Российская Федерация
Министерство образования и науки
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Московской области
|
|
«Утверждаю» |
|
|
Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский _______________/Е.Ф.Тебякина/ |
|
|
Приказ № 276 от 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
(базовый уровень)
7класс
Учитель: |
Киселёва Яна Владимировна |
||||
Классы: |
7А; 7Б; 7В |
||||
Количество часов: |
всего 34, |
в неделю _1_. |
|||
На основе «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15). |
|||||
УМК: |
«Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой, 2013г. |
||||
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
1. Введение.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года № 576 " О внесение изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253», Примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15), и УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:
§ развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
§ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
§ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
§ овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
§ формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
Цель программы — формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы:
Ø углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве;
Ø формировать зрительскую компетентность в процессе дальнейшего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства;
Ø знакомить с основными принципами художественных стилей (романский, готический, классицизм) и развивать чувство стиля и художественный вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения собственных творческих работ;
Ø дать представление об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа;
Ø раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
Ø углублять представления учащихся о синкретичности народного искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также представления о взаимодействии профессионального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта;
Ø продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования, с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных центров традиционных художественных промыслов;
Ø развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа;
Ø формировать умение конструктивно общаться в процессе коллективной художественно-творческой деятельности;
Ø развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (дома, в школе, в городе, селе).
2. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий – даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится всего 34 часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 – 7 классах отводится 105 часов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:
· Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 7 классе:
· Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Используемые педагогические технологии.
В процессе обучения по данной программе используются следующие педагогические технологии:
ü Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся; последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания);
ü Концентрированное обучение (создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса; глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки);
ü Развивающее обучение (развитие личности и ее способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности);
ü Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности);
ü Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);
ü Обучение развитию критического мышления (обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);
ü Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).
Содержание курса.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
Средства художественной выразительности.
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура – летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Тематическое планирование.
№ урока |
Тема и тип урока |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||
Виды деятельности |
Предметные |
Метапредметные (УУД) |
Личностные |
План |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Глава 1. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях в изобразительном искусстве. Тема 1. Предметная среда человека в натюрморте. (3 часа) |
||||||||
1 |
Ожившие вещи. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, об отношении человека к окружающей жизни. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта. |
Урок графики.Изображение натюрморта в интерьере по памяти, по представлению или описанию. |
Уметь выполнять рисунок натюрморта в интерьере |
К.:участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения. П.:различать характерные особенности предметов. Р.:анализировать изображения. |
Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера. |
02. 09. 15 – 05. 09. 15 |
|
2-3 |
Атрибуты искусства в твоем натюрморте. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Своеобразие колористической палитры в работах разных живописцев. Разнообразие технических приемов живописи. |
Уроки живописи. Натюрморт в цвете с натуры. Приемы выявления формы предметов при помощи цвета и света. Тоновые отношения предметов. |
Знать разнообразные приемы живописи, уметь передавать фактуру. |
К.: участвовать в обсуждении искусства и его роли в жизни человека. П.: устанавливать аналогии, классифицировать. Р.: соотносить твои действия с планируемыми результатами. |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. |
07. 09. 15 – 19. 09. 15 |
|
Тема 2. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. (3 часа) |
||||||||
4-5 |
Интерьер. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Интерьер как жанр изобрази-тельного искусства. Интерьер дома – среда, организующая человеческое поведение и способствующая общению между людьми. Линейная и воздушная перспектива в изо-бражении интерьера. |
