графики. Выполнение набросков с натуры и по представлению фигуры человека в различных движениях.

Знать способы передачи динамики и пластики в графике и рисунке.

К.: владеть устной и письменной,  монологической контекстной речью.

П.: развивать мышление, уметь его применять.

Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности.

10. 05. 16 – 14. 05. 16

 

33-34

Спортивный праздник в твоей композиции.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов, болельщиков в творчестве современных художников.

 

Уроки живописи. Выбор темы, сюжета: «Школьная спартакиада», «На старте», «Велосипедисты» и т.д.

Знать значение колорита и освещения в объединении фигур в композицию.

К.: организовывать учебное сотрудничество.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: владеть основами самоконтроля и самооценки.

Формирование ответственного отношения к учению.

16. 05. 16 – 28. 05. 16

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

2

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

3

Рабочая программа по изобразительному искусству

Д

4

Учебно-методические комплекты по программе «Изобразительное искусство. 5 – 8 классы» авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой

К

5

Учебники по изобразительному искусству

К

6

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

7

Методические журналы по искусству

Д

8

Учебно-наглядные пособия

Ф Д

9

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

10

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

11

Альбомы по искусству

Д

12

Книги о художниках и художественных музеях

Д

13

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

14

Словарь искусствоведческих терминов

П

Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художников

Д

16

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

17

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

19

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

20

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной графике

К

Информационно-коммуникационные средства

21

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

Д

22

Электронные библиотеки по искусству

Д

23

Игровые художественные компьютерные программы

Д

Технические средства обучения (ТСО)

24

Музыкальный центр

Д

25

CD/DVD-проигрыватели

Д

26

Телевизор

Д

27

Видеомагнитофон

Д

28

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

29

Мультимедийный проектор

Д

30

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

31

Экран (на штативе или навесной)

Д

32

Фотоаппарат

Д

Экранно-звуковые пособия

33

Аудиозаписи с музыкой, литературные произведения

Д

34

DVD-фильмы:

- памятники архитектуры;

- художественные музеи;

- виды изобразительного искусства;

- творчество отдельных художников;

- народные промыслы;

- декоративно-прикладное искусство;

- художественные технологии.

Д

35

Презентации на CD или DVD:

- по видам изобразительных (пластических) искусств;

- по жанрам изобразительных искусств;

- по памятникам архитектуры России и мира;

- по стилям и направлениям в искусстве;

- по народным промыслам;

- по декоративно-прикладному искусству;

- по творчеству художников.

Д

Учебно-практическое оборудование

36

Краски акварельные

К

37

Краски гуашевые

К

38

Тушь

К

39

Ручки с перьями

К

40

Бумага А3, А4

К

41

Бумага цветная

К

42

Фломастеры

К

43

Восковые мелки

К

44

Пастель

Ф

45

Сангина

К

46

Уголь

К

47

Кисти беличьи № 3, 5, 10

К

48

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

49

Ёмкости для воды

К

50

Стеки (набор)

К

51

Пластилин/глина

К

52

Клей

Ф

53

Ножницы

К

Модели и натурный фонд

54

Муляжи фруктов и овощей (комплект)

Д

55

Гербарии

Ф

56

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

57

Модели геометрических тел

Д

58

Маски античных голов

Д

59

Обрубовочная голова

Д

60

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

61

Драпировки

П

62

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

П

Специализированная учебная мебель

63

Столы рисовальные

К

64

Стулья

К

65

Стеллажи для книг и оборудования

Д

66

Мебель для проекционного оборудования

Д

67

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

           

            Для отображения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорённых случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

           

 

 

 


Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится:

·                    понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

·                    осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

·                    понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

·                    осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

o        выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

o        определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

o        различать произведения разных эпох, художественных стилей;

o        различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выпускник научится:

·                    понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

·                    осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

·                    осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить ссобственной и давать ей оценку;

·                    передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

·                    осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

o        понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

o        осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

o        понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.

Выпускник научится:

·                    эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

·                    понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

·                    создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

·                    создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

·                    наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·                    использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.

Выпускник получит возможность научиться:

o        анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

o        понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

o        анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Выпускник научится:

·                    различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·                    различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

·                    различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

o        определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

o        понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 

 

 

 

«Согласовано»

на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла

Руководитель ШМО __________________Баланцова И.А.

Протокол №1 от «31» августа 2015г.

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР __________________Кондрашкина С.И.

«31» августа 2015г.


 

Российская Федерация Министерство образования и науки

Российская Федерация Министерство образования и науки

Пояснительная записка. 1. Введение

Пояснительная записка. 1. Введение

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания

В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ·

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ·

Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности); ü

Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности); ü

Содержание курса. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Содержание курса. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира

Тематическое планирование. № урока

Тематическое планирование. № урока

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Интерьер твоего дома. Комбинирован-ный урок

Интерьер твоего дома. Комбинирован-ный урок

Глава 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

Глава 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

XVIII - XIX вв. Урок формирования новых знаний

XVIII - XIX вв. Урок формирования новых знаний

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Роспись по дереву. Урок формирования новых знаний

Роспись по дереву. Урок формирования новых знаний

Ювелирное искусство. Урок формирования новых знаний

Ювелирное искусство. Урок формирования новых знаний

Галактическая птица». Комбинирован-ный урок

Галактическая птица». Комбинирован-ный урок

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Спортивный праздник в твоей композиции

Спортивный праздник в твоей композиции

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Мультимедийные обучающие художественные программы

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д Учебно-практическое оборудование 36

Д Учебно-практическое оборудование 36

Модели геометрических тел

Модели геометрических тел

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

Язык пластических искусств и художественный образ

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник получит возможность научиться: o определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; o понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств

Выпускник получит возможность научиться: o определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; o понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017