Уроки графики. Выполнение по памяти зарисовок интерьера своего дома или комнаты с различных точек зрения. |
Знать правила линейной перспективы в построении интерьера; зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения. |
К.: осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей. П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач. Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера. |
21. 09. 15 – 03. 10. 15 |
|
6 |
Интерьер твоего дома. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения (столовая, коридор, спальня, зал). |
Урок живописи. Выполнение рисунка интерьера в цвете. Выделение в пространстве интерьера одного или нескольких предметов. |
Уметь показать линейную и воздушную перспективу в изображении интерьера. |
К.: обсуждать творческие работы с одноклассниками и давать оценку результатам деятельности. П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач. Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
12. 10. 15 – 17. 10. 15 |
|
Тема 3. Гармония природы и архитектуры в пейзаже. (2 часа) |
||||||||
7-8 |
Городской пейзаж. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Изображение в графике и живописи реальной и воображаемой архитектуры в естественной природной среде. |
Уроки графики. Изображение городского пейзажа. Композиционное решение пейзажа, определение центра, линии горизонта, точки схода. |
Знать особенности архитектурного пейзажа; законы воздушной и линейной перспективы. |
К.:участвовать в обсуждении. П.:сопоставлять изображение реальное и декоративное. Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира. |
19. 10. 15 – 31. 10. 15 |
|
Глава 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. Тема 4. Русская усадьба как архитектурный ансамбль. (3 часа) |
||||||||
9 |
Внешний облик дворянского особняка. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Русская дворянская усадьба как родовое гнездо. Архитектурный облик русской усадьбы XVIII-XIX вв. Важнейшие архитектурные элементы здания в стиле классицизма. |
Урок графики. Зарисовки архитектурных элементов фасада усадеб, предметов паркового искусства, отражающих время и эпоху. |
Знать архитектурные особенности здания в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе. |
К.: объяснять смысл понятий аллегория, символ. П.: рассматривать образы в искусстве архитектуры. Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира. |
02. 11. 15 – 07. 11. 15 |
|
10-11 |
Интерьер дворянского особняка. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве.Интерьер дворянской усадьбы XVIII-XIXвв. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты как отражение статуса человека в обществе, его увлечений.
|
Урокиизобразительного творчества. Изображение по описанию в литературных произведениях XIXвинтерьера дворянского дома. |
Знать элементы интерьера в стиле классицизма; уклад дворянской жизни в усадьбе. |
К.: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира. |
09. 11. 15 – 28. 11. 15 |
|
Тема 5. Одежда и быт русских дворян в искусстве. (5 часов) |
||||||||
12 |
Светский костюм русских дворян XVIII-XIX вв. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве.Одежда дворянского сословия. Элементы женского и мужского костюма.Украшения и аксессуары: нашивки, ожерелья, кружева, пуговицы.
|
Урок графики. Зарисовка элементов мужской и женской одежды, причесок по представлению и описанию. |
Уметь отобразить целостность цветового решения костюма; строить фигуру человека с учетом пропорций частей тела. |
К.:уметь находить общее решение на основе учета интересов. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи. |
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
30. 11. 15 – 05. 12. 15 |
|
13-14 |
Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Человек как главный объект скульптуры.Виды скульптурного портрета (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа).
|
Урокискульптуры. Лепка композиции из двух фигур в движении с компоновкой их в едином действии на темы «Встреча», «Танцующая пара». |
Уметь отобразить образ человека в разнообразных пластических решениях; лепить фигуру человека в движении.. |
К.:участвовать в обсуждении. П.: сопоставлять изображение реальное и декоративное. Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира. |
07. 12. 15 – 19. 12. 15 |
|
15-16 |
Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Дворянские праздники в усадьбе. Традиции их проведения.Отражение традиций русских балов в искусстве. Гармония и единство стиля. |
Уроки изобразительного творчества. Выполнение фигур участников бала по представлению и описанию к коллективной композиции «Бал в дворянской усадьбе». |
Знать традиции проведения дворянских праздников в усадьбе. |
К.: формирование и развитие ИКТ-компетентности. П.: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Р.: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира. |
21. 12. 15 – 31. 12. 15 |
|
Глава 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. (8 часов) |
||||||||
17-18 |
Вышивка. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства.Образы древней славянской мифологии, мифологические архетипы в мотивах русской народной вышивки. |
Урокинародноготворчества. Выполнение узора по мотивам народной вышивки в технике коллажа. |
Значение и место народной вышивки; образы древней славянской мифологии, архетипы; символику орнаментальных мотивов. |
К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. П.:осуществлять осознанный выбор в учебной и познаватель-ной деятельности. Р.: определять способы действий в рамках предложенных требований. |
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
11. 01. 16 – 23. 01. 16 |
|
19-21 |
Роспись по дереву. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Художественная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства.Истоки росписи в художественной культуре Древней Руси. Локальные школы народного мастерства Русского Севера.
|
Уроки народного творчества.Выполнение упражнений на повтор главных элементов орнамента и сюжетной композиции для декора-тивного панно по мотивам росписей Русского Севера. |
Знать истоки росписи в культуре Древней Руси; использовать задачи на повтор в практической работе. |
К.:организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям. |
25. 01. 16 – 13. 02. 16 |
|
22 |
Глиняная игрушка. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Отличительные черты локальных школ народной глиняной игрушки разных регионов России.Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. |
Урок народного творчества. Импровизация по мотивам народной игрушки, технология выполнения игрушки-свистульки. |
Знать народные школы русской глиняной игрушки. |
К.: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов. П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р.:планировать свою деятельность. |
Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям. |
15. 02. 16 – 20. 02. 16 |
|
23-24 |
Ювелирное искусство. Урок формирования новых знаний. |
Диалоги об искусстве. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета.Ювелирное украшение как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца.
|
Уроки народного творчества. Разработка и моделирование украшений для современного молодежного костюма. |
Уметь формировать целостность народного и современного костюмов с помощью украшений. |
К.: организовывать учебное сотрудничество. П.: строить логическое рассуждение; делать выводы. Р.: соотносить свои действия с планируемым результатом. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
29. 02. 16 – 12. 03. 16 |
|
Тема 7.Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства. (2 часа) |
||||||||
25-26 |
Ярмарочный торг. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: фольклор, устное народное творчество, театр, ДПИ.Декоративное убранство ярмарки: плакаты, афиши, шары и т.п.
|
Уроки народного творчества. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров. |
Формирование заинтересован-ного отношения к традициям художественной культуры. |
К.:работать индивидуально и в группе. П.: ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям.. |
09. 03. 16 – 26. 03. 16 |
|
Глава 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и в искусстве. Техника и искусство. Тема 8. Творческая активность человека, способность проявлять твердость духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. (5 часов) |
||||||||
27 |
«Галактическая птица». Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Космическая тема в искусстве. Особенности проектирования предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.
|
Урок графики. Выполнение зарисовок различных межконтинентальных и космических летательных аппаратов. |
Уметь стилизовать реальные формы природы в конструктивные. |
К.:работать индивидуально и в группе. П.:ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. |
28. 03. 16 – 02. 04. 16 |
|
28-29 |
Проект твоей космической станции. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Космическая тема в творчестве художников-фантастов.Изобразительное творчество летчика-космонавта А.Леонова. |
Уроки декоративного творчества. Проектирование макета космической станции. |
Передавать равновесие, устойчивость, динамику с помощью простых геометрических форм. |
К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: самостоятельно планировать пути достижения целей. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию |
11. 04. 16 – 23. 04. 16 |
|
30-31 |
Защитник Отечества в портретной живописи. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Образ защитника Отечества – одна из распространенных тем в изобразительном искусстве.Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа.
|
Урокиживописи. Работа над композицией портрета на темы: «Пришел солдат с фронта», «Десантник», «Мой дед - танкист» и др. |
Приобретение опыта художественно-творческой деятельности с применением разных материалов в живописи портрета. |
К.: работать индивидуально и в группе; находить общее решение. П.: строить логическое рассуждение, умозаключение. Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий. |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию |
25. 05. 16 – 07. 05. 16 |
|
Тема 9. Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. (3 часа) |
||||||||
32 |
Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Образы победителей Олимпийских игр в античной скульптуре. Много-образие спортивной тематики, сюжетов, графических и живописных техник как проявление восхищения современных художников силой, ловкостью, телосложением спортсменов. |
Урок графики. Выполнение набросков с натуры и по представлению фигуры человека в различных движениях. |
Знать способы передачи динамики и пластики в графике и рисунке. |
К.: владеть устной и письменной, монологической контекстной речью. П.: развивать мышление, уметь его применять. Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности. |
10. 05. 16 – 14. 05. 16 |
|
33-34 |
Спортивный праздник в твоей композиции. Комбинирован-ный урок. |
Диалоги об искусстве. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов, болельщиков в творчестве современных художников.
|
Уроки живописи. Выбор темы, сюжета: «Школьная спартакиада», «На старте», «Велосипедисты» и т.д. |
Знать значение колорита и освещения в объединении фигур в композицию. |
К.: организовывать учебное сотрудничество. П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Р.: владеть основами самоконтроля и самооценки. |
Формирование ответственного отношения к учению. |
16. 05. 16 – 28. 05. 16 |
|
Итого: |
34 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» |
Д |
2 |
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству |
Д |
3 |
Рабочая программа по изобразительному искусству |
Д |
4 |
Учебно-методические комплекты по программе «Изобразительное искусство. 5 – 8 классы» авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой |
К |
5 |
Учебники по изобразительному искусству |
К |
6 |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) |
Д |
7 |
Методические журналы по искусству |
Д |
8 |
Учебно-наглядные пособия |
Ф Д |
9 |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства |
Д |
10 |
Энциклопедии по искусству, справочные пособия |
Д |
11 |
Альбомы по искусству |
Д |
12 |
Книги о художниках и художественных музеях |
Д |
13 |
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры |
Ф |
14 |
Словарь искусствоведческих терминов |
П |
Печатные пособия |
||
15 |
Портреты русских и зарубежных художников |
Д |
16 |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
Д |
17 |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
Д |
18 |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Д |
19 |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Д |
20 |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной графике |
К |
Информационно-коммуникационные средства |
||
21 |
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники |
Д |
22 |
Электронные библиотеки по искусству |
Д |
23 |
Игровые художественные компьютерные программы |
Д |
Технические средства обучения (ТСО) |
||
24 |
Музыкальный центр |
Д |
25 |
CD/DVD-проигрыватели |
Д |
26 |
Телевизор |
Д |
27 |
Видеомагнитофон |
Д |
28 |
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением |
Д |
29 |
Мультимедийный проектор |
Д |
30 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций |
Д |
31 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
32 |
Фотоаппарат |
Д |
Экранно-звуковые пособия |
||
33 |
Аудиозаписи с музыкой, литературные произведения |
Д |
34 |
DVD-фильмы: - памятники архитектуры; - художественные музеи; - виды изобразительного искусства; - творчество отдельных художников; - народные промыслы; - декоративно-прикладное искусство; - художественные технологии. |
Д |
35 |
Презентации на CD или DVD: - по видам изобразительных (пластических) искусств; - по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; - по народным промыслам; - по декоративно-прикладному искусству; - по творчеству художников. |
Д |
Учебно-практическое оборудование |
||
36 |
Краски акварельные |
К |
37 |
Краски гуашевые |
К |
38 |
Тушь |
К |
39 |
Ручки с перьями |
К |
40 |
Бумага А3, А4 |
К |
41 |
Бумага цветная |
К |
42 |
Фломастеры |
К |
43 |
Восковые мелки |
К |
44 |
Пастель |
Ф |
45 |
Сангина |
К |
46 |
Уголь |
К |
47 |
Кисти беличьи № 3, 5, 10 |
К |
48 |
Кисти щетина № 3, 10, 13 |
К |
49 |
Ёмкости для воды |
К |
50 |
Стеки (набор) |
К |
51 |
Пластилин/глина |
К |
52 |
Клей |
Ф |
53 |
Ножницы |
К |
Модели и натурный фонд |
||
54 |
Муляжи фруктов и овощей (комплект) |
Д |
55 |
Гербарии |
Ф |
56 |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
Д |
57 |
Модели геометрических тел |
Д |
58 |
Маски античных голов |
Д |
59 |
Обрубовочная голова |
Д |
60 |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) |
П |
61 |
Драпировки |
П |
62 |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.) |
П |
Специализированная учебная мебель |
||
63 |
Столы рисовальные |
К |
64 |
Стулья |
К |
65 |
Стеллажи для книг и оборудования |
Д |
66 |
Мебель для проекционного оборудования |
Д |
67 |
Мебель для хранения таблиц и плакатов |
Д |
Для отображения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорённых случаев);
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Выпускник научится:
· понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
· осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
· понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
· осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
o выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
o определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
o различать произведения разных эпох, художественных стилей;
o различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выпускник научится:
· понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
· осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
· осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить ссобственной и давать ей оценку;
· передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
· осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
o понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
o осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
o понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Выпускник научится:
· эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
· понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
· создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
· создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
· наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
· использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.
Выпускник получит возможность научиться:
o анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
o понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
o анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Выпускник научится:
· различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
· различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
· различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
o определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
o понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла
Руководитель ШМО __________________Баланцова И.А.
Протокол №1 от «31» августа 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР __________________Кондрашкина С.И.
«31» августа 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.